Основные измерители уровня обществоведческой подготовки школьников
Банк заданий для проверки выполнения требований образовательного стандарта по обществознанию включает основные виды заданий. Их перечень и образцы представлены ниже.
Свободные по форме: • текст из 1—3 предложений с пропущенными словами или частью предложения, которые должны быть восстановлены, после того как будет правильно понят весь текст; задания на дополнение фразы, смыслового высказывания, формулы или схемы с пропущенными элементами;
краткий ответ на вопрос типа “Как называется... ?”;
задания, связанные с формированием оценочных суждений учащихся;
задания, ориентированные на понимание учащимися сущности и логики группировки понятий, идей, имен, формул, высказываний, схем и т.д.;
задания на определение основания для группировки понятий, утверждений, идей и т.д.;
задания на решение проблемной ситуации;
задания на анализ теоретических положений и применение их в практической жизни; задания исследовательского (творческого) характера.
Предполагающие выбор ответа: задания на установление соответствия между элементами двух списков;
альтернативные задания, требующие выбора правильного суждения;
задания требующие выбора правильного суждения;
задания с выбором из нескольких возможных предложений;
Приведем примеры некоторых проверочных заданий :
1. Текст из 1-3 предложений с пропущенными словами или частью предложения, которые должны быть
2. восстановлены, после того как будет правильно понят весь текст.
Монах _______________ назвал книгу, в которой он изложил свой проект идеального общественного устройства, “ _________________”. Правителем в этом обществе является Метафизик, который делит власть с тремя соправителями: _____________________________.
Правильные ответы: Кампанелла; “Город Солнца”; Мощь, Мудрость, Любовь.
2. Задания на дополнение фразы, смыслового высказывания, формулы или схемы с пропущенными элементами.
Существуют три вида политических режимов:
а) демократический;
б)________________;
в)________________;.
Правильный ответ: ( авторитарный, тоталитарный.
3 Задания на установление связей элементов. 1. Установите соответствие между A и Б:
А Б
1)Вольтер 1) “Абсолютная идея”
2) Ф.Ницше 2) Принцип “справедливой середины”
3) Ш Монтескье 3) Принцип “разделения властей”
4)Ж-Ж.Руссо 4) “Вещь в себе”
5) Идея о “сверхчеловеке” 5)Фома Аквинский
6) просвещенная монархия 6) Г.Гегель
7) общественный договор 7) И.Кант
8) Стадии экономического роста
Правильные ответы: 1—6:2—5;3—3; 4—7:5—2; 6—1: 7—4.
4. Задания, требующие выбора правильного суждения.
1. Синтоизм является одной из мировых религий. (Да? Нет?) Правильный ответ: нет.
2. Наиболее известным произведением Н.Макиавелли, в котором он описывает способы создания сильного государства, является “Государь”. (Да? Нет?)
Правильный ответ: да.
3. Какую из двух точек зрения вы считаете правильной?
а) Все человечество движется по единому магистральному пути развития; социальные, национальные, религиозные различия будут постепенно стираться.
б) Разнообразие по мере развития человечества будет нарастать; каждая цивилизация, каждый народ движется своим неповторимым, уникальным путем развития. Ответ подкрепите конкретными примерами.
5. Задания с выбором из нескольких возможных предложений.
1. Что означало слово демократия у древних греков?
а) Власть народа; б) равные права:
в) равные возможности. Правильный ответ: а.
2. Какие формы правления Аристотель считал дурными, как бы выродившимися?
а) тиранию; б) олигархию:
в) крайнюю демократию; г) все указанное выше. Правильный ответ: г.
3. Кем был впервые введен в научный оборот термин социология?
а) М' Бербером; б) К .Марксом; в) О.Контом; г) правильного ответа нет. Правильный ответ: в.
4. Из списка предложенных ниже слов выберите одно, подходящее к данному предложению.
Человек как отдельный представитель человеческой общности, носитель индивидуальных свободных черт называется:
а) деятель: б) лидер: в) индивид; г) личность. Правильный ответ: в.
5. Сопоставьте следующие выражения, определите собственную позицию по вопросу о роли государственного управления:
а) государство — единственное средство избежать “войны всех против всех”:
б) государство — самое вопиющее, самое циничное, самое полное отрицание человечества, губитель индивидуальной свободы.
Выберите ответ: 1) только а: 2) только б; 3) а и б: 4) оба суждения неправильны; 5) затрудняюсь ответить.
Комплекс аналогичных заданий содержится в пособии: Основы современной цивилизации: Тесты / А.В.Абрамов и др., Под ред. О.И.Бородиной. М., 1993.
6 Задания на преобразование, требующее от учащегося анализа имеющихся данных и восстановления или изменения последовательности в соответствии с поставленным условием.
Что является лишним в ряду?
1. Гегель: а) гражданское общество; б) абсолютный дух; в) отрицание идеи развития; г) отрицание идеи разделения властей.
Правильный ответ: а.
2. Теория разделения властей: а) Г. Гегель; б) Ш .Монтескье: в).Дж. Локк.
Правильный ответ: а.
3. а) Т. Мор; б) Т. Кампанелла: в) Р. Оуэн; г) А. Сен-Симон.
Правильный ответ: г) так как признавал существование частной собственности при новом строе.
7 Задания, ориентированные на понимание сущности и логики группировки понятий, идей, имен, высказываний, схем .
По какому принципу образованы ряды?
а) христианство, буддизм, ислам: 6) логика, природа, дух; в) Вольтер, Монтескье, Руссо.
Правильные ответы: а) мировые религии, б) последовательные стадии развития "абсолютной идеи" по Гегелю: в) французские просветители XVIII в.
8 Задания на определение основания для группировки понятий, ведущих идей, имен и т.д.
Сгруппируйте предложенные понятия, суждения по определенным основаниям:
а) атомы, Платон, “Эйдос”, материализм, Демокрит, идеализм, мир вещей, движение;
б) авторитарный режим, многопартийность, политический плюрализм, запрет оппозиции, демократический режим, правящая партия огосударствлена, оппозиция действует легально, система законов минимальная.
Правильные ответы:
а) Платон, "Эйдос", идеализм, мир вещей: Демокрит, атомы, материализм, движение; 6) авторитарный режим, запрет оппозиции, правящая партия огосударствлена, система законов минимальная:
демократический режим, многопартийность, политический плюрализм, оппозиция действует легально.
Задания по типу приведенных выше (1—8) могут войти в состав теста, связанного с определением уровня информированности учащихся по курсу обществознания, что позволит определить ориентацию учеников в данной предметной области.
9 Задания, связанные с формированием оценочных суждений учащихся (анализ различных высказываний в публицистике и научной литературе, разных точек зрения (в том числе и противоположных) по одной и той же проблеме, формулирование собственной оценки данной проблемы).
1. Проанализируйте данные высказывания (изложения точек зрения) об обществе:
О.Конт: общество — это функционирующая система, основанная на разделении труда.
Г.Спенсер: общество — “композиция всякого рода идей, верований и чувств, которые реализуются через посредство индивидов".
К.Маркс: общество не просто совокупность индивидов, оно выражает сумму тех связей и
отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу.
Задание. Противоречат ли, на ваш взгляд, эти определения общества одно другому или они дополняют друг друга? Свою точку зрения аргументируйте.
2. Проанализируйте данные высказывания:
Э.Ю.Соловьев, философ: “Маркс выдвинул в 1834—1844 гг. удивительно простую, емкую и решительную атеистическую антитезу основного и отличительного христианского символа. Религии распятого Бога он противопоставил доктрину распятого богоподобного человека.
Богоподобный человек, возведенный капитализмом на Голгофу крайней бедности, унижения и презрения,— это пролетариат. Именно в него — в наиболее обездоленный и отверженный класс гражданского общества — необходимо уверовать как в Спасителя”.
А.А.Гусейнов, философ: “Приводившаяся здесь аналогия с христианским учением, которое нельзя отождествлять со средневековой христианской практикой, мне представляется не совсем уместной, так как христианство переносит реализацию своего идеала в некий другой мир и связывает его осуществление с непосредственной деятельностью Бога”.
Задания;
1. Какая точка зрения вам представляется наиболее убедительной и почему?
2. Подумайте, что такое марксизм: а) религия; б) наука, в) идеология; г) утопия; д) .... Свою позицию аргументируйте.
Аргументированность, полнота, логика изложения, использование материала в рамках учебного пособия или сверх того, характер выводов, личностное отношение ученика позволяют определить достижение (или недостижение) им конкретного вида компетентности. Так, широта аргументов оценивания связана с общекультурной компетентностью, степень обоснованности оценивания в рамках профильной образовательной области — с допрофессиональной компетентностью, а целесообразность и разнообразие использованных способов аргументации — с методологической компетентностью.
Комплекс заданий на формирование оценочных суждений по курсу обществознания имеется в следующих пособиях:
Учебно-методический комплект по курсу “Человек и общество” (М., 1992); Основы современной цивилизации: Дидактические материалы (М., 1992. Вып. 1—4); Сборник дидактических материалов по курсу “Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира”. Ч. 1. “Человек и общество” (IX—XI кл.). СПб., 1992.
Литература:
Баранов П.А. Основные измерители уровня обществоведческой подготовки учащихся. Ж. «Обществознание в школе», 1998г.,2.
Материалы подготовила зав. УМК обществознания Шарикова Н. И.