Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования
СОГЛАСОВАНО |
УТВЕРЖДАЮ |
__________________ |
Ректор ОО ИПК РО |
"__"________1998 г. |
__________ Зотова Н.К. |
|
"____" _________ 1998 г. |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
проблемных курсов
для учителей истории и обществоведческих дисциплин
1. Введение
Целью курсов является обеспечение мировоззренческой, научно-теоретической и методологической подготовки слушателей для их дальнейшего профессионального роста, позволяющего:
- компетентно организовать учебный процесс обеспечивающий стабильный рост достижений учащихся в соответствии с их личностными потребностями и возможностями, требованиями государственных стандартов.
Результат реализации программы
Ожидаемым результатом реализации программы является следующая совокупность достижений слушателей, проявляющаяся:
- в умении ориентироваться в области обществознания: знание структуры школьного исторического образования, содержания;
- в понимании современных методов ведения урока и оценивании достижений учащихся.
Программа состоит из 4 разделов :
Раздел 1. Школьное историческое и обществоведческое образование в современной России.
Раздел 2. Структура и содержание школьного исторического и обществоведческого образования.
Раздел 3. Современная лаборатория учителя истории.
Раздел 4. Оценочный инструментарий по истории.
Раздел 1 "Школьное историческое образование в современной России" является вводным и имеет основное назначение ознакомить слушателей с проблемами, тенденциями и перспективами развития исторического образования в России в 90-е годы ХХ. Освещает реформы системы школьного исторического образования в России и проблемы поиска приоритетов политики в области образования.
Раздел 2 "Структура и содержание школьного исторического и обществоведческого образования" систематизирует и обобщает знания слушателей о современной структуре исторического и обществоведческого образования. Знакомит с изменениями в содержании исторического и обществоведческого образования.
Раздел 3 "Современная лаборатория учителя истории" представляет возможность слушателям осмыслить современную методику преподавания истории и обществознания.
Раздел 4 "Оценочный инструментарий по истории" конкретизирует представление слушателей о основных методиках оценивания достижений учащихся.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Школьное историческое образование в современной России.
Проблемы, тенденции и перспективы развития исторического образования в России в 90-е годы ХХ века. Реформы системы среднего образования в контексте реформирования общества. Реформа системы школьного исторического образования в России и проблема поиска приоритетов политики в области образования. Система школьного исторического образования: на пути к новой структуре и содержанию.
Раздел 2. Структура и содержание школьного исторического образования.
Линейная структура школьного исторического образования. Ее достоинства и недостатки. Концентрическая структура школьного исторического образования. Пропедевтический курс истории. Древний мир", "Средние века", "История России" и Всеобщая история. "Право и политика", " Человек и общество", " Введение в экономику", " Граждановедение". Особенности I и II концентров. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений России. Тенденции развития учебно-методического комплекса по истории. Современный учебник. Рабочие тетради. Сборники познавательных заданий. Авторские и государственные программы по истории и обществознанию.
Раздел 3. Современная лаборатория учителя истории.
Современный урок истории. Общие подходы к анализу урока истории.
Типология названий уроков истории. Типы, формы уроков.
Активные формы обучения: сюжетно - ролевые игра, дискуссии, лабораторные занятия по первоисточнику. Модульная технология урока.
Раздел 4. Оценочный инструментарий по истории.
Требования стандарта. Разнообразные формы оценивания достижений учащихся. Рейтинговая система оценивания достижений учащихся на уроках истории и обществознания.
Типология тестовых заданий для проверки формализованных знаний. Тесты специальных способностей и достижений, тесты интеллекта, тесты со свободными ответами. Типология познавательных заданий для проверки субъективированных знаний и умений: логические задания, проблемные задания, образные задания. Формы итоговой аттестации учащихся.
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Организация учебной деятельности позволяет реализовать активность педагога и использовать их практический опыт. С этой целью предусмотрено примерно одинаковое количество лекций и практических занятий.
Особенности реализации данной программы заключаются в большом объеме 2 и 3 блоков. Они несут большую информационную нагрузку и требуют дополнительной самостоятельной работы слушателей по восприятию полученной информации, ее осмысление и реализации в практической.
В программу включен большой диагностический блок (входная, выходная диагностика).
4. ДИАГНОСТИКА ОБУЧЕННОСТИ
Входной контроль осуществляется в результате тестирования слушателей по проблеме структуры и содержания школьного исторического и обществоведческого образования. Позволяет выявить те трудности , которые испытывает учитель истории и обществознания.
Итоговый контроль осуществляется в форме зачета по вопросам и заданиям, назначение которых: способствовать объективному определению уровня профессиональной подготовки учителя истории и обществознания.
Критериями оценки деятельности обучаемых является:
- образовательная активность слушателей;
- умение практически осмыслить и реализовать полученные знания и умения.
Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования
СОГЛАСОВАНО |
УТВЕРЖДАЮ |
__________________ |
Ректор ОО ИПК РО |
"__"________1998 г. |
__________ Зотова Н.К. |
|
"____" _________ 1998 г. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
предметно-методического модуля проблемных курсов
учителей истории и обществоведческих дисциплин
Цель: осуществить научно-теоретическую, методологическую и методическую подготовку слушателей для преподавания обновленного курса истории и обществознания в средней школе.
Категория слушателей: учителя истории и обществознания.
Срок обучения: 56 часов.
Форма обучения: очная.
N |
Наименование разделов и тем |
всего |
лекции |
практич. занятия |
консуль-тации |
форма контроля |
|
Входное диагностирование |
2 |
|
|
|
2 |
1. |
Школьное историческое образование в современной России. |
4 |
|
|
|
|
1.1 |
Реформа системы среднего образования в контексте реформирования общества. |
|
2 |
|
|
|
1.2 |
Реформа системы школьного исторического и обществоведческого образования в России. |
|
2 |
|
|
|
2. |
Структура и содержание школьного исторического образования. |
16 |
|
|
|
|
2.1 |
Линейная и концентрическая структура исторического образования: достоинства и недостатки. |
|
2 |
|
|
|
2.2 |
Современный учебник по истории и обществознанию. |
|
2 |
|
|
|
2.3 |
Пропедевтический курс истории и обществознания. |
|
2 |
|
|
|
2.4 |
Обществоведческое образование в современной школе. |
|
4 |
|
|
|
2.5 |
Предмет и метод экономической подготовки в курсе обществознания. |
|
4 |
2 |
|
|
3. |
Современная лаборатория училя истории. |
22 |
|
|
|
|
3.1 |
Лабораторные занятия по первоисточнику. |
|
1 |
1 |
|
|
3.2 |
Игровые педагогические технологии на уроках истории и обществознания. |
|
2 |
2 |
|
|
3.3 |
Модульная технология урока истории. |
|
2 |
2 |
|
|
3.4 |
Метод проектов на уроках истории. |
|
2 |
2 |
|
|
3.5 |
Интегрированные уроки истории. |
|
|
2 |
|
|
3.6 |
Рефераты и творческие работы на уроках истории. |
|
|
2 |
|
|
3.7 |
Моделирование современного урока истории. |
|
|
4 |
|
|
4. |
Оценочный инструментарий по истории. |
10 |
|
|
|
|
4.1 |
Рейтинг достижений учащихся на уроках истории. |
|
1 |
1 |
|
|
4.2 |
Типология тестовых заданий для проверки формализованных знаний. |
|
2 |
2 |
|
|
4.3 |
Типология познавательных заданий для проверки субъективированных знаний и умений. |
|
2 |
2 |
|
|
4.4 |
Формы итоговой аттестации. |
2 |
|
|
|
зачет |
|
Итого часов: |
56 |
30 |
22 |
|
4 |
Литература:
1. Нормативные документы Министерства общего и профессионального образования РФ. Справочник преподавателя общественных дисциплин.
Авторы-составители: Е.Е, Вяземский, Т.И. Тюляева.-М.:ЦГО,1998.
2. Новейшие течения в преподавании истории .// Преподавание истории в школе,1996/8.
3. Пропедевтический курс.// История: Еженедельное приложение к газете" 1сентября", 1997, 2
4. Вяземский Е.К и др. Проект государственного образовательного стандарта.// История.1997/2.
5. Головатенко А.Ю. Учебники истории: сегодня и завтра. Обзор проблем и контуры решений.// История. 1997/7
6. Короткова М. Противоречивые проблемы современного преподавания истории: взгляд методиста// Пиш,1997/1
7. Головатенко А. Учебник истории: сегодня и завтра. Обзор проблем и контуры решений.//История 1997/7
8. Лернер И.Я. Древний мир. Познавательные задачи. М.: Изд-во гимназии "Открытый мир"; Лернер И.Я. Средние века. Познавательные задачи. М.
9. Алексашкин Г.В. Компьютерные программы в преподавании истории// ПИШ,1995/5
10. "Российский учебник" в 2-х частях. М.: ИЦ"Академия",1996.
11. Нагаев А.С., Огнев В.Н. Практикум по истории СССР с древнейших времен до начала ХVII в.: М.: Просвещение, 1991.
12. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. М.: Просвещение,1983.
13. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе: Пособие для учителей./ Под ред. А.Г. Колоскова. М.: Просвещение,1984, гл ХI,.
14. Пасман Т.Б. Контрольные тесты.// ПИШ,1996/7.
15. Кишнекова О.В., Короткова М.В. История для любознательных: Задачник. ( 5-11 кл.) : Дрофа, 1996.