Современное историческое образование

 

Становление демократического государства, курс на гуманизацию и гуманитаризацию образования, подняли престиж общественных наук и потребовали коренного обновления школьного исторического и обществоведческого образования. Гуманитарное образование в первую очередь формирует личность школьника, готовит его жить в меняющемся мире, в грядущем эколого-информационном обществе, учит человека современным формам общения, развивает способность осваивать информацию и принимать эффективные решения.

Основная цель преподавания истории в школе - развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях  мировой культуры. Развитие личности предполагает прежде всего  формирование творческого мышления, способности критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников. История должна ставить учеников перед проблемами нравственного выбора. Ученик получает право на субъективность и пристрастность, на обоснование своих решений нравственных проблем истории.

Уроки истории должны учить школьников не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного.

Необходимо воспитать историзм - умение понимать и оценивать события прошлого в их взаимосвязях, для каждого отдельного исторического момента, осознавать постоянную изменчивость мира и общества в их целостности, процесс возникновения, развития и исчезновения общественных явлений.

Важная цель уроков обществознания - способствовать социализации вступающего в жизнь человека, т.е. самоопределению его как личности, пониманию им своего места в обществе, своих исторических корней, пробуждению "социальной памяти".

Важная задача уроков обществознания - воспитать гражданина России, активного, способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу страны, человеческой цивилизации, патриота родной культуры.

Выполнение всех этих задач невозможно без того, чтобы ученик не получил за время обучения в школе полноценные знания, которые к окончанию школы должны стать основой  мировоззрения.

Преподавание истории и обществоведческих дисциплин в школе должно способствовать формированию ценностных ориентаций ученика, решению им морально-нравственных проблем, ориентации прежде всего на общечеловеческие ценности, воспитание гуманизма.

Ученик должен понимать, что его народ - это часть мировой цивилизации.

 

2. Требования к уровню подготовке  учащихся по обществознанию.

 

 Всегда когда ставится вопрос о качестве образования ставится вопрос и  о стандарте образования: ведь качество с необходимостью требует сравнение с эталоном (т.е. стандартом).

Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

Стандарт образование является основным нормативным документом, несущим толкование ст. 7 Закона РФ « Об образовании». Он развивает и конкретизирует положение Закона « О федеральных компонентах стандарта», определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников, является основной для создания других нормативных документов.

Сущность общеобразовательного стандарта более полно раскрывается через  его функций:

n    Критериально - оценочная функция . Проистекает из сущности стандарта как норматива, на который ориентируется система образования при определении содержания обучения, объема учебной нагрузки, оценки результатов обучения, аттестации учителей и учреждений образования.

n    Функция обеспечения права на полноценное образование.

n    Функция сохранения единства образовательного пространства старны.

n    Функция гуманизации образования.

n    Функция управления.

n    Функция повышения качества образования.

 

Общеобразовательные стандарты призваны фиксировать минимально необходимый объем содержания образования и задавать нижнюю допустимую границу уровня подготовки. Введение образовательных стандартов позволяет ставить вопрос о гарантированном достижении каждым учеником определенного, заранее заданного уровня базовой подготовки. Внедрение стандартов в практику школы, ориентация на их соблюдение призваны повысить общий уровень образованности и, следовательно, качество образования в целом.

Каковы требования к минимально необходимому уровню подготовки учащихся по истории и обществознанию?

Требования стандарта к исторической подготовке школьников.

Требования стандарта к исторической подготовке школьников определяются по ступеням образования ( 5 - 9 кл.; 10 - 11 кл. ) с учетом общего объема учебного материала, возрастных возможностей и психологических особенностей уч-ся.

Такие требования представляются:

а) по пропедевтике исторических знаний;

в) по циклу основной ( 9-летней ) школы;

в) по циклу полной средней школы.

 

         Требования к уровню подготовки учащихся

1.   Основная школа:

Учащиеся должны

По курсу исторической пропедевтики:

— уметь соотносить год с веком, устанавливать последователь­ность и длительность событий во времени;

— показывать на исторической карте территории, границы госу­дарств, города, места сражений и другие объекты; сопровождать по­каз словесным описанием;

— осознанно читать адаптированный исторический текст, изла­гать его основное содержание;

— знать и рассказывать об отдельных, наиболее важных событи­ях в истории Отечества и родного края, занятиях, жизни, быте лю­дей, их верованиях, о делах и поступках людей в далеком и недав­нем прошлом:

— описывать жилища, орудия труда, предметы быта, одежду, внешний облик людей разных эпох отечественной истории, памят­ники архитектуры, живописи, предметы народного творчества, вид древних городов; герб Российского государства, гербы городов, рос­сийские флаги, ордена и монеты;

— сравнивать (по предложенному плану) памятники отечествен­ной культуры, предметы жизни и быта, выявлять общее и отличия.

По истории древнего мира:

— показывать на карте стоянки первобытных людей, места их расселения;

— описывать природные условия, образ жизни первобытных людей: их орудия труда, занятия, коллективы, быт;

приводить примеры важнейших открытий и изобретений пер­вобытных людей;

— описывать памятники первобытной религии и искусства;

называть хронологические рамки истории древних цивилиза­ций, даты основных событий в истории стран Древнего Востока и античного мира;

— показывать на карте, описывать местоположение древнейших цивилизаций, сравнивать их природные условия, называть государ­ства Древнего Востока и античного мира;

— характеризовать основные занятия людей в странах Древнего Востока, Греции, Риме;

— рассказывать о важнейших событиях в истории государств Древнего Востока, Греции, Рима, их участниках;

— знать основные формы государств в древности (восточные деспотии, афинский полис, республика и империя с Риме);

— называть достопримечательности древних городов, описывать важнейшие памятники культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; рассказывать о выдающихся деятелях культуры древнего мира; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру;

— рассказывать о взаимоотношениях народов древних цивили­заций (торговые и хозяйственные связи; цивилизации и кочевые народы; завоевательные войны).

По истории средних веков:

— называть хронологические рамки истории средневековья; — знать периодизацию истории средневековой Руси; — показывать на исторической карте местоположение Руси, Рос­сии, других государств и народов в эпоху средневековья:

— показывать направления миграции народов Европы и Азии, территорию расселении славян в V—VII вв., приводить основные факты истории великих географических открытий, начала образо­вания колониальных владений;

— характеризовать на отдельных примерах положение человека в средневековом обществе (на Руси, в Европе, на Востоке):

— давать характеристику различным группам населения (феодаль­ная знать, крестьяне, горожане) на Руси и в других странах, описы­вать образ их жизни и быт; показывать роль городов в политичес­кой, религиозной, хозяйственной и культурной жизни средневеко­вого общества Западной Европы, Руси;

— рассказывать о становлении ранней государственности, поли­тической раздробленности, образовании централизованных госу­дарств в Европе, на Руси;

— излагать основные события политической истории средневе­ковой Руси (Древней, Удельной, Московской) и Европы: характе­ризовать политических и государственных деятелей;

— описывать крупнейшие крестьянские и городские восстания средневековья на Руси, в Западной Европе, странах Востока:

— характеризовать религиозные верования народов своей стра­ны и мира, место церкви в средневековом обществе, значение хрис­тианизации Руси, роль церкви в истории Руси в эпоху средневеко­вья: называть основные достижения культуры народов своей стра­ны и других стран в эпоху средневековья; характеризовать и оцени­вать выдающиеся памятники культуры и их творцов;

— излагать основные факты и события внешней политики Руси, государств Европы и Востока в средние века; характеризовать взаи­моотношения народов в средние века (торговые и культурные свя­зи); рассказывать о противостоянии Древней Руси кочевникам, мон­гольским завоевателям, крестоносцам; называть места и даты основ­ных сражений.

По новой истории:

__знать хронологические рамки новой истории;

— показывать на политической карте положение государств и народов к началу и в конце нового времени (суверенные государст­ва, метрополии и колонии), рост территории России в XVII—XIX вв.; рассказывать об освоении новых земель (в том числе Россией в Сибири и на Дальнем Востоке);

— характеризовать условия труда и жизни человека в новое вре­мя (жилье, орудия труда, одежда, средства передвижения и др.), раскрывать различия между трудом ремесленников и рабочих, осо­бенности труда фабричных рабочих и крестьян в России — до ре­формы 1861 г. и после нее;

— излагать основные факты промышленного переворота в круп­нейших странах, описывать на конкретных примерах переход от ремесленного производства к мануфактуре и от нее — к фабрике; раскрывать содержание основных аграрных преобразований в XVII— XIX вв. в странах Запада, крестьянской реформы в России;

— характеризовать особенности социально-экономического раз­вития России в XVII—XIX вв., причины и последствия длительного сохранения помещичьего землевладения и крепостничества, содер­жание реформ 1860-х гг.; рассказывать о формировании Российской империи, положении живших в ней народов, национальных движе­ниях, имперской политике самодержавия;

— показывать расширение колониальных империй в XVII— XIX вв., называть основные направления и последствия колониаль­ной политики;

— характеризовать положение отдельных классов и сословий в отдельных странах; рассказывать о положении дворян, крестьян, ремесленников, купцов в России в XVII—XIX вв.; сравнивать поло­жение зависимых и свободных тружеников;

— рассказывать об основных событиях политической истории Рос­сии и других стран, их участниках, оценивать значение их действий;

— рассказывать о социальных выступлениях в России и отдель­ных странах (крестьянские восстания, буржуазные революции, за­бастовки рабочих, политические выступления различных слоев об­щества); объяснять их причины и значение, называть основных участ­ников;

— называть основные научные открытия, достижения техники и производства нового времени; объяснять, как изменились представления человека нового времени об окружающем мире по сравнению с прошлыми эпохами;

— раскрывать основные достижения культуры народов России и других стран в новое время; кратко описывать творчество выдаю­щихся деятелей российской и мировой культуры XVII—XIX вв.; ха­рактеризовать основные черты русской культуры в XVII—XIX вв., ее достижения, связи с мировой культурой;

— излагать основные факты внешней политики России, других стран в новое время; рассказывать о причинах, ходе, результатах крупнейших войн нового времени; оценивать их характер, называть основные внешнеполитические союзы крупнейших держав;

По новейшей истории:

— называть основные периоды истории XX в.; — показывать место России и СССР на карте мира в XX в., объ­яснять, как изменялась геополитическая ситуация в Европе и мире в начале и конце XX в., после войн и освободительных движений, в результате распада колониальной системы;

— рассказывать о наиболее ярких проявлениях и событиях борь­бы народов России и мира за суверенное развитие; называть неза­висимые государства, появившиеся на протяжении этого столетия в Европе, Азии, Африке; давать оценку результатов и значения осво­бодительной борьбы в новейшую эпоху;

— рассказывать об изменениях в социальном положении, образе жизни людей в России (СССР) и других странах в XX в., их дейст­виях и поступках в конкретных ситуациях; характеризовать деяте­лей отечественной и мировой истории новейшего времени;

— представлять главные направления развития материального производства в России и мире в XX в.; называть важнейшие науч­ные открытия и технологические достижения, изменения в харак­тере труда и социально-экономических отношениях между людь­ми;

— характеризовать основные общественные и политические дви­жения XX в. (движения социальных групп, национальные, демокра­тические, экологические и др.);

— излагать наиболее важные, поворотные события политичес­кой истории России и СССР, других стран мира в XX в.; раскрывать место и значение реформ и революций в истории новейшего време­ни, рассказывать о тех, кто их осуществлял;

— давать характеристику политических систем и режимов (де­мократических, авторитарных, тоталитарных) в России и других стра­нах, проводить сравнение; раскрывать сущность режимов, опираясь на факты их политической практики; выявлять особенности;

— проводить обзор текущих политических событий в своей стране и в мире, показывая их предпосылки, значение; характеризовать основные источники информации;

— рассказывать об основных достижениях отечественной и ми­ровой науки и техники в XX в., развитии общественных идей в России и мире, раскрывать роль отдельных идейных течений в истории новейшей эпохи;

— характеризовать основные черты развития материальной и духовной культуры России (СССР) и других стран в XX в., показы­вать на конкретных примерах разнообразие культурных стилей и течений; рассказывать о создателях, мастерах отечественной и ми­ровой культуры; высказывать свое отношение к отдельным произ­ведениям художественной культуры;

— называть основные этапы и тенденции развития международ­ных отношений и внешней политики России и СССР в XX в., рас­крывать сущность и значение отдельных событий; сравнивать пози­ции стран, лидеров в конкретных ситуациях, давать им оценку; по­казывать причины и последствия конфликтов и войн новейшего времени (в том числе -~ первой и второй мировых войн).

2. Средняя школа

Учащиеся должны

По истории древнего мира:

— называть хронологические рамки первобытной эпохи; — показывать на исторической карте границы расселения лю­дей в древности;

— характеризовать жизнь первобытных людей; рассказывать об их основных хозяйственных занятиях; выявлять влияние природных условий на жизнь человека;

— характеризовать важнейшие открытия и изобретения перво­бытных людей, их вклад в развитие человечества; характеризовать особенности первобытных религиозных верований, искусства; — раскрывать причины возникновения неравенства; — знать хронологию основных исторических событий и процес­сов в истории древневосточных и античных цивилизаций;

— называть и раскрывать факторы, влиявшие на формирование историко-географической карты древнейших цивилизаций; знать основные изменения на карте древнего мира;

— рассказывать о хозяйственной жизни в государствах Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, выявлять специфику и общие черты;

— характеризовать положение, труд, быт, образ жизни различ­ных социальных слоев и групп в древних восточных и античных обществах;

— излагать ключевые события политической жизни государств Древнего Востока и античного мира; характеризовать крупнейших политических и государственных деятелей древности;

— раскрывать своеобразие социальных движений в государствах Древнего Востока и античного мира; сравнивать их цели, формы борьбы, результаты;

- объяснять особенности познания мира человеком древности, рассказывать о зарождении и роли древнейших религий в восточ­ных и античных цивилизациях;

- характеризовать основные достижения культуры народов Древ­нею Востока и античного мира; называть ее крупнейших предста­вителей; выявлять своеобразие культурного развития отдельных ре­гионов древнего мира; оценивать вклад древнейших цивилизаций в мировую культуру;

— раскрывать характер взаимодействия народов древних циви­лизаций, излагать основные события, характеризующие противостоя­ние государств и народов и их взаимодействие;

— выявлять общее и особенное в историческом развитии различ­ных регионов мира в эпоху древнейших цивилизаций.

По истории средних веков:

— знать периодизацию истории средних веков; — раскрывать факторы, влиявшие на формирование историко-географической карты средневековых цивилизаций; основные изме­нения на геополитической карте мира, Европы, России в эпоху сре­дневековья; влияние географического пространства на характер ис­торического развития, образ жизни и быт народов разных стран и регионов в средние века;

— характеризовать этнические процессы в эпоху средневековья, их своеобразие на Руси, в других странах мира;

— показывать изменения в образе жизни, людей, восприятии ими мира от раннего к позднему средневековью (Европа, Русь, Восток);

— раскрывать основные черты аграрного производства, выявлять общее и особенное в его организации в различных регионах мира; давать характеристику феодальной сеньории в Западной Европе, поземельных отношений на Востоке; раскрывать сущность феодаль­ных отношений в России и своеобразие ее социально-экономичес­кого развития в эпоху средневековья;

— описывать социальную структуру средневекового общества (Западная Европа, Русь, Восток); давать характеристику различным социальным группам и сословиям; показывать изменения социаль­ной структуры и социальных взаимоотношений в эпоху позднею средневековья, объяснять их причины;

— называть этапы становления и развития государственности у народов Европы, Руси, Востока; объяснять причины политической раздробленности; рассказывать об образовании централизованных государств в Европе; характеризовать исторические условия и эта­пы развития Российского государства; раскрывать особенности со­словно-представительной монархии, самодержавия в России;

— характеризовать основные вехи политической истории Руси, крупнейших государств средневековья, знать основные черты их внутренней политики и ключевые события политической жизни; характеризовать политических и государственных деятелей средне­вековья на Руси и в других странах;

— раскрывать причины, характер социальных движений средне­вековья, показывать их особенности на Руси, в странах Западной Европы, на Востоке, роль в них отдельных исторических деятелей;

— давать характеристику развития культуры на Руси, в других странах, раскрывать своеобразие культуры Руси в средние века, вклад ее народов в европейскую и мировую культуру;

— показывать роль религии и церкви в развитии культуры и ду­ховной жизни средневековья (Запад и Восток, Русь);

— рассказывать об основных направлениях, течениях, жанрах средневековой литературы и искусства (Русь, Западная и Восточная Европа, страны Востока, Америка); оценивать вклад в науку и куль­туру отдельных исторических личностей;

— раскрывать основные события и последствия взаимодействия и противостояния народов средневековых цивилизаций;

— характеризовать взаимоотношения Руси с Востоком и Запа­дом; излагать основные события противостояния Руси завоевателям, факты внешней политики Российского государства в средние века; — выявлять общее и особенное в историческом развитии различ­ных регионов мира в эпоху средневековья; характеризовать особен­ности российской средневековой цивилизации.

— характеризовать основные социальные движения нового вре­мени; излагать причины, основные события, значение буржуазных революций XVII—XIX вв., выделять в них общее и особенное; ха­рактеризовать крестьянские движения в России и других странах в XVII— XIX вв., рабочее и социалистическое движение в западных странах и России в XIX в.;

— характеризовать идеи Просвещения, изменения представле­ний людей новой эпохи о материальном и духовном, о месте чело­века в мире и смысле его жизни; характеризовать традиционные ценности жителей России, их образ жизни, то, как они изменялись в XVII-XIX вв.;

— представлять развитие культуры народов России и мира в новое время, достижения науки и просвещения; характеризовать художе­ственные стили и течения в отечественной и зарубежной литературе и искусстве нового времени; оценивать роль культуры России в мировой культуре XVII— XIX вв;

— характеризовать основные направления и события внешней по­литики России, других стран мира в новое время; этапы борьбы за гегемонию на европейском континенте в XVII—XIX вв., значение создания различных дипломатических союзов с участием России.

По новой истории:

— знать периодизацию нового времени;

— раскрывать изменение геополитической ситуации в мире и отдельных регионах на протяжении нового времени; характеризовать место России на карте Европы и мира, ее положения на рубеже за­падного и восточного миров;

— объяснять особенности развития человека в новое время, при­чины роста его материальных и духовных потребностей;

— характеризовать развитие производства, труд, образ жизни и быт людей в новое время; раскрывать основные черты экономичес­кого развития России, стран Европы и Северной Америки, народов Востока в XVII-XIX вв.;

— объяснять сущность национальных процессов нового време­ни в России и других странах; характеризовать колониальную поли­тику крупнейших держав в XVII—XIX вв.;

— раскрывать эволюцию сословий и классов в России, странах Запада и Востока, социальную структуру российского общества в XVII—XIX вв. в сравнении со странами Запада;

— излагать основные факты становления и развития националь­ных государств в новое время, характеризовать этапы складывания Российской многонациональной империи в XVII—XIX вв., процес­сы образования многонациональных империй в Европе и Азии;

— раскрывать содержание наиболее значительных государствен­ных реформ в России в XVII—XIX вв.; знать формы и типы полити­ческих систем и режимов, сложившихся в мире к концу XIX в.; по­казывать проявление либеральных и консервативных тенденций в политической жизни отдельных стран;

По новейшей истории:

— излагать периодизацию истории XX в., отдельных процессов и событий;

— называть изменения на карте мира в начале и к концу XX в. в результате мировых и локальных войн и социальных движений; ха­рактеризовать место России и СССР на геополитической карте;

— раскрывать изменения в социальном положении, правовом ста­тусе, образе жизни людей в XX в. в России (СССР), других странах; давать оценку деятельности конкретных исторических личностей;

— характеризовать этапы научно-технического прогресса в XX в. в России и в мире, его достижения, социальные и экологические последствия;

— проводить сопоставительное рассмотрение социально-эконо­мических отношений в индустриальном и традиционных обществах; рассказывать о периодах кризисного и стабильного развития в исто­рии стран и регионов;

— характеризовать этапы социально-экономической истории России и СССР в XX в., их основное содержание и итоги; сравни­вать динамику социально-экономического развития отдельных стран, пути их модернизации;

— раскрывать, как проходило в XX в. образование новых неза­висимых государств в Европе, Азии, Африке; характеризовать на­циональные процессы в XX в. (интеграционные и центробежные тенденции, стремление к суверенитету, сепаратизм); раскрывать ход этих процессов в России и СССР;

— рассказывать о наиболее значительных социальных реформах в России (СССР) и других странах в XX в.;

давать оценку значения крупнейших революций XX в., в том числе российских революций 1905—1907 гг. и 1917 г.;

- раскрывать эволюцию основных политических (консерватив­ных, либеральных, радикальных) течений в новейшую эпоху; давать оценку деятельности их представителей; — характеризовать развитие демократических систем XX в.; ~ разъяснять причины и последствия прихода к власти автори­тарных, фашистских режимов в отдельных странах, давать сравни­тельную характеристику их внутренней и внешней политики; рас­крывать сущность тоталитаризма XX в.;

— характеризовать крупнейшие научные и технические откры­тия XX в. в России и мире, их влияние на жизнь людей; раскрывать сущность и место различных светских и религиозных учений в со­временном мире; показывать, как изменялись идейные и ценност­ные ориентиры людей в России и СССР в XX в.

— объяснять, какое место в отечественной и зарубежной художе­ственной культуре XX в. занимают отдельные стили и течения, назы­вать их представителей; высказывать свое мотивированное отноше­ние к известным памятникам, произведениям художественной куль­туры XX в.; характеризовать явления и произведения художественной культуры России и СССР в XX в., их место в мировой культуре;

— показывать, как развивались в XX в. тенденции сосущество­вания и конфронтации между народами; называть основные этапы международных отношений в новейшее время; раскрывать ход и итоги первой и второй мировых войн. Великой Отечественной вой­ны Советского Союза, крупных региональных войн и конфликтов; характеризовать внешнюю политику России (СССР) и других госу­дарств; давать оценку деятельности международных организаций и движений в XX в., высказывать свое мнение о дискуссионных про­блемах в истории международных отношений XX в.; объяснять сущ­ность глобальных проблем современности; определять свое отноше­ние к ним.

 

Требования к уровню подготовки учащихся по обществоведению

 

Выпускник основной школы обязан

 

По содержательной линии “Общество”: Знать термины: общество. Глобальные проблемы.

Называть; основные сферы жизни общества. Описывать: целостность современного мира.

Объяснять с помощью примеров: способы регулирования общест­венных отношений.

 

По содержательной линии “Человек”:

 Знать термины: человек. Личность. Способности. Общение.

Называть: основные виды способностей.

Описывать', возможности индивидуальной самореализации. Ре­чевые и неречевые средства общения.

Объяснять на примерах: уникальность каждою человека. Взаимо­связь свободы и ответственности. Связь смысла жизни с проблемой смерчи и бессмертия. Половые роли. Межличностные конфликты, пути их разрешения.

Сравнивать: характерные черты животных и человека.

Оценивать, исходя из заданных критериев: значение социума для развития человека. Роль общения в жизни человека. Роль взаимо­понимания в процессе общения. Возможности и пути самореализа­ции. Значение самовоспитания и самообразования.

 

По содержательной линии “Взаимодействие общества и природы”:

Знать термины: окружающая природная среда. Экологический кризис.

Называть: признаки экологического кризиса.

Описывать: сущность общественного компонента окружающей среды. Проявление загрязнения окружающей среды. Возможности улучшения окружающей среды. Взаимосвязь общества и природы.

Сравнивать: особенности возобновляющихся и невозобновляющихся ресурсов. Основные пути решения экологических проблем.

Объяснять с помощью примеров: особенности экологически гра­мотного использования ресурсов. Основные направления защиты окружающей среды. Причины экологического кризиса.

Оценивать, исходя из внешних критериев; опасность экологической катастрофы. Жизненную значимость экологически грамотного пове­дения каждого человека. Значение улучшения окружающей среды.

 

По содержательной линии “Экономическая сфера”:

Знать термины: товары (услуги). Зарплата. Семейный бюджет. Предпринимательство. Личный доход. Безработица. Собственность.

Называть: современные формы предпринимательства. Основные виды заработной платы,

Описывать: структуру экономической сферы. Источники личного дохода.

Сравнивать: особенности частной, государственной, коллектив­ной собственности.

Объяснять с помощью конкретных примеров: сущность рыночной экономики. Сущность производительности труда.

Оценивать, исходя из внешних критериев: роль экономики в жиз­ни общества. Значение конкуренции в рыночной экономике. Необ­ходимость экономической культуры.

 

По содержательной линии “(Социальная сфера”:

Знать термины: социальная структура. Семья. Нация. Социаль­ная ответственность.

Описывать: большие и малые социальные группы. Отношения между поколениями. Семью как социальный институт. Нацию как социальную общность.

Объяснять с помощью конкретных примеров: основные признаки коллектива. Назначение социального обеспечения в обществе). Межнациональное сотрудничество. Межнациональные конфликты, их причины. Содержание профессионального выбора.

Сравнивать: социальное положение различных групп населения.

Оценивать, исходя из внешних критериев: проявление социальных интересов в обществе. Значение профессионального выбора. Значе­ние социальной ответственности.

По содержательной линии “Политико-правовая сфера”:

Знать термины: политика. Государство. Политическая власть. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Политическая партия. Гражданин. Право. Закон. Правовая норма. Правонарушение.

Называть: формы национально-государственного устройства. Формы государства. Основные права человека. Политические сво­боды. Отрасли права. Особенности гражданского права. Задачи тру­дового права. Особенности семейного права. Особенности консти­туционного нрава. Признаки и функции государства. Основные прин­ципы правового государства. Полномочия законодательной власти. Задачи исполнительной власти. Виды правонарушений. Виды юри­дической ответственности. Специфические признаки преступления.

Описывать: содержание политической жизни. Естественные, не­отчуждаемые права человека. Всеобщую декларацию прав человека как идеал права. Конституцию как основной закон государства. Структуру и задачи правоохранительных органов.

Сравнивать: функции законодательной, исполнительной власти, судебной власти. Назначение прокуратуры и адвокатуры. Задачи органов внутренних дел и органов безопасности.

Объяснять с. помощью примеров: .место политики в жизни общест­ва. Участие граждан в политике и управлении. Роль партий в поли­тической жизни. Политические реформы в процессе политического развития. Основные принципы правового государства. Осуществле­ние законодательной власти через парламент. Содержание прав че­ловека. Принципы Конвенции о правах ребенка. Правомерное поведение. Задачи органов судебной власти.

Оценивать, исходя из внешних критериев: значение прав человека и условия их реализации. Значение принципа презумпции невинов­ности.

 

По содержательной линии “Духовно-нравственная сфера”:

Знать термины: духовная культура. Культура личности. Наука. Образование. Религия. Искусство. Мораль. Нравственность. Гума­низм. Этикет.

Называть; основные моральные нормы. Моральные нормы, регу­лирующие взаимоотношения в семье. Основные стандарты деловой этики. Вечные моральные ценности. Основные моральные требова­ния к поведению в сфере межнациональных отношений. Основные ценности и нормы трудовой морали. Основные нормы экологичес­кой этики. Основные принципы современного этикета.

Описывать: образование как способ передачи и усвоения знаний. Добро и зло как наиболее общие оценочные понятия морали. Меха­низм морального самоконтроля. Основные добродетели и пороки.

Сравнивать: национальные и региональные особенности разви­тия культуры.

Объяснять с помощью конкретных примеров: сущность духовной культуры. Особенности молодежной субкультуры. Сущность, прак­тическую направленность морали. Содержание морального идеала. Моральный долг и моральную ответственность.

Оценивать, исходя из внешних критериев: роль образования в пере­даче и усвоении знаний. Значение самообразования для становле­ния личности. Роль культуры в жизни человека. Мораль как способ регулирования отношений в обществе. Значение представлений о смысле жизни для регуляции деятельности личности. Роль мораль­ного идеала в жизни человека. Роль вечных моральных ценностей в жизни человека и общества. Роль совести в моральной деятельнос­ти и самооценке. Значение понятий честь и достоинство. Значение морального самоконтроля. Гуманизм как основополагающий мораль­ный принцип.

На базе представленных выше знаний школа призвана дать воз­можность учащимся научиться

В основной школе:

— раскрывать причинно-следственные связи в социальных про­цессах;

-- прослеживать развитие явления от его возникновения до зре­лого состояния;

— изучать личность человека в развитии;

— выявлять структуру социального объекта (процесса) соотно­шения и функции его элементов;

-- рассматривать деятельность как способ существования чело­века и общества в целом;

— определять роль и место общения в жизни человека и обще­ства;

— раскрывать влияние ближайшего окружения (малой группы) на личность и обратного влияния.

 

Выпускник средней школы обязан

(помимо указанного применитель­но к основной школе)

 

По содержательной линии “Общество”:

Знать термины: цивилизация. Общественно-экономическая фор­мация. Научно-техническая революция.

Называть: основные общецивилизационные достижения и цен­ности. Социальные формы объединения. Исторические тины циви­лизаций. Критерии общественного прогресса.

Характеризовать: общество как динамическую систему. Личность как субъект истории. Роль народных масс. Взаимосвязь всех сфер общества. Социальную структуру. Материальную и идеальную сто­роны общественной жизни. Особенности цивилизаций различного типа. Взаимозависимость современного мира. Сущность глобальных проблем.

Сравнивать: цивилизационный и формационный подходы. Эво­люционную и революционную формы общественного развития.

Интерпретировать: противоречивую роль научно-технической революции. Многовариантность общественного развития. Взаимо­действие культур и цивилизаций. Сущность и противоречивость общественного прогресса.

Оценивать, исходя из внешних критериев: основные общецивили­зационные достижения и ценности. Общественный прогресс. Зна­чение общественных реформ.

 

По содержательной линии “Человек”:

Знать термины: деятельность. Материальная и духовная деятель­ность. Индивид. Индивидуальность. Личность. Социализация.

Называть: элементы структуры деятельности. Методы научного познания. Основные виды и формы деятельности человека.

Характеризовать: человеческую деятельность как целостную сис­тему. Взаимосвязь цели и средств деятельности. Особенности соци­ального познания. Критерии истины. Биосоциальную сущность че­ловека. Роль мировоззрения. Структура личности. Потребности и мотивы. Характер как проявление индивидуальности. Общение как деятельность. Диалог как условие эффективного общения. Образ “Я”.

Интерпретировать: процесс социализации личности. Сущность целеполагания и предвидения. Взаимосвязь сознания и языка. Функ­ции социальных установок в регуляции социального поведения.

Сравнивать: объект и субъект познания. Чувственное и рацио­нальное познание. Научные и ненаучные знания. Соотношение био­логических предпосылок и социальных условий развития личности.

Оценивать, исходя из внешних критериев: ценностные ориентации и направленность личности.

 

По содержательной линии “Взаимодействие общества и природы”:

Знать термины: общественный компонент природной среды. Равновесие природной среды. Экологические проблемы. Экологи­ческая политика.

Называть: основные направления экологической политики. Характеризовать: диалектику общества и природы. Сущность эко­логического равновесия. Влияние общественного компонента окру­жающей среды на ее функционирование. Глобальный характер экологических проблем, их обострение в современном мире. Экологичес­кий кризис как нарушение природного равновесия.

Интерпретировать: связь НТП и экологических проблем.

Сравнивать: взгляды на отношение к природной среде в различ­ных цивилизациях.

Оценивать, исходя из внешних критериев: качество природной окружающей среды. Эффективность экологически рационального использования природных ресурсов. Основные направления эколо­гической политики. Эффективность отдельных мер по охране окру­жающей среды.

По содержательной линии “Экономическая сфера”:

Знать термины: производительность труда. Рабочая сила. Кон­куренция. Монополия. Рынок. Общие издержки. Экономическая эф­фективность. Валовой национальный продукт. Национальный доход.

Называть: основные виды налогов. Критерии прожиточного минимума. Признаки (слагаемые) экономической культуры. Функ­ции денег.

Характеризовать: экономику как систему. Содержание экономи­ческих интересов. Предприятие как субъект экономической деятель­ности. Многообразие форм собственности. Капитал как фактор про­изводства. Структуру общих издержек. Сущность и структуру эко­номических интересов. Причины общественного разделения труда. Сущность и структуру валового национального дохода. Экономичес­кие признаки частной, государственной и коллективной собствен­ности. Сущность рынка, типы рынков и взаимосвязи между ними. Сущность производительности труда. Структуру и качество рабочей силы. Прибыль, ее формирование и распределение.

Сравнивать: особенности рыночной и командной экономики. Конкуренцию и монополию в условиях современного рынка. Эко­номическую и социальную эффективность экономической деятель­ности.

Интерпретировать: взаимосвязь основных элементов экономи­ческой сферы. Причины инфляции. Предпринимательскую деятель­ность. Основные направления экономической политики. Положе­ние человека в системе экономических отношений. Роль государст­ва в экономической жизни, методы государственного регулирования экономики. Взаимосвязь общих издержек и результатов экономи­ческой деятельности. Роль и место цены в условиях рынка.

Оценивать, исходя из внешних критериев: влияние налогов на эко­номику. Влияние инфляции на экономическое развитие. Причины и общественные последствия разделения труда. Современные воз­можности экономического выбора. Значение экономической куль­туры в экономической жизни. Социальные ориентиры экономичес­ких преобразований.

 

По содержательной линии “Социальная сфера”:

Знать термины: социальная группа. Социальные интересы. Со­циальная свобода. Социальный статус. Социальная роль. Этнос. Об­раз жизни.

Называть: основные элементы социальной структуры. Основные направления социальной политики. Признаки этноса. Показатели уровня жизни. Виды социальных противоречий.

Характеризовать: многообразие социальных групп. Социальные программы поддержки населения. Причины социальных различий. Основные элементы социальной структуры, их взаимосвязи. Содер­жание социальных интересов. Структуру и функции семьи. Соци­альную свободу и ответственность. Факторы, определяющие соци­альный статус. Сущность социального статуса. Сущность и типы социальных отношений. Основные социальные движения в совре­менном обществе.

Сравнивать: различные формы и проявления социальной актив­ности. Проявление дегуманизации и гуманизации труда в процессе общественного развития. Основные подходы к трактовке социаль­ной структуры общества.

Интерпретировать: связи основных элементов социальной сфе­ры. Причины и проявления социальных конфликтов. Лидерство как социальное явление. Содержание основных социальных ролей. Сущ­ность социальных гарантий. Динамику общества и социальную мо­бильность. Маргинальность в современном обществе. Особенности толпы как социального явления. Условия труда, их социальную обу­словленность. Содержание образа жизни. Сущность социальной сво­боды, ее границы. Социальную интеграцию в современном общест­ве. Изменения содержания труда под влиянием научно-техническо­го прогресса. Виды социальных противоречий. Теорию и практику социального партнерства. Взаимосвязь экономической и социаль­ной политики.

Оценивать, исходя из внешних критериев: значение социальных интересов. Программы социальной поддержки населения. Условия социальной свободы. Причины и формы отклоняющегося поведе­ния. Результаты социальной политики. Роль семьи в современном обществе.

По содержательной линии “Политико-правовая сфера”:

Знать термины: политическая система. Политический режим. Демократия. Тоталитаризм. Авторитаризм. Самоуправление. Плю­рализм. Оппозиция.

Называть: типы партийных систем. Основные принципы право­судия.

Характеризовать: структуру политической системы. Признаки гражданского общества. Структуру и функции аппарата в политиче­ской системе. Политическое участие как деятельное включение в политический процесс. Взаимодействие политического сознания и по­литического поведения. Политические конфликты и средства их раз­решения. Соотношение государства и общества. Избирательные сис­темы. Отличительные черты плюрализма. Сущность политической оппозиции. Условия, цели и средства политических реформ. Меж­дународные нормы, относящиеся к правам человека, закрепленные в Конституции РФ. Правовое государство как одну из высших со­циальных ценностей. Основные элементы политической культуры.

Интерпретировать: сущность, причины и пути разрешения по­литических конфликтов. Социальную природу власти. Сущность политических партий. Содержание внутри- и внешнеполитической деятельности. Разделение и взаимодействие трех ветвей власти в России. Политический статус личности.

Сравнивать: особенности демократических, тоталитарных, авто­ритарных режимов.

Оценивать, исходя из внешних критериев: роль политических пар­тий и движений в жизни общества. Значение консенсуса в полити­ческих отношениях. Роль оппозиции в политической жизни. Значе­ние политики для личности и роль личности в политике. Значение правового государства. Значение права.

По содержательной линии “Духовно-нравственная сфера”:

Знать термины: духовная сфера. Наука. Творческая деятельность. Культурные ценности. Национальная культура.

Называть: особенности развития образования в современных условиях. Важнейшие закономерности развития науки в современ­ном обществе. Моральные стимулы труда.

Характеризовать: пути создания, передачи и освоения духовных ценностей обществом и личностью. Основные элементы духовной сферы, связи между ними. Взаимосвязь новаторства и преемствен­ности в культуре. Дифференциацию и интеграцию наук. Вечные моральные ценности. Содержание морального долга и моральной ответственности.

Сравнивать: основные черты культуры различных групп. Различ­ные религиозные моральные учения. Различные подходы к понима­нию морального выбора.

Интерпретировать: соотношение понятий “культура” и “цивили­зация”. Диалог культур. Закономерности воспроизводства культуры. Основные направления культурной политики. Связи основных эле­ментов духовной культуры. Взаимосвязь элитарного и массового в культуре. Методы взаимообогащения и взаимодействия националь­ных культур. Роль науки в современном мире. Связь деловой этики с общественной моралью.

Оценивать, исходя из внешних критериев: общественную значи­мость искусства. Роль культуры в регуляции и саморегуляции дея­тельности человека в обществе. Особенности развития образования

в современных условиях. Основные направления современной куль­турной политики в России. Значение моральных норм в жизни че­ловека и общества. Роль внутренних убеждений в осуществлении морального выбора. Институт брака и семьи, ответственность каж­дого человека за свою личную жизнь и воспитание детей.  Актуаль­ность гуманизма на современном этапе.

 

На базе предъявленных выше знаний школа призвана

дать учащимся возможность научиться в средней (полной) школе:

выявлять противоречия в общественном развитии и способы их разрешения;

выявлять качественно новое и преемственное в конкретных процессах и явлениях;

— выявлять специфику различных видов деятельности и ее ос­новных характеристик: социальности, продуктивности, предметнос­ти, целесообразности, сознательности;

— раскрывать соотношение общего — особенного — единично­го в развитии того или иного процесса (явления);

— раскрывать в процессах и явлениях закономерности общест­венного развития;

— выявлять соотношение объективной необходимости и созна­тельной деятельности людей;

— раскрывать роль материальных и духовных факторов в разви­тии общества;

— определять тенденции развития данного общественного явле­ния или их совокупности;

— раскрывать движущие силы социального прогресса и их роль; — раскрывать роль и соотношение частных, групповых, нацио­нальных, государственных, общечеловеческих интересов в конкрет­ной ситуации.

 

Литература:

1.     Баранов П.А. Об уровне обществоведческой подготовке выпускников школ . Ж. ОШ., 1998г.,5.

2.     Учебные стандарты школ России. Книга 1. Начальная школа. Общественно - гуманитарные дисциплины. М., Прометей, 1998г. 9.

 

Материалы подготовила зав. УМК обществознания Шарикова  Н.И.


В содержание