Контроль за качеством преподавания обществознания
Для повышения качества обучения педагогу необходимо уметь грамотно и к месту выбирать и применять существующие формы и методы педагогического контроля, четко определять его цели и функции.
Целями внутришкольного контроля являются обеспечение высокого качества обучения и воспитания, выявление недостатков и их причин. На основе анализа полученных данных определяются направления и задачи дальнейшей деятельности педагогического коллектива.
В теории и практике внутришкольного управления наибольшее распространение получили следующие формы и методы педагогического контроля:
- тематический - глубокое изучение знаний и умений учащихся по ключевым темам учебной программы ( изучение системы работы учителя в границах учебной темы);
- фронтально - обзорный - пилотажное изучение знаний и умений коллектива учащихся ( успешность работы группы учителей) по общим вопросам;
- сравнительно - параллельное изучение личности учащихся, учебных групп, отдельных педагогов;
- персональный - всестороннее изучение личности конкретного ребенка, системы профессиональной деятельности отдельного педагога;
- классно - обобщающий - изучение качеств знаний и умений учащихся ( качества преподавания) в конкретном классе;
- предметно - обобщающий - изучение качеств знаний и умений учащихся ( качества преподавания) по отдельным учебным курсам;
- комплексно - обобщающий - всестороннее изучение качеств знаний и умений учащихся в конкретном классе на начальной, основной или полной средней ступени школы;
- оперативный - изучение неожиданно возникших проблем в образовательном процессе;
- формирующий - оценивание осуществляется в течение всего времени обучения для установления обратной связи от обучаемых к преподавателю;
- итоговый - оценивание направлено на подведение конечных результатов обучения.
Интересные формы контроля, для отслеживания интеллектуальных и коммуникативных умений, предлагают Т. И. Шамова, Н.А. Шарай ( ж. "Завуч"№1,98г.):
1. Урочные ( традиционные):
а) контрольные работы ( теоретические, практические) ;
б) тесты;
в) зачеты ( устные и письменные);
г) творческие работы ( рефераты, составление различных познавательных задач, сочинение на историческую тему и т.д.);
д) семинары.
2. Внеурочные:
а) публичная защита рефератов;
б) Интеллектуальный марафон;
в)осуществление метода " проектов";
3. Урочные ( нетрадиционные):
а) КСО;
б) круглые столы;
в) дидактические игры;
г) дискуссии;
д) "учебные мастерские"
е) " модульные уроки".
В конце учебного года администрация школы составляет сводный план внутришкольного контроля по следующей форме:
примерные сроки |
класс |
тема урока |
цели контроля |
Методы и формы контроля |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При контрольных мероприятий применяются следующие методы:
- устная проверка знаний учащихся ;
- письменная проверка;
- комбинированная проверка и т.д.
Практика последних лет убеждает в том, что оптимальной формой внутришкольного контроля по истории является итоговый тематический контроль, проводимый в виде письменных проверочных работ, содержащих в основном вопросы тестового характера. Так проверяется усвоение исторических фактов, дат, событий, сформированность основных понятий, уровень знаний по исторической географии, теоретических знаний.
Проверка результатов обучения с помощью тестов проходит, в основном, на репродуктивном уровне, препятствует развитию развернутой устной и письменной речи, формированию широкого спектра познавательных умений и обусловленных ими логических и образных способностей, проявлению творческой индивидуальности учащихся, обретению ими собственного социального опыта. А между тем, именно эта, личностная, сторона познания истории представляется более актуальной и значимой. Вот почему проверка учебных результатов не может ориентироваться на формализованные компоненты и ограничиваться тестами. Наряду с ними в методическом арсенале должны быть задания произвольной формы, объема и содержания (проблемные задачи, проверочные задания поискового и творческого характера и т.д.). При оценивании заданий такого рода, учитель сосредотачивает внимание на том, насколько самостоятельно и зрело школьники выполнили задание, какие приемы учебной работы использовали, какими умениями они владеют в совершенстве или недостаточно, в чем проявили свою индивидуальность, критическое и творческое отношение к фактам, источникам.
Предлагаем вашему вниманию контрольные работы которые проводились в ходе инспекторских проверок ГУО в 1998 - 1999 учебном году. Контрольные работы составлены с учетом содержания действующих учебников истории. Обычно контрольная работа содержит от 3 до 5 вопросов. В каждый варианты включены:
а) 1 -2 вопроса проверяющий умения учащихся оценивать исторические явления, действия людей, умения оперировать историческими знаниями, обосновать личное отношение к историческим событиям, их участникам, творениям культуры.
Эти задания требуют развернутого письменного ответа. Именно такие задания вызывают наибольшие сложности у учащихся. Ответы неполные, логически не верно построены, чаще всего представляют собой набор фактов, без анализа и личной оценки.
б) 2 - 4 вопроса, с помощью которых проверяются знания основных фактов и понятий.
Контрольная работа по истории Древнего мира. 5класс.
Концентрическая система. Базовый уровень.
1. Реши задачи:
а) Сколько лет и полных веков продолжается наша эра?
б) Археологи нашли клад, закопанный в 100 году до н.э.?
Сколько лет клад пролежал в земле?
2. Вставь пропущенные слова:
а) Египет - так называется страна, которая располагалась(где?)_________________________________.
б) Первая столица Египта стал город _________________.
в) По Египту несет свои воды река ____________________.
г)Напишите название морей, омывающих Египет ___________________________________.
3. Объясни понятия:
Фараон; жрецы; саркофаг.
4. Кто по мнению египтян, произнес эти слова? Кому они были сказаны?:
" Уши мальчика на спине его?" Почему вы так думаете?
5. Как Вы думаете, с какой целью сооружались пирамиды в Египте? Что давало фараонам возможность и средства для их возведения?
( Отвечая на 4-5 вопросы постарайтесь ответить подробнее).
Контрольная работа по истории. 7 класс ( концентрическая система). Базовый уровень.( 1 урок).
I - вариант.
1. Найдите ошибку.
С восстанием И. Болотникова связаны следующие географические названия:
Путивль, Оренбург, Кромы, Калуга, Тула.
2. Дайте определение:
Оброк -
Сословно - представительная монархия -
3. Что Вам известно о правлении Алексея Михайловича. Составьте его краткий исторический портрет.
4. Соотнесите события и даты:
1240 Принятие судебника
1380 Опричнина
1565 - 1572 Невская битва русских со шведами
1497 Восстание под предводительством С. Разина .
1670 - 1671 Принятие Судебника.
II - вариант.
1. Найдите ошибку.
С восстанием С. Разина связаны следующие географические названия:
Царицын, Астрахань, Саратов, Самара, Симбирск, Нижний Новгород.
2. Дайте определение:
Барщина -
Земский собор -
3. Что Вам известно о правлении Петра I. Составьте его краткий исторический портрет.
4. Соотнесите даты и события:
1242 Куликовская битва
1380 Правление Михаила Романова
1581 - 1585 Ледовое побоище
1612 II ополчение, освобождение Москвы
1613 - 1645 Поход Ермака в Сибирь.
Контрольная работа по истории России 8 класс ( концентрическая структура)
1. Кратко охарактеризуйте ( в хронологической последовательности) основные события истории России в XIX веке. Какое из них Вы считаете наиболее важным? Почему? Свой ответ поясните.
2. Объясните кем были эти люди:
а) Кутузов М. И.;
б) Пестель П.И.;
в) Некрасов Н.А.;
г) Александр II;
3. В XIX веке в Московской губернии возникло 464 кустарных заведения ( предприятия). Вот данные об их основании:
1820 - 6; 1850 - 37; 1860-е гг.- 121; 1870 -е. гг. - 275.
Какие выводы можно сделать из сопоставления этих данных?
Чем объясняется резкий рост числа предприятий в 1860 -е гг.
4. Дайте определение понятий:
- самодержавие;
- временнообязнные крестьяне;
- народничество..
Литература:
Акопова Л.И., Ястребова С.А. Внутришкольный контроль по истории. Ж. ПИШ., 3,1998г.
Шамова Т.И., Шарай Н.А. Система промежуточной аттестации школьников. Ж. Завуч 1,1998г.
Материалы подготовлены методистом УМК обществознания Ушаковой О.А.