Представила: О.Н. Скрынникова, зав. УМК математики ООИПКРО
Дата: 24.12.01

 

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 В ПЛ №10 Г. ОРЕНБУРГА

 


В системе профтехобразования математика выступает в качестве учебного предмета специализирующего характера. Обучение математике рассматривается как элемент профессиональной подготовки учащихся к соответствующим областям деятельности после окончания учебного заведения.

Реализация целей общего математического образования с учетом профессиональной направленности в ПЛ №10 осуществляется преподавателем Приходько Л.В. через систему развивающего обучения, которая является наиболее оптимальной в профучилищах.

Развивающее обучение- это обучение, которое непосредственно ориентировано на закономерности развития личности. Это обучение, в котором развивающий эффект является не побочным, а прямым результатом. Оно рассматривает ученика как личность, живущую сегодня, и создает максимум благоприятных условий для ее развития, «… развивающее обучение есть развитие субъекта». Поэтому Лариса Васильевна старается строить свои уроки не на авторитарных отношениях, а на субъектно- субъектных, помня, что она не вправе никому отдавать предпочтение. В ходе применения развивающего обучения происходит стимулирование познавательной деятельности, активизация процессов сапопознания, саморазвития, самообразования 

Основной мотивацией учебной деятельности в системе развивающего обучения является познавательный интерес с учетом профессиональной направленности. Для этого учитель вовлекает учащихся в различные виды деятельности: математический КВН, конференция по теме: «История развития математики», различные игры, конкурсы, привлекает учащихся к оформлению кабинета.

Но все же основным элементом образовательного процесса был и остается урок. Учитель старается, чтобы на уроках дети вели самостоятельный поиск решений задач и примеров. Объяснение нового материала часто начинается с задачи (создание проблемной ситуации), в ходе решения которой учащиеся сами приходят к необходимому выводу.

Например, при изучении темы «Наибольшее и наименьшее значения функции» у учащихся достаточно знаний, чтобы при решении задач составить алгоритм нахождения наибольших и наименьших значений.

Урок начинается с проверки домашнего задания: «Исследовать функцию

 


и построить ее график». На доске строится график функции и далее идет работа с графиком. Учитель не только просит перечислить свойства функции, но и дать соответствующие определения. Например, не только назвать промежутки возрастания и убывания функции, но и дать определение возрастающей (убывающей) функции, сформулировать признак возрастания (убывания) функции, т.е. происходит актуализация теоретических знаний. Одновременно с повторением происходит корректировка знаний учащихся. Наиболее распространенной ошибкой является следующая: ученики путают понятия максимума функции и наибольшего значения. Поэтому при работе с графиком, изображенным на доске, учитель задает вопросы: Что называется максимумом функции? Является ли максимум функции ее наибольшим значением? Если учащиеся не догадываются, то учитель предлагает сравнить значение функции в точке максимума и в других точках. Таким образом, в процессе работы ученики приходят к выводу, что максимум и наибольшее значение- это разные понятия. Аналогично сравниваются понятия минимума и наименьшего значения.

Далее учитель предлагает определить наибольшее и наименьшее значение функции на разных отрезках области определения и учащиеся обнаруживают, что в некоторых случаях максимум совпадает с наибольшим значением функции, а минимум – с наименьшим значением функции.

После такой работы ученики готовы к тому, чтобы сформулировать алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения. Поэтому учитель задает вопрос: как, не изображая графика функции, определить наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке? Ученики формулируют алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения, который в процессе работы уточняется учителем и самими учениками. Алгоритм записывается в тетрадях и на доске для того, чтобы ученики могли обращаться к нему при самостоятельной работе.

Далее учитель предлагает задание для самостоятельного решения:

«Найти наибольшее и наименьшее значение функции

на отрезке

При решении данного примера ученики комментируют свои действия, с тем, чтобы исключить случайные ошибки и чтобы каждый ученик мог контролировать свои действия.

На уроках стереометрии учащиеся самостоятельно ведут поиск определений многогранников и тел вращения. В ходе беседы учитель своими вопросами направляет детей в нужное русло и приводит к теоретическим обобщениям. Таким образом, добытые в беседе новые знания усваиваются как свои собственные, а не почерпнутые из книг. Это закрепляет чувство уверенности в себе, в собственных силах и стимулирует к дальнейшей деятельности.

В связи с тем, что в училище приходят учащиеся из разных школ и с разным уровнем подготовленности, Приходько Л.В. старается создать на уроке ситуацию успеха: дает посильные задания, домашние самостоятельные работы, осуществляет опрос по индивидуальным карточкам, поощряет успешное выполнение заданий не только лучшими учениками, но и всеми теми, кто проявляет старание.

На уроках применяются коллективная и групповая формы деятельности учащихся. Коллективная работа на уроках осуществляется, как правило, в виде дискуссии и коллективного поиска способов решения. Так, при формулировании признаков возрастания и убывания функции учащиеся самостоятельно обнаруживают связь между геометрическим смыслом производной и поведением функции на определенном интервале. При изучении свойств показательной и логарифмической функции учитель сначала дает задание на самостоятельное построение графиков, затем проверяет построение графиков на доске, и в ходе коллективного обсуждения вместе с учащимися выявляет свойства функций.

Часто учителем проводятся математические диктанты, в которых учащиеся сами проверяют работы друг у друга и выставляют отметки. И, конечно же, в ходе коллективного выполнения заданий учащиеся учатся пользоваться математическим таблицами, отрабатывают навыки устной и письменной математической речи.

Итак, перечислим принципы развивающего обучения, используемые Приходько Л.В. в своей деятельности:

?      Создание ситуации успеха для каждого ребенка,

?      Самостоятельный поиск учащимися решений и ответов,

?      Дифференцированный подход,

?      Использование профессиональной направленности и регионального компонента,

?      Использование вспомогательных элементов в обучении (карточки- консультанты и т.д.),

?      Проведение математических диктантов с последующей взаимопроверкой или самопроверкой,

?      Разноуровневость заданий и требований, заключающаяся в самостоятельном выборе учеником задания на ту оценку, которую он желает получить.

Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи, которая позволяет получать информацию о соответствии полученных результатов предъявляемым требованиям, что составляет контрольно- оценочный, или рефлексивный, компонент педагогической деятельности. Результатом использования системы развивающего обучения является развитие мышления учащихся, и, как следствие, низкий процент неуспевающих по математике, победы учащихся на зональных олимпиадах, поступление выпускников в вузы, где  математика является профилирующим предметом.