Обзор новинок методической литературы: инновационные технологии физического воспитания и оздоровления дошкольников |
||
Составитель: Егорова О.П., методист дошкольного воспитания Орского филиала ООИПК РО Из огромного количества методической литературы по вопросам физического воспитания дошкольников каждый воспитатель и инструктор по физическому воспитанию сможет выбрать ряд источников, опираясь на которые, легко спланируют физкультурные занятия, которые принесут детям чувство удовлетворения, радости и повысят функциональные возможности детского организма. За период 1997-2001 гг. вышел ряд авторских разработок, обеспечивающих эффективное физическое воспитание и оздоровление дошкольников. Цель обзора – развить умение у педагогов ДОУ ориентироваться в многообразии методической литературы по физвоспитанию дошкольников.
1. «Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях». Проблемы и пути оптимизации. Москва, 2001 Материалы Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей у дошкольном образовательном учреждении». Москва, 17-19 января 2001
В сборнике рассматривается комплекс проблем, связанных с формированием здоровья детей дошкольного возраста, в том числе санитарно-гигиенические аспекты деятельности дошкольных образовательных учреждений, организация питания детей и медицинского контроля, эффективность оздоровительных мероприятий в детских садах, вопросы интенсификации форм и методов физического воспитания и развития дошкольников и подготовки их к школе. Представлены некоторые материалы из опыта работы дошкольных образовательных учреждений по оздоравливанию и физическому воспитанию детей, а также нормативно-правовые и инструктивные документы Минздрава России и Минобразования России по медицинскому обеспечению детей дошкольного возраста. Предназначен для методистов, педагогов и медицинских работников дошкольных образовательных учреждений, специалистов системы ДОУ.
2. В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак «Физкультурные праздники в детском саду». Москва: «Просвещение», 2001
В книгу вошли сценарии физкультурных праздников, описания подвижных игр и конспекты занятий для детей дошкольного возраста. Предлагаемая авторами методика направлена на развитие творчества в двигательной области.
3. М.Ю. Маханева «Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений». Москва: «АРКТИ», 1999
Пособие представляет собой рекомендации по проведению физических занятий в помещении и на воздухе, а также описание принципов общей системы физического воспитания и закаливания детей в течение всего времени их пребывания в детском дошкольном учреждении. В предложениях даны конкретные схемы и практические разработки. 4. Л.Д. Глазырина В.А. Овсянкин «Методика физическое воспитания детей дошкольного возраста». Москва: Гуманитарный Издательский центр «ВЛАДОС», 1999
Пособие рассматривает проблему физического развитие ребенка в дошкольной системе воспитания. В нем раскрыты вопросы методики и организации занятий физическими упражнениями путем нетрадиционного подхода к процессу формирования у ребенка необходимых навыков физической культуры. В отдельных разделах настоящего пособия изложены такие подходы, которые доказали возможность повышения физической подготовленности детей, уровня развития умственных способностей на основе предлагаемых принципов: фасцинации (очарование), синкретичности (соединение, объединение), творческой направленности.
5. Л.Д. Глазырина «Физическая культура - дошкольникам». Программа и программные требования. Москва: «ВЛАДОС», 1999
В пособии сделана попытка на основе диалектических взаимосвязей между разнообразными процессами и явлениями в системе оздоровительных, воспитательных, образовательных направлений программы физического воспитания в ДОУ, показать новые формы организации занятий физической культурой. Основное направление предложенной программы физического воспитания детей дошкольного возраста характеризуется наличием нестандартной методики, выражающей идею гармоничного развития ребенка.
6. Социальная технология Научно-практической школы им. Ю.Р. Змановского «Здоровый дошкольник». Москва: «АРКТИ», 2001
Целью социально-оздоровительной технологии, которая базируется на заботе о здоровье ребенка, является разработка воспитательно-оздоровительных методов, направленных на формирование здорового образа жизни в семье, ДОУ, городе, микрорайоне с учетом согласованных параметров. В данном издании предлагается четыре сопряженных блока: 1) методология 2) авторский цикл 3) проектный цикл 4) опыт Прогнозируется, что именно эти блоки станут «незыблемыми». Статьи настоящего сборника – это своеобразные содержательные части «конструктора» - знаний, умений, навыков закаливания, фитотерапии, кружков качество и др. Из которых в начале ХХI века можно заниматься строительством («взращиванием») культуры воспитания в ДОУ.
7. Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». Москва: «Линка-пресс», 1999
Автор сформулировал основы принципиально новой системы физического воспитания и оздоравливания детей первых 10 лет жизни. данная система опирается на объективные законы развития человеческого организма. Красной нитью через всю книгу проходит мысль о необходимости превратить казенные, однообразные занятия по физкультуре в увлекательные занятия-спектакли, дарящие детям радость и приносящие пользу их физическому, интеллектуальному развитию, формированию межличностных отношений. 8. В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров «Развивающая педагогика оздоравливания». Москва: «Линка-пресс», 2000
Опираясь на исследования ряда ученых в области детской психологии, педагогики, педиатрии, возрастной физиологии В.Т. Кудрявцев и его группа пришли к альтернативной идее комплексного междисциплинарного подхода к вопросу. Так возникла развивающая педагогика оздоровления. Здоровый ребенок есть эталон и практически достижимая норма детского развития – таково кредо этой педагогики. В книге представлены Программы, методическое пособие, много полезных упражнений и увлекательных и оздоровительных игр.
9. Т.А. Тарасова, Л.С. Власова «Я и мое здоровье» (пособие). Валеологические знания и умения детям дошкольного возраста. Челябинск, 1997
Теоретический и практический материал данного пособия позволяет педагогам дошкольных учреждений дать детям 2-7 лет валеологические знания, воспитать интерес к оздоровлению собственного организма, развивать навыки ведения здорового образа жизни, укрепления своего здоровья.
10. Т.С. Казаковская Программа по валеологии и физической культуре для дошкольных образовательных учреждений «Здоровье с детства». Киров, 1997
Программа направлена на формирование валеологической и физической культуры дошкольника, как культуры здоровья, культуры здорового образа жизни (ЗОЖ), так и культуры движений.
Данные источники могут творчески использоваться в практике работы дошкольных учреждений с учетом контингента детей, условий учреждения, методической готовности педагогов к их реализации, а также потребностей и запросов родителей.
|
||
|
||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |