Представила: Мишакова В.Н. зав. УМК биологии ООИПКРО Дата: 28.11.01 г.
Об использовании дидактического материала в процессе преподавания биологии
по УМК Сонина Н.И..
(из опыта работы учителя биологии г. Бугуруслана Богадицы Ольги Николаевны)
В настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться.
Среди причин того, что дети теряют интерес к знаниям, безусловно, надо назвать однообразие уроков. Отсутствие повседневного поиска приводит к шаблону в преподавании, а это проявление постоянства разрушает и убивает интерес, особенно детский. Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность. Существует множество способов развития творческих способностей учащихся. Особый интерес составляют дидактические карточки – задания, которые учащиеся любят использовать для проверки своих знаний. Это дает возможность повысить степень активности школьников, привлечь внимание учащихся на уроке, развить их творческий потенциал.
Вопросы и задания для учащихся 7 класса учителем составлены с учетом следующих возрастных особенностей:
- любознательность, наблюдательность
- интерес к динамическим процессам
- желание общаться с живыми объектами
- предметно-образное мышление
- быстрое овладение умениями и навыками.
Выполнять работу учащиеся могут устно, у доски, или писать в своих тетрадях краткие ответы на вопросы, поставленные в задании.
Во время выполнения того или иного задания по карточкам учащимися учитель контролирует ход работы, делает необходимые пояснения, указывает на ошибки, предлагает дополнительные вопросы.
В связи с тем, что темп выполнения работ у учащихся разный, учителю следует подготовить дополнительные задания для тех учеников, которые выполняют эту работу раньше других. Это могут быть вопросы, устные ответы, на которые учащиеся смогут дать только после чтения соответствующего текста учебника.
При выполнении самостоятельных работ по предлагаемым в данном пособии заданиям учитель, исходя из степени подготовленности учащихся, может исключить те пункты заданий, которые он считает трудновыполнимыми.
Самостоятельные работы, проводимые с целью закрепления и проверки полученных знаний, выполняются после изучения какого-либо вопроса или темы и могут быть предложены учащимся для выполнения на уроке или как домашнее задание. Вопросы и задания таких работ связаны с составлением таблиц и схем, дают возможность устанавливать признаки сходства и различия, делать обобщения и выводы, опираясь на ранее изученный материал.
Систематическое выполнение самостоятельных работ вырабатывает у учащихся наблюдательность, умение анализировать изучаемые объекты, проводить сравнения, выявлять главное, делать обобщения и выводы, способствует повышению качества знаний.
Царство растений
№1
Биологический диктант (вставьте пропущенные слова).
1. Практически все растительные организмы -….. и способны к …. – образованию органических молекул из неорганических за счет энергии света.
2. У растений имеются ….., содержащиеся в пластидах, например ….. Другие пигменты оранжево-желтые и красные ….. Эти пигменты принимают участие в …..
3. Процессы жизнедеятельности растительного организма регулируют особые растительные гормоны ….
4. Клетки растений окружены толстой ….. Она образована в основном …..
5. Обязательным продуктом обмена веществ растений является …..
6. Растения характеризуются …..: они увеличиваются в размерах в течении всей жизни.
№2
Карточка – задание
1. Дайте определение биома.
2. Какие растения относятся к низшим и почему?
3. Какие растения относятся к высшим и почему?
4. Что такое продукты?
№3
1. Процесс образования органических веществ из неорганических, за счет энергии света.
2. Специфические красящие вещества, содержащиеся в растениях.
3. Живое вещество планеты.
4. Растительные гормоны.
6. Пигмент зеленого цвета, содержащийся в пластидах.
7. Совокупность живых организмов, населяющих определенную местность.
8. Из чего образована клеточная стенка.
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№4
Дайте определения:
Фотосинтез – это …
Хлорофилл – это …
Биомасса – это …
Продуценты – это …
Биом – это …
Автотрофы – это …
Каротиноиды – это …
Фитогормоны – это …
Клеточная стенка – это …
Подцарство низшие растения
Группа отделов: Водоросли
№5
Нарисуйте хламидомонаду, подпишите её части:
1. Строение хламидомонады: Что означают цифры от 1 до 6? 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 –
|
|
2. Благодаря каким свойствам человек может использовать эту водоросль для очистки водоёмов?
|
|
№6
1. Пишите правильно. Вставьте пропущенные буквы.
Хлоре…а
Хл… мид…м…нада
Хр…м…т…фор
2. Дайте определения:
Хроматофор – это …
Слоевище – это …
Ризоиды – это …
№7
Заполните таблицу
Название водорослей |
Значение |
|
|
В природе |
В жизни человека |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Строение спирогиры
№8
1. Опишите внешний вид водоросли. Зарисуйте её.
2. Опишите бесполый и половой способ размножения.
№9
Дайте определения:
Споры – это…
Зооспоры – это …
Гаметы – это …
Зигота – это …
Спорофит – это …
Гаметофит – это …
№10
Выберите правильный ответ
1. Водоросли могут быть:
а) только одноклеточными;
б) только многоклеточными;
в) одноклеточными и многоклеточными.
2. Тело водорослей:
а) имеет стебель и листья;
б) имеет корень и стебель;
в) не расчленено на типичные органы.
3. Водоросли размножаются:
а) только половым путём;
б) только бесполым путем;
в) половым и бесполым путем.
№11
1. Почему глубоководные морские водоросли имеют красивую окраску?
2. Чем обусловлена бурая окраска водорослей?
3. Какова роль красных и бурых водорослей в природе и хозяйственной деятельности человека?
4. Почему бурые и красные водоросли относят к низшим растениям?
№12
1. Каково внешнее строение бурых водорослей? Как они прикрепляются к субстрату?
2. Чем красные водоросли сходны с бурыми и чем отличаются от них?
3. Почему красные водоросли приспособились жить на большой глубине?
№13.
Составьте таблицу – Зеленые водоросли.
Название водорослей |
Особенности строения |
Места обитания |
|
|
|
|
|
|
№14
Составьте таблицу – Бурые водоросли.
Название водорослей |
Особенности строения |
Места обитания |
|
|
|
|
|
|
№15
Составьте таблицу в тетради – Красные водоросли.
Название водорослей |
Особенности строения |
Места обитания |
|
|
|
|
|
|
№16
Диктант для проверки знаний
1. Все растущие в воде растения …
2. Одноклеточная зеленая водоросль в виде шарика …
3. Одноклеточная зеленая водоросль, имеющая две пульсирующие вакуоли…
4. Хламидомонада питается как …, образуя органические вещества из неорганических.
5. Хламидомонада плавает при помощи …
6. Спирогира – это …
7. Бокаловидный хроматофор у …
8. Тину в водоёме образует водоросль …
9. Какие водоросли обогащают воду кислородом?
№17
Выбери правильный ответ.
1. В морях растут многоклеточные водоросли:
а) зеленые и красные;
б) бурые и зеленые;
в) зеленые, бурые и красные.
2. Размножение одноклеточных водорослей происходит:
а) бесполым и половым путём;
б) бесполым путём;
в) половым путём.
№18
Вставьте пропущенные слова.
1. Водоросли - ….. представители растительного мира.
2. Важнейшим условием для жизни водорослей является наличие …..
3. Большинство водорослей - …..
№19
Вставьте пропущенные буквы.
Та…ом, р…зоиды, хр…м…тофор, п…гменты, хл…рофи…, к…р…тиноиды, фико…р…трины, фикоц… анины, фит…планктоны, фит…бент…с.
№20
К каким систематическим группам относятся эти водоросли.
1. Ульва –
2. Фукус –
3. Ламинария –
4. Анфельция –
5. Филлофора –
6. Макроцистис –
7. Делессерия –
8. Хондрус –
9. Геледиум –
10. Порфира –
№21
1. Каково строение морских водорослей?
2. Какие признаки объединяют все водоросли в одну группу?
№22 Решите кроссворд
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали:
1. Одноклеточная зеленая водоросль в виде шарика.
2. Красная водоросль
3. Бурая морская водоросль, достигающая 60 м.
4. Тело водоросли
По вертикали:
5. Бурая морская водоросль – “морская капуста”
6. Бурая морская водоросль северных морей.
7. Нитевидные образования, при помощи которого прикрепляются к субстрату.
8. Съедобная водоросль - “морской салат”.
№23
Выполните таблицу в тетради.
Высшие растения |
||||
Споровые |
Семенные |
|||
|
|
|
|
|
№24
1. Какие ткани имеют высшие растения?
2. Какие органы образуют ткани высших растений?
3. На какие периоды индивидуального развития делятся высшие растения?
4. Какие две крупные группы растений включает подцарство высших растений?
5. Какие отделы относятся к споровым растениям?
6. Какие отделы включают семенные растения?
7. Каковы особенности бесполого размножения споровых растений?
8. С чем связано половое размножение у споровых растений?
9. В чем заключается особенность полового размножения у семенных растений?
10. Особенность бесполого или вегетативного способа размножения семенных растений?
11. Какие системы органов образуют семенные растения?
№25
Какие органы образуют ткани.
Вегетативные, Репродуктивные
…….. ……. ……… ……… ……. ……..
№26
1. От каких растений произошли мхи?
2. Какое строение имеют мхи?
3. Из каких тканей состоит тело мха?
4. Как называются выросты, которыми мох прикрепляется к почве?
5. Какое строение имеют ризоиды?
6. Как называется половое поколение мхов, какое строение оно имеет?
7. Как называется бесполое поколение мхов, каково его строение?
8. Где и в каких условиях произрастают мхи?
9. Какие мхи относятся к настоящим мхам или листостебельным?
10. Назовите мхи хвойных лесов?
11. Какое строение имеет кукушкин лен и почему коробочки со спорами у этого мха образуются не на всех особях?
12. Как размножается кукушкин лен?
13. Опишите строение белого мха, сфагнума?
№27
Выберите правильный ответ.
Оплодотворение у мхов возможно:
а) вне воды;
б) только в присутствии воды.
Тело зеленого мха состоит из:
а) стебля и корней;
б) стебля и листьев;
в) листьев и корней.
№28
Составьте схему цикла развития мхов.
№29.
1. Почему кукушкин лен, поселяясь в местах, где много влаги, вытесняет другие зеленые мхи?
2. Почему мех сфагнум можно использовать вместо ваты?
3. С чем связан белесоватый цвет листьев сфагнума?
4. Как можно объяснить сохранность различных находок в торфяных болотах?
5. Почему мех – кукушкин лен – двудольное растение?
6. Почему мхи относят к высшим споровым растениям?
7. Где образуются споры и каково их значение?
8. Почему у кукушкина льна споры образуются на каждом растении?
9. Из чего образуются коробочки на ножке у кукушкина льна?
10. Почему кукушкин лен обитает только во влажных местах?
11. В чем заключается экологическая роль мхов?
№30
Спишите текст, вставляя пропущенные слова.
Кукушкин лён растет … Его гаметофит представляет собой … Гаметофиты кукушкина льна … На верхушках женских и мужских растений развиваются … После оплодотворения на женских растениях из … образуется … - коробочка, сидящая на длинной ножке … Зеленым мхам свойственно и …. Размножение – частями тела и специальными почками.
№ 31
1. Каково строение листа сфагнума?
2. Какие особенности строения сфагнума способствуют поглощению воды?
3. Каково значение сфагнума в природе?
4. Как происходит процесс торфообразования?
№32
Выберите по каждому вопросу один ответ.
1. Листья сфагнума состоят из:
а) двух слоев клеток и проводящих сосудов;
б) одного слоя клеток и не имеют средней жилки;
в) трёх слоев клеток и проводящих сосудов.
2. Мох сфагнум – растение:
а) листостебельно-слоевищное;
б) слоевищное;
в) листостебельное.
3. Листья сфагнума имеют клетки:
а) хлорофиллоносные и водоносные;
б) хлорофиллоносные, а между ними большие межклеточные пространства;
в) водоносные, бесцветные покровные, хролофиллоносные.
3. Белесый цвет листьев сфагнума связан с :
а) наличием особых веществ в пластидах клеток;
б) восковым налётом на поверхности листьев;
в) наличием множества водоносных клеток.
№33 Заполните таблицу.
Название мхов |
Характерные признаки |
Значение в природе и для человека |
|
|
|
№34
Решите кроссворд
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Мох хвойных лесов.
2. Созревают в коробочке мха.
3. Растение, растущее на болоте.
1. Болотное растение, питающееся насекомыми.
2. Нитевидные выросты, которыми мхи прикрепляются к почве.
3. Белый мох, растущий в лесах и на болоте.
Отдел: плауновидные и хвощевидные.
№35
Ответьте на вопросы.
1. Каково происхождение плауновидных и хвощевидных. Когда эти растения достигли своего расцвета?
2. Где встречаются эти растения?
3. Опишите внешний вид плаунов.
4. Как размножаются плауны?
5. Как человек использует споры плаунов?
№36
Выберите правильный ответ.
1. Важное условие полового размножения мхов, плаунов, хвощей – наличие воды.
2. Плауны имеют придаточные корни, которые отходят от стелющегося по земле стебля.
3. В жизненном цикле хвощей и плаунов наблюдается чередование стадий гаметофита и спорофита.
4. Хвощи – многолетние травянистые растения с хорошо развитым подземным стеблем – корневищем.
№37
Проверьте свои знания
1. Какова роль древних хвощевидных и плауновидных в образовании залежей каменного угля?
2. Как человек использует хвощи и плауны?
3. В чем сходство и различие в строении плаунов и хвощей?
Отдел: Папоротниковидные
№38
Биодиктант. Вставьте пропущенные слова
Папоротники произошли от … и представляют собой одну из наиболее … групп … растений. В … период эти растения наряду с хвощами и плаунами занимали … в растительном мире Земли, образуя обширные леса. Процветает эта группа и сейчас.
№39
1. Каковы внешние особенности папоротниковидных?
2. Где поселяются эпифитные папоротники?
3. Где растут современные древовидные папоротники?
№40
Выберите правильный ответ.
1. Листья папоротников выполняют:
а) функцию спорообразования;
б) функцию фотосинтеза;
в) функцию фотосинтеза и спорообразования.
2. Оплодотворение у папоротников осуществляется:
а) при помощи ветра;
б) без участия воды;
в) только в присутствии воды.
3. Тело папоротника состоит из:
а) стеблей и корней;
б) стеблей и листьев;
в) листьев, стеблей и корней.
№41
Ответьте на вопросы
6. Какая фаза преобладает в жизненном цикле папоротников?
7. Какие функции совмещают листья папоротников?
8. Чем представлен гаметофит папоротника?
9. Какое строение имеют папоротники?
10. В каких условиях происходит половое размножение мхов, плаунов, хвощей и папоротников?
№42
Биологический диктант. Вставьте пропущенные слова.
Папоротники – это … растения, которые имеют вегетативные органы полового размножения. Оплодотворение у них возможно только в … В жизненном цикле папоротников наблюдается чередование стадий … и …, причем преобладает …
№43
1. Что общего в размножении и развитии папоротника и водорослей?
2. Как размножаются и хвощи? Отметьте черты сходства, о чем свидетельствует сходство в размножении этих растений?
№44
Заполните таблицу
Сравнительная характеристика папоротникообразных растений
Название растений |
Особенности среды обитания |
Внешнее строение (назвать органы) |
Питание |
Размножение |
1. … 2. … 3. … |
|
|
|
|
№45
1. Сравните строение папоротника и мха. В чем выражается более сложное строение папоротника?
2. Каково значение папоротников?
№46
Выпишите номера вопросов, против них запишите номера правильных ответов.
I. Каково строение папоротника?
1).корень, 2).стебель, 3).лист, 4).ризоиды, 5).цветок.
II. Что вырастает из споры папоротника?
1) заросток, 2) спороносящее растение.
№47
1. Дайте определения:
заросток – это …
микроспоры – это …
мегаспор – это …
2. Назовите папоротники, которые приспособились к жизни в воде.
3. У каких папоротников споры образуются на особых веточках.
4. Какие папоротники поселяются на стволах и ветвях тропических деревьев.
№48
1. При каких условиях и когда образовался каменный уголь из папоротникообразных?
2. Каково значение каменного угля в народном хозяйстве?
3. Почему папоротники относят к высшим растениям?
4. Где образуются споры у папоротника?
№49
С помощью текста учебника и рисунков решите, чем различаются между собой папоротники и зеленые мхи. Данные внесите в таблицу.
Признаки сходства в строении |
Различие в строении |
|
|
№50
Решите кроссворд.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали
1. Папоротник, листья которого напоминают перо самой крупной птицы.
2. Без чего не происходит оплодотворение папоротников?
3. Папоротник, споры которого образуются на особых веточках, носит название неядовитой змеи.
4. Папоротник, приспособленный жить в воде.
5. Папоротник, у которого длинные корневища, листья растут по одному, молодые побеги съедобны.
По вертикали
6. Папоротник, у которого споры образуются на веточках гроздьями.
7. У этого папоротника споры образуются на веточках, в виде колоска.
8. Половое поколение папоротника.
9. Бесполое поколение папоротника.
Отдел: Голосеменные растения
№51
Биодиктант. Вставьте пропущенные слова.
Голосеменные – это растения, образующие …, но не формируют цветков и плодов.
Семена лежат … и лишь иногда покрыты чешуями. Голосеменные растения широко распространились, благодаря независимости оплодотворения от наличия … Голосеменные произошли от …, вымерших в начале каменноугольного периода.
№52
1. Перечислите несколько представителей голосеменных растений.
2. Какое строение имеют деревья хвойных пород? (на поперечном разрезе)
3. Какое строение имеет хвоинка в разрезе.
№53
1. Опишите процесс размножения сосны.
2. Что такое семя? Чем семья отличается от споры?
3. Как устроены мужские и женские шишки сосны.
4. Какое строение имеет пыльца, почему она легкая?
№54
1. Какую роль играют голосеменные в природе?
2. В чем заключается хозяйственное значение голосеменных растений?
№55
Напишите значение слов.
1. Мужские шишки –
2. Микроспоры –
3. Пыльцевые зерна –
4. Спермии –
5. Женские шишки -
6. Семязачаток –
7. Мегаспора –
8. Яйцеклетка –
9. Эндосперм –
№56
Выпишите номера вопросов, против них запишите номера правильных ответов.
I. Где расположены семязачатки у сосны?
1. На чешуйках мужских шишек.
2. На чешуйках женских шишек.
3. На хвоинках.
II. Как происходит опыление у сосны?
1. С помощью насекомых.
2. Самоопылением.
3. С помощью ветра.
III. Что образуется из зиготы у сосны?
1. Спора.
2. Заросток.
3. Зародыш семени
4. Семя.
IV. Что образуется в пыльниках сосны?
1. Женские гаметы.
2. Мужские гаметы.
3. Зигота.
V. Где расположены пыльцевые мешочки у сосны?
1. На чешуйках мужских шишек.
2. На чешуйках женских шишек.
3. На хвоинках.
VI. Что образуется в семязачатках у сосны?
1. Женские гаметы.
2. Мужские гаметы.
3. Зигота.
VII. Что образуется в результате оплодотворения у сосны?
1. Спора.
2. Заросток.
3. Зародыш семени.
4. Семя.
№57
1. Напишите в каких шишках (мужских или женских) образуются семена сосны.
2. Каково строение семени и в чем его преимущество по сравнению со спорой папоротника?
3. Каковы общие признаки хвойных растений и чем они отличаются?
4. Почему голосеменные получили такое название?
№58
Ответьте на вопросы.
1. Как называются узкие, игольчатые листья у всех хвойных?
2. Где развиваются семена у голосеменных?
3. Какие шишки развиваются у голосеменных?
4. Где находятся семяпочки в женских шишках7
5. Из чего состоит зрелый зародыш семени сосны?
6. Сколько семядолей у зародыша семени сосны?
7. Когда созревают семена у сосны?
8. Сколько лет живут хвоинки на ели?
9. Сколько лет живут хвоинки на лиственнице?
10. Назовите листопадный кустарник голосеменных растений.
11. По сколько хвоинок на побеге у ели?
12. Чем отличаются хвоинки ели от сосны?
13. Как называются плоды у можжевельника?
14. Почему в сосновых лесах светло, а в еловых темно?
15. Когда высыпаются семена ели из шишек7
№59
Заполните таблицу.
Отдел современных голосеменных растений.
Классы |
|||
|
|
|
|
№60
Проверьте свои знания.
1. Какими растительными формами представлены голосеменные растения?
2. Почему они так называются? (голосеменные)
3. Как определить женские шишки сосны?
4. Почему сосновые боры светлые, а еловые темные?
5. Как расположены хвоинки у сосны и у ели?
6. Сколь лет живут хвоинки у лиственницы?
7. Сколько лет живут иглы у ели?
8. Когда созревают семена у сосны обыкновенной?
9. Сколько семядолей у семени сосны?
10. Как называются голосеменное растение, у которого только два листа, растущие всю жизнь?
11. Голосеменное растение, которое часто называют “русское дерево”.
12. Какие голосеменные деревья встречаются в Южной Америке и Австралии?
13. От каких растений произошли голосеменные?
14. Каково значение голосеменные растений в природе?
15. Значение голосеменных для человека.
№61
Решите кроссворд.
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
10 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали.
1. В сибирской тайге огромные площади заняты этим деревом.
2. Хвойное дерево распространенное в южных районах нашей страны и в Средиземноморье.
3. Хвойное дерево произрастает в Гималаях.
4. Птица живущая в еловых лесах, распространяющая семена ели.
5. Вязкая смолистая жидкость, выделяемая при ранении хвойных деревьев.
6. Широко распространенное дерево хвойных пород в южных районах и в Средиземноморье.
По вертикали.
7. Распространенное хвойное дерево.
8. Хвойная порода, у которой только два листа, которые растут в течении всей жизни.
9. Светолюбивое хвойное дерево, хвоинки расположены по две на побеге.
10. Хвойное дерево внешне напоминает пальму.
11. Самое высокое хвойное дерево.
Отдел: Покрытосеменные (цветковые) растения.
№62
Биологический диктант. Вставьте пропущенные слова.
Основные особенности покрытосеменных … и … Семяпочка защищена от неблагоприятных воздействий … Отсюда и название этого отдела растений – покрытосеменные. Этот отдел делится на два класса - … и … Покрытосеменные широко распространились, благодаря образованию …, что обеспечивает успешное прорастание … в неблагоприятных условиях.
№63
Ответьте на вопросы.
1. Что характерно для покрытосеменных растений?
2. Какие процессы жизнедеятельности протекают очень быстро?
3. Чем защищена семяпочка покрытосеменных растений?
4. Какие жизненные формы образуют покрытосеменные?
5. Каков основной признак однодольных?
6. Какую корневую систему имеют двудольные растения?
7. Какое жилкование листьев имеют однодольные и двудольные растения.
8. Каков основной признак двудольных растений?
Строение покрытосеменных.
№64
1. На какие части делится тело цветковых растений?
2. Чем представлена (какими корнями) корневая система?
3. Чем образована побеговая часть растения?
4. Какие органы воспроизведения развиваются на стебле?
5. Какие деревья относятся к однодольным?
6. Назовите несколько древесных видов, относящихся к двудольным растениям.
7. Назовите деревья, обладающие ценной древесиной.
8. Назовите несколько представителей древесных пород, образующих смешанные леса.
№65
Дайте определения следующим понятиям.
1. Камбий – это …
2. Лигнин это …
3. Пробка – это …
4. Проводящие сосуды – это …
№66
1. Какое строение имеет разрез ветки лиственного дерева.
2. Чем отличается пробковый слой березы от пробкового слоя пробкового дуба, и деревьев, растущих в саваннах?
№67
1. Какие деревья называются листопадными?
2. Какие деревья называются вечнозелёными?
3. Почему у древесных пород умеренного пояса цветки липкие, невзрачные?
4. Почему у тропических деревьев цветки крупные, ярко окрашенные и сильно пахнущие?
Размножение покрытосеменных растений.
Класс двудольные и однодольные.
№68
Подумайте!
1. Какие особенности внешнего вида и строения покрытосеменных позволили им занять господствующее положение среди растений, населяющих нашу планету?
№69
Что является органом полового размножения покрытосеменных растений?
1. Что такое цветок?
2. Каково строение цветка?
3. Назовите главные части цветка.
4. Какое строение имеет пестик?
5. Какое строение имеет тычинка?
6. Из какой части цветка образуется плод?
7. Какие цветки называются обоеполые?
8. Что называют соцветием?
9. Какие вы знаете виды опыления цветков?
10. В чем заключается процесс двойного оплодотворения растений? Кто открыл этот процесс?
11. Что такое плод? Как он образуется?
12. Какие части цветка принимают участие в образовании плода?
13. Что вы знаете о бесполом или вегетативном размножении цветковых растений?
№70
Заполните таблицу.
Признаки однодольных и двудольных растений.
Название класса |
Типичные признаки растений этого класса |
||
|
Строение зародыша семени |
Тип корневой системы |
Характер жилкования листа |
1. 2. |
|
|
|
№71
Как вы думаете почему классы однодольные и двудольные получили такое название?
Нарисуйте в таблице признаки (схемы) однодольных растений.
Цветок |
Корень |
Лист |
|
|
|
№75
1. Каковы различия между розоцветными растениями в строении листьев, какие плоды образуют эти растения.
2. Какие растения относятся к семейству розоцветных? Какова их роль в природе и как человек использует их природные свойства?
3. Каково строение цветка шиповника? Почему это растение относят к семейству розоцветных?
4. Чем отличаются плоды малины, шиповника, земляники?
№76
Выпишите цифры, которыми обозначены растения, относящиеся к семейству розоцветных.
1. Паслен черный. 2. Земляника лесная. 3. Роза коричная. 4. Ярутка полевая. 5. Клевер луговой. 6. Яблоня лесная. 7. Шиповник коричный. 8. Гравилат речной. 9. Горошек мышиный. 10. Рябина обыкновенная.
№77
1. Вставьте пропущенные слова.
Шиповник коричный относится к отделу …, классу …, семейству …, цветок правильный, околоцветник …, чашечка образована …, чашелистиками, венчик состоит из … лепестков, тычинок …, пестиков …, плод - …
Формула цветка: … Диаграмма цветка: …
2. Как человек использует это растение.
№78
1. Опишите растение земляника лесная по следующему плану:
- жизненная форма;
- продолжительность жизни;
- подземные органы;
- надземные органы – побег, (стебель, лист, цветок, формула цветка, диаграмма);
- соцветие, плод;
- отдел, класс, семейство, род, видовое название растения, место обитания.
2. Значение этого растения в природе и для человека.
№79
Заполните таблицу, вписав в каждую графу сведения о растениях: вишня кислая, яблоня лесная, малина обыкновенная.
№ |
Отдел |
Класс |
Семейство |
Род |
Вид |
Формула цветка |
Диаграмма |
Плод |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
№80
Составьте таблицу по приведенному образцу. Заполните её.
Название Семейства |
Представители семейства |
Основные признаки |
Значение |
||
|
|
Число се-мядолей |
Тип корневой системы |
Характер жилкова-ния листа |
|
1. |
а) б) в)
|
|
|
|
|
2. |
а) б) в)
|
|
|
|
|
3. …
и т.д.
|
а) б) в)
|
|
|
|
|
№81
Заполните кроссворд из растений семейства розоцветных.
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
6 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№82
Перепишите предложения, вставьте пропущенные слова.
У растений семейства розоцветных цветок имеет … околоцветник, чашечка состоит из … свободных лепестков, тычинок …, пестиков …, или …
№83
Решите задачи.
1. Плоды персика, абрикоса, сливы, вишни, черешни – сочные костянки. К какому семейству эти растения относятся? Имеются ли в этом семействе растения, у которых образуются сухие плоды?
2. Как называется плод у шиповника? Какие части цветка принимают участие в образовании плода шиповника?
Класс Двудольные растения.
Семейство крестоцветные.
№84
Перепишите предложения, вставив пропущенные слова.
У растений семейства крестоцветных цветок имеет … околоцветник, чашечка состоит из … чашелистиков, венчик – из … лепестков, тычинок …, пестик … Плод - … или …
№85
Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства крестоцветных.
1. Гулявник лекарственный. 2. Горох посевной. 3. Земляника лесная. 4. Горчица белая. 5. Ромашка аптечная. 5. Ярутка полевая. 6. Клевер красный. 7. Сурепка обыкновенная.
№86
Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства крестоцветных.
1. Плод – ягода.
2. Соцветие – кисть.
3. Чашечка цветка состоит из пяти свободных лепестков.
4. Венчик цветка состоит из пяти свободных лепестков.
5. Плод – боб.
6. Венчик цветка состоит из четырёх свободных лепестков.
7. Соцветие - головка.
8. Цветок имеет один пестик и шесть тычинок, из которых две короткие и четыре длинные.
9. Плод стручок или стручочек.
10. Цветок имеет один пестик и десять тычинок.
№87
Составьте таблицу, записав известные вам растения семейства крестоцветных.
Значение растений семейства крестоцветных.
Пищевые |
Масличные |
Декоративные |
Сорные |
|
|
|
|
№88
1. Чем отличается плод стручок от стручочка?
2. Приведите примеры (не менее пяти) растений семейства крестоцветных.
3. Какая жизненная форма (деревья, кустарники, травы) преобладает среди растений семейства крестоцветных?
4. Что общего между растениями семейства крестоцветных?
№89
1. Чем отличается плод боб от стручка?
2. Какие органы образуются у капусты в первый год жизни?
3. Напишите формулу цветка крестоцветных. Каковы особенности цветка крестоцветных? Выделите главные признаки у растений семейства крестоцветных.
№90
1. Рассмотрите сурепку обыкновенную. Опишите это растение по следующему плану: место обитания, подземные органы (тип корневой системы), надземные органы, стебель, лист (простой, сложный), место расположения, цветок, соцветие, плод, формула цветка, диаграмма, отдел, класс, семейство, род, вид.
2. Каково значение этого растения в природе и народном хозяйстве?
№91
Задачи.
1. Какие сорта капусты вы знаете? От какого растения произошли все сорта капусты?
2. Многие растения человек использует в пищу, среди них корнеплоды: редис, морковь, редька, свекла, репа. Назовите растения, которые относятся к семейству крестоцветных.
3. На полях часто можно увидеть сорные крестоцветные растения. Почему на полях и огородах трудно избавиться от этих сорняков?
№92
Спишите слова, вставляя пропущенные буквы: п…слен…вые, роз…цветные, чаш…листики, с…мейство, крест…цветные, л…п…стки, дик…растущие, прям..ст.. ячий, суре…ка, …рутка.
Класс Двудольные.
Семейство пасленовых.
№ 93
1. Определите, какое строение имеет цветок картофеля.
2. Решите, по каким признакам плод картофеля относят к ягодам.
3. По каким признакам белена и дурман сходны с картофелем. Каковы особенности плодов белены и дурмана?
4. Определите, чем сходны между собой плоды баклажана, перца и томата. Как называют такой тип плодов?
№ 94
1. Перечислите растения, относящиеся к семейству пасленовых.
2. По каким признакам эти растения объединят в одно семейство.
3. Какие растения из семейства пасленовых относят к лекарственным.
4. Напишите формулу цветка томат.
№ 95
1. Каково строение цветка паслена черного. Нарисуйте диаграмму цветка.
2. Какой плод у баклажана?
3. Какая жизненная форма преобладает у пасленовых. Приведите примеры.
4. Какую роль играют растения семейства пасленовых в жизни человека.
№ 96
Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства пасленовых.
1. Венчик цветка сростнолепестный, состоит из пяти лепестков.
2. Венчик цветка раздельнолепестный, состоит из пяти лепестков.
3. Цветок имеет один пестик и пять тычинок.
4. Цветок имеет один пестик и десять тычинок.
5. Чашечка цветка сростнолистная, состоит из пяти чашелистиков.
6. Плод семянка.
7. Чашечка цветка раздельнолистная, состоит из пяти чашелистиков.
8. Плод ягода или коробочка.
№ 97
Перепишите предложения, вставив пропущенные слова.
У растений семейства пасленовых цветов имеет … околоцветник, чашечка состоит из … сросшихся чашелистиков, венчик состоит из … сросшихся лепестков, тычинок … Пестик …
Плод - … или …
№ 98
Впишите эти растения в таблицу:
Картофель, петунья гибридная, перец однолетний, томат, табак душистый, белен черная, баклажан, дурман обыкновенный.
Пищевые |
Лекарственные |
Декоративные |
|
|
|
№ 99
Выпишите номера растений, относящихся к семейству пасленовых.
1. Чина луговая.
2. Перец однолетний.
3. Ярутка полевая.
4. Донник белый.
5. Физалис обыкновенный.
6. Красавка белладонна.
7. Белена черная.
8. Одуванчик лекарственный.
9. Картофель.
10. Подсолнечник однолетний.
11. Люпин желтый.
12. Пырей ползучий.
13. Томат обыкновенный.
14. Манжетка обыкновенная.
15. Табак настоящий.
16. Паслен сладко-горький.
№ 100
Биологический диктант.
Родина картофеля … В Европу его завезли в середине … века испанцы …
В Россию картофель завезен во времена … Размножают картофель … или его частями… размножение применяют в селекционной работе.
№ 101
Когда картофель впервые был завезен в Россию, крестьяне не хотели выращивать его. Повсеместно возникали картофельные бунты.
Почему крестьяне не хотели выращивать это растение?
№ 102
Как называется плод у картофеля? Почему клубни картофеля нельзя считать плодом? Какие вещества содержатся в клубне.
Класс однодольные.
№ 103
Биологический диктант.
У однодольных растений в зародыше семени … семядоля – первый лист растения. Однодольные отличаются от двудольных рядом признаков: у них … корневая система, жилкование листье … или …, цветки … типа, чашелистиков и лепестков всегда кратно …
Важнейшие семейства класса - … и … .
Семейство. Злаки.
№ 104
Выпишите номера признаков, которыми обладают растения семейства злаков.
1. Мелкие цветки собраны в соцветие корзинка.
2. Мелкие цветки собраны в соцветие колоски, которые в свою очередь соединяются в более сложные соцветия.
3. Плод семянка.
4. Околоцветник состоит из четырех чашелистиков четырех лепестков.
5. Листья длинные, с параллельным расположением жилок.
6. Плод ягода.
7. Плод зерновка.
8. Цветок имеет две цветковые чешуйки, три тычинки и один пестик.
9. Стебель соломина с узлами.
10. Цветки могут быть трубчатыми, язычковыми или воронковидными.
№ 105
Биодиктатнт.
Перепишите предложения, вставив пропущенные слова.
У растения семейства злаков листья длинные с … жилкованием. Мелкие цветки образуют простые соцветия … , которые соединяются в более сложные соцветия … Цветок имеет … цветочные чешуи, … тычинки и … пестик. Плод …
№ 106
Впишите в таблицу следующие растения семейства злаков.
Пищевые |
Кормовые |
сорные |
|
|
|
1. Мятлик луговой, 2.Овсюг, 3. Пырей ползучий, 4. Рис посевной, 5. Сахарный тростник, 6.Тимофеевка луговая, 7. Рожь посевная, 8.Лисохвост луговой, 9. Просо посевное, 10. Кукуруза, 11. Пшеница.
№ 107
1. На основании каких признаков пшеницу относят к семейству злаков.
2. Что вы знаете об этом растении. Составьте рассказ о пшенице – основной хлебной культуре мирового сельскохозяйственного производства.
3. Перечислите основные зерновые культуры, которые выращивают в вашей местности.
№ 108
1. Опишите цветок ржи. Подпишите его части.
Запишите формулу цветка ржи и его диаграмму.
2. На основании каких признаков строения кукурузу относят к злакам?
№ 109
1. Кукуруза (маис) – важная зерновая культура после пшеницы и риса. По каким признакам она от них отличается.
2. Составьте таблицу.
Зерновые культуры |
Значение в жизни человека |
|
|
Семейство лилейные
№ 110
Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства лилейных.
1. В цветке много тычинок.
2. Околоцветник простой, состоит из шести листочков.
3. В цветке один пестик и шесть тычинок одинаковой величины.
4. Околоцветник состоит из пяти чашелистиков и пяти лепестков.
5. Плод - зерновка.
6. В цветке один пестик и пять тычинок.
7. Листья с параллельным или дуговым жилкованием.
8. Плод семянка.
9. Плод ягода или коробочка.
10. Растения многолетние, с луковицами или корневищами.
№ 111
Биодиктант.
Перепишите предложения, вставив пропущенные слова.
У растений семейства лилейных, цветки имеют … околоцветник, состоящий из … листочков. В цветке … тычинок и … пестик. Плод - … или …
У представителей семейства лилейных листья …, с … или … жилкованием
№ 112
Выпишите номера растений, относящихся к семейству лилейных.
1. Пырей ползучий. 2. Лук репчатый. 3. Гиацинты. 4. Лилия кудреватая.
2. Рябина обыкновенная. 6 . Рябчик русский. 7. Чина лесная. 8. Ландыш майский. 9. Рожь посевная. 10. Сурепка обыкновенная. 11. Чеснок. 12. Алоэ древовидное. 13. Василек луговой. 14. Вишня обыкновенная.
№ 113
Выпишите номера растений в таблицу, которые имеют такие побеги:
Корневище |
луковица |
|
|
1. Тюльпан степной.
2. Ландыш майский.
3. Лук репчатый.
4. Чеснок.
5. Купена лекарственная.
6. Вороний глаз.
7. Спаржа лекарственная.
8. Лилия белая.
№ 114
1. Какое строение имеет цветок тюльпана? Напишите его формулу.
2. Какой тип плода имеют представители семейства лилейных?
3. Каковы отличительные признаки представителей семейства лилейных?
№ 115
Заполните таблицу.
Впишите растения из семейства лилейных.
Пищевые |
Лекарственные |
Декоративные |
|
|
|
№ 116
1. В чем сходство и отличие цветков ландыша и тюльпана.
2. На основании каких признаков эти растения относятся к семейству лилейных.
3. Как человек использует растения из семейства лилейных?
4. В чем ценность лука и чеснока.
№ 117
1. Почему растение вороний глаз входит в исключение.
2. По каким признакам лук относят к классу однодольных, семейству лилейных?
3. В чем его пищевая и лекарственная ценность.
4. Каким способом размножают лук?
№ 118
Перепишите текст, вставляя пропущенные слова.
Лук репчатый – растение класса …, семейства …, имеет трубчатые листья с … жилкованием. Подземные органы представлены …, с придаточными корнями. Околоцветник …, образован шестью …, тычинок …, пестик …. Плод ….
Литература
Бруновт Е.П., Богоявленская А.Е., Бровкина Е.И. и др. Самостоятельная работа учащихся по биологии: Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1984.
Генкель П.А. Физиология растений.-М.: Просвещение 1984.
Жизнь растений: в 5 т.- М: Просвещение, 1982.
Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Методика обучения биологии. 6-7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.: Пособие для учителя. –М.: П, 1989.
Книга для чтения по ботанике /Сост.Д.И.Трайтак.-М.: Просвещение, 1985.
Максимова В.Н., Ковалева Г.Е. и др. Современный урок биологии.- М.: Просвещение, 1985.
Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии: Растения.: Пособие для учитля.-М.: Просвещение, 1976.
Трайтак Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии. : Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1979.