Автор: Мишакова В.Н.заведующая УМК биологии ООИПКРО |
Дата: 31.03.00
|
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ КАЧЕСТВА БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В современной педагогике не существует единственного показателя качества образования: этот показатель является комплексным и состоит из совокупности разделенных и независимых параметров в описывающих с известной полнотой феномен образования.
Известно, что параметрами качества знаний учащихся является:
- число учебных элементов в содержании предмета (1);
- ступень абстракции изложения предмета (2);
- осознанность усвоения учебного материала (3);
- уровень усвоения деятельности (4);
- степень освоения ( автоматизации) деятельности (5).
Поскольку параметры 1, 2, и 3 являются статическими, зафиксированными в тексте учебника, то в процессе обучения они не меняются, и от мастерства педагога они не зависят.
Параметры 4 и 5 изменяются в процессе обучения и зависят от его качества, а потому характеризуют мастерство педагога. Задача по их изменению и является основной целью обучения. Все названные параметры должны содержаться в образовательном стандарте по биологии, чтобы в последствии можно было бы осуществить объективный контроль степени выполнения стандарта.
К сожалению, ныне опубликованные временные стандарты еще не достигли необходимой степени определенности и однозначности, в них еще не полностью включены названные параметры, поэтому, если не доработать эти стандарты на местах, то на их основе объективный контроль будет неполноценным. Это временное явление, как и временны сами стандарты. Важным показателем уровня мастерства педагога является удовлетворенность учащихся процессом обучения, когда учебный труд - удовольствие, а не нудное и подневольное занятие.
Учебный труд становится удовольствием для учащихся, когда преподаватель умеет строить такие технологии обучения, при которых возникает высокая и устойчивая мотивация учения, произвольное и послепроизвольное внимание учащихся в ходе обучения, а само обучение становится результативным.
Исходными же остаются две характеристики педагогического мастерства учителя:
1) качество знаний и действий учащихся;
2) удовлетворенность учащихся процессом обучения ( не педагогом!).
ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, ОБЩАЯ СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО БИОЛОГИИ
Государственный образовательный стандарт - система параметров, характеризующих качество общего образования, отражающая социальный заказ и учитывающая возможности личности и системы образования по достижению образовательных требований. Понятие стандарта означает норму, образец, мерило. Основными объектами стандартизации в образовании являются его структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся.
Стандарт образования является основным нормативным документом , несущим толкование ст. 7 Закона РФ «Об образовании».
Сущность общеобразовательного стандарта раскрывается через его функции:
1. Критериально-оценочная - ориентирование системы образования при определении содержания обучения , объема учебной нагрузки, оценки результатов обучения.
2. Функция обеспечения права на полноценное образование.
3. Функция сохранения единства образовательного пространства страны.
4. Функция гуманизации образования.
5. Функция управления . Реализация этой функции связана с возможностью коренной перестройки существующей системы контроля и оценивания качества результатов обучения.
6. Функция повышения качества образования. Образовательные стандарты призваны фиксировать минимально необходимый объем содержания образования.
Функции образовательного стандарта определяют следующую его структуру:
- базисный учебный план, т.е. генеральный уровень представления стандарта;
- стандарты базовых ( обязательных для всех учащихся) образовательных областей.
Эта структура реализуется в виде следующего пакета документов:
1. Пояснительная записка.
2. Базисный учебный план.
3. Стандарты базовых образовательных областей.
4. Общие подходы к разработке системы измерителей достижения государственного стандарта.
В переходный период, когда федеральные образовательные стандарты по биологии находятся в стадии разработки и обсуждения, необходимо руководствоваться обязательным минимумом содержания образования, требованиями к уровню обязательной биологической подготовки, примерной программой. Организация учебного процесса на базе минимума содержания биологического образования позволит в полной мере решить цели и задачи, стоящие перед школьным биологическим образованием. В основу определения минимума биологического образования положен системно-структурный и эколого-эволюционный подходы. Использование минимума содержания по биологии обеспечивает преемственные связи между разделами курса, его целостность.
Разработанный минимум содержания может быть реализован за время, предусмотренное федеральным компонентом Базисного учебного плана., в соответствии с которым на изучение биологии в общеобразовательной школе отводится 8 часов в неделю ( по 2 часа в каждом классе, с 6 по 9 кл.), 10класс- 1 час, 11-2 часа.
Принципиальным отличием нового содержания биологического образования является вариативность, определяемая альтернативными учебными программами и учебниками, разноуровневость, позволяющая развивать индивидуальные способности школьника, формировать творчески активную личность. На завершающей ступени образования наибольшее развитие получит дифференциация, а также, наряду с изучением базовых предметов, свободный выбор учащимися дисциплин, способствующий развитию их интересов и способностей.
В области биологического образования происходят следующие изменения :
- смена целевой ориентации и более четкое обозначение приоритетности его развивающей функции;
Формирование умений на уроках биологии
Умение— умственное или физическое действие, направленное на какой-то объект или процесс. Эти действия придают новые свойства объекту или процессу в соответствии с поставленной целью.
Группы умений
1. Предметные.
2. Общеучебные.
3. Интеллектуальные.
4. Коммуникативные.
5. Умения приспосабливаться к изменяющимся жизненным ситуациям.
I. Предметные умения.
В школьных программах, стандартах приводится перечень необходимых умений, которыми должны овладеть учащиеся.
II. Общеучебные умения.
Необходимые общеучебные умения и навыки:
1. Работа с письменными текстами: умение читать (скорость чтения), понимать прочитанное, запоминать прочитанное, использовать при конспектировании различные подходы, краткая запись основных мыслей, составление структуры прочитанного путем перечня стержневых мыслей, представление основных мыслей в виде схем, изображение основных мыслей в виде опорных сигналов, составление схемы — конспекта.
2. Умение конспектировать речь выступающего.
3. Умение находить интересную информацию в справочниках и другой литературе и т.д.
III. Интеллектуальные умения.
1. Стратегическое мышление, которое охватывает основные механизмы познавательной деятельности: анализ, классификация, расчленение целого на части, установление последовательности, определение взаимосвязей, синтез.
2. Повышение возможностей: вывести слабых учеников на уровень развития, который позволит им успешно овладеть программой.
3. Всесторонний подход к вопросу: научить творчески мыслить, чтобы видеть взаимосвязи ведущие к новым идеям; научить логически мыслить, чтобы строить гипотезы и замечать заблуждения; научить критически мыслить, чтобы задавать вопросы и составлять суждения.
4. Структура интеллекта.
Два вида мышления: конвергентное, которое аккуратно и систематически стремится к получению ответа; дивергентное, центробежное, устремляющиеся одновременно в нескольких направлениях, стремящееся не к какой-либо заданной цели, а к поискам новых понятий.
IV. Коммуникативные умения.
1. Умение понятно излагать свои мысли.
2. Умение кратко излагать свои мысли.
3. Умение точно излагать свои мысли.
4. Умение задавать вопросы.
5. Умение вежливо излагать свои мысли.
6. Умение отвечать на вопросы.
7. Умение возражать.
8. Умение слушать и т.д.
9. Умение приспосабливаться к изменяющимся жизненным условиям.
Формирование навыков на уроках биологии
Для того, чтобы сформировать полноценное умственное действие, чтобы учащийся приобрел прочный навык в этом действии, необходимо, чтобы процесс формирования содержал ряд обязательных этапов:
- этап ознакомления учащихся с ориентировочной основой формируемого действия;
- этап формирования действия в материальном виде;
- этап формирования действия при проговаривании отдельных элементов действия про себя;
- заключительный этап - формирование действия как внутреннего умственного. На этом этапе действие очень быстро приобретает автоматическое течение, становится недоступным наблюдению.
Признаки творческой деятельности на уроках биологии
1. Умение переносить знания в новую ситуацию.
2. Умение видеть функцию объекта.
3. Видеть в знакомой ситуации - новую ситуацию.
4. Комбинирование известных способов деятельности (решение генетических задач).
5. Видеть структуру объекта (соотносить часть и целое).
6. Выработка альтернативного мышления.
7. Принципиально новый способ решения проблемы (истинное творчество).
ОБЪЕКТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ УЧИТЕЛЕМ БИОЛОГИИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Одной из главных задач в работе учителя биологии является планирование контроля за качеством знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля, с целью коррекции содержания образования, методических приемов, форм организации деятельности учащихся на уроках и вне урочное время.
При проведении анализа контроля особенно важным является накапливание информации о динамике качества знаний, выработка мер по устранению типичных ошибок, некоторых трудностей при усвоении материала. Существенным являются умения обобщать опыт педагогов.
В планировании контроля и отслеживания качества знаний по биологии есть свои особенности . Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее это умение пользоваться этим материалом. Учащиеся должны иметь адекватное представление о тех материальных процессах которые совершаются в молекулах , клетках , биоструктурах , глубже понимать и объяснять объективные закономерности микромира , живых объектов.
Необходимо в аналитико-синтетической деятельности учащихся повысить роль разного рода сравнений, поиска причинно-следственных связей, абстрагирования, обобщения и др. логических операций.
Это все требует определенной системы контроля. Существует несколько видов и форм контроля, проанализировав современные подходы к данной проблеме, можно классифицировать их по деятельности и по функциям.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ (по деятельности)
1. Урочные- традиционные:
а. Контрольные работы, в том числе индивидуально-дифференцированные (трехуровневые);
б. Практические работы и лабораторные работы;
в. Тесты;
г. Самостоятельные задания;
д. Зачеты;
е. Самостоятельные работы ( обучающие и контролирующие);
ж. Рефераты.
2. Внеурочные:
а. Интеллектуальный марафон;
б. Олимпиады;
в. Экскурсии и работа с экскурсионным материалом;
г. Защита рефератов.
3. Урочные нетрадиционные:
а. КСО.
б. Круглые столы;
в. Дидактические игры;
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ( по функциям)
1. Констатирующий - отслеживание фактического усвоения материала.
2. Формирующий - констатация изменений. Анализ соответствия полученных результатов ожидаемым, выявление факторов, влияющих на результат.
3. Корректирующий - исправление недостатков.
Такое поэтапное отслеживание результатов, поэлементарный анализ , проводимый учителями биологии, дают хорошие результаты.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ ПО БИОЛОГИИ
Контроль знаний и умений учащихся — обязательное условие результативного учебного процесса. О требованиях к уровню подготовленности учащихся должен знать не только учитель, но и ученик и его родители, ибо при правильно организованной системе учета успеваемости оценочные баллы должны быть объективными сигналами к доработке обязательного учебного материала.
Организация проверки знаний и умений при изучении биологии связана с рядом специфических особенностей данного учебного предмета:
1) Учебный курс биологии представляет единую систему, в которой биология растений, животных, человека и общая биология тесно взаимосвязаны; из класса в класс постепенно с поднятием планки раскрываются биологические понятия и закономерности, отражающие суть живых организмов (уровни организации жизни, свойства живого, взаимосвязь организма и среды и др.), формируется системное мышление.
Поэтому особое внимание при контроле знаний следует уделить проверке усвоения системы биологических понятий, раскрытию взаимосвязей и взаимозависимостей между биологическими системами разного уровня организации, а также с окружающей их средой.
2) Биология как учебный предмет дает большие возможности реализовать учебные задачи через разнообразные подходы: наблюдения (в том числе летние), эксперимент, практические и лабораторные работы, решение логических задач и др. Эта особенность биологии отражена в программных требованиях к практическим умениям учащихся.
При проверки знаний и умений следует учитывать оценку не только теоретических знаний, но и практических умений.
В целях индивидуального подхода в обучении предлагать учащимся разноуровневые задания, а также задания, учитывающие разную скорость работы учащихся.
При организации и планировании проверки знаний по биологии нельзя не учитывать возрастные особенности учащихся, так как именно разнообразие методических приемов. используемых в биологии, дает возможность побудить учащихся к активной учебной деятельности.
Вопросы и задания для учащихся составляются с учетом следующих возрастных особенностей:
.Тема Поурочный контроль Промежуточный контроль Итоговая проверка по теме
Форма учета разнообразной учебной деятельности учащихся в классном журнале.
Список класса Оценки Темы уроков
0 х о о х о о х
0 х о х о х
0 х о о х о о х
о х о х о х
о х о о х о о
о л т
п р е
ы м
т а
х — оценка за тематический учет знаний;
о — оценка за текущий контроль.
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ « ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ»
Задачи контроля:
Продолжить формирование представлений о многообразии и единстве животного мира. Закрепить знания об основных признаках членистоногих.
Базовые знания:
-общая характеристика типа
основные таксономические группы: тип, класс, отряд
• признаки классов ракообразных, паукообразных и насекомых
• признаки отрядов насекомых
• происхождение членистоногих от древних многощетинковых кольчатых червей
• приспособленность животных к среде обитания, органов к выполняемой функции
• причины широкого распространения насекомых
• значение членистоногих в природе и жизни человека
Понятия:
наружный скелет, хитин, линька, конечности, мускулатура, сердце, головной мозг, брюшная нервная цепочка, органы чувств, трахеи, зеленые железы, мальпигиевы сосуды,
® биологическая система.
Умения:
-находить различия и общие признаки представителей типа
-объяснять причины многообразия, форм и широкого распространения насекомых в природе
-приводить доказательства эволюции животного мира.
Рекомендуем запланировать промежуточный контроль знаний после знакомства учащихся с особенностями строения (внешнего и внутреннего), процессов жизнедеятельности, размножения и развития насекомых на примере одного из представителей отряда жесткокрылых.
ПОУРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ
Самостоятельная работа
«ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ РАКООБРАЗНЫХ К ВОДНОЙ СРЕДЕ ОБИТАНИЯ»
ЦЕЛЬ:
Проверить усвоение понятия о приспособленности организма к среде обитания; органов к выполняемой функции.
Внесите в таблицу признаки речного рака, доказывающие его приспособленность к водной среде обитания.
Особенности строения и жизнедеятельности речного рака в связи с водной средой обитания.
Покровы тела Части тела, обеспечивающие передвижение Органы чувств Органы дыхания Места размножения
Выводы:
ПРОГРАММИРОВАННЫЙ ОПРОС
Цель:
Проверить усвоение понятий о системах органов и взаимосвязи их строения с выполняемой функцией.
А. Из перечня органов (1—17) выберите те, которые соответствуют каждой из названных систем (1—VII). Занесите цифровые обозначения органов в колонку.
Системы органов
1 — нервная система
П — кровеносная система
Ш — пищеварительная система
IV — дыхательная система
V — выделительная система
VI — система опоры и движения
VII — половая система
1— №... П— №... Ш — №... IV— №... V— №... VI— №... VII— №...
Органы, образующие систему
№ 1 — жабры № 2 — наружный скелет № 3 — зеленые железы № 4 — мышцы № 5 — кишка № 6 — брюшная нервная цепочка № 7 — пищеварительная железа № 8 — надглоточный нервный узел № 9 — сердце № 10 — половая железа № 11 — верхние и нижние челюсти № 12 — нервы № 13 — желудок № 14 — кровеносные сосуды № 15 — пищевод № 16 — анальное отверстие № 17 — подглоточный нервный узел.
Б. Докажите взаимосвязь строения систем органов речного рака с выполняемыми ими функциями, для чего к цифрам (1—VII), обозначающим функции, подберите цифры (1—9), соответствующие их строению. Ответ занесите в колонку.
Функции систем органов
1 — измельчение и переваривание пищи под влиянием пищеварительных соков
П — осуществление газообмена между организмом и окружающей его средой
Ш — снабжение клеток, тканей, органов кислородом и питательными веществами. Удаление из клеток, тканей, органов углекислого газа и жидких продуктов распада
IV — связь организма с окружающей его средой, обеспечение взаимосвязанной работы всех систем органов
V — удаление жидких продуктов жизнедеятельности
VI — защита, опора, движение
VII — воспроизводство потомства путем
полового размножения
I— №...
II — №...
III — №...
IV — №... V— № ... VI — №... VII— №...
Особенности строения системы органов в связи с выполняемой функцией
№ 1 — наличие в желудке хитиновых зубцов, перетирающих пищу
№ 2 — хитиновый панцирь пропитан известью
№ 3 — сердце и сеть сосудов, концы которых открываются в полость тела
№ 4 — нервы подходят ко всем органам, в том числе к органам чувств
№ 5 — изнутри к наружному скелету прикрепляются мышцы
№ 6 — пищеварительная система снабжена пищеварительной железой
№ 7 — жабры — выросты кожных покровов
№ 8 — различают половые железы
самок и самцов
№9—от каждой из пар зеленых желез отходит выводной канал, открывающийся наружу
Самостоятельная работа
«ЗНАЧЕНИЕ ПАУКООБРАЗНЫХ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Цель: проверить умение находить различия и характерные признаки представителей отрядов класса Паукообразные.
Дополните схему, вписав известных вам представителей класса Паукообразные в соответствии с предложенными характеристиками этих животных. Сделайте выводы.
Общие признаки класса:
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Цель: продолжить работу по формированию умений выявлять частные признаки и находить на их основе общие биологические закономерности.
Задача 1 * Дано:
1. Планария имеет сильно уплощенное тело толщиной 0,06 см.
2. Рак и беззубка имеют жабры.
3. У пауков и насекомых есть трахеи, благодаря чему воздух поступает прямо к тканям.
А. О каком физическом процессе, происходящем в живых организмах, можно судить по приведенным данным?
* Б. Какой должна быть дыхательная поверхность, для того чтобы диффузия могла происходить?
Задача 2 @
Вы знаете, почему у пресноводных простейших есть сократительные вакуоли, а у большинства морских они отсутствуют.
-Решите, какая проблема, на ваш взгляд, стоит перед каждым из названных членистоногих животных, обитающих в разных средах.
Проблемы:
А — экономия воды;
Б — избавление от лишней воды;
В — избавление от жидких продуктов распада (экскретов).
Животные:
Речной рак — обитатель пресных водоемов; концентрация солей в теле больше, чем в окружающей среде.
Зеленый краб — представитель морских ракообразных; концентрация солей в теле близка к их концентрации в морской воде.
Майский жук — обитатель суши.
ИТОГОВАЯ ПРОВЕРКА РАЗНОУРОВНЕВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
1 вариант
1. Представители каких изученных вами типов животных имеют кровеносную систему? Назовите органы кровеносной системы речного рака и функции, которые выполняет эта система.
2. Какие особенности пауков позволили им завоевать сушу?
3. У какого насекомого органы слуха расположены на ногах? Назовите отряд, к которому относят данное насекомое и признаки отряда.
2 вариант
1.Назовите признаки приспособленности речного рака к среде обитания.
2. Докажите, что нервная система членистоногих обеспечивает взаимосвязь организма с окружающей его средой.
3.Какой процесс, характерный для членистоногих называется линькой? Перечислите известных вам членистоногих, у которых происходит линька.
3 вариант
1. Составьте общую характеристику типа членистоногих.
2. На примере пищеварительной системы майского жука докажите взаимосвязь строения органов с выполняемой ими функцией.
3. 3. Составьте схему возможного заражения человека клещами, используя понятия «паразит», «хозяин», «возбудитель», «переносчик».
4 вариант*
1. Как объяснить, что зеленые железы рака выделяют из организма растворенные продукты распада, а выделения насекомых очень концентрированны и вода на это практически не расходуется.
2. Чем отличается развитие насекомых с полным превращением от развития с неполным превращением?
3. Существует ли взаимосвязь между строением дыхательной системы у насекомых (трахейная система) и небольшими размерами этих членистоногих?
Планирование, реализация учебно - воспитательных задач и их контроль в теме «Лист»
Разобьем предварительную методическую проработку темы на этапы.
Этап 1.' Формируем учебно-воспитательные задачи темы:
Образовательные задачи:
Обеспечить закрепление основных биологических понятий, продолжить формирование специальных биологических умений и навыков: умение наблюдать, ставить опыты, работать с живыми объектами; работать над формированием общеучебных умений: работа с учебником, тетрадью, словарем.
Воспитательные задачи:
Привлечь внимание учеников к проблемам охраны природы (экологическое воспитание); обратить внимание на красоту и гармонию в природе, продемонстрировать репродукцию на тему «Русский лес» (эстетическое воспитание); в целях профилактики утомления учащихся на уроке сменять виды деятельности, следить за их осанкой (физическое воспитание).
Развивающие задачи:
Учить выделять главное в изучаемом материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, анализировать результаты опытов, рецензировать ответы товарищей.
Этап 2. Выделяем те общебиологические понятия, которые позволяет отрабатывать данная тема «Лист».
1) Связь между строением и функцией на разных уровнях организации: клетка, ткани, органы, организм. 2) Понятие о круговороте веществ и потоке энергии в природе.
3) Понятие об обмене веществ.
4) Понятие о взаимосвязи организма с окружающей средой.
Этап 3. На основе общебиологических понятии группируем частные биологические понятия, отрабатываемые в дамой теме и необходимые для последующих тем курса ботаники.
1) Функции листа как части побега.
2) Взаимосвязь функции листа и корня.
3) Функции клеток и тканей листа (покровной, основной, проводящей, механической).
4) Роль хлорофилла и космическая роль зеленых растений.
5) Влияние света на растение.
6) Понятие о фотосинтезе, газообмене, испарении воды листьями, листопаде.
Этап 4. Выселяем необходимые опорные знания для
изучения темы.
1) Понятия «хлоропласты», «хлорофилл» (тема «Клеточное строение»).
2) Понятие «корневое давление» (тема «Корень»).
3) Признаки живого организма — дыхание, питание, рост, размножение (природоведение).
Этап 5. Планируем методику работы для реализации задач 1—5 этапов, воспользовавшись советом: «Помня, что все дети разные, создайте условия для реализации учебной задачи разными путями».
1) Лабораторные работы и экскурсии (в соответствии с программой).
2) Проведение опыта «Испарение воды листьями» в домашних условиях.
3) Использование летних работ «Листья простые и . сложные».
4) Работа с сигнальным цветом в тетради (выделение ведущих понятий темы, указанных в этапе 3).
5) Сочетание разнообразных методов на одном уроке — работа с микроскопом, операции анализа и синтеза при обсуждении опытов, демонстрации опытов, фильма «Сезонные изменения в жизни растений».
Будем считать, что мы воспользовались и другим советом: «Решая проблему отбора методов обучения, не стоит забывать, что разнообразие методов обеспечивает возможность реализовать индивидуальные особенности детей».
Этап 6. Планируем тематический контроль знаний.
Определяем, что будем контролировать (содержание контроля) и как будем контролировать (методы контроля). Определяя содержание тематического контроля, планируем не включать излишне детализированный материал, а опираться на ведущие понятия темы и курса; проверить не только биологические, но и общеучебные навыки.
Выбирая методы тематического контроля, воспользуемся тем, что в процессе изучения темы «Лист» мы создавали возможность выбора пути к главной цели: работали с микроскопом проводили опыты в классе и дома, решали логические задачи, так как использовали индивидуальные особенности учеников для усвоения основных понятий темы (этап 2—3), решения задач развития и воспитания (этап 1).
Содержание контроля нами определено, методический подход — тоже: разными путями к главной цели. Предлагаем два пути.
1) При составлении контрольных вопросов включить задания, усвоение содержания которых требовало участия разных анализаторов, разных типов памяти, разной скорости выполнения.
2) В оценку знаний включать работы, выполненные в виде опыта, наблюдений, лабораторной работы, а не только результаты письменной проверочной работы. Вот тогда мы сможем сказать; «Двойку по биологии имеет только тот, кто не работает ни головой, ни руками; ни дома, ни на уроке; ни с учебником, ни с тетрадью и не один-два урока, а полтора месяца». В то же время для сильных учеников или увлекающихся биологией, создаются большие творческие возможности показать себя разносторонним человеком.
УРОК НА ТЕМУ "ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ ЛИСТЬЯМИ"
Начнем с того, что требуется от учителя при подготовке и проведении урока:
1) спланировать урок, подобрать необходимые наглядные пособия;
2) 2) создать благоприятный психологический климат;
3) 3) правильно организовать работу, вовлекая в активную деятельность всех учеников.
Примерный план урока.
.Тема урока Общие биологические понятия Частные био-логические понятия Методыи формы работы. Содержание знаний
Испарение воды листьями. Видоизменения листьев. 1.Связь стро-ения и функции клеток, тканей, органов.2.Взаимосвязь органов: листа (как части побега) и корня. 3.Взаимосвязь организма и окружающей среды. Функции листа. Функции устьиц. Строение клеток кожицы. Опыт «Испарение воды листьями». Работа с живыми растениями. Самостоятель-ная работа с учебником. Умение использовать личный опыт для обоснования научных идей. Применение знаний о взаимодействии организма и среды на практике.
Задачи урока.
1. Сформировать общие биологические понятия о взаимосвязи строения и функции клеток, тканей, органов; организме как едином целом; о взаимосвязи организма со средой.
2. Отработать частные биологические понятия — о процессе испарения воды листьями: а) что такое испарение; отличие простого испарения с какой-либо поверхности от испарения в живом организме; б) значение процесса испарения для жизни растений; в) зависимость процесса испарения от факторов среды.
3. Учить использовать личный практический опыт для обоснования научных идей (опыт на тему «Испарение воды листьями»).
Опорные знания (курс природоведения).
1. Испарение пота для охлаждения тела.
2. Испарение воды с разных поверхностей.
3. Отличие живого от неживого.
4. Подробная проработка опорных знаний поможет формированию понятий об общих законах живой природы путем сравнения ее с неживой природой.
Обязательные знания.
1. Участие живых клеток в регуляции испарения (отработка общего биологического понятия о взаимосвязи строения и функции клеток, тканей).
2. Значение процесса испарения для жизни растения. (общее биологическое понятие о взаимосвязи органов в едином организме).
3. Зависимость процессов испарения от факторов окружающей среды (понятие о единстве организма и среды).
4. Анализ результатов опыта, определение его цели и методов проведения (приемы анализа и синтеза; вовлечение детей в теоретическое мышление с опорой на их личных опыт). Работа на обязательными знаниями организуется поэтапно. Каждый из этапов оформляется в соответствующей графе таблицы. Таблица заготавливается на доске и в тетради, в ней предлагаются для отработке на уроке следующие позиции:
Процесс Значение процесса Орган, участву-юший в процессе Ткань, участву-юшая в процессе Клетки, участвующие в процессе Клетки, участвую-щие в процессе Влияние на процесс окружающей среды
1 2 3 4 5 6 7
Первый этап работы начинается с поиска ответа на вопрос: «Что же такое испарение»?
Ученики слышали об испарении в начальной школе в теме «Организм человека и охрана здоровья», где сказано: «В коже много отверстий. Через отверстия на поверхность кожи выступает пот. Пот, испаряясь, охлаждает наше тело».
В теме «Вода. Три состояния воды» ученики начальной школы пополняют сведения об испарении: «Вода испаряется, то есть переходит из жидкого состояния в газообразное. Вода испаряется с поверхности суши, рек, озер, морей».
После очень краткого экскурса в область опорных знаний записываем в графу 1 термин «испарение», предлагаем выделить в нем корень «пар», подобрать однокоренные слова, например «испарина». Записываем второй термин «пар». Даем определения:
1) испарение — переход воды из жидкого состояния в пар,
2) пар — вода в газообразном состоянии. Проговариваем еще раз: испарение происходит с поверхности кожи человека, поверхности суши и моря и ставим вопрос о возможности такого процесса у растения. Заслушиваем отчет об опыте «Испарение воды листьями», проведенного учениками в домашних условиях Отчет был подготовлен по предложенной схеме:
1. Цель (зачем делаю);
2. Ход (как делаю);
3. Результат (что получил);
4. Вывод.
Делаем вывод о способности листа испарять воду
. Подумаем (вопрос первый):
Зачем и в живой и в неживой природе вода испаряется с поверхности суши?.
Проверим.
Протрите влажной марлей кисть руки, другую оставьте сухой. Сравните какой руке более прохладно ( отвечают ученики). Следовательно вода при испарении охлаждает поверхность ( кожи, суши, листа). Но, если мы можем передвигаться и спрятаться от жары, растение крепко держится в земле и не может жить без солнечного света ( идет процесс фотосинтеза). Единственный выход - защищаться от жаркого солнца, охлаждаясь. Записываем в графу2 «Значение испарения»: охлаждает поверхность листа.
Подумаем (вопрос 2):
Будет ли отличаться испарение в живом организме от испарения с поверхности суши, моря, блюдца? Для этого нужно ответить еще на один вопрос :Чем отличается живая природа от не живой? Ученики называют признаки живого организма: дышат, растут, питаются размножаются, умирают ( курс начальной школы). Из темы корень знают , что без воды жизнь. передвижения и образование питательных веществ невозможно.
Подумаем (вопрос 3): Безразлично ли для растения, сколько воды испаряется, если оно не может без нее жить? Ответ предельно ясен - нет.
Но как же быть: чтобы питаться путем фотосинтеза нужен свет. На свету жарко, теряется такая нужная для организма вода - она испаряется. Подводим учеников к ответу: выход есть, нужно, чтобы лист мог регулировать количество испаряемой воды с поверхности листа.
Заглянем снова в тайны строения листа (используя таблицу клеточного строения листа). Найдем ту часть листа, которую можно назвать поверхностью листа. Учащиеся находят ответ: на поверхности листа клетки кожицы (покровная ткань), среди которых есть устьица. Рисуем строение устьица, вспоминаем о функции устьичной щели — выделение паров из межклетников. Заполняем графы 4 и 5.
Делаем вывод:
испарение воды листьями регулируется путем открывания и закрывания устьиц.
Рассуждаем дальше: откуда поступает вода в листья? Пользуясь ранее полученными знаниями в теме «Корень», находим ответ: ее всасывает корень. Поднимается вода силой корневого давления. Работает насос.
Заполняем графу 6 таблицы — Организм — единое целое. Дополняем графу 2.
«Значение испарения»:
1) передвигает минеральные вещества и воду;
2) 2) регулирует корневое давление.
Подумаем (вопрос 4):
Зависит ли испарение от окружающих условий? Варианты возможных ответов предлагаются в графе 7. В качестве образца заполняем первую строчку, две другие — домашнее задание. Это обязательное для всех задание, которое не займет много времени, но контролирует базовые знания по теме. Для любознательных можно предложить дополнительное задание: подготовить ответы на вопросы, пользуясь дополнительной литературой:
1. В какое время суток лучше срезать цветы, чтобы они сразу не завяли.
2. Монстера - плакса с берегов Амазонки. Почему она плачет?
Готовая схема урока, отражающая все его этапы представлена в таблице выше. Проанализируем на сколько соответствует принятая нами схема урока « Испарение воды листьями» системному подходу к обучению. Главная идея обощенной схемы отражает попытку учителя сконцентрировать содержание урока вокруг ведущих понятий биологии:
МОНИТОРИНГ ПО БИОЛОГИИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ.
Мониторинг - непрерывное, длительное наблюдение учебного процесса и управления им. Мониторинг обеспечивает преподавателя и учащихся необходимой информацией, позволяет принять правильные решения. Объект исследования - результаты учебно - воспитательного процесса. Целями мониторинга являются:
Литература:
Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе.- М.:Российское педагогическое агенство, 1998г
Зотова Н.К. Региональный мониторинг профессиональной компетентности педагогов Оренбургской области. //Развитие дополнительного педагогического образования в России: проблемы и перспективы (материалы юбилейной научно-практической конференции. - М., 1998г.
Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. - М.: Новая школа, 1997г.
Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 кл. Методическое пособие. - М.: Дрофа.1997г.
Сухова Т.С. Как повысить результаты в обучении: Учителю биологии и прородоведения.- М.: АО « СТОЛЕТИЕ», 1997г.
Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. Пособие для учителя.
- М.: Просвещение, 1997г
Вербицкая и др. Мониторинг результативности учебного процесса - Педагогика, 1997г.№
Программно - методические материалы: Биология. 6-11 кл. Составитель В.С. Кучменко. - М.: Дрофа, 1998г.
Панина Г.Н. Задачи и задания по биологии по разделам 6 -9 классов.- Санкт - Петербург 1997г.
Диагностика профессиональной деятельности учителя ( диагностические и обучающие методики для учителя биологии) Оренбург: Издательство ООИПКРО, 1998г.
Методические рекомендации о преподавании биологии в 1998- 1999 уч.г. - Вестник образования 1998. №9.
Шамова Т.И., Шарай Н.А. Система промежуточной аттестации школьников - ж. Образовательные технологии№ 1, 1998г.
Сухова Т. С. Контроль знаний . Системный подход. - ж. Биология в школе № 3 , 1997г.13.Сухорский С.Ф. Тематический учет знаний - ж. Биология в школе №2, 1998г.
Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования- ж. Биология в школе № 4, 1998г.
Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального , общего и среднего ( полного ) общего образования .Книга 2 . Математика. Естественно-научные дисциплины . Под ред. В. С. Леднева , Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. - М.: « ТЦ Сфера «, Прометей, 1998.
Любарский А.Н. Роль учителя в управлении качеством образования.
сб. Современные ориентиры в образовании педагогов. - Санкт - Петербург - Иркутск, 1998.
Алиджанов Э. К., Мишнаевский В. Н., Назарова Ю. Е. Участие школьников Оренбургской области во Всероссийской олимпиаде «Телетестинг».
сб.Человек и образование. ООИУУ,1998.