Представила: Мишакова В.Н., зав. УМК биологии                  Дата: 28.11.01.


Определение уровня сформированности учебно-интеллектуальных умений как одного из критериев качества биологического образования

 

Опыт исследовательской работы Косенковой Веры Вениаминовны

учителя биологии школы 69 г. Оренбурга

 

  В педагогике сегодня нет точных параметров, критериев, показателей, по которым можно было бы  точно назвать и определить результаты педагогической деятельности, характеризующие качество образования. М.М. Поташник предлагает взять в качестве показателей результативности образовательного процесса.

ЗУН. Этот показатель в силу своей  верифицируемости (проверка  истинности положений, оценок достоверности) несмотря на критику, остается одним из ведущих в определении качества образования. НО здесь недопустимо сводить качество образования только к ЗУНам.

Показатель личностного развития – это уровень развитости интеллектуальной, эмоциональной, волевой, мотивационной сторон личности, уровень развитости познавательных и других интересов и потребностей ученика.

Профессиональная компетентность учителя.

Рост (или падение) престижа школы в социуме.

С каждым годом становится очевидно, что недооценивается необходимость собственной активности растущего человека, получающего образование, его  субъектной позиции в образовательном процессе, а следовательно не создаются условия достижения оптимальных результатов образовательного взаимодействия педагогов, психологов и детей. Образование по мере роста ребенка все больше должно становиться самообразованием, т.е. образованием самого себя.

И здесь очень важным становится овладение учащимися интеллектуальными стратегиями, позволяющими личности эффективно использовать знания для решения своих жизненных проблем. Для этого необходимо вооружить учащихся такими способами познания, которые:

составляют основу  дивергентного, позитивного мышления;

дают возможность получать знания из различных источников информации.

Стержнем такого мышления, его основой будет, так называемый, фонд действенных знаний, приобретаемый учащимися сознательно. Он включает в себя содержательную сторону (существенные признаки подлежащих усвоению понятий и закономерностей) и операциональную (приемы, способы образования понятий и их применения на практике, оперирование ими).

Содержательная сторона во многом определяется и формируется педагогом, операциональная – сформированностью у учащихся учебно-интеллектуальных умений, т.е. умения учиться.

Лошкарева Н.А. выделяет среди группы учебно-интеллектуальных умений, представляющих собой ядро учебной деятельности, несколько основных, ведущих умений – это:

владение операциями анализа и синтеза;

абстрагирования и конкретизации;

сравнения и аналогии;

обобщения и дифференциации;

выделение главного;

определение понятий;

доказательство и опровержение.

Большинство этих мыслительных операций важны для обучения различным школьным предметам, хотя при усвоении каждого предмета они носят специфический характер. В идеале учебно-интеллектуальные умения должны приобретать межпредметный характер, только тогда они в наибольшей степени способствуют развитию интеллектуальной сферы учащихся.

Перенос знаний из одной области в другую, использование интеллектуальных умений в новых ситуациях, поиск нестандартных решений проблем – вот что будет характеризовать высокий уровень развития интеллектуальных способностей учащихся и, как один из критериев, качество их образования.

Таким образом, изучение психолого-педагогической литературы и потребности практики в современной школе привели учителя к проблеме вычленения критериев, позволяющих судить о качестве образования на любом из его этапов.

Таким универсальным критерием может быть уровень сформированности учебно-интелектуальных умений, лежащих в основе развития личности и ее способности к самореализации.

Выйдя на проблему качества образования, учитель взяла темой педагогического исследования “Определение уровня сформированности учебно-интеллектуальных умений       как одного из критериев качества образования”.

ЦЕЛЬ: Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка влияния уровня развития ведущих учебно-интеллектуальных умений на качество биологического образования учащихся.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: развитие учебно-интеллектуальных умений учащихся средствами школьного предмета биологии.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: уровень сформированности учебно-интеллектуальных умений учащихся.

ЗАДАЧИ:

Определить сущность понятия качества образования.

Изучить состояние проблемы влияния уровня сформированности учебно-интеллектуальных умений на качество образования в педагогической теории и школьной практике.

Выявить педагогические условия, способствующие развитию учебно-интеллектуальных умений.

Проверить эффективность методик определения уровня развития учебно-интеллектуальных умений.

Составить технологическую карту мониторинга развития  учебно-интеллектуальных умений.

ГИПОТЕЗА: Уровень сформированности учебно-интеллектуальных умений будет являться критерием качества биологического образования, если:

работа по развитию учебно-интеллектуальных умений ведется в системе;

содержание развивающих заданий соответствует возрастным особенностям психики учащихся;

учитываются и другие показатели развития личности школьника, т.е. учебно-интеллектуальные умения рассматриваются как составная часть личности ученика.

Методологической основой исследования являются положения педагогической теории о поэтапном формировании знаний, умений, навыков и преемственности в организации учебно-воспитательного процесса.

Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 69 г. Оренбурга с учащимися одного класса  на протяжении трех лет (с 1997 по 2000 год)

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1 этап (97-98 уч.год) – изучение теоретических основ развития личности школьников, разработка системы отслеживания уровня развития учащихся. Первичная диагностика познавательных возможностей и уровня сформированности учебно-интеллектуальных умений. Составление списка научно-методической литературы по проблеме исследования.

2 этап (98-99 уч.год) – разработка методики эксперимента и использование системы развивающих заданий по предмету. Промежуточная диагностика учащихся.

3 этап (99-2000 уч.год) анализ результатов, коррекция системы работы по развитию учебно-интеллектуальных умений учащихся. Итоговая диагностика.

4 этап (00-01 уч.год) обобщение результатов эксперимента и внедрение системы работы учителя по развитию учебно-интеллектуальных  умений в практику работы учителей школы и ОМО.

 

Теоретические основы педагогического исследования.

 

Работая с научной психолого-педагогической и методической литературой, учитель увидела, что теория развивающего обучения берет свое начало в трудах И.Г. Песталоцци, А. Дестервега, К.Д. Ушинского и других. Научное обоснование этой теории дано в работах Л.С.Выготского. Свое дальнейшее развитие она получила в экспериментальных трудах Л.В. Занкова, Д.Б.  Эльконина, В.В. Давыдова, Н.А. Менчинской и др. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признается ведущей движущей силой психического развития ребенка, становления у него всей совокупности качеств личности:

ЗУН – знания, умения, навыки;

СУД – способы умственных действий;

СУМ – самоуправляющие механизмы личности;

СЭН – сфера эстетических и нравственных качеств личности;

СДП – действенно-практическая сфера личности.

В работах К.К. Платонова дано определение качеств личности и их соотношение в структуре личности по иерархии:

Уровень темперамента включает качества, наиболее обусловленные наследственностью, они связаны с индивидуальными особенностями нервной системы человека (особенности потребностей и инстинктов,  половые, возрастные, национальные качества личности).

Уровень особенностей психических процессов образуют качества, характеризующие индивидуальный характер ощущений, восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления, чувств, воли. Мыслительные логические операции (ассоциация, сравнения, абстрагирования, индукция, дедукция и т.п.), называемые способами умственных действий, играют огромную роль в процессе обучения.

Уровень опыта личности. Сюда входят такие качества, как знания, умения, навыки, привычки. В них выделяются те, которые формируются в процессе изучения школьных учебных дисциплин – ЗУНы, и те, которые приобретаются в трудовой, практической деятельности – СДП.

Уровень направленности личности объединяет социальные по содержанию качества, определяющие отношение человека к окружающему миру, служащие направляющей и регулирующей психологической основой его поведения: интересы, взгляды, убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, морально-этические принципы и мировоззрение – СУМ.

Названные уровни можно представить в виде концентрических слоев, в центре которых находится ядро биологически обусловленных качеств, а оболочку образует “направленность” – социальная сущность человека. Однако в структуре личности имеется ряд качеств, которые могут проявляться на всех уровнях, как бы пронизывая их по радиусам. Эти качества: потребности, характер, способности, я – концепция. Все группы качеств личности тесно взаимосвязаны, обуславливают и зачастую компенсируют друг друга, представляя сложнейшую, целостную систему.

Личность – это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщениях системных качеств.

В начале 30-х годов ХХ века Л.С. Выготский  выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся. В 60-х годах Д.Б. Эльконин и       В.В. Давыдов основным направлением развивающего обучения выдвинули развитие интеллектуальных способностей ребенка.

Личность – динамическое понятие: она претерпевает в течение жизни изменения, которые называются развитием (прогрессивное или регрессивное). Развитие (прогрессивное) – это процесс физического и психического изменения индивида во времени, предполагающей совершенствование, переход в любых его свойствах и параметрах от меньшего к большему, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Развитие личности происходит согласно всеобщим диалектическим законам. Специфическими закономерностями этого процесса являются следующие:

имманентность: способность к развитию заложена в человеке природой.

биогенность: психическое развитие во многом определяется наследственностью.

социогенность: социальная среда влияет на формирование личности.

психогенность: процесс развития подвержен саморегуляции и самоуправлению.

индивидуальность: личность – уникальное явление, с индивидуальным подбором качеств.

стадийность: развитие личности подчиняется всеобщему закону цикличности.

неравномерность: каждая личность развивается в своем темпе, испытывая спонтанность и кризисность.

физический возраст определяет количественные и качественные возможности психического развития.

Современной наукой установлено, что всякий акт психического развития связан с отражением в мозгу внешней среды, он есть присвоение, приобретение опыта познания и деятельности, и в этом смысле является обучением. Обучение – это форма психического развития человека, необходимый элемент развития. Всякое обучение развивает, обогащает банк памяти и условных рефлексов. Обучение и развитие не могут выступать как отдельные процессы, они соотносятся как форма и содержание  единого процесса развития личности.

В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями,  особенностями содержания и методики.

В рамках проводимого педагогического исследования наибольший интерес имеет технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, основной идеей которой является передача учащимся не столько знания, сколько способы умственных действий и формирование позитивного мышления.

Мышление – это процесс работы сознания, переработки мозгом хранящихся в нем знаний и поступающей информации и получения результатов. Способы, которыми осуществляется мышление, называются способами умственных действий. Их можно классифицировать:

по характеру преобладающих средств мышления: предметно-действенные, наглядно-обзорные, абстрактные, интуитивные;

по логической схеме процесса: сравнение, анализ, абстрагирование, обобщение, синтез, классификация, индукция, дедукция, инверсия, рефлексия, гипотеза, эксперимент и др.;

по форме результата: создание нового образа, определение понятия, суждение, умозаключение, теорема, закономерность, закон, теория;

по типу логики мышления: рассудочно-эмпирические и разумно-теоретические.

Кроме термина “способы умственных действий” в педагогических технологиях применяется близкий к нему термин “способы учебной работы” (Якиманская И.С.), которым обозначается область процессуальных умений, играющих исключительно важную роль для успешного научения. Важнейшими общеучебными способами работы являются:

Умения и навыки планирования учебной деятельности.

Умения и навыки организации своей учебной деятельности.

Умения и навыки восприятия информации.

Умения и навыки мыслительной деятельности.

Умения и навыки оценки и осмысления результатов своей деятельности.

На школьном этапе развития личности уровень способов умственных действий определяет так называемая “обучаемость” ребенка, т.е. способность к усвоению знания, учебного материала, возможность применять индивидуальную систему знаний, способность решать теоретические и практические задачи.  Обученность личности определяют ЗУНы, - это объем сведений, информации, имеющихся в памяти, и элементарных умений и навыков по их воспроизведению.

Итак, интеллектуальные умения, лежащие в основе способов умственных действий, можно использовать как критерий уровня развития личности, школьника.

Методы педагогического исследования:

Диагностика уровня развития психических процессов личности школьников.

Тестирование уровня сформированности учебно-интеллектуальных умений (ШТУР).

Работа по программе “Изучение познавательных возможностей учащихся” и “Карта развития интеллектуальных умений” (1-11 кл.).

Мониторинг уровня интеллектуального развития школьника.

Диагностика – прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития.

При организации диагностики развития личности учащихся необходимо соблюдать важнейшие принципы:

объективности (использование диагностических тестов, снижающих субъективность оценки);

систематичности (диагностический контроль на всех этапах обучения с использованием разнообразных методов диагностики);

наглядности (учащиеся должны иметь возможность сравнивать свои результаты с результатами других учащихся).

Разработка инструментария, доступного для учителя при проведении диагностических процедур, позволил обеспечить контроль и стимулирование интеллектуального развития учащихся в процессе обучения. Создание технологической карты мониторинга уровня развития учебно-интеллектуальных умений учащихся, психических качеств личности является методической основой проведения педагогического исследования. Педагогический мониторинг – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая  непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития (Майоров А.И.).

Процедура работы над мониторингом представляется в виде такой схемы:

отбор компонентов мониторинга;

выбор совокупности показателей оценивания каждого компонента;

подбор технологий исполнения каждого показателя;

определение объектов, места, времени снятия информации;

определение лица, кто проводит сбор информации и ее обработку;

составление плана анализа полученной информации;

выработка стратегии дальнейшего развития;

принятие решений.

Для проведения педагогического исследования я выбрала следующую структуру мониторинга:

 

Объект

Личность учащихся

Компоненты

Состояние здоровья уч-ся

Развитие психических качеств личности

Уровень образователь-ной подготовки учащихся

Показатели

1. Общие показатели физического развития.        2. Общее состояние здоровья

1.Интеллектуа-льная сфера     2.Личностная сфера               3.Эмоциональ-ная сфера

1. Уровень сформирован-ности УИУ     2.Уровень сформирован-ности обязательных результатов обучения по биологии         3.Уровнь обученности

Параметры

1.Возрастная норма физич. Развития.         2.Заболевания   3.Вредные привычки

1.Мышление:    -память, внимание   интеллект        2.Темперамент:  способности    склонности    мотивация         3.Самооценка

1.Анализ выделения главного:    сравнение, обобщение и систематизац., определение понятий, доказательство и опровержение   2. Результаты контрольных срезов по биологии; результаты выпускных экзаменов по биологии.         3. Результаты учебных периодов

 

Методики, используемые в ходе педагогического исследования, разработаны учеными в области психологии и педагогики Андреевым В.И., Лошкаревой Н.А., Палмарчуком Д.В.,  Фридманом В.А. и другими.

 

 

 

 

Технологическая карта мониторинга педагогического

исследования “Уровень сформированности учебно-интеллектуальных умений как критерий качества образования”

 

 

Параметры

Методики

Сроки

Обработка данных

                        1. Состояние здоровья учащихся

1.Общее состояние здоровья

-работа с местом здоровья;         - результаты медицинского обследования

1 этап (IХ-Х)

учет при организации учебной деятельности;   - учет при учебных нагрузках

2.Вредные привычки

-лонгэтюдное наблюдение;     -анкетирование “Здоровый образ жизни” (Андреев ВИ)

в течении  всего времени  ХI

индивидуаль-ная работа;    использование в воспит.работе

3.Уровень физического развития

- данные диспансериза-ции уч-ся

Х

- учет при учебных нагрузках

2. Развитие психических качеств личности

1.Интеллектуа-льная сфера:    -мышление,  память           внимание     интеллект

тест интел-лектуального потенциала (ТИП)                -карта познаватель-ных возможностей учащихся (КПВ) (Давыдов)         - уровень интеллектуаль-ного развития

1 этап            (ХI-ХП)           (I)                     2 этап  (IХ)

заполнение КПВ, ИЛМ;      -анализ              -использование при разработке индивидуаль-ных планов развития УИУ,карточек, заданий и  др. дидактические материала

2. Личностная сфера

-темперамент   -способности     -склонности      -мотивация

Методика экспресс-диагностики, характериол. Особенностей  -КПВ (Давыдов)        -Изучение познав.интере-са (Зверева ВИ)                  -мотивация учения (Маркова АК)

(IХ)                   (I)

-заполнение карты ПВ;

-анализ;

-использование для индивиду-альной работы с учащимися.

3. Эмоцио-нальная сфера         самооценка

-СОЛСО           -уровень самооценки (Роджерс)         -определение эмоциональной стабильности (Т.Айзенк)

1 этап             (ХП)

- анализ             -внесения в индив. Лист мониторинга  составление   рекомендаций для работы с  учащимися

3. Уровень образовательной подготовки учащихся

1.Уровень сформирован-ности учебно-интеллектуаль-ных умений:    -анализ             -выделение      -главного;         -сравнение         -обобщение и систематиза-ция;                   -определение понятий             -конкретизация доказательство и опровержение

-опросник по оценке качественных особенностей УД ученика  (Палмарчук)      -ШТУР              -методика Лошкаревой по измерению уровня ОУУН (выборочно)

2 этап  (IХ); (У)                     3 этап (П)

-заполнение индивидуаль-ного листа мониторинга    - составление сводной таблицы            -анализ (сравнительно)  -построение диаграммы        - коррекция       -использование при составлении индивидуаль-ных планов развития УИУ учащихся

 

2.Уровень сформирован-ности обязательных результатов обучения по биологии:         -результаты контрольных срезов               -результаты выпускных экзаменов

- тестирование    - экзамен по билетам

2 раза в год       УI

Анализ           

3.Уровень общей успеваемости учащихся:        -результаты обученности учащихся по учебным периодам

Анализ итогов четверти, года

В конце каждого периода

Сравнитель-ный анализ, график

 

 

Технология эксперимента заключается в следующем:

в начале учебного года учитель выбрала класс для проведения эксперимента. Это был 9 “В” класс экологического профиля. Для начала эксперимента необходимо было провести диагностику уровня сформированности общеучебных умений и в частности учебно-интеллектуальных, а также уровня развития психических качеств  личности, уровня состояния здоровья учащихся. Без этих исходных данных исследование вести невозможно.

Затем, обработав полученные данные, занеся их в индивидуальный лист мониторинга развития ученика, учитель составляет индивидуальный план работы  с каждым учеником, учитывая его психологические особенности и интеллектуальные возможности.

Для организации работы по развитию учебно-интеллектуальных умений используются самые различные формы, средства и методы, которые представляют учебный предмет биологии. учитель руководствуется тем обстоятельством, что сама по себе учебная деятельность, направленная, в традиционном ее понимании, на усвоение коллективом учащихся в целом требований базовой школьной программы, не сопряженная в должной мере с творческой, интеллектуальной деятельностью способна, как это ни парадоксально, привести к торможению интеллектуального развития школьников.

Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее определенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно,  эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал.

Использование развивающих заданий ведет к повышению творческой, поисковой активности учащихся, важной как для учеников, опережающих возрастную норму, так и для требующих коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и как следствие пониженная успеваемость связаны с недостаточным развитием базовых психических функций (память, внимание, мышление).

Развивающие задания по биологии могут быть самыми разнообразными – это:

работа с натуральными объектами (сравнение, сопоставление, описание);

работа с моделями (предположение, абстрагирование, аналогия);

работа со схемами (анализ, синтез)

работа с таблицами (обобщение систематизация)

работа с рисунками (воображение, анализ, ассоциации);

работа с текстом (выделение главного, определение понятий);

работа с тестами (анализ и выделение главного) и многие другие.

Каждый учитель, разрабатывая дидактическую основу урока использует подобные формы работы, но Вера Вениаминовна целенаправленно конструирует задания таким образом, чтобы они имели нестандартную формулировку, были привлекательны для учащихся, посильны для выполнения (при некотором, конечно, умственном усилии).

Например:

Найдите 10 отличий между эритроцитом и лейкоцитом.

Правда ли, что человек произошел от обезьяны? Докажите.

Что общего между человеком и амебой?

Найдите в тексте 10 слов, характеризующих процесс “питания”.

Сравните процесс дыхания с каким-либо механическим процессом.

Что лишнее: капилляр, вена, сосуд, альвеола, артерия, аорта. Почему?

Интересные дидактические задания развивающего характера можно найти в методических пособиях Г.И. Лернера – поурочные задания, тесты, контрольные работы для 6-11 классов, написанные автором в соответствии с программой 1998 года и выпущенные издательством Аквариум М.1998, 1999г.

 Использование логических развивающих упражнений дает возможность проведения с их помощью эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития учащихся и целенаправленной коррекционной работы с ними. Возможность такого непрерывного мониторинга обусловлена тем, что развивающие задания базируются в  большинстве своем на различных психодиагностических методиках (ШТУР), и, таким образом, показатели выполнения учащимися тех или иных заданий представляет непосредственную информацию о текущем уровне развития учебно-интеллектуальных умений и психических качеств личности школьников.

Сопоставляя результаты диагностики уровня развития психических качеств личности и уровень сформированности учебно-интеллектуальных умений с результатами контрольных срезов и уровнем обученности по биологии, а также общей школьной успешностью учащихся, учитель пришла к выводу, что между уровнем развития учебно-интеллектуальных умений и качеством подготовки учащихся по биологии существует прямая зависимость. Чем лучше сформированность учебно-интеллектуальных умений учащихся, тем выше и прочнее их знания по предмету и общая успеваемость также повышается.

Приведем  данные, подтверждающие эти выводы:

Начало эксперимента, 1997-98 учебный год, 9 “В” класс.

 

Психические качества личности:

 

Параметры

Высок.

Средний

низкий

Познавательные интересы

24%

38%

38%

Логичность мышления

20%

24%

56%

Запоминание

28%

32%

40%

Интеллектуальные особенности

20%

28%

52%

Самооценка

40%

 28%

32%

Уровень сформированности учебно-интеллектуальных умений.

Параметры

Высок.

Средний

низкий

- анализ и синтез

10%

26%

64%

- выделение главного

16%

26%

58%

- сравнение

30%

30%

40%

- обобщение и систе-матизация

16%

21%

63%

- определение понятий

21%

16%

63%

- доказательство и опровержение

10%

16%

74%

- абстрагирование

6%

20%

74%

- аналогия

16%

21%

63%

Средний показатель

16%

24%

60%

 

 

 

 

Уровень обученности учащихся по биологии и общая успеваемость по всем предметам:

 

Показатели

По биологии

В целом по всем  предметам

Всего уч-ся

30

30

Обучаются на “5”

3 (10%)

Отличников нет

                    На “4”

8  (27%)

27% 8 хорошистов

                    На “3”

17 (56%)

66% 20 троечников

                    На “2”

2 (7%)

(7%) 2 неуспев.

 

 

Промежуточная диагностика, проведенная в 98-99 учебном году, после использования развивающих учебных заданий показала изменения в интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся 10в класса:

1.             Психические качества личности:

 

 

Параметры

Высок.

Средний

низкий

Познават. Интересы

33%

37%

30%

Логичность мышления

24%

36%

40%

Запоминание

37%

33%

30%

Интел.способности

30%

35%

35%

Самооценка

30%

40%

30%

Средний показатель

 

 

 

2. Уровень сформированности УИУ

Анализ и синтез

20%

36%

44%

- выделение главного

26%

26%

48%

- сравнение

36%

36%

28%

- обобщение и систем.

20%

26%

54%

Определение понятий

36%

26%

38%

Док-во и опроверж

20%

33%

47%

Абстрагирование

33%

33%

34%

Аналогия

26%

33%

41%

Средний показатель

27,%

31%

42%

 

 

2.             Уровень обученности по предмету

                   ( по итогам экзамена)

 

Всего в классе      -  30чел.

Обучаются на “5”   - 6 чел.    (20%)

                    На “4”  - 10 чел. (33%)

                    На “3”  - 13 чел. (44%)

                    На “2”     1 чел. (3%)

 

Итоговая диагностика проводилась в 1999-2000 учебном году и показала, что после проведенной индивидуальной  коррекционной работы уровень интеллектуальных умений  учащихся повысился, также возрос уровень обученности по биологии и общая успеваемость по предметам выпускников  11в класса.

 

1.             Психические качества личности

 

                       

Параметры

Выс.

Сред.

Низк.

Познавательный интерес

40%

44%

16%

Логичность мышления

36%

44%

20%

Запоминание

44%

40%

16%

Интеллектуальные способности

36%

40%

20%

Самооценка

7%

83%

10%

                2. Уровень сформированности УИУ

Анализ и синтез

37%

43%

20%

Выделение главного

36%

48%

16%

Сравнение

43%

46%

10%

Обобщение и систем.

33%

46%

10%

Определение понятий

48%

43%

9%

Док-во и опровержение

36%

48%

16%

Абстрагирование

48%

43%

7%

Аналогия

43%

40%

27%

Средний показатель

40,5%

44,5%

15%

     3. Уровень обученности учащихся по биологии (по   данным выпускного экзамена)

 

 

Общая успеваем.

Всего в классе

30

Отличников – 1

Сдавали экзамен.

25

Хорошистов 16

                На “5”

10чел (40%)

Троечников – 13

                На “4”

10чел (40%)

Неуспевающ. – нет

               На “3”

5чел. (20%)

 

               На “2”

нет

 

 

 

Используя графический метод динамику изменений в развитии личностных качеств учащихся и их обученности по биологии можно представить следующим образом:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полученные данные привели учителя  к выводу, что уровень сформированности обязательных результатов обучения на прямую зависит от уровня развития у учащихся учебно-интеллектуальных умений и психических качеств личности. Следовательно, чтобы добиваться повышения качества образования учащихся по биологии, необходимо работать над формированием и развитием учебно-интеллектуальных умений учащихся и чем раньше, тем лучше будут результаты.

Придя к данному заключению, учитель использует систему развивающих заданий в преподавании биологии не только в профильных классах, но и во всех остальных, где  работает. Положительными результатами такой работы можно считать повышение интереса учащихся к выполнению заданий, развитие их познавательной активности, возрастание качества выполнения творческих и нестандартных заданий. В классах, где работает учитель, нет неуспевающих и совсем мало текущих неудовлетворительных оценок, более 70% учащихся обучаются на “4” и “5”.

Опыт работы учителя и результаты эксперимента обсуждались на заседании Методического Совета школы, получили одобрение и были рекомендованы для обобщения и распространения. Вера Вениаминовна выступала на научно-методической конференции учителей школы, семинарах  учителей биологии Северного округа города Оренбурга. Коллеги оценили   многолетний труд и используют составленные учителем  рекомендации в своей работе.

Рекомендации по формированию учебно-интеллектуальных умений учащихся:

Работа ведется на диагностической основе в условиях мониторинга развития учащихся.

Развивающие задания не должны быть однообразными, подбор их должен вестись с учетом возрастных особенностей психики учащихся.

Работа должна вестись в системе, на каждом уроке.

В работе должны учитываться другие личностные качества и состояние здоровья учащихся.

Учитель должен постоянно работать над совершенствованием своего педагогического мастерства, методики преподавания предмета.