Современное историческое образование
Становление демократического государства, курс на гуманизацию и гуманитаризацию образования, подняли престиж общественных наук и потребовали коренного обновления школьного исторического и обществоведческого образования. Гуманитарное образование в первую очередь формирует личность школьника, готовит его жить в меняющемся мире, в грядущем эколого-информационном обществе, учит человека современным формам общения, развивает способность осваивать информацию и принимать эффективные решения.
Основная цель преподавания истории в школе - развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Развитие личности предполагает прежде всего формирование творческого мышления, способности критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников. История должна ставить учеников перед проблемами нравственного выбора. Ученик получает право на субъективность и пристрастность, на обоснование своих решений нравственных проблем истории.
Уроки истории должны учить школьников не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного.
Необходимо воспитать историзм - умение понимать и оценивать события прошлого в их взаимосвязях, для каждого отдельного исторического момента, осознавать постоянную изменчивость мира и общества в их целостности, процесс возникновения, развития и исчезновения общественных явлений.
Важная цель уроков обществознания - способствовать социализации вступающего в жизнь человека, т.е. самоопределению его как личности, пониманию им своего места в обществе, своих исторических корней, пробуждению "социальной памяти".
Важная задача уроков обществознания - воспитать гражданина России, активного, способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу страны, человеческой цивилизации, патриота родной культуры.
Выполнение всех этих задач невозможно без того, чтобы ученик не получил за время обучения в школе полноценные знания, которые к окончанию школы должны стать основой мировоззрения.
Преподавание истории и обществоведческих дисциплин в школе должно способствовать формированию ценностных ориентаций ученика, решению им морально-нравственных проблем, ориентации прежде всего на общечеловеческие ценности, воспитание гуманизма.
Ученик должен понимать, что его народ - это часть мировой цивилизации.
2. Требования к уровню подготовке учащихся по обществознанию.
Всегда когда ставится вопрос о качестве образования ставится вопрос и о стандарте образования: ведь качество с необходимостью требует сравнение с эталоном (т.е. стандартом).
Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
Стандарт образование является основным нормативным документом, несущим толкование ст. 7 Закона РФ « Об образовании». Он развивает и конкретизирует положение Закона « О федеральных компонентах стандарта», определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников, является основной для создания других нормативных документов.
Сущность общеобразовательного стандарта более полно раскрывается через его функций:
n Критериально - оценочная функция . Проистекает из сущности стандарта как норматива, на который ориентируется система образования при определении содержания обучения, объема учебной нагрузки, оценки результатов обучения, аттестации учителей и учреждений образования.
n Функция обеспечения права на полноценное образование.
n Функция сохранения единства образовательного пространства старны.
n Функция гуманизации образования.
n Функция управления.
n Функция повышения качества образования.
Общеобразовательные стандарты призваны фиксировать минимально необходимый объем содержания образования и задавать нижнюю допустимую границу уровня подготовки. Введение образовательных стандартов позволяет ставить вопрос о гарантированном достижении каждым учеником определенного, заранее заданного уровня базовой подготовки. Внедрение стандартов в практику школы, ориентация на их соблюдение призваны повысить общий уровень образованности и, следовательно, качество образования в целом.
Каковы требования к минимально необходимому уровню подготовки учащихся по истории и обществознанию?
Требования стандарта к исторической подготовке школьников.
Требования стандарта к исторической подготовке школьников определяются по ступеням образования ( 5 - 9 кл.; 10 - 11 кл. ) с учетом общего объема учебного материала, возрастных возможностей и психологических особенностей уч-ся.
Такие требования представляются:
а) по пропедевтике исторических знаний;
в) по циклу основной ( 9-летней ) школы;
в) по циклу полной средней школы.
Требования к уровню подготовки учащихся
1. Основная школа:
Учащиеся должны
По курсу исторической пропедевтики:
— уметь соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность событий во времени;
— показывать на исторической карте территории, границы государств, города, места сражений и другие объекты; сопровождать показ словесным описанием;
— осознанно читать адаптированный исторический текст, излагать его основное содержание;
— знать и рассказывать об отдельных, наиболее важных событиях в истории Отечества и родного края, занятиях, жизни, быте людей, их верованиях, о делах и поступках людей в далеком и недавнем прошлом:
— описывать жилища, орудия труда, предметы быта, одежду, внешний облик людей разных эпох отечественной истории, памятники архитектуры, живописи, предметы народного творчества, вид древних городов; герб Российского государства, гербы городов, российские флаги, ордена и монеты;
— сравнивать (по предложенному плану) памятники отечественной культуры, предметы жизни и быта, выявлять общее и отличия.
По истории древнего мира:
— показывать на карте стоянки первобытных людей, места их расселения;
— описывать природные условия, образ жизни первобытных людей: их орудия труда, занятия, коллективы, быт;
— приводить примеры важнейших открытий и изобретений первобытных людей;
— описывать памятники первобытной религии и искусства;
— называть хронологические рамки истории древних цивилизаций, даты основных событий в истории стран Древнего Востока и античного мира;
— показывать на карте, описывать местоположение древнейших цивилизаций, сравнивать их природные условия, называть государства Древнего Востока и античного мира;
— характеризовать основные занятия людей в странах Древнего Востока, Греции, Риме;
— рассказывать о важнейших событиях в истории государств Древнего Востока, Греции, Рима, их участниках;
— знать основные формы государств в древности (восточные деспотии, афинский полис, республика и империя с Риме);
— называть достопримечательности древних городов, описывать важнейшие памятники культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; рассказывать о выдающихся деятелях культуры древнего мира; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру;
— рассказывать о взаимоотношениях народов древних цивилизаций (торговые и хозяйственные связи; цивилизации и кочевые народы; завоевательные войны).
По истории средних веков:
— называть хронологические рамки истории средневековья; — знать периодизацию истории средневековой Руси; — показывать на исторической карте местоположение Руси, России, других государств и народов в эпоху средневековья:
— показывать направления миграции народов Европы и Азии, территорию расселении славян в V—VII вв., приводить основные факты истории великих географических открытий, начала образования колониальных владений;
— характеризовать на отдельных примерах положение человека в средневековом обществе (на Руси, в Европе, на Востоке):
— давать характеристику различным группам населения (феодальная знать, крестьяне, горожане) на Руси и в других странах, описывать образ их жизни и быт; показывать роль городов в политической, религиозной, хозяйственной и культурной жизни средневекового общества Западной Европы, Руси;
— рассказывать о становлении ранней государственности, политической раздробленности, образовании централизованных государств в Европе, на Руси;
— излагать основные события политической истории средневековой Руси (Древней, Удельной, Московской) и Европы: характеризовать политических и государственных деятелей;
— описывать крупнейшие крестьянские и городские восстания средневековья на Руси, в Западной Европе, странах Востока:
— характеризовать религиозные верования народов своей страны и мира, место церкви в средневековом обществе, значение христианизации Руси, роль церкви в истории Руси в эпоху средневековья: называть основные достижения культуры народов своей страны и других стран в эпоху средневековья; характеризовать и оценивать выдающиеся памятники культуры и их творцов;
— излагать основные факты и события внешней политики Руси, государств Европы и Востока в средние века; характеризовать взаимоотношения народов в средние века (торговые и культурные связи); рассказывать о противостоянии Древней Руси кочевникам, монгольским завоевателям, крестоносцам; называть места и даты основных сражений.
По новой истории:
__знать хронологические рамки новой истории;
— показывать на политической карте положение государств и народов к началу и в конце нового времени (суверенные государства, метрополии и колонии), рост территории России в XVII—XIX вв.; рассказывать об освоении новых земель (в том числе Россией в Сибири и на Дальнем Востоке);
— характеризовать условия труда и жизни человека в новое время (жилье, орудия труда, одежда, средства передвижения и др.), раскрывать различия между трудом ремесленников и рабочих, особенности труда фабричных рабочих и крестьян в России — до реформы 1861 г. и после нее;
— излагать основные факты промышленного переворота в крупнейших странах, описывать на конкретных примерах переход от ремесленного производства к мануфактуре и от нее — к фабрике; раскрывать содержание основных аграрных преобразований в XVII— XIX вв. в странах Запада, крестьянской реформы в России;
— характеризовать особенности социально-экономического развития России в XVII—XIX вв., причины и последствия длительного сохранения помещичьего землевладения и крепостничества, содержание реформ 1860-х гг.; рассказывать о формировании Российской империи, положении живших в ней народов, национальных движениях, имперской политике самодержавия;
— показывать расширение колониальных империй в XVII— XIX вв., называть основные направления и последствия колониальной политики;
— характеризовать положение отдельных классов и сословий в отдельных странах; рассказывать о положении дворян, крестьян, ремесленников, купцов в России в XVII—XIX вв.; сравнивать положение зависимых и свободных тружеников;
— рассказывать об основных событиях политической истории России и других стран, их участниках, оценивать значение их действий;
— рассказывать о социальных выступлениях в России и отдельных странах (крестьянские восстания, буржуазные революции, забастовки рабочих, политические выступления различных слоев общества); объяснять их причины и значение, называть основных участников;
— называть основные научные открытия, достижения техники и производства нового времени; объяснять, как изменились представления человека нового времени об окружающем мире по сравнению с прошлыми эпохами;
— раскрывать основные достижения культуры народов России и других стран в новое время; кратко описывать творчество выдающихся деятелей российской и мировой культуры XVII—XIX вв.; характеризовать основные черты русской культуры в XVII—XIX вв., ее достижения, связи с мировой культурой;
— излагать основные факты внешней политики России, других стран в новое время; рассказывать о причинах, ходе, результатах крупнейших войн нового времени; оценивать их характер, называть основные внешнеполитические союзы крупнейших держав;
По новейшей истории:
— называть основные периоды истории XX в.; — показывать место России и СССР на карте мира в XX в., объяснять, как изменялась геополитическая ситуация в Европе и мире в начале и конце XX в., после войн и освободительных движений, в результате распада колониальной системы;
— рассказывать о наиболее ярких проявлениях и событиях борьбы народов России и мира за суверенное развитие; называть независимые государства, появившиеся на протяжении этого столетия в Европе, Азии, Африке; давать оценку результатов и значения освободительной борьбы в новейшую эпоху;
— рассказывать об изменениях в социальном положении, образе жизни людей в России (СССР) и других странах в XX в., их действиях и поступках в конкретных ситуациях; характеризовать деятелей отечественной и мировой истории новейшего времени;
— представлять главные направления развития материального производства в России и мире в XX в.; называть важнейшие научные открытия и технологические достижения, изменения в характере труда и социально-экономических отношениях между людьми;
— характеризовать основные общественные и политические движения XX в. (движения социальных групп, национальные, демократические, экологические и др.);
— излагать наиболее важные, поворотные события политической истории России и СССР, других стран мира в XX в.; раскрывать место и значение реформ и революций в истории новейшего времени, рассказывать о тех, кто их осуществлял;
— давать характеристику политических систем и режимов (демократических, авторитарных, тоталитарных) в России и других странах, проводить сравнение; раскрывать сущность режимов, опираясь на факты их политической практики; выявлять особенности;
— проводить обзор текущих политических событий в своей стране и в мире, показывая их предпосылки, значение; характеризовать основные источники информации;
— рассказывать об основных достижениях отечественной и мировой науки и техники в XX в., развитии общественных идей в России и мире, раскрывать роль отдельных идейных течений в истории новейшей эпохи;
— характеризовать основные черты развития материальной и духовной культуры России (СССР) и других стран в XX в., показывать на конкретных примерах разнообразие культурных стилей и течений; рассказывать о создателях, мастерах отечественной и мировой культуры; высказывать свое отношение к отдельным произведениям художественной культуры;
— называть основные этапы и тенденции развития международных отношений и внешней политики России и СССР в XX в., раскрывать сущность и значение отдельных событий; сравнивать позиции стран, лидеров в конкретных ситуациях, давать им оценку; показывать причины и последствия конфликтов и войн новейшего времени (в том числе -~ первой и второй мировых войн).
2. Средняя школа
Учащиеся должны
По истории древнего мира:
— называть хронологические рамки первобытной эпохи; — показывать на исторической карте границы расселения людей в древности;
— характеризовать жизнь первобытных людей; рассказывать об их основных хозяйственных занятиях; выявлять влияние природных условий на жизнь человека;
— характеризовать важнейшие открытия и изобретения первобытных людей, их вклад в развитие человечества; характеризовать особенности первобытных религиозных верований, искусства; — раскрывать причины возникновения неравенства; — знать хронологию основных исторических событий и процессов в истории древневосточных и античных цивилизаций;
— называть и раскрывать факторы, влиявшие на формирование историко-географической карты древнейших цивилизаций; знать основные изменения на карте древнего мира;
— рассказывать о хозяйственной жизни в государствах Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, выявлять специфику и общие черты;
— характеризовать положение, труд, быт, образ жизни различных социальных слоев и групп в древних восточных и античных обществах;
— излагать ключевые события политической жизни государств Древнего Востока и античного мира; характеризовать крупнейших политических и государственных деятелей древности;
— раскрывать своеобразие социальных движений в государствах Древнего Востока и античного мира; сравнивать их цели, формы борьбы, результаты;
- объяснять особенности познания мира человеком древности, рассказывать о зарождении и роли древнейших религий в восточных и античных цивилизациях;
- характеризовать основные достижения культуры народов Древнею Востока и античного мира; называть ее крупнейших представителей; выявлять своеобразие культурного развития отдельных регионов древнего мира; оценивать вклад древнейших цивилизаций в мировую культуру;
— раскрывать характер взаимодействия народов древних цивилизаций, излагать основные события, характеризующие противостояние государств и народов и их взаимодействие;
— выявлять общее и особенное в историческом развитии различных регионов мира в эпоху древнейших цивилизаций.
По истории средних веков:
— знать периодизацию истории средних веков; — раскрывать факторы, влиявшие на формирование историко-географической карты средневековых цивилизаций; основные изменения на геополитической карте мира, Европы, России в эпоху средневековья; влияние географического пространства на характер исторического развития, образ жизни и быт народов разных стран и регионов в средние века;
— характеризовать этнические процессы в эпоху средневековья, их своеобразие на Руси, в других странах мира;
— показывать изменения в образе жизни, людей, восприятии ими мира от раннего к позднему средневековью (Европа, Русь, Восток);
— раскрывать основные черты аграрного производства, выявлять общее и особенное в его организации в различных регионах мира; давать характеристику феодальной сеньории в Западной Европе, поземельных отношений на Востоке; раскрывать сущность феодальных отношений в России и своеобразие ее социально-экономического развития в эпоху средневековья;
— описывать социальную структуру средневекового общества (Западная Европа, Русь, Восток); давать характеристику различным социальным группам и сословиям; показывать изменения социальной структуры и социальных взаимоотношений в эпоху позднею средневековья, объяснять их причины;
— называть этапы становления и развития государственности у народов Европы, Руси, Востока; объяснять причины политической раздробленности; рассказывать об образовании централизованных государств в Европе; характеризовать исторические условия и этапы развития Российского государства; раскрывать особенности сословно-представительной монархии, самодержавия в России;
— характеризовать основные вехи политической истории Руси, крупнейших государств средневековья, знать основные черты их внутренней политики и ключевые события политической жизни; характеризовать политических и государственных деятелей средневековья на Руси и в других странах;
— раскрывать причины, характер социальных движений средневековья, показывать их особенности на Руси, в странах Западной Европы, на Востоке, роль в них отдельных исторических деятелей;
— давать характеристику развития культуры на Руси, в других странах, раскрывать своеобразие культуры Руси в средние века, вклад ее народов в европейскую и мировую культуру;
— показывать роль религии и церкви в развитии культуры и духовной жизни средневековья (Запад и Восток, Русь);
— рассказывать об основных направлениях, течениях, жанрах средневековой литературы и искусства (Русь, Западная и Восточная Европа, страны Востока, Америка); оценивать вклад в науку и культуру отдельных исторических личностей;
— раскрывать основные события и последствия взаимодействия и противостояния народов средневековых цивилизаций;
— характеризовать взаимоотношения Руси с Востоком и Западом; излагать основные события противостояния Руси завоевателям, факты внешней политики Российского государства в средние века; — выявлять общее и особенное в историческом развитии различных регионов мира в эпоху средневековья; характеризовать особенности российской средневековой цивилизации.
— характеризовать основные социальные движения нового времени; излагать причины, основные события, значение буржуазных революций XVII—XIX вв., выделять в них общее и особенное; характеризовать крестьянские движения в России и других странах в XVII— XIX вв., рабочее и социалистическое движение в западных странах и России в XIX в.;
— характеризовать идеи Просвещения, изменения представлений людей новой эпохи о материальном и духовном, о месте человека в мире и смысле его жизни; характеризовать традиционные ценности жителей России, их образ жизни, то, как они изменялись в XVII-XIX вв.;
— представлять развитие культуры народов России и мира в новое время, достижения науки и просвещения; характеризовать художественные стили и течения в отечественной и зарубежной литературе и искусстве нового времени; оценивать роль культуры России в мировой культуре XVII— XIX вв;
— характеризовать основные направления и события внешней политики России, других стран мира в новое время; этапы борьбы за гегемонию на европейском континенте в XVII—XIX вв., значение создания различных дипломатических союзов с участием России.
По новой истории:
— знать периодизацию нового времени;
— раскрывать изменение геополитической ситуации в мире и отдельных регионах на протяжении нового времени; характеризовать место России на карте Европы и мира, ее положения на рубеже западного и восточного миров;
— объяснять особенности развития человека в новое время, причины роста его материальных и духовных потребностей;
— характеризовать развитие производства, труд, образ жизни и быт людей в новое время; раскрывать основные черты экономического развития России, стран Европы и Северной Америки, народов Востока в XVII-XIX вв.;
— объяснять сущность национальных процессов нового времени в России и других странах; характеризовать колониальную политику крупнейших держав в XVII—XIX вв.;
— раскрывать эволюцию сословий и классов в России, странах Запада и Востока, социальную структуру российского общества в XVII—XIX вв. в сравнении со странами Запада;
— излагать основные факты становления и развития национальных государств в новое время, характеризовать этапы складывания Российской многонациональной империи в XVII—XIX вв., процессы образования многонациональных империй в Европе и Азии;
— раскрывать содержание наиболее значительных государственных реформ в России в XVII—XIX вв.; знать формы и типы политических систем и режимов, сложившихся в мире к концу XIX в.; показывать проявление либеральных и консервативных тенденций в политической жизни отдельных стран;
По новейшей истории:
— излагать периодизацию истории XX в., отдельных процессов и событий;
— называть изменения на карте мира в начале и к концу XX в. в результате мировых и локальных войн и социальных движений; характеризовать место России и СССР на геополитической карте;
— раскрывать изменения в социальном положении, правовом статусе, образе жизни людей в XX в. в России (СССР), других странах; давать оценку деятельности конкретных исторических личностей;
— характеризовать этапы научно-технического прогресса в XX в. в России и в мире, его достижения, социальные и экологические последствия;
— проводить сопоставительное рассмотрение социально-экономических отношений в индустриальном и традиционных обществах; рассказывать о периодах кризисного и стабильного развития в истории стран и регионов;
— характеризовать этапы социально-экономической истории России и СССР в XX в., их основное содержание и итоги; сравнивать динамику социально-экономического развития отдельных стран, пути их модернизации;
— раскрывать, как проходило в XX в. образование новых независимых государств в Европе, Азии, Африке; характеризовать национальные процессы в XX в. (интеграционные и центробежные тенденции, стремление к суверенитету, сепаратизм); раскрывать ход этих процессов в России и СССР;
— рассказывать о наиболее значительных социальных реформах в России (СССР) и других странах в XX в.;
давать оценку значения крупнейших революций XX в., в том числе российских революций 1905—1907 гг. и 1917 г.;
- раскрывать эволюцию основных политических (консервативных, либеральных, радикальных) течений в новейшую эпоху; давать оценку деятельности их представителей; — характеризовать развитие демократических систем XX в.; ~ разъяснять причины и последствия прихода к власти авторитарных, фашистских режимов в отдельных странах, давать сравнительную характеристику их внутренней и внешней политики; раскрывать сущность тоталитаризма XX в.;
— характеризовать крупнейшие научные и технические открытия XX в. в России и мире, их влияние на жизнь людей; раскрывать сущность и место различных светских и религиозных учений в современном мире; показывать, как изменялись идейные и ценностные ориентиры людей в России и СССР в XX в.
— объяснять, какое место в отечественной и зарубежной художественной культуре XX в. занимают отдельные стили и течения, называть их представителей; высказывать свое мотивированное отношение к известным памятникам, произведениям художественной культуры XX в.; характеризовать явления и произведения художественной культуры России и СССР в XX в., их место в мировой культуре;
— показывать, как развивались в XX в. тенденции сосуществования и конфронтации между народами; называть основные этапы международных отношений в новейшее время; раскрывать ход и итоги первой и второй мировых войн. Великой Отечественной войны Советского Союза, крупных региональных войн и конфликтов; характеризовать внешнюю политику России (СССР) и других государств; давать оценку деятельности международных организаций и движений в XX в., высказывать свое мнение о дискуссионных проблемах в истории международных отношений XX в.; объяснять сущность глобальных проблем современности; определять свое отношение к ним.
Требования к уровню подготовки учащихся по обществоведению
Выпускник основной школы обязан
По содержательной линии “Общество”: Знать термины: общество. Глобальные проблемы.
Называть; основные сферы жизни общества. Описывать: целостность современного мира.
Объяснять с помощью примеров: способы регулирования общественных отношений.
По содержательной линии “Человек”:
Знать термины: человек. Личность. Способности. Общение.
Называть: основные виды способностей.
Описывать', возможности индивидуальной самореализации. Речевые и неречевые средства общения.
Объяснять на примерах: уникальность каждою человека. Взаимосвязь свободы и ответственности. Связь смысла жизни с проблемой смерчи и бессмертия. Половые роли. Межличностные конфликты, пути их разрешения.
Сравнивать: характерные черты животных и человека.
Оценивать, исходя из заданных критериев: значение социума для развития человека. Роль общения в жизни человека. Роль взаимопонимания в процессе общения. Возможности и пути самореализации. Значение самовоспитания и самообразования.
По содержательной линии “Взаимодействие общества и природы”:
Знать термины: окружающая природная среда. Экологический кризис.
Называть: признаки экологического кризиса.
Описывать: сущность общественного компонента окружающей среды. Проявление загрязнения окружающей среды. Возможности улучшения окружающей среды. Взаимосвязь общества и природы.
Сравнивать: особенности возобновляющихся и невозобновляющихся ресурсов. Основные пути решения экологических проблем.
Объяснять с помощью примеров: особенности экологически грамотного использования ресурсов. Основные направления защиты окружающей среды. Причины экологического кризиса.
Оценивать, исходя из внешних критериев; опасность экологической катастрофы. Жизненную значимость экологически грамотного поведения каждого человека. Значение улучшения окружающей среды.
По содержательной линии “Экономическая сфера”:
Знать термины: товары (услуги). Зарплата. Семейный бюджет. Предпринимательство. Личный доход. Безработица. Собственность.
Называть: современные формы предпринимательства. Основные виды заработной платы,
Описывать: структуру экономической сферы. Источники личного дохода.
Сравнивать: особенности частной, государственной, коллективной собственности.
Объяснять с помощью конкретных примеров: сущность рыночной экономики. Сущность производительности труда.
Оценивать, исходя из внешних критериев: роль экономики в жизни общества. Значение конкуренции в рыночной экономике. Необходимость экономической культуры.
По содержательной линии “(Социальная сфера”:
Знать термины: социальная структура. Семья. Нация. Социальная ответственность.
Описывать: большие и малые социальные группы. Отношения между поколениями. Семью как социальный институт. Нацию как социальную общность.
Объяснять с помощью конкретных примеров: основные признаки коллектива. Назначение социального обеспечения в обществе). Межнациональное сотрудничество. Межнациональные конфликты, их причины. Содержание профессионального выбора.
Сравнивать: социальное положение различных групп населения.
Оценивать, исходя из внешних критериев: проявление социальных интересов в обществе. Значение профессионального выбора. Значение социальной ответственности.
По содержательной линии “Политико-правовая сфера”:
Знать термины: политика. Государство. Политическая власть. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Политическая партия. Гражданин. Право. Закон. Правовая норма. Правонарушение.
Называть: формы национально-государственного устройства. Формы государства. Основные права человека. Политические свободы. Отрасли права. Особенности гражданского права. Задачи трудового права. Особенности семейного права. Особенности конституционного нрава. Признаки и функции государства. Основные принципы правового государства. Полномочия законодательной власти. Задачи исполнительной власти. Виды правонарушений. Виды юридической ответственности. Специфические признаки преступления.
Описывать: содержание политической жизни. Естественные, неотчуждаемые права человека. Всеобщую декларацию прав человека как идеал права. Конституцию как основной закон государства. Структуру и задачи правоохранительных органов.
Сравнивать: функции законодательной, исполнительной власти, судебной власти. Назначение прокуратуры и адвокатуры. Задачи органов внутренних дел и органов безопасности.
Объяснять с. помощью примеров: .место политики в жизни общества. Участие граждан в политике и управлении. Роль партий в политической жизни. Политические реформы в процессе политического развития. Основные принципы правового государства. Осуществление законодательной власти через парламент. Содержание прав человека. Принципы Конвенции о правах ребенка. Правомерное поведение. Задачи органов судебной власти.
Оценивать, исходя из внешних критериев: значение прав человека и условия их реализации. Значение принципа презумпции невиновности.
По содержательной линии “Духовно-нравственная сфера”:
Знать термины: духовная культура. Культура личности. Наука. Образование. Религия. Искусство. Мораль. Нравственность. Гуманизм. Этикет.
Называть; основные моральные нормы. Моральные нормы, регулирующие взаимоотношения в семье. Основные стандарты деловой этики. Вечные моральные ценности. Основные моральные требования к поведению в сфере межнациональных отношений. Основные ценности и нормы трудовой морали. Основные нормы экологической этики. Основные принципы современного этикета.
Описывать: образование как способ передачи и усвоения знаний. Добро и зло как наиболее общие оценочные понятия морали. Механизм морального самоконтроля. Основные добродетели и пороки.
Сравнивать: национальные и региональные особенности развития культуры.
Объяснять с помощью конкретных примеров: сущность духовной культуры. Особенности молодежной субкультуры. Сущность, практическую направленность морали. Содержание морального идеала. Моральный долг и моральную ответственность.
Оценивать, исходя из внешних критериев: роль образования в передаче и усвоении знаний. Значение самообразования для становления личности. Роль культуры в жизни человека. Мораль как способ регулирования отношений в обществе. Значение представлений о смысле жизни для регуляции деятельности личности. Роль морального идеала в жизни человека. Роль вечных моральных ценностей в жизни человека и общества. Роль совести в моральной деятельности и самооценке. Значение понятий честь и достоинство. Значение морального самоконтроля. Гуманизм как основополагающий моральный принцип.
На базе представленных выше знаний школа призвана дать возможность учащимся научиться
В основной школе:
— раскрывать причинно-следственные связи в социальных процессах;
-- прослеживать развитие явления от его возникновения до зрелого состояния;
— изучать личность человека в развитии;
— выявлять структуру социального объекта (процесса) соотношения и функции его элементов;
-- рассматривать деятельность как способ существования человека и общества в целом;
— определять роль и место общения в жизни человека и общества;
— раскрывать влияние ближайшего окружения (малой группы) на личность и обратного влияния.
Выпускник средней школы обязан
(помимо указанного применительно к основной школе)
По содержательной линии “Общество”:
Знать термины: цивилизация. Общественно-экономическая формация. Научно-техническая революция.
Называть: основные общецивилизационные достижения и ценности. Социальные формы объединения. Исторические тины цивилизаций. Критерии общественного прогресса.
Характеризовать: общество как динамическую систему. Личность как субъект истории. Роль народных масс. Взаимосвязь всех сфер общества. Социальную структуру. Материальную и идеальную стороны общественной жизни. Особенности цивилизаций различного типа. Взаимозависимость современного мира. Сущность глобальных проблем.
Сравнивать: цивилизационный и формационный подходы. Эволюционную и революционную формы общественного развития.
Интерпретировать: противоречивую роль научно-технической революции. Многовариантность общественного развития. Взаимодействие культур и цивилизаций. Сущность и противоречивость общественного прогресса.
Оценивать, исходя из внешних критериев: основные общецивилизационные достижения и ценности. Общественный прогресс. Значение общественных реформ.
По содержательной линии “Человек”:
Знать термины: деятельность. Материальная и духовная деятельность. Индивид. Индивидуальность. Личность. Социализация.
Называть: элементы структуры деятельности. Методы научного познания. Основные виды и формы деятельности человека.
Характеризовать: человеческую деятельность как целостную систему. Взаимосвязь цели и средств деятельности. Особенности социального познания. Критерии истины. Биосоциальную сущность человека. Роль мировоззрения. Структура личности. Потребности и мотивы. Характер как проявление индивидуальности. Общение как деятельность. Диалог как условие эффективного общения. Образ “Я”.
Интерпретировать: процесс социализации личности. Сущность целеполагания и предвидения. Взаимосвязь сознания и языка. Функции социальных установок в регуляции социального поведения.
Сравнивать: объект и субъект познания. Чувственное и рациональное познание. Научные и ненаучные знания. Соотношение биологических предпосылок и социальных условий развития личности.
Оценивать, исходя из внешних критериев: ценностные ориентации и направленность личности.
По содержательной линии “Взаимодействие общества и природы”:
Знать термины: общественный компонент природной среды. Равновесие природной среды. Экологические проблемы. Экологическая политика.
Называть: основные направления экологической политики. Характеризовать: диалектику общества и природы. Сущность экологического равновесия. Влияние общественного компонента окружающей среды на ее функционирование. Глобальный характер экологических проблем, их обострение в современном мире. Экологический кризис как нарушение природного равновесия.
Интерпретировать: связь НТП и экологических проблем.
Сравнивать: взгляды на отношение к природной среде в различных цивилизациях.
Оценивать, исходя из внешних критериев: качество природной окружающей среды. Эффективность экологически рационального использования природных ресурсов. Основные направления экологической политики. Эффективность отдельных мер по охране окружающей среды.
По содержательной линии “Экономическая сфера”:
Знать термины: производительность труда. Рабочая сила. Конкуренция. Монополия. Рынок. Общие издержки. Экономическая эффективность. Валовой национальный продукт. Национальный доход.
Называть: основные виды налогов. Критерии прожиточного минимума. Признаки (слагаемые) экономической культуры. Функции денег.
Характеризовать: экономику как систему. Содержание экономических интересов. Предприятие как субъект экономической деятельности. Многообразие форм собственности. Капитал как фактор производства. Структуру общих издержек. Сущность и структуру экономических интересов. Причины общественного разделения труда. Сущность и структуру валового национального дохода. Экономические признаки частной, государственной и коллективной собственности. Сущность рынка, типы рынков и взаимосвязи между ними. Сущность производительности труда. Структуру и качество рабочей силы. Прибыль, ее формирование и распределение.
Сравнивать: особенности рыночной и командной экономики. Конкуренцию и монополию в условиях современного рынка. Экономическую и социальную эффективность экономической деятельности.
Интерпретировать: взаимосвязь основных элементов экономической сферы. Причины инфляции. Предпринимательскую деятельность. Основные направления экономической политики. Положение человека в системе экономических отношений. Роль государства в экономической жизни, методы государственного регулирования экономики. Взаимосвязь общих издержек и результатов экономической деятельности. Роль и место цены в условиях рынка.
Оценивать, исходя из внешних критериев: влияние налогов на экономику. Влияние инфляции на экономическое развитие. Причины и общественные последствия разделения труда. Современные возможности экономического выбора. Значение экономической культуры в экономической жизни. Социальные ориентиры экономических преобразований.
По содержательной линии “Социальная сфера”:
Знать термины: социальная группа. Социальные интересы. Социальная свобода. Социальный статус. Социальная роль. Этнос. Образ жизни.
Называть: основные элементы социальной структуры. Основные направления социальной политики. Признаки этноса. Показатели уровня жизни. Виды социальных противоречий.
Характеризовать: многообразие социальных групп. Социальные программы поддержки населения. Причины социальных различий. Основные элементы социальной структуры, их взаимосвязи. Содержание социальных интересов. Структуру и функции семьи. Социальную свободу и ответственность. Факторы, определяющие социальный статус. Сущность социального статуса. Сущность и типы социальных отношений. Основные социальные движения в современном обществе.
Сравнивать: различные формы и проявления социальной активности. Проявление дегуманизации и гуманизации труда в процессе общественного развития. Основные подходы к трактовке социальной структуры общества.
Интерпретировать: связи основных элементов социальной сферы. Причины и проявления социальных конфликтов. Лидерство как социальное явление. Содержание основных социальных ролей. Сущность социальных гарантий. Динамику общества и социальную мобильность. Маргинальность в современном обществе. Особенности толпы как социального явления. Условия труда, их социальную обусловленность. Содержание образа жизни. Сущность социальной свободы, ее границы. Социальную интеграцию в современном обществе. Изменения содержания труда под влиянием научно-технического прогресса. Виды социальных противоречий. Теорию и практику социального партнерства. Взаимосвязь экономической и социальной политики.
Оценивать, исходя из внешних критериев: значение социальных интересов. Программы социальной поддержки населения. Условия социальной свободы. Причины и формы отклоняющегося поведения. Результаты социальной политики. Роль семьи в современном обществе.
По содержательной линии “Политико-правовая сфера”:
Знать термины: политическая система. Политический режим. Демократия. Тоталитаризм. Авторитаризм. Самоуправление. Плюрализм. Оппозиция.
Называть: типы партийных систем. Основные принципы правосудия.
Характеризовать: структуру политической системы. Признаки гражданского общества. Структуру и функции аппарата в политической системе. Политическое участие как деятельное включение в политический процесс. Взаимодействие политического сознания и политического поведения. Политические конфликты и средства их разрешения. Соотношение государства и общества. Избирательные системы. Отличительные черты плюрализма. Сущность политической оппозиции. Условия, цели и средства политических реформ. Международные нормы, относящиеся к правам человека, закрепленные в Конституции РФ. Правовое государство как одну из высших социальных ценностей. Основные элементы политической культуры.
Интерпретировать: сущность, причины и пути разрешения политических конфликтов. Социальную природу власти. Сущность политических партий. Содержание внутри- и внешнеполитической деятельности. Разделение и взаимодействие трех ветвей власти в России. Политический статус личности.
Сравнивать: особенности демократических, тоталитарных, авторитарных режимов.
Оценивать, исходя из внешних критериев: роль политических партий и движений в жизни общества. Значение консенсуса в политических отношениях. Роль оппозиции в политической жизни. Значение политики для личности и роль личности в политике. Значение правового государства. Значение права.
По содержательной линии “Духовно-нравственная сфера”:
Знать термины: духовная сфера. Наука. Творческая деятельность. Культурные ценности. Национальная культура.
Называть: особенности развития образования в современных условиях. Важнейшие закономерности развития науки в современном обществе. Моральные стимулы труда.
Характеризовать: пути создания, передачи и освоения духовных ценностей обществом и личностью. Основные элементы духовной сферы, связи между ними. Взаимосвязь новаторства и преемственности в культуре. Дифференциацию и интеграцию наук. Вечные моральные ценности. Содержание морального долга и моральной ответственности.
Сравнивать: основные черты культуры различных групп. Различные религиозные моральные учения. Различные подходы к пониманию морального выбора.
Интерпретировать: соотношение понятий “культура” и “цивилизация”. Диалог культур. Закономерности воспроизводства культуры. Основные направления культурной политики. Связи основных элементов духовной культуры. Взаимосвязь элитарного и массового в культуре. Методы взаимообогащения и взаимодействия национальных культур. Роль науки в современном мире. Связь деловой этики с общественной моралью.
Оценивать, исходя из внешних критериев: общественную значимость искусства. Роль культуры в регуляции и саморегуляции деятельности человека в обществе. Особенности развития образования
в современных условиях. Основные направления современной культурной политики в России. Значение моральных норм в жизни человека и общества. Роль внутренних убеждений в осуществлении морального выбора. Институт брака и семьи, ответственность каждого человека за свою личную жизнь и воспитание детей. Актуальность гуманизма на современном этапе.
На базе предъявленных выше знаний школа призвана
дать учащимся возможность научиться в средней (полной) школе:
— выявлять противоречия в общественном развитии и способы их разрешения;
— выявлять качественно новое и преемственное в конкретных процессах и явлениях;
— выявлять специфику различных видов деятельности и ее основных характеристик: социальности, продуктивности, предметности, целесообразности, сознательности;
— раскрывать соотношение общего — особенного — единичного в развитии того или иного процесса (явления);
— раскрывать в процессах и явлениях закономерности общественного развития;
— выявлять соотношение объективной необходимости и сознательной деятельности людей;
— раскрывать роль материальных и духовных факторов в развитии общества;
— определять тенденции развития данного общественного явления или их совокупности;
— раскрывать движущие силы социального прогресса и их роль; — раскрывать роль и соотношение частных, групповых, национальных, государственных, общечеловеческих интересов в конкретной ситуации.
Литература:
1. Баранов П.А. Об уровне обществоведческой подготовке выпускников школ . Ж. ОШ., 1998г.,5.
2. Учебные стандарты школ России. Книга 1. Начальная школа. Общественно - гуманитарные дисциплины. М., Прометей, 1998г. 9.
Материалы подготовила зав. УМК обществознания Шарикова Н.И.