Автор: Мишакова В.Н.заведующая УМК биологии ООИПКРО
Дата: 17.05.00

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО РАЗДЕЛУ «ЧЕЛОВЕК»
Лабораторная работа № 1: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛИЧИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ»
Оборудование: лист бумаги, карандаш.
Подготовка к работе.
Подготовительную часть работы проделайте дома.
Встаньте мокрыми босыми ногами на лист бумаги. Получившийся след обведите карандашом. Подготовленные таким образом отпечатки принесите в школу.
Порядок работы:
1.  Измерьте ширину плюсневой части отпечатка ноги в сантиметрах (см. рис. 85).
2.  Измерьте ширину отпечатка стопы в ее средней части.
3.  Число, означающее ширину отпечатка стопы в средней части, разделите на число, означающее ширину ее плюсневой части. Результат выразите в процентах.
Оценка  результатов.
Если полученное процентное отношение не будет превышать 33%,  то стопа нормальная, плоскостопия нет.
Лабораторная работа № 2. «ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ С ЗАДЕРЖКОЙ ДЫХАНИЯ НА ФАЗЕ ВДОХА И ВЫДОХА»
Порядок работы:
(Проба проводится в положении сидя).
1.  Сделайте глубокий вдох и глубокий выдох.
2.  После этого сделайте почти максимальный вдох и задержите дыхание. Начните отсчет.
3.  Выключите секундомер, когда дыхание возобновится непроизвольно, и запишите результат.
4.  Отдохните 5-7 минут.
5.  Сделайте не очень глубокий выдох, задержите дыхание и тут же включите секундомер.
6.   Выключите секундомер при непроизвольном восстановлении дыхания и запишите результат.
Оценка  результатов:
Результат задержки дыхания на вдохе считается удовлетворительным, если человек смог задержать дыхание на 16-55 сек. Более низкие результаты следует считать плохими, более высокие - хорошими.
Результат задержки дыхания на выдохе считается удовлетворительным, если он не ниже 12-13 сек.
Лабораторная  работа № 3. «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГИБКОСТИ ПОЗВОНОЧНИКА»
Оборудование: стул, линейка (стул можно заменить ступенькой лестницы).
Порядок работы.
1.  Возьмите в руки линейку и встаньте на стул или ступеньку лестницы.
2.  Не сгибая ног, согните корпус в пояснице.
3.  Измерьте расстояние между указательным пальцем опущенных вниз рук и уровнем стула (лестницы).
Оценка результатов.
Если палец опускается ниже уровня стула, измерьте это расстояние и запишите со знаком «+» (это говорит о хорошей гибкости позвоночника).
Если палец не достал уровня опоры, измерьте расстояние и запишите со знаком «-« (это говорит о недостаточной гибкости позвоночника).
Лабораторная работа № 4. «ВЫЯВЛЕНИЕ  НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ»
Порядок работы:
1.  Встаньте спиной к стене, так чтобы голова, плечи и ягодицы касались стены.
2.  Попробуйте между поясницей и стеной просунуть кулак.
3.  Если это невозможно, просуньте туда ладонь.
Оценка результатов.
В норме в данной позе между стеной и поясницей кулак проходить не должен. Если это имеет место, осанка нарушена. Осанку следует считать нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь.
Лабораторная работа № 5. «ОБЪЕМ КРОВИ»
 у мужчин    -      около 5 л.
 у женщин   -      около 4 л.
С О С Т А В   К Р О В И
плазма -    55%
форменные элементы -    45%
эритроциты -    4,5 - 5  млн.  В 1 мм в кубе
лейкоциты -    4 -  9   тыс. В 1  мм в кубе
скорость оседания эритроцитов -    1 -  1,5 мм/ч
содержание гемоглобина -    7 -  8 ммоль/л
Сравните данные показатели с анализом вашей крови, если она у вас есть.
СЕРДЕЧНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
60-80 в 1 мин.
Артериальное давление (в возрасте 16-45 лет)
 максимальное - 110 - 126 мм рт.ст.
 минимальное  -   60 -   85 мм рт.ст.
При возможности измерьте давление крови в вашем организме. Сравните показатели.
ЧИСТОТА ДЫХАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ
у взрослого в покое - 16-20 в 1 мин.
ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ
у взрослого  -  3-5 л
При возможности измерьте спирометром жизненную емкость ваших легких.
СУТОЧНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ВИТАМИНАХ
аскорбиновая кислота (витамин С) - 25-50 мг
                           витамин А                                       -  1 мг
                           витамин ВI                                      -   около 1 мг
СОСТАВ МОЧИ
мочевина                                -   2,0
мочевая кислота                     -   0,05
сахар                                        -   нет
белок                                        -   нет
соли фосфорной кислоты      -   0,15 - 0,27
соли серной кислоты              -   0,18
Лабораторная работа № 6."ДЕЙСТВИЕ ФЕРМЕНТОВ СЛЮНЫ НА КРАХМАЛ"
Оборудование: на каждом столе: кусок накрахмаленного накануне сухого бинта величиной с ладонь, чашка Петри или блюдце со слабым раствором йода, спички (без головки) с намотанными на конец кусочками ваты.
Цель работы:
Убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал.
Порядок работы:
1.Смочите вату на спичке слюной и напишите ею букву в середине накрахмаленного бинта.
2. Зажмите марлю между ладонями на 2-3 мин., а затем опустите в раствор йода.
3.  Наблюдайте, как окрасился кусочек марли. Объясните результат опыта.
Отчетное задание.  Запишите в тетрадь результаты работы по плану:
1.  Цель опыта.
2.  Ход опыта.
3.  Результат опыта.
4.  Вывод из опыта.
Лабораторная работа № 7. "ДЕЙСТВИЕ ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА НА БЕЛКИ"
Оборудование: штатив с тремя пробирками, пипетка, термометр, хлопья белка куриного яйца, натуральный желудочный сок, 0,5%-ый раствор _________,  водяная баня, лед.
Цель работы:
Выяснить условия действия ферментов желудочного сока на белки.
Порядок работы:
1.  В каждую пробирку поместите хлопья белка куриного яйца.
2.  В каждую пробирку прилейте по 1 мл натурального желудочного сока.
3.   Первую пробирку поставьте на водяную баню при температуре +37°С.
4.  Вторую пробирку поставьте в воду со льдом или снегом.
5.  В третью пробирку 3 капли 0,5%-го раствора ____________ и поставьте ее на водяную баню при температуре +37°С.
6.  Через 30 мин рассмотрите содержимое пробирок.
Отчетное задание
1.  Заполните таблицу:
ВЛИЯНИЕ ФЕРМЕНТОВ ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА НА БЕЛОК КУРИНОГО ЯЙЦА
Условия опыта Наблюдения Выводы из опыта
2.  Сделайте вывод о необходимых условиях, при которых ферменты желудочного сока действуют на белки.
Лабораторная работа № 8. "ИЗУЧЕНИЕ КЛЕТОК СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА ЧЕЛОВЕКА"
Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, раствор йода (цвета крепкого чая), чистая ложечка или стеклянная лопаточка.
Цель работы:
1.  Изучить клетки слизистой оболочки рта человека.
2.  Убедиться в клеточном строении тела человека.
Порядок работы
1.  Приготовьте чистые покровное и предметное стекла, капните 2 капли раствора йода или чернил на середину предметного стекла.
2.  Откройте рот и проведите несколько раз чистой ложечкой по внутренней поверхности щеки, из полученной пробы сделайте микропрепарат и рассмотрите его под микроскопом (300х).
3.  Рассмотрите форму клеток, зернистую цитоплазму и ядро.
Отчетное задание:
1.  Зарисуйте (в масштабе!) 3-4 клетки в тетрадь и сделайте подписи видимых частей клетки в одной из них.
2.  Запишите в тетради вывод: "Я убедился, что мое тело построено из __________ , как и тела растений, животных, грибов, бактерий, что говорит о _________".
Лабораторная работа № 9. "ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ КРОВОТЕЧЕНИЯХ"
Оборудование: резиновые трубки для жгута, палочки для закрутки, бинт.
Цель работы:
1.  Научиться накладывать жгут.
2.  Уметь объяснять действия по наложению жгута при артериальном и сильном венозном кровотечении, применяя знания о строении и функциях кровеносной системы.
Порядок работы:
1.  Прочитайте в x23 учебника правила наложения жгута.
2.  Наложите жгут на предплечье товарища для остановки условного кровотечения.
3.  Забинтуйте место условного повреждения артерии.
Отчетное задание
1.  Опишите последовательность наложения жгута с объяснением своих действий:
а) сначала надо определить вид кровотечения, так как _________ .
б) жгут следует накладывать __________ места повреждения, так как _________ .
в) жгут надо накладывать так, чтобы __________.
г) жгут надо держать примерно __________ часа, так как ____________.
Лабораторная работа № 10. "ПОДСЧЕТ ПУЛЬСА ДО И ПОСЛЕ ДОЗИРОВАННОЙ НАГРУЗКИ"
Оборудование: часы с секундной стрелкой.
Цель работы:
1.Научиться подсчитывать пульс.
2.  С помощью подсчета пульса научиться определять частоту сокращений сердца и делать выводы об особенностях его работы в разных условиях.
Порядок работы:
1.  Прочитайте параграф 20 учебника. Ответьте на вопросы: что такое пульс, где его можно обнаружить? Объясните, почему пульс можно прощупать в этих местах тела человека.
2.  Найдите пульс на поверхности своей лучевой кости около кисти, научитесь его подсчитывать.
3.  Подсчитайте число ударов пульса за 1 мин:
а) в положении сидя.
б) в положении стоя.
в) после 10 приседаний.
Отчетное задание:
1. Запишите в тетрадь, что такое пульс, о чем говорит частота пульсовых ударов.
2.  Заполните таблицу:
ИЗМЕНЕНИЕ ПУЛЬСА ПРИ РАЗНОЙ МЫШЕЧНОЙ НАГРУЗКИ
Число пульсовых ударов в 1 мин
при покое после 10 приседаний
в положении сидя в положении стоя
3.  Сравните полученные результаты, сделайте выводы о работе собственного сердца в покое и при нагрузке.
Лабораторная работа № 11. "ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ УДЕРЖАНИЯ ВНИМАНИЯ НА ОБЪЕКТЕ"
Оборудование: крупный рисунок усеченной пирамиды на классной доске, часы с секундной стрелкой.
Цель работы:
Изучить условия, при которых удается удерживать внимание на объекте.
Порядок работы:
1.  Посмотрите на рисунок усеченной пирамиды и понаблюдайте иллюзию, при которой она видна вам то с вершины, то с широкого основания.
2.  За 30 с (сигнал подает учитель) просчитайте, сколько раз изменялся образ пирамиды, умножьте на 2 (за 1 мин) и цифру запишите.
3.  Старайтесь удержать внимание на каждом изображении, применив волевое усилие. Каждое изменение считайте, увеличивайте вдвое, цифру запишите.
4.  Представьте, что это комната, в которой вам предстоит разместить мебель и другие предметы. Каждое изменение считайте, умножайте, записывайте.
Отчетное задание:
В тетради опишите: цель опыта, ход опыта, результаты опыта.
1.  Отсутствие установки для удержания образа - _______ раз.
2.  При волевом усилии  - ________ раз.
3.  Активная работа с объектом - ___________ раз.
Выводы:
Для того чтобы развить внимание, на котором основывается память, надо:
1.  ____________ .
2.  ____________ .
Лабораторная работа № 12. "МИКРОСКОПИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ КРОВИ ЧЕЛОВЕКА И ЛЯГУШКИ"
Оборудование: готовые окрашенные микропрепараты крови человека и лягушки, микроскоп (300х).
Цель работы:
1.  Изучить строение крови человека и лягушки.
2.  Сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.
Порядок работы:
1.  Рассмотрите препарат крови человека, обратите внимание на форму, относительную величину и количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате, на отсутствие ядра в эритроците и наличие его в лейкоците. Зарисуйте 3-4 эритроцита и 1 лейкоцит, обозначьте клетки и ядро лейкоцита.
2.  При том же увеличении микроскопа рассмотрите препарат крови лягушки, обратите внимание на величину, форму и количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате. Зарисуйте 3-4 эритроцита и 1 лейкоцит, обозначьте клетки и их ядра.
Отчетное задание:
1.  Найдите черты сходства в строении эритроцитов крови человека и лягушки.
2.  Найдите различия в строении эритроцитов крови человека и лягушки. Сделайте вывод из этого сравнения.
3.  Запишите в тетради, эритроциты чьей крови - человека или лягушки - способны переносить больше кислорода. Объясните причину.
4.  Запишите вывод: "Эволюция эритроцитов позвоночных животных шла в направлении ____________ ".

В содержание