Целью настоящей программы является система непрерывного экологического образования, которая предусматривает развитие у учащихся экологической культуры, экологического сознания, ответственного отношения каждого человека к окружающей среде. Достижение этой цели основывается на комплексе взаимосвязанных принципов:
- всеобщности и непрерывности,
- вариативности и преемственности,
- связи обучения и практической деятельности,
- опоры на региональные особенности культуры и природы,
- гуманизации и развития социальной активности личности.
Программа построена на организации взаимодействия школьников с природой ближайшего окружения, познании того, что растет и живет рядом с ребенком. Перед учителем стоит задача: показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды.
Эффективность обучения будет достигнута лишь в том случае, если школьник будет знать экологические проблемы своей местности, то есть выполняя экологическую заповедь "мыслить - глобально, действовать - локально". Пусть это будет начинаться с правильного поведения в природе, где у учащихся вырабатывается привычка критически оценивать свои поступки и других людей. Это будет свидетельствовать о степени сформированности их нравственного облика. Описание природы, проведения различных опытов, работисследовательского характера, природоохранные акции, где ребята сами ищут пути решения экологических задач своей местности. Это позволит вызвать у ребят чувство тревоги, сопричастности к происходящим изменениям природной среды и решению проблем. Педагогические задачи, поставленные в данной программе, касаются:
1. Обучения (овладение знаниями в взаимосвязи природы, общества и человека, формирование практических изменений по разрешению экологических проблем).
2. Воспитания (ценностные ориентации, мотивы потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды).
3. Развития (способности анализировать экологические ситуации, оценивать эстетическое состояние природы).
Программа спецкурса "Экология" состоит из следующих разделов:
I. ВВЕДЕНИЕ (3 Ч.)
1. Что такое экология:
история формирования науки экологии. Роль экологии в жизни современного общества.
2. Глобальные проблемы, законы экологии.
3. Урок практической работы.
(Правила ведения учебника наблюдений за погодой).
II. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ЧЕЛОВЕК (3 Ч.)
1. Живая и неживая природа. Тема и вещества. Явления природы.
2. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные). Водная среда, наземно-воздушная среда, почва.
III. ЗЕМЛЯ - ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (7 Ч.)
1. Солнечная система, ее состав.
2. Солнце - раскаленное небесное тело - звезда.
3. Планеты. Планета Земля.
4. Суточное, годовое движение Земли.
5. Спутники планет. Луна - спутник Земли.
6. Оболочки Земли - их взаимосвязь. Биосфера - ее границы. Понятия об экосистеме, сообществах
7. Обобщение знаний по теме.
IV. АТМОСФЕРА - ВНЕШНЯЯ ОБОЛОЧКА БИОСФЕРЫ (9 Ч.)
1. Воздух. Состав воздуха. Примеси воздуха.
2. Свойства воздуха (практическая работа)
3. Нагревание воздуха от поверхности Земли.
4. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водой.
5. Источники загрязнения атмосферы.
6. Практическое занятие "Загрязнение воздуха транспортом в нашей местности".
7. Причины возникновения парникового эффекта.
8. Способы поддержания чистоты атмосферного воздуха.
9. Обобщающий урок "Значение воздуха для живых организмов".
V. ГИДРОСФЕРА - ОСНОВА ЖИЗНЕННЫХ ПРОЦЕССОВ В БИОСФЕРЕ (9 Ч.)
1. Вода в природе. Свойства воды.
2. Изменение объема воды при нагревании и охлаждении (практическая работа).
3. Практическая работа "Вода - растворитель". Растворимые и нерастворимые вещества.
4. Работа воды в природе. Использование воды человеком.
5. Водная экосистема. Круговорот воды в природе.
6. Источники загрязнения гидросферы. Причины возникновения "кислотных дождей".
7. Практичекое занятие "Определение чистоты снежного покрова", "Анализ питьевой воды".
8. Крупные водоемы Оренбуржья и нашей местности. Использование и охрана.
9. Обобщение знаний по теме.
VI. ЛИТОСФЕРА - ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ БИОСФЕРЫ (13 Ч.)
1. Понятие о горных породах.
2. Рудные полезные ископаемые (практическая работа).
3. Нерудные полезные ископаемые (практическая работа).
4. Разрушение горных пород. Выветривание.
5. Образование щебня, гальки и гравия. Использование их человеком.
6. Полезные ископаемые Оренбуржья.
7. Исчерпываемые и неисчерпываемые полезные ископаемые. Охрана недр.
8. Почва, дающая жизнь.
а) Что такое почва? Состав и свойства почвы (практическое занятие).
б) Плодородие почвы. От чего зависит плодородие. Удобрения.
в) Изучение почвенного горизонта своей местности (практические занятия).
г) Загрязнение почвы. Охрана почвы.
д) Почвы Оренбургской области. Проблемы почв степного края.
е) Обобщающий урок "Охрана почвы".
VII. РАСТЕНИЯ, ЖИВОТНЫЕ И ИХ СРЕДА ОБИТАНИЯ (13+2 РЕЗЕРВА)
1. Понятия о внешней среде, растительные сообщества. Разнообразие растений на Земле.
2. Растения - обитатели суши. Условия для жизни.
3. Растения - обитатели водоемов. Условия для жизни. Экологическая роль биофильтроб.
4. Значение зеленых растений. Леса - легкие нашей планеты. Причины ичсезновения лесов.
5. История создания "Красной книги". Растения Оренбуржья, занесенные в "Красную книгу".
6. Разнообразие животных на Земле.
7. Животные - обитатели суши.
8. Животные - обитатели водоемов.
9. Животный мир нашей области, животные , занесенные в "Красную книгу.
10. Пищевые цепочки в лесу. Круговорот веществ в природе.
11. Сравнение домашних и диких животных. Различные условия жизни.
12. Особо охраняемые территории (заповедники, заказники, памятники природы и т.д.).
13. Охраняемые территории Оренбургской области.
VIII. ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА (3 ЧАСА)
1. Здоровье людей и окружающая среда. Биологическое загрязнение и болезни человека.
2. Влияние звуков, погоды, питания на самочувствие человека.
3. Проблемы адаптации человека к окружающей среде.
IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В ПРИРОДЕ (4 ЧАСА)
1. Определение качества воды малых рек (2 часа).
2. Жизненность деревьев как показатель состояния среды обитания (2 часа).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
I. ВВЕДЕНИЕ (3 ч.)
1.Что такое экология? История формирования науки экологии. Роль экологии в жизни современного общества - 1 час.
2. Заповедь экологии. Глобальные проблемы. Законы экологии - 1 час.
3. Правила ведения дневника наблюдения за погодой - 1 час.
II. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА (3 ч.)
4. Живая и неживая природа. Тела и вещества. Явления природы - 1 час.
5. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные) - 2 часа.
III. ЗЕМЛЯ - ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (8 ч.)
6. Солнечная система, ее состав - 1 час.
7. Солнце - раскаленное небесное тело - звезда - 1 час.
8. Планеты. Планета Земля - 1 час.
9. Суточное и годовое движение Земли - 1 час.
10. Спутники планет. Луна - спутник Земли - 1 час.
11. Звезды. Созвездия и другие небесные тела - 1 час.
12. Оболочки Земли - их взаимосвязь. Биосфера, ее границы - 1 час.
13. Влияние космоса на планету Земля. Повторение и обобщение знаний - 1 час.
IV. АТМОСФЕРА - ВНЕШНЯЯ ОБОЛОЧКА БИОСФЕРЫ (10 ч.)
14. Воздух. Состав воздуха. Примеси в воздухе - 1 час.
15. Свойства воздуха - 1 час.
16. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Образование облаков, осадков - 1 час.
17. Погода. Значение предсказания погоды - 2 часа.
18. Источники загрязнения воздуха. "Загрязнение воздуха транспортом в нашей местности" - 2 часа.
19. Последствия от загрязнения воздуха. (Парниковый эффект, кислотные дожди, уменьшение озонового слоя и т.д.) - 1 час.
20. Способы поддержания чистоты атмосферного воздуха - 1 час.
21. Обобщающий урок "Значение воздуха для живых организмов" - 1 час.
V. ГИДРОСФЕРА - ОСНОВА ЖИЗНЕННЫХ ПРОЦЕССОВ В БИОСФЕРЕ (9 ч)
22. Вода в природе. Свойства воды - 1 час.
23. Изменение объема воды при нагревании и охлаждении - 1 час.
24. "Вода - растворитель". Растворимые и нерастворимые вещества - 1 час.
25. Работа воды в природе. Использование воды человеком - 1 час.
26. Водная экосистема. Круговорот воды в природе - 1 час.
27. Источники загрязнения воды - 1 час.
28. "Определение чистоты снежного покрова в различных участках местности", "Анализ питьевой воды" - 1 час.
29. Крупные водоемы Оренбуржья и нашей местности. Использование и охрана - 1 час.
30. Обобщение знаний по теме - 1 час.
VI. ЛИТОСФЕРА - ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ БИОСФЕРЫ (12 ч.)
31. Строение литосферы. Понятие о горных породах - 1 час.
32. Рудные полезные ископаемые - 1 час.
33. Нерудные полезные ископаемые - 1 час.
34. Разрушение горных пород. Выветривание - 1 час.
35. Образование щебня, гальки, гравия. Использование их человеком - 1 час.
36. Полезные ископаемые Оренбуржья - 1 час.
37. Исчерпаемые и неисчерпаемые полезные ископаемые. Охрана недр - 1 час.
38. ПОЧВА - ДАЮЩАЯ ЖИЗНЬ
39. Что такое почва? Состав и свойства почвы - 1 час.
40. Плодородие почвы. Удобрения (охрана почв) - 1 час.
41. Загрязнение почв. Охрана почвы - 1 час.
42. Почвы Оренбургской области. Проблемы почв степного края - 1 час.
43. Обобщение знаний по теме "Литосфера" - 1 час.
VII. РАСТЕНИЯ, ЖИВОТНЫЕ И ИХ СРЕДА ОБИТАНИЯ (13 ч.)
44. Понятие о внешней среде. Разнообразие растений на Земле - 1 час.
45. Растения - обитатели суши (сообщества водоемов и суши) - 1 час.
46. Растения - обитатели водоемов. Экологическая роль биофильтров - 1 час.
47. "Легкие" нашей планеты. Причины исчезновения лесов. Значение зеленых растений - 1 час.
48. История создания "Красной книги". Растения Оренбуржья, занесенные в "Красную книгу" - 1 час.
49. Разнообразие и место обитания животных - 1 час.
50. Животные - обитатели суши и водоемов - 1 час.
51. Животный мир нашей области, животные, занесенные в "Красную книгу" - 1 час.
52. Сравнение домашних и диких животных. Значение животных - 1 час.
53. Пищевые цепочки. Круговорот веществ в природе - 1 час.
54. Особо охраняемые территории (заповедники, заказники и т.д.) - 1 час.
55. Охраняемые территории Оренбургской области - 1 час.
VIII. ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА (6 ч.)
56. Окружающая среда и здоровье человека. Биологические загрязнения и болезни человека - 1 час.
57. Влияние звуков, погоды на самочувствие человека - 1 час.
58. Влияние питания человека на самочувствие. Экологически чистые продукты - 1 час.
59. Лекарственные растения нашей области. Способ применения - 1 час.
60. Проблемы адаптации человека к окружающей среде - 1 час.
61. Обобщающий урок. Экологическая сказка-викторина.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ В ПРИРОДЕ (5 ч.)
62. Определение качества воды малых рек - 2 часа.
63. Жизненность деревье как показатель состояния среды обитания - 1 час.
64. Изучение почвенного горизонта своей местности - 2 часа. ЛИТЕРАТУРА
1. Мамедова Н.М., Суравегина И.Т. Экология: что должен знать и уметь школьник.- М.: Школа-пресс. 1997г.
2. Патюшин В.В. Экологические проблемы: острота ситуации. Биология в школе N 3. - 1989.-с.5
3. Левитман М.Х. Экология - предмет: интересно или нет? - СПб.: Союз, 1998.- 80с.
4. Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. Худ. М.В.Душина.-Ярославль: "Академия развития" 1998.- 224с.
5. Степанова Н.Ю. Сто вопросов и ответов по родному краю: В помощь педагогам общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. - Оренбург. Областной эколого-биологический центр,1997.
6. Словарь эколога. Для уроков и факультативных занятий. - Оренбург. Областной эколого-биологический центр 1995.
7. Степное природопользование: Информационные материалы. Свердловск: УрОАНСССР, 1991 (под педакцией А.А.Чибелев).
8. Программа летней исследовательской работы по теме: "Изучение почв, как один из методов экологического исследования территорий" (Под редакцией Нефедовой З.Ю. - Оренбург: Обл. ст.юн.натур.,1994.
9. Чибилев А.А. Природа Оренбургской области. - Часть первая. - Оренбург, 1995.
10. Гавлюк Э.В., Давыгара А.В., Руди В.Н. Животный мир Оренбургской области (позвоночные). Оренбург, ОГПИ, 1983.-48с.
11. Рябинина З.Н., Гавлюк Э.В., Давыгара А.В. Красная книга Оренбургской области.- Оренбург; Гос.университет.-1998.
12. Конюшко В.С., Павлюченко С.Е. Природа служит человеку.-Минск,1982.
13. Мельчаков Л.Ф., Скаткин М.Н. Природоведение: Учебник для 3-5 классов средних школ - 7-е издание, исп.-М.: Просвящение, 1991 - 240с.
14. Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.В. Экология 9 класса. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1995.
15 Сказ про то, как Иванушка царство спасал. Сценарий экологической сказки-викторины. Библиотека-1995.-N 6. С.46.