Опыт работы заместителя директора по научно-методической деятельности МОУ "Бугурусланская гимназия" Т.И. Пешковой по повышению компетентности учителя |
|||
Представила: Костенко Л.В. (методист по руководящим кадрам филиала ООИПКРО г. Бугуруслана)
В компетенцию управленческого действия заместителя директора по НМР Т.И. Пешковой МОУ "Бугурусланская гимназия" входит управление инновационными процессами, участие в инновациях, исследованиях, экспериментах. Это предполагает знание индивидуальных особенностей своих учителей, уровень их профессиональных притязаний, уровень профессиональных умений учителя в деле управления обучением и воспитанием гимназистов, т.е. она выступает в роли не только руководителя, но и в роли психолога, организатора и администратора. Т.И. Пешкова, как опытный заместитель по НМР, умело стимулирует стремление учителей к творческому росту, освоению новых профессиональных умений и действий, способствует преодолению и переживанию учителей состояния, которое в психологии называется "кризисом компетентности". А для того, чтобы этого не случилось, она совместно с администрацией гимназии серьёзное внимание уделяет росту профессионализма учителей путём использования различных форм повышения квалификации и, прежде всего, получения высшего образования и прохождения категорийной аттестации. В гимназии работают 45 педагогов. Из них с высшим образованием - 31 человек, с незаконченным высшим - 2 человека, со средним специальным - 13 человек. Заслуженный учитель РФ -1 человек, учителей-методистов - 2 человека. Учителей с высшей категорией - 9 человек, с 1 категорией - 17 человек, со 2 категорией - 10 человек. Средний возраст педагогов 39 лет. Уровень креативности, творческого продуктивного характера деятельности достаточно высокий - 67%. По авторским программам работают 3 человека, по экспериментальным учебным программам - 1 человек, педагогов-исследователей 35 человек. Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы гимназии является хорошо организованная методическая работа. Она представлена работой научно-методического совета, научно-методических кафедр, МО, экспериментальной площадки, школы научных исследований, научными обществами "Поиск", "Подвиг", "Лира". На протяжении 5 лет педагогический коллектив гимназии ведёт исследование проблемы: "Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс на основе дифференцированного и индивидуального подходов" (научный руководитель - ректор ООИПКРО Зотова Н.К.). Гимназия является экспериментальной площадкой Оренбургского института повышения квалификации работников образования. Львиную долю в методической работе занимает исследовательская работа, которой руководит Т.И. Пешкова. В гимназии создана "Школа научных исследований". Необходимость создания школы связана с разрешением существующих противоречий в жизнедеятельности гимназии, возникающие в результате изменений функций управления в целом, (в отличие от школы) и "безусловно" управления педагогическими кадрами. Модель "Школа научных исследований" выглядит таким образом:
Членами научно-методического совета являются заведующие кафедр (функционируют следующие кафедры: воспитательная, гуманитарная, естественно-математическая) руководители МО, представители научных ученических обществ: "Поиск", "Лира", "Подвиг", руководители творческих групп, преподаватели инновационных предметов. Научно-методический совет разработал требования к педагогам гимназии, которые ведут научно-методическую и исследовательскую работу. Сообразуясь с этими требованиями учитель-исследователь выстраивает свою собственную образовательную концепцию, разрабатывает отвечающие ей образовательные программы по своему предмету, вырабатывает стратегию и тактику обучения. Эта парадигма строится не на стихийном энтузиазме, а требует основательной теоретической подготовки, изучения работ по психологии, социологии, педагогике, и конечно, по своему предмету. Организация исследовательской деятельности педагога предполагает: - выбор темы исследования; - обсуждение темы, содержания исследования на научно-методическом совете; - заключение договора-заявки на эту деятельность с директором гимназии. Следующим этапом работы является создание исследовательских проектов педагогов гимназии, за 1997 - 2002 г. их создано 64, наиболее удачные Горбуновой Е.М., Гобовой С.В., Мардановой Л.А. "Рабочая тетрадь - как интеллектуальный труд (8 кл.)" вышла в печать (учительница химии высшей категории Гобова Е.В.). Таким образом, в гимназии был сформирован банк научно-исследовательской деятельности педагогов. Все педагоги при проведении исследовательской деятельности делятся на три группы: I группа - опытные педагоги, которые работают над созданием программ, методических рекомендаций, указаний. II группа - руководство исследовательской деятельностью учащихся в процессе познания. Это самая важная научно-исследовательская деятельность, организовать которую и управлять ею можно только имея собственные навыки и опыт в этой области. III группа - молодые специалисты, которые ведут исследования по своим проблемам. Всё внимание фокусируется на активизации научно-исследовательской деятельности педагогов, которая является средством индивидуализации обучения одарённых детей. Специфической ролью заместителя по научно-методической работе является роль разработчика различных исследовательских, диагностических материалов. Основой определения профессионального и методического уровней преподавателей и механизмов повышения их профессионального роста стала работа по созданию диагностических карт учителей и практическому использованию результатов. Как основные можно назвать следующие виды диагностики: - готовность педагога к исследовательской деятельности; - готовность педагога к управлению по созданию индивидуального проекта учащихся; - креативность педагога. Диагностику проводят специалисты психологической службы, приглашённые специалисты (сотрудники ООИПКРО, педагогического университета), а также администрация гимназии. Все данные заносятся в компьютер, создана комплексная база данных по учащимся и педагогам. Для выполнения программы "Школа научных исследований" создаётся центр "Исследователь - исследователю". Центр ведёт работу по трём направлениям. В каждом направлении представлены: практическая и обучающая части деятельности. Этапы исследования 1 этап (1998 - 1999 г.) поисковый эксперимент. - разработка нормативно-правовой базы; - выявление и формирование проблемы; - разработка общей программы исследования (сбор информации, анкетирование, наблюдение); 2 этап (1999 - 2001 г.) констатирующий и формирующий эксперимент. - теоретическое осмысление проблемы; - разработка программы по созданию исследовательских проектов и апробация разнообразных форм организации исследовательской деятельности; - создание в рамках учебных занятий направлений, исследовательской работы с учащимися, с целью получения экспериментальных материалов по созданию индивидуальных проектов; - получение первых результатов эксперимента по внедрению исследовательского подхода в учебно-воспитательный процесс; - начало создания модели "Школы научных исследований" 3 этап (2002 - 2003 г.) заключительный. - подведение итогов экспериментальной работы; - анализ программ и учебных занятий; - разработка НМС методических рекомендаций по созданию исследовательских проектов; - представление отчётов МО о выполнении индивидуальных исследовательских программ; - подготовка отчётов по итогам исследования. Создаются условия для педагогов по переводу методической деятельности в поисково-исследовательскую. Перестраивается профессиональная деятельность педагога в личном творческом плане от выявления его потенциальных возможностей и анализа опыта работы до внедрения его опыта (в части исследовательской деятельности) в практику. Выстраивается календарь работы по созданию индивидуальных проектов. Метод проектов - это и эффективный путь самореализации учителя и гимназистов, возможность сотрудничества на равных, когда вместо традиционного "учитель - ученик" рождается "исследователь - исследователь", а это показатель движения вперёд. Для обеспечения научно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе особо важное значение приобретает научно-практическая подготовка кадров. Преподаватели гимназии активно участвуют в научно-практических конференциях, семинарах, "круглых столах", мастер-классах. В 2000 учебном году (20 - 21 июня) гимназия впервые участвовала в областной конференции (тема: "Личностные достижения учащихся как критерии результативности деятельности воспитательных систем в регионе"), где была представлена лаборатория педагогических идей МОУ "Бугурусланская гимназия" Т.И. Пешкова выступила с темой: "Исследовательская работа как условие обеспечения личностных достижений учащихся" 28.04.00 г. проведена зональная научно-практическая конференция на базе МОУ "Бугурусланская гимназия" по теме: "Управление исследовательской деятельностью как условие развития творческого потенциала личности педагога и учащегося". Педагоги гимназии поделились своим опытом с коллегами Северо-западной зоны Оренбуржья. Работало 5 секций, каждая секция выработала рекомендации, выделила лучшие индивидуальные проекты учащихся, отметила эффективную работу в исследовательскую деятельность следующих педагогов: Герасимовой В.Д., Гариевой Н.В., Трояновой О.В., Шишкиной Л.В., Пешковой Т.И., Бабенковой Л.А., Крыловой Л.В., Голубцовой Т.В. 25.04.02 г. проведена конференция по теме: "Обновление содержания образования как условие обеспечения качества регионального образования". Приняты следующие рекомендации: 1. Участники конференции считают необходимым продолжить работу по написанию исследовательских проектов, которые являются условием обеспечения качества образования. 2. Необходим более широкий масштаб внедрения исследовательских проектов как неотъемлемой части воспитательной системы ОУ. 3. Участники конференции подчёркивают необходимость вести активную работу по подготовке руководителей исследовательских проектов на базе опорных ОУ. 4. Определить базу опорного ОУ по подготовке руководителей исследовательских проектов в Северо-западной зоне - МОУ "Бугурусланская гимназия". 5. Создать НО учащихся на базе ОУ в Северо-западной зоне. 13 ноября 2002 года проведён областной семинар по теме: "О некоторых подходах к организации профильного обучения в гимназии как средства индивидуализации с одарёнными детьми в условиях модернизации регионального образования", в рамках мастер-класса осуществлялась следующая работа: - заседание НМС, тема "Дидактические характеристики индивидуальных проектов и календарь работы над учебными проектами" (руководитель Т.И. Пешкова - заместитель директора по НМР, руководитель высшей категории); - заседание научного общества "Лира" по теме: "Проблематика предметных исследовательских проектов на примере предметных дисциплин: литературы, немецкого языка и смежных дисциплин" (руководитель Гариева Н.В. - учитель истории и обществознания первой категории); - заседание научного общества "Поиск" по теме: "Проблематика предметных исследовательских проектов на примере предметных дисциплин: истории, биологии, физики" (руководитель Гариева Н.В., учитель истории и обществознания первой категории); - заседание участников и слушателей по программе "Ибис" по теме: "Психологическое обеспечение научно-исследовательских проектов" (руководитель Алексеева Т.Н. - психолог гимназии). Завершился областной семинар подведением итогов за "круглым столом". Необходимо отметить, что в гимназии серьёзное внимание уделяется изучению, обобщению и распространению в коллективе передового педагогического опыта. Так в 2001 году Т.И. Пешковой был обобщён опыт Т.В. Свистуновой, в этом же году Татьяна Васильевна заняла третье место в конкурсе "Учитель года". Гимназия стала опорной базой для повышения профессионализма учителей города и Северо-западной зоны. Работа в методических объединениях, вовлечение педагогов в рабочие группы по разработке насущных гимназических проблем, педсоветы организованные в форме деловых игр, "мозговых штурмов", методических дней - всё это создаёт в образовательном учреждении атмосферу творческого поиска. Как показывает опыт по научно-методической работе Т.И. Пешкова, все формы научно-методической деятельности, которые она использует для повышения компетентности педагога дают результаты: профессионализм плюс самодостаточность, а в итоге - внутренне свободная личность. |
|||
|
|||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |