Ведущая роль семьи в формировании личности дошкольника | ||||
Представила: Н.М. Алексеева, зав. УМК дошкольного воспитания Для полноценного развития личности ребенка необходимо взаимодействие педагогов с семьей. Детство - это особый период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняет потом всю жизнь. Когда малыш поступает в детский сад, он претерпевает сильные стрессы так, как его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал. Ему будет не страшно, если рядом его родители. Легче, если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду и дома, что, в свою очередь, будет способствовать развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечит в будущем подготовку к школе. В дошкольном детстве родители оказывают самое большое влияние на личностное развитие ребенка. И если не будут поддерживать действия воспитателей или будут противоречить им, то многие усилия педагогов окажутся напрасными. Очень важно, чтобы родители были в курсе всего воспитательного процесса, сопереживали малышу и помогали бы ему добиться нужного результата. Благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада родители приобретут опыт педагогического сотрудничества как со своим ребенком, так и с педагогами и в детском саду, и в школе. Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду, а затем в школе поможет им: - увидеть мир с позиции ребенка; - относиться к своему ребенку как к равному себе; - знать сильные и слабые стороны ребенка, учитывать их; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке; - поддерживать доверительные отношения с ребенком, участвовать в его делах, разделять радости и горести. Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка. Факторы, которые определяют силу и стойкость семейного воспитания это: 1. глубокий, эмоциональный, интимный характер, это родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) (Домашнее тепло - одно из условий счастливого детства); 2. постоянство и длительность воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи; 3. включение ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности. Общими усилиями родители и педагоги должны добиваться желаемого результата. Укреплять здоровье детей, их физическое и эмоциональное благополучие, развивать творческие способности, познавательную и коммуникативную активность, интеллектуальное развитие и приобщить к общечеловеческим ценностям. Что же должны помнить родители и педагоги: - что ребенок - уникальная личность, и мы должны поддерживать ее индивидуальность; - в родителях и педагогах ребенок должен видеть людей, готовых оказать поддержку; - педагоги -должны воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много усилий для их развития, чтобы они росли и были счастливы; - родители должны внушать ребенку доверие к педагогам и активно участвовать в делах группы, - родителям и педагогам изменить свое отношение к воспитанию, уметь вести диалог с ребенком на основе знаний психологических особенностей возраста, учитывая предшествующий опыт ребенка, его интересы, способности и трудности, которые проявились в семье и в образовательном учреждении; - родителям и педагогам проникнуться чувством искреннего уважение к тому, что создается ребенком (рассказ, песенка, рисунок, постройка). Восхищаться его инициативой и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе, успеху. - родителям и педагогам проявлять понимание, деликатность, терпимость такт при воспитании и обучении детей. Учитывать точку зрения самого ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции. В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи должно лежат сотрудничество. Педагог осознает, что сотрудничество требуется в интересах ребенка и в этом он должен убедить и родителей. Успех сотрудничества зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Важно, чтобы родители были уверенны в хорошем отношении педагога к ребёнку, чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное — ценили его личностные качества — заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость. Нужны культура общения, тактичность, взаимопонимание, доверие. Формы сотрудничества: - посещение семьи; - беседы, - консультации; - родительские собрания семинары-практикумы; - дни открытых дверей; - открытые занятия; - родительские конференции; - анкетирование; - День добрых дел; - информационные вечера; - дискуссии за крутым столом; - вечер встречи со специалистами детского сада (психолог, методист, врач); - библиотеки-передвижки; - спортивные развлечения; - вечера-досуги; - посиделки с чаепитием; - народные праздники (общее участие родителей, детей и педагогов в них).
Наиболее действенными формами работы сотрудничества с родителями становятся беседы за круглым столом, обмен опытом, анкетирование, знакомство с новинками методической литературы, день открытых дверей, индивидуальные консультации. Праздники и развлечения — особая, любимая часть общей работы. Родители полноправные участники. Обмениваются идеями, практическими советами, пошив костюмов. Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, вселяет доверие, уверенность, решает многие проблемы. В детском саду стали традицией празднование — Дня Рождения детей, родителей, педагогов дошкольных учреждений. В этом году ДОУ провели «рождественские колядки». В играх, аттракционах приняли участие педагоги, родители, дети. В семье учили заклички, готовили костюмы. Систематическое проведение мероприятий «День добрых дел», где дедушки, бабушки, родители смогли бы побыть целый день в детском саду, пообщаться, обучить детей своему мастерству, рассказывать что-то новое, интересное, чтобы сблизить детей. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении. Для создания в семье благоприятных условий воспитания детей родителям прежде всего необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности в развитии личности дошкольника. В качестве выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие социально-педагогические методы: анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы, посещение семей, наблюдение за детьми и родителями и др. В зависимости от категорий родителей используются такие новые активные формы работы, как "круглые столы", аукционы, викторины, педагогические калейдоскопы, диспуты, клубы по интересам, конкурсы, "Вечера вопросов и ответов" и др. Перед каждой встречей организуются просмотры занятий согласно темам. Используемые многообразные формы воздействий на этих занятиях должны основываться на доверии. Организация взаимодействия должна быть направлена на осуществление педагогики сотрудничества воспитателей и родителей, на повышение профессионального уровня самих воспитателей по работе с родителями с учетом современных требований модернизации образования. Необходимо и дальше совершенствовать формы работы с родителями по развитию личности дошкольника.
|
||||
|
||||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |