Представила: Шарикова Н.И., зав. УМК истории и обществознания. Дата: 19.12.2001 г.

 

Формы итоговой аттестации учащихся
(материал для дистантного обучения учителей истории. КБПК)

 

Экзамен по истории всегда проводятся устно. Форму экзамена учащиеся выбирают. Экзамен может осуществлятся в следующих формах: по билетам, собеседование, реферат.

Ежегодно  МО РФ предлагает вопросы к экзаменационным билетам. Однако учителю истории необходимо помнить, что они носят примерный характер и определяют только области, в которых целесообразно провести экзамен для учащихся основной и полной школы.

Формулировки вопросов не следует переносить в экзаменационные билеты в неизменном виде так как: они даны слишком широко, пространно; главное внимание сосредоточено на информации, не предусмотрена равноценная и целенаправленная проверка умений; ответы учащихся демонстрируют память, способность к пересказу, а не собственные суждения и отношения к событиям.

 Существуют более эффективные пути составления экзаменационных вопросов;

n   включение в текст задания развернутой инструкции или плана ответа, это поможет ученику изложить свои знания целостно, логично, компактно и показать требующиеся умения;

n   для сильных учащихся в экзаменационном задании можно указать приемы работы      (например, « Сравните следующие периоды истории СССР: военный коммунизм, НЭП, реальный социализм. Линии сравнения определите самостоятельно. );

n   вопросы могут быть проблемными, побуждая школьников размышлять над актуальными фактами, сравнивать различные точки зрения и аргументировано представлять свою. Например, «Октябрь 1917г. - случайность, неизбежность, закономерность?) или «Какое событие в истории 19 века произвело на вас впечатление и почему?».

Преимущества деятельностного, личностного и проблемного подходов к формулированию экзаменационных вопросов очевидны:

n   в содержательном плане объем вопросов разумно ограничен;

n   проверка направлена на оценивание  не только знаний, но и опыта осуществления способов деятельности, который входит в сферу учебных достижений школьников по истории;

n   можно четко определить информационные и деятельностные критерии (для объективной оценки устных ответов по таким  формулировкам);

n   уровень сложности заданий легко варьируется с учетом специфики класса, его успехов, интереса к истории;

n   нестандартные формулировки вопросов побуждают учеников выстраивать свой ответ в четко заданной логике, высказывать личные взгляды и оценки обсуждаемых событий;

n   можно творчески организовать подготовку к экзамену ребят.  

                     Собеседование - альтернатива экзаменационным билетам. Собеседование осуществляется по одной из ключевых тем школьного курса истории. Эта форма итоговой аттестации предлагается ученикам, «имеющим отличные знания по предмету... обладающими аналитическими способностями» (Вестник образования, 1997г., № 1).

Для проведения  собеседования можно использовать логические задания из сборника     « История для любознательных» , авторы Кишенкова О.В.и Короткова М.В., 5-11кл., М.: Дрофа,1996г. Сборник охватывает все разделы школьных курсов истории. Из трех тысяч заданий не сложно выбрать соответствующие  тематике и возрастным познавательным возможностям учащихся. Сфера учебных достижений, подвергающихся проверке, будет шире, актуальнее, в нее войдут не только знания, но и умения выпускников.

Текст задания предъявляется  учащимся на экзамене, дается время на его изучение и подготовку ответа, затем идет беседа с уточняющими и дополнительными вопросами. К сложным заданиям можно предложить инструкцию о порядке их выполнения.

Реферат- (лат. слово)-доклад на определенную тему, включающий обзор литературных и других источников.

Готовя реферат, школьники должны провести активный поиск и глубокое изучение научной  научно-популярной литературы, других источников по определенной проблеме, критически проанализировать и оценить их содержание, сделать собственные выводы.

Можно предложить учащимся памятку «Как писать реферат».

Школьники должны отчетливо представлять структуру реферата:

n   план или оглавление с указанием страниц, глав, разделов;

n   обоснование выбора темы;

n   теоретические основы выбранной темы;

n   изложение основного вопроса,

n   вывод и обобщения;

n   практическое значение реферата;

n   список использованной литературы;

n   приложения: документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т.п.

                         ( М.Чернова. Рефераты старшеклассников. «История», 1995г. №8).

               

                     Примерные аспекты содержания реферата:

1.   Вводная часть. Обоснование выбора темы:

n   ее актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем;

n   новые, современные подходы к решению проблемы;

n   наличие противоположных точек зрения на проблему в науке и желание в них разобраться;

n   противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории;

n   личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме.

2.   Основная часть:

n   суть проблемы или изложение объективных исторических сведений по теме реферата;

n   критический обзор источников;

n   собственные сведения, версии, оценки.

3.   Заключение:

n   основные выводы;

n   результаты и личная значимость проделанной работы;

n   перспективы продолжения работы над темой.

                      Оформление списка использованной литературы:

1.   Ф.И.О. автора. Название книги. Место издания. Издательство. Год издания.

                     

 Оформление ссылок на источники:

Постраничный вариант: в нижней части страницы (под основным текстом) под соответствующим номером сноски указываются выходные данные источника, номер тома, части и т.п., страницы.

Внутристраничный вариант: в тексте работы после приведенной цитаты в скобках указываются номера источника по общему библиографическому списку и использованной страницы.

                         Оформление титульного листа:

1.   Название среднего учебного заведения.

2.   Тема реферата.

3.   Фамилия, имя автора.

4.   Класс.

5.   Ф.И.О. учителя истории, осуществляющего научное руководство.

6.   Год написания реферата.

Объем реферата не должен превышать 20 страниц машинописного текста или 24 страницы ученической тетради.

Не позднее, чем за неделю до экзамена реферат представляется на рецензию учителю-предметнику, осуществляющему научное руководство.

В отзыве отмечаются:

n   содержательность, логичность, аргументированность изложения и общих выводов;

n   умение анализировать различные источники, извлекать из них исчерпывающую информацию, систематизируя и обобщая ее;

n   умение выявлять несовпадения в различных позициях, суждениях по проблеме реферата, давать им критическую оценку;

n   присутствие личностной позиции автора реферата, самостоятельность, обоснованность его суждений;

n   умение ясно выражать свои мысли в письменной форме, яркость, образность изложения, индивидуальность стиля  автора реферата;

n   правильное оформление работы (структурирование текста на пункты и подпункты, его изложение в соответствии с выработанным планом, нумерация страниц, оформление цитат и ссылок, библиографии, титульного листа и т.п. );

n   сопроводительные материалы (иллюстрации, схемы, чертежи, карты и т.п.).

                        На экзамене аттестационная комиссия знакомится с рецензией на представленную работу и выставляет оценку выпускнику после защиты реферата.

                                                                                                                                                                                                

                         Модели защиты реферата:

1.» Классическая». Устное выступление старшеклассника сосредоточено на принципиальных вопросах:

n   тема исследования и ее актуальность:

n   круг использованных источников и основные научные подходы к проблеме;

n   новизна работы (изучение малоизвестных источников, выдвижение ново ерсии, новые подходы к решению проблемы и т.д.);

n   основные выводы по содержанию реферата.

2.   « Индивидуальная». Старшеклассник раскрывает личностные аспекты работы над рефератом:

n   обоснование выбора темы реферата;

n   способы работы над рефератом;

n   оригинальные находки, собственные суждения, интересные моменты;

n   личная значимость проделанной работы;

n   перспективы продолжения исследования.

3.   «Творческая» защита предполагает:

n   оформление стенда с документальным и иллюстративным материалами по теме исследования, их комментарии;

n   демонстрация слайдов, видеозаписей, аудиозаписи, подготовленных во время работы над рефератом;

n   яркое, оригинальное представление фрагмента основной части реферата и др.

К указанным в рецензии критериям оценки реферата и его защите добавляются:

n   умения ясно выражать свои мысли в устной форме;

n   умения четко, по существу отвечать на вопросы по теме.

Из всех форм школьных экзаменов по истории - реферирование- самый ответственный и трудоемкий вид.