Особенности деятельности руководителя в сельском дошкольном учреждении
Представила: Алексеева Н.М., зав. УМК дошкольного воспитания ООИПКРО
Дата: 20.03.02

Управление деятельностью дошкольного образования в сельском дошкольном образовании имеет свою специфику.

Функции управления определяются следующим образом:

· планирование, как элемент общей функции принятия решения;

· организация, то есть обеспечение выполнение плана;

· контроль, то есть установление факторов соответствия функционирования системы принятым решениям и определенной организованности. Выявляя факты в процессе контроля, руководитель определяет пути корректирования, регулирования воздействия на объект;

· регулирование, корректирование, т.е. обеспечение функционирования системы, сохранения организованного порядка путей принятия оперативных решений;

· педагогический анализ, полученных в ходе контроля информации, на основе которого составляется будущий план.

Управленческая деятельность в сельском дошкольном учреждении имеет свои особенности, она зависит от социально-экономических, педагогических, природных, демографических и других факторов заключающихся в следующем:

Во-первых, заведующая выступает в педагогической деятельности не только как руководитель, администратор, часто выполняющий функции завхоза, но и как сотрудник д/сада, непосредственно работающий с детьми. Работая с группой детей, как член коллектива, заведующая задает определенный стиль работы. От того, как относится к работе заведующая, зачастую зависит и отношение сотрудников к работе. Выполняя функции воспитателя, заведующая имеет возможность хорошо изучить личность каждого ребенка.

Свои предложения и распоряжения, направленные на улучшения учебно-воспитательного процесса она может апробировать на собственном опыте работая с детьми, а не основываясь только на теоретических знаниях, творческой деятельности других воспитателей. Поэтому воспитатели сельского дошкольного учреждения всегда имеют возможность непосредственно в детском саду наблюдать образец работы.

Это имеет немаловажное значение для педагогов д/сада, территориально расположенных друг от друга на значительном расстоянии, что значительно затрудняет обмен опытом с другими учреждениями, повышение квалификации через методические объединения, семинары.

Во-вторых, особое значение имеет создание психологического климата в коллективе. Специфика сельского д/сада заключена в том, что коллектив этого учреждения насчитывает небольшое количество людей, следовательно, особенно важна сплоченность его, создание атмосферы взаимопонимания, взаимопомощи, общности и разнообразия интересов.

Из бесед с руководителями сельских д/садов выявлено, что большинство из них видят значительное преимущество в малочисленности педагогического коллектива для создания положительного микроклимата в учреждении, а это в свою очередь, повышает эффективность воспитательной работы. Они подтверждают это следующими высказываниями: “Весь педагогический коллектив работает в тесном сотрудничестве, персонал постоянно находится в поле зрения заведующей и родителей”.

Для создания конфликтных ситуаций не возникает условий, каждый занят своим делом, все отношения открытые, высок приоритет заведующей как старшего товарища, как руководителя. При необходимости практически полная взаимозаменяемость, готовность прийти на помощь. Нет неразумного соперничества, повышение квалификации проходит одновременно при тесном контакте всех работников.

Рациональное комплектование групп детьми разного возраста представляется весьма важным. К вопросам рационального комплектования смешанных по возрасту детей групп малокомплектных дошкольных учреждений следует прежде всего отнести установление оптимальных норм наполняемости групп и педагогически целесообразного, научно-обоснованного соотношения количества детей разных возрастов. Рациональное комплектование – это и решение вопроса о сочетании в одной группе разных возрастных подгрупп. В этом вопросе нет единой точки зрения: одни педагоги предпочитают соединение в одной группе детей смежных возрастных подгрупп (3-4-й год жизни, 4-5-й и т.д.) другие считают более приемлемым соединение контрастных возрастов. Так, во первых, далеко не всегда заведующая может обеспечить разные варианты и, во-вторых, каждый из названных вариантов комплектования имеет свои недостатки.

Таким образом, специфика сельского детского сада накладывает отпечаток на организацию труда самой заведующей и возлагаемого ею коллектива: управленческая деятельность заведующей в этих условиях должна носить творческий характер, она тесно связана с решением сложных задач по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении. Вся деятельность заведующей этим учреждением непосредственно связана с каждым членом коллектива. И эта особенность требует от заведующей шире привлекать сотрудников к обсуждению всех вопросов: от приобретения оборудования и пособий до принятия на работу нового сотрудника. Это будет способствовать и большей сплоченности коллектива, укреплению положи­тельного климата в учреждении, повышению ответственности каждого сотрудника за деятельность учреждения.

Успех в осуществлении всестороннего воспитания детей в сельском дошкольном учреждении, как и в крупных учреждениях, во многом зависит от организации деятельности заведующей, однако функции ее, содержание и методы будут несколько отличаться.

Важное значение для качественного управления дошкольным учреждением имеет правильная научно обоснованная расстановка кадров. При подборе, расстановке кадров руководитель должен учитывать психологический склад личности, темперамент, характер, психологическую совместимость, чтоб недопустить конфликтных ситуаций. При всей сложности организации педагогического процесса в условиях разновозрастного состава детей группы, педагоги должны решать программные задачи для детей каждого психологического возраста, обеспечивая их непреклонное продвижение в развитии.

На сегодня руководителям и всем педагогам дошкольных учреждений необходимо обратить внимание на повышение педагогической культуры родителей. Педагог, изменяясь, совершенствуясь сам, должен влиять и на семью, включать родителей в активное обсуждение проблем, возникающих у ребенка и в детской группе, привлекать их к совместной творческой работе с детьми.

Социальная роль детского сада - осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку и создавать благоприятную развивающую среду для развития. Систематически укреплять духовные контакты между воспитателем, ребенком и родителями, создавая такой уклад жизни, чтобы все в ней являлось примером для формирования дошкольника.

Оренбургский ИПК РО

| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека |