Опыт работы учителей иностранного языка по формированию коммуникативной компетенции учащихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Представила: Н.Б. Савинова, зав. УМК иностранных языков ИПМ Грибовой Татьяны Владимировны, сш № 36 г. Оренбурга Обучение иностранным языкам на современном этапе преследует практические, общеобразовательные, воспитательные и развивающие цели. При этом основное значение в обучении придается реализации практических целей, в ходе выполнения которых осуществляются все остальные, в этом также сказывается специфика предмета “иностранный язык”. При построении технологии обучения учитывается личностно-деятельностный подход, суть которого состоит в учете ученика как субъекта обучения (его личных особенностей и т.п.) и направленность на деятельность, самостоятельность школьника, что в свою очередь ведет к усилению активности учащихся. Наиболее важным в настоящее время является развитие активного самостоятельного мышления учащихся, применение полученных знаний на практике, отход от воспроизведения заранее заученного, на котором строилось все предыдущее обучение иностранным языкам. Особое место занимают новые технологии, обеспечивающие активность и самостоятельность обучаемых. Этому в значительной степени соответствует этому методика сотрудничества. Обучение через сотрудничество - один из наиболее эффективных путей объединения учащихся разного уровня языковой подготовленности, что способствует обучению всех учащихся. При таком обучении учащиеся видят важность помощи друг другу, поскольку работа организована таким образом, что выполнение заданий достигается только в том случае. Если учащиеся работают вместе и сотрудничают. Более того, работа организуется таким образом, что выполнение задания зависит не от лидера группы, а от каждого члена, так как каждый имеет определенную роль и вносит свой посильный вклад в достижении общей цели Ярким примером активизирующей технологии, основанной на самостоятельной деятельности учащихся является проектное обучение. Проектная обучение или метод проектов способствует формированию у учащихся интеллектуальных, творческих и коммуникативных умений, а именно: - умения работать с текстом (выделять главное, опускать второстепенное, найти необходимую информацию); - анализировать информацию; - делать обобщения, выводы ; - сравнивать и создавать подобное; - уметь работать с разнообразной справочной литературой; - умение вести дискуссию слушать и слышать собеседника; - лаконично излагать свои мысли и др. Учителя иностранного языка Оренбургской области успешно осваивают новую методику, так, например, работая по УМК под редакцией Кузовлева В.П. и Лапы Н.М., учитель английского языка высшей категории сш № 36 г. Оренбурга Татьяна Владимировна Грибова . использует на своих уроках технологию обучения в сотрудничестве и метод проекта. Однако успех или неудача в использование проектного метода зависит во многом от подготовленности класса (здесь имеются в виду не столько сформированные ЗУНы, сколько технологическая готовность, а именно умения обучаемых работать в группах, поскольку, в методе проектов, обучаемые должны научиться строить свою деятельность совместно с другими, находить, добывать знания/информацию, необходимые для выполнения того или иного проекта). Для Т.В. Грибовой групповая форма работы является настоятельной необходимостью. Она считает, что такая форма работы на уроке развивает у учащихся способности к общению, создает условия для развития умения говорить, обмениваться мнениями и знаниями, способствует мотивации, укрепляет межличностные отношения и взаимопонимание. Групповая форма организации работы используется учителем для отработки активной лексики, выполнения коммуникативных упражнений, обеспечивающих определенный языковой уровень, а также на этапах разработки проекта. На своих уроках Т.В. использует в основном разнородно- однородные группы. Так, например, при совершенствовании навыков иноязычного общения состав группы разнороден. Учитель старается, чтобы в каждой группе работал ученик с высоким уровнем обученности, хорошо владеющий приемами работы с учебными текстами, умеющий самостоятельно построить высказывания на их основе. Обычно такие учащиеся выполняют функцию лидера группы. Если в выполняемом задании основной акцент делается на совершенствование навыков чтения, то учитель составляет группы, в которых учащиеся читают с одинаковой скоростью (чтобы ученики не ждали друг друга). В работе по учебнику 8 класса Т.В. проводит такие формы организации работы в группе, как: Carousel brainstorm Jigsaw, которые помогают совершенствовать навыки иноязычного общения, закладывают основы для самостоятельного высказывания.
Carousel brainstorm Этот вид коллективной работы используется на этапе развития речевого умения. Разговорная тема на основе, которой строится проблема проекта, разбивается на подтемы или серию вопросов. Последовательность работы: 1. Тема и вопросы пишутся на отдельных больших листах бумаги (на доске, поделенной на части). 2. Класс делится на группы ( по количеству тем, вопросов). 3. Каждая группа получает задание обсудить, записать ключевыми фразами все, что они думают, знают относительно данной темы, вопросов. Время ограничено. 4. Выполнив одно задание, каждая группа переходит к следующему заданию (продвигаясь по часовой стрелке). Свой ответ учащиеся другой группы фиксируют другим цветом или записывают под чертой, отделяя от предыдущего. 5. Таким образом, все члены группы, отвечая на все вопросы и возвращаясь к первоначальному заданию преследуя при этом цель: в ограниченное время просмотреть все, что оказалось записанным на данном листе, подвести итог и высказать свое мнение 6. После этого учитель проводит обсуждение каждой подтемы или вопроса. На этом этапе можно дополнить информацию, ответить на уточняющие вопросы
Таким образом, в данном виде деятельности прослеживаются следующие этапы проектного метода: 1.Выбор темы (осуществляется коллективно, в виде мозгового штурма). 2.Планирование (составление схемы, плана будущего совместного коллективного информационного продукта) 3. Сбор информации (по имеющимся источникам). 4.Результаты (представление готового продукта) Те же этапы проектного метода, прослеживаются и в другом задании JigsawДанный вид групповой работы учитель использует при выполнении, например, упражнения 2 разделе 1 цикла 3 при чтении. Учитель делит класс на группы по 5 человек, каждая группа выполняет одно и тоже задание (в данном случае группа читает или слушает 5 текстов) Каждый член группы имеет конкретное задание. Так, например, в группе из 5 учащихся каждый работает над одним из текстов (A, B, C, D, E) (1 этап). После этого учащиеся из разных групп с одинаковым заданием объединяются в «экспертные группы». В этих группа учащиеся совместно выполняют свои задания, уточняют, обдумывают, обсуждают (2 этап). Затем «эксперты» возвращаются в свои первоначальные группы, где каждый из них учит других тому, что он узнал, прочитав текст (3 этап). Задача «эксперта» заключается в том, чтобы группа, на основании услышанного подготовила, / разработала «совместный продукт» (см. Учебник, цикл 3, раздел 1, упраж.3, 4) В учебнике имеется много заданий, в которых предлагается организовывать учащихся в группы для обсуждения вопросов, требующих привлечения разных точек зрения для выработки совместного решения. В этом случае необходимо, чтобы каждый член группы был готов высказать коллективное мнение. Такое условие вынуждает более подготовленных учащихся помогать менее подготовленным сформулировать свой ответ и всех членов группы заставляет чувствовать ответственность за конечный результат работы (Учебник, Цикл 1, раздел V, упр. 4, раздел VI, упра 4 и др.) Содержательной базой для развития речевых, коммуникативных и творческих навыков учащихся в проектной методике служат тексты из учебника. В каждом цикле учебника “Happy English-2” имеются задания, требующие активной групповой работы над проектом. Работа проводится по следующей схеме: Сначала учащиеся получают образец (текст 1), на основе которого строится описание чего-либо, констатация и т.д. Затем отработанное описание переносится на создание собственного подобного текста, касающегося ч-то личного и в результате учебниками создается (текст 2). После этого учащиеся знакомятся с новым текстом (текст3) сравнивают свое личное с новым, в результате чего получается (текст 4). Таким образом, текст служит для учащихся содержательно- смысловой основой. Эти тексты различаются по стилям и сложности. Текст 1 –образец, простой и лаконичный, а текст 3- обладает значительной степенью сложности. Учитель учит учащихся использовать тексты в качестве образца. Значительную роль в этом играет памятка, в которой даются рекомендации о том, каким образом группа должна работать над конкретным материалом. Образец памяткиI. Помните, что навыки иноязычного общения совершенствуются при условии обязательного включения лексико- грамматического материала, усвоенного на предыдущих этапах в новые тексты. Такие тексты являются образцами ваших будущих высказываний. II. Не забывайте, что для достижения целей этого этапа необходимо работать всем вместе, оказывая помощь друг другу. III. Когда вы получите рекомендации, организуйте: 1. их чтение всеми членами группы для выявления: учебного материала, который будет использован в работе, порядка выполнения учебных действий, ожидаемого результата, способов контроля; 2. индивидуальное чтение текста, обсуждение его содержания в группе с использованием справочника или словаря для полного понимания его содержания; 3. выбор их текста предложений, передающих основное содержание текста; 4. если ваша группа работает с текстом для совершенствования навыков устной речи, то дальнейшую коллективную деятельность выполните в таком порядке: а) составьте пересказ прочитанного текста. Для этого вам следует: - ознакомиться с речевой задачей и схемой ожидаемого высказывания, - выбрать предложения из текста для заполнения схемы, внеся в них небольшие изменения, сокращения и объединив их в небольшие высказывания; - повторить высказывание несколько раз с целью его запоминания. б) перескажите текст в своей группе (для его оценки) или в другой группе (как текст для аудирования) с) при оценивании пересказа пользуйтесь следующими критериями:
Постепенно дети усваивают этот алгоритм и правила , работа продвигается быстрее и успешнее. Как видно из примера, памятка содержит определенный оценочной механизм, направленный на самооценку учащегося, что, несомненно, развивает творческий потенциал личности школьника.
Описанная выше технология может быть продемонстрирована на примере фрагмента урока с элементами проектной методике по учебнику английского языка для 7 класса(под ред. В.П. Кузовлева). Цель: понять основное содержание прочитанного текста для того, чтобы затем составить сообщение на его основе. Учебный материал: упражнения 1 ст 39-43 1. Прочитайте текст за 5 минут и постарайтесь понять его основное содержание 2. Выполните индивидуально следующее тестовое задание: 1. The text is about 3. Сверьте результаты тестового задания (учитель представляет ключи к тестовому заданию) и обсудите в группах ответы , в которых допущены ошибки. В случае необходимости обратитесь к учителю 4. Выберите слова, которые помогут вам: 5. Выберите из текста: 6. Выполните упражнение 4 ст 43 сначала по цепочке, а затем каждый по очереди полностью 7. Покажите поделки, сделанные вами дома и расскажите, как вы над ними работали, пользуясь схемой упражнения 5 ст 43
В своей работе учитель стремиться выбирать общую стратегию обучения, конкретные приемы, соответствующие его личным способностям, запросам и возможностям ее учащихся, условиям, в которых проходит обучение, учебникам, рекомендованным в качестве основных и дополнительных. Уроки английского языка Грибовой Т.В. создают у учащихся эмоционально положительное отношение к предмету и устойчивый интерес. Посещенные уроки показали, что дети работают с большим энтузиазмом и заинтересованностью, наблюдается значительная связь с реальной жизнью ( это продемонстрировали вопросы, которые задавали обучаемые друг другу по самым популярным темам., так, например, по теме «Семья» учащиеся не только выясняют друг у друга сколько у кого братьев и сестер, но и интересуются (обсуждают) семейными проблемами и затруднениями. Именно это приближает урок иностранного языка к жизни, делает его. Обращает внимание атмосфера доверия, отсутствие страха при высказываниях, полная раскованность учащихся. И это не случайно: регулярно один раз в четверть, самостоятельно или вместе с психологом школы учитель проводит анкетирование или тестирование учащихся по выявлению их мотивации, интересов, тревожности и других аспектов, которые могут влиять на успешность обучения иностранному языку. По результатам таких анкет учителем составляется методическая карта класса, с помощью которой учитель индивидуально дифференцированно подходит к каждому ребенку, каждой группе учащихся. Фрагмент одной из анкет, используемых для выявления настроя на обучение и затруднений:Дорогой друг! Чтобы улучшить обучение иностранному языку в нашей школе, мы проводим анкетирование. Просим тебя ответственно отнестись к заполнению анкеты. Постарайся объективно ответить на предлагаемые вопросы. Благодарим за сотрудничество. Если пожелаешь, можешь указать свое имя. 1. Почему ты учишь английский язык? А\ предмет в расписании Б\ интересный предмет В\ стараюсь избежать неприятностей г\ пригодится в жизни 2. Тебе трудней всего на уроке: А\ прочитать текст Б\ сделать грамматическое упражнение В\ высказать свое мнение г\ понять текст на слух 3. Тебе больше всего не нравиться на уроке: А\ работать в парах Б\ некомпетентность учителя В\ проверять домашнюю работу Г\ объяснение новой темы Д\ другое 4. Тебе чаше не хочется на уроке: А\ читать Б\ выполнять тест по грамматике В\ составлять диалог или высказывание Г\ слушать текст в записи Д\ писать письмо , рассказ 5. Как ты используешь английский вне урока А\ если попросят помочь Б\ всегда стараюсь вставить известное мне словечко В\ не использую, потому что не хочу Г\ стараюсь почаще, чтобы тренироваться 6. Ты чаще сего на уроке боишься: А\ спросить что-то у учителя Б\ нетактичных высказываний учителя и одноклассников В\ проверки домашнего задания, которого ты не делал Г \не понять новый материал Д\ другое 7. С каким настроением ты идешь на урок: А\. Как на любой другой урок Б\ с интересом и желанием В\ скорее бы урок закончился Г\ получить знания Д\ другое Тебе бы очень хотелось, чтобы на уроке никогда А\не читали Б\ не учили грамматику В\ не пересказывали текст Г\ не слушали текст Д\ не писали и т.д. Данные проводимых диагностик обрабатываются и заносятся в сводную таблицу результатов анкетирования :
Все имеющиеся затруднения и проблемы подробно анализируются учителем. При этом Т.В. всегда пытается определить причину каждого из них, например: После определения затруднений учителем разрабатываются упражнения, задания для их устранения ( системы упражнений от простого к сложному по устранения страха, важникающего у некоторых учащихся перед аудированием и т.д.) Система работы учителя способствует эффективность обучения об этом свидетельствуют результаты контрольных срезов, проведенных в 2000-2001 г все учащиеся 11 класса смогли выполнить предложенные задания по проверке навыков диалогической речи , а именно на : С заданиями справились все обучаемые получив оценки «5» и «4». Проектный метод, используемый Т.В. Грибовой на уроке помогает развитию познавательных навыков, умениий самостоятельно конструивровать свои знания, анализировать полученную информацию, создавать на ее основе новую и делают учебный процесс творческим, сжатым и целенаправленным, а учеников раскованными и активными. Они не боятся высказываться на самые сокровенные темы (напр. О любви ). Уроки Т.В. Грибовой свидетельствуют о том, что ее учащиеся способны к активной познавательной деятельности на иностранном языке.
Л.С. считает, что чтение является одним из важнейших аспектов обучения иностранному языку, так как это источник формирования активного и пассивного словарного запаса обучаемых, отправная точка для разнообразных высказываний диалогического и монологического характера, источник получения новой информации, способствующей как интеллектуальному, так и эстетическому обогащению учащихся. В системе рабты учителя по формированию ЗУН по каждому виду речевой деятельности значительное место занимает процесс целеполагания, который находит воплощение в виде предварительно разрабатываемой Л.С. блок- схемы, по основным направлениям работы с учащимися. При составлении блок- схемы учитываются цели и задачи поэтапного формирования ЗУН обучаемых по каждому виду деятельности. Приведем пример блок- схемы разработанной учителем по обучению чтению:
Такое целеполагание помогает учителю оптимально использовать время на уроке для совершенствования знаний, умений и навыков каждого ученика. В значительной степени оптимальности учебного процесса способствует учет индивидуальных особенностей и способностей детей, которые учитель определяет по результатам тестирования, анкетирования. При учете индивидуальных способностей и особенностей учащихся, учитель использует принципы технологии уровневой дифференциации, индивидуализации обучения Инги Унт и личностно развивающее обучения И.С. Якиманской. На уроке иностранного языка учитель предусматривает такие организационные формы, при которых каждый ученик работает на уровне своих способностей преодолевая посильную, но достаточно ощутимую для него трудность. Критериями дифференцированного обучения являются: активность ученика, добросовестное отношение к занятиям, интерес к предмету, внимание и, наконец, уровень успеваемости (уровень подготовки с учетом потенциальных возможностей учащихся).
Первостепенное значение при организации такой работы имеет определение групп учащихся со средним уровнем подготовки (основная группа), со слабой подготовкой и с высоким уровнем обученности. Этому способствуют тесты. После определения учителем разноуровневых групп разрабатывает и использует в обучении учащихся иностранному языку дифференцированные задания на основе знания их личностных качеств и интересов. При работе с текстом
Очень часто при распределении заданий учащимся предлагается самим подобрать тот вариант, который они могут выполнить. Учитель отмечает, что обучаемые всегда выбирают более сложное задание и показывают хорошие результаты. Такая работа , по мнению учителя, помогает обучаемым приобрести уверенность в самих себе, повышает интерес к обучению.
Учет всех личных свойств непосредственно влияет на мотивацию, повышает интерес к учению, создает наиболее благоприятные возможности для развития аозновательных интересов, активности На уроках учитель постоянно привлекает каждого ученика к посильной для него и одновременно с этим все усложняющейся по трудности деятельности. Приведем пример дифференцированных заданий, которые учитель предлагает для учащихся разных уровней: Задания на составление предложений для слабой группы1. Who is in charge of the planet?
2. What do you like or dislike?
Учащиеся сильной группы получают такое задание This is what the children say about their friends. Why do they like their friends?Make up your mind and write it down?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |