Представила: Алексеева Н.М., зав. УМК ДОУ
Дата: 10.02.03
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2002-2005 годы», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, определяет основные пути развития системы патриотического воспитания граждан, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность российских граждан к служению отечеству.
Система патриотического воспитания предполагает формирование и развитие социально-значимых ценностей гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов.
В новой образовательной программе «Истоки», основанной под руководством известного психолога академика А.В. Запорожца обозначено социальное развитие ребенка дошкольника, где акцентируется социальная компетентность ребенка. В качестве основы социального развития рассматривается общение ребенка со взрослыми (воспитателями и родителями), сверстниками, где в детских видах деятельности происходит усвоение ребенком общечеловеческих ценностей, национальных традиций, чувств гражданственности, любви к своей семье, Родине, местам где родился и вырос. Именно в дошкольном возрасте формируется самосознание ребенка.
Любовь к Родине воспитывается у детей под влиянием окружающей жизни. Нормальным явлением становится целенаправленное воздействие родителей и педагогов дошкольного учреждения в воспитании чувств патриотизма.
Содержание программы воспитания, развития и обучения предполагает важные задачи: воспитание у детей любви к семье, родному дому, детскому саду, родным местам, природе родного края, людям, их труда, чувство гордости за всенародные достижения в искусстве, спорте, труде, уважение к Российской Армии, милиции, чувство гордости за мужество и патриотизм российских воинов в Чечне, Авганистане и других экстремальных обстоятельствах военной службы, стремление быть на них похожими. Огромное значение имеет формирование интереса у детей к явлениям общественной жизни, Российским традициям, праздникам (День города, День защитников Отечества, Родительский день, День Победы, День Конституции и т.д.). Дети всегда должны быть участниками всех событий родного края. Это рождает прекрасные чувства к своей Родине. Чувства любви к Родине выражаются из любви и привязанности к близким людям, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской. Постепенно чувство любви, уважения к родным расширяется и переносится на других людей — работников дошкольного учреждения, соседей, знакомых.
Перенимая особенности поведения взрослых, дети усваивают тон, манеру, представления, которые бытуют в семье. Дети чутко понимают особенности, характер отношений между людьми. Игры детей в дочки-матери дают воспитателю богатый материал для понимания характера отношений между взрослыми в семьях.
Задача заключается в том, чтобы сделать чувство любви и привязанности к людям более осмысленными действительным.
Педагог рассказывает дошкольникам о значимости труда родителей, подчеркивая их заботу о детях. Для этой цели он использует беседы, художественную литературу. Показывает картины, проводит экскурсии по примечательным местам.
Важно учитывать особенности ребенка, предусматривать возможность противоречия между его нравственными представлениями и конкретными поступками. Поэтому особое внимание следует уделять воспитанию действенной любви к людям, желанию помогать им (накрыть на стол, вымыть посуду и т.д.) т.е. разнообразную посильную помощь.
Детский сад — вторая семья ребенка, где он окружен вниманием, любовью и заботой работников дошкольного учреждения. У детей воспитывается уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещений. Организуя наблюдения за трудом няни, прачки, повара, дворника и других работников, воспитатель раскрывает детям смысл их действий, направленных на создание в детском саду чистоты, уюта, обеспечение детей вкусной едой, заполнение их жизни содержательной, интересной деятельностью. Дети должны стремиться беречь результаты туда взрослых и по возможности помогать им, вместе создавать красоту окружающего быта.
Надо развивать у детей интерес к своим сверстникам, желание идти в детский сад, чтобы играть с друзьями. Интересные занятия и игры, веселье и радости, пережитые в коллективе сверстников, делают для ребенка детский сад вторым домом.
Воспитывать у детей любовь к родной природе, способность чувствовать ее красоту, стремление сохранять, беречь и приумножать ее богатства — такова другая сложная задача воспитателя. Чувство любви к природе будет устойчивым, если педагог осуществляет эту работу начиная с младшей группы. Он проводит с детьми прогулки и экскурсии в парк, лес, поле, на пруд, к реке, к озеру, учит воспринимать красоту родной природы, испытывать радость общения с нею. Представления и впечатления о родной природе осмысливаются и углубляются при использовании в работе с детьми произведений художественной литературы и искусства. В ДОУ №125 (г. Оренбург) дети летом ходят в поход к озеру, где отдыхают целый день, любуются красотой природы, учатся бережно относиться к ней.
Углублению любви к природе способствует изобразительная деятельность детей: они рисуют березку, зимний лес, цветущий сад и т.д. С целью воспитания у дошкольников стремления своим трудом оберегать природу и приумножать ее богатства воспитатель организует их труд в природе: они выращивают комнатные растения, овощи, цветы, ухаживают за птицами, рыбками, подкармливают белок. Дети испытывают большую радость и удовлетворение от результатов своего труда. Если взрослые хорошо знают природу, чувствуют ее красоту, они сумеют воспитать любовь к ней у детей.
Для маленького ребенка Родина начинается с родных мест — с улицы, на которой он живет, где находится его детский сад. Постепенно дети получают представления о родном городе, селе, об отдельных республиках нашей многонациональной Родины. Под руководством воспитателя дети знакомятся с достопримечательностями улицы, на которой они живут, узнают о том, чем славится их город, село, начинают гордиться им. Дошкольники узнают о людях, прославивших себя трудом, боевыми заслугами, чьими именами названы города, улицы, площади. Их знакомят с некоторыми событиями прошлого. Чтобы вызвать уважение к героизму и мужеству людей, отдавших жизнь за Родину в Великой Отечественной войне, их ведут к памятникам героев. Дети возлагают здесь выращенные ими цветы. Встречи с героями труда участниками Великой Отечественной Войны должны быть гораздо чаще, чем только праздник 9 Мая или 23 Февраля.
Знакомя детей с родной странной, воспитатель рассказывает о людях, создавших своим трудом все, что делает ее прекрасной и сильной, об их стремлении сделать Родину еще краше, а жизнь всех людей радостной и счастливой. Педагог отмечает изменения, которые происходят вокруг: строятся новые жилые дома, школы, магазины, больницы, улучшается транспорт и т.п.
Дошкольники узнают о технической оснащенности труда, обращающей их внимание на слаженный, коллективный характер труда, на эстетику и культуру. Дети узнают о его общественной оценке — наградах и поощрениях. В воспитании у дошкольников любви и уважения к труду и трудящимся помогают книги: «Кем быть?» В. Маяковского, «Чем пахнут ремесла» Дж. Родари, «Почта» С. Маршак и др. Расширению представлений детей о труде, углублению чувства уважения к людям труда способствует рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, отражающий деятельность людей разных профессий: вместе с воспитателем они подбирают этот материал, оформляют альбомы во время занятий и в самостоятельной деятельности, желательно по инициативе самих детей.
В каждой территории Оренбуржья есть свои художники, композиторы, поэты, исполнители. Посещение музеев, художественных выставок, концертов с выступлением местных исполнителей способствует формированию чувств гордости за свой любимый край. Будут интересными выступления детей во время презентаций выставок, посещений музея. Возможны организованные выставки самих детей по тематикам: «Мой любимый город», «Моя семья», «Моя родная улица», «Мой любимый детский сад», «Люблю тебя, мой край родной» и другие. Конечно, желательно совместное участие детей и родителей. Инициатива по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста исходит от педагогов дошкольного учреждения.
Предлагаю занятие по патриотическому воспитанию дошкольников.
Конспект занятия
на тему:
«Первые ступеньки нравственности. Символы России»
Воспитатель: Смирнова Татьяна Анатольевна
Г. Оренбург ДОУ №145 «Родничок»
ЗАДАЧИ:
1) Обучающие:
1. 1. Помочь ребенку приобрести четкие представления о государственных символах России, обобщить понятие «Родина».
1.2. Учить культуре установления межличностных контактов: способствовать выражению словами событий внутренней жизни, осознанию своих чувств, мыслей.
1.3. Учить отображению времени событий на оси времени, соблюдая временные рамки.
2) Развивающие:
1.1. Развитие познавательного интереса к историческому наследию прошлого России, эмоционально- патриотического восприятия символики России, чувства любви и гордости к Отечеству.
1.2. Развивать у детей умение соотносить действия и события прошлого с современностью, делать умозаключения, выводы, умение пользоваться осью времени с опорой на знание большего (двузначного) и меньшего (однозначного) числа.
1.3. Развивать память, коммуникативные навыки, эмпатию, творческое воображение
3 ) Воспитывающие:
1.1. Воспитание познавательного интереса и уважения к
символам России.
1.2. Воспитание эмоционально-чувственного отношения к музыке.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
1 . Беседа - обращение к личному опыту детей.
2. Хоровод, как средство улучшения эмоционального состояния детей.
3. Знакомство с осью времени, как средство активизации познавательной активности.
4. Участие детей в поисковой деятельности (Моделирование по оси времени)
5. Слушание гимна (средство привития гордости за Отечество)
6. Рассматривание флага и герба - символов России.
7. Рассматривание иллюстраций.
8. Творческая работа с использованием практического опыта детей работы с трафаретом.
Материалы и оборудование:
глобус, уголок «моя Россия», уголок «Символы России», атрибуты для украшения березы, оси времени, модели, иллюстрации стяга, знамен, флага, Москвы, гербы: Москвы, Константинополя, России, материалы для творческой работы: шаблоны, ножницы, карандаши, фломастеры.
- У каждого человека есть слова, которые вызывают сильные чувства. Есть такое слово и у русского народа. Это слово - «Родина».
- А что такое Родина? (Родина - это мой дом, город в котором я живу. . . )
- Верно. Родина - это место, где ты родился. Но человек не всегда остается в том месте, где родился, поэтому Родина - это твой город, дом, в котором ты живешь, твой двор, улица, детский сад. Это - твоя страна.
- А как называется наша страна? (Россия)
- Найдите ее на глобусе. * Посмотрите, какая она большая.
- На каком материке располагается Россия? (Евразия)
- Молодцы. Наша огромная и сильная страна располагается на материке Евразия.
- Россия. Вслушайтесь в звучание этого слова.
Россия. Как из песни слово,
Березок юная листва.
Вокруг моря, сады и горы,
Раздолье, русская душа.
- Издавна русский народ воспевал красоту нашей земли в песнях. Воспевает и по сей день. Послушайте «Песню о России». (звучит «Песня о России» Г. Струве)
- Какая музыка прозвучала? (тихая, спокойная, плавная, нежная. . . )
- Многим знаменита Россия: людьми добрыми и сердечными, мастерами умелыми, песнями душевными.
- А какое дерево славит Россию своей царственной красотой? (Береза)
- Верно. И стояли священные березовые рощи по Руси убранные, ухоженные, в благодарность людей за их красоту.
- Как вы думаете, за что русские люди любят березу? (за красоту, за доброту. ..)
- Верно. За красоту, за доброту, за березовый сок, дающий бодрость и силу, за бересту, давшую знания, за березовые почки и веники, сохраняющие здоровье. . .
- А весной березу наряжали, как невесту и водили вокруг нее хороводы.
- Чем можно ее нарядить? (варианты детей)
- На столе у вас есть все, что может для этого понадобиться. Наряжайте березку.
- Давайте отойдем, полюбуемся. Звучит фрагмент Г. Струве «Песня о России»
- Что вам нравится в березке? (Красивая, нарядная, стройная. . . )
У красы березки платье серебрится
У красы березки зелены косицы
Предлагаю детям в круг всем встать,
У березки станцевать.
Звучит песня Т. Попатенко «Ай да березка». Дети выполняют движения по образцу)
- Ребята, русская красавица береза - это краса и гордость России.
- Но есть у нашего государства и другая гордость - это флаг, герб и гимн, символы нашей России, при виде которых человек любой страны мира может догадаться, о какой стране идет речь.
- Давайте подойдем к ним ближе.
- Какие символы России вы здесь видите? (Флаг, герб)
- Давайте рассмотрим флаг.
- Что вы можете о нем сказать? Какой он? (Торжественный, нарядный, трехцветный, большой. . . )
- Что вы можете сказать о гербе? (красивый, интересный. . . )
- Ребята, флаг и герб - это символы России.
- И сегодня мы с вами узнаем историк) появления этих символов России. - Пройдите на стулья.
- Мы будем путешествовать во времени, а поможет нам ось времени.
- Давайте ее рассмотрим.
- Прошел 2001 год. В каком году мы живем? (В 2002 году)
- Верно, мы с вами живем в 2002 году - это начало 21 века. Обозначим его на оси времени. Л поставлю компьютер, т.к. это машина 21 века.
- Вы можете отметить любой из трех картинок, которые лежат в нижней части тарелки. Какие картинки вы там видите? (Спутник, ракета, компьютер)
- Какую картинку вы поставили?
- Именно 2002 года прошло с Рождества Христова. На оси времени это событие мы обозначим 8-конечной звездой.
- Отметьте у себя на оси времени.
- С этого момента стали отсчитывать «новую эру» или «нашу эру».
- Каким цветом она изображена на оси времени? (Красным)
- Покажите ее.
- А время до рождения Христа называется «до нашей эры».
- Каким цветом оно изображено (Синим цветом)
- Покажите ее на оси времени.
- И до Рождества Христова существовала жизнь.
- Как вы думаете, кто населял землю миллионы лет назад? (Динозавры)
- Верно, землю населяли древние растения и животные.
- Отметим их в самом начале оси *смени.
- Чуть позже, чем динозавры, прияерно вот здесь на оси времени жили древние люди. Жители древнего Египта строили пирамиды. Давайте их обозначим .
- Именно древние люди начали складывать историю всего человечества, историю России.
- История флага России началась очень давно.
- И сейчас мы с вами переместимся по оси времени в 4 век.
- Вместо флага люди тогда использовали шест, т.е. ровную палку.
- Посмотрите, что привязывали к шесту? (Варианты детей)
- К верхушке шеста привязывали пучки травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом.
- Отметьте стяг на оси времени в 4 веке.
- Двигаемся дальше в 6 век.
- Именно тогда стяги стали делать из ткани и стали называться - знамена.
- Посмотрите, какие цвета имели тогда знамена. (Ответы детей)
- Знамена имели тогда разные цвета: зеленый, желтый, красный, сиреневый, оранжевый и др.
- Чем украшали знамена? (Ответы детей)
- Верно, различными узорами, ликами святых, звездами и крестами. Они блестели золотом и серебром.
- Обозначим появление знамен в 6 веке. ,
- Как вы думаете, для чего были! нужны стяги и знамена?
- Главным назначением стяга и знамени было собрать, стянуть к себе воинов для защиты русской земли.
- Не даром гласит народная мудрость: Родина мать - умей за нее постоять. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. (Дети повторяют пословицы)
- А сейчас мы движемся дальше, сразу в 17 век.
- Именно в 17 веке славу защитника Руси, который превратил Россию в крепкую, сильную страну, досталась Петру 1.
- Именно он, во времена походов российских морских кораблей ввел для них единый флаг, который стал флагом России.
Какие цвета вы видите на флаге?
Белый - обозначает мир и чистоту совести,
Синий - обозначает верность и правду,
Красный - это огонь и отвага.
- И сейчас этот трехцветный флаг является флагом России.
- Что обозначает белый цвет? Синий? Красный? (Ответы детей)
- Обозначим появление флага на оси времени в 17 веке.
- Мы с вами познакомились с историей флага - символа нашей России.
- История российского герба получает свое развитие с 12 века.
- Мы перемещаемся по оси времени в 12 век.
- Именно тогда на берегу Москвы - реки родилось новое русское поселение, которое выросло в огромный город и сейчас является столицей России.
- Что это за город? (Москва)
- Обозначим его появление на оси времени.
- Сегодня, как и в 12 веке, герб Москвы - столицы России украшает образ Георгия Победоносца.
- Серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий копьем черного дракона символизирует победу добра и справедливости над силами зла.
- Есть герб и у России. Он является символом нашего государства.
- Перемещаемся в 15 век. Вот сюда по оси времени.
- Жил тогда Русский государь. И была в его владениях вся русская земля. Но пришло время царю жениться. Стал выбирать он себе невесту. Чтобы увеличить силу и славу родной земли, выбрал царевну не простую, царевну Византийскую. Она привезла в Россию герб родного города - двуглавого орла.
- Вот так и получилось, что в гербе нашего государства в 15 веке соединились древний символ Москвы - Георгий Победоносец и двуглавый орел.
- Отметим появление герба России на оси времени.
- Это герб - символ России.
- А сейчас пора возвращаться в 21 век.
- Наша ось времени заполнена.
- Историю каких символов России мы отразили на оси времени? (Флага, герба)
- В каком веке появился трехцветный Российский флаг? (В 17)
- В каком веке появился герб? (б 15)
- Как он появился?
- На оси времени мы отразили и теорию герба и флага - символов России. Гражданин любой страны помнит, что эти символы обозначают не просто интересную картинку или кусок ткани, а что-то гораздо более важное, что на всех языках называется Родина.
- А сейчас мы услышим гимн. Это музыкальный символ России. Гимн невозможно отразить на оси времени. Он звучит так торжественно и гордо, что россияне встают, слушая его). Давайте встанем.
(Звучит гимн России)
- Сейчас прозвучал гимн - символ России.
- Что является символами любого государства?
- Сегодня вы возьмете ось времени домой. Вечером, собравшись вместе с родителями, вы поведете их по оси времени в увлекательное путешествие, которое расскажет об истории символов России.
- Герб, гимн и флаг - это символа России, которые есть у каждого государства. Но есть символы, которые едины для всех стран. Один из них - символ мира.
- Символом мира называют белого голубя, который несет чистоту, доброту, светлый мир.
- Вы хотите, чтобы был мир без войны?
- И сейчас я предлагаю вам сделать белого голубя - символ мира.
- Для этого у вас есть все необходимое: трафареты, по которым вы обведете голубя, ножницы - они понадобятся нам, чтобы его вырезать, фломастеры, карандаши - если вы захотите срисовать его.
- Вы можете взять все, что вам понравится, но не забывайте об осторожности, работая с ножницами и об аккуратности. Будьте добры и внимательны друг к другу.
(Творческая работа)
- Что вы держите в руках? (Голубь, символ мира)
- Я хочу подарить вам шары цвета флага России. Сегодня на прогулке, привязав голубя к шарикам, отпустите его в свободном полете. И пусть он парит в небе России, как символ мира на всей земле.
Данное занятие проводится с детьми в общественно-политические праздники: День Конституции, День Победы и День Защиты Отечества. Во время проведения данного занятия, можно пригласить гостей: родителей, героев ВОВ, знатных людей известных в территории и т.д.
|