Представила: Мишакова В.Н., зав. УМК биологии ООИПКРО                               Дата: 28.11.01.


 

Формирование понятийного аппарата в процессе преподавания биологии

с использованием технологии эффективных уроков А.А. Окунева и технологии совершенствования общеучебных умений В.Н. Зайцева

 

Из опыта исследовательской работы 

Царёвой Лилии Николаевны

учителя биологии шк. № 2 г. Кувандыка 

 

                   В процессе накопления и совершенствования собственного опыта преподавания биологии у учителя возникла идея проведения эксперимента. Необходимость в организации экспериментальной работы по методике преподавания биологии определялась идеей в рамках одной из актуальных проблем преподавания биологии – формирование понятийного аппарата.

                   “В целостной технологии организации учебно-познавательной деятельности, по существу сводящейся к управлению процессами решения учащимися учебных задач, важным элементом является обучение их культуре определения понятий. В ходе этой работы учащиеся начинают понимать организующую роль определений  в осмыслении предмета в целом,” – В.В.Сластенин и др. “Педагогика”: М., Школа-Пресс, 1998.

                   На диагностическом этапе после анализа затруднений, существующих в формировании понятийного аппарата, выявились следующие противоречия: с одной стороны прочное знание как общих, так и частных биологических понятий совершенно необходимо для овладения ЗУН любого из разделов биологии, с другой стороны, очевидны затруднения в усвоении терминологии и формировании понятийного аппарата у любой возрастной группы учащихся.

                   Отсюда учителем была обоснована проблема исследования “В каком отношении технология совершенствования общеучебных умений Зайцева и технология эффективных уроков Окунева способствуют формированию понятийного аппарата в преподавании биологии”.

                   Актуальность данной проблемы педагогического исследования для общества определяется быстрым расширением границ понятийного аппарата современной биологии в связи с расширением границ человеческого знания, отсюда востребованность для общества людей с прочными биологическими ЗУН, т.к. ХХ1 век можно смело назвать веком биологии. Актуальность этой проблемы для практики, т.е. востребованность ее для школы очевидна из  вышеизложенного. Актуальность проблемы для науки состоит в восполнении недостатка методических рекомендаций по формированию понятийного аппарата в преподавании биологии.

                   Новизна проблемы: в ходе сравнительного эксперимента установить по исследованию структуры деятельности: использование разных технологий образовательного процесса способствует  ли, в какой степени и в каком отношении улучшению результатов обучения и повышению уровня притязаний учащихся.

                   Соответственно темой исследования по выбранной проблеме стало “Формирование понятийного аппарата в процессе преподавания биологии с использованием технологии эффективных уроков А.А. Окунева и технологии совершенствования общеучебных умений В.Н. Зайцева”.

 

Объект исследования: Система формирования понятийного аппарата.

Предмет исследования: Нетрадиционные формы обучения и творческая активность учащихся при формировании понятийного аппарата.

Цель эксперимента: Разработать методические рекомендации по формированию понятийного аппарата на основании применения технологии эффективных уроков Окунева и технологии совершенствования общеучебных умений Зайцева.

Задачи эксперимента: 1) Изучение проблемы формирования понятий в психолого-педагогической литературе.

1)       Раскрыть технологию формирования понятий на основе технологий Окунева А.А. и Зайцева В.Н.

Описание данных технологий:

Психология совершенствования общеучебных умений в начальной школе.

Классификационные параметры технологии:

По уровню применения: частнопредметная.

По основному фактору развития: социогенная.

По ориентации на личностные структуры: СУД+ ЗУН.

По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, проникающая.

По типу управления:  система малых групп + программное управление.

По организационным формам: классно-урочная + индивидуальная + дифференцированная.

По подходу к ребенку: дидактоцентрическая.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + развивающая.

По направлению модернизации: методическое усовершенствование и дидактическое реконструирование.

                   По  категории обучаемых: массовая + виктимологическая + работа с трудными.

Концептуальная часть технологии:

-          главной причиной неуспеваемости детей в школе является плохое чтение;

-          психологической причиной того, что дети плохо читают и считают, является недостаточность оперативной памяти;

-          основой технологии развития общеучебных умений должна служить диагностика и самодиагностика;

-          преемственность, постоянное поддержание доступного уровня развития умений.

                   Процессуальная характеристика:

Элементы технологии – подготовка дошкольников; оптимальное чтение; увеличение быстроты письма; повышение орфографической грамотности; совершенствование вычислительных умений; сохранение учебных умений в период каникул; общеорганизационные рекомендации.

                   Педагогическая технология на основе системы эффективности уроков ( А.А.Окунев).

                   Классификационные параметры технологии:

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: диалектическая.

По основному фактору развития: социогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД.

По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, технократическая, политехнология.

По типу управления: современное традиционное обучение.

По организационным формам: классно-урочная.

По подходу к ребенку: технология сотрудничества.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + поисковая.

По направлению модернизации: активизация.

По категории обучаемых: массовая.

                   Целевые ориентации:

-          усвоение стандартных ЗУН  и математических СУД;

-          развитие способных детей.

Концептуальная часть технологии.

                   Движущая сила учебного процесса – это противоречие между теми задачами, которые вы ставите перед учениками, и их знаниями, умениями.

Принцип интереса: новый материал вызывает рассогласование, включающий механизмы деятельности по ориентировке и познавательной деятельности.

Условия хорошего урока:

-          теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться – по способностям;

-          принцип связи теории с практикой – учить применять знания в необычных ситуациях;

-          принцип доступности: школьник должен действовать на пределе своих возможностей; талант учителя – угадать эти возможности;

-          принцип сознательности: ребенок должен знать, что он проходит;

-          установка не на запоминание, а на смысл; даются основы запоминания;

-          учебная информация распределена на крупные блоки:

-          отработка умения наблюдать;

-          выделение главного, учет времени.

                   Особенности методики: создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся; экономное и целесообразное расходование времени урока; применение разнообразного арсенала методов и средств обучения; высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся; организация начала урока – овладеть вниманием; включиться в урок; обеспечить  положительную мотивацию.

3)Провести опытно-экспериментальную работу с целью проверки эффективности этих технологий для формирования понятийного аппарата в преподавании биологии.

                   Если использовать технологии А.А.Окунева и В.Н. Зайцева, систематически реализовывать их на уроке, ориентировать учащихся на осмысленное запоминание понятий, то ускорится формирование понятийного аппарата.

                   Методы исследования:

-          теоретический анализ психолого – педагогической, философской, методической литературы;

-          организационный + сравнительный / сопоставление  различных классов одного возраста по деятельности;

-          Эмпирический эксперимент.

-          Методы обработки результатов исследований / количественный или статистический; качественный – анализ материала и дифференциация его по группам.

                   База эксперимента: Эксперимент проводился в 7В и 7Г  классах. По результатам обучения в 6 классе степень обученности по биологии  составила: 7В класс – 54%; 7Г класс – 60%.

                   Почему именно эти классы учитель выбрала для проведения эксперимента? В 7В классе  второй год работает по технологии совершенствования общеучебных умений и навыков В.Н.Зайцева, как и все учителя в этом классе. Уровень обученности учащихся 7В класса ниже, но необходимо отметить, что ребята этого класса отличаются трудолюбием  и любознательностью, хотя при этом темп усвоения  учебного материала у них медленный.

                   В 7Г классе учитель год работает третий по системе эффективных уроков А.А.Окунева. Отличаясь более высоким  уровнем обученности, смекалкой, творческой активностью, ребята этого класса имеют и более высокие темпы усвоения учебного материала.

                   Организация эксперимента:

-проведение исходных константирующих срезов на скорость и прочность усвоения понятий; 

                   Работа над формированием биологических понятий в курсе “ Многообразие живых организмов” проводилась в 7В классе на основании технологических элементов, т.е. групп упражнений, тренингов, применяемых в технологии совершенствования общеучебных умений В.Н.Зайцева.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

1. Организация и проведение упражнений, вырабатывающих оптимальное чтение.

1.     Многократное чтение /2-3 раза/ определений самостоятельно или за диктором / учитель,сильный ученик, слабый ученик/; 2-5 мин.

2.     Жужжащее чтение определений по словарику /повторение пройденной темы / или тексту параграфа/после объяснения/62-5 мин.

3.     Чтение в темпе скороговорки для развития артикуляционного аппарата и правильного произношения терминов: 2-5 мин.

2. Включение в запоминание зрительной  и моторной памяти.

1.     Выписывание терминов в словарик.

2.     Биологические диктанты по терминам /тренировочная/.

3.     Итоговое тематическое тестирование по терминам.

4.     Применение сорбонок /карточек небольшого размера, предназначенных для активной  тренировки памяти, при индивидуальном опросе, взаимообучении в парах, повторение терминов по определенной теме.

3. Установление образно-ассоциативных связей.

Использование “изображений” терминов в ОК, блок-схемах, логических схемах.

4. Совершенствование репродуктивных умений.

1.        Выделение ключевого слова в определении.

2.        Воспроизведение  определения биологического понятия.

3.        Жужжащее повторение в парах.

4.        Использование терминов в качестве дополнительных определений вопросов.

 

5. Развитие творческой активности учащихся.

1.     создание сорбонок, ОК, логических схем: а) по образцу; б) самостоятельно  с использованием понятий.

2.     Составление кроссвордов, загадок с использованием терминов.

 

                   Формирование понятийного аппарата на уроках биологии в 7Г классе проводилось на основе системы эффективных уроков А.А.Окунева. На его систему уроков (н-р, урок припоминания материала, урок самостоятельной работы, требующий творческого подхода: урок- “бенефис” и т.д.), как и вообще на нетрадиционные технологии урока учитель часто опирается в своей педагогической практике, т.к. педагогические возможности игры, соревнования в жизни коллектива и человека обнаружены еще во времена Платона. О значении игры в обучении писал Ян Амос Коменский: “Спеши в школу, как на игру, она и есть такова”. В восемнадцатом веке Руссо и Песталоцци, видя в игре “ своеобразную деятельность дитяти”, полагали, что через игру и надо готовить его к жизни. Значительный вклад в теорию игры внесли Ушинский и Лесгафт. Особое место в разработке теории  педагогики игры принадлежит Шацкому, Крупской, Сухомлинскому, которые отдавали игре должное место в системе воспитания и обучения.

                   Современная педагогика признает игру только в комплексе с другими методами воздействия и подчеркивает ее подчиненность педагогической цели. Не учитывается в должной мере, например, потребность в игре у школьников среднего и старшего возраста; применение же игры и в этих звеньях, на мой взгляд, весьма продуктивно. Формирование понятийного аппарата с опорой на систему эффективных уроков Окунева включает следующие формы и приемы обучения:

 

 

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

 

1) Организация деловой игры “Узнавайка” при изучении новых понятий.

Класс делится на 2 группы- одни получают карточки с вопросами, другие с правильными ответами, каждому надо найти свою пару. Во время игры ученики свободно перемещаются по классу, что требует определенной культуры поведения.

2) Организация “биологического театра” для закрепления понятий.

Один ряд показывает средствами пантомимы значение понятия, остальные его угадывают и дают определение.

3) Организация знаний для повторения терминов по одной или нескольким темам.

“Цветик-семицветик”: для быстрого повторения –разноцветное “лепестки” с терминами, с другой стороны – правильное определение: ответил – и проверил.

“Верю-не верю”: один ученик называет понятие, другой дает его определение, первый отвечает: “Верю” или “Не верю” – играют до трех ошибок.

“Биологический пинг-понг”: работа в парах на повторение   определений: вопрос-ответ; потом меняются.

“Эстафета” –передают друг другу теннисный шарик, называют определения понятий, если кто-то не знает, то говорит: “Пропускаю”.

4) Организация повторения понятий и проверка их усвоения на обобщающих уроках.

“Что? Где? Когда?” – с использованием биологических терминов.

“Снежный ком” – первый учащийся называет термин по теме; 2-ой называет предыдущий и свой и т.д. Порядок слов сохраняется. Если ученик ошибся, следующий не исправляет, а говорит: “Лови ошибку”. Цепочка доходит иногда до 20 понятий.

 

 

 

 

                   Результаты эксперимента:

                   Проведя количественный и качественный анализы результатов эксперимента, можно сделать следующие выводы.

                  

 

 

           Количественные показатели  роста числа хорошистов среди учащихся 6В класса за период 1-3 четверти 1999 / 00 уч.года доказывают, что увеличение скорости чтения способствует увеличению СОУ учащихся, ведущее к повышению успеваемости в классе:

1четв. – 1отличник, 8 хорошистов;

2четв. – 1 отличник, 13 хорошистов;

3четв.-  3 отличника, 15 хорошистов.


 

   Сравнительная характеристика качества знаний по биологии учащихся 6В кл. и 6Г кл. за 1999/00 уч.год показывает, что качество знаний по биологии среди учащихся 6В и 6Г классов возросло; это говорит об эффективности применения технологии совершенствования общеучебных навыков В.Н.Зайцева (6В) и технологии на основе системы эффективных уроков А.А.Окунева (6Г), но рост качества знаний в 6Г классе более значителен, т.к. здесь играет роль более высокий и сформиро

ванный уровень притязаний учащихся этого класса.

                  

 

 

Анализируя график изменения уровня общеучебных умений учащихся 7В кл. в 1-2 четверти 2000/01 уч.года, можно отметить что некоторое снижение скорости чтения учащихся в конце 1 четв. обусловлено введением нового курса “Многообразие живых организмов”  и обилием новых биологических понятий, но в конце 2 четв. заметен стремительный рост показателя, т.к. произошло восстановление общеучебных умений, потерянных за лето, способствующее адаптации к предмету.

                  

 

        По графику изменения творческой активности учащихся 7Г класса за период 1-го полугодия 2000/01 уч.года можно сделать вывод о снижении творческой активности учащихся с 50% (май 2000г.) до 30% (ноябрь 2000г.) от количества учащихся класса, т.к. ознакомление с материалом нового биологического курса не давало возможности в большой степени применять нетрадиционные формы организации уроков. Однако к концу декабря количество учащихся 7Г класса, выполняющих творческие задания увеличилось до 70% от количества обучающихся в классе. Этому способствовало включение механизма познавательной деятельности на основе применения системы эффективных уроков А.А.Окунева, способствующих развитию творческой активности учащихся.

Результаты исходных константирующих срезов в 1 четверти 2000/01 уч.г.         

            7 в кл.                                                          7 г кл.



 

Сравнительные результаты исходных константирующих срезов  на начало эксперимента  показали явное  преобладание возможностей усвоения биологических терминов учащимися 7Г класса.

 

 

Результаты контрольных срезов во 2 четверти 2000/01 уч.г.

         7 в кл.                                                             7 г кл.


 

 

 

 

 

 


Результаты контрольных срезов отметили явный рост усвоения объема изучаемых биологических терминов среди учеников 7В класс, что сократило разрыв между показателями этих классов. Объяснение этому можно найти в совершенствовании репродуктивных умений  при применении технологии В.Н.Зайцева для формирования понятийного биологического аппарата. Улучшение показателей 7Г класса более заметно, но меньше темпы роста, хотя учебные и творческие возможности учащихся этого класса очень высоки. Но  в 7Г классе явно преобладает уровень самостоятельной умственной активности учеников, обуславливающий более высокую степень самостоятельного применения изученных понятий.

         Анализ качественных показателей результатов эксперимента определил следующие выводы: технология совершенствования общеучебных умений Зайцева В.Н. на основании повышения скорости чтения, а значит,  совершенствовании репродуктивных умений, включение в запоминание зрительной, моторной, образно-ассоциативной видов памяти способствует глубокому и точному усвоению биологических понятий.

                   В то время как активизирующая, включающая механизмы деятельности по ориентировке и познавательной деятельности, технология на основе системы  эффективных уроков А.А.Окунева формируют осмысленное, более быстрое логическое запоминание понятий, учит применять знание терминов в необычных ситуациях (например, создание творческих заданий – юмористические рисунки на определенные термины, супер-кроссворды, ОК собственной конструкции); создает и поддерживает высокий уровень самостоятельной умственной активности учащихся, а также  высокий положительный уровень межличностных  отношений учителя и учащихся.

                   Работа над проблемой исследования не завершена, эксперимент продолжается, но уже сейчас можно говорить о необходимости применения технологии совершенствования общеучебных умений В.Н. Зайцева и педтехнологии на основе системы эффективных уроков Окунева А.А. для формирования понятийного аппарата в преподавании биологии, т.к. систематическая реализация этих технологий на уроке, каждая со своей стороны позволяет получить глубокие, прочные знания биологических понятий, развивает творческую активность учащихся и понижает на основании этого степень неуверенности учащихся,  помогая им найти правильный ответ или адекватное правило поведения. 

 

-                     В своей работеучитель  успешно использует нетрадиционные формы урока – пресс – конференция, диспуты, аукцион знаний, урок – турнир, урок –зачет, урок – брифинг, межпредметные интегрированные  уроки, работу на уроках в статичных и динамичных парах и группах ; индивидуальная работа с книгой, дополнительной литературой, справочной литературой, урок взаимообучения и др. Перед собой  учитель ставит цель, суть которой в том, чтобы побудить учащихся к активной познавательной деятельности, формировать устойчивый интерес  к биологии.

                   Свои предложения по данной проблеме учитель оформила в виде методических рекомендаций для начинающих учителей биологии:

1)       Основная задача учителя – воспитать веру ученика в свои силы, научить радоваться общению с товарищами, педагогом, воспитать внимание, стремление к самостоятельной деятельности школьников.

2)       Опираться при выборе нетрадиционной формы организации уроков  на  учебные возможности детей, учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся  при отборе содержания учебного материала, выбирать оптимальный объем учебного материала, не чрезмерно его раздувая, как бы интересен и познавателен он не был, использовать все разнообразные современные методы урока.

3)       Всесторонне и взаимосвязано реализовывать триединую цель обучения, воспитания и развития интеллекта, воли, эмоций, мотивов, потребностей, познавательного интереса, делать урок эмоционально ярким.

4)       Использовать приемы, позволяющие эффективно применять учебный материал, чтобы выработать у школьников навыки самообразования.

5)       Стремиться  вовлечь каждого ученика в активную, осознанную, самостоятельную деятельность на уроке, что позволяет повысить роль личности ребенка как в группе, так и в его глазах, делать ставку на самостоятельный труд учащихся.

6)       Создавать психологический комфорт для класса, благоприятный эстетический и гигиенический фон урока.

7)       В плане построения содержания пользоваться эффективными способами выделения главного (опорный конспект, блок – схема, запись определений и т.д.).

8)       Уметь встать в позицию ребенка, предвидеть трудности в восприятии материала.

9)       Чтобы хорошо учить своему предмету, надо не только  отлично знать этот предмет, но и владеть дидактической теорией, технологиями и методиками обучения.

10)    Чутко откликаться на мысли ученика, импровизировать.

 

   В соответствии с результатами анкетирования учителем намечены следующие изменения методической системы развития интереса учащихся в последующей практике преподавания:

1)        Учащихся, обладающих повышенным познавательным интересом, продолжить развитие их познавательной деятельности, стимулируя способности ребят, вовлекая их в процесс активного интеллектуального поиска (при решении проблемных ситуаций, применение деловых игр и других активных форм обучения), активизировать их самостоятельную познавательную деятельность – работа со справочной и научной литературой, работа над рефератами и проектами, выполнение функций учителя и т.д.

2)        Развитие интереса учащихся к биологии как науке и как школьному предмету осуществлять совершенствованием приемов учебного процесса, применением в преподавании большего количества уроков – деловых игр, аукционов знаний, бинарных уроков и других нетрадиционных форм организации уроков, а также на уроках и во внеурочной деятельности продолжить практику наблюдений в природе, живом уголке, самонаблюдений, экскурсий; определение растений и животных местной флоры и фауны. Совместно с учащимися продолжить сбор экспонатов и организацию музея природы в нашей школе.

3)        Для ребят, которые учат биологию по необходимости и имеющих ситуативный интерес к ней, необходима активизация внимания на уроках, привлечение к дополнительным занятиям, научение рациональным способам обучения как средство достижения устойчивых прочных знаний, дополнительный контроль при работе с терминологией для формирования интереса к предмету; вовлечение в активную деятельность на уроке.