Технология модульного обучения ИПМ Губий Людмилы Васильевны, учителя географии Ключевской сш, Беляевского района |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Представлено: Доморозов В.А., зав.УМК географии Парадигма образовательного процесса заключается в том, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью. Поэтому традиционные технологиии заменяются новыми педагогическими технологиями, личностно- ориентированными. Где в качестве основной цели выделяется развитие интеллектуальных способностей. Перед учащимися ставятся задачи: · обладание способами интеллектуальной деятельности; · развитие индивидуальных способностей; · развитие собственных способов мышления. В личностно–ориентированных технологиях обучения научные знания становятся средством организации умственной деятельности учеников, учитель ее организатором. Учитель выступает уже не только как носитель или трансформатор знаний, а в большей степени как организатор совместной деятельности субъектов учебного процесса: · ученика в его отношении к знаниям и к учителю; · учителя в его отношении к ученику и к предмету; · учебного материала относительно к потребностям и возможностям ученика и учителя; Конструирование личностно-ориентированных технологий может и должно стать этапом перехода к личностно- ориентированному образованию - образованию, обеспечивающему развитие и саморазвитие личности, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Оно базируется на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения. Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценности ориентации, субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности. Содержание образования, его средства и методы структурируются так, что позволяют ученику проявить избирательность к предметному материалу, его виду форме. В этих целях разрабатываются индивидуальные программы обучения, моделируются исследовательское (поисковое) мышление; организуются групповые занятия на основе диалога и имитационных игр, учебный материал конструируется для реализации метода исследовательских проектов, выполняемых самими учащимися, личностно-ориентированные технологии относятся к поисковым моделям обучения. По мнению М. Кларина поисковый метод: - акцентирует развивающий потенциал обучения; - исходит из самостоятельной ценности поисковой деятельности; - ставит дидактические цели высокого познавательного уровня; - ставит педагога в позицию партнера по учебному исследованию; - предполагает личностную включенность всех участников обучения, высокую личностно- профессиональную готовность педагога к гибкому тактичному взаимодействию с учащимися. Технология модульного обучения содержит в своей основе идею воспроизводимого обучающего цикла. В его содержание входят: 1. Общая постановка цели обучения. 2. Переход от общей формулировки цели к ее конкретизации. 3. Предварительная (диагностическая) оценка уровня обученности учащихся. 4. Совокупность учебных процедур (на этом этапе происходит коррекция обучения на основе оперативной обратной). 5. Оценка результата.
Благодаря такому воспроизводимому строению, учебный процесс приобретает “модульный” характер, складывается из обособленных блоков, имеющих общую структуру, но наполняются разным содержанием. Модуль - это целевой функциональный узел, в который объединены учебное содержание и технология овладения им. Сущность заключается в том, что ученик самостоятельно (или с помощью учителя) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Блок – совокупность моделей одной темы. Уроки заменяются на модули. Учебный модуль состоит из трех частей: вводной, диалогической, итоговой. Вводная > постановка цели. Диалогическая > организация познавательной деятельности Итоговая > контроль. Цикл - последовательность расположения модулей блока по кругу. Каждый учебный модуль состоит из разного количества часов. Это зависит от часов, отведённых по учебной программе на тему, блок тем, раздел. Опыт работы показал, что оптимальным является модуль из 7-10 часов. На вводную тему и итоговую часть по 1 часу, остальное время на диалогическую часть. Это объясняется необходимостью проработки учебного материала на 3-х уровнях сложности, в зависимости от уровня подготовленности, обученности каждого ученика. Неоднократное возвращение к содержанию по “нарастающей” от простого к сложному, от репродуктивных заданий к творческому поиску, даёт возможность каждому ученику усвоить учебный материал. В диалогической части познавательный процесс строится преимущественно на основе взаимодействия уч-ся между собой, группах, на основе диалога. Важным является предварительная работа учителя по конструированию учебного модуля: · выявление обязательных умений, навыков, усвоение которых определено программой. · изучение всего содержания учебного материала по данному модулю. · вычленение ключевых понятий, несущих основную смысловую нагрузку по данному модулю. · составление опорных схем по всей теме (на основе ключевых понятий). · составление тестовых заданий по всему содержанию учебного материала. · составление блоков вопросов и заданий по всему содержанию учебного материала. · разработка диалогической части продумывается формы организации уроков, по содержанию разрабатываются задания лёгкой степени сложности и задания повышенной сложности с элементами поискового обучения. Роль учителя заключается в следующем: 1. Составление инструкций модуля. 2. Уточнение конструкций при практической работе с ними. 3. Контроль и коррекция усвоения знаний, умений, навыков.
Сущность технологии модульного обученияСердцевиной модульного обучения является учебный модуль. Он состоит из трех компонентов: Первый компонент – информационный блок. Второй компонент – целевая программа действия. Третий компонент – советы учителя. Модульное обучение базируется на многих теориях. 1. Теория развивающего обучения (ученик должен учиться в зоне ближайшего развития) 2. Программированное обучение (ученик работает активно в своем ритме) 3. Проблемное обучение. 4. Интенсивное обучение. Учащийся, работая на таком уроке, может дать оценку себе и своему состоянию, а это очень важно: 1) Как я чувствую себя в процессе работы, было ли мне комфортно. 2) С каким настроением я работал ? Компоненты модульного обучения: · мотивационный (потребность, интересы, мотивы) · ориентировочный (принятие целиком цели, ее планирование и прогнозирование) · содержательно-операционный (система ведущих знаний, факты, законы) · энергетический (внимание, воля, эмоции) · оценочный: самооценка и контроль. Модульное обучение переводит авторитарное управление в мягкое. Этот метод может быть использован как при изучении нового материала, так и при обобщении ранее изученного. Психологами установлено, что для продуктивного усвоения знаний важно, чтобы цель была принята учениками, стала побудительной силой, превратилась в мотив. Для этого, по их мнению, необходима четкая формулировка цели (что узнать, чему научиться), ее значения (зачем и для чего это нужно), выделение способов достижения цели. Необходимо, чтобы ученики осознавали предполагаемые трудности в достижении цели, контролировали себя в том, насколько успешно идет продвижение к цели. По мнению психологов, мышление всегда несколько опережает речь, а язык отстает от достигнутой степени развития. Когда новое знание только формируется, его трудно словесно оформить. Эксперты показали, что при формировании знаний о конкретных свойствах объектов эффективнее начинать объяснение с материализованной в виде схеме и знаковых моделей формы действия. В процессе познания какого-либо явления у человека должно появиться чувство, что он понял, усвоил изучаемое. При подготовке диалогической части учебного модуля учитель вычленяет и структурирует основное содержание учебного материала для разбивки его на части. При этом необходимо учитывать, что подача учебного материала для проработки его учениками на каждом уроке делится определенными порциями, в которых в краткой, емкой форме заключено содержание всей темы. Учебный материал, требующий проработки, готовится учителем на трех уровнях сложности: простой, средней сложности и сложный. Право выбора одного из трех уровней остается за каждым учеником. Традиционно учитель сам определяет степень сложности заданий для ученика. Отдельно готовятся задания проблемного характера, требующие переноса знаний. Такие задания рассчитаны на поиск, исследование. Важным моментом является то, что задания исследовательского характера предлагаются ученику, выполнившему задания программного материала любого уровня сложности, т.е. практически каждому. При планировании уроков этой части учитель обращает внимание на обеспечение диалогического общения учеников. Содержание учебного материала при этом выступает в качестве предмета средства диалогического общения учащихся. Диалогическое общение - это деловая или дружеская связь между двумя или несколькими людьми посредством разговора, беседы, речевого контакта. Диалогическое общение есть совместное обсуждение ситуации, совместная направленность на разрешение проблем. Общение подразумевает активность всех участников. Эта активность направлена на предмет общения, а не на личности участников. Учителю следует обратить внимание, что развивает личность не любая деятельность, а деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции. Нужно, чтобы ученику нравилось заниматься учебной, познавательной деятельностью, чтобы он получил удовольствие от умственной работы. Это является наиболее проблематичной задачей в работе учителя. Как сделать, чтобы каждый ученик был положительно настроен на учение, чтобы познавательный процесс сопровождался устойчивым положительным отношением со стороны каждого ученика и вызывал у них положительные эмоции? По мнению В. Симонова “учителю надо исходить из того, что полезным, развивающим считается учение на пределе трудности для каждого ученика и предел трудности должен определить сам ученик, а не учитель”. Вот почему очень важным моментом диалогической части учебного модуля является разработка учителем для каждого ученика комплекса заданий на трех уровнях степени сложности. Это зависит от класса. Например: для класса высокого уровня, задания рассчитанные на перенос знаний. Задания средней степени сложности - это задания требующие определенных умений и навыков. Задания низкой степени сложности - это задания на понимание, на воспроизведение учебного материала. В зависимости от формы организации урока, задания расписаны на карточках, где прописаны цели каждого УЭ: что сделать, как сделать, как осуществить проверку (взаимопроверку, самопроверку по эталону.) Следует отметить три особенности учебного модуля: 1. Обучение и учение являются развивающими. 2. Подготовительным для выхода на итоговую часть модуля. 3. Обучение репродуктивного характера сочетается с проблемным, поисковым, исследовательским обучением. 4. Преимущественно используются активные формы обучения, построение на диалоге, общение учащихся друг с другом. Важным является разнообразие УЭ в зависимости от носителя учебной информации.
Чаще используется словесный, текстовой, компьютерный, табличный УЭ. По форме учебные элементы - почти все являются академическими УЭ. В игровом УЭ – в основе лежит моделирование ситуаций, чаще – это деловые игры или ролевые игры. Формы работы с модулем 1. Индивидуальная работа учащегося. 2. Работа в парах. 3. Групповая. 4. Коллективная. Итоговой частью модуля является контроль. Эта часть предназначена для контроля, проверки, оценки знаний, умений, навыков, сформированных в процессе познавательной деятельности учащихся в диалогической части. Чаще используют формы контроля: 1. Самоконтроль. 2. Взаимоконтроль. 3. Контроль учителя Самоконтроль – осуществляет сам ученик. Он сравнивает результат с эталоном и сам себя оценивает. Взаимоконтроль – когда учащийся проверяет работу партнера и оценивает. Контроль учителя – входной, текущий, выходной.
Виды контроля: 1. Тестирование. Здесь есть свои плюсы и минусы. Плюс – снимает внутренний барьер. Минус – не исключена возможность случайного совпадения. 2. Зачет (в виде билетов – с ответом на “5”, “4”, “3”) 3. Контрольная работа. 4. Семинар. 5. Конференция Задания исследовательского характера могут быть оформлены в виде рефератов, сообщений, докладов. В модульной технологии оценивается выполнение каждого УЭ. Оценки накапливаются в ведомости, на основании которой выставляется итоговая оценка за работу с модулем. Получить хорошую оценку – одна из главных мотиваций при модульной технологии. Ученик четко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности.
Модульный блок-цикл по теме: Мировые природные ресурсы
Комплексная дидактическая цель: В результате овладения содержанием всех модулей вы должны: Знать: новые понятия «географическая среда», «природопользование», «ресурсообеспеченность». Уметь: работать с картами, первоисточниками, диаграммами, таблицами; составлять картосхемы, выявлять особенности размещения ресурсов на земном шаре, формировать умения слушать лекцию с целевым заданием, работать в группе, парой, участвовать в обсуждении проблем. Развивать логическое мышление: устанавливать зависимость между природными ресурсами и экологическими проблемами, Прогнозировать: пути решения этих проблем.
Модуль № 1Взаимодействие общества и природы. Рациональное и нерациональное природопользование
Модуль № 2 Мировые природные ресурсы. Ресурсообеспеченность. Минеральные ресурсы
Модуль № 3Виды природных ресурсов: земельные, водные, их значение, размещение и проблемы рационального использования.
Модуль № 4 Виды природных ресурсов: лесные, ресурсы Мирового океана, рекреационные, их значение, размещение и проблемы использования.
Модуль № 5Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества.
Люди! Опомнитесь! Узрите содеянное вами и ужаснитесь!
П Р И Л О Ж Е Н И Е № 1
Модуль № 1 (УЭ – 5) Природопользование
1. Культурные ландшафты. 2. Безотходные технологии. 3. Строительство очистных сооружений. 4. Разработка новых, экологически чистых видов топлива. 5. Применение технологий замкнутого водоснабжения промышленных предприятий.
1 Подсечно-огневое землепользование. 2 Перевыпас скота. 3 Вырубка экваториальных лесов. 4 Неконтролируемый выброс отходов в реки. 5 Тепловое загрязнение атмосферы, гидросферы.
УЭ – 6Тесты
1 Исторические этапы взаимодействия общества и природыа) охота и собирательствоб) земледелие, ремесло, НТО в) охота, собирательство, земледелие, ремесло, промышленность, НТР.
2 Современные области освоенияа) Север России, Аляска б) пустыни: Сахара, Гоби, Виктория в) влажные экваториальные леса южной Америки г) все ответы правильные
3 Антропогенный ландшафта) транспортный, городской б) сельскохозяйственный, лесопромысловый в) рекреационный, горнопромышленный г) все ответы правильные
4 Экологические проблемы, как результат обмена общества и природыа) истощение природных ресурсов б) нерациональное природопользование в) загрязнение окружающей среды г) истощение природных ресурсов и загрязнение окружающей среды
5 Природопользование может бытьа) рациональным б) нерациональным в) все ответы правильные
П Р И Л О Ж Е Н И Е № 2 Модуль № 2Тесты
6 Наиболее богаты минеральными ресурсамиа) Россия, США, Канада, Австралия, Китай б) Япония, Швейцария, Великобритания в) Ближний Восток г) ЮАР, Канада, Австралия
2. Дополните… Соотношение между величиной запасов природных ресурсов и размерами их использования называется …
3. К исчерпаемым природным ресурсам относятся: а) минеральные и водные б) водные и лесные в) лесные и минеральные
4. Большая часть мировых запасов газа сосредоточена а) в Северном полушарии б) в Южном полушарии
5. К возобновимым исчерпаемым ресурсам относятся а) лесные и рыбные б) рыбные и минеральные в) минеральные и лесные
6. Какая взаимосвязь существует между двумя проблемами а) рационального использования природных ресурсов б) охраны окружающей среды
П Р И ЛО Ж Е Н И Е № 3 Модуль № 3 Тесты 1. К многоводным странам относятся а) Новая Зеландия, Конго, Канада, Норвегия, Бразилия, Россия б) Китай, Египет в) Саудовская Аравия
2. Главные районы орошаемого земледелия а) Азия б) Африка в) Европа г) Южная Америка
3. Доля пресной воды в мировых ресурсах а) 50 % б) 10 % в) 2,5 %
4. Главной причиной уменьшения сельскохозяйственных угодий в мире является а) эрозия почв б) заболачивание, засоление в) опустынивание
5. Эффективная защита почв от эрозии – это а) сведение лесов б) засыпание оврагов и балок в) лесопосадки
6. Расположите земли по мере увеличения их доли в площадях мирового земельного фонда а) леса и кустарники б) обрабатываемые земли (пашни, сады, плантации) в) луга и пастбища
Список литературы:
1. Гузеев В.В. Образовательные технологии от приема до философии /Б-ка журнала “Директор школы”. - № 4, 1996. 2. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках – М, 1997 г. 3. Пидкасистый П.И., Жайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. - М., 1996 г. 4. Салина М.Р. Методические рекомендации к составлению тестов. - Алматы, 1994 г. 5. Фридман Л.М. Формирование познавательных интересов у школьников. – М.: 1997. 6. Хабибуллин Р.Х. Технология совершенствования общеучебных умений и навыков на уроках географии. – М.: 1999. 7. Цукерман Т.А. Виды общения в обучении. – Томск, 1993. 8. Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность, технология // Биология в школе. - № 5, 1994. 9. Шамова Т.И. Самостоятельно, по индивидуализированной программе // Народное образование. - № 9, 1997. 10. Шамова Т.И., Перминова Л.М. Основы технологии модульного обучения // Химия в школе. - № 2, 1995. 11. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. – Каунас, 1989.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |