Обзор новинок методической литературы:
инновационные технологии физического воспитания и оздоровления дошкольников

Составитель: Егорова О.П., методист дошкольного воспитания Орского филиала ООИПК РО
Дата: 19.08.2002 г.

          Из огромного количества методической литературы по вопросам физического воспитания дошкольников каждый воспитатель  и инструктор по физическому воспитанию сможет выбрать ряд источников, опираясь на которые, легко спланируют физкультурные занятия, которые принесут детям чувство удовлетворения, радости и повысят функциональные возможности детского организма.

За период 1997-2001 гг. вышел ряд авторских разработок, обеспечивающих эффективное физическое воспитание и оздоровление дошкольников.

Цель обзора – развить умение у педагогов ДОУ ориентироваться в многообразии методической литературы по физвоспитанию дошкольников.

1.                  «Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях». Проблемы и пути оптимизации. Москва, 2001

 Материалы Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей у дошкольном образовательном учреждении». Москва, 17-19 января 2001

         

В сборнике рассматривается комплекс проблем, связанных с формированием здоровья детей дошкольного возраста, в том числе санитарно-гигиенические аспекты деятельности дошкольных образовательных учреждений, организация питания детей и медицинского контроля, эффективность оздоровительных мероприятий в детских садах, вопросы интенсификации форм и методов физического воспитания и развития дошкольников и подготовки их к школе.

Представлены некоторые материалы из опыта работы дошкольных образовательных учреждений по оздоравливанию и физическому воспитанию детей, а также нормативно-правовые и инструктивные документы Минздрава России и Минобразования России по медицинскому обеспечению детей дошкольного возраста.

Предназначен для методистов, педагогов и медицинских работников дошкольных образовательных учреждений, специалистов системы ДОУ.

 

2.                  В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак

«Физкультурные праздники в детском саду». Москва: «Просвещение», 2001

 

В книгу вошли сценарии физкультурных праздников, описания подвижных игр и конспекты занятий для детей дошкольного возраста.

Предлагаемая авторами методика направлена на развитие творчества в двигательной области.

 

3.                  М.Ю. Маханева

«Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений». Москва: «АРКТИ», 1999

 

          Пособие представляет собой рекомендации по проведению физических занятий в помещении и на воздухе, а также описание принципов общей системы физического воспитания и закаливания детей в течение всего времени их пребывания в детском дошкольном учреждении. В предложениях даны конкретные схемы и практические разработки.

4.                  Л.Д. Глазырина

В.А. Овсянкин

«Методика физическое воспитания детей дошкольного возраста». Москва: Гуманитарный Издательский  центр «ВЛАДОС», 1999

 

          Пособие рассматривает проблему физического развитие ребенка в дошкольной системе воспитания. В нем раскрыты вопросы методики и организации занятий физическими упражнениями путем нетрадиционного подхода к процессу формирования у ребенка необходимых навыков физической культуры. В отдельных разделах настоящего пособия изложены такие подходы, которые доказали возможность повышения физической подготовленности детей, уровня развития умственных способностей на основе предлагаемых принципов: фасцинации (очарование), синкретичности  (соединение, объединение), творческой направленности.

 

5.                  Л.Д. Глазырина

«Физическая культура - дошкольникам». Программа и программные требования. Москва: «ВЛАДОС», 1999

 

          В пособии сделана попытка на основе диалектических взаимосвязей между разнообразными процессами и явлениями в системе оздоровительных, воспитательных, образовательных направлений программы физического воспитания в ДОУ, показать новые формы организации занятий физической культурой. Основное направление предложенной программы физического воспитания детей дошкольного возраста характеризуется наличием нестандартной методики, выражающей идею гармоничного развития ребенка.

 

6.                  Социальная технология Научно-практической школы им. Ю.Р. Змановского «Здоровый дошкольник». Москва: «АРКТИ», 2001

 

Целью социально-оздоровительной технологии, которая базируется на заботе о здоровье ребенка, является разработка воспитательно-оздоровительных методов, направленных на формирование здорового образа жизни в семье, ДОУ, городе, микрорайоне с учетом согласованных параметров.

В данном издании предлагается четыре сопряженных блока:

1)     методология

2)     авторский цикл

3)     проектный цикл

4)     опыт

Прогнозируется, что именно эти блоки станут «незыблемыми».

Статьи настоящего сборника – это своеобразные содержательные части «конструктора» - знаний, умений, навыков закаливания, фитотерапии, кружков качество и др. Из которых в начале ХХI века можно заниматься строительством («взращиванием») культуры воспитания в ДОУ.

 

7.                  Н. Ефименко

«Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». Москва: «Линка-пресс», 1999

 

          Автор сформулировал основы принципиально новой системы физического воспитания и оздоравливания детей первых 10 лет жизни. данная система опирается на объективные законы развития человеческого организма.

          Красной нитью через всю книгу проходит мысль о необходимости превратить казенные, однообразные занятия по физкультуре в увлекательные занятия-спектакли, дарящие детям радость и приносящие пользу их физическому, интеллектуальному развитию, формированию межличностных отношений.

8.                  В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров

«Развивающая педагогика оздоравливания». Москва: «Линка-пресс», 2000

 

          Опираясь на исследования ряда ученых в области детской психологии, педагогики, педиатрии, возрастной физиологии В.Т. Кудрявцев и его группа пришли к альтернативной идее комплексного междисциплинарного подхода к вопросу. Так возникла развивающая педагогика оздоровления.

          Здоровый ребенок есть эталон и практически достижимая норма  детского развития – таково кредо этой педагогики. В книге представлены Программы, методическое пособие, много полезных упражнений и увлекательных и оздоровительных игр.

 

9.                  Т.А. Тарасова, Л.С. Власова

«Я и мое здоровье» (пособие). Валеологические знания и умения детям дошкольного возраста. Челябинск, 1997

 

Теоретический и практический материал данного пособия позволяет педагогам дошкольных учреждений дать детям 2-7 лет валеологические знания, воспитать интерес к оздоровлению собственного организма, развивать навыки ведения здорового образа жизни, укрепления своего здоровья.

 

10. Т.С. Казаковская

Программа по валеологии и физической культуре для дошкольных образовательных учреждений «Здоровье с детства». Киров, 1997

          Программа направлена на формирование валеологической и физической культуры дошкольника, как культуры здоровья, культуры здорового образа жизни (ЗОЖ), так и культуры движений.

          Данные источники могут творчески использоваться в практике работы дошкольных учреждений с учетом контингента детей, условий учреждения, методической готовности педагогов к их реализации, а также потребностей и запросов родителей.

 

Оренбургский ИПК РО

| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека |