Анализ кадрового потенциала педагогических кадров области | ||||
Представил: Доморозов В.А., зав.УМК географии Работа УМК географии с педагогическим кадрами области строится в русле реформирования образования и современных концепций школьного географического образования, с учетом развития основных направлений изучения предмета. Особое внимание уделено гуманизации и гуманитаризации, экологизации, региональному подходу. Деятельность кабинета нацелена на решение ряда проблем, связанных с ростом профессионализма учителей географии, оптимизацией учебно-воспитательного, качественного повышения уровня географического образования в регионе. Основной задачей, которая решается через различные виды деятельности (курсовую подготовку, консультации, конкурсы и фестивали методического мастерства, практические конференции, обобщение педагогического опыта, информационную и др.) является повышением квалификации учителей географии. Всесторонее и широкомасштабое выполнение этой задачи сдерживается ввиду ряда причин, впервую очередь связанных со сложной экономической ситуацией, а так же с недооценкой значительных изменений в изучении географии некоторыми учителями и управленческими органами на местах. Анализ статданных только по курсовой подготовке 1998-2002 г. показал, что большинство районов осуществляют повышение квалификации учителей при ИПК в основном через аттестационные курсы (около 70%), частично через проблемные и стажировки (около 20%), а такому серьезному виду переподготовки как базовое повышение квалификации внимание практически не уделяется в большей части территорий. Хотелось бы отметить районы где: 1. Систематически проводится повышение квалификации учителей географии через курсовую подготовку: г.Оренбург (Дзержинский, Ленинский, Центральный районы), Первомайский район, г.Кувандык, Оренбургский, Новосергиевский, Сакмарский, Тоцкий, Кувандыкский, Бугурусланский, Александровский, Адамовский, Северный; 2. Эпизодически: г.Орск, Асекеевский, г.Бузулук, г.Новотроицк, Пономаревский, Матвеевский, Тюльганский, Илекский, Гайский, Переволоцкий, Ташлинский, Новоорский, Абдулинский, Кваркенский, Шарлыкский, Ясненский. Характерно, что из Асекеевского, Кваркенского, Матвеевского, Новоорского, Ташлинского, Пономаревского, Шарлыкского и Ясненского районов не было представителей на школьной областной олимпиаде по географии. Анализ кадрового состава области показал наметившиеся положительные тенденции. Увеличился приток молодых специалистов в сельские школы, снизился процент совместительства. Наблюдается повышение профессиональной активности и профессионального уровня учителей географии как в отдельных регионах, так и в целом по области. Значительная часть преподавателей принимала участие в категорийной аттестации по второму направлению при институте повышения квалификации учителей, педагогическом университете. Ряд учителей подтверждали категорию, большинство выходили на аттестацию более высокой категории. Количество аттестующихся на высшую категорию увеличилось почти вдвое. Активно участвуют предметники-географы в различных профессиональных конкурсах: фестивалях методического матстерства, конкурсах “Учитель года”, научно-педагогических конференциях и семинарах на разных уровнях (районном, городском, областном). Многие из них занимают призовые места или звание лучших. За прошедший период реформирования образования учителями географии переосмыслен методический опыт и содержание географического образования. Многие учителя реализуют на практике основные направления географического образования: гуманитаризацию, экологизацию и экономизацию, регионализацию, осуществляют краеведческий подход, ориентируются на принципы личностно-ориентирован-ного обучения. Большинство учителей занимаются проблемой формирования познавательной активности учащихся, развитием познавательного интереса к предмету и познавательной деятельности; видят главным формирование экологической, географической культуры школьников, развитие личности учащихся, воспитание в них социально-значимых личностых качеств. Однако комплексные проверки в территориях, итоги областной олимпиады, анализ вступительных экзаменов в ВУЗы выявили некоторые недостатки географического образования учащихся. Выявленные пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся имеют объективные и субъективные причины. Недостаточная обеспеченность атласами и настенными картами, стабильными учебниками и техническими средствами отразилась на качестве школьного географического образования, а именно на знании учащимися номенклатуры, основных положений физической географии. Сокращение часов в ряде школ на изучение географии в 7 кл. (до 2 часов) и 10 кл. (до 1,5-1 часа в неделю) сказалось на уровне географической культуры учащихся: незнание понятийного аппарата предмета и неумение им оперировать, незнание содержания “пограничных” направлений социальной географии, низкий уровень умений анализировать, прогнозировать, находить причинно-следственные связи, слабые навыки оформления графических моделей. Анализ аттестационных работ преподавателей показал, что доминирует такой тип педагогического мышления, как “нормативно-описательный” (обычное описание своего опыта, лишенное аналитических и прогностических подходов). Необходим переход от “нормативно-описательного” к “креативно-аналитическому” типу профессионального мышления, формированию самостоятельного вариативного творческого мышления. Деятельность педагога обусловлена его профессиональным мышлением. Как никогда сегодня является актуальной неразрывная связь теории с практикой. |
||||
|
||||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |