Автор: Мишакова В.Н.заведующая УМК биологии ООИПКРО
Дата: 31.03.00
Введение
 Под качеством образования понимается «степень удовлетворения ожиданий» различных участников процесса образования от предоставляемых  образовательным учреждениям образовательных услуг» или «степень достижения поставленных в образовании целей и задач» .
  Для учителя биологии качество образовательного процесса определяется как  нормативный уровень, которому должен соответствовать продукт учебно-воспитательного процесса, в котором  воплощается социальный заказ общества. В  условиях перехода на новую философию образования - личностную (эффективно-эмоционально-волевую)  под качеством образования так же  понимается и  социальное развитие ученика ( взаимодействие его со всеми аспектами социального окружения).  Поэтому возникает новая задача  перед школьной практикой поиска обоснованной системы оценки качества образовательной подготовки  учащихся .
  Основным критерием качества образовательного процесса является результат, показателями которого  являются знания и умения.
  Сделав контент-анализ первоисточников по данной проблеме  ( Т. Давыденко, Л. Зорина, И. Лернер, В Полонский, И. Ильясов, Д. Эльконин, В. Талызина и др.), можно утверждать, что под  знанием понимается  результат духовной и практической деятельности людей, выраженной в системе фактов, представлений, понятий, правил, законов, теорий.
 А под качеством знаний мы понимаем целостную совокупность относительно устойчивых знаний, характеризующих результат учебно-познавательной деятельности школьников, которые подразделяются на три основные группы качеств:
 - системность знаний, как интегративное качество, являющееся результатом взаимодействия, осознанности, полноты, систематичности, глубины, конкретности и обобщенности;
- действенность знаний, характеризующаяся их мобильностью, проявляющаяся в умении применять знания при решении учебных и практических задач, а также задач жизненного характера, которая характеризуется  их осознанной полнотой, умением применять в новых условиях;
- прочность знаний, то есть сохранение их в памяти, зависящая  от действенности  и их осознанности.
 Взаимосвязь действенности, прочности и системности обеспечивает полноценность знаний учащихся. Наличие таких знаний у школьников по биологии позволяет им ориентироваться в различных ситуациях, представлять образ деятельности, изменять ее план, с выходом на новые цели и средства, высказывать оценочные суждения .Исходя из этого можно сделать вывод, что критериями качества знаний являются:
1.  Соотнесение уровней сформированности у школьников системы качеств знаний с исполнительскими действиями;
2.   Оценка совпадения реального хода этих действий и их результатов с заданными;
3.   Внесение  корректив в соответствии с образцами  в случае расхождения.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ КАЧЕСТВА  БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  В современной педагогике не существует единственного показателя качества образования: этот показатель является комплексным и состоит из совокупности разделенных и независимых параметров в описывающих с известной полнотой феномен образования.
Известно, что параметрами качества знаний учащихся является:
- число учебных элементов в содержании предмета (1);
- ступень абстракции изложения предмета (2);
- осознанность усвоения учебного материала (3);
- уровень усвоения деятельности (4);
- степень освоения ( автоматизации) деятельности (5).
 Поскольку параметры 1, 2, и 3 являются статическими, зафиксированными в тексте учебника, то в процессе обучения они не меняются, и от мастерства педагога они не зависят.
Параметры 4 и 5 изменяются в процессе обучения и зависят от его качества, а потому характеризуют мастерство педагога. Задача по их изменению  и является основной целью обучения. Все названные параметры должны содержаться в образовательном стандарте по биологии, чтобы в последствии можно было бы осуществить объективный контроль степени выполнения стандарта.
 К сожалению, ныне опубликованные  временные   стандарты еще не достигли необходимой степени определенности и однозначности, в них еще не полностью включены названные параметры, поэтому, если не доработать эти стандарты на местах, то на их основе объективный контроль будет неполноценным. Это временное явление, как и временны сами стандарты. Важным показателем уровня мастерства педагога является удовлетворенность учащихся  процессом обучения, когда учебный труд - удовольствие, а не  нудное и подневольное занятие.
 Учебный труд становится удовольствием для учащихся, когда преподаватель умеет строить такие технологии обучения, при которых возникает высокая и устойчивая мотивация учения, произвольное и послепроизвольное внимание учащихся в ходе обучения, а само обучение становится результативным.
 Исходными же остаются две характеристики педагогического мастерства учителя:
1)  качество знаний и действий учащихся;
2)  удовлетворенность учащихся процессом обучения ( не педагогом!).
ПОНЯТИЕ,  ФУНКЦИИ, ОБЩАЯ СТРУКТУРА  ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  СТАНДАРТА  ПО БИОЛОГИИ
   Государственный образовательный стандарт - система параметров, характеризующих качество общего образования, отражающая социальный заказ и учитывающая  возможности личности и системы образования по достижению образовательных требований. Понятие стандарта означает норму, образец, мерило. Основными объектами стандартизации  в образовании являются его структура, содержание, объем учебной нагрузки  и  уровень подготовки учащихся.
 Стандарт образования является основным нормативным документом , несущим толкование ст. 7 Закона РФ «Об образовании».
Сущность общеобразовательного стандарта раскрывается через его функции:
1.  Критериально-оценочная - ориентирование системы образования  при определении содержания обучения , объема учебной нагрузки, оценки результатов  обучения.
2.  Функция обеспечения права на полноценное образование.
3.  Функция сохранения единства образовательного пространства  страны.
4.  Функция гуманизации образования.
5.  Функция управления . Реализация этой функции связана с возможностью коренной перестройки  существующей системы контроля и оценивания качества результатов обучения.
6.  Функция повышения качества образования. Образовательные стандарты  призваны фиксировать минимально необходимый объем содержания  образования.
Функции образовательного стандарта определяют следующую его структуру:
- базисный учебный план, т.е. генеральный уровень представления стандарта;
- стандарты базовых ( обязательных для всех учащихся) образовательных областей.
Эта структура  реализуется в виде следующего пакета документов:
1.  Пояснительная записка.
2. Базисный учебный план.
3.  Стандарты базовых образовательных областей.
4.  Общие подходы к разработке системы измерителей достижения государственного стандарта.
     В переходный период, когда федеральные образовательные стандарты по биологии  находятся в стадии разработки и обсуждения, необходимо руководствоваться обязательным минимумом содержания образования, требованиями  к уровню обязательной биологической подготовки, примерной программой. Организация учебного процесса на базе минимума содержания биологического образования позволит в полной мере решить цели и задачи, стоящие перед школьным   биологическим образованием. В основу определения минимума биологического образования положен системно-структурный  и эколого-эволюционный подходы.  Использование минимума содержания по биологии обеспечивает преемственные связи между разделами курса, его целостность.
Разработанный минимум содержания может быть реализован за время, предусмотренное федеральным компонентом Базисного учебного плана., в соответствии с которым на изучение биологии в общеобразовательной школе отводится 8 часов в неделю ( по 2 часа в каждом классе, с 6 по 9 кл.), 10класс- 1 час, 11-2 часа.
  Принципиальным  отличием  нового  содержания  биологического  образования  является  вариативность,  определяемая  альтернативными  учебными  программами и  учебниками, разноуровневость, позволяющая  развивать индивидуальные  способности  школьника,  формировать творчески  активную  личность. На  завершающей  ступени  образования  наибольшее  развитие  получит  дифференциация,  а  также,  наряду  с  изучением  базовых  предметов,  свободный  выбор учащимися  дисциплин,  способствующий  развитию  их интересов  и  способностей.
  В  области биологического образования  происходят  следующие  изменения :
  - смена  целевой  ориентации  и  более  четкое  обозначение  приоритетности  его  развивающей  функции;

n экологизация содержания всех биологических разделов .
              Биология как наука и учебный предмет. Направления реформы биологического образования
   Школьная биология- важное звено в общей системе образования. Как учебный предмет биология входит в образовательную область »Естествознание» и призвана обеспечить достижение целей обучения, направленных на:   Понятие «биологическая грамотность» отражает понимание сущности жизни, системных закономерностей ее устройства на Земле. Освоение естественных наук вносит в формирование компетентности и общей культуры человека очень важные составляющие:
умение четко сформулировать проблему, различать доказательства и гипотезы, привлекать для доказательства своей точки зрения экспериментальный подход и системный анализ.
 Полноценное современное образование - шанс на выживание как всей страны, так и
 отдельных людей, семей и слоев населения.
  Реформа российской системы образования
неизбежна. Это связано с резкими изменениями государственных приоритетов, экономики, общественного сознания, с экологическим кризисом. Для современной биологии характерен переход от позиций редукционизма к изучению интегральных механизмов поведения, развития и эволюции живых систем. Российское биологическое образование пока остается  на хороших позициях в мире. Прежде всего его преимущества связаны с целостностью и фундаментальностью обязательного бесплатного массового образования, непрерывностью его содержания от школы к вузам.
  Реформы биологического образования направлены на:
 1. Мировоззренческие ориентиры биологического познания:
Обогащение содержания курса правилами и нормами биологической ( экологической ) этики, его гуманизации и гуманитаризации.
2.  Методология познания:
Методологическая рефлексия результатов познания.
3.  Теории, концепции, законы и фундаментальные положения:
« Минимизация « теоретических  конструкций, их структуры и «спиральное « развитие по мере изучения курса; подчинение эмпирического материала теоретическому.
4.  Характер изучения многообразия органического мира:
Теоретическая (общебиологическая) пропедевтика - основа изучения многообразия органического мира. Развитие теоретических идей на материале систематики.
5.Человек как объект  изучения:
Изучение интегрированного курса «Человек « на основе межпредметной координации с биологией.
6.  Связь теории с практикой:
Обоснование здорового образа жизни, экологизации производства, автотрофизации человеческой деятельности  приобщение к научному поиску.
Структура образовательной области биология.
1. Начальное общее образование. Основные сведения об организме растений, животных и человека и его гигиене. Среда обитания орга-низмов. Многообразие растений и животных.
2. Основное общее образование. 1. Клетка - единица строения и жизне-деятельности орга-низма. Ткани.2. Строение и жизне-деятельность живого организма. Вирусы.3. Организм человека 1. Взаимосвязь орга-низма и среды.2. Природные и искус-ственные сообщества.3. Человек и среда. 1. Классификация ор-ганизмов и эволю-ционное учение.2. Система и эволюция растительного и животного мира.3. Многообразие бак-терий, грибов, лишай-ников.4. Человек как вид, его происхождение.
3. Среднее ( полное) общее образование  1.Клетка - структурно- функцио-нальная единица живого организма. 2.Размножение и развитие организмов.3. Наследственность и изменчивость организмов. 1.Популяция. Вид. Экосистемы.2. Биосфера. 1.Движущие силы, направления и результаты эволюции. 2. Селекция растений и животных. Биотехнология.
 
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ
  Учащиеся по биологии должны иметь знания, необходимые  для достижения целей биологического образования, уровня биологической подготовки учащихся. Требования характеризуют нижнюю границу знаний и умений, которыми должны овладеть все физически и психически здоровые учащиеся, выполняющие в полном объеме свои учебные обязанности.  Требования излагаются в форме различных видов учебной деятельности, которые отражают специфику биологического образования и свидетельствуют об овладении учащимися базовым содержанием.
              Перечень основных знаний  и умений, контролируемых у школьников по   завершении 9 класса.
  Основные знания.   ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ
Применять знания:: Сравнивать: Наблюдать: Узнавать: Делать вывод:  ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ , УМЕНИЙ,  НАВЫКОВ  НА  УРОКАХ  БИОЛОГИИ
Знания - формирование в психике учащихся образов (зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных, температурных, болевых осязательных (тактильных), эмоциональных и т.д.) и понятий.
Если за знаниями на уроках биологии мы видим далеко стоящие цели, и знания нам помогают их достичь, то такое обучение способствует формированию развивающейся личности.
                   Формирование знаний на разных уровнях
1 уровень — уровень знакомства. Ученик может произвести опознание, различие, соотнесение.
2  уровень - воспроизведения, т.е. уровень «репродукций».
3  уровень - знание—умение (по образцу).
4  уровень — знание-трансформация - умение применять решения в творческих ситуациях.                                       Перенос умения в новые области не изучавшиеся ранее.
При изучении биологии желательно определить ценность знаний. Исходя из этого, часть знаний можно формировать на первом уровне, часть на втором и т.д.
Иногда у педагога наблюдается стремление добиваться как можно более  глубокого усвоения всех знаний по изучаемому предмету. Это не всегда оправдано и ведет к перегрузке учащихся, к психическим срывам, к снижению мотивации обучения.
При формировании знаний желательно помнить об уровнях системности знаний.
                Четыре уровня системности знаний по биологии.
1. Локальный характер связей. Определенные понятия и термины, нет связей между ними.
2. Частично—системные связи. Система связей по какой—то теме, вопросу.
3. Внутрисистемные связи. Есть система связей знаний по предмету. Усвоены его основные идеи, понятия и закономерности.
4. Межпредметные связи.
Бинарные или синтетические уроки позволяют формировать связи на четвертом уровне.
Знания оторваны от жизни. Учитывая такое положение дел, желательно акцент сместить на умения учиться, интеллектуальные и коммуникативные умения, на свойства личности учащихся.
Изучение биологии должно обеспечивать полноценное  качество  знаний.
1. Полнота знаний — количество элементов основных программных знаний.
2. Глубина знаний - совокупность существенных связей.
3. Оперативность знаний - число ситуаций, в которых применяются знания или число способов, которыми ученик применяет знания.
4. Гибкость знаний — готовность ученика к самостоятельному нахождению способов применения знаний в изменяющихся ситуациях.
5. Свернутость знаний - способность выразить знания компактно, но так, чтобы был виден результат (план).
6. Развернутость знаний - способность раскрыть систему шагов, ведущих к свертыванию знаний.
7. Системность знаний - осознание учеником знаний по их месту в структуре научной теории.
8. Систематичность знаний - в сознании совокупности знаний, их иерархии, последовательности и взаимосвязи.
9. Факт эмпирический уровень - примеры . Теоретический уровень - вывод.
10. Обобщенность - способность подвести конкретные знания под обобщенные идеи. Конкретность - способность объяснить частное как проявление общего.
11. Осознанность - понимание учениками связи между знаниями, пути получения, умение доказывать принцип действия этих связей.
12.  Прочность - устойчивая фиксация в памяти системы существующих знаний, готовность воспитывать эти качества.
   Изучение биологии обеспечивает 3 уровня усвоения знаний:
1 уровень — организует восприятие, осмысление, запоминание.
2 уровень - применение знаний в знакомой ситуации.
3 уровень — применение знаний в измененной ситуации.

              Формирование умений на уроках биологии
 Умение— умственное или физическое действие, направленное на какой-то объект или процесс. Эти действия придают новые свойства объекту или процессу в соответствии с поставленной целью.
Группы умений
1. Предметные.
2. Общеучебные.
3. Интеллектуальные.
4. Коммуникативные.
5. Умения приспосабливаться к изменяющимся жизненным ситуациям.
I. Предметные умения.
 В школьных программах, стандартах приводится перечень необходимых умений, которыми должны овладеть учащиеся.
II.  Общеучебные умения.
Необходимые общеучебные умения и навыки:
1. Работа с письменными текстами: умение читать (скорость чтения), понимать прочитанное, запоминать прочитанное, использовать при конспектировании различные подходы, краткая запись основных мыслей, составление структуры прочитанного путем перечня стержневых мыслей, представление основных мыслей в виде схем, изображение основных мыслей в виде опорных сигналов, составление схемы — конспекта.
2. Умение конспектировать речь выступающего.
3. Умение находить интересную информацию в справочниках и другой литературе и т.д.
III. Интеллектуальные умения.
1. Стратегическое мышление, которое охватывает основные механизмы познавательной деятельности: анализ, классификация, расчленение целого на части, установление последовательности, определение взаимосвязей, синтез.
2. Повышение возможностей: вывести слабых учеников на уровень развития, который позволит им успешно овладеть программой.
3. Всесторонний подход к вопросу: научить творчески мыслить, чтобы видеть взаимосвязи ведущие к новым идеям; научить логически мыслить, чтобы строить гипотезы и замечать заблуждения; научить критически мыслить, чтобы задавать вопросы и составлять суждения.
4. Структура интеллекта.
  Два вида мышления: конвергентное, которое аккуратно и систематически стремится к получению ответа; дивергентное, центробежное, устремляющиеся одновременно в нескольких направлениях, стремящееся не к какой-либо заданной цели, а к поискам новых понятий.
IV. Коммуникативные умения.
1. Умение понятно излагать свои мысли.
2. Умение кратко излагать свои мысли.
3. Умение точно излагать свои мысли.
4.  Умение задавать вопросы.
5.  Умение вежливо излагать свои мысли.
6. Умение отвечать на вопросы.
7. Умение возражать.
8. Умение слушать и т.д.
9. Умение приспосабливаться  к изменяющимся жизненным условиям.
                  Формирование навыков на уроках биологии
  Для того, чтобы сформировать полноценное умственное действие, чтобы учащийся приобрел прочный навык в этом действии, необходимо, чтобы процесс формирования содержал ряд обязательных этапов:
 - этап ознакомления учащихся с ориентировочной основой формируемого действия;
- этап формирования действия в материальном виде;
- этап формирования действия при проговаривании отдельных элементов действия про себя;
- заключительный этап - формирование действия как внутреннего умственного. На этом этапе действие очень быстро приобретает автоматическое течение, становится недоступным наблюдению.
            Признаки творческой деятельности на уроках биологии
1. Умение переносить знания в новую ситуацию.
2. Умение видеть функцию объекта.
3. Видеть в знакомой ситуации - новую ситуацию.
4. Комбинирование известных способов деятельности (решение генетических задач).
5. Видеть структуру объекта (соотносить часть и целое).
6. Выработка альтернативного мышления.
7. Принципиально новый способ решения проблемы (истинное творчество).
 
      ОБЪЕКТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ УЧИТЕЛЕМ БИОЛОГИИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
  Одной из главных задач в работе учителя биологии является планирование контроля за качеством знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля, с целью коррекции содержания образования, методических приемов, форм организации деятельности учащихся на уроках и вне урочное время.
  При проведении анализа контроля особенно важным является накапливание информации о динамике качества знаний, выработка мер по устранению типичных ошибок, некоторых трудностей при усвоении материала. Существенным являются умения обобщать опыт педагогов.
 В планировании контроля и отслеживания качества знаний по биологии есть свои особенности . Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее это умение пользоваться этим материалом. Учащиеся должны иметь адекватное представление о тех материальных процессах которые совершаются в молекулах , клетках , биоструктурах , глубже понимать и объяснять объективные закономерности микромира , живых объектов.
 Необходимо в аналитико-синтетической деятельности учащихся повысить роль разного рода сравнений, поиска причинно-следственных связей, абстрагирования, обобщения и др. логических операций.
Это все требует определенной системы контроля. Существует несколько видов и форм контроля, проанализировав современные подходы к  данной проблеме, можно классифицировать  их  по деятельности и по функциям.
   ФОРМЫ КОНТРОЛЯ (по деятельности)
1.  Урочные- традиционные:
а. Контрольные работы, в том числе индивидуально-дифференцированные (трехуровневые);
б. Практические работы и лабораторные работы;
в. Тесты;
г. Самостоятельные задания;
д. Зачеты;
е. Самостоятельные работы ( обучающие и контролирующие);
ж. Рефераты.
2.  Внеурочные:
а. Интеллектуальный марафон;
б. Олимпиады;
в. Экскурсии и работа с экскурсионным материалом;
г. Защита рефератов.
3.  Урочные нетрадиционные:
а. КСО.
б. Круглые столы;
в. Дидактические игры;

       ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ( по функциям)
1.  Констатирующий - отслеживание фактического усвоения материала.
2.   Формирующий - констатация изменений. Анализ соответствия полученных результатов ожидаемым, выявление факторов, влияющих на результат.
3.   Корректирующий - исправление недостатков.
    Такое поэтапное отслеживание результатов, поэлементарный анализ , проводимый учителями биологии, дают хорошие результаты.

                СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ ПО БИОЛОГИИ
    Контроль знаний и умений учащихся — обязательное условие результативного учебного процесса. О требованиях к уровню подготовленности учащихся должен знать не только учитель, но и ученик и его родители, ибо при правильно организованной системе учета успеваемости оценочные баллы должны быть объективными сигналами к доработке обязательного учебного материала.
  Организация проверки знаний и умений при изучении биологии связана с рядом специфических особенностей данного учебного предмета:
 1) Учебный курс биологии представляет единую систему, в которой биология растений, животных, человека и общая биология тесно взаимосвязаны; из класса в класс постепенно с поднятием планки раскрываются биологические понятия и закономерности, отражающие суть живых организмов (уровни организации жизни, свойства живого, взаимосвязь организма и среды и др.), формируется системное мышление.
Поэтому особое внимание при контроле знаний следует уделить проверке усвоения системы биологических понятий, раскрытию взаимосвязей и взаимозависимостей между биологическими системами разного уровня организации, а также с окружающей их средой.
2) Биология как учебный предмет дает большие возможности реализовать учебные задачи через разнообразные подходы: наблюдения (в том числе летние), эксперимент, практические и лабораторные работы, решение логических задач и др. Эта особенность биологии отражена в программных требованиях к практическим умениям учащихся.
  При проверки знаний и умений следует учитывать  оценку не только теоретических знаний, но и практических умений.
В целях индивидуального подхода в обучении предлагать учащимся разноуровневые задания, а также задания, учитывающие разную скорость работы учащихся.
При организации и планировании проверки знаний по биологии нельзя не учитывать возрастные особенности учащихся, так как именно разнообразие методических приемов. используемых в биологии, дает возможность побудить учащихся к активной учебной деятельности.
Вопросы и задания для учащихся составляются с учетом следующих возрастных особенностей:

Для контроля знаний можно предложить лабораторные работы, самостоятельные работы, отчеты о проведенных опытах, экскурсиях в природу, программированные опросы, биологические диктанты , биологические задачи. Приведем примеры:
                   Задания по теме « Побег».
I. Листья и почки на стебле располагаются поочередно, супротивно, мутовчато. Изобразите это на рисунке. Какое значение имеет такое расположение листьев и почек?
2. Наиболее крупные почки— на деревьях и кустарниках. Снаружи почки покрыты кожистыми почечными чешуями. У одних растений это одна чешуйка в виде колпачка (ивы), у других — несколько кожистых чешуй, плотно примыкающих друг к другу (береза, сирень), у третьих — чешуйки пропитаны смолой. Какова роль почечных чешуй?
3. За счет чего происходит ветвление стебля? Какое значение оно имеет? Как определить возраст саженцев яблони, изображенных на рисунке?
4. При удалении верхушки побега он начинает ветвиться. Почему? В каких случаях человек использует эту особенность и-с какой целью?
5. У многих сортов огурцов больше женских цветов, а следовательно, больше плодов образуется на боковых побегах. Как можно повысить урожайность огурцов, зная эту особенность?
6. При выращивании томатов часто используют прием — пасынкование. В чем его суть и смысл?
7. По скорости роста побегов первое место занимают маковые культуры. Например, бамбук за сутки вырастает на 10 см. Чем можно объяснить его быстрый рост?
8. Рассмотрите листья разных растений. Сравните их: что у них общего, чем они различаются? Проанализируйте черты сходства и различия и сделайте выводы.
9. Клетки кожицы листа бесцветны и прозрачны, имеют толстую оболочку, плотно прилегают друг к другу. Какое значение имеют эти особенности строения?
10. У одних растений устьица располагаются и с верхней, и с нижней стороны листа, у других — только с верхней. Влияют ли условия среды обитания растений на расположение устьиц на их листьях? Ответ обоснуйте.
II. Количество устьиц на листьях разных растений различно. Связано ли количество устьиц с быстрым или медленным ростом растений? Ответ обоснуйте. Приведите примеры быстро растущих растений и растущих медленно.
12. Устьица у .растений играют большую роль в газообмене и выделении воды. В среднем они составляют всего 1—2% общей площади листа, но способны испарять 50—70% того количества воды, которое могло бы испариться с открытой поверхности воды. Могут ли растения полностью закрыть устьица с целью сохранения влаги? Ответ обоснуйте.
13. Для злаков, произрастающих на сухих, песчаных почвах (например, песколюб песчаный), характерны сворачивание в трубку и складывание листьев. К чему приводят подобные изменения, какое значение для растений они имеют?
14.  На водной глади озер и медленно текущих рек видны летом крупные белоснежные цветки с золотой сердцевиной и с широкими плавающими листьями. Белая кувшинка, белая лилия, водяная роза— народные названия этого растения. Ботаническое название — нимфея (нимфа — богиня озер и рек). Белая кувшинка привлекает много любителей красивых цветов, но, сорванная, она быстро увядает. Почему? Какие приспособления к жизни в воде, выраженные в строении стебля и листьев, имеет белая кувшинка?
15.   Композитор П.И.Чайковский писал:
«О, ландыш, отчего ты радуешь так взоры?
Другие есть цветы, роскошней и пышней.
И ярче краски в них и веселей узоры.
Но прелести в них нет таинственной твоей.»
В переводе с латинского «ландыш» — «лилия долин, цветущая в мае». Почему его так назвали? Какие приспособления имеет ландыш к ранневесеннему цветению под пологом леса?
16.Профессор Б.П.Токин еще в 1930 году, наблюдая за развитием дрожжевых клеток, заметил, что измельченные чешуйки лука влияют на жизнедеятельность дрожжей. В каких областях практической деятельности человек может использовать это открытие?
 В дальнейшем оказалось, что способностью убивать микроорганизмы на расстоянии обладают и другие растения, выделяя летучие вещества, называемые фитонцидами (фитон — растение, цидос — уничтожение).
17. Подсчитано, что 1 га лиственного лиса выделяет летом 1 кг фитонцидов, 1 га хвойного —5 кг, 1 га можжевелового леса — 30 кг фитонцидов. В каких областях науки и практической деятельности человек может использовать эти знания?
18. Установлено, что бегония и герань снижают содержание микрофлоры в окружающем воздухе на 43%, циперус — на 59%, 1 мелкоцветная хризантема — на 66%. Какие рекомендации и кому вы могли бы дать, используя эти данные?
19.  Черемуха — кустарник, обильно цветущий и плодоносящий. Цветки белого цвета очень ароматные. Черемуха выделяет сильные фитонциды, содержащие синильную кислоту.
Раскрытые почки  за 15 минут убивают наиболее стойких клещей, за 20 минут — крысу. Зная такие особенности черемухи, где бы вы рекомендовали выращивать ее?
20. Иногда на коре деревьев можно увидеть вырезанные острыми предметами слова, рисунки. Некоторые люди используют стволы живых деревьев в качестве мишени и втыкают в них различные острые предметы. Как влияют такие повреждения коры на жизнь растения? Ответ аргументируйте.
21. Кора рада растений (дуб, крушина и др.) используется как сырье для приготовление лекарств. Люди, заготавливая кору, иногда оголяют растения полностью. Какова дальнейшая судьба этих растений? Какие способы получения сырья и лекарств вы бы предложили?
22.  Зимой в садах и парках производят обрезку деревьев. Зачем? Почему зимой? Зачем свежие срезы покрывают краской, садовым варом?
23.   Существует ли сходство в строении или значении тех структур, которые образованы одним видом ткани? Приведите примеры.
24. У орхидей, которые обитают в жарком, влажном климате и поселяются на стволах больших деревьев, имеются воздушные корни зеленого цвета, а листья у этих растений плохо развиты, часто в виде чешуи. Как взаимосвязаны эти приспособления с условиями их жизни?
25. В пустынях и полупустынях растут растения с плохо выраженными листьями. Вспомните южноафриканские стапелии, молочаи, американские кактусы. Объясните эти особенности, с чем они связаны? Где происходит фотосинтез у этих растений, какие приспособления к этому они имеют?
26.  Бегонии быстро растут, имеют крупные сочные листья и  . стебли. Что можно предположить об условиях, в которых они растут в природе?
 
НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ.
   Все многообразие учебной деятельности учащихся на уроках биологии ставит перед необходимостью разработки таких подходов к контролю, которые бы учитывали знания и умения ученика, «добытые им разными путями», с учетом его индивидуальных особенностей.
Система тематического учета знаний и умений позволяет :
а) подчинить поурочный контроль ведущим задачам темы;
б) учесть разнообразные формы учебной деятельности ученика, его работу на протяжении достаточно длительного времени; выполнения задания разного уровня сложности.
Задания и вопросы  для итоговой проверки составляются с учетом требований к тематическому контролю: При планировании обобщающих уроков необходимо учитывать их отличия от урока - повторения и урока - закрепления знаний.
Обобщающий урок выполняет следующие функции: Обобщение и оценку знаний учащихся   целесообразно проводить через 4—6 уроков. Темы, требующие на изучение большее количество часов, желательно разбить на несколько отдельных подтем или провести промежуточный контроль. В этом случае можно использовать тестирование, на выполнение которого отводится не более 10—15 минут.
               Примерная схема планирования тематического контроля

.Тема Поурочный контроль Промежуточный контроль Итоговая проверка по теме

     Форма учета разнообразной учебной деятельности учащихся в классном журнале.
Список класса        Оценки                Темы уроков
 0  х о  о х о  о х
  0 х  о  х  о  х
 0  х о  о х о  о х
  о х  о  х  о  х
 о  х о  о х о  о
   о    л    т
   п    р    е
   ы        м
   т        а
 
х — оценка за тематический учет знаний;
о — оценка за текущий контроль.
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ  « ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ»
Задачи контроля:
 Продолжить формирование представлений о многообразии и единстве животного мира. Закрепить знания об основных признаках членистоногих.
Базовые знания:
-общая характеристика типа
основные   таксономические группы: тип, класс, отряд
• признаки классов ракообразных, паукообразных и насекомых
• признаки отрядов насекомых
• происхождение членистоногих от древних многощетинковых кольчатых червей
• приспособленность животных к среде обитания, органов к выполняемой функции
• причины широкого распространения насекомых
• значение членистоногих в природе и жизни человека
Понятия:
 наружный скелет, хитин, линька, конечности, мускулатура, сердце, головной мозг, брюшная нервная цепочка, органы чувств, трахеи, зеленые железы, мальпигиевы сосуды,
® биологическая система.
Умения:
-находить различия и общие признаки представителей типа
-объяснять причины многообразия, форм и широкого распространения насекомых в природе
-приводить доказательства эволюции животного мира.
Рекомендуем запланировать промежуточный контроль знаний после знакомства учащихся с особенностями строения (внешнего и внутреннего), процессов жизнедеятельности, размножения и развития насекомых на примере одного из представителей отряда жесткокрылых.

                                     ПОУРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ
                                       Самостоятельная  работа
 «ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ РАКООБРАЗНЫХ К ВОДНОЙ СРЕДЕ ОБИТАНИЯ»
ЦЕЛЬ:
Проверить усвоение понятия о приспособленности организма к среде обитания; органов  к выполняемой функции.
Внесите в таблицу признаки речного рака, доказывающие его приспособленность к водной среде обитания.
         Особенности строения и жизнедеятельности речного рака в связи с водной средой обитания.
Покровы тела Части тела, обеспечивающие передвижение Органы чувств Органы дыхания Места размножения

Выводы:

                 ПРОГРАММИРОВАННЫЙ ОПРОС
Цель:
Проверить усвоение понятий о системах органов и взаимосвязи их строения с выполняемой функцией.
А. Из перечня органов (1—17) выберите те, которые соответствуют каждой из названных систем (1—VII). Занесите цифровые обозначения органов в колонку.
 Системы органов
1 — нервная система
П — кровеносная система
Ш — пищеварительная система
IV — дыхательная система
V — выделительная система
VI — система опоры и движения
VII — половая система
1— №... П— №... Ш — №... IV— №... V— №... VI— №... VII— №...
Органы, образующие систему
№ 1 — жабры № 2 — наружный скелет № 3 — зеленые железы № 4 — мышцы № 5 — кишка № 6 — брюшная нервная цепочка № 7 — пищеварительная железа № 8 — надглоточный нервный узел № 9 — сердце № 10 — половая железа № 11 — верхние и нижние челюсти № 12 — нервы № 13 — желудок № 14 — кровеносные сосуды № 15 — пищевод № 16 — анальное отверстие № 17 — подглоточный нервный узел.
Б. Докажите взаимосвязь строения систем органов речного рака с выполняемыми ими функциями, для чего к цифрам (1—VII), обозначающим функции, подберите цифры (1—9), соответствующие их строению. Ответ занесите в колонку.
Функции систем органов
1 — измельчение и переваривание пищи под влиянием пищеварительных соков
П — осуществление газообмена между организмом и окружающей его средой
Ш — снабжение клеток, тканей, органов кислородом и питательными веществами. Удаление из клеток, тканей, органов углекислого газа и жидких продуктов распада
IV — связь организма с окружающей его средой, обеспечение взаимосвязанной работы всех систем органов
V — удаление жидких продуктов жизнедеятельности
VI — защита, опора, движение
VII — воспроизводство потомства путем
полового размножения
I— №...
II — №...
III — №...
IV — №... V— № ... VI — №... VII— №...
   Особенности строения системы органов в связи с выполняемой функцией
№ 1 — наличие в желудке хитиновых зубцов, перетирающих пищу
№ 2 — хитиновый панцирь пропитан известью
№ 3 — сердце и сеть сосудов, концы которых открываются в полость тела
№ 4 — нервы подходят ко всем органам, в том числе к органам чувств
№ 5 — изнутри к наружному скелету прикрепляются мышцы
№ 6 — пищеварительная система снабжена пищеварительной железой
№ 7 — жабры — выросты кожных покровов
№ 8 — различают половые железы
самок и самцов
№9—от каждой из пар зеленых желез отходит выводной канал, открывающийся наружу
                            Самостоятельная работа
         «ЗНАЧЕНИЕ ПАУКООБРАЗНЫХ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Цель: проверить умение находить различия и характерные признаки представителей отрядов класса Паукообразные.
Дополните схему, вписав известных вам представителей класса Паукообразные в соответствии с предложенными характеристиками этих животных. Сделайте выводы.
 
Общие признаки класса:
 
                                          ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ  КОНТРОЛЬ
          БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Цель: продолжить работу по формированию умений выявлять частные признаки и находить на их основе общие биологические закономерности.
Задача 1 * Дано:
1. Планария имеет сильно уплощенное тело толщиной 0,06 см.
2. Рак и беззубка имеют жабры.
3. У пауков и насекомых есть трахеи, благодаря чему воздух поступает прямо к тканям.
А. О каком физическом процессе, происходящем в живых организмах, можно судить по приведенным данным?
* Б. Какой должна быть дыхательная поверхность, для того чтобы диффузия могла происходить?
Задача 2 @
Вы знаете, почему у пресноводных простейших есть сократительные вакуоли, а у большинства морских они отсутствуют.
-Решите, какая проблема, на ваш взгляд, стоит перед каждым из названных членистоногих животных, обитающих в разных средах.
    Проблемы:
А — экономия воды;
Б — избавление от лишней воды;
В — избавление от жидких продуктов распада (экскретов).
  Животные:
Речной рак — обитатель пресных водоемов; концентрация солей в теле больше, чем в окружающей среде.
Зеленый краб — представитель морских ракообразных; концентрация солей в теле близка к их концентрации в морской воде.
Майский жук — обитатель суши.
      ИТОГОВАЯ ПРОВЕРКА                                                                              РАЗНОУРОВНЕВАЯ  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
                                                 1 вариант
1. Представители каких изученных вами типов животных имеют кровеносную систему? Назовите органы кровеносной системы речного рака и функции, которые выполняет эта система.
2. Какие особенности пауков позволили им завоевать сушу?
3. У какого насекомого органы слуха расположены на ногах? Назовите отряд, к которому относят данное насекомое и признаки отряда.

                                             2  вариант
1.Назовите признаки приспособленности речного рака к среде обитания.
2. Докажите, что нервная система членистоногих обеспечивает взаимосвязь организма с окружающей его средой.
3.Какой процесс, характерный для членистоногих называется линькой? Перечислите известных вам членистоногих, у которых происходит линька.
                                            3  вариант
1. Составьте общую характеристику типа членистоногих.
2.  На примере пищеварительной системы майского жука докажите взаимосвязь строения органов с выполняемой ими функцией.
3.  3. Составьте схему возможного заражения человека клещами, используя понятия «паразит», «хозяин», «возбудитель», «переносчик».
                                            4  вариант*
1. Как объяснить, что зеленые железы рака выделяют из организма растворенные продукты распада, а выделения насекомых очень концентрированны и вода на это практически не расходуется.
2. Чем отличается развитие насекомых с полным превращением от развития с неполным превращением?
3.  Существует ли взаимосвязь между строением дыхательной системы у насекомых (трахейная система) и небольшими размерами этих членистоногих?

Планирование, реализация учебно - воспитательных задач и их контроль в теме «Лист»
   Разобьем предварительную методическую проработку темы на этапы.
Этап 1.' Формируем учебно-воспитательные задачи темы:
Образовательные задачи:
Обеспечить закрепление основных биологических понятий, продолжить формирование специальных биологических умений и навыков: умение наблюдать, ставить опыты, работать с живыми объектами; работать над  формированием общеучебных умений: работа с учебником, тетрадью, словарем.
 Воспитательные задачи:
Привлечь внимание учеников к проблемам охраны природы (экологическое воспитание); обратить внимание на красоту и гармонию в природе, продемонстрировать репродукцию на тему «Русский лес» (эстетическое воспитание); в целях профилактики утомления учащихся на уроке сменять виды деятельности, следить за их осанкой (физическое воспитание).
Развивающие задачи:
Учить выделять главное в изучаемом материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, анализировать результаты опытов, рецензировать ответы товарищей.
Этап 2. Выделяем те общебиологические понятия, которые позволяет отрабатывать данная тема «Лист».
1) Связь между строением и функцией на разных уровнях организации: клетка, ткани, органы, организм. 2) Понятие о круговороте веществ и потоке энергии в природе.
3) Понятие об обмене веществ.
4) Понятие о взаимосвязи организма с окружающей средой.
Этап 3. На основе общебиологических понятии группируем частные биологические понятия, отрабатываемые в дамой теме и необходимые для последующих тем курса ботаники.
1) Функции листа как части побега.
2) Взаимосвязь функции листа и корня.
3) Функции клеток и тканей листа (покровной, основной, проводящей, механической).
4) Роль хлорофилла и космическая роль зеленых растений.
5) Влияние света на растение.
6) Понятие о фотосинтезе, газообмене, испарении воды листьями, листопаде.
Этап 4. Выселяем необходимые опорные знания для
изучения темы.
1) Понятия «хлоропласты», «хлорофилл» (тема «Клеточное строение»).
2) Понятие «корневое давление» (тема «Корень»).
3) Признаки живого организма — дыхание, питание, рост, размножение (природоведение).

Этап 5. Планируем методику работы для реализации задач 1—5 этапов, воспользовавшись советом: «Помня, что все дети разные, создайте условия для реализации учебной задачи разными путями».
1) Лабораторные работы и экскурсии (в соответствии с программой).
2) Проведение опыта «Испарение воды листьями» в домашних условиях.
3) Использование летних работ «Листья простые и . сложные».
4) Работа с сигнальным цветом в тетради (выделение ведущих понятий темы, указанных в этапе 3).
5) Сочетание разнообразных методов на одном уроке — работа с микроскопом, операции анализа и синтеза при обсуждении опытов, демонстрации опытов, фильма «Сезонные изменения в жизни растений».
Будем считать, что мы воспользовались и другим советом: «Решая проблему отбора методов обучения, не стоит забывать, что разнообразие методов обеспечивает возможность реализовать индивидуальные особенности детей».
Этап 6. Планируем тематический контроль знаний.
Определяем, что будем контролировать (содержание контроля) и как будем контролировать (методы контроля). Определяя содержание тематического контроля, планируем не включать излишне детализированный материал, а опираться на ведущие понятия темы и курса; проверить не только биологические, но и общеучебные навыки.
  Выбирая методы тематического контроля, воспользуемся тем, что в процессе изучения темы «Лист» мы создавали возможность выбора пути к главной цели: работали с микроскопом проводили опыты в классе и дома,  решали логические задачи, так как использовали индивидуальные особенности учеников для усвоения основных понятий темы (этап 2—3), решения задач развития и воспитания (этап 1).
Содержание контроля нами определено, методический подход — тоже: разными путями к главной цели. Предлагаем  два пути.
1) При составлении контрольных вопросов включить задания, усвоение содержания которых требовало участия разных анализаторов, разных типов памяти, разной скорости выполнения.
2) В оценку знаний включать работы, выполненные в виде опыта, наблюдений, лабораторной работы, а не только результаты письменной проверочной работы. Вот тогда мы сможем сказать; «Двойку по биологии имеет только тот, кто не работает ни головой, ни руками; ни дома, ни на уроке; ни с учебником, ни с тетрадью и не один-два урока, а полтора месяца». В то же время для сильных учеников или увлекающихся биологией, создаются большие творческие возможности показать себя разносторонним человеком.

                УРОК НА ТЕМУ "ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ ЛИСТЬЯМИ"
   Начнем с того, что требуется от учителя при подготовке и проведении урока:
1)  спланировать урок, подобрать необходимые наглядные пособия;
2)   2) создать благоприятный психологический климат;
3)  3) правильно организовать работу, вовлекая в активную деятельность всех учеников.
                                    Примерный план урока.
                        .Тема урока Общие биологические понятия Частные био-логические понятия Методыи формы работы. Содержание знаний
Испарение воды листьями. Видоизменения листьев. 1.Связь стро-ения и функции клеток, тканей, органов.2.Взаимосвязь органов: листа (как части побега) и корня. 3.Взаимосвязь организма и окружающей среды.  Функции листа. Функции устьиц. Строение клеток кожицы. Опыт «Испарение воды листьями». Работа с живыми растениями. Самостоятель-ная работа с учебником. Умение использовать личный опыт для обоснования научных идей. Применение знаний о взаимодействии организма и среды на практике.
 
Задачи урока.
1. Сформировать общие биологические понятия о взаимосвязи строения и функции клеток, тканей, органов; организме как едином целом; о взаимосвязи организма со средой.
2. Отработать частные биологические понятия — о процессе испарения воды листьями: а) что такое испарение; отличие простого испарения с какой-либо поверхности от испарения в живом организме; б) значение процесса испарения для жизни растений; в) зависимость процесса испарения от факторов среды.
3. Учить использовать личный практический опыт для обоснования научных идей (опыт на тему «Испарение воды листьями»).
                 Опорные знания (курс природоведения).
1. Испарение пота для охлаждения тела.
2. Испарение воды с разных поверхностей.
3.  Отличие живого от неживого.
4.  Подробная проработка опорных знаний поможет формированию понятий об общих законах живой природы путем сравнения ее с неживой природой.
               Обязательные знания.
1. Участие живых клеток в регуляции испарения (отработка общего биологического понятия о взаимосвязи строения и функции клеток, тканей).
2. Значение процесса испарения для жизни растения. (общее биологическое понятие о взаимосвязи органов в едином организме).
3. Зависимость процессов испарения от факторов окружающей среды (понятие о единстве организма и среды).
4.  Анализ результатов опыта, определение его цели и методов проведения (приемы анализа и синтеза; вовлечение детей в теоретическое мышление с опорой на их личных опыт). Работа на обязательными знаниями организуется поэтапно. Каждый из этапов оформляется в соответствующей графе таблицы. Таблица заготавливается на доске и в тетради, в ней предлагаются для отработке на уроке следующие позиции:

   Процесс Значение процесса Орган, участву-юший в процессе Ткань, участву-юшая в процессе Клетки, участвующие в процессе Клетки, участвую-щие в процессе  Влияние на процесс окружающей среды
 
1 2 3 4 5 6 7
Первый этап работы начинается с поиска ответа на вопрос: «Что же такое испарение»?
Ученики слышали об испарении в начальной школе в теме «Организм человека и охрана здоровья», где сказано: «В коже много отверстий. Через отверстия на поверхность кожи выступает пот. Пот, испаряясь, охлаждает наше тело».
В теме «Вода. Три состояния воды» ученики начальной школы пополняют сведения об испарении: «Вода испаряется, то есть переходит из жидкого состояния в газообразное. Вода испаряется с поверхности суши, рек, озер, морей».
После очень краткого экскурса в область опорных знаний записываем в графу 1 термин «испарение», предлагаем выделить в нем корень «пар», подобрать однокоренные слова, например «испарина». Записываем второй термин «пар». Даем определения:
1) испарение — переход воды из жидкого состояния в пар,
2) пар — вода в газообразном состоянии. Проговариваем еще раз: испарение происходит с поверхности кожи человека, поверхности суши и моря и ставим вопрос о возможности такого процесса у растения. Заслушиваем отчет об опыте «Испарение воды листьями», проведенного учениками в домашних условиях Отчет был подготовлен по предложенной схеме:
1. Цель (зачем делаю);
2. Ход (как делаю);
3. Результат (что получил);
4. Вывод.
Делаем вывод о способности листа испарять воду
.  Подумаем (вопрос первый):
Зачем и в живой и в неживой природе вода испаряется с поверхности суши?.
Проверим.
Протрите влажной марлей кисть руки, другую оставьте сухой. Сравните какой руке более прохладно ( отвечают ученики). Следовательно вода при испарении охлаждает поверхность ( кожи, суши, листа). Но, если мы можем передвигаться  и спрятаться от жары, растение крепко держится в земле и не может жить без солнечного света ( идет процесс фотосинтеза). Единственный выход - защищаться  от жаркого солнца, охлаждаясь. Записываем в графу2 «Значение испарения»: охлаждает поверхность листа.
Подумаем (вопрос 2):
Будет ли отличаться испарение в живом организме от испарения с поверхности суши, моря, блюдца?  Для этого нужно ответить еще на один вопрос :Чем отличается живая природа от не живой? Ученики называют признаки живого организма: дышат, растут, питаются размножаются, умирают ( курс начальной школы). Из темы корень знают , что без воды жизнь. передвижения и образование питательных веществ невозможно.
  Подумаем (вопрос 3):       Безразлично ли для растения, сколько воды испаряется, если оно не может без нее жить? Ответ предельно ясен - нет.
Но как же быть: чтобы питаться путем фотосинтеза нужен свет. На свету жарко, теряется такая нужная для организма вода - она испаряется. Подводим учеников к ответу:  выход есть, нужно, чтобы лист мог регулировать количество испаряемой воды с поверхности листа.
Заглянем снова в тайны строения листа (используя таблицу клеточного строения листа). Найдем ту часть листа, которую можно назвать поверхностью листа. Учащиеся находят ответ: на поверхности листа клетки кожицы (покровная ткань), среди которых есть устьица. Рисуем строение устьица, вспоминаем о функции устьичной щели — выделение паров из межклетников. Заполняем графы 4 и 5.
 
  Делаем вывод:
 испарение воды листьями регулируется путем открывания и закрывания устьиц.
  Рассуждаем дальше: откуда поступает вода в листья? Пользуясь ранее полученными знаниями в теме «Корень», находим ответ: ее всасывает корень. Поднимается вода силой корневого давления. Работает насос.
Заполняем графу 6 таблицы — Организм — единое целое. Дополняем графу 2.
 «Значение испарения»:
1)  передвигает минеральные вещества и воду;
2)   2) регулирует корневое давление.
  Подумаем (вопрос 4):
Зависит ли испарение от окружающих условий? Варианты возможных ответов предлагаются в графе 7. В качестве образца заполняем первую строчку, две другие — домашнее задание. Это обязательное для всех задание, которое не займет много времени, но контролирует базовые знания по теме. Для любознательных можно предложить дополнительное задание: подготовить ответы на вопросы, пользуясь дополнительной литературой:
1.  В какое время суток лучше срезать цветы, чтобы они сразу не завяли.
2.  Монстера - плакса с берегов Амазонки. Почему она плачет?
Готовая схема урока, отражающая все его этапы представлена в таблице выше. Проанализируем на сколько соответствует принятая нами схема урока « Испарение воды листьями» системному подходу к обучению. Главная идея обощенной схемы отражает попытку учителя сконцентрировать содержание урока вокруг ведущих понятий биологии:

       Знания о листе , как части побега, в ходе урока обобщаются и дифференцируются , способствуя развитию у учащихся системного мышления.
Уровень подготовленности учащихся позволит учителю более успешно проводить такие уроки.

            МОНИТОРИНГ ПО БИОЛОГИИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ.
Мониторинг - непрерывное, длительное наблюдение учебного процесса и управления им. Мониторинг обеспечивает преподавателя и учащихся необходимой информацией, позволяет принять правильные решения. Объект исследования - результаты учебно - воспитательного процесса. Целями мониторинга являются:

  С 1997г. Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования в сотрудничестве с Главным управлением образования администрации области работает по формированию областного мониторинга  достижений учащихся. Для этого используются данные независимого государственного тестирования достижений выпускников общеобразовательных школ, статистические данные, результаты инспекторских проверок ГУО администрации области, предметных олимпиад и т. д.
                                     Тестирование
  При проведении независимого  тестирования учащимся предлагается пройти тестирование по всей совокупности разделов биологии, предлагаемых в качестве выпускных экзаменов за курс основной школы. Большое значение для выпускников имеет тот факт , что тестирование по биологии может рассматриваться как альтернатива  экзаменам на аттестат зрелости. Учащийся , получивший достаточно высокий тестовый балл в сертификате по предмету, может предъявить его в школе в качестве отметки экзамена на аттестат зрелости. В том случае, если тестовый балл не удовлетворяет учащегося , он может сдавать экзамены в обычном порядке. Результаты тестирования  показывают , в какой степени освоены учеником  различные разделы школьной программы. Это очень ценная информация  при подготовке к экзаменам  на аттестат зрелости  и при поступлении в вуз.
Подведение итогов проводится в  московском центре.
   На основе анализа проведенных результатов централизованного тестирования был сделан вывод , что в среднем показатель учебных достижений учащихся Оренбургской области ниже, чем общероссийский.
В 1997 - 98уч.году всего протестировано: В Оренбурге - 57 человек, в Оренбургской области- 164 человека.
Процент оценок ( по России)  Процент оценок ( Оренбургская область)
"5" - 4%    0
"4" - 21,2%    19,3 %
"3" - 40,1%    36,8%
"2" - 34,7%    43,9%
                             Контрольные работы
 В 1998 - 1999уч. г. инспекцией ГУО в ряде районов области проводились контрольные и проверочные работы базового уровня. Контрольные работы включают в себя 3 -4 вопроса по пройденному материалу.
1 - по теоретическому материалу, например, " В чем заключается сущность естественного отбора?"
2  - проверяет знания научных фактов, например, " Какое строение имеет дыхательная система;
3 - проверяет овладение учащимися практическими биологическими умениями
( мера оказания первой помощи при переломе, вывихе и т.д);
4 - проверяются знания биологической терминологии.
Проверка знаний в 6 - 11 классах позволяет сделать вывод, что содержание программы по биологии учащиеся в основном усваивают полностью. Но есть такие задания , которые вызывают большие затруднения:
n функции желез внутренней секреции;
n строение опорно-двигательной системы;
n движение крови по сосудам;
n строение нервной системы человека и др.
  Анализ работ показывает, что у ряда старшеклассников, которые  писали контрольную работу,  имеются упрощенные представления о причинности исторического развития  органического мира. В частности, они не умеют показать взаимного действия комплекса факторов на эволюционный процесс и оценивают эволюционное  значение лишь на основе одного, двух факторов. Подтверждением тому является изучение состояния знаний о видообразовании. Треть учащихся не отметила дивергентного характера этого процесса, не сумела показать предпосылки и причины дивергенции. Часть учащихся  сделала грубую ошибку , указав на одностороннее влияние среды в процессе образования видов ( неправильное ламаркистское толкование ). Отмечаются и другие недостатки, которые являются следствием ряда причин- наличием узких мест в преподавании биологии.
  Учащиеся 6 классов , в целом, владеют морфологическими знаниями об органах растений  на уровне осознанного воспроизведения. Однако , значительная часть  учащихся испытывает затруднения  в восприятии физиологии растений и не показывает знания даже на воспроизводящем уровне. Необходимо в процессе преподавания биологии учителям усилить акценты , направленные на раскрытие этих понятий.
  При анализе контрольных работ следует отметить уровень требования учителя.
Из 21 работы  низкий уровень требований  учителя составляет более 40%, так как учитель необъективно подходит к оцениванию знаний учащихся, ориентируется на знания класса, а не на требования учебной программы.
                 Областная олимпиада по биологии
В областной олимпиаде по биологии в 1999г. приняли участие 57 человек, из них 11 классы - 23 ; 10 класс - 15; 9 класс -19 человек.
  Из г. Оренбурга-14 человек;
г. Орск-4;
г. Новотроицк-3;
г. Бузулук-1;
г. Бугуруслан-1;
г. Гай-1;
г. Абдулино-1;
из районов-32 человека.
 Максимальное количество баллов:  в 11 классе - 69, в 10 классе-78, в 9-ом- 80.
Минимальное количество баллов : в 11 классе- 10, в 10 классе- 19, в 9-ом-30.
Средний балл по классам: 11-32, 10-42, 9-36.
Ниже среднего: в 11 кл.-12%; в 10 кл.-26%; в 9 кл.-11%
                          « Телетестинг »
  Кроме  традиционных олимпиад , в 1998 году в Оренбургской области была проведена  телекоммуникационная олимпиада « Телетестинг-98»- новая  экспериментальная  форма проведения предметных  олимпиад для старшеклассников. Общее число участников олимпиад составило более 250 человек (из 8249 по России), которые выполнили 560 тестов. Результаты по биологии:
16 - место Сальников Виталий Андреевич, 725 баллов, шк. №10
17 - место Волкова Елена Александровны, 721 балл, гимн. №1
24 - место Маликова Елена Ринатовна, 709 баллов, шк. №10
26 - место Чекмарев Алексей Геннадьевич, шк. №27
все из г. Оренбурга.
                   Методические рекомендации  УМК биологии
  Обобщая  и анализируя результаты мониторинга , УМК ООИПКРО  рекомендует:  УСЛОВИЯ УСПЕХА УЧИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ  ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ.
1. Личное обаяние.
2. Привлекательность  используемой учителем внепредметной информации.
3. Оригинальность  поведения и суждений.
4. Устойчивый  авторитет.
5. Умение  организовывать деятельность и общение в процессе обучения.
6. Настойчивое проведение в жизнь педагогических требований.
7. Склонность  к юмору (выведение из арсенала учительских средств в процессе общения с  детьми иронии, сарказма).
8. Умение заметить и поддержать любой успех ребенка (наличие интереса к ученику, к его деятельности).
9. Способность дозированно и твердо, последовательно, но с кажущейся легкостью передавать и способствовать накоплению знаний.
10. Тактичность  и корректность по отношению к ученику.
11. Терпение и терпимость.
12. Умение уважать чужое мнение.
13. Умение хранить детские тайны.
14. Способность понимать и чувствовать другого человека.
15. Гибкость.
16. Находчивость и способность к экспромту.
17. Наблюдательность.
18 .Коммуникативная компетентность во всех сферах общения.
19. Наличие притягательных для ребят умений и интересов.
Опенка - своего рода символ и в то же время мерило, позволяющее определять степень успешности обучения. Учитель может по-разному пользоваться этим инструментом.
    Однако, можно вывести некоторые общие правила:
1. Не стоит придавать оценке роль инквизиционного топора.
2. Важно, чтобы цифра не заслоняла человека.
3. Оцениваются не решение, не выполнение задания, не ответ, а достижения учащегося, его умение пользоваться полученными знаниями для извлечения новых знаний.
4.  Оценка должна позволить учителю увидеть свои и ученические пробелы и              возможные шаги для успешной коррекции.
5.  Оценивается не ребенок, а его деятельность.
6. Лучше использовать разнообразный инструментарий при оценивании знании учащихся: обучающий зачет, игры, семинары, творческие работы.
7. Оценка может быть количественной и качественной. Наряду с выставленным баллом и значительно важнее балла развернутая, качественная (письменная или устная) характеристика успехов ученика.
8.  Нельзя девальвировать ,но нельзя и фетишизировать роль оценки.
9.   Оценка должна стимулировать деятельность ученика, а значит, выставление оценки должно сопровождаться энергетически мощным учительским импульсом, позволяющим ученику  поверить в свои силы, испытать удовольствие от поощрения.
10. Справедливость при выставлении оценки выступает как наиболее значимый фактор (особенно с точки зрения учащихся).
11. К сожалению, довольно  часто, несмотря на частокол оценок в журнале, учитель не имеет ни малейшего  представления о фактических знаниях ученика, то есть оценка выставляется  ради формального, требуемого администрацией так называемого накопления оценок.
При оценивании деятельности ученика важно учитывать, что оценка, выставляемая на уроке, отмечает лишь то, что на данный момент ученик запомнил, сделал, сказал.
Оценка фактически должна дать ответ на главные вопросы:
- носят ли знания ученика системный характер,
- насколько глубоко ученик понимает изученный материал,
- интересно ли ученику заниматься этим предметом,
- практико-ориентированная ценность знаний (возможность использовать их на практике),
- как связаны репродуктивная и практически-творческая деятельность учащихся.
 Ответы на эти вопросы лежат в плоскости педагогической ориентации самого учителя: если учитель живет в основном в системе репродуктивных ценностей, остановился в собственном развитии, не страдает любовью к поисковой деятельности, к осмыслению процессов в их взаимосвязи, то чего же ждать от детей? Во всяком случае отсылка детей к штампам, моделям, алгоритмам, усвоенным самим учителем еще в вузе, когда учитель биологии, как психолог, как методист, как педагог не стремится к поиску, к сладкой тревоге открытий и в нем самом не бьется радостное ощущение - я двигаюсь, я радуюсь, живу, - то нечего ему передать детям, нечем их увлечь и зажечь.
     Учитель должен не понаслышке, а реально представлять, что мешает ребятам  учиться: лень, неумение выполнять домашние задания, отсутствие или недостаточная сформированность познавательных интересов, отсутствие мотивации, отвлекающие факторы, непонимание изучаемого материала, отсутствие учебных навыков, неумение преодолевать трудности, неумение выстраивать цели, определять важнейшие из них. отсутствие воли, существенные провалы в знаниях, отсутствие возможности проконсультироваться во время выполнения домашних заданий, неинтересность домашних заданий (учитель толком не объясняет, что именно нужно сделать), неинтересный учитель, он  делал бы домашние задания с удовольствием, если бы они были практически  значимы, скучно заниматься одному и др.
В урочной и внеклассной работе есть место самым разным способам выведения знаний в практико - ориентированный слой. Порой отвлеченные, не связанные напрямую с канвой урока задания оказываются полезными как в целях разрядки, переключения видов деятельности, так и для ненавязчивого, исподволь вовлечения учащихся в творческую познавательную и "производящую" деятельность, направленную на приобретение навыков исследовательской, поисковой работы, накопление опыта , который может оказаться реально полезным в жизни.
плодов образуется на боковых побегах. Как можно повысить урожайность огурцов, зная эту особенность?

                                             Литература:
Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе.- М.:Российское педагогическое агенство, 1998г
Зотова Н.К. Региональный мониторинг профессиональной компетентности педагогов Оренбургской области. //Развитие дополнительного педагогического образования в России: проблемы и перспективы (материалы юбилейной научно-практической конференции. - М., 1998г.
Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. - М.: Новая школа, 1997г.
Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 кл. Методическое пособие. - М.: Дрофа.1997г.
Сухова Т.С. Как повысить результаты в обучении: Учителю биологии и прородоведения.- М.: АО « СТОЛЕТИЕ», 1997г.
Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. Пособие для учителя.
 - М.: Просвещение, 1997г
 Вербицкая и др. Мониторинг результативности учебного процесса  - Педагогика, 1997г.№
Программно - методические материалы: Биология. 6-11 кл. Составитель В.С. Кучменко. - М.: Дрофа, 1998г.
  Панина Г.Н. Задачи и задания по биологии по разделам 6 -9 классов.-  Санкт - Петербург 1997г.
 Диагностика профессиональной деятельности учителя ( диагностические и обучающие методики для учителя биологии) Оренбург: Издательство ООИПКРО, 1998г.
 Методические рекомендации о преподавании биологии в 1998- 1999 уч.г. - Вестник образования 1998. №9.
  Шамова Т.И., Шарай Н.А. Система промежуточной аттестации школьников - ж. Образовательные технологии№ 1, 1998г.
  Сухова Т. С. Контроль знаний . Системный подход. - ж. Биология в школе № 3 , 1997г.13.Сухорский С.Ф. Тематический учет знаний - ж. Биология в школе №2, 1998г.
 Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования- ж. Биология в школе № 4, 1998г.
 Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального , общего и среднего ( полного ) общего образования .Книга 2 . Математика. Естественно-научные дисциплины . Под ред. В. С. Леднева , Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. - М.: « ТЦ Сфера «, Прометей, 1998.
 Любарский А.Н. Роль учителя в управлении качеством образования.
сб. Современные ориентиры в образовании педагогов. - Санкт - Петербург - Иркутск, 1998.
  Алиджанов Э. К., Мишнаевский В. Н., Назарова Ю. Е. Участие школьников Оренбургской области во Всероссийской олимпиаде «Телетестинг».
сб.Человек и образование. ООИУУ,1998.


В содержание