Структура тестов централизованного аттестационного тестирования 2000 года по математике
и сопоставление её с процентом правильных ответов по заданиям.
АЛГЕБРА

Представила: Скрынникова О.А., зав. УМК математики
Дата: октябрь 2000.

9 класс.

Структура тестов.
№ вопроса
Название темы
% правильных ответов
1.
Преобразование выражений, содержащих степень с целым показателем
75,6
2.
Вычисление значений выражений, содержащих степени с целым показателем
75,1
3.
Системы линейных уравнений
87,3
4.
Преобразование дробных рациональных выражений
86,9
5.
Преобразование целых выражений
76,9
6.
Преобразование выражений, содержащих корни
79,4
7.
Системы линейных неравенств с одной неизвестной
71,0
8.
Свойства графиков функций
78,0
9.
График квадратичной функции
73,6
10.
Преобразование рациональных выражений
70,2
11.
Выражение одной переменной через другую
55,4
12.
Чтение графиков функций
68,8
13.
Свойства функции арифметический квадратный корень
61,0
14.
 Текстовые задачи
70,4
15.
49,9
16.
Стандартный вид числа
16,7
17.
Неравенства второй степени с одной неизвестной
61,9
18.
Проценты
70,4
19.
 Целые рациональные уравнения
74,0
20.
69,1
21.
Свойства графиков функций
51,9
22.
Дробно-рациональные уравнения
64,9
23.
Сокращение рациональных дробей
30,9
24.
Задание функций
8,4
25.
Прогрессии
12,4
Анализ результатов.
Анализ результатов тестирования показывает, что
наибольшие затруднения вызвали задания:
24 - по теме “Задание функций” (выполнили 8,4% учащихся)
25 - по теме “Прогрессии” (выполнили12,4% учащихся)
16 - по теме “Стандартный вид числа” (выполнили 16,7% учащихся).
Задания 16, 25 стандартные и соответствуют обязательному минимуму знаний по математике. Думается, что затруднения были вызваны тем, что у учащихся не сформированы соответствующие умения и навыки. Задание 24 не требует никаких специальных знаний по теме “Функция”, но его уровень несколько сложнее. Такие задания встречаются в школьном учебнике, но считаются заданиями повышенной трудности и учителя из-за нехватки времени игнорируют их. Поэтому учителям нужно больше внимания уделять решению таких заданий на уроках и во внеурочное время.
Наименьшие затруднения вызвали задания 3 по теме “Системы линейных уравнений” (выполнили 87,3% учащихся) , 4 по теме “Преобразование дробных рациональных выражений” (выполнили 86,9% учащихся), 6 по теме “Преобразование выражений, содержащих корни” (выполнили79,4% учащихся).

11 класс.

Структура тестов.
№ вопроса
Название темы
% правильных ответов
1. 
Действия с обыкновенными и десятичными дробями.
71,9
2. 
Преобразование рациональных выражений.
61,6
3. 
Свойства функций.
54,1
4. 
Неравенства второй степени с одним неизвестным.
44,7
5. 
Системы линейных уравнений.
72,4
6. 
Теорема Виета.
66,2
7. 
Рациональные уравнения.
53,3
8. 
Иррациональные уравнения.
73,4
9. 
Иррациональные неравенства, содержащие модуль.
36,1
10. 
Уравнения с модулем.
35,1
11. 
Неравенства с модулем.
26,7
12. 
Свойства тригонометрических функций.
42,7
13. 
Преобразование тригонометрических выражений.
54,5
14. 
Вычисление значений тригонометрических функций.
43,9
15. 
Тригонометрические уравнения.
33,7
16. 
Тригонометрические неравенства.
42,9
17. 
Свойства функций.
46,3
18. 
Преобразование выражений, содержащих логарифмы.
61,6
19. 
Логарифмические уравнения.
62,4
20. 
Показательные неравенства.
43,2
21. 
Логарифмические неравенства.
44,9
22. 
Геометрический и механический смысл производной.
60,4
23. 
Уравнение касательной.
54,8
24. 
Применение производной к исследованию функций.
55,9
25. 
Первообразная функции.
47,1
26. 
Площадь криволинейной трапеции.
51,2
27. 
Дробно-рациональные неравенства.
19,9
28. 
Прогрессии.
35,0
29. 
Показательные уравнения.
50,0
30. 
Наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке.
28,3
Анализ результатов.
Как показывает анализ, средний балл учеников, выполнявших этот тест, самый высокий среди всех других тестов по математике. Это можно объяснить тем, что ученики 11-х классов готовятся к поступлению в вузы, и поэтому уровень их подготовки выше, чем у учеников 9-х классов.
Наибольшие затруднения у учащихся 11-х классов вызвали задания
27 - по теме “Дробно-рациональные неравенства” (выполнили 19,9% учеников)
11 - по теме “Неравенства с модулем” (26,7% учеников)
15 - по теме “Тригонометрические уравнения” (33,7% учеников).
Дробно-рациональные неравенства, как показывает опыт, ученики решают достаточно хорошо. То, что эти неравенства вызвали затруднение, говорит о том, что, скорее всего, ученики утратили навыки их решения, и решение этих неравенств не повторялось. То же с тригонометрическим уравнением.
Задания 15 и 27 соответствуют учебным стандартам образовательной области “математика”. Задание 11 также соответствует стандарту, но причина затруднений кроется в том, что в программе не выделяется место для решения уравнений и неравенств с модулем, поэтому учителя вынуждены решать такие задания не систематически, а иногда, когда остается время. Очевидно, что у учащихся не сформировано умение решать этот тип уравнений.
Наименьшие затруднения вызвали задания
8 - по теме “Иррациональные уравнения” (выполнили 73,4% учащихся)
5 - по теме “Системы линейных уравнений” (72,4% учащихся)
1 - по теме “Действия с обыкновенными и десятичными дробями” (71,9% учащихся).
Геометрия.

9 класс.

Структура тестов.
№ вопроса
Название темы
% правильных ответов
1.
 Подобные треугольники.
63,0
2.  
Сумма углов треугольника.
83,3
3.  
Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника.
54,3
4.  
Теоремы синусов и косинусов.
41,9
5.  
Площадь треугольника.
69,0
6.  
Касательная к окружности.
89,6
7.  
Углы, вписанные в окружность.
65,2
8.  
Вписанные четырехугольники.
59,4
9.  
Описанная около прямоугольника окружность.
61,4
10. 
Центральная и осевая симметрия.
54,3
11. 
Равенство векторов.
68,8
12. 
Сумма и разность векторов.
49,7
13.   
Свойство медианы равнобедренного треугольника.
69,5
14.
Вычисление элементов треугольника.
62,8
15.
Прямоугольник и его свойства.
71,4
16.
Площадь трапеции.
30,9
17.
Площадь параллелограмма.
30,9
18.
Свойство биссектрисы угла.
12,5
19.
Окружность, вписанная в треугольник.
4,7
20.
Вычисление элементов треугольника.
0,8
Анализ результатов.
Наибольшее затруднение вызвали следующие задания:
20 - по теме “Вычисление элементов треугольника” (выполнили 0,8% учащихся),
19 - по теме “Вписанная в треугольник окружность” (4,7% учащихся),
18 - по теме “Свойство биссектрисы угла” (12,5% учащихся).
Как показывает тестирование, средний балл по геометрии ниже, чем средний балл по алгебре. Здесь можно усмотреть несколько причин. Во-первых, количество часов по геометрии гораздо меньше, чем по алгебре. Во-вторых, при решении геометрических задач нет определенного алгоритма решения, и соответствующие умения и навыки вырабатываются при решении большого количества задач, на что снова не хватает времени.
То, что большинство учащихся не справились именно с этими заданиями, вызвано, наверное, тем, что на соответствующие темы отводится по программе мало часов, учителя на уроках успевают разобрать несколько задач, и у учеников не вырабатывается навык их решения.
Наименьшие затруднения вызвали задания
6 - по теме “Окружность” (выполнили 89,6% учащихся)
2 - по теме “Сумма углов треугольника” (83,3% учащихся)
15 - по теме “Прямоугольник и его свойства” (71,4% учащихся)
13 - по теме “Свойство медианы равнобедренного треугольника” (69,5% учащихся).

11 класс.

Структура тестов.
№ вопроса
Название темы
% правильных ответов
1. 
Призма.
71,3
2. 
Сечения призмы.
70,1
3. 
Поверхность призмы.
80,9
4. 
Сечения пирамиды.
61,6
5. 
Поверхность пирамиды.
51,5
6. 
Объем пирамиды.
68,9
7. 
Объем и поверхность цилиндра.
58,2
8. 
Объемы и поверхности тел вращения.
54,5
9. 
Шар и сфера.
65,7
10. 
Цилиндр.
55,9
11. 
Объем призмы.
59,7
12. 
Угол между плоскостями. Угол между прямой и плоскостью.
41,2
13. 
Конус.
73,8
14. 
Объем шара и площадь сферы.
48,7
15. 
Объем пирамиды.
10,1
16. 
Угол между скрещивающимися прямыми.
6,1
17. 
Расстояние от точки до плоскости.
4,4
Анализ результатов.
Средний балл по геометрии у выпускников 11-х классов ниже, чем аналогичный показатель по алгебре. Это говорит о том, что знания по геометрии у выпускников школ ниже среднего. О причинах уже упоминалось при анализе тестов по геометрии за 9 класс.
Наибольшую трудность вызвали задания:
17 - по теме “Расстояние от точки до плоскости” (выполнили 4,4% учащихся),
16 - по теме “Угол между скрещивающимися прямыми” (6,1% учащихся),
15 - по теме “Объем пирамиды” (10,1% учащихся).
Причина этих затруднений для 16,17 заданий в том, что на их изучение отводится очень мало часов, и учителя при изучении данных тем разбирают самые простые задачи. Кроме того, эти темы представляют трудности для изучения, они требуют хорошо развитого пространственного мышления и умения решать задачи по планиметрии, что не всегда есть у учеников.
Задание 15 стандартное, такие задачи встречаются в школьном учебнике, но трудность здесь была в том, что пирамида в условии задачи не правильная. Как показывает опыт, ученики достаточно хорошо решают задачи на правильную пирамиду, а в других видах пирамид затрудняются найти высоту или другие элементы. Учителям нужно решать больше задач, где рассматриваются разные виды пирамид, чтобы устранить эту трудность.
Наименьшую трудность вызвали задания
3 - по теме “Поверхность призмы” (выполнили 80,9% учащихся)
1 - по теме “Призма” (71,3% учащихся)
13 - по теме “Конус” (73,8% учащихся).

 

Оренбургский ИПК РО

| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека |