Автор: Мишакова В.Н.заведующая УМК биологии ООИПКРО
Дата: 19.05.00

Биологическое краеведение
 Рекомендации
 по составлению учебных программ спецкурсов, факультативов по экологии
( региональный компонент)
   Школьное экологическое образование  как важное звено в общей системе образования призвано обеспечить достижение целей обучения, направленных, в частности, на:
- формирование экологически грамотных людей, понимающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины их видового разнообразия;
- установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле.
  Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует развитию экологически ценностных ориентаций, т. е.:
1. Помогает осознать непреходящую ценность природы для удовлетворения материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека;
2. Помогает понять, что человек - это часть природы, его назначение - познать законы, по которым живет и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами;
3. Способствует осознать необходимость сохранения всего многообразия жизни;
4. Раскрывает сущность происходящих экологических катаклизмов;
5. Помогает понять современные проблемы экологии и осознать их актуальность.
6. Вызвать стремление личного участия в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем.
   Для обеспечения систематического приобщения учащихся к заинтересованному познанию природы своего родного региона на основе выявления экологических взаимосвязей различных групп живых организмов необходимо формировать возможность субсенсорного восприятия окружающего мира.
 Реализации этих задач способствует биолого-экологический компонент непрерывного образования.
 Программы спецкурсов ставят задачу сформировать цикл экологических знаний для детей самых разных возрастов, которые бы приобщили их к рациональному эстетическому, познавательному и потребительскому приобщению с природой на основе самых современных технологий.
 При составлении программ рекомендуется базироваться на региональном экологическом, краеведческом и фенологическом материале.
В программах по биологии для 6-7 классов значительное место (до 30%) может занимать региональная компонента, посвященная изучению представителей местной флоры и фауны и мерам, принимаемым в регионе для их охраны. Практические навыки по этому разделу биологии связаны с умением различать живые организмы,  работать с определителями, наблюдать и документировать особенности образа жизни отдельных представителей флоры и фауны своего региона.
Следовательно, реализация задач экологического образования требует пересмотра не только содержания образования, но также форм и методов обучения.
При составлении программ и проведении занятий  по экологии необходимо отдавать предпочтение таким методам, формам и методическим приемам обучения, которые будут:
- стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
- способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека (это методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей; это также традиционные методы: беседа, наблюдение, опыт, лабораторная работа с преобладанием эвристического характера познавательной деятельности учащихся;
- обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений учить принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно принимать новые решения;
- вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы от разрушения - лесовосстановление, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки, плакаты.
  В процессе планирования занятий по экологии  предусмотреть аудиторные и лабораторные занятия, а также экскурсии в природу:
             тематические;
             фенологические;
             комплексные;
             обобщающие.
                                                            "ЭКОЛОГИЯ ВОКРУГ НАС" -
                                          ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС ДЛЯ 6-ГО КЛАССА
                                               (опыт работы учителей биологии)
     Рекомендуемое распределение тем и часов при чтении курса:
     ВВЕДЕНИЕ (2 часа)
     Природа и человек, человек и природа.
     Экология и здоровье человека. Осознание человеком своего места в природе, его взаимоотношения с ней.
     Красота форм и красок в природе: эстетическое отношение к ней человека.
     Фенология, краеведение, экология, охрана природы.
     О глубинной экологии: "кто мы?", "куда идем?", "в каком мире живем?".
     Рекомендуемая экскурсия:
     "Природа и человек, человек и природа".
     Если учитель находит нужным провести настоящую экскурсию на природу, то  на введение отводится один час, а второй - на экскурсию. Пропорционально делится между аудиторными и внеаудиторными занятиями и описанный выше материал.
     ИСКУССТВЕННАЯ ЭКОСИСТЕМА ОСЕНЬЮ (НА ПРИМЕРЕ ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА) - 2 ЧАСА
     Пришкольный участок как искусственная экосистема и его характерные особенности осенью.
     Совместимость и несовместимость растений: экология сада и огорода.
     Разнообразие овощных растений пришкольного участка. Для чего и какие нам нужны овощи?
     Приспособленность растений и животных к перенесению неблагоприятных условий среды.
     Рекомендуемая экскурсия:
     Осенние явления в жизни растений и животных на пришкольном участке.
        ФЕНОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ Оренбургской ОБЛАСТИ  - 8 ЧАСОВ
     Календарные, астрономические, фенологические времена года.
     Фенология как система знаний о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки.
     Фенологические явления в жизни растений и животных.
     Народные приметы и прогнозы различных явлений природы (долгосрочные и краткосрочные) и оптимальной хозяйственной деятельности.
     Календари отлета и прилета птиц Оренбургской области.
     Зарисовки сезонных явлений природы Оренбургской области.
     Рекомендуемые экскурсии:
     1. Видовое разнообразие растений.
     2. Экскурсия в краеведческий музей г. Оренбурга.
     3. Экскурсия в Оренбургский степной заповедник.
     4. Экскурсия в краеведческий музей своего населенного пункта.
     Лабораторный практикум:
     Проведение натуралистических наблюдений за растениями, животными в природе. Ведение дневника фенологических наблюдений.
     ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ ЗИМОЙ - 2 ЧАСА
     Особенности жизни растений и животных зимой в типичных биогеоценозах своего региона: хвойный, лиственный, смешанный лес, луг, водоем.
     Спячки животных, выход из состояния зимнего сна.
     Диапауза у насекомых.
     Зимующие птицы нашего края.
     Рекомендуемые экскурсии:
     1. Зимние явления в жизни растений и животных.
     2. Птицы, зимующие в городе.
     Лабораторные практикумы:
     1. Заготовка корма для зимующих птиц.
     2. Изготовление кормушек, птичьих столовых (участие в операциях "Синица", "Кормушка" и т.д.).
     3. Наблюдение за активностью животных (птиц, белок и т.д.) в зимнее время.
     ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ - 4 ЧАСА
     Многообразие комнатных растений в классе, квартире.
     Происхождение, распространение, биологические особенности и экологическое значение комнатных растений. Размещение их в классе и дома.
     Условия жизни комнатных растений, уход за ними в осенне-зимний и весенне-летний периоды. Цветочные часы. Составление букетов и выставок цветов.
     Рекомендуемые экскурсии:
     1. В мире кактусов.
     2. Многообразие комнатных растений (посещение теплиц, оранжерей и т.д.). Путешествия с комнатными растениями.
     Лабораторные практикумы:
     1. Паспортизация растений в классе.
     2. Наблюдение и уход за комнатными растениями.
     3. Ознакомление с видами земляных смесей и их заготовкой.
     4. Знакомство с различными способами пересадки комнатных растений.
     КТО В ГОРОДЕ (СЕЛЕ) ЖИВЕТ? - 8 ЧАСОВ
     Видовое многообразие растений и животных населенных пунктов Оренбургской области.
     О насекомых - наших друзьях и врагах, целителях недугов.
     Использование насекомых в хозяйстве (получение лаков, красок, переработка свиного навоза, саранчовое луговодство и т.д.).
     Насекомые - предсказатели погоды и урожая. Мифы и сказки и насекомых.
     Рекомендуемые экскурсии:
     1. Тайны мира насекомых.
     2. Жизнь зимнего леса.
     Лабораторные практикумы:
     1. Многообразие растений и животных на газонах и в скверах.
     2. Натуралистические наблюдения за животными.
     ЭКОСИСТЕМЫ ВЕСНОЙ - 2 ЧАСА
     Характеристика весны-света, весны-воды и весны-цветов.
     Весенние явления в хвойном и лиственном лесу. Первоцветы. Ранние грибы
Весенние явления в хвойном и лиственном лесу. Первоцветы. Ранние грибы, их роль в природе.
     Весеннее развитие растений в различных природных условиях.
     Жизнь животных весной.
     Рекомендуемые экскурсии:
     1. Жизнь растений и животных весной.
     2. Пора первоцветов.
     3. За майскими грибами.
     Лабораторный практикум:
     Составление фенологического календаря по весенним явлениям в природе.
     ПРИРОДА, КОТОРАЯ КОРМИТ, ЛЕЧИТ И ОДЕВАЕТ- 4 ЧАСА
     Взаимосвязанные группы живых организмов, населяющих однородные участки городских (сельских) территорий Челябинской области.
     Влияние температуры, света, влажности и других абиотических факторов на жизненную активность живых организмов.
     Дикорастущие съедобные растения. Лекарственные растения и животные. Растения как материал для получения волокна, красок, лаков.
     Ядовитые растения и животные.
Охраняемые растения и животные оренбургской области.
     Рекомендуемые экскурсии:
     1. Охраняемые и редкие насекомые (экскурсия в музей ОГПУ).
     2. Редкие птицы нашего края (краеведческий музей, зоомузей ОГПУ).
     3. Жизнь городского газона.
     Лабораторный практикум:
     1. Приспособления живых организмов к жизни в условиях города.
    СУДЬБА ПРИРОДЫ - НАША СУДЬБА - 4 ЧАСА
     Изучение темы проводится на основе двух форм: комплексной экскурсии и заключительной конференции.
     Экскурсию целесообразно провести в район ближайшего промышленного или сельскохозяйственного предприятия с целью выявления влияния этих производств на жизнь растений, птиц, насекомых, обитающих на прилежащих к ним территориях, и наносимого природе ущерба в целом.
     Конференция строится на основе соотнесения знаний о природе своего края, полученных в процессе изучения курса, с общими экологическими понятиями: особь, популяция, сообщество, природа, природное равновесие, памятники природы, Родина, судьба человека, народа, природы, планеты.


В содержание