|
Преобразования, происходящие в системе образования России, связаны с переориентацией на приоритет развивающей функции. Основной целью такого подхода является развитие личности, способной к самостоятельной творческой деятельности. Эта цель может быть достигнута лишь при наличии определенного уровня общей и, в частности, математической культуры учащихся гимназии.
|
Отметим следующие компоненты логической культуры учащихся:
|
- умение конструировать определения математических понятий;
|
- умение выделять общие признаки математических понятий;
|
- умение выделять специфические признаки математических понятий;
|
- умение распознавать математические объекты по их определению;
|
- умение выстраивать “цепочки” умозаключений (индуктивные и дедуктивные доказательства);
|
- умение выявлять структуру теоремы и ее вид (простая или сложная);
|
- умение определять вид доказательства (прямое или косвенное);
|
- умение проводить рассуждения по поиску доказательства;
|
- умение находить логические ошибки в рассуждениях;
|
- умение выдвигать гипотезы и проверять их на достоверность;
|
- умение составлять алгоритм (план) решения задачи;
|
- умение классифицировать задачи по виду;
|
- умение классифицировать задачи по способам их решения;
|
- умение выбирать ключевые задачи;
|
- умение составлять аналогичные задачи;
|
- умение расчленять задачу на простые задачи;
|
- умение обобщать задачу;
|
- умение проводить исследование результатов решенной задачи;
|
- умение оценивать оптимальность способа решения задачи.
|
Приведем некоторые примеры.
|
У выпускника школы должно быть сформировано умение пользоваться различными методами решения задач и отыскивать оптимальное (наилучшее ) решение. Поставим более узкую задачу: сформировать у учащихся умение классифицировать уравнения по способам их решения. В 11 классе у школьников уже достаточно опыта, чтобы на более высоком уровне обобщить и систематизировать знания и умения по теме “Уравнения. Способы решения уравнений”. На первом этапе необходимо добиться, чтобы каждый ученик мог быстро визуально определить, к какому виду относится данное уравнение (алгебраическое, трансцендентное). Предварительно нужно составить таблицу “Классификация уравнений по виду”
|
|
Уравнения
|
Алгебраические Трансцендентные
|
1. целые 1. показательные
|
2. дробные 2. логарифмические
|
3. иррациональные 3. тригонометрические
|
4. смешанные
|
Пример диагностического задания на выявление уровня сформированности умения классифицировать уравнения по виду.
|
Задание: Определить вид уравнения (5 минут)
|
|
|
1 вариант
|
|
|
|
|
|
2 вариант
|
|
|
|
|
|
На следующем этапе формируем умения учащихся классифицировать уравнения по способам их решения. На практических занятиях при решении каждого уравнения учащиеся сначала выдвигают гипотезу о том, каким способом (возможно, и не одним) оно может быть решено. Проверяем гипотезу на достоверность, выбираем оптимальный способ решения.
|
После рассмотрения достаточного количества уравнений, решаемых различными способами, учащиеся смогут выделить следующие способы решения уравнений:
|
1. Разложение левой части уравнения на множители. Применение равенства нулю произведения.
|
2. Замена переменной.
|
3. Возведение обеих частей уравнения в одну и ту же степень.
|
4. Алгоритм решения однородных уравнений.
|
5. Алгоритм решения возвратных уравнений.
|
6. Использование свойств монотонности и ограниченности функций.
|
7. Метод “пристального” взгляда.
|
Конечно, в этом списке представлены не все способы решения уравнений, но практика показывает, что именно эти способы наиболее часто применимы.
|
Далее учащиеся получают групповые задания: подобрать примеры уравнений, решаемых определенным способом; выявить существенные признаки уравнения, решаемого этим способом. Проводится урок- семинар, на котором каждая группа представляет свой способ решения с наиболее интересными примерами. Составляется задачник из уравнений, подобранных учениками. Его можно использовать при повторении, для подготовки к экзаменам.
|
Итогом этой работы является выполнение диагностического задания на выявление уровня сформированности умения классифицировать уравнения по способам их решения у каждого ученика. По результатам диагностики проводится коррекционная работа с теми, кто не достиг допустимого уровня.
|
Пример диагностического задания
|
Задание: указать возможные способы решения уравнения (учащиеся должны указать только номер возможного способа решения) – 10 мин.
|
1 вариант
|
|
|
|
|
2 вариант
|
|
Уровни сформированности компонентов логической культуры:
|
- Оптимальный уровень – 86 – 100%
|
- Допустимый уровень – 71 – 85%
|
- Критический уровень – 50- 70%
|
|
- Недопустимый уровень - менее 50%
|
Коэффициент сформированности различных компонентов логической культуры вычисляется по формуле:
|
Где Li- количество компонентов, сформированных у i-го учащегося,
|
N- количество учащихся в классе,
|
L – количество компонентов, подлежащих исследованию
|