СУЩНОСТЬ. Введение стандартов в образовательный процесс и реализация требований государственного стандарта начального профессионального образования к качеству подготовки квалифицированных рабочих поставили перед методической службой профессионального образования принципиально новые задачи, существенно меняющие ее роль.
ГЛАВНОЕ. Современные условия требуют качественного изменения методической службы, что проявляется прежде всего в целеполагании - не оказание методической помощи, а создание условий для саморазвивающейся педагогической деятельности; не безадресная передача информации, а создание гибких информационных технологий.
НОВИЗНА. В создании модели методической службы профессионального образования построенной по «функциональному принципу».
ДОСТУПНОСТЬ. Использование нетрадиционной модели методической службы в системе профессионального образования позволит коренным образом изменить подходы к определению целей, задач и содержания профессионального образования, то есть сместить акцент с удовлетворения потребностей личности учащегося в профессиональном становлении и развитии.
ВНЕДРЕНИЕ. Новая модель методической службы профессионального образования требует подготовки методистов, владеющих специальными профессиональными знаниями, умениями и навыками.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ. Качественно новый уровень организации методической работы в учреждениях начального профессионального образования создает условия для появления новых форм пропаганды опыта работы преподавателей и мастеров как технологии обучения и воспитания.
Содержание и формы организации методической службы
Изменение подходов к организации методической службы вызвано тем, что сегодняшний выпускник не удовлетворяет потребностям рыночных отношений, т.к. у него не сформированы менеджерские умения и навыки, следовательно работа с содержанием обучения должна быть сориентирована на принципиально новый уровень профессионализма выпускника.
Алгоритм отбора содержания деятельности методической службы
1. Анализ затруднений в работе педагогов и управленцев.
2. Фиксация и систематизация потребностей педагогов и правленцев в методическом обеспечении их деятельности.
3. Постановка целей методической службы на основе потребностей педагогов.
4. Выделение основных направлений в содержании деятельности методической службы.
Содержание работы методической службы
Содержание носит комплексный характер и включает совокупность взаимосвязанных между собой направлений деятельности:
- технологическое
- педагогическое
- научное
- управленческое
Технологическое направление является ведущим в работе методической службы и представляет собой работу методистов как исследовательско-аналитическую.
Методист должен уметь анализировать работу педагога, мастера, выделять в ней существенные черты и представлять как технологию обучения, т.к. технология предполагает диагностично поставленные цели обучения, которые должны привести к изменениям каждого ученика: его знаний, умений, мыслей, чувств, поведения, т.е. действий в определенных ситуациях. Умение методистов осуществлять технологический подход в работе с педагогическими кадрами становится первоочередной задачей методической службы нового типа.
Педагогическое направление в работе методической службы проявляется в умении методиста оказывать влияние на сознание педагогов по осмыслению, необходимости освоения и использования в работе новых педагогических технологий. Методист, работая с педагогом, мастером, управленцем, должен уметь показать преимущества учебного процесса, организованного на основе современных педагогических теорий, перед традиционными подходами, не позволяющими сегодня решить задачи развития каждой личности ученика в соответствии с его способностями и достижениями.
Научное направление в работе методической службы появилось в связи с реформированием системы начального профессионального образования и проявляется в умении методиста организовать работу по созданию авторских программ, пособий, а также адаптации типовых программ к условиям учебного процесса.
Структура методической службы нового типа
В отличие от традиционной модели построенной по «предметному принципу», новая модель методической службы строится по «функциональному принципу» с такими компонентами, как: методический совет, методический кабинет, педагогические мастерские, экспериментальная лаборатория, информационный центр, проблемные микрогруппы. Опыт новой модели методической службы только формируется, но эти первые шаги являются основной для обеспечения профессионального роста педагогических кадров системы начального профессионального образования.
В профессиональном лицее № 24 г. Орска и профессиональном лицее № 42 г. Кувандыка созданы педагогические мастерские, в которых педагоги-мастера по разработанной программе проводят занятия с коллегами по распространению системы своей работы. Главным достоинством педагогических мастерских является профессиональный рост и автора опыта и коллег, его воспринимающих.
Творческие проблемные группы, работающие в профессиональном лицее № 24 г. Орска, создаются для разработки проблем, вызывающих затруднения у педагогов лицея. Результатом работы группы является учебно-методический комплекс по определенной дисциплине, разработка различных видов занятий по разделу или теме.
Экспериментальная лаборатория - это сравнительно новая форма методического обеспечения учебного процесса, занявшая свое место в новой модели методической службы. Лаборатория разрабатывает и вводит способы и приемы по внедрению новых профессий. В профессиональном лицее № 59 с. Плешаново введена ступенчатая структура профессиональной подготовки по профессиям фермер, хозяйка усадьбы и автомеханик. I-я ступень дает узкую или среднюю квалификацию, II-я - высокую квалификацию или среднее специальное образование, III-я ступень - интеграцию с высшим образованием.
Таким образом, каждая ступень обеспечивает соответствующий квалификационный уровень для самостоятельной профессиональной деятельности молодого специалиста.
Результатом всех преобразований является рост престижа учебного заведения, что обеспечивается повышением профессионального мастерства педагогических кадров. Эту сложную задачу призвана решать методическая служба нового типа.