А.А. Чибилев, Р.Ш. Ахметов, В.П. Петрищев, Г.И. Кургаева, И.В. Ложкин. Программы по географии Оренбургской области : 8-9 классы, 68 часов |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Представил: Доморозов В.А., зав. УМК географии А.А. Чибилев, Р.Ш. Ахметов, В.П. Петрищев, Г.И. Кургаева, И.В. Ложкин. РАЗДЕЛ I. ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ. 1. История географических исследований и освоения территории области ( 4 часа) Первые географические сведения о Заволжье и Южном Урале. Основные этносы, населяющие современную территорию области в древности и средневековье. Образование Оренбургской губернии и изменение ее границ в ХХVIII - ХХ вв. Наиболее известные исследователи, их вклад в изучении и исследование края. 2. Географическое положение и административно – территориальное устройство (3 часа ) Географическое положение, границы, величина территории, политико-административное деление области, особенности экономико-географического положения области. Оренбургская область в составе хозяйственного комплекса Урала и России. Положение на картах физико – географического районирования и часовых поясов. Численность населения области и заселенность в сравнении с другими регионами и странами. Влияние географического положения области на ее природу. Практические работы1. Определение географических координат крайних точек области, географических координат административного центра области, своего населенного пункта, решение задач на определение поясного времени. 2. Определение протяженности области с запада на восток, с севера на юг, а также расстояние до Москвы и ближайшего морского порта. Описание маршрута до ближайшего морского порта или другого объекта, важного с точки зрения географического положения области. 3. Нанесение на карту политико – административных границ области, названий и границ соседних территорий. 4. Сравнительная характеристика области с регионами России и зарубежными странами. 5. Выявление положительных и отрицательных сторон экономико-географического положения области. Работа с картой1. На контур нанести границы области, подписать пограничные территории. 2. Обозначить административные районы, подписать города и райцентры. 3. Обозначить крайние точки области.
РАЗДЕЛ II.ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ( 27 ЧАСОВ)1.Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые (6 часов) Крупнейшие геоморфологические районы и их характеристика. Современные процессы рельефообразования и формы рельефа, связанные с ними. Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф области. Антропогенные формы рельефа. Влияние рельефа на другие компоненты природы и хозяйственную деятельность. Крупнейшие тектонические структуры и их отражение в рельефе. Различия геологического строения (состав, возраст, условия залегания горных пород) равнинно – платформенный и горно-складчатый частей области. Основные этапы геологической истории. Четвертичные отложения, их типы и закономерности их размещения. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду, их охрана и рациональное использование. Практические работы 1. Анализ физической и тектонической карт атласа. Связь рельефа с тектоническими структурами и месторождениями полезных ископаемых. 2. Составление геолого – геоморфологического профиля и его анализ. 3. Описание рельефа области по физической ( топографической ) карте. Работа с картой1. Нанести основные формы рельефа области. Подписать самую высокую и самую низкую точку. 2. Нанести месторождения полезных ископаемых 2. Климат и агроклиматические ресурсы (4 часа). Область на климатической карте России. Солнечная радиация и температура воздуха, их изменения по сезонам года. Влияние общей циркуляции атмосферы и барических центров на перемещение воздушных масс Значение западного переноса и циклонической деятельности. Преобладающие типы воздушных масс и их влияние на климат по сезонам. Особенности годового хода температуры воздуха, давления, влажности, осадков, ветров. Географические закономерности распределения основных климатических показателей на территории области. Влияние рельефа на климат. Климатическая характеристика сезонов года. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Оценка агроклиматических ресурсов области. Неблагоприятные метеорологические явления. Источники загрязнения атмосферы. Мероприятия по охране атмосферного воздуха. Практические работы. 1. Построение и анализ графика годового хода основных метеоэлементов для отдельных пунктов области. 2. Изучение распространения тепла и влаги на основе расчета коэффициента увлажнения. 3. Составление характеристики климата своего населенного пункта на основе определения основных климатических показателей по картам атласа. Работа с картой . 1. Анализ климатических карт. 2. Определение величины коэффициента увлажнения. 3. Определение величины солнечной радиации 4. Характеристика климата своего населенного пункта по картам атласа 3. Внутренние воды области. Водные ресурсы (4 часа). Внутренние воды области. Распределение речного стока области по бассейнам. Основные показатели речного стока и факторы их определяющие. Особенности водного режима рек области. Главные речные системы. Типы озер и закономерности их размещения. Типы озерных котловин. Искусственные водоемы области, распространение и краткая их характеристика. Подземные воды области. Их запасы, распространение, свойства и значение в природных процессах. Оценка водных ресурсов области. Влияние деятельности человека на поверхностные и подземные воды. Охрана и рациональное использование водных ресурсов. Практические работы. 1. Измерение и вычисление по картам основных характеристик рек и их бассейнов (длина, площадь бассейна, падение реки, уклон). 2. Вычисление характеристик стока рек области ( расход, годовой сток). 3. Выявление типов питания и водного режима рек по различным источникам географических знаний. 4. Описание реки по плану. 5. Описание озера по плану. Работа с картой. 1. Работа с географической номенклатурой по теме. 2. Анализ карт атласа. 4. Почвы. Почвенные ресурсы (2 часа). Условия формирования почв на территории области. Основные типы почв и их характеристика. Географические закономерности распространения почв. Использование почв, их деградация и загрязнение. Проблемы рационального использования, охраны и восстановления почвенных ресурсов области. Практические работы. 1. Построение и анализ схемы «Факторы почвообразования.» 2. Создание проекта рекультивации земель. 3. Сравнительная характеристика типов почв области. 4. Оценка земельных ресурсов области. 5.Растительность и Животный мир области (4 часа). Природные зоны области и их границы. Зональные особенности растительного покрова. Характеристика основных зональных типов растительности. Редкие и исчезающие виды растений. Растительные ресурсы, проблемы их охраны, восстановления и рационального использования. Особенности распространения представителей животного мира. Характеристика животного мира основных типов место обитания области (видовой состав, условия жизни, приспособляемость к условиям среды и др.). Редкие и исчезающие виды животных. Проблемы охраны и восстановления численности и видового разнообразия животного мира. 6.Физико-географическое (природное) районирование (5часов). Разнообразие природных комплексов области и его причины. Основные принципы природного районирования. Сравнительная характеристика крупных природных комплексов области. Природные комплексы (ландшафты) своей местности. Изменение природных комплексов в процессе хозяйственной деятельности человека. Антропогенные ландшафты. Проблемы охраны и рационального использования природных комплексов области и своего места жительства. Оренбургский степной заповедник. 7.Человек и природа (2часа). Исторические этапы освоения природных ресурсов территории. Основные виды антропогенного воздействия на природу области. Важнейшие экологические проблемы и их взаимосвязь. Экологические последствия деградации природной среды и прогноз ее изменения. Основные направления охраны природы и рационального использования природных ресурсов области. Экскурсии. ; Ознакомление с экспозицией местного краеведческого музея. ; Экологические проблемы района своего места жительства. ; Комплексная экологическая экскурсия (по экологической тропе). Работа с картой 1. Уметь показывать места распространения редких и исчезающих видов растений и животных. 2. Показывать и знать нахождение заповедных территорий области. 3. Составлять экологическую карту области. 4. Знать нахождение уникальных памятников природы области.
РАЗДЕЛ III. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ (34 часа). 1.Оренбургская область на карте России (4часа). Границы с соседними регионами. Положение области по отношению к важнейшим транспортным магистралям, связывающим область с другими территориями России и с зарубежными странами, а также по отношению к другим важным хозяйственным и социально-политическим явлениям. Положительные и отрицательные стороны экономико-географического положения (ЭГП) и его комплексная оценка. Влияние ЭГП на особенности населения, уровень развития и специализацию хозяйства области. Изменение качества ЭГП области в различные исторические периоды и в последние годы. Изменение территории и административных границ Оренбургского края. От губернии к области. Современное административно-территориальное деление области, его единицы - административные районы и города областного подчинения. 2.Население (9 часов). История заселения территории и ее освоение представителями разных народов. Современный многонациональный состав населения. География расселения крупнейших национальностей. Межнациональные отношения, сосуществование и взаимообогащение различных национальных культур на территории области. Динамика численности населения. Естественное движение, возрастной и половой состав, различия этих показателей по территории области и их причины. Трудовые ресурсы. Миграции, их основные формы и направления на территории области. Размещение населения по территории. Городское и сельское население. Города. Особенности облика, планировки и архитектуры населенных пунктов области в различных ее регионах, как следствие природных и исторических причин. Практическая работа 1. Построение по статистическим данным графиков динамики численности населения и их анализ. 2. Составление картограмм «Естественное движение населения области» и «Миграции» на основе статистических данных и их анализ. 3. Построение по статистическим данным диаграмм структуры занятости населения и отраслевой структуры промышленности. Работа с картой 1. На карту нанести национальный состав области. 2. На карту нанести районы с разной плотностью населения, сформулировать вывод о существующих различиях. 3. Материальное производство (13 часов). Уровень развития и общие особенности экономики области на фоне России. Отраслевая структура хозяйства и отрасли общероссийской специализации. Современные социально-экономические проблемы развития и их влияние на территориальную организацию хозяйства. Промышленность. Общая оценка обеспеченности ее развития природными, трудовыми и информационно-интеллектуальными ресурсами области. Состояние и динамика производства. Географическая характеристика ведущих отраслей и предприятий, их представляющих. Сельское хозяйство. Состояние и динамика производства. Соотношение растениеводства и животноводства. Особенности специализации. Характеристика основных отраслей и их размещения на территории области. История освоения целинных земель и его экологические, социальные и экономические последствия. Развитие новых форм хозяйствования в аграрной сфере. Практическая работа. 1. Составление картодиаграммы «Промышленность». 2. Составление картосхемы «Производственные связи предприятия» (по итогам экскурсии). 3. Проект «Размещение предприятия на основе анализа имеющихся природных условий и ресурсов своего населенного пункта». Работа с картой 1. На контур нанести города и обозначить для них важнейшие отрасли промышленности. 2. На контур нанести основные центры ведущих отраслей промышленности крупных городов области. 3. На контур нанести сельскохозяйственные районы области. Районы возделывания основных культур. Экскурсия на промышленное или сельскохозяйственное предприятие (2 часа). 4.Инфраструктурный комплекс ( 4часа). Транспортная система области. Роль основных видов транспорта в перевозках грузов и пассажиров. Развитие современных средств связи в области. Отрасли социальной инфраструктуры. Развитие жилищно-коммунального хозяйства и сферы услуг, различия по территории, а также в городах и сельской местности. Профессиональное образование, его роль в подготовке квалифицированных кадров для хозяйства области. География средних специальных и высших учебных заведений области. Профессиональные учебные заведения своего административного района и места жительства. Внешние экономические связи области, их формы. Динамика и структура внешней торговли. 5.Социально-экономические различия на территории области ( 4 часа). Экономико-географическая характеристика Западного, Центрального и Восточного Оренбуржья. Свой административный район и населенный пункт. Их социально- и экономико-географическая характеристика, место в различных сферах жизни области. История заселения и развития своего места жительства, ее отражение в современном облике. Топонимика области и своего места жительства. Значение изучения топонимики в познании природы, истории и культуры своего края. Практическая работа. 1. Составление на основе анализа статистических данных географических характеристик одного из подрайонов области. 2. Составление характеристики промышленного узла. 3. Используя типовой план, изучить крупнейшие города области. Работа с картой 1. Нанести на контур промышленные узлы, внутриобластные экономические районы. Тематическое планирование по курсу « География Оренбургской области» 8 – 9 класс
А.А. Чибилев, Р.Ш. Ахметов, В.П. Петрищев, Г.И. Кургаева, И.В. Ложкин. В современном школьном географическом образовании одно из ведущих мест принадлежит изучению географии родного края. Региональный компонент базового географического образования для средних школ Оренбургской области предлагается осуществить на основе программы по географии Оренбургской области, рассчитанной на 34 часа (1 час в неделю). Данная программа дополняется дидактическим комплектом, включающим учебник "География Оренбургской области", учебные материалы и рабочую тетрадь по географии Оренбургской области. Целью курса является расширение географических представлений школьников об Оренбургской области; развитие интереса к изучению историко-географических, социально-экономических и экологических проблем родного края. Задачи курса: ; сформировать знания о природных особенностях Оренбургской области, взаимообусловленности природных компонентов; о современном социально-экономическом состоянии и перспективах развития области; научить школьников устанавливать причинно-следственные связи, определяющих формирование ландшафтных комплексов; выявлять, оценивать и намечать пути решения экологических проблем; ; развить картографические умения, навыки ведения визуальных наблюдений, умения пользоваться источниками географического и картографического содержания; ; создать основу для патриотизма и любви к родному краю. При составлении данной программы авторы стремились наряду с традиционными для такого рода документов задач к решению, главным образом, следующих: • Вариативность изучения. В условиях значительного расхождения как количества часов, отводимых на изучение данного предмета, так и подготовленности учащихся программа рассчитана на значительную вариативность за счет различного объема и сложности выполняемых учащимися практических и творческих заданий. • Усиление практической направленности знаний. Приобретаемые учащимися знания не должны быть сугубо теоретическими и направлены прежде всего на формирование профессиональных навыков, а должны помочь правильно выбрать свой жизненный путь. осознанно и ответственно относиться к себе и окружающим, прожить полноценную и счастливую жизнь. • Активное овладение знаниями. В современном мире крайне важно умение не просто пассивно усваивать знания, но хорошо ориентироваться в информации, уметь найти нужную и правильно воспользоваться ею, на основе известного получить новое знание. В связи с этим предусмотрено существенное увеличение проблемных вопросов, творческих и практических заданий.
РАЗДЕЛ I. ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ОБЛАСТИ. Тема 1. История географических исследований и освоения территории области (1 час). Первые географические сведения о Заволжье и Южном Урале. Основные этносы, населявшие современную территорию области в древности и средневековье. Образование Оренбургской губернии и изменении ее границ в ХУШ-ХХ вв. Наиболее известные исследователи, их заслуги. Тема 2. Географическое положение и административно-территориальное устройство (1 час). Размеры территории, границы, географические координаты крайних точек. Положение области относительно океанов и морей, материков и частей света, крупных физико-географических объектов. Положение на картах физико-географического районирования и часовых поясов. Численность населения и заселенность области в сравнении с другими регионами и странами. Влияние географического положения области на ее природу.
РАЗДЕЛ II. ПРИРОДА. Тема 1. Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые (3 часа). Крупнейшие геоморфологические районы и их характеристика. Современные процессы рельефообразования и формы рельефа, связанные с ними. Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф на территории области. Антропогенные формы рельефа. Влияние рельефа на другие компоненты природы и хозяйственную деятельность. Крупнейшие тектонические структуры и их отражение в рельефе. Различия геологического строения (состав, возраст, условия залегания горных пород) равнинно-платформенной и горно-складчатой частей области. Основные этапы геологической истории. Четвертичные отложения, их типы и закономерности распространения. Влияние геологического строения на рельеф. Разнообразие полезных ископаемых области и его причины. Основные месторождения и закономерности их размещения. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду, их охрана и рациональное использование. Тема 2. Климат и фенологические сезон (2 часа). Область на климатической карте России. Солнечная радиация и температура воздуха, их изменения по сезонам года. Влияние общей циркуляции атмосферы и барических центров на перемещение воздушных масс. Значение западного переноса и циклонической деятельности. Преобладающие типы воздушных масс и их влияние на климат по сезонам. Особенности годового хода температуры воздуха, давления, влажности, осадков, ветров. Географические закономерности распределения основных климатических показателей на территории области. Влияние рельефа на климат. Климатическая характеристика сезонов года. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Оценка агроклиматических ресурсов области. Неблагоприятные метеорологические явления. Источники загрязнения атмосферы. Мероприятия по охране атмосферного воздуха. Тема 3. Поверхностные и подземные воды (2 часа). Распределение речного стока области по бассейнам. Основные показатели речного стока и факторы их определяющие. Особенности водного режима рек области. Гидрологическая характеристика важнейших рек. Основные типы озер и закономерности их размещения. Краткая характеристика озер различного происхождения. Значение, распространение и краткая характеристика водохранилищ и прудов области. Основные виды подземных вод области. Их запасы, распространение, свойства и значение в природных процессах. Общая оценка водных ресурсов области. Влияние деятельности человека на поверхностные и подземные воды. Охрана и рациональное использование водных ресурсов. Тема 4. Почвы (1 час). Особенности их формирования на территории области. Основные типы и подтипы почв и их краткая характеристика. Географические закономерности распространения почв. Использование почв, их деградация и загрязнение. Проблемы рационального использования, охраны и восстановления почвенных ресурсов области. Тема 5. Растительность и животный мир (2 часа). Природные зоны области и их границы. Зональные особенности растительного покрова. Характеристика основных зональных типов растительности. Редкие и исчезающие виды растений. Растительные ресурсы, проблемы их охраны, восстановления и рационального использования. Особенности распространения представителей животного мира. Характеристика животного мира основных типов местообитаний области (видовой состав, условия жизни, приспособляемость к условиям среды и др.). Редкие и исчезающие виды животных. Проблемы охраны и восстановления численности и видового разнообразия животного мира. Тема 6.Физико-географическое (природное) районирование (3 часа). Разнообразие природных комплексов области и его причины. Основные принципы природного районирования. Сравнительная характеристика крупных природных комплексов области. Природные комплексы (ландшафты) своей местности. Изменение природных комплексов в процессе хозяйственной деятельности человека. Антропогенные ландшафты. Проблемы охраны и рационального использования природных комплексов области и своего места жительства. Тема 7.Человек и природа (1 час). Исторические этапы освоения природных ресурсов •территории. Основные виды антропогенного воздействия на природу области. Важнейшие экологические проблемы и их взаимосвязь. Экологические последствия деградации природной среды и прогноз ее изменения. Основные направления охраны природы и рационального использования природных ресурсов области.
РАЗДЕЛ II. ЭКОНОМИЧЕКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ. Тема 1. Оренбургская область на карте России (1 час). Границы с соседними регионами. Положение области по отношению к важнейшим транспортным магистралям, связывающим область с другими территориями России и с зарубежными странами, а также по отношению к другим важным хозяйственным и социально-политическим явлениям. Положительные и отрицательные стороны экономико-географического положения (ЭГП) и его комплексная оценка. Влияние ЭГП на особенности населения, уровень развития и специализацию хозяйства области. Изменение качества ЭГП области в различные исторические периоды и в последние годы. Изменение территории и административных границ Оренбургского края. От губернии к области. Современное административно-территориальное деление области, его единицы - административные районы и города областного подчинения. Тема 2. Население (4 часа). История заселения территории и ее освоение представителями разных народов. Современный многонациональный состав населения. География расселения крупнейших национальностей. Межнациональные отношения, сосуществование и взаимообогащение различных национальных культур на территории области. Динамика численности населения. Естественное движение, возрастной и половой состав, различия этих показателей по территории области и их причины. Трудовые ресурсы. Миграции, их основные формы и направления на территории области. Размещение населения по территории. Городское и сельское население. Города. Особенности облика, планировки и архитектуры населенных пунктов области в различных ее регионах, как следствие природных и исторических причин. Тема 3. Материальное производство (7 часов). Уровень развития и общие особенности экономики области на фоне России. Отраслевая структура хозяйства и отрасли общероссийской специализации. Современные социально-экономические проблемы развития и их влияние на территориальную организацию хозяйства. Промышленность. Общая оценка обеспеченности ее развития природными, трудовыми и информационно-интеллектуальными ресурсами области. Состояние и динамика производства. Географическая характеристика ведущих отраслей и предприятий, их представляющих. Сельское хозяйство. Состояние и динамика производства. Соотношение растениеводства и животноводства. Особенности специализации. Характеристика основных отраслей и их размещения на территории области. История освоения целинных земель и его экологические, социальные и экономические последствия. Развитие новых форм хозяйствования в аграрной сфере. Тема 4. Инфраструктурный комплекс (3 часа). Транспортная система области. Роль основных видов транспорта в перевозках грузов и пассажиров. Развитие современных средств связи в области. Отрасли социальной инфраструктуры. Развитие жилищно-коммунального хозяйства и сферы услуг, различия по территории, а также в городах и сельской местности. Профессиональное образование, его роль в подготовке квалифицированных кадров для хозяйства области. География средних специальных и высших учебных заведений области. Профессиональные учебные заведения своего административного района и места жительства. Внешние экономические связи области, их формы. Динамика и структура внешней торговли. Тема 5. Социально-экономические различия на территории области (3 часа). Экономико-географическая характеристика Западного, Центрального и Восточного Оренбуржья. Свой административный район и населенный пункт. Их социально- и экономико-географическая характеристика, место в различных сферах жизни области. История заселения и развития своего места жительства, ее отражение в современном облике. Топонимика области и своего места жительства. Значение изучения топонимики в познании природы, истории и культуры своего края. Практические работы: 1. Нанесение на контурную карту изучаемых географических объектов, политико-административных границ области, названий и границ соседних регионов. 2. Определение по карте геогра4)ических координат административного центра области, крайних точек области, своего населенного пункта, решение задач на определение времени. 3. Определение по карте протяженности области с запада на восток, а также расстояние до Москвы и ближайшего морского порта. Описание маршрута до ближайшего морского порта или другого объекта, важного с точки зрения географического положения области. 4. Описание рельефа территории по физической (топографической) карте. 5. Составление геолого-геоморфологического профиля и его анализ. 6. Установление связи между рельефом, геологическим строением и полезными ископаемыми на основе сопряженного анализа соответствующих карт. 7. Построение и анализ совмещенных графиков годового хода основных метеоэлементов для отдельных пунктов области. 8. Изучение распределения тепла и влаги на основе расчета коэффициента увлажнения. 9. Составление характеристики климата своего места жительства на основе определения основных климатических показателей по картам атласа. 10. Измерение и вычисление но картам основных характеристик рек и их бассейнов (длина, площадь бассейна, падение реки, уклон и др.) 11. Вычисление характеристик стока рек области (расход, годовой сток). 12. Выявление типов питания и водного режима рек по различным источникам. 13. Построение и анализ схемы «Факторы почвообразования». 14. Построение и анализ комплексного физико-географического профиля по линии Бугу-руслан - Оренбург - Светлый. 15. Составление экологической карты области (по различным источникам). 16. Построение по статистическим данным графиков динамики численности населения и их анализ. 17. Составление картограмм «Естественное движение населения области» и «Миграции» на основе статистических данных и их анализ. 18. Построение по статистическим данным диаграмм структуры занятости населения и отраслевой структуры промышленности и их анализ. 19. Составление картодиаграммы «Промышленность». 20. Составление картосхемы «Производственные связи предприятия» (по итогам экскурсии на одно из предприятий). 21. Выбор и составление обоснования (устно) размещения в своем месте жительства предприятия на основе анализа имеющихся природных, трудовых и иных ресурсов. 22. Определение по картам районов специализации в пределах области основных сельскохозяйственных культур и отраслей животноводства. Составление на основе анализа статистических данных географических характеристик одного из подрайонов области. 23. Сбор материала и составление топонимического словаря своего места жительства. Экскурсии: 1. Знакомство с сезонньми природньми процессами, методами их изучения, особенностями учета сезонных процессов при решении хозяйственных задач. 2. Экологические проблемы района своего места жительства. 3. Ознакомление с технологическим процессом и производственными связями одного из местных предприятий. 4.Ознакомление с экспозицией местного краеведческого музея. Тематическое планирование по курсу «География Оренбургской области»
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |