Подготовили: сотрудники УМК ПО - Федосова Л.П. методист, Хаббасова А.К. методист, Семенов Ю.А. методист, Аносова Т.И. зав. УМК ПО, Арсланов Ф.Г. ст.преп. каф. ТиМПО Дата: 19.12.2001 г.
Дайджест
|
Обеспечение социально-профессиональной мобильности педагогических кадров как обязательное условие повышения качества профессионального образования в регионе.
Анисимова О.А. Стресс и профессиональное здоровье педагога. Ключевые слова: Стресс, профессиональное здоровье. Выясняется степень готовности учителя к изменению собственного поведения, исследуются 4 типа учителей: 1-й тип - педагоги, которые ведут спокойный образ жизни и стресс практически не угрожает их здоровью; ... 4-й тип - это педагоги, чей образ жизни требует серьезных изменений (таких педагогов около 70%). Даются принципы борьбы со стрессом. Браже Т. Г. Принципы оценки деятельности андрагога.. Ключевые слова: Экологичность результатов, валеологичность достижений, право на избирательность, творческий потенциал, психологическая комфортность. Рассматриваются основные принципы оценки деятельности андрогога: экологичность результатов, валеологичность достижений успеха, право взрослых на избирательность отношения к содержанию образования, к целям и способам их реализации, развитие творческого потенциала любого человека, психологичная комфортность, оптимистичность, укрепление у взрослого человека веры в себя, в свои возможности. Ирхин В.Н. В.П. Кащенко: здоровье учителя и учащихся - приоритетная ценность // Педагогика. - 1997. - №3. - с. 73-76. Ключевые слова: Валеологизация сферы образования, педология. Здоровье участников педагогического процесса рассматривается как приоритетная ценность, цель, результат и необходимое условие успешной деятельности каждого учебно-воспитательного учреждения. Методологическую основу научно-практического творчества Кащенко составляла педология. Кащенко изучая природу «исключительных детей» и способы коррекции их состояния. Он выделяет три причины такой исключительности: строго социальные, чисто биологические и обусловленные обоими факторами. Кащенко проповедует лечебную педагогику - воспитать здорового человека сможет только здоровый педагог с высоким уровнем валеологической культуры. Центральный путь оздоровления - обращение к творчеству детей и педагогов. Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагогов. - М.: Сентябрь, 1999. - 192 с. Ключевые слова: Профессиональное здоровье учителя , психическое здоровья, многоуровневость, профессиональное долголетие. Рассматривается проблема психического и профессионального здоровья(низкий уровень психологической культуры, недостаток коммуникативных способностей и навыков саморегуляции) , пути ее решения - реабилитационные процедуры, использование технологий диагностики физического и психического здоровья., обучение педагогов приемам саморегуляции, участие в психотренингах, спортивно-оздоровительных мероприятиях. Профессиональное долголетие: педагогическая направленность, пед. компетентность, эмоциональная гибкость и др. Найн А. А., Сериков С. Г. Проблема здоровья участников образовательного процесса . //Педагогика. - 1998. - № 6. - с. 53-57. Ключевые слова: Сдоровьесберегающее образование, медико-санитарное просвещение. Освоение многих новшеств достаточно трудоемкий процесс. Из-за них возникают различные отклонения функционального состояния организма. Существует взаимосвязь между физическим здоровьем учителя и качеством его профессиональной деятельности. В цикле психолого-педагогических дисциплин должны быть шире представлены вопросы обеспечения нормального психического развития детей. Педагог сам должен показывать пример ведения здорового образа жизни. Психологический потенциал и реальный уровень здоровья педагога// Педагогика. - 1998. - №4. - с. 118. Ключевые слова: Эмоциональные расстройства, психологическая культура. Выделены аспекты деятельности педагога, связанные с состоянием его здоровья. Установлены факторы, стимулирующие (или препятствующие обучению и развитию: самообразование, интерес к работе, новизна деятельности, реализация творчества; жизненные обстоятельства, недостаток времени, состояние здоровья. Статистические данные: наибольшие проблемы и стрессы в семьях у женщин-учителей(76%)(сложные жилищно-бытовые условия, низкая заработная плата), высок уровень тревожности у педагогов со стажем от 12 до 20 лет, очень низка психологическая культура учителей. Несколько иное психофизическое и моральное состояние педагогов элитных и экспериментальных школ - более удовлетворены во всех отношениях. Рабочая книга андрогога / под ред. С.Г. Вершловского. - СПб, 1998. Ключевые слова: Андрогогика, образоватеельные системы, личностные ресурсы. Описаны социально-психологические особенности взрослых: рассматриваются вопросы периодизации жизни взрослых, основные психофизические закономерности развития взрослых, проблемы их социализации (роль образования в социализации, безработные в системе образования, женщины и образование, особенности руководства образовательной деятельностью инвалидов). Даны образовательные системы взрослых : корпоративная, специализированная, виртуальная. Реан А. А., Баранов А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей. // Вопросы психологии. - 1997.-№ 1.- с. 45-53. Ключевые слова: Стрессы, характер, социальность, исследования. Стрессы типичное явление в жизнедеятельности учителя и поэтому стрессоустойчивость рассматривается как профессионально-значимое качество его личности, где характер занимает одно из основных мест. Обязательными факторами в формировании характера являются: социальная среда, социально-психологическая толерантность, экстернальность (интернальность). Представлены методики исследования степени стрессоустойчивости учителей, результаты, выводы. Соколовская Е.А. Я - учитель (опыт профессиональной рефлексии). - СПб.: ИОВ РАО, «Тускарора». - 1999. - с. 86. Ключевые слова: Педагогический опыт, рефлексия, педагогическое творчество. Важнейшее условие становления учителя в профессии - критическое осмысление им оснований, идей и методов своей деятельности - его рефлексия. Благодаря ей учитель профессионально растет. Образ идеального учителя создается под влиянием философской, педагогической, психологической литературы; влияет пример коллег. Свой образ небесполезно сопоставить с образом Учителя, воссозданным учениками. В книге дается прогноз возможной эффектов педагогической деятельности. Анализируется понятие педагогического творчества - создание концепции развития школы, новых программ, реализующих новые образовательные идеи. Татарникова Л. Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития. - СПб.; Ретрос. - 1995. Ключевые слова: Валеология, раздельное образование, педагогические системы. В книге рассмотрены причины возникновения педагогической валеологии и история ее развития, изложены принципы организации валеологического образования, рассмотрены особенности подготовки педагога - валеолога. Представлен обширный научно-методический материал, обеспечивающий организацию практического внедрения валеологии в школах и других учебных заведениях.. Шепель В.М. Ортобиотика: Слагаемые оптимизма. - М.: Авиценна, ЮНИТИ, 1996. - 295 с. Ключевые слова: Ортобиоз, самосбережение здоровья, выживаемость, оптимизм. Даются рекомендации по практическому овладению личного ортобиоза, помогающему на протяжении всей жизни сохранять физическое и душевное здоровье. Рекомендуются: формула выживаемости, философия оптимизма, жизненный путеводитель, гигиенические правила самосбережения. |