История развития математического образования | ||||
Представила: О.Н. Скрынникова, зав. УМК математики ООИПКРО История отечественного математического образования берет свое начало со времен средневековья. Уже в 9-10 веках на Руси приобретение элементарных знаний по чтению, письму и счету было доступно лицам разных сословий. Но обрушившиеся на страну иноземные нашествия и внутренние смуты привели к длительному упадку образования. Если в 16-17 веках в странах Западной Европы получило широкое распространение как начальное, так и среднее школьное образование, то на Руси этот период начался с опозданием на 200 лет. Перечислим кратко основные периоды становления математического образования: Период создания первых светских школ (1700 –1800 гг.) В 1917- 1918 гг. Государственная комиссия по просвещению работала над принципами новой школы. Положение 1918 года упраздняло разнотипность школ, объявляло образование обязательным и бесплатным. Кроме того, положение предусматривало ликвидацию классно- урочной системы, отказ от стабильных программ и учебников. Процесс обучения и воспитания должен был строиться на совершенно новых началах. Жесткий отказ от “старой школы учебы” и стремление во что бы то ни стало обучать через труд заставили обратиться к иным формам и методам обучения, заимствуя из европейских и американских источников. Из опыта американской школы 19 века был заимствован метод проектов (Д. Дьюи, Э. Торндайк). Суть этого метода - в приобретении знаний в ходе выполнения конкретного учебного задания – проекта. Область приобретаемых знаний была ограничена рамками этого проекта. Этот метод начал вводиться в советскую школу под названием комплексного метода преподавания. Приведем пример из методических рекомендаций по “проработке математического материала к проектно- комплексной теме “Подготовка к весеннему севу”. После описания конкретной работы для учащихся, связанной с весенним севом, и изложения необходимых для этого сведений (об обработке земли, удобрении и т.д.) приводится перечень тех математических навыков, которые должны приобрести учащиеся: измерения на местности, работа с термометром, знакомство с гектаром, измерения метром, дециметром, сантиметром, все действия в пределах 100. С 1926/27 учебного года организуются фабрично- заводские семилетки и школы крестьянской молодежи. Отсутствие систематически построенных учебников, комплексность учебных тем и т.д. привели к резкому снижению уровня математической грамотности. Поэтому начался постепенный возврат от комплексной системы обучения к предметной. И все же во введенных в 1927/28 году, уже обязательных для всех школ учебных планах комплексная система обучения сохранилась. Именно к этому периоду относится использование книг типа “Математика токаря”, “Математика летом”, “Паровоз на уроках математики” и т.д. Кроме того, были устранены некоторые искусственные связи комплексов с предметами, например, рекомендовалось изучать теорему Пифагора в ходе работы над комплексной темой “Советский строй и Конституция СССР” или изучать степень с рациональным показателем в связи с комплексной темой “Империализм и борьба рабочего класса”. В 1932 году были введены новые программы по математике, которые обладали следующими особенностями: В программе 1933 года в 10 классе предусматривалось изучение элементов аналитической геометрии и математического анализа. Однако это не было реализовано; уже в программе 1934 года в 10 классе вместо этих разделов был введен повторительный курс математики. В 1935 году была составлена новая программа по математике с более рациональным распределением учебного материала, где он определенным образом был упрощен и согласован с потребностями физики. Переход на новую программу сопровождался переходом на стабильные учебники и задачники: арифметики (И.Г. Попов, Е.С. Березанская), алгебры (А.П. Киселев, Н.А. Шапошников, Н.К. Вальцов), геометрии (Ю.О. Гурвиц, Н.А. Рыбкин) и тригонометрии (Н.А. Рыбкин). Но уже с 1938 года в школе стали действовать учебники арифметики и геометрии, написанные преимущественно А.П. Киселевым. По программе 1935 года советская школа фактически работала в течение 20 лет. Программа лишь незначительно корректировалась; принятая в ней концепция построения школьного курса математики сохранилась. Таким образом, фактически до 1955 года советская школа в области преподавания математики жила в “полосе стабильности”. Это не исключало появления различных новых учебников (П.С. Александров и А.Н. Колмогоров и др.). В целях усиления практической направленности обучения математике в программу по геометрии с 1939/40 учебного года были введены измерительные работы на местности. В 1954/55 учебном году начался переход школ на новые программы и учебники. Школа отреагировала на это усилением практической направленности в преподавании математики. В новой программе особое значение придавалось овладению учащимися счетно - конструктивными навыками, умению пользоваться таблицами, логарифмической линейкой; моделированию и измерительным работам на местности. Но звонок окончания периода стабильности уже прозвенел: в программу 1954 года было включено ознакомление школьников с производной. В этот же период происходит замена некоторых стабильных учебников новыми, которые сразу же получают статус стабильных. Правда, сложившихся традиций изложения, характерных для учебника А.П. Киселева, новые учебники практически не нарушали, поэтому были приняты учительством относительно спокойно. К началу 60-х годов уровень подготовки советских школьников по математике был одним из самых высоких во всем мире и сохранялся таким до конца 70-х годов. В новых программах 1960 года по математике усилена роль десятичных дробей, приближенных вычислений и графиков; несколько ослаблена роль дедукции в геометрии; не рекомендовано рассмотрение усложненных задач. Тригонометрия аннулируется как самостоятельный учебный предмет. В старших классах появляется два учебных предмета: алгебра и элементарные функции и геометрия. Главный принцип программы того времени – связь обучения с жизнью и трудом, существенное усиление политехнической направленности обучения математике. Прошедший в 1966 г. Математический конгресс дал резкий толчок к ускорению реформы. Появились переводы работ Н. Бурбаки и Ж. Пиаже на русский язык, популярные брошюры по математике, статьи в педагогических журналах. В 1966 году был опубликован первый вариант новой программы для 4-10 классов, в 1967 году – второй ее вариант, который был опубликован в журнале “Математика в школе” для широкого обсуждения. В 1968 году новая программа была уже официально утверждена. Программой было предусмотрено коренное изменение идеологии и содержания обучения математике. После годичного обсуждения и почти без экспериментальной проверки с наспех подготовленными учебниками в 1970/71 году начался переход массовой школы на новую систему обучения математике в соответствии с утвержденным планом. Изменения в содержании школьного обучения математике были весьма радикальными. В 1986 году был объявлен Всесоюзный конкурс на новые школьные учебники по математике. В 1987-1988 гг. были подведены итоги этого конкурса, которые опубликованы в журнале “Математика в школе” (1987.- №4, 1988. - №5). Решением Гособразования СССР учебники, занявшие призовые места, были рекомендованы к изданию и использованию как альтернативные. В 1986 г. была опубликована типовая программа по математике. В ней усовершенствована внутренняя структура, проведена разгрузка математических курсов, перераспределены отдельные темы и вопросы по годам обучения. 90-е годы также потрясли математическое образование своими реформами. Были опубликованы типовые программы по математике для средней школы в 1991, 1996, 1998 годах, которые содержат программы для общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением предмета. Изменения в этих программах были несущественны, хотя и внешне значимы. В настоящее время процесс обновления содержания математического образования продолжается, продолжают появляться новые учебники, которые построены на новых принципах и направлениях математической и педагогической науки. Однако, несмотря на недостатки, система отечественного математического образования вызывает повышенный интерес у многих зарубежных специалистов и поэтому необходимо сохранить все, что есть лучшее в ней. |
||||
|
||||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |