Представила: Мишакова В.Н., зав. УМК биологии ООИПКРО Дата: 28.11.01.
Формирование понятийного аппарата в процессе преподавания биологии
с использованием технологии эффективных уроков А.А. Окунева и технологии совершенствования общеучебных умений В.Н. Зайцева
Из опыта исследовательской работы
Царёвой Лилии Николаевны
учителя биологии шк. № 2 г. Кувандыка
В процессе накопления и совершенствования собственного опыта преподавания биологии у учителя возникла идея проведения эксперимента. Необходимость в организации экспериментальной работы по методике преподавания биологии определялась идеей в рамках одной из актуальных проблем преподавания биологии – формирование понятийного аппарата.
“В целостной технологии организации учебно-познавательной деятельности, по существу сводящейся к управлению процессами решения учащимися учебных задач, важным элементом является обучение их культуре определения понятий. В ходе этой работы учащиеся начинают понимать организующую роль определений в осмыслении предмета в целом,” – В.В.Сластенин и др. “Педагогика”: М., Школа-Пресс, 1998.
На диагностическом этапе после анализа затруднений, существующих в формировании понятийного аппарата, выявились следующие противоречия: с одной стороны прочное знание как общих, так и частных биологических понятий совершенно необходимо для овладения ЗУН любого из разделов биологии, с другой стороны, очевидны затруднения в усвоении терминологии и формировании понятийного аппарата у любой возрастной группы учащихся.
Отсюда учителем была обоснована проблема исследования “В каком отношении технология совершенствования общеучебных умений Зайцева и технология эффективных уроков Окунева способствуют формированию понятийного аппарата в преподавании биологии”.
Актуальность данной проблемы педагогического исследования для общества определяется быстрым расширением границ понятийного аппарата современной биологии в связи с расширением границ человеческого знания, отсюда востребованность для общества людей с прочными биологическими ЗУН, т.к. ХХ1 век можно смело назвать веком биологии. Актуальность этой проблемы для практики, т.е. востребованность ее для школы очевидна из вышеизложенного. Актуальность проблемы для науки состоит в восполнении недостатка методических рекомендаций по формированию понятийного аппарата в преподавании биологии.
Новизна проблемы: в ходе сравнительного эксперимента установить по исследованию структуры деятельности: использование разных технологий образовательного процесса способствует ли, в какой степени и в каком отношении улучшению результатов обучения и повышению уровня притязаний учащихся.
Соответственно темой исследования по выбранной проблеме стало “Формирование понятийного аппарата в процессе преподавания биологии с использованием технологии эффективных уроков А.А. Окунева и технологии совершенствования общеучебных умений В.Н. Зайцева”.
Объект исследования: Система формирования понятийного аппарата.
Предмет исследования: Нетрадиционные формы обучения и творческая активность учащихся при формировании понятийного аппарата.
Цель эксперимента: Разработать методические рекомендации по формированию понятийного аппарата на основании применения технологии эффективных уроков Окунева и технологии совершенствования общеучебных умений Зайцева.
Задачи эксперимента: 1) Изучение проблемы формирования понятий в психолого-педагогической литературе.
1) Раскрыть технологию формирования понятий на основе технологий Окунева А.А. и Зайцева В.Н.
Описание данных технологий:
Психология совершенствования общеучебных умений в начальной школе.
Классификационные параметры технологии:
По уровню применения: частнопредметная.
По основному фактору развития: социогенная.
По ориентации на личностные структуры: СУД+ ЗУН.
По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, проникающая.
По типу управления: система малых групп + программное управление.
По организационным формам: классно-урочная + индивидуальная + дифференцированная.
По подходу к ребенку: дидактоцентрическая.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + развивающая.
По направлению модернизации: методическое усовершенствование и дидактическое реконструирование.
По категории обучаемых: массовая + виктимологическая + работа с трудными.
Концептуальная часть технологии:
- главной причиной неуспеваемости детей в школе является плохое чтение;
- психологической причиной того, что дети плохо читают и считают, является недостаточность оперативной памяти;
- основой технологии развития общеучебных умений должна служить диагностика и самодиагностика;
- преемственность, постоянное поддержание доступного уровня развития умений.
Процессуальная характеристика:
Элементы технологии – подготовка дошкольников; оптимальное чтение; увеличение быстроты письма; повышение орфографической грамотности; совершенствование вычислительных умений; сохранение учебных умений в период каникул; общеорганизационные рекомендации.
Педагогическая технология на основе системы эффективности уроков ( А.А.Окунев).
Классификационные параметры технологии:
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: диалектическая.
По основному фактору развития: социогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.
По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД.
По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, технократическая, политехнология.
По типу управления: современное традиционное обучение.
По организационным формам: классно-урочная.
По подходу к ребенку: технология сотрудничества.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + поисковая.
По направлению модернизации: активизация.
По категории обучаемых: массовая.
Целевые ориентации:
- усвоение стандартных ЗУН и математических СУД;
- развитие способных детей.
Концептуальная часть технологии.
Движущая сила учебного процесса – это противоречие между теми задачами, которые вы ставите перед учениками, и их знаниями, умениями.
Принцип интереса: новый материал вызывает рассогласование, включающий механизмы деятельности по ориентировке и познавательной деятельности.
Условия хорошего урока:
- теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться – по способностям;
- принцип связи теории с практикой – учить применять знания в необычных ситуациях;
- принцип доступности: школьник должен действовать на пределе своих возможностей; талант учителя – угадать эти возможности;
- принцип сознательности: ребенок должен знать, что он проходит;
- установка не на запоминание, а на смысл; даются основы запоминания;
- учебная информация распределена на крупные блоки:
- отработка умения наблюдать;
- выделение главного, учет времени.
Особенности методики: создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся; экономное и целесообразное расходование времени урока; применение разнообразного арсенала методов и средств обучения; высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся; организация начала урока – овладеть вниманием; включиться в урок; обеспечить положительную мотивацию.
3)Провести опытно-экспериментальную работу с целью проверки эффективности этих технологий для формирования понятийного аппарата в преподавании биологии.
Если использовать технологии А.А.Окунева и В.Н. Зайцева, систематически реализовывать их на уроке, ориентировать учащихся на осмысленное запоминание понятий, то ускорится формирование понятийного аппарата.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого – педагогической, философской, методической литературы;
- организационный + сравнительный / сопоставление различных классов одного возраста по деятельности;
- Эмпирический эксперимент.
- Методы обработки результатов исследований / количественный или статистический; качественный – анализ материала и дифференциация его по группам.
База эксперимента: Эксперимент проводился в 7В и 7Г классах. По результатам обучения в 6 классе степень обученности по биологии составила: 7В класс – 54%; 7Г класс – 60%.
Почему именно эти классы учитель выбрала для проведения эксперимента? В 7В классе второй год работает по технологии совершенствования общеучебных умений и навыков В.Н.Зайцева, как и все учителя в этом классе. Уровень обученности учащихся 7В класса ниже, но необходимо отметить, что ребята этого класса отличаются трудолюбием и любознательностью, хотя при этом темп усвоения учебного материала у них медленный.
В 7Г классе учитель год работает третий по системе эффективных уроков А.А.Окунева. Отличаясь более высоким уровнем обученности, смекалкой, творческой активностью, ребята этого класса имеют и более высокие темпы усвоения учебного материала.
Организация эксперимента:
-проведение исходных константирующих срезов на скорость и прочность усвоения понятий;
Работа над формированием биологических понятий в курсе “ Многообразие живых организмов” проводилась в 7В классе на основании технологических элементов, т.е. групп упражнений, тренингов, применяемых в технологии совершенствования общеучебных умений В.Н.Зайцева.
Деятельность учителя. |
Деятельность учащихся. |
1. Организация и проведение упражнений, вырабатывающих оптимальное чтение. |
1. Многократное чтение /2-3 раза/ определений самостоятельно или за диктором / учитель,сильный ученик, слабый ученик/; 2-5 мин. 2. Жужжащее чтение определений по словарику /повторение пройденной темы / или тексту параграфа/после объяснения/62-5 мин. 3. Чтение в темпе скороговорки для развития артикуляционного аппарата и правильного произношения терминов: 2-5 мин. |
2. Включение в запоминание зрительной и моторной памяти. |
1. Выписывание терминов в словарик. 2. Биологические диктанты по терминам /тренировочная/. 3. Итоговое тематическое тестирование по терминам. 4. Применение сорбонок /карточек небольшого размера, предназначенных для активной тренировки памяти, при индивидуальном опросе, взаимообучении в парах, повторение терминов по определенной теме. |
3. Установление образно-ассоциативных связей. |
Использование “изображений” терминов в ОК, блок-схемах, логических схемах. |
4. Совершенствование репродуктивных умений. |
1. Выделение ключевого слова в определении. 2. Воспроизведение определения биологического понятия. 3. Жужжащее повторение в парах. 4. Использование терминов в качестве дополнительных определений вопросов.
|
5. Развитие творческой активности учащихся. |
1. создание сорбонок, ОК, логических схем: а) по образцу; б) самостоятельно с использованием понятий. 2. Составление кроссвордов, загадок с использованием терминов. |
Формирование понятийного аппарата на уроках биологии в 7Г классе проводилось на основе системы эффективных уроков А.А.Окунева. На его систему уроков (н-р, урок припоминания материала, урок самостоятельной работы, требующий творческого подхода: урок- “бенефис” и т.д.), как и вообще на нетрадиционные технологии урока учитель часто опирается в своей педагогической практике, т.к. педагогические возможности игры, соревнования в жизни коллектива и человека обнаружены еще во времена Платона. О значении игры в обучении писал Ян Амос Коменский: “Спеши в школу, как на игру, она и есть такова”. В восемнадцатом веке Руссо и Песталоцци, видя в игре “ своеобразную деятельность дитяти”, полагали, что через игру и надо готовить его к жизни. Значительный вклад в теорию игры внесли Ушинский и Лесгафт. Особое место в разработке теории педагогики игры принадлежит Шацкому, Крупской, Сухомлинскому, которые отдавали игре должное место в системе воспитания и обучения.
Современная педагогика признает игру только в комплексе с другими методами воздействия и подчеркивает ее подчиненность педагогической цели. Не учитывается в должной мере, например, потребность в игре у школьников среднего и старшего возраста; применение же игры и в этих звеньях, на мой взгляд, весьма продуктивно. Формирование понятийного аппарата с опорой на систему эффективных уроков Окунева включает следующие формы и приемы обучения:
Деятельность учителя. |
Деятельность учащихся.
|
1) Организация деловой игры “Узнавайка” при изучении новых понятий. |
Класс делится на 2 группы- одни получают карточки с вопросами, другие с правильными ответами, каждому надо найти свою пару. Во время игры ученики свободно перемещаются по классу, что требует определенной культуры поведения. |
2) Организация “биологического театра” для закрепления понятий. |
Один ряд показывает средствами пантомимы значение понятия, остальные его угадывают и дают определение. |
3) Организация знаний для повторения терминов по одной или нескольким темам. |
“Цветик-семицветик”: для быстрого повторения –разноцветное “лепестки” с терминами, с другой стороны – правильное определение: ответил – и проверил. “Верю-не верю”: один ученик называет понятие, другой дает его определение, первый отвечает: “Верю” или “Не верю” – играют до трех ошибок. “Биологический пинг-понг”: работа в парах на повторение определений: вопрос-ответ; потом меняются. “Эстафета” –передают друг другу теннисный шарик, называют определения понятий, если кто-то не знает, то говорит: “Пропускаю”. |
4) Организация повторения понятий и проверка их усвоения на обобщающих уроках. |
“Что? Где? Когда?” – с использованием биологических терминов. “Снежный ком” – первый учащийся называет термин по теме; 2-ой называет предыдущий и свой и т.д. Порядок слов сохраняется. Если ученик ошибся, следующий не исправляет, а говорит: “Лови ошибку”. Цепочка доходит иногда до 20 понятий. |
|
|
Результаты эксперимента:
Проведя количественный и качественный анализы результатов эксперимента, можно сделать следующие выводы.
Количественные показатели роста числа хорошистов среди учащихся 6В класса за период 1-3 четверти 1999 / 00 уч.года доказывают, что увеличение скорости чтения способствует увеличению СОУ учащихся, ведущее к повышению успеваемости в классе:
1четв. – 1отличник, 8 хорошистов;
2четв. – 1 отличник, 13 хорошистов;
3четв.- 3 отличника, 15 хорошистов.
Сравнительная характеристика качества знаний по биологии учащихся 6В кл. и 6Г кл. за 1999/00 уч.год показывает, что качество знаний по биологии среди учащихся 6В и 6Г классов возросло; это говорит об эффективности применения технологии совершенствования общеучебных навыков В.Н.Зайцева (6В) и технологии на основе системы эффективных уроков А.А.Окунева (6Г), но рост качества знаний в 6Г классе более значителен, т.к. здесь играет роль более высокий и сформиро
ванный уровень притязаний учащихся этого класса.
Анализируя график изменения уровня общеучебных умений учащихся 7В кл. в 1-2 четверти 2000/01 уч.года, можно отметить что некоторое снижение скорости чтения учащихся в конце 1 четв. обусловлено введением нового курса “Многообразие живых организмов” и обилием новых биологических понятий, но в конце 2 четв. заметен стремительный рост показателя, т.к. произошло восстановление общеучебных умений, потерянных за лето, способствующее адаптации к предмету.
По графику изменения творческой активности учащихся 7Г класса за период 1-го полугодия 2000/01 уч.года можно сделать вывод о снижении творческой активности учащихся с 50% (май 2000г.) до 30% (ноябрь 2000г.) от количества учащихся класса, т.к. ознакомление с материалом нового биологического курса не давало возможности в большой степени применять нетрадиционные формы организации уроков. Однако к концу декабря количество учащихся 7Г класса, выполняющих творческие задания увеличилось до 70% от количества обучающихся в классе. Этому способствовало включение механизма познавательной деятельности на основе применения системы эффективных уроков А.А.Окунева, способствующих развитию творческой активности учащихся.
Результаты исходных константирующих срезов в 1 четверти 2000/01 уч.г.
7 в кл. 7 г кл.
Сравнительные результаты исходных константирующих срезов на начало эксперимента показали явное преобладание возможностей усвоения биологических терминов учащимися 7Г класса.
Результаты контрольных срезов во 2 четверти 2000/01 уч.г.
7 в кл. 7 г кл.
|
|
Результаты контрольных срезов отметили явный рост усвоения объема изучаемых биологических терминов среди учеников 7В класс, что сократило разрыв между показателями этих классов. Объяснение этому можно найти в совершенствовании репродуктивных умений при применении технологии В.Н.Зайцева для формирования понятийного биологического аппарата. Улучшение показателей 7Г класса более заметно, но меньше темпы роста, хотя учебные и творческие возможности учащихся этого класса очень высоки. Но в 7Г классе явно преобладает уровень самостоятельной умственной активности учеников, обуславливающий более высокую степень самостоятельного применения изученных понятий.
Анализ качественных показателей результатов эксперимента определил следующие выводы: технология совершенствования общеучебных умений Зайцева В.Н. на основании повышения скорости чтения, а значит, совершенствовании репродуктивных умений, включение в запоминание зрительной, моторной, образно-ассоциативной видов памяти способствует глубокому и точному усвоению биологических понятий.
В то время как активизирующая, включающая механизмы деятельности по ориентировке и познавательной деятельности, технология на основе системы эффективных уроков А.А.Окунева формируют осмысленное, более быстрое логическое запоминание понятий, учит применять знание терминов в необычных ситуациях (например, создание творческих заданий – юмористические рисунки на определенные термины, супер-кроссворды, ОК собственной конструкции); создает и поддерживает высокий уровень самостоятельной умственной активности учащихся, а также высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся.
Работа над проблемой исследования не завершена, эксперимент продолжается, но уже сейчас можно говорить о необходимости применения технологии совершенствования общеучебных умений В.Н. Зайцева и педтехнологии на основе системы эффективных уроков Окунева А.А. для формирования понятийного аппарата в преподавании биологии, т.к. систематическая реализация этих технологий на уроке, каждая со своей стороны позволяет получить глубокие, прочные знания биологических понятий, развивает творческую активность учащихся и понижает на основании этого степень неуверенности учащихся, помогая им найти правильный ответ или адекватное правило поведения.
- В своей работеучитель успешно использует нетрадиционные формы урока – пресс – конференция, диспуты, аукцион знаний, урок – турнир, урок –зачет, урок – брифинг, межпредметные интегрированные уроки, работу на уроках в статичных и динамичных парах и группах ; индивидуальная работа с книгой, дополнительной литературой, справочной литературой, урок взаимообучения и др. Перед собой учитель ставит цель, суть которой в том, чтобы побудить учащихся к активной познавательной деятельности, формировать устойчивый интерес к биологии.
Свои предложения по данной проблеме учитель оформила в виде методических рекомендаций для начинающих учителей биологии:
1) Основная задача учителя – воспитать веру ученика в свои силы, научить радоваться общению с товарищами, педагогом, воспитать внимание, стремление к самостоятельной деятельности школьников.
2) Опираться при выборе нетрадиционной формы организации уроков на учебные возможности детей, учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при отборе содержания учебного материала, выбирать оптимальный объем учебного материала, не чрезмерно его раздувая, как бы интересен и познавателен он не был, использовать все разнообразные современные методы урока.
3) Всесторонне и взаимосвязано реализовывать триединую цель обучения, воспитания и развития интеллекта, воли, эмоций, мотивов, потребностей, познавательного интереса, делать урок эмоционально ярким.
4) Использовать приемы, позволяющие эффективно применять учебный материал, чтобы выработать у школьников навыки самообразования.
5) Стремиться вовлечь каждого ученика в активную, осознанную, самостоятельную деятельность на уроке, что позволяет повысить роль личности ребенка как в группе, так и в его глазах, делать ставку на самостоятельный труд учащихся.
6) Создавать психологический комфорт для класса, благоприятный эстетический и гигиенический фон урока.
7) В плане построения содержания пользоваться эффективными способами выделения главного (опорный конспект, блок – схема, запись определений и т.д.).
8) Уметь встать в позицию ребенка, предвидеть трудности в восприятии материала.
9) Чтобы хорошо учить своему предмету, надо не только отлично знать этот предмет, но и владеть дидактической теорией, технологиями и методиками обучения.
10) Чутко откликаться на мысли ученика, импровизировать.
В соответствии с результатами анкетирования учителем намечены следующие изменения методической системы развития интереса учащихся в последующей практике преподавания:
1) Учащихся, обладающих повышенным познавательным интересом, продолжить развитие их познавательной деятельности, стимулируя способности ребят, вовлекая их в процесс активного интеллектуального поиска (при решении проблемных ситуаций, применение деловых игр и других активных форм обучения), активизировать их самостоятельную познавательную деятельность – работа со справочной и научной литературой, работа над рефератами и проектами, выполнение функций учителя и т.д.
2) Развитие интереса учащихся к биологии как науке и как школьному предмету осуществлять совершенствованием приемов учебного процесса, применением в преподавании большего количества уроков – деловых игр, аукционов знаний, бинарных уроков и других нетрадиционных форм организации уроков, а также на уроках и во внеурочной деятельности продолжить практику наблюдений в природе, живом уголке, самонаблюдений, экскурсий; определение растений и животных местной флоры и фауны. Совместно с учащимися продолжить сбор экспонатов и организацию музея природы в нашей школе.
3) Для ребят, которые учат биологию по необходимости и имеющих ситуативный интерес к ней, необходима активизация внимания на уроках, привлечение к дополнительным занятиям, научение рациональным способам обучения как средство достижения устойчивых прочных знаний, дополнительный контроль при работе с терминологией для формирования интереса к предмету; вовлечение в активную деятельность на уроке.