Сборник методических материалов "Педагогический импульс". (сентябрь)
а) Современный урок географии.

Основные признаки современного урока географии:

1. Направлен прежде всего на формирование личности учащегося
(мировоззрения, ценностных ориентаций, мотивации деятельности, твор-
ческих качеств).
2. Учитель выступает как организатор учебной познавательной де-
ятельности учащегося, как их помощник и консультант.
3. Стиль общения ученика и учителя сотрудничество, сотворчество.
4. Центральное место на уроке занимает применение знаний и уме-
ний в процессе решения учебных задач, причем на всех этапах урока.
5. Организация коллективной учебной деятельности и общения между
учащимися в процессе учебной работы.
6. Урок тесно связан с другими формами организации обучения -
экскурсиями, практикумами, работами на географической площадке и эко-
логической тропе и т.п.
7. Сочетание элементов урока с элементами других форм обучения:
урок-зачет, урок-конференция, урок-игра. Проведение межпредметных
уроков, проводимых 2-3 учителями разных учебных предметов.
8. Передача учащимися части функций учителя: проверка и оценка
знаний и умений, консультирование, элементы целеполагания и планиро-
вания работы.


б) Разработка урока "Экологическими маршрутами Оренбуржья" (курс
"География Оренбургской области"), учителя СШ N 43 Ильиной Н.И..


Урок "География Оренбургской области"

Тема: Экологическими маршрутами Оренбуржья
(урок-"путешествие"-исследование-прогноз)

ЦЕЛЬ: 1) Показать особенности экологической ситуации в отдельных
районах Оренбургской области.
2) Выяснить степень антропогенного воздействия на природу
и экологические последствия.
3) Активизировать познавательную, творческую деятельность
учащихся.
4) Развивать умение работать с различными информационными
источниками.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: физическая, экономическая карты Оренбургской
обл., выставка литературы об экологии родного края, условные значки
экологических объектов, контурные карты, тетради.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА:
предложить ребятам составить экологические маршруты, подобрать
материал об экологической ситуации в данных регионах, подготовка к
выступлению в роли проводников, экскурсоводов.

ЭПИГРАФ УРОКА. И мы без ханжества и мести
За все, чем дышим и живем.
Не по раздельному, а вместе
Свою ответственность несем.
Я.Смеляков


ПЛАН:

I. а) Организационный момент;
б) Постановка цели;
в) Вступительное слово учителя.

1. Групповая форма работы (по 4-5 человек в группе).

2. Задание учащимся: по ходу рассказа экскурсовода, отметить на
контурной карте экскурсионный объект; работая в тетради сделать крат-
кую запись в таблице (колонка 1 и 2)
-----------------------------------T-------------
Район путешествия ¦ Экологическая ситуация ¦ Прогноз, пути ре-
¦ (причины) | шения проблемы
---------------+-------------------+-------------
1. Медногорск Загрязнение атмосферы, р. Блява,
почвы, высокий уровень заболева-
емости и т.д.
Причина: выбросы медносерного
комбината

II. 3. Учащиеся-экскурсоводы по ходу рассказа отмечают на карте
маршрут, прикрепляют значок на место экскурсионного объекта.
Примерные маршруты:
а) г.Оренбург - Сорочинский заказник. Место Тоцкого ядерного
взрыва.
(История военных учений в 1954 г., последствия Тоцкого взрыва; вли-
яние на здоровье, изменение природы в месте взрыва и т.д.).
б) г.Оренбург - Сорочинское водохранилище.
(Цель строительства водохранилища на реке Самара в 1976-1989 г.,
последствия строительства, результаты экологической экспертизы. Эко-
логический просчет - его экологический, экономический, социальный
ущерб).
в) г.Оренбург по реке Урал.
(Состояние атмосферы, рассмотреть графики и диаграммы динамики заг-
рязнения по годам, основные загрязнители окружающей среды, влияние на
здоровье).
г) г.Оренбург - г. Медногорск.
(Уровень загрязнения окружающей среды, причины: географическое поло-
жение города, роза ветров, устаревшее оборудование, низкая эффектив-
ность очистных сооружений; последствия: превышение ПДК вещ-в в ово-
щах, воздухе, загрязнение реки Блява и т.д.).
д) г.Оренбург - земельные угодья восточного Оренбуржья.
(Из истории освоения целинных земель, последствия для почв, расти-
тельности, животного мира: деградация, образование оврагов, сокраще-
ние ореала обитания животных, растений и т.д.).
Возможны другие варианты.

III.4. Подвести итог экскурсии и дать задание группам: обсудить эко-
логические ситуации данных территорий, дать прогноз на будущее, наме-
тить пути решения экологических проблем. Заполнить третью колонку
таблицы.

IV. 5. Заслушать ответы учащихся (представителей от каждой группы).

6. Ответы групп на вопросы товарищей (если есть).

V. 7. Подведение итогов урока.
8. Зачитать стихотворение М.Дудина "Берегите Землю":
Берегите Землю.
Берегите
Жаворонка в голубом
зените,
Бабочку на листьях
повилики,
На тропинке солнечные
блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем
Ясный месяц над речным
покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите.


Рекомендуемая литература к уроку:

1. Чибилев А.А. Экологическая оптимизация степных ландшафтов.
Свердловск, 1992.
2. География, экономика, экология Оренбуржья (матер-лы конферен-
ции). Оренбург, 1994.
3. Доклад о состоянии окружающей среды Оренбургской области.
Оренбург, 1994, 1995 гг.
4. Степное природопользование. Информационные материалы. Свер-
дловск, 1989.
5. Краеведение и перестройка (матер-лы конференции). Оренбург,
1989.
6. Подборка газет "Южный Урал", рубрика "Экологический вестник",
а так же других печатных изданий.

Учитель школы-лицея N43 г.Оренбурга
Ильина Наталья Ивановна.

в) Нестандартный урок географии

Интеллектуальный ринг "Гондвана" (7 кл.):

ЦЕЛЬ: обобщение знаний по теме "Южные материки", расширение и
углубление знаний учащихся, развитие интересов учащихся к предмету,
активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ: физическая карта мира, карты материков, карточки
для жеребьевки, картины природы материков, магнитофон.
ОРГАНИЗАЦИЯ
1. Предварительная подготовка учащихся: выполнение творческих
заданий (кроссворды, викторины, рефераты и т.д.), учащиеся готовят
название команд, эмблемы.
2. Игра проводится на уроке в одном классе или между классами во
внеурочное время. Игра проводится в три раунда.
Разделить учащихся на четное число групп.
I раунд - разминка.
Провести жеребьевку (2 первых номера, 2 вторых, 2 третьих и
т.д.). Команды, имеющие одинаковые номера, задают друг другу вопросы
(2-3 вопроса - теоретические по карте). За каждый правильный ответ
команда получает жетон.
II раунд.
Учащиеся отвечают на вопросы ведущего. Первым отвечает тот, кто
быстрее всех поднял руку.
III раунд.
В третий раунд выходят три команды , набравшие наибольшее коли-
чество жетонов. Учащиеся получают задание - составить прогноз. Над
которым работают 5-7 минут. Заслушать прогноз.
Во время подготовки команд, провести конкурс на лучшего знатока
карты.
ИТОГ.
Подвести итоги, наградить победителей.


Вопросы II раунда | Ответы
1. О каком материке можно сказать, что он самый:
сухой
холодный
южный
жаркий
влажный
плоский
большой
маленький
пустынный
малонаселенный
высокий.
2. Территории каких государств расположены в Эквадор, Колумбия,
северном и южном полушарии одновременно. |Бразилия, Габон,
Конго, Заир, Уганда
|Кения, Сомали
3. Какая река в Африке дважды пересекает экватор Конго (Заир)
4. Какое озеро в Африке называют сестрой Байкала |Таганьика
5. Что общего между вади и криком. сухие русла рек
6. Где водится птица-секретарь. |в Африке
7. Какой "иглой" нельзя уколотся. м. Игольный (Африка)
8. Единственный материк, на котором нет действу |Австралия
ющих вулканов и современного оледенения.
9. Материк богат залежами алмазов. |Африка
10. Материк, где домашние животные завезены из Австралия
Европы. |
11. Как называется и где находится водопад, ко- вдп. Виктория
торый местные жители называют "дым, который (Африка)
гремит".
12. Как называется и где расположено "мертвое |озеро Эри
сердце" материка (Австралия)
13. Река называется так же, как называется форма |Амазонка, Амазонская
рельефа по которой она протекает. низменность, Южная
|Америка
14. Что общего между сельвой и гилеей влажн. экватор. леса
15. Что это за явление поророка, где оно проис- |Амазонка, прохожд-е
ходит? приливной волны вверх
|по течению реки
16. Кого называют плюшевыми медвежатами, где коала, Австралия
они встречаются. |
17. Расставьте правильно слова: Африка - Левингстон
Африка - Кук |Австралия - Кук
Австралия - Колумб Южная Америка -
Южная Америка - Левингстон |Колумб
18. Что такое бумеранг. орудие охоты в Авст-
|ралии
19. Кто такие пигмеи. аборигены Африки
20. Кто такой Амундсен. |покоритель южного
полюса
21. Оазисы есть в Африке, есть ли в Антарктиде? |да, природа необычна
Что у них общего. для общ. территории
22. Назовите самое холодное место на Земле. |ст. Восток, Антарк-
тида
23. Назовите самое жаркое место на Земле. г. Триполи, Африка
24. Что такое Сахара. |пустыня Африки
25. В переводе эту форму рельефа называют "мед- Анды, Южная Америка
ные горы". Что это за горы? |
26. Что такое Калахари? пустыня Африки
27. Что такое Патагония? |степь Южной Америки
28. Что такое парамос? высокогорные луга,
|Южная Америка
29. Что лишнее: Намиб, Атакама, Ориноко, Викто- Ориноко
рия? |
30. Что лишнее: милоты, арабы, бразильцы, пигмеи, бразильцы
бушмены. |
31. Что лишнее: бутылочное дерево, скрэб, гевея,
эвкалипт. |гевея
32. Что лишнее: слон, лев, крокодил, жираф, кен-
гуру. |кенгуру
33. Что лишнее: индейцы, метисы, мулаты, арабы, арабы
самбо? |
34. Америка - почему так называется материк? по имени Америго
|Веспуччи (1507 г.)
35. Антарктида - почему так называется материк? (анти) - против
|Арктики
36. Африка - почему так называется? авриго - племя в
|Африке
37. Австралия - почему так называется? в переводе - южная
|земля
38. Назовите родину картофеля, подсолнечника и Южная Америка
др. растений |
39. Что такое? Кто такая?
Аконкагуа |высшая точка Анд
Ориноко река Южной Америки
горилла |человекообразная
обезьяна Африки
лама |вьючное копытное жи-
вотное Юж.Америки
Атакама |пустыня Юж. Америки
Титикака озеро Южной Америки
скрэб |колючие кустарники
Австралии
пиранья |хищная рыба Южной
Америки
40. Самая крупная птица на Земле. |страус
41. Самая маленькая птица на Земле. коллибри, Юж.Америка
42. Что общего у рек: Конго и Амазонка. |положение, питание,
режим
43. Что лишнее: Атласские горы, Драконовы, Анды, |Анды
Капские?
44. Почему в Антарктиде лед не тает? |75-90% отражения с
поверхности
45. Почему так говорят: "Экономика Австралии |основной вид хоз.де-
идет на овце". ят-ти - овцеводство
46. Что лишнее: коала, кенгуру, ехидна, пекари, |пекари
утконос.
47. Что лишнее: Йорк, Альмади, Хафун, Париньяс, |Ла-Плата
Ла-Плата.
48. Почему в Австралии сохранились сумчатые |отсутствие хищников,
животные? раньше отделился,
|позже открыт
49. Что лишнее: море Росса, море Уэделла, Кариб- Карибское
ское море, море Амундсена. |
50. Самый широкий пролив. Дрейка
51. Самый длинный пролив. |Мозамбикский
52. Что лишнее: Эйр, Чад, Ньяса, Титикака, Ан- Анхель - вдп.
хель, Виктория. |
53. Какие общие черты рельефа позволяют судить платформы, конфигу-
о единстве происхождения материков. |рация, равнинность..
54. Почему пустыня Сахара увеличивает свои раз- непр. земледел., вы-
меры, что сделано, чтобы ее остановить? |рубка лесов; создан
"зеленый пояс"
55. "Серенгетти", "Рувензори" - что это за тер- |нац. парк, Африка
ритории, где они расположены?
56. Назовите решающие факторы образования пусты- |холодное течение,
ни Атакама и пустыни Намиб. троп. климатич. пояс
57. Что лишнее: Чили, Эквадор, Сомали, Перу, |Сомали
Колумбия.
58. Назовите русских исследователей материков |Вавилов, Юнкер, Ко-
Южного полушария. валевский, Миклухо-
|Маклай, Беллинсгау-
зен, Лазарев
--------------------------------------------

III раунд
Задание - прогноз.
1. Составьте прогноз: как изменилась бы природа отдельных материков,
если бы все материки сошлись вместе вокруг Африки.
2. Подумайте: как изменится природа материков в результате хозяй-
ственной деятельности человека, что необходимо сделать, чтобы сох-
ранить уникальную природу материков.

Примечание: кроссворд - победитель конкурса творческих заданий,
составленный учащимися.

Учитель школы-лицея N43 г.Оренбурга
Ильина Наталья Ивановна.


г) Тесты как одна из форм проверки усвоения
учебного материала

Реформа образования в России затронула и систему проверки знаний
учащихся. В последнее время в учебном процессе, на предметных олимпи-
адах и вступительных экзаменах в высшие учебные заведения все более
широкое применение находят тесты.
Под тестом мы условимся понимать систему заданий специфической
формы, позволяющей оценить степень овладения учебным материалом.
Тесты являются эффективным заданием для самоконтроля, имеют ряд
преимуществ с точки зрения как деятельности учителя, так и деятель-
ности учащихся.
Одним из наиболее важных преимуществ тестовых заданий является
высокая степень объективности выставляемых оценок, кроме того тесто-
вая форма контроля может осуществляться с помощью средств вычисли-
тельной техники, она экономит как учебное время, так и время учителя,
освобождает от проверки письменных работ. Их применение вызывает не-
посредственный интерес, способствует формированию мотива учения. Про-
цесс составления тестов очень увлекателен и вызывает у школьников
познавательный интерес к изучению географии.
Тесты как форма проверки имеет свои достоинства и недостатки,
поэтому лучше сочетать ее с другими формами проверки знаний и умений.
Учитель может составить тесты и тестовые задачи как для каждой
конкретной темы, так и для курса географии в целом, с их помощью ук-
репить полученные ранее знания и развить у школьников аналитическое
географическое мышление, восполнять пробелы в практическом применении
географических знаний.
Рекомендуемые статьи и материалы по проблеме тестового контроля
в журнале "География в школе":
1) Г.А.Игнатьева, Н.В.Фролова Тесты для итоговой проверки по
курсу "География России" за I полугодие. N1, 1994.
2) С.А.Фадеев (Москва) Система тестов по теме "Природные ресурсы
мира". N4, 1994.
3) В.Б.Пятунин Тесты - как одна из форм проверки усвоения учеб-
ного материала. N6, 1994.
4) А.С.Фетисов Тесты МГУ, газета "География" еженедельное прило-
жение к газете "первое сентября". N3, 1995.
5) В.П.Дронов Тесты для итоговой проверки знаний по разделу
"Экологическая и социальная география крупных регионов России и стран
нового зарубежья". N1, 1995.
6) Н.С.Лукьянов Географические диктанты в курсе географии Рос-
сии. N1, 1995.

Учителем-методистом СШ N 24 г.Оренбурга Бабиной Н.Н. составлены
тесты для итогового контроля по курсу "География Оренбургской облас-
ти" и курсу "География материков и океанов".

Тесты по курсу "География Оренбургской области"

1. Оренбургская губерния образовалась в :
а) 1743 б) 1744 в) 1742
2. Оренбургская область образована в:
а) 1744 б) 1934 в) 1820
3. Численность населения области:
а) 2.1 млн. б) 3 млн. в) 6 млн.
4. 54% удельного веса продукции Оренбургской области в общерос-
сийском производстве проходится на:
а) газ б) доменное оборудование в) нефть
5. С юга область граничит с:
а) Челябинской обл.
б) Самарской обл. в) со всеми
в) Казахстаном д) ни с одной
6. Площадь области:
а) 124 тыс. кв.км б) 148 тыс. кв.км в) 150 тыс. кв.км
7. В области есть месторождения:
а) асбеста б) фосфоритов в) янтаря г) все д) ни одно
8. В возрастной структуре до 34 лет преобладают:
а) мужчины б) женщины в) равно
9. Уровень урбанизации в Оренбургской области по сравнению с
Россией:
а) ниже б) выше в) равны
10. Национальность, занимающая 3 место в области по численности:
а) татары б) башкиры в) украинцы г) все д) ни одна
11. ТЭК - это: а) комплекс по производству топлива
б) комплекс по производству топлива и энергии
б) комплекс, включающий добычу и переработку топ-
лива, получение энергии.
12. На территории области газопровод:
а) "Дружба" б) Уренгой-Ужгород в) "Союз"
13. В настоящее время в области эксплуатируется месторождение
нефти:
а) 66 б) 80 в) 30
14. Месторождение бурого угля находится в районе:
а) Тюльганском б) Бугурусланском в) Сорочинском
г) во всех д) ни в одном
15. Центр черной металлургии в городе:
а) Орск б) Новотроицк в) Оренбург
16. Центр никелевой промышленности в городе:
а) Орск б) Новотроицк в) Кувандык
17. Центр медной промышленности в городе:
а) Медногорск б) Саракташ в) Орск
18. "Южуралмаш" находится в городе:
а) Оренбурге б) Орске в) Новотроицке
19. Завод бурового оборудования находится в городе:
а) Оренбурге б) Орске в) Сорочинске
20. Пресс-ножницы изготавливает:
а) п/о "Долина" б) ЮУМ3 в) з-д Гидропресс
21. Клиновые приводные ремни изготавливает:
а) з-д РТИ б) п/о "Стрела" в) ЮУМЗ
22. Мебельная продукция изготавливается в городе:
а) Новотроицке б) Оренбурге в) Гае
23. Кожгалантерейная фабрика находится в городе:
а) Новотроицке б) Кувандыке в) Оренбурге
24. Самая крупная электростанция:
а) Ириклинская б) Сакмарская в) другая
25. Месторождение асбеста:
а) Киембаевское б) Сорочинское в)Березовское
26. АПК - это а) связь с/х с промышленностью
б) комплекс услуг населению
в) производство, переработка с/х продукции и дове-
дение ее до потребителей с учетом полного обеспече-
ния.
27. Отличительная особенность с/х:
а) слабая механизация
б) средство производства - земля
в) работа, не требующая определенных навыков.
28. С/х культура, занимающая 2 место по посевной площади:
а) рожь б) пшеница в) просо
29. Площадь орошаемых земель:
а) 70 тыс.га. б) 90 тыс.га. в) 60 тыс.га.
30. Скороспелая отрасль животноводства:
а) коневодство б) свиноводство в) козоводство
31. Район Западной зоны:
а) Бузулукский б) Орский в) Кувандыкский
г) все д) ни один
32. Район Центральной зоны:
а) Оренбургский б) Бугурусланский в) Светлинский
г) все д) ни один
33. Район Южной зоны:
а) Соль-Илецкий б) Матвеевский в) Кувандыкский
г) все д) ни один
34. Район Юго-Западной зоны:
а) Илекский б) Сорочинский в) Ясненский
г) все д) ни один
35. Самый большой % валовой продукции в структуре пищевой промыш-
ленности приходится на:
а) мясную б) соляную в) мельничную
36. Новый вид транспорта в области:
а) компьютерная сеть б) трубопроводный в) авиационный
37. К непроизводственной сфере относится:
а) образование б) пищевая промышленность в) металлургия
38. К Орскому экономическому району относится:
а) Светлинский б) Бузулукский в) Матвеевский
39. К Оренбургскому экономическому району относится:
а) Илекский б) Тюльганский в) Новотроицкий
40. К Бузулукско-Бугурусланскому относится:
а) Северный б) Ташлинский в) Кувандыкский


Ключ к тестам по Оренбургской области:

1) - б 21) - а
2) - б 22) - б
3) - а 23) - в
4) - б 24) - а
5) - в 25) - а
6) - а 26) - в

7) - а, б 27) - б
8) - а 28) - а
9) - а 29) - а
10) - ничего не верно 30) - б
11) - в 31) - а
12) - в 32) - а
13) - а 33) - а
14) - а 34) - а
15) - б 35) - а
16) - а 36) - а
17) - а 37) - а
18) - б 38) - а
19) - а 39) - а
20) - а 40) - а


Тесты контроля по курсу "География материков и океанов"

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

1. Исследование.
1) Кто открыл побережье п-ова Лабрадор:
а) Колумб б) Васко де Гамма в) Джон Кабот.
2) Кто из русских мореплавателей исследовал берега Северной
Америки:
а) Беллинсгаузен и Лазарев б) Лаптев и Дежнев
в) Беринг и Чириков.

2. Рельеф и полезные ископаемые.
3) В основе Кордильер находится:
а) платформа б) древняя складчатая область
в) молодая складчатая область.
4) Миссисипская низменность сложена:
а) морскими наносами б) речными наносами в) осадочными породами
5) В Аппалачах находятся:
а) нефть, газ б) железная руда, каменный уголь
в) цветные металлы.
6) В Кордильерах находятся месторождения:
а) железной руды и угля б) нефти, газа, угля, золота
в) меди, никеля, угля.

3. Климат.
7) Для арктического пояса Северной Америки характерно:
а) занимает большую часть материка
б) преобладают западные ветры
в) весь год преобладают высокое давление и нисходящие воздушные пото-
ки.
8) Для умеренного пояса Северной Америки характерно:
а) преобладает континентальный климат и западные ветры
б) летом в основе тропический воздух, а зимой - умеренный
в) весь год тропические воздушные массы.
9) Для тропического пояса Северной Америки характерно:
а) в поясе расположена небольшая часть материка, весь год жарко
б) весь год преобладает тропический воздух
в) на западе распространен средиземноморский климат.
10) Для субтропического пояса Северной Америки характерно:
а) пояс занимает самую большую часть
б) преобладает тропический воздух, ливневые дожди
в) на западе пояса климат средиземноморский, летом воздух тропичес-
кий, а зимой - умеренных широт.

4. Воды.
11) Реки бассейна Сев. Ледовитого океана имеют питание преиму-
щественно:
а) подземными водами б) дождевыми водами
в) талыми водами (снеговое).
12) Самая большая река Северной Америки:
а) Макензи б) Колорадо в) Миссисипи.

5. Природа и население.
13) Для тайги Северной Америки характерно:
а) вытянута с запада на восток и четко выражены зима и лето
б) вытянута с севера на юг; лето короткое; на месте тающего снега
растут лишайники
в) преобладают из растений: дуб, бук, липа, клен.
14) Для смешанного леса Северной Америки характерна раститель-
ность:
а) пихта, сосна, ель б) липа, береза, пихта, ель
в) секвойя, клен, липа.
15) Самой большой по площади Северной Америки является:
а) Канада б) Мексика в) США.


ЮЖНАЯ АМЕРИКА

1. Исследование.
16) Перым у берегов Южной Америки побывал:
а) Кук б) Колумб в) Беллинсгаузен.
17) Территорию Южной Америки исследовали:
а) Беллинсгаузен и Лазарев б) Марко Поло и Никитин
в) Гумбольд и Вавилов.

2. Рельеф и полезные ископаемые.
18) Запад Южной Америки находится:
а) на платформе б) в зоне взаимодействия двух плит
в) в понижении рельефа.
19) Равнины Южной Америки сложены:
а) магматическими породами б) речными наносами
в) осадочными породами.
20) Для Анд характерно:
а) расположены во впадине Южной Американской платформы
б) находятся в области новой складчатости
б) находятся в области древней складчатости.
21) В Андах находятся запасы:
а) оловянных и медных руд б) железных и медных руд
в) нефти, газа, угля.

3. Климат.
22) Какие особенности рек характерны для экваториального климата
Южной Америки:
а) реки многоводны весь год
б) реки замерзают зимой, летом мелеют
в) реки многоводны только летом.
23) Осадки в субтропическом поясе Южной Америки:
а) не выпадают б) выпадают летом в) выпадают зимой.
24) Для морского умеренного климата Южной Америки характерно:
а) теплая зима, влажное, прохладное лето с частыми дождями
б) холодная, суровая зима и жаркое лето
в) круглый год лето с ливневыми дождями.
25) Главной особенностью климата Анд является:
а) однообразный без изменений
б) на западных склонах и восточных климат различен
в) климат изменяется при подъеме к вершинам и при продвижении с севе-
ра на юг.

4. Воды.
26) Какая река Южной Америки полноводна в течение всего года: об-
ладает мощными запасами водной энергии и имеет наибольшую
площадь бассейна:
а) Ориноко б) Амазонка в) Парана.
27) У какой реки Южной Америки уровень вод резко колеблется по
сезонам:
а) Амазонка б) Парана в) Ориноко.

5. Природа и население.
28) Какие животные встречаются в экваториальных лесах Южной Аме-
рики:
а) пума, броненосец, страус б) олень, лама, грызуны
в) ягуар, ленивец, тапир.
29) Какое из растений характерно для Южной Америки:
ф) эвкалипт б) секвойя в) гевея.
30) Кто из нижеперечисленных народов живет в Южной Америке:
а) арабы, берберы, пигмеи б) самбо, негры, мулаты
в) пигмеи, бушмены, эфиопы.


АНТАРКТИДА

1. Исследование.
31) Антарктида была открыта:
а) Колумбом и Веспуччи б) Лазаревым и Беллинсгаузеном
в) Беренгом и Чириковым.
32) Антарктиду исследовали:
а) Кук б) Скотт в) Амундсен.

2. Рельеф и полезные ископаемые.
33) Горы в Антарктиде:
а) занимают центральную часть
б) представлены горной цепью, делящей материк на две части
в) гор нет вообще.
34) Антарктида покрыта льдом:
а) только в центре б) только по бокам в) полностью.
35) Есть ли в Антарктиде равнины:
а) да б) нет
36) Вулкан Эльбрус находится:
а) в центре Антарктиды б) на одном из прибрежных островов

в) в южной части материка.

3. Климат.
37) Самая низкая температура Антарктиды составила:
а) -72С б) -89.2С в) -90С.
38) В Антарктиде преобладают воздушные потоки:
а) нет вообще б) восходящие в) нисходящие.
39) Почему в прибрежной полосе Антарктиды дуют постоянные ураган-
ные ветры с материка:
а) потому что на прибрежье теплее, чем в центре
б) потому что разница температур и атмосферного давления над матери-
ком и океаном велика
в) потому что большое количество теплоты отражается снегом и льдом.
40) Какие полезные ископаемые встречаются в Антарктиде:
а) каменный уголь, железная руда, цветные металлы
б) марганцевые, никелевые, оловянные руды
в) алюминий, медные руды.

4. Природа.
41) Антарктическая пустыня характерна тем, что:
а) растительность бедная, растут отдельные пучки трав и колючие кус-
тарники
б) лишена растительности из-за низких температур и имеет слаборазви-
тые почвы
в) здесь преобладают быстробегающие животные.
42) Растительность Антарктиды представлена:
а) хвойными деревьями б) карликовыми ивами и ягилем
в) мхами, лишайниками, водорослями.
43) Что такое оазис?
а) название лесов в тропиках б) название гор в Антарктиде
в) место в пустыне с растениями и водой.
44) Среди животных в Антарктиде встречаются:
а) синие киты, пингвины, тюлени б) белые медведи, моржи, тюлени
в) страусы, кенгуру, киты.
45) Пингвины насиживают яйца:
а) в гнезде, обкладывая пухом б) зарывая их в землю
в) держа в лапах, прижимая к пуху живота.

АФРИКА

1. Исследование.
46) Природу Африки изучали русские путешественники:
а) Пржевальский б) Вавилов в) Дежнев.
47) Водопад Виктория открыл:
а) Кук б) Скотт в) Ливингстон

2. Рельеф и полезные ископаемые.
48) На юге Африки находится:
а) Сахара б) Драконовые горы в) горы Атлас.
49) Вулкан Килиманджаро находится на:
а) Восточно-Африканском плоскогорье б) Эфиопском нагорье
в) Драконовых горах.
50) На долю Африки приходится 98% добычи:
а) нефти и газа б) алмазов в) золота
г) железных и марганцевых руд.
51) Нефть добывают:
а) в горах Атлас б) полуостров Сомали
в) Северной Африки и побережье Гвинейского залива.

3. Климат.
52) В этом климатическом поясе Африки различается только один се-
зон - лето:
а) тропический б) экваториальный в) субэкваториальный.
53) Этот пояс Африки является самым жарким:
а) субэкваториальный б) субтропический в) тропический.
54) Летом в Африке господствуют экваториальные воздушные массы,
зимой - тропические:
а) субэкваториальный б) тропический в) экваториальный.
55) Летом в Африке преобладают тропические воздушные массы, а зи-
мой - морские воздушные массы умеренных широт:
а) тропический б) субтропический в) экваториальный.

4. Водоемы.
56) Самая большая река Африки:
а) Нигер б) Конго (Заир) в) Нил.
57) Самое большое озеро Африки:
а) Виктория б) Чад в) Танганьика.
5. Природа и население.
58) Шимпанзе встречаются:
а) в Сахаре б) по берегам Нила в) в экваториальных лесах.
59) Саванны это:
а) полупустыня б) горное плато в) африканские степи.
60) Коренное население Африки:
а) метисы б) арабы в) негры.


АВСТРАЛИЯ

1. Исследование.
61) В изучении Австралии принимали участие:
а) Ливингстон б) Дежнев в) Тасман.
62) Восточное побережье Австралии и Новая Зеландия были изучены:
а) Колумбом б) Вавиловым в) Куком.

2. Рельеф и полезные ископаемые.
63) В рельефе Австралии преобладают:
а) горы б) равнины в) низменности.
64) Большой водораздельный хребет расположен в Австралии на:
а) Западе б) Севере в) Востоке.
65) Есть ли вулканы в Австралии:
а) да б) нет.
66) Осадочными называются породы, которые:
а) образовались в глубине земли и претерпели изменения
б) образовались из магмы
в) образовались при накоплении на поверхности.

3. Климат.
67) Летом в Австралии господствуют экваториальные, а зимой тропи-
ческие воздушные массы:
а) тропический б) субэкваториальный в) субтропический.
68) Летом в Австралии господствуют тропические, а зимой умеренные
воздушные массы:
а) тропический б) субэкваториальный в) субтропический.
69) Большая часть Австралии находится в поясе:
а) тропическом б) субтропическом в) субэкваториальном.
70) Пассат это:
а) пустыня б) ветер, дующий к экватору в) ураган.

4. Водоемы.
71) Рек и озер в Австралии:
а) нет б) мало в) много.
72) Запасов подземных вод в Австралии:
а) нет б) они малы в) их много.

5. Природа и население.
73) В центральной части Австралии преобладают:
а) саванны б) пустыни и полупустыни в) тропические леса.
74) Для растительности Австралии характерны:
а) финиковые пальмы б) эвкалипты в) сосны.
75) Кто такие аборигены?
а) птицы из семейства попугаев
б) потомки от европейцев и негров
в) коренное население материка.


ЕВРАЗИЯ

1. Исследование.
76) Первым Центральную Азию посетил:
а) Беринг б) Вавилов в) Марко Поло.
77) Какие из открытий сделал Пржевальский:
а) установил границы Тянь-Шаня
б) открыл самую высокую вершину Земли
в) описал озеро Лобнор.

2. Рельеф и полезные ископаемые.
78) Какие горы Евразии расположены в области древней складчатос-
ти:
а) Альпы и Гималаи б) Алтай и Урал в) Памир и Кавказ.
79) Какие горы являются частью Альпийско-Гималайского пояса:
а) Кавказ б) Алтай в) Аппеннины.
80) Где находится самая высокая вершина Земли (назвать ее):
а) Скандинавские горы б) Тибет в) Гималаи.
81) В каких местах встречаются месторождения газа и нефти:
а) Восточно-Европейская равнина и Скандинавские горы
б) Западно-Сибирская равнина и Аравийский полуостров
в) полуострова Индостана и Индокитай.

3. Климат.
82) Для умеренного пояса Евразии характерно:
а) расположен на севере материка
б) летом преобладают тропические, зимой - умеренные воздушные массы
в) пояс имеет наибольшую протяженность с севера на юг и преобладают
западные ветры.
83) Для субтропического пояса Евразии характерно:
а) летом преобладают тропические, а зимой умеренные воздушные массы;
летом сухо , зимой выпадают осадки
б) климат тропических муссонов
в) преобладают западные ветры.
84) Для тропического пояса Евразии характерно:
а) летом преобладают экваториальные, зимой - тропические воздушные
массы
б) весь год экваториальные воздушные массы, высокие температуры,

осадки
в) в поясе расположен Аравийский полуостров.
85) Для экваториального пояса Евразии характерно:
а) весь год экваториальные воздушные массы, высокие температуры,
осадки
б) летом экваториальные, зимой - тропические воздушные массы
в) пояс занимает юго-восточную часть материка.

4. Воды.
86) Какая река относится к бассейнам Сев.Ледовитого океана, на-
долго замерзает и разливается весной:
а) Ганг б) Енисей в) Урал.
87) Какое озеро Евразии самое глубокое и тектонического происхож-
дения:
а) Женевское б) Ладожское в) Байкал.
5. Природа и население.
88) Какая природная зона Евразии занимает самую большую площадь,
в растительности преобладают: лиственница, сосна, пихта:
а) тундра б) смешанные леса в) тайга.
89) Для пустынь и полупустынь Евразии характерно:
а) климат континентальный, скудная растительность, в основном саксаул
а) климат континентальный, развита злаковая растительность, травы.

90) Где встречается як?
а) в Гималаях б) Тибете в) в Альпах.

Оренбургский ИПК РО

| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека |