по составлению учебных программ спецкурсов, факультативов по экологии
( региональный компонент)
Школьное экологическое образование как важное звено в общей системе образования призвано обеспечить достижение целей обучения, направленных, в частности, на:
- формирование экологически грамотных людей, понимающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины их видового разнообразия;
- установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле. Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует развитию экологически ценностных ориентаций, т. е.:
1. Помогает осознать непреходящую ценность природы для удовлетворения материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека;
2. Помогает понять, что человек - это часть природы, его назначение - познать законы, по которым живет и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами;
3. Способствует осознать необходимость сохранения всего многообразия жизни;
4. Раскрывает сущность происходящих экологических катаклизмов;
5. Помогает понять современные проблемы экологии и осознать их актуальность.
6. Вызвать стремление личного участия в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем.
Для обеспечения систематического приобщения учащихся к заинтересованному познанию природы своего родного региона на основе выявления экологических взаимосвязей различных групп живых организмов необходимо формировать возможность субсенсорного восприятия окружающего мира.
Реализации этих задач способствует биолого-экологический компонент непрерывного образования.
Программы спецкурсов ставят задачу сформировать цикл экологических знаний для детей самых разных возрастов, которые бы приобщили их к рациональному эстетическому, познавательному и потребительскому приобщению с природой на основе самых современных технологий.
При составлении программ рекомендуется базироваться на региональном экологическом, краеведческом и фенологическом материале.
В программах по биологии для 6-7 классов значительное место (до 30%) может занимать региональная компонента, посвященная изучению представителей местной флоры и фауны и мерам, принимаемым в регионе для их охраны. Практические навыки по этому разделу биологии связаны с умением различать живые организмы, работать с определителями, наблюдать и документировать особенности образа жизни отдельных представителей флоры и фауны своего региона.
Следовательно, реализация задач экологического образования требует пересмотра не только содержания образования, но также форм и методов обучения. При составлении программ и проведении занятий по экологии необходимо отдавать предпочтение таким методам, формам и методическим приемам обучения, которые будут:
- стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
- способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека (это методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей; это также традиционные методы: беседа, наблюдение, опыт, лабораторная работа с преобладанием эвристического характера познавательной деятельности учащихся;
- обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений учить принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно принимать новые решения;
- вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы от разрушения - лесовосстановление, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки, плакаты. В процессе планирования занятий по экологии предусмотреть аудиторные и лабораторные занятия, а также экскурсии в природу: тематические;
фенологические;
комплексные;
обобщающие. "ЭКОЛОГИЯ ВОКРУГ НАС" - ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС ДЛЯ 6-ГО КЛАССА (опыт работы учителей биологии)
Рекомендуемое распределение тем и часов при чтении курса:
ВВЕДЕНИЕ (2 часа)
Природа и человек, человек и природа.
Экология и здоровье человека. Осознание человеком своего места в природе, его взаимоотношения с ней.
Красота форм и красок в природе: эстетическое отношение к ней человека.
Фенология, краеведение, экология, охрана природы.
О глубинной экологии: "кто мы?", "куда идем?", "в каком мире живем?".
Рекомендуемая экскурсия:
"Природа и человек, человек и природа".
Если учитель находит нужным провести настоящую экскурсию на природу, то на введение отводится один час, а второй - на экскурсию. Пропорционально делится между аудиторными и внеаудиторными занятиями и описанный выше материал. ИСКУССТВЕННАЯ ЭКОСИСТЕМА ОСЕНЬЮ (НА ПРИМЕРЕ ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА) - 2 ЧАСА
Пришкольный участок как искусственная экосистема и его характерные особенности осенью.
Совместимость и несовместимость растений: экология сада и огорода.
Разнообразие овощных растений пришкольного участка. Для чего и какие нам нужны овощи?
Приспособленность растений и животных к перенесению неблагоприятных условий среды.
Рекомендуемая экскурсия:
Осенние явления в жизни растений и животных на пришкольном участке. ФЕНОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ Оренбургской ОБЛАСТИ - 8 ЧАСОВ
Календарные, астрономические, фенологические времена года.
Фенология как система знаний о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки.
Фенологические явления в жизни растений и животных.
Народные приметы и прогнозы различных явлений природы (долгосрочные и краткосрочные) и оптимальной хозяйственной деятельности.
Календари отлета и прилета птиц Оренбургской области.
Зарисовки сезонных явлений природы Оренбургской области. Рекомендуемые экскурсии:
1. Видовое разнообразие растений.
2. Экскурсия в краеведческий музей г. Оренбурга.
3. Экскурсия в Оренбургский степной заповедник.
4. Экскурсия в краеведческий музей своего населенного пункта. Лабораторный практикум:
Проведение натуралистических наблюдений за растениями, животными в природе. Ведение дневника фенологических наблюдений. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ ЗИМОЙ - 2 ЧАСА Особенности жизни растений и животных зимой в типичных биогеоценозах своего региона: хвойный, лиственный, смешанный лес, луг, водоем.
Спячки животных, выход из состояния зимнего сна.
Диапауза у насекомых.
Зимующие птицы нашего края. Рекомендуемые экскурсии:
1. Зимние явления в жизни растений и животных.
2. Птицы, зимующие в городе. Лабораторные практикумы:
1. Заготовка корма для зимующих птиц.
2. Изготовление кормушек, птичьих столовых (участие в операциях "Синица", "Кормушка" и т.д.).
3. Наблюдение за активностью животных (птиц, белок и т.д.) в зимнее время. ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ - 4 ЧАСА Многообразие комнатных растений в классе, квартире.
Происхождение, распространение, биологические особенности и экологическое значение комнатных растений. Размещение их в классе и дома.
Условия жизни комнатных растений, уход за ними в осенне-зимний и весенне-летний периоды. Цветочные часы. Составление букетов и выставок цветов. Рекомендуемые экскурсии:
1. В мире кактусов.
2. Многообразие комнатных растений (посещение теплиц, оранжерей и т.д.). Путешествия с комнатными растениями. Лабораторные практикумы: 1. Паспортизация растений в классе.
2. Наблюдение и уход за комнатными растениями.
3. Ознакомление с видами земляных смесей и их заготовкой.
4. Знакомство с различными способами пересадки комнатных растений. КТО В ГОРОДЕ (СЕЛЕ) ЖИВЕТ? - 8 ЧАСОВ
Видовое многообразие растений и животных населенных пунктов Оренбургской области.
О насекомых - наших друзьях и врагах, целителях недугов.
Использование насекомых в хозяйстве (получение лаков, красок, переработка свиного навоза, саранчовое луговодство и т.д.).
Насекомые - предсказатели погоды и урожая. Мифы и сказки и насекомых. Рекомендуемые экскурсии:
1. Тайны мира насекомых.
2. Жизнь зимнего леса. Лабораторные практикумы:
1. Многообразие растений и животных на газонах и в скверах.
2. Натуралистические наблюдения за животными. ЭКОСИСТЕМЫ ВЕСНОЙ - 2 ЧАСА
Характеристика весны-света, весны-воды и весны-цветов.
Весенние явления в хвойном и лиственном лесу. Первоцветы. Ранние грибы
Весенние явления в хвойном и лиственном лесу. Первоцветы. Ранние грибы, их роль в природе.
Весеннее развитие растений в различных природных условиях.
Жизнь животных весной. Рекомендуемые экскурсии:
1. Жизнь растений и животных весной.
2. Пора первоцветов.
3. За майскими грибами. Лабораторный практикум:
Составление фенологического календаря по весенним явлениям в природе. ПРИРОДА, КОТОРАЯ КОРМИТ, ЛЕЧИТ И ОДЕВАЕТ- 4 ЧАСА
Взаимосвязанные группы живых организмов, населяющих однородные участки городских (сельских) территорий Челябинской области.
Влияние температуры, света, влажности и других абиотических факторов на жизненную активность живых организмов.
Дикорастущие съедобные растения. Лекарственные растения и животные. Растения как материал для получения волокна, красок, лаков.
Ядовитые растения и животные.
Охраняемые растения и животные оренбургской области. Рекомендуемые экскурсии:
1. Охраняемые и редкие насекомые (экскурсия в музей ОГПУ).
2. Редкие птицы нашего края (краеведческий музей, зоомузей ОГПУ).
3. Жизнь городского газона. Лабораторный практикум:
1. Приспособления живых организмов к жизни в условиях города. СУДЬБА ПРИРОДЫ - НАША СУДЬБА - 4 ЧАСА
Изучение темы проводится на основе двух форм: комплексной экскурсии и заключительной конференции.
Экскурсию целесообразно провести в район ближайшего промышленного или сельскохозяйственного предприятия с целью выявления влияния этих производств на жизнь растений, птиц, насекомых, обитающих на прилежащих к ним территориях, и наносимого природе ущерба в целом.
Конференция строится на основе соотнесения знаний о природе своего края, полученных в процессе изучения курса, с общими экологическими понятиями: особь, популяция, сообщество, природа, природное равновесие, памятники природы, Родина, судьба человека, народа, природы, планеты.