Актуальные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей | ||||
Представила: Зав. УМК дошкольного образования Алексеева Н.М. Дата: 10.04.02 Обновление работы дошкольного учреждения, диагностика уровня развития и оценка достижений ребенка невозможна без профессионального мастерства педагогов, роста их общей культуры и взаимодействия с семьей. Семья для дошкольника жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности. Семья - специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции (от лат. functio - действие), важные для общества, необходимые для жизни каждого человека. Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи. На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными: появляются новые функции, отмирают или наполняются иным содержание ранее возникшие. В настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи. Исследователи единодушны в определении таких функций, как продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (организация досуга, рекреативная), воспитательная. Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении другой. Любовь родителей обеспечивает ребенку эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает ему жизненную опору. Новый тип взаимосвязи детского сада и семьи является решающим условием качества дошкольного образования, выраженное в личностных достижениях. Типы взаимодействия ДОУ с семьей: - организационная деятельность по созданию условий в ДОУ; - индивидуально-личностные посещения семьи, беседы, консультации; - совместная деятельность ДОУ с семьей по оздоровительной работе. Совместная деятельность ДОУ с семьей: - по художественно-эстетической деятельности (праздники, концерты, посещения музеев, выставки, творческие встречи с писателями, художниками, музыкантами-исполнителями; - педагогическое просвещение по проблемам (круглые столы, дискуссии, воспитание детей, конференции, лектории и т.д.; - информационная деятельность с семьей (печать, радио, телевидение, обобщение опыта воспитания детей в семье; - творческие отчеты ДОУ и семьи по проблемам воспитания дошкольников, - семейные клубы "Семья и дети". Задача ДОУ - активизировать и обогащать воспитательные умения родителей: поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидом и обществом, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности. В период модернизации Российского образования оказывается неоднозначное, а порой и отрицательное воздействие на семью, что приводит к глубоким изменениям ее жизнедеятельности. Многие семьи, лишившись прежней государственной поддержки, не сумели адаптироваться к новым условиям жизни, сформировать необходимые для совей защиты стратегии и механизмы. В настоящее время произошла резкая дифференциация доходов семьи, многие из которых пришли к массовому обнищанию. Из-за невозможности оплаты за содержание в ДОУ, снизилась посещаемость детей, что привело к закрытию дошкольных учреждений. Концепция модернизации образования предлагает всеобщую доступность дошкольных учреждений населению, вводится в систему дошкольного образования множество разных услуг для пребывания детей в детском саду). На фоне долгосрочных неблагоприятных тенденций общественного развития, углубляется кризис здоровья детей дошкольного возраста. Из опыта работы дошкольных учреждений наблюдается дезорганизация жизни семей, возрастает нестабильность браков, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и семейные традиции. Снижается роль семьи в социализации детей. Малообеспеченность и бедность семей, высокий уровень занятости родителей пагубно влияют на их воспитание и развитие, нравственное и физическое здоровье. Помочь семье - основная задача ДОУ. Воспитание здорового ребенка - основная задача семьи и детского сада. Многие дошкольные учреждения области сегодня уделяют достаточное внимание этой проблеме (г.Орск, Оренбург, Новотроицк, Красногвардейский район, Кувандыкский и др.), стали традиционными с системе дошкольного учреждения праздники "День здоровья" с участием родителей, использование фитотерапии, во многих дошкольных учреждениях имеются процедурные кабинеты для долечивания детей. Особое место во взаимодействии с семьей занимает проблема укрепления Здоровья детей - это обеспечение полноценного физического и двигательного развития ребенка, закаливание организма, повышение его тренированности и устойчивости к утомлению, совершенствованию физиологических функций. Проблемой остается создание правильного режима ребенка в ДОУ и семье с учетом его индивидуального Здоровья. Остается тревожной тенденция непонимания родителями значимости режима для здоровья и нормального развития ребенка. Предлагаются в работе дошкольного учреждения с семьей советы для родителей. Для нравственного воспитания дошкольников особенно важны сюжетно - образные игрушки: куклы, мишки и другие животные, Чебурашки, Буратино и т.д. Не следует иметь специально игрушки для мальчиков и девочек. Всем детям одинаково нужны куклы, транспорт, двигательные игрушки и конструкторы. Если сын не приучен с ранних лет играть сюжетно-образными игрушками, рекомендуется приобрести ему куклу в образе мальчика, космонавта или матроса, а дочери - техническую игрушку. Следует выделить место малышу для игр и найти время поиграть с ним. Необходимо приучать детей к порядку и бережливости. Для хранения игрушек хорошо иметь открытые полки, еще лучше отдельный игровой уголок. Книги, пластинки, карандаш - не игрушки, а пособия для творческих занятий. Выделите для них особое место для занятий ребенка дома. Это учебные пособия развивающие детское мышление, способствующие к систематическим занятиям, усидчивому труду. Совместные игры не только обогащают игровой и нравственный настрой, но и повышают их эмоциональный настрой. Взрослым игры с ребенком помогают понять их духовные интересы, запросы, лучше изучить характер складывающейся личности своего ребенка. |
||||
|
||||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |