Статья об опыте работы
ГАНАЕВОЙ ЕЛЕНЫ АРКАДЬЕВНЫ
учителя средней школы № 24 г.Оренбургапо проблеме: « Формирование когнитивно-коммуникативных умений школьников» |
|
|
|
Современное общество характеризуется усложнением целей, стоящих перед человеком, динамичностью условий, в которых приходится ориентироваться школьнику, значительно возрастает роль активной, созидательной деятельности личности. Школа призвана ориентировать учащихся на осознание неразрывной связи, единства, общности Родины, края в историко-культурном, экономическом, естественно-географическом и общественно-политическом плане; обеспечивать возможности такого их развития, которое позволит реализовать во всем многообразии свои личные и социальные цели. В условиях сегодняшнего дня эффективное использование имеющихся знаний, умений, навыков обусловлено активным, ответственным отношением человека к их приобретению. Современный школьник должен быть готов к самостоятельному приобретению знаний. Следовательно, актуализируется проблема формирования когнитивно-коммуникативных умений подростков. Формирование когнитивно-коммуникативных умений - важная составная часть системы обучения и воспитания. Данная проблема заинтересовала учителя истории школы №24 Ганаеву Е.А и в течение нескольких лет она работала над ней. Результатом явилась разработка материала по формированию когнитивно-коммуникативных умений в историко-краеведческой деятельности. Когнитивные умения - умения самостоятельно приобретать знания.
К основным когнитивным умениям относятся: 1.умение работать с наглядностью, текстом; 2.умение работать с учебной и научно-популярной литературой, на этой основе самостоятельно приобретать и углублять знания; 3.умение проводить наблюдения и на их основе формулировать выводы; 4.умение самостоятельно моделировать и строить гипотезы; 5.умение применять знания на практике; 6.умение самостоятельно ставить эксперимент и на его основе получать новые знания; 7.умение объяснять явления и наблюдаемые факты на основе имеющихся теоретических знаний, предсказывать следствия из теории.
К коммуникативным умениям относятся: 1. умение общаться, т.е. умение слушать и слышать партнера по общению, обосновывать свою точку зрения; выстраивать систему доказательств (подбирать аргументы, задавать вопросы, возражать, дополнять); 2. использование приемов владения языком, самостоятельное совершенствование в нем; 3. овладение речевой деятельностью, характеризующейся: а) выразительностью, т.е. эмоциональностью и образностью; б) содержательностью, т.е. точностью и ясностью, насыщенностью информацией; в) достаточной степенью развития устной и письменной речи.
На основе теоретического анализа учителем были выделены следующие этапы формирования когнитивно-коммуникативных умений: n ознакомление учащихся с образцами действия; n овладение первоначальным умением применять знания; n совершенствование первично приобретенных умений и формирование навыка; n применение в разнообразных ситуациях.
Анализ теоретических работ, определение номенклатуры когнитивно-коммуникативных умений позволили учителю акцентрировать внимание на: 1. вооружении школьников основами когнитивно-коммуникативных умений; 2. применении дидактических средств формирования когнитивно-коммуникативных умений учащихся; 3. включении школьников в целенаправленную, последовательную деятельность; 4. увеличении доли самостоятельности, познавательной активности учащихся в этой деятельности, что будет достигаться путем постановки учебных проблем, созданием проблемных ситуаций.
Поиск резервов повышения качества образования определили работу учителя по линии перехода от информативных к активным формам и методам обучения. Активные методы обучения позволили учителю сократить переходный период от теоретических знаний к практическим умениям. Ганаева Е.А считает, что включению подростков в осознанную деятельность способствуют следующие пути: обоснование значимости познавательной и коммуникативной деятельности, ее целей и задач; применение различных форм внеклассной и учебной работы; воспитание у детей интереса к обучению и общению, формирование системы знаний; использование разнообразных форм учета в учебно-воспитательном процессе межпредметных связей и индивидуальных особенностей детей.
В процессе формирования когнитивно-коммуникативных умений подростков в историко-краеведческой деятельности в ходе опытно-экспериментальной работы учителем были выделены три этапа: n создание основы для формирования когнитивно-коммуникативных умений; n формирование когнитивно-коммуникативных умений в ходе познавательной и коммуникативной деятельности школьников; n совершенствование когнитивно-коммуникативных умений в процессе реальной практической деятельности.
В ходе опытно-экспериментальной работы важным было самостоятельное использование краеведческих знаний в урочной и внеурочной деятельности учащихся. С этой целью учителем использовались три серии самостоятельных работ. Первая серия самостоятельных работ, которые применялись в обучении краеведению, была нацелена главным образом на восстановление и закрепление умений самостоятельной работы с текстом учебника, краеведческих источников, полученных учащимися на предыдущих уроках. Изучение каждой новой темы начиналось с постановки исходной задачи, предварительно знакомившей учащихся с содержанием конечной цели изучения. В задаче, как правило, указывался образец искомого результата.
Система таких работ охватывала следующие виды: n найти по учебнику или другому источнику ответ на заданный вопрос; n подобрать отдельные отрывки из параграфа учебника, документа для характеристики событий, оценок этих событий, исторических лиц или выводов; n выписать цитаты, необходимые для аргументации тех или иных выводов; n заполнить таблицу или составить схему в ходе изложения учителем нового материала; n составить простой план параграфа по образцам.
Перечисленные виды самостоятельных работ стимулировали воспроизводящую деятельность по образцу. Их выполнение подчинено восстановлению и частично формированию элементарных умений работы с источниками. Вторая серия самостоятельных работ в экспериментальном обучении предусматривала формирование умений анализа текста на основе выявления нового свойства предмета и способа действия с ним, преобразование его в соответствии с условиями задачи. Выполняя их, ученики вынуждены были самостоятельно строить искомую ситуацию, определять способ решения задания. Система таких работ охватывала следующие виды: n рассказ уч-ся по карте, иллюстрации учебника, сопровождающийся анализом наблюдаемого и выделением основной идеи; n самостоятельный отбор фактического материала и систематизация его в соответствии с условиями задачи; n запись выводов и обобщений по: части урока, теме, разделу; n составление таблиц с целью сравнения, систематизации, прослеживания явлений в развитии.
Перечисленные виды самостоятельных работ содержали в себе постоянное усложнение познавательной деятельности уч-ся. Они применялись учителем в экспериментальном обучении краеведению во всех звеньях учебного процесса: при подготовке к новой теме, в ходе первичного изучения нового материала, при закреплении и применении знаний, в процессе учета знаний и обобщающего повторения. Третья серия самостоятельных работ синтезировала все предыдущие виды работ и тем самым придавала деятельности уч-ся целенаправленный поисково-исследовательский характер. Это были творческие самостоятельные работы, которые своим содержанием и условиями задач повышали в деятельности уч-ся удельный вес его ориентировочно-исследовательских и контрольно-оценочных операций. Они ставили ученика перед необходимостью применять полученные знания и умения в совершенно новой ситуации, самостоятельно изучать краеведческие источники, находить проблемы, выдвигать гипотезы о способах их решения. Составлять планы для поиска решений, проверять полученные выводы и т.п. Применяемые учителем задания представлены в следующем перечне: сочинения, составление планов, конспектов, тезисов по нескольким источникам и написание рефератов на их основе, выполнение рисунков, макетов на основе тех же источников, разработка плана поиска решения проблемы путем выдвижения гипотезы т.п. Таким образом, в ходе опытно- экспериментальной работы учителем апробировалась система формирования когнитивно-коммукативных умений подростков в процессе историко-краеведческой деятельности.
Более детально с материалами по практической деятельности учителя в области формирования когнитивно-коммуникативных умений школьников в процессе историко-краеведческой работы можно ознакомиться в УМК обществознания ООИПКРО. В 2000г. ООИПКРО выпустил брошюру Ганаевой Е.А « Преподавание истории края в средней школе». |
|