О работе методических объединений педагогов дошкольных учреждений
в период модернизации образования

Представила: Алексеева Н.М., зав. УМК ДОУ
Дата: 10.02.03

В системе дошкольного образования ожидаются серьезные изменения,  которые обязательно коснутся каждой семьи, каждого ребенка,  педагогов и руководителей образовательных учреждений. Концепция  модернизации образования ставит задачи качества дошкольного образования, основной целью которого является расширение его доступности для всех слоев населения. Предметом заботы дошкольного образования является достижение качества дошкольного образования, это, в первую очередь, сотрудничество детского сада и семьи в деле воспитания и обучения детей.

Сотрудничество детского сада и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей.

Изучение семьи - дело тонкое, деликатное, требующее от педагога  проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания  оказать помощь в воспитании детей.

Дошкольные учреждения глубоко озабочены проблемой воспитания  детей, так как приоритетом современного образования является воспитание. В целях создания необходимых условий достижения современного  качества дошкольного образования идеи концепции модернизации  образования создают предпосылки для эффективной деятельности  дошкольных учреждений. Педагогам дошкольных учреждений  предстоит решать задачи профильного обучения, которые в дошкольном образовании реализуются с учетом индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса, а именно, в раннем  выявлении задатков, способностей и одаренности детей. К концу дошкольного возраста появляется самостоятельность детей в действиях  и интересах к определенным видам деятельности (пения, рисования,  театрализации и т.д.).

Обострилась проблема преемственности дошкольного и начального  образования. Ситуация ухудшилась с появлением негативной  тенденции раннего изучения и дублирования школьных программ и предметов в учреждениях дошкольного образования, что не соответствует  требованиям стандартов дошкольных учреждений. В настоящее  время определились линии преемственности дошкольного и начального образования:

- развитие любознательности у ребенка дошкольного возраста как основы развития познавательных способностей,

- формирование творческого воображения, как направления интеллектуального  и личностного развития ребенка;

- развитие коммуникативности - умения общаться со взрослыми  и сверстниками как одного из необходимых условий успешности учебной деятельности.

 

Анализ состояния дошкольных образовательных учреждений показывает, что появилась острая необходимость во включении в учебно-тематический  план курсовой подготовки слушателей таких дисциплин, как этика и эстетика, проблемы гуманизации, изучение детской дошкольной  художественной литературы, экологизации педагогического процесса  и физического воспитания детей дошкольного возраста, укрепление здоровья детей.

В сегодняшнем дошкольном образовании особо рассматривается  проблема коррекционно-педагогической деятельности в дошкольном  учреждении. Вызывает серьезную тревогу то, что в школу приходит  87% детей с отклонениями в развитии и относящихся к группе риска. Дети с легкими отклонениями в развитии (эмоциональными, интеллектуальными, сенсорными и др.) посещают общие дошкольные учреждения, где коррекционная работа не проводится.

Результатом воспитательно-образовательной деятельности в учреждениях  дошкольного образования является физическая, психологическая  и интеллектуальная готовность ребенка к школьному обучению.  Определись новые требования к профессионализму педагогов:

- коммуникативная компетентность;

- владение способами личностно-ориентированного взаимодействия  с детьми;

- умение реализовать вариативные образовательные программы с учетом индивидуальных особенностей, уровня развития дошкольника;

- способность рационального использования педагогом развивающей  среды.

 

Отмечаются характерные тенденции профессиональных затруднений  работников дошкольного образования в следующих сферах:

- педагогического и управленческого целеполагания;

- обновления содержания дошкольного образования в рамках новых образовательных программ (имеются затруднения во внедрении  новых образовательных программ),

- освоения современных педагогических технологий,

- подходов к оценке достижений дошкольников (диагностика уровня развития ребенка);

- владения современными психолого-педагогическими методами  диагностики;

- системного анализа своей деятельности;

- информационной деятельности.

 

В настоящее время вся эта работа возложена на методические объединения.

Продуктивная работа методических объединений (МО) оказывает  положительное влияние на качество воспитательно- образовательного процесса в дошкольных учреждениях, способствует улучшению подготовки детей к обучению в школе. В связи с этим есть необходимость изменения содержания работы методических объединений.

Главным содержанием работы сегодня должен стать не цикл теоретических информаций, как это имело место в практике работы МО, а распространение передового педагогического опыта, просмотр нетрадиционных форм занятий, режимных моментов,  самостоятельной деятельности детей, педагогических совещании, творческих отчетов, творческих лабораторий и др. Особое внимание в работе МО следует уделить вопросам охраны жизни и здоровья детей, закаливания организма, формированию двигательной активности в течение всего дня, развитию творчества в разных видах деятельности.

Часто остаются без внимания те вопросы, которые затрудняют педагогов, в связи с чем руководители МО своевременно должны выявить педагогические потребности дошкольных работников (использовать  собеседования, анкетные опросы, диагностические деловые  игры), тематические дискуссии, а также просмотр практических занятий.

Важным аспектом работы МО являются гуманизация дошкольного  образования, интеллектуально-личностное развитие дошкольников,  формирование предметно-развивающей среды.

Работу методических объединений необходимо нацелить на изучение и анализ результатов работы педагогов, на усиление практической  направленности МО, распространение передового опыта работы дошкольных работников, улучшение работы с родителями по повышению их педагогических знании в вопросах семенного воспитания.

Деятельность МО направить на развитие творческой инициативы  и активности педагогов, учить их анализу свей работы, видеть недостатки,  выявлять их причины, принимать меры к их устранению, воспитывать ответственность за порученное дело, стремление постоянно  повышать свое профессиональное мастерство. Необходимо вовлечь  в работу МО всех педагогов, занимающихся воспитанием и обучением детей дошкольного возраста. Изучать наиболее эффективные  технологии, методы и приемы работы лучших воспитателей, музыкальных  руководителей, старших воспитателей и заведующих.

Методисты рай(гор) управлений должны оказывать действенную  помощь в работе МО, четко и конкретно знать положительные и слабые стороны деятельности педагогов дошкольных учреждений, выявлять, в какой методической помощи они нуждаются, изучать эффективность  работы МО. Большое место в работе МО должно быть уделено изучению нормативно-правовых документов таких как «Международная  конвенция о правах ребенка», Госстандарт дошкольного образования, «Положение об аттестации педагогических работников», « Положение о дошкольном образовательном учреждении» и др.

Обычно заседания МО проводятся 1 раз в квартал (можно и чаще, это зависит от потребностей участников). Рекомендации по планированию:

1. Анализ работы МО за год. В анализе четко показать результативность  работы МО, недостатки и их причины, трудности в работе МО, успехи отдельных педагогов в педагогической деятельности.

2. Задачи на новый учебный год, вытекающие из недостатков, проблемных вопросов предыдущего года.

 

В плане указать:

а) тему методического объединения;

б) кто ответственный, список участников МО, дату и место проведения ( можно в ДОУ, где имеется определенный опыт работы);

в) в каком дошкольном учреждении проводится МО (практические  занятия);

г) определить дату и время проведения;

д) форму работы (просмотр занятий, обмен опытом, практический  показ изготовления пособий и игрушек и т.д.), интересное сообщение  о новых технологиях в работе с детьми, организацию развивающей  среды и т.д.

 

Примерная тематика заседаний МО

 

МО воспитателей групп раннего возраста

1. Совместная работа педагогического и медицинского персонала  по профилактике простудных заболеваний у детей раннего возраста.

2. Создание предметно-развивающей среды. Воспитание навыков  культуры поведения в дидактических играх.

3. Воспитание культурно-гигиенических навыков в повседневной  жизни.

4. Воспитание у детей раннего возраста гуманных чувств в процессе  ознакомления с окружающим миром.

5. Воспитание у детей раннего возраста предпосылок самообслуживания.

6. Воспитание у детей младшего возраста положительных взаимоотношении  в процессе игровой деятельности.

7. Проблемы взаимодействия с семьей по вопросам воспитания дошкольников.

 

МО воспитателей младших групп:

1. Воспитание у детей младшего возраста положительных взаимоотношений  в процессе игровой деятельности.

2. Воспитание навыков самостоятельности и культуры поведения.

3. Содержание и организация оздоровительной работы.

4. Формы и методы работы по воспитанию звуковой культуры речи.

5. Воспитание у детей интереса и бережного отношения к природе.

6. Особенности экологического развития дошкольника.

7. Развитие коммуникативных навыков в повседневной жизни.

8. Технологии воспитания культурно-гигиенических навыков у детей.

 

МО воспитателей средних групп:

1. Организация развивающей среды в дошкольном учреждении и дома.

2. Роль взрослых (семьи и воспитателя) в воспитании культурно-гигиенических  навыков.

3. Развитие у детей интереса к театрализованной игровой деятельности.  Создание условий для самостоятельной творческой деятельности.

4. Развитие у детей творчества в разных видах деятельности.

5. Влияние занятий в процессе обучения на интеллектуально- личностное развитие.

6. Роль воспитателя в самостоятельной художественной деятельности  детей.

7. Развитие системы взаимодействия «взрослый-ребенок». МО

 

МО воспитателей старших групп:

1. Создание условий для двигательной активности детей.

2. Воспитание положительных взаимоотношений в процессе самостоятельной деятельности (игра, труд, занятие).

3. Развитие способностей восприятия произведений искусства: музыкального, хореографического, изобразительного искусства).

4. Роль педагога и семьи в воспитании нравственно- эстетических чувств у детей.

5. Развитие системы взаимодействия «взрослый-ребенок».

6. Воспитание любви к родному краю (родному городу, селу, поселку).

7. Воспитательное значение физкультурных праздников, их содержание  и проведение.

8. Воспитание любви к родному краю. «Люблю тебя, мой край родной».

9. Основы экономического воспитания детей.

10. Основные направления взаимодействия ДОУ с семьей в духовно-нравственном  воспитании детей.

 

МО воспитателей подготовительных к школе групп:

1. Развитие познавательной активности у детей в разных видах деятельности.

2. Развитие творчества, инициативы, навыков самостоятельности.

3. Роль воспитателя в воспитании положительных взаимоотношений  детей. Новые педагогические технологии в воспитательном процессе.

4. Воспитание навыков культуры поведения.

5. Роль семьи и дошкольного учреждения в воспитании самостоятельности,  инициативы, ответственности, чувств гражданственности  и патриотизма.

6. Экологическое развитие дошкольника.

 

МО воспитателей разновозрастных групп (для малокомплектных дошкольных учреждений):

1. Организация и проведение физкультурных праздников в разновозрастных  группах.

2. Формирование взаимоотношений детей в разновозрастных группах в игре, труде, занятии.

3. Организация индивидуальных занятий с детьми, роль воспитателя  в нравственно-эстетическом воспитании детей.

4. Новые технологии в воспитательном процессе в разновозрастных  группах.

5. Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

6. Роль семьи в воспитании полезных навыков и привычек.

7. Воспитание правильных взаимоотношений в группах детей разного возраста.

8. Роль семьи в формировании культурных навыков и привычек.

 

МО заведующих:

1. Роль руководителя ДОУ в создании предметно-развивающей среды.

2. Новые технологии в воспитательно-образовательном процессе.

3. Актуальные проблемы воспитания детей в дошкольном учреждении  в рамках модернизации образования.

4. Личностно-ориентированная модель в деятельности руководителя  ДОУ.

5. Роль руководителей ДОУ в развитии творчества, инициативы педагогических  кадров дошкольных учреждений.

 

МО музыкальных руководителей:

1. Обучение детей музыкально-ритмическим движениям, как средству художественно-эстетического развития дошкольников.

2. Воспитание у детей интереса к слушанию музыки.

3. Организация и проведение вечеров-развлечений.

4. Музыкальное воспитание - средство формирования духовно- нравственно-эстетических чувств у детей.

5. Музыка - средство патриотического воспитания детей.

6. Совместная деятельность воспитателя и музыкального руководителя  в художественно-эстетическом воспитании дошкольников.

Данная тематика МО является примерной, можно пользоваться  и своей тематикой, наиоолее актуальной для данного ранена, города,  дошкольного учреждения.

Участники методических объединений обмениваются опытом,  сопровождая это открытыми мероприятиями, показом отдельных режимных моментов, занятий, родительских собраний, конференции, «круглых столов», праздников, развлечении и т.д.

Руководители МО назначаются приказом РОО из числа дошкольных  работников, хорошо владеющих технологиями воспитания детей,  добивающихся положительных результатов.

 

Обязанности руководителя МО.

1. Взять всех членов МО на учет по списку на учебный год.

2. Обговорить структуру МО с руководителями дошкольного учреждения, где будут проводиться заседания.

3. Информировать рай(гор) управления о работе МО, о непосещаемости педагогов (выявить причины).

4. Четко определить день работы МО.

5. Выбрать секретаря МО на 1 год.

 

Обязанности секретаря:

1. Оповещает членов МО.

2. Ведет учет посещаемости.

3. Пишет протокол МО.

 

Документация МО:

1. План работы на год (с сентября месяца), утвержденный на МО, в управлении образования.

 2. Списки членов МО, их руководителей.

 3. Протоколы заседаний.

4. Материалы из опыта работы (доклады, конспекты занятий, планы).

Документация хранится в управлении образования.

 

Методист рай(гор) управления следит за своевременным повышением  квалификации руководителя МО, изучает опыт работы руководителя  МО, выясняет, как влияют методические объединения на работу участников МО, лично принимает участие в работе МО, анализирует  ее. Методист заслушивается на совете рай(гор) управления, методическом совете кабинета дошкольного воспитания института повышения квалификации об эффективности деятельности педагогических  работников дошкольных учреждений, повышающих свою квалификацию  путем посещения и активного участия в работе МО, по реализации концепции модернизации дошкольного образования.

Оренбургский ИПК РО

| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека |