ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
проблемных курсов повышения квалификации учителей биологии
«Обновление содержания и методики преподавания школьного курса биологии»
1. Введение
Материал программы позволяет проинформировать слушателей по основным вопросам обновления содержания и методики преподавания школьного курса биологии, перехода на концентрическую систему преподавания.
Кроме лекций предполагается проведение семинарских занятий, на которых обсуждаются вопросы, представляющие наибольший практический и теоретический интерес для данного контингента слушателей.
Кроме того, предусматривается самостоятельная подготовка слушателей, в том числе анализ их практической деятельности применительно к теме семинарского занятия. Используются активные формы обучения: деловые игры, видеотренинги и т.п.
Предполагаемый результат реализации программы: научно-теоретическая, методологическая, методическая подготовка слушателей по основным вопросам обновления содержания, методики преподавания школьного курса биологии, поэтапного перехода на концентрическую систему преподавания.
Организация диагностики профессионального уровня: предусматривается входная, текущая и выходная диагностики. Задача входной диагностики - выявление основных затруднений слушателей по программе обновления содержания и методики преподавания предмета и последующая корректировка учебно-тематического планирования.
Проведение активных форм обучения - практических занятий - позволяет в некоторой степени осуществить текущую диагностику.
Выходная диагностика - зачет.
Документ, выдаваемый по окончании обучения: по окончании курсов слушателям выдается удостоверение о прохождении краткосрочных курсов повышения квалификации установленного образца.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Концептуальные подходы к обновлению содержания биологического образования.
1. Цели, задачи и содержание школьного биологического образования.
2. Сущность обновления и региональные особенности обновления
3. Содержание и функции государственного общеобразовательного стандарта образовательной области «Биология».
4. Подходы к определению структуры школьного курса биологии.
5. необходимость перехода на концентрическую систему преподавания школьного курса биологии.
6. Пропедевтика биологического образования.
7. Базовый уровень биологического образования.
Тема 2. Анализ программно-методического обеспечения по биологии.
1. Анализ авторских программ для основной и средней школы.
2. Анализ школьных учебников по биологии.
3. Аннотация современной методической литературы, используемой в преподавании школьного курса биологии.
4. Дидактический и раздаточный материалы, обеспечивающие преподавание биологии.
Тема 3. Современные требования к качеству обучения учащихся в процессе преподавания биологии.
1. Система контроля и оценивания качества знаний по биологии в современной школе.
2. Формы диагностической работы с учащимися по биологии.
3. Тестовый контроль на уроках биологии. Роль тестовых заданий в обучении биологии.
4. Методика работы с опорными конспектами при проверке домашнего задания по биологии.
Тема 4. Повышение эффективности, качества обучения и методики преподавания школьного курса биологии.
1. Роль кабинета биологии в активизации познавательной деятельности учащихся. Техника безопасности.
2. Теория и методика преподавания наиболее трудных тем по биологии.
3. Возникновение жизни на Земле - новый подход к изучению темы.
4. Теория антропогенеза: современное состояние.
5. Парадигмы эволюции.
6. Изучение генетики в курсе «Общая биология».
Тема 5. Интеграция содержания, форм и методов биологического образования.
1. Возможные формы и методы интеграции по биологии в современной школе.
2. Преподавание экологии в школьном курсе биологии.
3. Методика проведения интегрированных уроков.
Тема 6. Развитие познавательного интереса учащихся и их творческих способностей.
Современные подходы к развитию познавательного интереса учащихся по биологии и их творческих способностей.
1. Новые педагогические технологии в преподавании биологии.
2. Основные направления гуманизации и гуманитаризации школьного биологического образования.
3. Из опыта работы учителей биологии по использованию современных педагогических технологий в преподавании биологии.
4. Моделирование форм и методов активного обучения учащихся.
5. Организация внеклассной работы по биологии.
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
проблемных курсов повышения квалификации учителей биологии
"Обновление содержания и методики преподавания школьного курса биологии
Цель: обеспечить научно-теоретическую, методологическую и методическую подготовку слушателей по проблеме обновления содержания и методики преподавания школьного курса биологии.
Категория слушателей: учителя биологии.
Срок обучения: программа рассчитана на 72 часа.
Форма обучения и режим занятий: очная в одну сессию, продолжительностью 2 недели (всего 12 учебных дней по 6 часов занятий).
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего |
В том |
числе |
|
Формы |
п/п |
|
час |
лекц. |
практ |
ДИ |
контр. |
1 |
Философский модуль |
6 |
6 |
|
|
|
1.1 |
Философия образования |
6 |
6 |
|
|
|
2 |
Психолого-педагогический модуль |
6 |
6 |
|
|
|
2.1 |
Роль профессионального самосознания и самоопределения педагога в условиях обновления содержания образования |
6 |
6 |
|
|
|
3 |
Информационный модуль |
4 |
|
4 |
|
|
3.1 |
Возможности использования компьютерной техники в учебно-воспитательном процессе |
1 |
|
1 |
|
|
3.2 |
Структура программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
1 |
|
1 |
|
|
3.3 |
Педагогическое программное средство как часть комплекса программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
2 |
|
2 |
|
|
4 |
Предметно-методический модуль |
|
|
|
|
|
4.1 |
Входная диагностика. Корректировка УТП |
1 |
|
|
|
1 анкет. |
4.2 |
Концептуальные подходы к обновлению содержания биологического образования |
12 |
10 |
|
2 |
|
4.3 |
Анализ программно-методического обеспечения по биологии |
5 |
3 |
2 |
|
|
4.4 |
Современные требования к качеству обучения учащихся в процессе преподавания биологии |
6 |
4 |
2 |
|
|
4.5 |
Повышение эффективности, качества обучения и методики преподавания и методики преподавания школьного курса биологии |
14 |
12 |
|
2 |
|
4.6 |
Интеграция содержания, форм и методов биологического образования |
6 |
2 |
4 |
|
|
4.7 |
Современные подходы к развитию познавательного интереса по биологии учащихся и их творческих способностей. Внеклассная работа по биологии. |
8 |
2 |
6 |
|
|
4.8 |
Итоговый контроль (выходная диагностика - зачет) |
4 |
|
4 |
|
|
|
Итого: |
56 |
33 |
18 |
4 |
1 |
|
Всего: |
72 |
45 |
22 |
4 |
1 |
Контрольные задания
1. Материалы для входной диагностики (см. приложение 1).
2. Материалы для выходной диагностики (см. приложение 2.).
Приложение №1
Входная диагностика
1. Что Вам известно об обновлении содержания биологического образования?
2. Какие методологические основы биологии Вам известны?
3. Сформулируйте теорию эволюции (по Ч. Дарвину).
4. Перечислите биологические закономерности.
5. Какая проблема в преподавании биологии наиболее актуальна, по Вашему мнению, в настоящее время?
6. Какую литературу (научную, научно-популярную, методическую, педагогическую) Вы читали в этом учебном году? Напишите аннотации 2-3 книг.
7. Проанализируйте одну из последних методических работ журнала "Биология в школе".
8. Какие нестандартные уроки по биологии Вы проводили за последние 2 года? Опишите вкратце суть этих уроков.
Приложение №2
Выходная диагностика
1. Биология как наука.
1.1 На каких основных биологических теориях базируется содержание биологии? На примере эволюционной теории раскройте различные подходы к их трактовке в науке.
1.2 Вам известны законы: зародышевого сходства, биогенетический, сохранения энергии и т.д. Какой из законов биологии является наиболее общим для предметов естественнонаучного цикла?
1.3 Какие биологические закономерности позволяют формировать у учащихся естественнонаучное мировоззрение?
2. Биология как предмет.
2.1 Каковы ведущие идеи курса биологии? На примере одной из них покажите, как происходит их отражение в структуре и содержании школьного курса биологии.
2.2 Охарактеризуйте роль школьного курса биологии в экологическом образовании учащихся.
2.3 Охарактеризуйте методы, формы и средства обучения, которые Вы используете для формирования у школьников экспериментально-наблюдательных навыков. Как Вы оцениваете уровень этих навыков у школьников основной и средней школы?
3. Укажите направления современных научных исследований, актуальные проблемы биологии, пути использования биологических достижений.
Покажите в рамках одной из тем, как эти проблемы решаете на Ваших уроках.
3.1 Какие методы, приемы используете Вы в своей деятельности, чтобы показать становление биологии, ее трудный путь в поисках истины?
4. Проиллюстрируйте на примере одной из тем систему Вашей работы над формированием специальных понятий.
4.1 На основе диагностики составьте дифференцированную проверочную работу по контролю над усвоением изученной темы в пределах стандарта по биологии.
4.2 Составьте несколько вариантов заданий нарастающей степени сложности по работе с дополнительной литературой по одной из выбранных Вами тем.
4.3. Проанализируйте повышение интереса учащихся к изучению живой природы, биологии как школьному предмету. Если такое почти не происходит, то как Вы планируете изменить свою методическую систему развития интереса у учащихся в последующей практике преподавания.
Приложение №3
Алгоритм проведения деловой игры
"Проблемы обновления содержания биологического образования".
В игре участвуют от 20 до 30 человек по 4-6 человек в каждой микрогруппе (МГ). Всего 5 групп.
1.Оранизационная часть (участники делятся на микрогруппы, рассаживаются за столами).
2. Вступление (микрогруппам выдаются задания на карточках, руководитель сообщает о целях, задачах и условиях игры).
3. Деловая игра:
а) В каждой микрогруппе выделяется лидер, который отвечает на поставленный вопрос. Остальные участники МГ участвуют в обсуждении ответа и имеют право после ответа лидера на дополнения. Если ответ не полный, то к обсуждению привлекаются участники других МГ. За дополнения участники других МГ получают дополнительные баллы.
б) Эксперт анализирует ответ и оценивает его по 5-бальной системе (в качестве эксперта выступает методист).
4.Подведение итогов:
а) На доске составляется сводная таблица для внесения результатов.
б) Методист подводит итоги и сообщает места, занятые МГ.
Содержание заданий.
Стол "А" (1): Предпосылки, вызвавшие необходимость разработки нового содержания биологического образования.
Стол "В" (2): В чём регламентирует деятельность школ базисный учебный план ?
Стол "С" (3): Учебный предмет "Биология" в базисном учебном плане.
Стол "D" (4): Нормы, устанавливаемые Государственным стандартом среднего биологического образования и средства их осуществления.
Стол "Е" (5): Структура биологического образования.
*Стол "F" (6): Новая система биологического образования.
Приложение №4
Задания для проведения деловой игры
"Моделирование форм и методов активного обучения"
Стол 1. Требования к уроку-лекции. Моделирование урока-лекции.
Стол 2. Требования к уроку-семинару. Моделирование урока-семинара.
Стол 3. Требования к уроку - деловой игре. Моделирование урока - деловой игры.
Стол 4. Урок-зачёт. Моделирование урока-зачёта.
(Темы уроков по выбору слушателей)
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЛУШАТЕЛЕЙ
1. Видеофильм "Применение опорных конспектов в преподавании биологии". Серия уроков. СШ N 55 г. Оренбурга.
2. Концептуальные подходы к обновлению содержания образования.
а) эколого-экономическое образование учащихся kor.txt
б) комнатные растения rast.txt
в) содержание и структура школьных курсов биологии sskb.txt
г) биология как наука и учебный предмет bnun.txt
д) формы дифференциации биологического образования fdif.txt
е) выборы дифференциации на основе характера учебного материала diff.txt
ж) интерес - один из действенных мотивов деятельности личности inti.txt
з) классификация форм дифференциации; уровни усвоения знаний diff2.txt
и) функция оценки достижений школьников и его пользователя по биологии funk.txt
3. Тесты для итоговой проверки знаний учащихся по биологии 6 кл. biotest
4. Педагогический опыт:
Гурина О.А. Интегрированный спецкурс "Биохимия" gurina.txt
5. Стандарт среднего биологического образования stan.txt
6. Районная биологическая олимпиада школьников '95 -'96 уч. г. biolim.txt
ЛИТЕРАТУРА
* Аттестация учителей: концепция, методика, результаты эксперимента. Сборник научных трудов. - Санкт-Петербург., 1994 г.
* Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса .-М.: "Просвещение", - 1982 г.
* Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М., 1982 г.
* Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации // Учительская газета,-1993 г. ,N 27-29.
Баландин Р.К., Бондарёв Л.Т. Природа и цивилизация. - М.: "Мысль", - 1988 г.
Белич Ф.Ф. Исследовательская и опытно-экспериментальная работа в педагогическом коллективе. Программа и методические указания по курсу.- Челябинск, 1989 г.
* Биологические экскурсии: кн. для учителя / И.В.Измайлов, В.Е. Михлин и др.. - М: "Просвещение", 1983 г.
* Биологический эксперимент в школе: кн. для учителя / А.В. Бинас, Р.Д. Маш и др. - М: "Просвещение", 1990 г.
* Божович Е.Д. Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. Психолого-педагогический аспект. // Сборник научных трудов. - М.: "Новая школа", 1995 г.
* Браже Т.Г. Современная аттестация учителей: цели и тенденции//
"Педагогика", - 1995 г. N 3.
* Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования // "Педагогика", - 1997 г., N 3.
Введение в научное исследование по педагогике. - М.: "Просвещение", 1988 г.
* Внеклассная работа по биологии. Пособие для учителей. - М: "Просвещение", 1974 г.
Голубей Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания .- М.: "Педагогика", 1989г.
Грибов В.С. К вопросу о понятийно-терминологическом аппарате // Советская педагогика, - 1983 г., N 6.
Гузеев Ф.Ф. Лекции по педагогической технологии. - М.: "Знание", 1992 г.
* Изучение экологического состояния школы (практическая работа).// Биология в школе, - 1990 г., N 3.
*Ингенкамм К. Педагогическая диагностика. - М.:"Педагогика",1991г.
* Информационный бюллетень N 9a (специальный выпуск). Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. - Санкт-Петербург, Новгород, Псков, - 1997 г.
Иорданский Н.Н. Основы теории эволюции: пособие для учителей. - М: "Просвещение", 1979 г.
Когарин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических школах: пособие к спецкурсу для высших педагогических заведений, ИУУ, повышения квалификации работников образования, - М.: "Арена", 1994 г.
Когарин М.В. Лекции по педагогической технологии. - М.: "Знание", 1992 г.
* Концепция общего среднего биологического образования //Биология в школе,-1989г.N4.
* Концепция повышения квалификации педагогических кадров школы. - Санкт-Петербург,-1996 г.
* Коробейникова Л.А. Практическая экология для школьников, - Иваново: Ивановский ИПК и ППК, 1995 г.
Кретс Ангеловски Учителя и инновации. - М.- 1991 г.
* Кривобокова С.С. Из истории биологии // Биология в школе,1997 г.
Куриленко Т.М. Управление школой: задачи и деловые игры. - Минск, 1988г.
Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности. Ч.1.
* Лаптева И.С. Методы воспитания экологической культуры подростков// Биология в школе, - 1997 г., N 3-4.
* Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: "Просвещение", 1990 г.
* Методические материалы по образовательным стандартам. Выпуск 1.- М.- 1992 г.
* Методические рекомендации к аттестации учителей. // Биология в школе, - 1995 г., N 1.
Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. - М.: "Высшая школа", 1987 г.
Моисеев А.Д. и др. Охрана природы. - М.: "Просвещение", 1990 г.
Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции?//Педагогика,-1997г,N3.
Небёл Б. Наука об окружающей среде: как устроен мир; в 2-ух т.
Пер. с англ. - М.: "Мир", 1993 г.
* Новикова Л.Н., Куракин А.Т. Путь к творчеству. - М.: "Просвещение", 1966 г.
О преподавании биологии в 1998-99 годах // Методические рекомендации «Вестник образования» №9, 1998г.
Ориентация и деятельность школьников. - М.: "Прометей", 1991 г.
* Положение о методической службе в системе образования области. - Оренбург: ГУО, ИУУ, 1990 г.
Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. - М., 1987 г.
* Поташник М.М. Оптимизация управления школой.-М.:"Знание",1991 г.
* Рутина В.Н. Тенденции в современной биологии. // Биология в школе, 1996 г., N5.
* Рындак В.Г., Соколова Л.Б. Организация исследовательской и опытно-экспериментальной работы в педагогическом коллективе школы и ПТУ (методические рекомендации).- Оренбург: ИУУ, 1990 г.
* Рысс В.Л. Контроль: от реальных требований - к объективным результатам. // Химия в школе, - 1994 г., N 1.
* Симонов В.П. Урок и его анализ. // Народное образование, - 1981 г. N 7.
* Самостоятельная работа учащихся на экскурсии / Биология в школе N 1-4 1997 г.
* Стандарт среднего биологического образования (проект). //Биология в школе,1993г., N4.
* Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. - М.: "Просвещение", 1995 г.
Тестовый контроль знаний учащихся по биологии: пособие для учителя. - М.: "Просвещение", "Учебная литература", 1997 г.
* Тесты. Сборник. Варианты и ответы государственного тестирования. Пособие для подготовки к тестированию. - М.: "Прометей", 1996 г.
* Ткачёва Л.П., Зотова Н.К. Демократизация управления школой (рекомендации руководителям школ).- Оренбург: ИУУ, 1992 г.
Трайтак Д.И. Кабинет биологии. Пособие для учителей. - М: "Просвещение", 1974 г.
Шамова Т.И., Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ урока в системе внутришкольного управления. - М.- 1983 г.