Предоставила: Шарикова Н.И., зав.УМК истории и обществознанияДата: 21.12.2001
Муниципальная общеобразовательная средняя полная школа № 25ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ (из опыта работы учителя истории Батуриной М.В.) г.Орск 2000 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВВЕДЕНИЕ
В сложной ситуации сегодняшнего дня изучение прошлого своей страны через призму истории своего города, своего края представляется не только необходимым, но и очень важным, так как это позволяет обратиться прежде всего к повседневности, к близкой для учащихся российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений, предприятий, улиц… Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Любая такая судьба неразрывно связывает будущего гражданина России со своей малой и большой Родиной. Эта связь самая прочная, самая трогательная и только она позволит нам вырастить из наших учеников не граждан Англии или Франции, Америки или Германии, а именно граждан России.
Региональный компонент в нашей школе представлен: в 5 классе курсом «Наш край» в 6 классе – 17ч. – история краеведения 17ч. – литературным краеведением в 7 классе – 34ч. – биологическим краеведением 17ч. – литературным краеведением в 8 классе – 17ч. – историческим краеведением 17ч. – литературным краеведением в 9 классе – 17ч. – географическим краеведением.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В процессе обновления гуманитарного образования в России выявилась такая важная проблема образовательной системы, как регионализация образования. Начавшееся создание каждым регионом своей образовательной стратегии требует пристального внимания к историческим и культурным особенностям края. В основе предлагаемой программы историко-краеведческого курса для 6, 8 классов лежит история г.Орска и Оренбургской области. В построении программы присутствует и тематический принцип, и хронологический, и историко-литературный, но связующим звеном является Оренбургский край, его история и культура на разных этапах развития. Сегодня имеется достаточно обширный объём материала для ведения исторического краеведения в школе как регионального компонента исторического образования. Цель курса: сформировать через живое, проблемное, личностное восприятие прошлого родного края интерес к истории, к историческим исследованиям. Задачи: 1. Дать необходимый объем знаний для осмысления исторической роли нашего края в истории России. 2. Развив способности учащихся анализировать и оценивать факты, явления, события, которые, переживал наш край; раскрывать причинно-следственные связи между ними; научиться видеть их в контексте всероссийских исторических явлений и событий. 3. Персонифицировать историю края, показав жизнь конкретных людей, оставивших видный след в истории. 4. Сформировать на основе местного материала нравственно-ценностные ориентиры; воспитывать чувства интернационализма, дружбы народов, уважения к культуре народов России.
Принципы курсаВедущими принципами программы является КРАЕВЕДЧЕСКИЙ: обеспечивает связь школьного курса истории со знаниями и навыками, приобретенными в результате исследования родного края и дает возможность преподавать историю на богатом конкретном материале, позволяет увязывать общеисторические закономерности с особенностями развития родного края; КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ: закладывает интеллектуальную, нравственно-гуманистическую основу формирования личности, показывает глубину и наследуемость составляющих культуру. Предлагаемый вариант программы рассчитан на 34 часа и делится на 2 части: 1. 6 кл. – Оренбургский край с древнейших времен до XIX в. 2. 8 кл. – Оренбургский край и г.Орск в XX в. Оренбуржье представляет собой регион, самобытность которого определяется культурным, научным, природно-географическим факторами. В первой части акцентируется внимание на древнейшей истории Оренбургского края, на древних племенах и народах, населявших нашу местность, на образовании Оренбурга (Орска) и Оренбургской губернии, на событиях крестьянской войны Пугачёва, событиях XIX в. в контексте всероссийской истории. Отечественная война 1812г., восстание декабристов, революционно-демократические движения, развитие капитализма вширь и вглубь, особая роль отводится развитию культуры в крае. Во второй части дается представление о 20-м столетии в г.Орске и Оренбуржье: события революций, гражданской войны, первых пятилеток, героизм в годы Великой Отечественной войны, послевоенное восстановление, современное развитие. Программа курса требует включения в образовательном процессе наряду с традиционным уроком таких форм учебной деятельности, как экскурсии, семинары. При ведении курса следует иметь в виду, что: - историю Оренбуржья надо изучать как часть исторического процесса в России - отметить региональные особенности, специфику истории и культуры края - обращаясь к краеведческим сведениям, учитывать интегративный их характер с географией, этнографией, литературой, биологией.
Критерии историко-краеведческой деятельности учащихся 1. Интерес к историческому краеведению и желание им заниматься, краеведческая направленность интересов. 2. Актуальная для школьников нравственно- эстетическая, нравственно-экологическая проблематика, связанная с родным краем, и активность оценки исторических событий и явлений с этой точки зрения. 3. Знание истории родного края и умение соотнести её с общим историческим развитием страны. 4. Умение не только получать готовые знания от учителя, но и самостоятельно приобретать знания из научно-популярной, научной литературы, публикаций в местной печати. 5. Активность школьников в изучении истории родного края: готовность к исследовательскому поиску.
Умения (6 класс) 1. Когнитивные умения. 1.1. Уметь выделять главное в тексте учебника, работать с основными понятиями темы; выявлять логическую схему текста и основных параграфов, пользоваться простым и сложным планом, выполнять задания на уровне преобразующего воспроизведения (переконструировать текст в процессе подготовки отчета и конспектировании материала); осуществлять частичную поисковую деятельность при выполнении учебных заданий; выполнять отдельные задания на установление межпредметных связей на основе знаний; использовать таблицы, схемы, графики для систематизации знаний, делать обобщающие выводы. 1.2. Учиться в процессе прослушивания, чтения, объяснения учителя, сообщения учащихся вести записи (в свободной форме) основного содержания их; воспроизводить содержание прослушанного в форме простого или сложного планов; анализировать прослушанный текст со стороны содержания и формы. В учебных и самообразовательных целях использовать циклы радиопередач, телелекций, грамм- и аудиозаписей. 1.3. Учиться работать с публицистической литературой, использовать литературу при подготовке к урокам. Находить литературу в систематическом каталоге, библиографических пособиях; использовать такие элементы книги, как комментарии авторские, переводчика, редактора; подстрочные, в конце книги; справочный аппарат книги; сводный алфавитный указатель произведений к собранию сочинений, справочный том в собрании сочинений. Регулярно работать с периодическим изданиями. 2. Коммуникативные умения. 2.1. Отвечать на вопросы в соответствии с их характером, уметь самостоятельно формулировать вопросы творческого характера; учиться вести диалог в целях получения новой информации ( с помощью различных наглядных средств); владеть разными видами типовых ответов; связно излагать материал межпредметного характера из различных источников; использовать при ответе иллюстрированный материал, простейшие ТСО; составлять характеристики (индивидуальные, сравнительные, групповые), руководствуясь типовыми схемами, планами. 2.2. Владеть следующими основными видами письменных работ: сочинение, изложение, отзыв, рецензия на ответ ученика, план, заметка в газету.
(8 класс) 1. Когнитивные умения. 1.1. Самостоятельно усваивать несложные учебные темы; выполнять задания воспроизводяще-творческого характера; осваивать решение отдельных видов поисковых задач, выполнять проблемные задания сравнительно-обобщающего типа на несложном учебном материале; обнаруживать межпредметные связи в отдельных учебных заданиях в процессе подготовки домашних заданий; пользоваться сформированным приёмом выделения главного; передавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свертывания информации; самостоятельно составлять логический схемы типовых ответов; уметь обобщать, систематизировать учебный материал в пределах учебной темы. 1.2. Слушать лекцию учителя, доклад ученика с опорой на или без него; соединять восприятие содержания лекции, доклада с записями основных положений в виде плана, тезисов или конспекта, воспроизводить основные мысли прослушанного в виде рецензии, аналитически воспринимать содержание и литературную форму своей речи; регулярно обращаться к радиопередачам, грамм- и аудиозаписям, телелекциям, используя их содержание в учебном процессе. 1.3. Учиться работать с критической литературой, составлять план, конспекты, тезисы, выписки, делать вырезки из газет и журналов, правильно оформлять, систематизировать и хранить их. Находить критическую литературу в каталогах, картотеке, использовать списки литературы внутри книг. Систематически использовать научно-популярную литературу в процессе подготовки к уроку, обращаться к справочной научно-технической литературе. Совершенствовать методы работы с периодическими изданиями.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ
6 класс
8 класс
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
общие работы · История родного края. Учебное пособие для средней школы. Челябинск, 1988г. · История Урала с древнейших времен до 1861г. Т.1.М., 1989г. · История Урала в период капитализма. Т.2.М., 1990г. · Любовь и Восток. М.. 1994г. · Оренбург. Челябинск, 1993г. · Зобов Ю.С., Футорянский Л.И. «Родной истории страницы». Оренбург, 1994г. · Революционная и трудовая летопись Южноуральского края. Хрестоматия архивных документов по истории Южного Урала. 1682-1918гг. Челябинск, 1980г. · Оренбургские степи в трудах П.И.Рычкова, Э.А.Эвермана, С.С.Неустроева. М., 1949г. · Многонациональный мир Оренбуржья. Оренбург. 1994г.
Эпоха древности и средневековья· Зданович Г. Синташта – перекресток истории. – «Рифей». Уральский краеведческий музей сборник, Челябинск,1987г. · Зданович Г. Аркаим. – «Рифей». Уральский краеведческий сборник. Челябинск, 1990г. · Смирнов К.Ф. Савроматы. М., Наука, 1968г. · Смирнов К.Ф. Сарматы на Илеке. М., 1975г. · Попов С.А. Тайны Пятимаров. Челябинск, 1983г. · Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. М., Знание, 1990г.
XVIII – XIX вв. · Кузьмин А.Г. Татищев. (ЖЗЛ) М., 1981. · Тарасов Ю.М. Русская крестьянская колонизация Южного Урала. Вторая половина XVIII – первая половина XIX вв. М., Наука, 1984. · Дорофеев В.В. Над Уралом-рекой. Челябинск, 1988. · История казачества Урала. Учебное пособие для казачьих воскресных школ. Оренбург – Челябинск, 1992. · Мамонов В.Ф. Кобзов В.С. Пограничная линия. Челябинск, 1992. · Оренбургское казачье войско. Исторические очерки. Челябинск, 1994. · Буганов В.И. Емельян Пугачев. М., Просвещение, 1990. · Овчинников Р.В. Над «пугачевскими» страницами Пушкина. М. Наука, 1985. · Мавродин В.В. Под знаменем крестьянской войны. М., Мысль, 1974. · Большаков Л.Н. Отыскал я книгу славную. Челябинск, 1983. · Матвиевский П.Е. Оренбургский край в Отечественной войне 1812 года. Оренбург, 1962. · Смольников И. Путешествие Пушкина А.С. в Оренбургский край. М., Мысль. · Прянишников Н.Е. Писатели-классики в Оренбургском крае. Челябинск, 1974. · Ведмицкий А.Т. Шевченко в Оренбургской ссылке. Оренбург, 19 60. · Медведева Л.С. Художники Оренбургской области. Л., 1973. · Зобов Ю.С. Историки Южного Урала. Вторая половина XIX – начало XX вв. Оренбург, 1991. · Революционное народничество 70-х годов XIX в. Сборник документов, Т.1. М., 1974. · Чернышева А.М. В годы первой русской революции. – Орденоносное Оренбуржье. Челябинск, 1973.
XX век · Футорянский Л.И. Борьба за массы трудового казачества… Пермь – Оренбург, 1972. · Вот тебе, Родина. 1919-1977. Челябинск, 1977. · Футорянский Л.И. Партийная организация Оренбургской губернии в годы гражданской войны. Оренбург, 1968. · Футорянский Л.И. Дела вечно живые. Челябинск, 1968. · Футорянский Л.И. Лабузов В.А. Крестьянское хозяйство Оренбуржья в годы новой экономической политики. Оренбург, 1994. · Ралдыгина Г.М., Деятельность КПСС по повышению активности рабочего класса в период строительства социализма. М., 1985. · Культурное строительство в Оренбуржье. Документы и материалы. 1918-1941. Челябинск, 1985.
· Незнамов М. Старейший русский театр на Урале. Чкалов, 1948. · Русская советская поэзия Урала. Свердловск, 1983. · Медведева Л.С. Художники Оренбургской области. Челябинск, 1985. · Дергачева Э. Сейфуллина На Урале. – В кн.: «О писателях-земляках». Челябинск, 1971. · Футорянский Л.И. Оренбуржье – великой победе. Оренбург, 1994. · Оренбург в годы Великой Отечественной войны. Оренбург, 1995. · Культурное строительство в Оренбуржье. Документы и материалы. 1942-1987. Челябинск, 1989. · Джалиль Муса. Моабитская тетрадь. М., 1957. · Мустафин Р.К. По следам оборванной песни. М., 1983. · Соловьев-Седой В.П. Пути-дороги. Л., 1983. · На крылечке твоем: книга об Алексее Фатьянове. М., 1990. · Из истории освоения целинных и залежных земель Оренбургской области. Оренбург. 1988. · Оренбургский областной краеведческий музей. Оренбург, 1994. · Оренбургский областной театр кукол. Оренбург, 1995. · Оренбургский театр музыкальной комедии. Оренбург, 1990. · Ишутин П.К., Хмелевекий Е.А. Киембай – стройка содружества. Челябинск, 1978. · Щербина Б.Е., Коваленко А.В. и др. «Союз» – трасса братской дружбы. М., Недра, 1978. · Вышеславцев Ю.Ф. Оренбургский газохимический комплекс. М., 1987. · Воронов А.М., Цвирко О.О. Оренбуржье на подъеме. Челябинск, 1975. · Оренбуржье – 77. Челябинск, 1977.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Из Оренбургского фольклора Предания о Пугачеве. «О Пугачеве», «Мужицкий царь», «Пугачев в станице Татищевской», «Предание о Пугачеве». отношение народа к Пугачеву. особенности изображения Пугачева. Календарно-обрядные плясовые песни. Тема пугачевского восстания в русской литературе. А.П.Крюков. «Рассказ моей бабушки». Сюжет, образы, авторское отношение к изображаемым событиям. «Рассказ моей бабушки» и «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. Тема Пугачева в живописи» портрет Пугачева на портрете Екатерины II, написанный неизвестным самоучкой в Илеке; картина Ж.А.Тельнова «Бой под Татищевой крепостью 22 марта 1771г.», И.П.Галкина «Салават Юлаев у Е.Пугачева в Бердской слободе». Работа над пугачевской темой в Оренбурге С.В.Иванова, его иллюстрации к «Капитанской дочке». «Встреча в метель с Пугачевым», «Вожатый», «Суд Пугачева» и др. В.И.Даль. «Рассказ Верхолонцева о Пугачеве» – запись рассказа очевидца. Продолжение Далем темы, начатой для Пушкина. Л.В.Исаков. Сборник «Пугачевщина» - стихи о разных этапах Пугачевского восстания. Двойственное отношение автора к Пугачеву. Изображение оренбуржцев в стихах. Иллюстрации на «пугачевскую» тему Н.Н.Карамзина, писателя и художника. М.У.Петунин. «Емельян Пугачев под Оренбургом» (сопоставление со стихотворением Л.Исакова на эту же тему). В.Г.Короленко «Пугачёвская легенда на Урале». Участие уральцев в событиях Пугачевского восстания. Степная воля. Толкование её писателем. Оценка, данная писателем изображению Пугачева в русской литературе. Картина «Арест Пугачева» и эскизы на пугачевскую тему С.М.Карпова. Поездка В.Г.Перова и С.А.Аммосова в Оренбургскую губернию для работы над пугачёвской темой. Этюды Перова. С.А.Есенин. «Пугачев». Драматическая поэма о психологии крестьянского бунта. Пугачев как бунтарь и мечтатель. Тема воли. Особенности композиции. Роль образа избы, дома, кибитки, степных кобылиц. Акварели. В.А.Тельнова. «Встреча Хлопуши с Пугачевым», «Присоединение Салавата к повстанцам». «Хлопушка в изображении Есенина и Тельнова». В.И.Пистоленко. «Сказание о Сотнике Тимофее Подурове». Сотник Подуров, видевший Петра III, и Пугачев. Смысл выбранного оренбургским писателем сюжета. Оренбургская природа и «Пугачевские» места в повести. Иллюстрации С.В.Герасимова: «Оренбургская степь», «Илецкая защита», «Метель под Оренбургом», «Берды», «Оренбург», «Бузулук» и др.
Уральцы, оренбуржцы, их жизнь, быт, нравы в произведениях русских писателей. В.И.Даль. «Уральский казак», «Обмирание». О.Крюкова. «Илецкий казак». М.Л.Михайлов. «Уральские очерки». Отношение казаков к власти, домашние устои. Роль казачки в доме. Занятие казаков на досуге. Уральский фольклор в оценке Михайлова. Н.В.Авдеев. «Поездка на Кумыс». В.Г.Короленко. «У казаков» (главы об илецких казаках). А.И.Фатьянов. «Ехал казак воевать». Обычаи, верования, занятия, одежда, пища оренбуржцев в изображении различных писателей и в разные века. В.Т.Правдухин «Яик уходит в море» (1-4 гл.) С.Т.Аксаков «Семейная хроника» (гл. «Переселение», «Новые места»). А.Н.Плещеев «Оренбургская лирика», повести «Татищев», переписка с оренбуржцами. Прянишников Н.Е. Писатели-классики в Оренбургском крае. Челябинск, 1977. Прянишников Н.Е. Записки Словесника – Оренбург, 1963.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ВЫПУСКНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ 9 классов
1. «Человек в истории. Россия – XX век» Цель: Побудить учащихся, увлекающихся историей, заняться самостоятельной исследовательской работой, в процессе которой критически смогут оценить исторический материал и выработать трезвое отношение к советскому прошлому страны. - история чьей-то жизни или истории семьи, основанная на воспоминаниях, семейных документах, фотографиях; - история здания, памятника, улицы родного города; - история какого-либо значимого события из прошлого г.Орска, представленное в рассказах очевидцев, дополненное архивными материалами, публикациями. 2. «Человек в истории. Облики детства» Цель: создать целостную картину интересов, буден и праздников конкретного поколения детей на основе воспоминаний, документов, фотографий жителей нашего города. - школа моего времени (описание контингента учащихся (можно конкретного класса), внешнего вида, набора школьных принадлежностей, оценка учебных пособий, режим учебы учащихся, внеклассная деятельность и т.д.); - игры моего детства (моя любимая книжка, мое хобби и т.д.)
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ
1. Моя родословная. 2. Моя семья воды великой Отечественной войны 1941-45 гг. (в годы освоения целины, …). 3. Откуда повелось название … 4. Улица, на которой я живу (или «Улицы моего города, связанные с Вов и т.п.). 5. Описание одежды оренбургского казака и казачки. Зарисовки одежды уральцев, причесок и т.п. 6. Описание праздников, обрядов. 7. Сочинение по местной пословице.
В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ
Тематика экскурсий по музею. I.ОБЗОРНЫЕ ЭКСКУРСИИ. Тема: «Город Орск – старейший город Оренбургской области». Тема: «Мой город» (для дошкольников и младших школьников). Тема: «Знакомство с музеем» (для учащихся 1-х классов).
II.ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ. Тема: «Памятники первобытно-общинного строя на территории Восточного Оренбуржья». Содержание – рассказ о том, откуда ученые узнают о жизни древних людей. Археологические памятники с эпохи мезолита до средневековья. Древние охотники на мамонтов, рыболовы, первые металлурги, земледельцы и скотоводы. Выставка: «Из фондов музея» (по материалам раскопок последних лет» – зал I. Тема: «История основания Орска» – зал I. Содержание – о походе И.К.Кирилова к устью реки Орь, об основании города-крепости, об исследователях нашего края. Тема: «Орск во 2-ой половине XVIII и вXIX вв.» – зал I. Содержание – знакомит с экономическим и социальным развитием города, о торговле, культуре, искусстве, просвещении. Тема: «Орск в годы гражданской войны. Установление Советской власти в городе» – зал 2. Содержание – рассказ о том, что представлял собой Орск в 1917 году. Об установлении новой власти, её мероприятиях. Выставка: «Орск – город яшмы» – 3 зал. Содержание – о развитии камнерезного дела в России, об использовании яшмы для изготовления уникальных изделий, о разновидностях яшмы на горе Полковник. Тема: «Индустриализация. Орск в период первых пятилеток» – 3 зал. Содержание – строительство в Орске первых промышленных предприятий. Тема: «Полезные ископаемые Восточного Оренбуржья» – зал 3. Содержание – что такое полезные ископаемые, их использование в народном хозяйстве. Тема: «Культура и быт предвоенного Орска» – зал 4. Содержание – здравоохранение, спорт, литература и искусство, образование. Тема: «Орск и орчане в годы Великой Отечественной войны» – зал 6. (может быть использован видеофильм). Тема: «Т.Г.Шевченко в Орской крепости» – филиал ОКМ в Старом городе по ул.Шевченко, 33.
Тематика лекций. «Археологические раскопки» (слайд и видеофильм). «История основания Орска». «Орск в XVIII веке». «Орск в XIX веке». «Культовые сооружения Орска» (о церквях и мечетях). «Орская казачья станица». «О чем рассказывает Старый город» (со слайдами). «Русская икона» (со слайдами). «Оренбургский платок пуховый» (со слайдами). «Л.Сейфиллина и В.Правдухин». «С.Т.Аксаков». «Оренбургские губернаторы». «Русский самовар» (со слайдами). «История вещей» (со слайдами). «Пушкин и Оренбуржье». «Друзья Пушкина и Орск». «Орская яшма» (со слайдами) «Орск в годы сталинских репрессий». «Орск в годы Великой Отечественной войны». «Вдали от Родины» (о русских в Китае). «Поэт Муса Джалиль». «Декабристы в Оренбургском крае».
Музейный видеозал «Муса Джалиль» (15 минут) о последних днях поэта. «По следам древних рудокопов» (20 минут) об археологических раскопках в Каргале (Оренбургская область) «Орску – 260 лет» о праздновании юбилея города. «Возвращение Михаила Ханжина», на цикла «Портрет на фоне эпохи», ГТРК «Оренбург». «Археологические раскопки в Восточном .Оренбуржье» (20 минут).
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ В 11 КЛАССЕ «НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО»
Использованы письма из архива городского краеведческого музея участников ВОВ Ильченко А. и Услиной Л., а также сочинения учащихся 11 кл.
Учитель: открывает письмо-треугольник и читает: «Мы шли в бой с одним желанием, воодушевленные одним порывом – нести смерть немецким оккупантам, и наши орудия, наши пулеметы, минометы, артиллерия, танки и самолеты в огневом смерче пели великую песню – смерть им, чье имя проклято; им, кровососам и бандитам; им, разбойникам и насильникам. Смерть немецким оккупантам!» Это строки из письма орчанина Шиленко Ивана Яковлевича, написанного 7.8.42 г. Мальчики и девочки военной поры… О чем они мечтали? Чем жили? С началом ВОВ чувство Родины затмило другие чувства, другие мечты. Чтец: Уходили мальчики – на плечах шинели, Уходили мальчики – храбро песни пели, Отступали мальчики – пыльными степями, Умирали мальчики, где – не знали сами. Попадали мальчики в страшные бараки, Догоняли мальчиков лютые собаки, Убивали мальчиков за побег на месте, Не продали мальчики совести и чести. Не хотели мальчики поддаваться страху, Поднимались мальчики по свистку в атаку. В черный дым сражений, на броне покатой Уезжали мальчики, стиснув автоматы. Повидали мальчики – храбрые солдаты: Волгу – в 41-м, Шпрее – в 45-м. Показали мальчики за четыре года, Что такое мальчики нашего народа. (юноша в военной форме пишет письмо домой): «О своем переживании пишу тебе в стихотворной форме, поэтому отрывок:
Где те улицы кривые, те глухие пустыри, Где играли мы босые гордой радости полны. Незаметно пролетели годы юности моей, А теперь хожу в шинели, петлицы черные на ней» Ведущий: Это строки из письма орчанина Ильченко Андрея Александровича. Шел март 1941 г., до войны оставалось три месяца. (юноша): «Выбрал момент и место в дубовом лесу. Изредка болеют березы, трава уже высокая, есть щавель, лук, даже весело поют соловьи… И для нас интересным кажется увидеть друг друга с котелком, котомкой за плечами… Как на курорте. Табаку вдоволь» (5.6.42 г.) Ведущий: 23.8.42 г. нашему герою исполнилось 19 лет и домой пошли в конверте эти стихи: 19 полных стукнуло сегодня, 19 полных радостно живу, За 19 бесспорно Отчизне жизнь подарю. Не знал нужды и заботы, Не знал я черных дней, Не видел непосильной работы В детстве-юности своей. 10 лет в школе учился, И год на курсах побывал, своей свободой я гордился. Свое горе забывал. Ведущий: Регулярно боец высылал домой деньги. В одном из писем он писал: «Деньги для дела не нужны, а для роскоши не обязательны» Есть у него и свои маленькие радости: Юноша: 22.9.42 г. Нахожусь в плывучем состоянии. 2-ой раз имею счастье казаться на речном пароходе. Сегодня во сне видел свой костюм, что заказывали в г.Чкалове, прошу не продавать его, ибо приеду хоть день-два пофоршу в нем. Конечно, если цел… Сколько радости вот сейчас пишу, и не могу описать словами свое радостное настроение… Наши войска заняли гг. Орел и Белгород… А пока нельзя побывать дома. Время сами знаете какое… Ведущий: В 1944 г. лейтенант Ильченко учит курсантов танковому искусству. Он пишет домой: «Живу… на квартире, обстановка интеллигенции
- гитара, баян, патефон. Это знакомая с артистическими наклонностями полная романтических настроений семья… Приходится подражать современности: проводить время в кино, театре, городе, отрывая на это свое личное время» Но военные будни суровы. И наш герой снова на передовой. 5.2.44 г. в письме мечтал: «Будет время и мы, как весною птицы прилетим домой». Ильченко Андрей Александрович не вернется домой, он погибнет 7.11.44 г. в боях за Литву. (звучит отрывок из концерта для голоса с оркестром Р.Глиэра) Чтец 2: Разве погибнуть ты нам завещала, Родина? Жизнь обещала, любовь обещала, Родина! Разве для смерти рождаются дети, Родина? Разве хотела ты этой смерти, Родина? Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина? Тихо сказала: «Вставайте на помощь», - Родина… Родина… Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина! Просто был выбор у каждого – я или Родина. Ведущий: Что может быть страшнее для матери гибели ребенка? Наша землячка Тесленко Дарья Осиповна – мать 14 сыновей. Всех их забрала с собой война. Никто не вернулся… Чтец 1: Ой, зачем ты, солнце красное, Все уходишь – не прощаешься? Ой, зачем с войны безрадостной Сын не возвращаешься? Из беды тебя я выручу, Прилечу орлицей быстрою, Отзовись, моя кровиночка, Маленький, единственный! Белый свет не мил, изболелась я, Возвратись, моя надежда, Зернышко мое, зорюшка мое, зорюшка моя! Горюшко мое, где же ты? Не могу найти дороженьку, Чтоб заплакать над могилою, Не хочу я ничегошеньки – Только сына милого… За лесами моя ластынька За горами, за громадами! Если выплаканы глазоньки, Сердцем плачут матери… Белый свет не мил, изболелась я, Возвратись, моя надежда, Зернышко мое, зорюшка моя! Горюшко мое, где же ты? (отрывок из концерта Р.Глиэра) Ведущий: читает письмо из газеты «Орский рабочий», 29.1.42 г.: «Товарищи орчане! Шлю вам боевой привет с фронта… Заверяю, что наши доблестные войска Красной Армии разгромят немецких оккупантов и не дадут им живыми уйти с нашей земли. Клянусь, что я, шофер-красноармеец, буду работать на своей машине безотказно, обеспечу подвоз боеприпасов в любой обстановке. А вы работайте в тылу, не покладая рук и не щадя сил, обеспечивайте фронт всем необходимым» Боец-шофер Д.Оленников Если бы удалось найти такие весы, чтобы на одну чашу можно было положить военный подвиг наших солдат, а на другую – подвиг тружеников тыла. Среди тыловиков был Сухонов Федор Дмитриевич, дедушка Клякиной Лены, он работал… (есть два варианта изложения: 1 – ведущий, выбрав из письменных работ учащихся информацию, сам рассказывает, обязательно выделяя чей это родственник, 2 – учащиеся самостоятельно рассказывают (нужно иметь ввиду, что многие волнуются, иногда плачут, и повествуют очень подробно, следовательно, нужно предусмотреть резерв времени)) Чтец 2: Пусть помнят внуки подвиги труда, Бессонный цех, огонь и грохот неба, И жизнь, что взвешена была тогда Всем поровну – 120 граммов хлеба. (показывает кусочек хлеба в 120 гр.) (гаснет свет, включается импровизированный костерок) Чтец 1: Птицы смерти в зените стоят. Кто идет выручать Ленинград? Не шумите вокруг – он дышит, Он живет еще, он все слышит. Как на влажном балтийском дне Сыновья его стонут во сне, Как из недр его вопли:»Хлеба!» До седьмого доходят неба. Но безжалостна эта твердь, И глядит из всех окон – смерть!» Ведущий: В эти трудные дни под Ленинградом сражались дедушки Миногиной Н., Смирновой Н., Плотниковой Ел., Панфиловой Н. (идет повествование). Чтец 2: 27.1.44 г. Такого дня не видел Ленинград! Нет, радости подобной не бывало… Казалось, что все небо грохотало… Приветствуя великое начало Весны уже не знающей преград! Гремел неумолкаемо салют Из боевых, прославленных орудий, Смеялись, пели, обнимались люди. (радостная музыка) Ведущий: Сталинград… «Из Сталинграда мы никогда не уйдем. Никогда!», - так говорил Гитлер. А вот записи 12/42 г.: «Лошадей всех съели. Будь проклята эта война» (из писем немецких солдат). Наши войска вынудили капитулировать южную группировку немцев 31.1.43 г. 2.2. – капитулировали остатки армии. Наши войска – это рядовые солдаты – кто из-под Ярославля, кто с Волги, кто с Одессы, кто с Орска… (рассказ об участии в боях за Сталинград родственников учащихся). Курская битва… Еще одна героическая страница Великой Отечественной… Через неделю после ее начала 17.4.43 г. погиб в бою у деревни Нопхаево Одновалов Михаил Семенович – дедушка Иляевой Насти. Ушел он на войну в 29 лет, а до этого жил в г.Орске, служил пожарным, играл на гармошке на танцах в к/т «Октябрь». (Настя показывает и зачитывает похоронку) учащиеся рассказывают о родственниках погибших в годы войны.
Чтец 1: Чем дальше мы уходим от войны И нас с тобою тишина объемлет, Тем все слышней и явственней слышны Ее раскаты, вздыбившие землю. Чем дальше мы уходим от войны, И чем спокойней синие закаты, Тем резче нам в закатной мгле видны Огнем войны обугленные хаты. Чем дальше мы уходим от войны, Сполна всю горечь этих лет познавши, Не понаслышке, не со стороны, Тем ближе нам воспоминанья наши. Чем дальше мы уходим от войны, И четче обнажаются вершины, Тем полнозвучней голос тишины, Тем все понятней, что вы совершили. (Моцарт «Реквием») Ведущий: Письма ВОВ… Они свидетели далеких событий, они донесли до нас слова ненависти к врагу и веру в Победу, слова любви к родным и близким. Такими были письма и военврача Ухлиной Лидии Михайловны к своей матери Надежде Федоровне. Эти письма дороги нам и тем, что дочь и мать жители г.Орска. (молодая девушка в военной форме пишет письмо): «Если в письмах только слова два, Не сердись, родная, не ругай меня, Значит, время мало, значит – жарче бой, Значит, дочь устала, все-таки с тобой» (26.1.45 г.)
«Загрустишь, поглядишь на портрет, Позовешь меня – отклика нет, Пересмотришь открытки мои, Переходы, сраженья, бои. Дорогая моя мамуся! Как хотелось бы быть вместе. С нетерпением ожидаем конца войны. Ведь четвертый год мы врозь. Я устала от бесчисленных мытарств по военным дорогам… Родня моя, славная! Как хочется обнять тебя, утешить… Нет никого ближе матери, а дочь в суровых буднях фронтовой жизни, что особенно остро ощущаешь. Вот и сегодня, кажется, что я неверующий человек, но если бы стояли в населенном пункте где есть церковь или костел – с удовольствием туда бы пошла и помолилась бы за тебя, за твое счастье» (1943 г.)
«Если долго писем нету от меня, Если грусть-обида обоймет тебя, Не грусти, не думай обо мне, Знай, что твоя Лида просто на войне» (1944 г.) (лирическая мелодия) В России багряная осень, Прозрачная синь, листопад… И ветер туда не доносит Тяжелых орудий раскат… Четвертую осень в разлуке Нам верить и ждать суждено. Но время счастливое близко. Там ветер недаром кружил Багряной листвой как запиской. Он будет приметою доброй, Ведь здесь, средь нерусских равнин Любимых и Родины образ Сливаются в образ один. Тоска наполняет вас силой, И мы сердцем своим, Тоскуя о Родине милой, Сквозь тысячи верст говорим: Скучайте о ваших солдатах, Ушедших с Советской земли, О тех, кто сегодня в Карпатах, О тех, кто в Балтийской дали… Пусть слышит родная страна Под полночь в «Последних известиях» Чужих городов имена. И мы, зарядив автоматы,
И снова припомнив свой дом, За Вислу…, за Карпаты, Все дальше и дальше и дальше пойдем. Вокруг перелески чужие… Осенних полей красота, А в сердце – Россия, Россия, Любовь, и тоска, и мечта. (мелодия смолкает) «Мама, родная моя! Сегодня конец войны! Наконец-то дождались. Хочется и радоваться, и плакать, трудно писать. Состояние крайне напряженное, не могу сосредоточиться, кажется все необычным…» (играет марш) Май 1945 г. – год нашей победы! чтец 2: Девушка-регулировщица у бетонного шоссе, Как березонька из рощицы В молодой своей красе. Ей пилотка кудри рыжие Сбила на макушку вкось: Головной убор для стриженных, А не для копны волос. А она флажком отсутствует У Берлина на виду. И она ребят приветствует, Улыбнувшись на ходу. И улыбка белозубая, И флажка веселый взмах Воскрешают жизнелюбие В искалеченных сердцах. Чтец 1: Мы шли и шли в атаки неустанно. Берлин пылал. Дымился каждый дом. А май свечами укрывал каштаны В разрытом парке. где катился гром. Шел жаркий бой за каждый дом и выступ, Валились башни в сломанных крестах. Как жаждали мы ринуться на приступ,
Пробиться к центру, где горит рейхстаг. Чтец 2: Еще горячкой боя сердце билось, А в мир уже вступила тишина, Как будто время здесь остановилось, Не веря вдруг, что кончилась война. Пред арками обугленного свода В какой-то первозданной тишине Солдаты величайшего похода Расписывались прямо на стене. Рейхстагова развалина дышала Всем перегаром битвы мировой, А в ней звучнее всякого хорала Пел хор имен, растущих как прибой. Открыто все свое писали имя, Чтоб знали люди будущих времен, Что подвиг сей, свершенный всеми ими, Во имя человечества свершен. Ведущий: Давайте посмотрим на эту карту, на звездочки, которые указывают воинский и трудовой путь близких вам людей, посмотрим и помолчим, отдавая дань уважения их мужеству и стойкости. Чтец 1: Он убит под Ржевом, Тот убит под Москвой, Где вы, воины, где вы, Кто остался живой? В городах миллионных, В селах, дома, в семье. В боевых гарнизонах? Не на нашей земле? Ах, своя ли, чужая, Вся в цветах иль снегу… Я вам жить завещаю, Что я больше могу? Пусть не все герои- Те, кто погибли, Павшим – вечная слава! Вечная слава! Вспомним всех поименно, Горем вспомним своим, Это нужно не мертвым, Это нужно живым! Ведущий: Нельзя не прочесть еще два письма нашего земляка Кувалдина Евгения Ильича: «Можете мои дорогие старички меня поздравить с награждением медалью «За отвагу». Так что ваш сын вашу седину не опозорит. Мама, зачем так здорово возвышать заслуги перед и называть меня героем – таких как я у нас очень много, сильных, энергичных бойцов честно защищающих Родину – а Родина для меня – это вы – мои милые старички, ваша родительская ласка, забота обо мне. Если я веду машину в бои с кличем «За Родину!» - это значит за мать и отца, сестру и брата, за поруганную землю, за сожженные города и села. Дом мой – это танк, Жизнь моя – это бой» ( 1942 г. ) Евгений Ильич погиб и уже иначе мы воспринимаем строки этого письма: «Не было, нет и не будет на свете силы такой, чтобы нас победить. Не будет нас, будут другие, такие же борцы. Не будет их, тогда пойдут наши сестры и братья, отцы и матери, дети и старики. Но не бывать, пока жив хоть один русский человек, нам под игом немцев…» Судьбы людей неповторимы, но сегодняшних героев объединяет война и Родина. «Просто у каждого был выбор: я или Родина». Наши герои сделали свой выбор. И хочется верить, что в ваших душах остается что-то, что не позволит неуважительно относиться к нашей истории, к людям, судьба которых тесно связана с судьбой России, хочется верить, что ваша собственная дорога жизненных открытий сохранит лучшие традиции прошлого, что Россия для нас остается « Любовью, и тоскою, и мечтой»
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ НА ПОВТОРЕНИЕ ТЕМ«ОРЕНБУРГСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ» И «ВОЗНИКНОВЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА В ОРЕНБУРГСКОМ КРАЕ»
; Вставить пропущенные слова: «… В царствование императрицы Анны киргизский хан Абулхаир, будучи со всех сторон притесняем беспокойными кочующими и некочующими соседями, добровольно вступил в подвластную ему ордою в Российское подданство… Высочайше поручено было статскому советнику … провести по Уралу вооруженную пограничную черту, которая бы совершенно разделяла Башкирию с Киргиз-Кайсацкой степью, и в середине черты сей поставить крепость, долженствующую быть главным пунктом торговых и политических сношений с народами Средней Азии и охранительницею спокойствия всей окрестной страны. … в … году заложил крепость сию при устье впадающей в Урал реки …, где ныне крепость Орьская, и, по господствовавшему тогда обыкновению давать русским городам иностранные, назвал оную …. П.П.Свиньин (из живописного путешествия по России издателя «Отечественных записок» в 1824 г.)
; Исправить допущенные ошибки в тексте: «Преемник Кириллова, тайный советник Урусов нашел, что место при устье Сакмары, угрожаемое каждый год наводнениями от Сакмары, неудобно для построения на нем большой крепости. По сей причине в 1738 г. Оренбургу положено основаться при урочище красной горы, где ныне крепость Красногорская… Но и сие место в свою очередь было признано неудобным, и Орск основан наконец на нынешнем его месте тайным советником Неклюевым в 1745 году, в царствование кроткой Елисаветы» П.П.Свиньин (из живописного путешествия по России издателя «Отечественных записок» в 1824 г.)
; Чудесный край, благословенный, Хранилище земных богатств, Не вечно будешь ты, забвенный, служить для пастырей и паств! И люди набегут толпами, Твое приволье полюбя… И горы соляных кристаллов По тузлукам твоим найдут, И руды дорогих металлов Из недр глубоких извлекут! С.Т.Аксаков Кто как и автор этих строк верил в богатство нашего края стал руководителем первой «Оренбургской» экспедиции?
; «Морозу он не боится потому, что мороз крепит; … жару не боится потому, что пар костей не ломит; воды, сырости, дождя не боится потому, как говорит, что сызмала к мокрой работе, по рыбному промыслу, приобвык, что Урал – золотое дно, серебряная покрышка, кормит и одевает его, стало быть, на воду сердиться грех, - это дар божий, тот же хлеб» Такой портрет казака нарисовал нам В.Даль в очерке «Уральский казак». Как была обустроена жизнь казаков? Что являлось основной повинностью казака; какие повинности он еще выполнял?
; Установите правильную последовательность: ( ) – И.К.Кириллов разработал проект – обоснование специальной экспедиции, в последствии названной «Оренбургской». ( ) – Сенат утвердил проект, выделив средства на снаряжение экспедиции. ( ) – Малая казахская орда во главе с ханом Абулхаиром добровольно вступила в Российское подданство. ( ) – Закладка крепости Оренбург. ( ) – Закладка города Оренбурга. Ответ: 2, 3, 1, 4, 5.
; «Новая Россия» впредь не меньше почетна может быть иных от европейских держав сысканных новых же и прославленных металлами и минералами земель.» ; Кто является автором этого высказывания?Обведите правильный ответ: - Начальником I экспедиции был назначен: а) Кириллов И.К. б) Неплюев И.И. в) Татищев В.Н. - Кириллов И.К. заложил целую цепь укрепленных населенных пунктов в: а) 1735 б) 1736 в) 1737 г) 1743 - В 1762 г. на территории Оренбургской губернии проживало: а) 472 тыс. человек б) 724 тыс. человек в) 274 тыс. человек г) 427 тыс. человек - Первым войсковым атаманом Оренбургских казаков стал сотник самарских городовых казаков: а) Владимир Могутов б) Василий Мотутов в) Василий Могутов - В 1855 году корпус казачьего войска насчитывал: а) 1094 чел. б) 1194 чел. в) 994 чел., а все войско: а) 5600 чел. б) 5597 чел. в) 6597 чел. - В.Н.Татищев стал начальником экспедиции после смерти И.К.Кириллова в: а) 1837 г. б) 1737 г. в) 1736 г. г) 1738 г.
; Продолжите предложение: - Цепь укрепленных населенных пунктов проходила по рекам … - Цепь укрепленных населенных пунктов должна была … - Особенностью Оренбургского края было наличие … ; «…И ударило клепало, и загудели колокола, раздался первый благовест над Яиком-рекой, звон которого местные народы не слыхивали и живились ему, широко разинув рот. Звоном этим оказалась охрана господня над всею обширною страной, а сила русская вторила ему гулом пушек. Здравствуй, трижды зачатая, единожды рожденная твердыня, русский город: век стоять тебе покровом и оплотом ширить могучие крылья свои!…» В.Даль «Новые картины русского быта» О каком городе идет речь? Почему он «трижды зачатый»?
; О ком идет речь? Основоположник исторической науки в России, географ, государственный деятель, основатель г.Екатеринбурга; после смерти И.К.Кириллова занял пост начальника оренбургской экспедиции.(В.Н.Татищев)
; Найдите соответствия: И.И.Неплюев - крепость, построенная при впадении Ори в Яик И.К.Кириллов - урочище Красная Гора В.Н.Татищев - Оренбургская губерния - 1743 г., Оренбург - проект Оренбургской экспедиции «Изъяснение о Киргиз-Кайсацкой и Каракалпакской ордах» - создал укрепленную цепь населенных пунктов по Яику, Самаре, Сакмаре ; Исключи лишнее: Территория Оренбургской губернии включала в себя территории нынешних Оренбургской, Челябинской областей; части Самарской и Курганской областей; Башкирию; часть Татарстана, Казахстана, Узбекистана. ; Расскажите: – Чем было вызвано создание в крае иррегулярных, казачьих войск? – Кто составил основу оренбургского казачьего войска? – Кого по «высочайшему» указу от 27.07.1744 г. зачисляли в Оренбургские казаки? – Когда была учреждена должность войскового атамана? – Охарактеризуйте деятельность Оренбургской экспедиции по изучению края.
; Найдите соответствия (табло): жалованные казаки 3080 чел. получали жалованье за « воинскую справу» пахотные и сенокосные земли маложалованные казаки 703 чел. получали казенное жалование безжалованные казаки 1097 чел. получали лишь пашенные, сенокосные, пастбищные земли
; Заполните пропуски: – В январе … … казаки восстали, перебив ненавистных карателей и старшин. Восстание закончилось … казаков. … восстание явилось непосредственным предвестником Крестьянской войны 1773-1775 гг. – В ответ на деятельность экспедиции и закладку Оренбурга началось … восстание, продолжавшееся с перерывами с … по … гг. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||