Автор: Бланк Н.В. Дата составления: 09.96.
Система работы по техническому черчению
 
Шиянова Н.А.,
преподаватель технического черчения
профессионального лицея № 3 города Оренбурга.
        СУЩНОСТЬ ОПЫТА состоит в разработанной системе развития у учащихся общеучебных и профессиональных умений и навыков на основе учета индивидуальных способностей.
        ПРОДУКТИВНОСТЬ системы в том, что у учащихся формируются прочные теоретические знания, а на основе их  практические умения и навыки необходимые для овладения специальностью.
        ТРУДОЕМКОСТЬ работы преподавателя состоит в разработке системы заданий трех уровней сложности.
        ВНЕДРЕНИЕ системы требует создания материально-дидактической базы и изменения условий работы учебного заведения и преподавателя.
        ДОСТУПНОСТЬ опыта для преподавателей несомненна. Методику может использовать каждый преподаватель.
        НОВАТОРСТВО заключается в создании благоприятных условий для
        1) развития у каждого учащегося логическо-пространственного    мышления
        2) формирования системы знаний, необходимых для успешной профессиональной деятельности и соответствующих современным требованиям качеств личности рабочего
        РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ. Обучение по разработанной преподавателем системе дает возможность повысить обучаемость учащихся с 34% (процент учащихся, справляющихся с заданием базового уровня в начале учебного года) до 87%.
Организация учебной деятельности

        Условия определившие выбор технологии дифференцированного обучения:
        а) смена статуса учебного заведения (с 1990г технический лицей);
        б) двуступенчатая система обучения;
        в) соответствие второй ступени стандарту среднеспециальних учебных заведений;
        г) введение новых предметов;
        д) увеличение количества часов по техническому черчению (с 61 до 166);
        е) возможность обучения в группе наполняемостью не более 15 человек;
        ж) комплексное методическое обеспечение (кабинет, модели, изделия, карточки-задания, сборники заданий, плакаты, образцы чертежей, лучшие графические работы учащихся).

       ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
        I. Использование методов диагностики для определения учебных способностей учащихся.
        II. Анализ причин неуспеваемости.
        III. Разработка и использование системы методов в обучении и воспитании.
        IV. Создание системы дидактических материалов различного целевого назначения.
        V. Создание системы учета и контроля знаний.
 
        Использование методов диагностики для определения способностей учащихся
        Изучив теоретические исследования в области познавательного интереса (Г.И.Щукина), проблем неуспеваемости (Н.А.Менчинская), индивидуализации и дифференциации обучения (И.Унт), а также работ современных дидактов по проблеме совершенствования процесса обучения, преподаватель начинает работу с изучения учащихся, используя методы наблюдения, беседы, анкетирования.

        Анализ полученных результатов является основой для:
        - внесения коррективы в учебные программы по техническому черчению, а именно: изучение основ проекционного черчения "с нуля"
        - условное деление учащихся на три группы, на являющееся постоянным.
 
        1 группа - учащиеся с устойчивой высокой успеваемостью, умеют выделять главное, самостоятельно делают выводы и обобщения, легко переносят знания в новые ситуации. Для них подбираются задания повышенной трудности.
        2 группа - учащиеся со средними способностями, затрудняющиеся в выделении главного. Задания для учащихся этой группы направлены на воспитание самостоятельности, уверенности в своих учебных возможностях и развитии познавательной активности.
        3 группа - учащиеся с низким уровнем обучаемости и работоспособности.
        Преподаватель выделяет среди них 2 типа слабоуспевающих:
        1 тип педагогически запущенных учащихся требует от преподавателя особого внимания, систематической работы по преодолению пробелов в знаниях, включения в активную познавательную деятельность по мере приобретения знаний, умений и навыков;
        2 тип характеризуется неосознанностью мыслительной деятельности учащихся, инертностью, неустойчивостью мышления.
        Преподаватель подбирает для таких учащихся упражнения на развитие интеллектуальных способностей, обучает умению сравнивать, сопоставлять, обобщать, выделять главное.
 

Разработка и использование системы методов в обучении
 
        Система методов и форм обучения, используемая преподавателем, основывается на главной идее опыта: строить процесс обучения так, чтобы каждый учащийся был субъектом в совместной деятельности с преподавателем, чтобы у каждого уч-ся развились умения и навыки, необходимые для овладения специальностью, в соответствии с их индивидуальными способностями.

        ПРИНЦИПЫ, выработанные преподавателем:
        - оснащение кабинета должно обеспечивать проведение занятий на высоком уровне требований, предъявляемых к обучаемому и преподавателю программой;
        - систематизация материала по разделам программы, курсу обучения,   количеству часов, выделяемых на теоретическое и практическое  обучение;
        - система форм и методов обучения должна быть направлена на постоянно и постепенно усложняющуюся деятельность учащихся на уроке;
        - разработанная система заданий трех уровней сложности должна   обеспечивать переход от простого к сложному на основе учета возможностей каждого учащегося.

        Кабинет оснащен:
        - образцами всех чертежей по курсу технического черчения;
        - натуральными изделиями, применяемыми на производстве;
        - индивидуальными чертежными столами.
        Столы пронумерованы и закрепляются за каждым учащимся, при этом номер стола должен соответствовать номеру, под которым уч-ся числится в журнале теоретического обучения.
        Такая организация обучения дает возможность преподавателю быстро запомнить учащихся, видеть отсутствующих, осуществлять контроль за сохранностью оборудования и учебных пособий и, главное, оперативно отработать систему выдачи вариантов заданий по трем уровням сложности.
        В соответствии с учебным планом и программой весь учебный материал разбит на 10 тем. По каждой теме предусмотрено выполнение определенного количества графических работ, часть из которых выполняется в рабочих тетрадях в виде эскизов, чертежей, графиков, таблиц, а большая часть на листах чертежной бумаги (формат А3), что вырабатывает профессиональные навыки качественной работы.
        Преподаватель дифференцированно подходит к отбору форм и методов, основываясь на результатах анализа уровня подготовки уч-ся, а также необходимости создания благоприятного психологического климата и устойчивых положительных взаимоотношений с учащимися.
        Так с уч-ся 1 группы, особенно на втором этапе обучения, используется исследовательский метод или его элементы.
        С уч-ся 2 группы - частично поисковый и проблемный методы, а с уч-ся 3 группы - репродуктивный.
Из форм организации уровня чаще используется индивидуальная на всех этапах урока, поскольку она позволяет учитывать учебные возможности каждого ученика, а также групповая - в парах сменного состава (по методике А.Ривина) на повторительно-обобщающих уроках и зачетах. Главным же при выборе форм и методов для преподавателя является принцип "Урок должен заставлять мыслить".
 

Создание системы дидактических материалов
 
        Все задания подбираются по трем уровням сложности и соответствуют определенным целям.

Преподаватель использует цветовые обозначения для выделения уровня сложности заданий.
Зеленый цвет обозначает задание базового уровня сложности (например, Перечертить вид сверху, на листе главного вида выполнить фронтальный разрез, нанести размеры).
Желтый - среднего уровня (например, Перечертить вид сверху, на листе главного вида соединить половину вида с половиной фронтального разреза, нанести размеры).
Красный - высокого уровня (например, По заданной аксонометрической проекции выполнить комплексный чертеж детали, применить необходимые разрезы, нанести размеры).
Красный со звездочкой - повышенного уровня сложности (например, метод перемены плоскостей проекций).
 
        В зависимости от уровня подготовки учащихся, сформированности знаний, умений и навыков преподаватель разработал следующие виды заданий:
        - по образцу;
        - для выполнения только части задания;
        - по алгоритму;
        - со вспомогательным вопросом;
        - с теоретическим предписанием;
        - с инструкцией;
        - с использованием классификации;
        - проблемно-поисковые (для самостоятельного выбора из предложенных или задания, которые учащиеся подбирают сами).

        Поскольку задания предназначаются чаще всего для самостоятельного выполнения, преподаватель разработал требования:
        - к содержанию рабочего руководства
        - к организации самостоятельной работы.

        Рабочее руководство должно:
        - обеспечивать восприятие учебного материала и его самостоятельную проработку;
        - быть направлено на активизацию мыслительной деятельности с учетом уровня развития знаний, умений и навыков и посильное умственное напряжение;
        - предусматривать чтение, расчеты, эскизирование, подготовку к устному ответу;
        - помогать учащемуся в выделении главного;
        - ориентировать учащегося на самоконтроль;
        - учитывать различные темы работы учащихся.

        Требования к организации самостоятельной работы:
        - представить задание в последовательности, совпадающей с этапами его выполнения;
        - иметь указание источника, необходимого при выполнении задания;
        - содержать указание в форме выполнения (письменно, устно, в виде рисунка, чертежа и т.п.).
 

Создание системы учета и контроля заданий
 
        Систему учета и контроля преподаватель определяет исходя из цели обучения техническому черчению.
        1. Изучение основ начертательной геометрии.
        2. Формирование приемов логического мышления и пространственного воображения.
        3. Формирование практических умений, навыков выполнения и чтения чертежей, а также умений делать обобщения.

        В учебном процессе используются такие виды контроля, как предварительный, текущий, поэтапный (тематический) и итоговый.
        Цель предварительного контроля состоит в выяснении прочности опорных знаний перед изучением нового материала или после перерыва в обучении (блочно-модульное изучение материала).
        Цель текущего контроля - в выявлении усвоения материала предыдущего или нового урока, чаще в устной форме.
        Цель поэтапного контроля - в выявлении усвоения изученной темы, преимущественно в письменном виде.
        Цель итогового контроля - выявить умения применять теоретические знания на практике после изучения нескольких тем, разделов, всего курса в конце каждого года обучения. Но предпочтительной для преподавателя является практическое выполнение заданий.
        Наглядным подтверждением разработанной системы учета и контроля является "Экран тематического учета и контроля". Он включает в себя:
        - список учащихся;
        - перечень и последовательность изучения тем и разделов программы
        - распределение учебного материала по блокам, курсам;
        - количество и последовательность выполнения чертежей, проверочных и контрольных работ.

        Такой подход к учету и контролю позволяет преподавателю видеть не только обученность, но и обучаемость каждого ученика.
        Важным является и то, что преподаватель выбирает форму и вид контроля в зависимости от темы. Так по теме "Проекционное черчение" контроль проводится в форме собеседования в парах сменного состава, а по теме "Резьбы и резьбовые соединения" - в форме решения графических задач с элементами программированного обучения.
        Все виды контроля взаимосвязаны, т.к. универсального, по мнению преподавателя, вида контроля нет. Контроль тесно связан с оценкой, которая позволяет анализировать результат усвоения, соотнося его с целью.
        Разработанная преподавателем система обучения, учета и контроля вырабатывает у учащихся самостоятельность в выборе заданий по трем уровням сложности, помогает проводить  самоанализ умений и навыков по предмету. При этом основная функция преподавателя заключается в обеспечении усложнения деятельности уч-ся на основе знания того, что обучаемый может выполнить с помощью преподавателя или самостоятельно.