ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

 

                                                                                                УТВЕРЖДАЮ

                                                                                               Ректор ООИПКРО Н.К. Зотова

                                                                                                            _________

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 образовательной программы  курсов  базового  повышения   квалификации педагогических работников, совмещенных с  аттестационными на 2 категорию .

Биология

 

Цель: обеспечить научно-теоретическую, методологическую и методическую подготовку слушателей по проблеме обновления содержания и методики преподавания школьного курса биологии.

Категория слушателей: учителя биологии.

Срок обучения: 102 часа, 3 недели.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 6 часов.

 

 

 

Наименование разделов.

Всего

В том

числе

 

Формы

п/п

дисциплин и тем

час

лекц.

Выезд. Стаж. ДИ

практ. Лабор. Семин занят.

Контр.

1

Биология

16

11

 

4

1

1.1

Эволюция  и экология живых систем.

Входная диагностика.

4

3

 

 

 

1

анкетирование

1.2

Генетика и эволюция.Современные методы изучения генетики.

.

4

4

 

 

 

1. 3

Практикум по генетике.

4

 

 

4

 

1.4

Антропогене:взгляды на проблему.

4

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Методика преподавания биологии

24

14

6

4

 

2.1

Современные тенденции в развитии биологического образования.

4

2

2

 

 

2.2.

Анализ программно-методического обеспечения по  биологии

2

2

 

 

 

2.3

Современные требования к качеству обучения учащихся в процессе преподавания биологии

6

2

4

 

 

2.4

Развитие познавательного интереса  учащихся  по биологии и  их творческих способностей.

6

4

 

2

 

2.5

Профессиональная культура учителя биологии и влияние ее на эффективность учебно-воспитательного процесса.

6

4

 

2

 

 

Выходная диагностика.

 

 

 

 

 зачет вне расписания

 

Итого:

40

25

6

8

1

 

 

 

 

Оренбургский областной институт повышения квалификации работников  образования

 

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

курсов базового повышения квалификации педагогических работников, совмещенных с аттестационными на 2 категорию.

Биология

 

1. Введение

Материал программы позволяет проинформировать слушателей по основным вопросам обновления содержания  школьного курса биологии. Включения в программу материалов повышенной сложности связано с общей тенденцией развития современной биологии, желанием вызвать у слушателей глубокий интерес к проблемам биологии, дать возможность изучать и доводить до учащихся некоторые вопросы под другим углом зрения.

Предполагаемый результат реализации программы: научно-теоретическая  подготовка слушателей по основным разделам биологии.

Организация диагностики профессионального уровня: предусматривается входная, текущая и выходная диагностики. Задача входной диагностики - выявление основных затруднений слушателей по программе обновления содержания и методики преподавания предмета и последующая корректировка учебно-тематического планирования.

            Проведение активных форм обучения - практических занятий - позволяет в некоторой степени осуществить текущую диагностику.

            Выходная диагностика - зачет.

 

 

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

            Тема 1. Эволюция и экология  живых систем.

n    Парадигмы эволюции. Возникновение жизни на Земле: современные теории.

n    Современная классификация живых систем.

n    Природное разнообразие  России и Оренбургской области.

n    Отражение достижений прикладных  биологических наук наук в содержании образовании. Эволюция, направляемая человеком.

n    Теории, законы, закономерности в биологии.

       Тема 2. Генетика  и эволюция. Современные методы изучения генетики.

n    Синтетическая теория эволюции. Генетическая  изменчивость под действием отбора.

n    Педантизм и романтизм генетиков.

n    Хромосомная теория наследственности.

n    Экологические аспекты мутационной изменчивости организмов.

n    Современные методы изучения генетики.

            Тема 3. Практикум по  генетике.

n     Решение задач повышенной сложности на моногибридное и дигибридное скрещенивание, генетику пола, популяционную генетику.

n    Задачи на определение родословной.

n    Сцепленное наследование признаков. Нарушение сцепления. Перекрест хромосом.

n    Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

            Тема 4. Антропогенез: взгляды на проблему.

n    Теория антропогенеза: два взгляда на проблему( семиальная концепция антропогенеза и дарвинская теория).

n    Движущиеся силы антропогенеза: социальные и биологические факторы.

n    Направления эволюции человека.

           

 3. Методические рекомендации и пособия .

 

1.   Мишакова В.Н. Управление качеством образования. Биология. - Оренбург: Изд-во ООИПКРО,1999.- 42с.

2.   Л.С. Короткова . Диагностика профессиональной деятельности учителя. Биология. (диагностические и обучающие методики для учителей биологии) Под ред. Браже Т. Г.-Оренбург. Изд-во ООИПКРО, 1999.

 

4. Контрольные задания

 

Входная диагностика

1. Какие законы теории, закономерности в биологии  Вам известны?

2.. Сформулируйте теорию эволюции (по Ч. Дарвину).

3.   Перечислите биологические законы.

4.   Как Вы оцениваете свои знания по биологии?

5.   Назовите несколько уровней организации живой природы. Раскройте структуру, закономерности одного из них.

6.   Школьный предмет характеризуется в отличие от науки биологии (выберите правильный ответ) :

n    получением новых данных о природе;

n    сообщением учащимся установившихся научных основ , знакомством с важнейшими научными проблемами;

n    сообщением учащимся установившихся научных основ, добытых наукой фактов и закономерностей.

 

                                               Выходная диагностика

1. На каких основных биологических теориях базируется содержание биологии? На примере эволюционной теории раскройте различные подходы к их трактовке в науке.

2. Вам известны законы: зародышевого сходства, биогенетический, сохранения энергии и т.д. Какой из законов биологии является наиболее общим для предметов естественнонаучного цикла?

3.   Какие биологические закономерности позволяют формировать у учащихся естественнонаучное мировоззрение?

4.    Назовите одну из фундаментальных наук биологии:

n    бактериология;

n    ботаника;

n    молекулярная биология;

n    физиология.

5.   Биологические аспекты научной картины мира составляют:

n    факты, понятия, законы, теории;

n    биологические концепции и гипотезы;

n    эволюционная и клеточная теории;

n    биологические объекты и явления.

6.   Назовите ведущие идеи курса биологии.

7.   Какой элемент структуры биологической науки не назван:

n    фундаментальные;

n    прикладные:

n    ?

8.Что такое ноосфера по В. И. Вернадскому?

 

 

 

        Аттестационные задания  для  2 категории взяты из:

 Л. С. Короткова.  Диагностика профессиональной деятельности учителя. Биология (диагностические и обучающие методики для учителей биологии) Под ред. Браже Т.Г.-Оренбург.Изд-во  ООИПКРО, 1999г.

2.1 - задание1; 2.2 - задание 1,3; 2.3- задание 2, 6; 2.4- 4,5,6; 2.5-  задание 5,6.

 

5.   ЛИТЕРАТУРА

Биология

1. Естествознание : Учеб. для 5 класса общеобраз. Учреждений / Г.С. Калинова, Н.В. Шкарбан, Р.Б.Иванова и др.;Под ред. А.Г.Хрипковой ,- 3-е изд. М.; Просвещение, 1997.

2. Естествознание: Учеб. для 6 класса общеобраз. Учреждений / Под ред. А.Г. Хрипова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1997.

3. Естествознание: Проб. Учеб. для 7 класса общеобр. Учреждений / Под ред А.Г.Хриповой. - М.: Просвещение, 1994.

4. Беркинблит М.Б., Чуб В.В. Биология: экспериментальный учебник  для учащихся VI классов. - М.: МИРОС, 1992.

5. Биология: - Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учеб. для 6-7 классов общеобр. Учрежд. / Т.И.Серебрякова, А.Г.Еленевский, М.А.Гуленкова и др. - 4-е изд. - М.: Дрофа, 1997.

6. Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: Учеб. для общеобр. Учрежд. - М.: Дрофа, 1997.

7. Пасечник В.В. Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобр. Учрежд. - М.: Дрофа, 1997.

8. Корчагина В.А. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники: Учеб. для 6-7 класов сред. Школы. - 22-е изд. - М.: Просвещение, 1990.

9. Биология: Животные: Учеб. для 7-8 классов сред. Шк. / Под ред. М.А. Козлова. - 21-е изд. - М.: Просвещение, 1991.

10. Биология: Животные: Учеб. для 7-8 классов общеобр. Учрежд. / Под ред. М.А.Козлова. - 26-е изд. -М.: Просвещение, 1998.

11. Никитов А.И., Шарова И.Х. Биология: Животные: Учеб. для 7-8 классов общеобр. Учрежд. - М.: Просвещение, 1995.

12. Никитов А.И., Шарова И.Х. Биология: Животные: Учеб. для 7-8 классов общеобр. Учрежд. - М.: Просвещение, 1993.

13. Биология: Учеб. для 8 классов общеобр. Учрежд. / А.Н.Мягкова, Г.С.Калинова, Т.В.Иванова и др. - М.: Просвещение, 1998.

14. Дальник В.Р. Учебник. -  С.-Пб.: Специальная литература, 1997.

15. Цузмер А.М. Петринина О.Л. Биология: Человек и его здоровье: Учеб. для 9 классов  сред. Шк. - 20-е изд. - М.: Просвещение, 1992.

16. Биология: Человек: Учеб. для 9 классов общеобр. Учрежд. / Под ред. А.С. Батуева. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1995.

17. Общая биология: Учеб. для 10-11 классов школ с углубленным изучением биологии /Под ред. А.О.Рувинского. - М.: Просвещение, 1993.

18. Общая биология: Учеб. для 10-11 классов сред. Шк. / Под ред. Д.К.Беляева, А.О.Рувинского. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1992.

19. Общая биология: учеб. для 10-11 классов общеобр. Учрежд. / Под ред. Д.К.Беляева и др. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 1998.

20. Основы экологии и природопользования: Компьютерный курс: Учеб. пособие для 9-10 классов общеобр. Учрежд. / В.Ф.Шолахович, А.Г.Гейн, С.В.Комов и др. - М.: Просвещение, 1995.

21. Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир: в 2-х т. Перевод с англ. - М.: Мир, 1993.

22.Петров К.М. Общая экология: Взаимодействие общества и природы: Учебн. Пособие для ВУЗов. - 2-е изд., стер. - С.-Пб.: Химия. 1998.

23. Пианка Э. Эволюционная экология: Перевод с англ. Гилярова А.М., Матвеева В.Ф. /Под ред. И с предисл. М.С.Гилярова. - М.: Мир, 1981.

24. Пономарева И.Н. Экология растений с основами биогеоценологии. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978.

25. Суравегина И.Т., Мамедов Н.М. Экология: задания, тесты: рабочая тетрадь. - М.: Школа-Пресс, 1996.

26. Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобр. Учрежд. Разных видов. - С.-Пб.: СМИО-Пресс, 1997.

27. Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобр. Учрежд. Разных видов. - С.-Пб.: СМИО Пресс, 1997.

28. Экология: 9 класс: Учеб. для общеобр. Учеб. заведений /Под ред. Криксунова Е.А. - М.: Дрофа, 1995.

29. Чернова Н.М. и др. Основы экологии: Учеб. для 9 класса общеобр. Учрежд. - М.: Просвещение, 1997.

30. Камирилова Г.С. Экология города: урбоэкология: Учеб. для 10-11 класса шк. Естеств. Науч. профиля. - М.: Просвещение, 1997.

31. Чернова Н. М. И др. Основы экологии: Проб. Учеб. для 9 кл. Общеобраз. Учрежд /М.; Просвещение, 1995.

32. Анастасова Л. П. И др.Человек и окружающая среда :Учеб. для  дифференцир.обучения: 9 кл.-М.;Просвещение,1997.

33. Величковский Б. Т.,Кирпичев В. И.,Суравегина И. Т. Здоровье человека и окружающая среда . Учеб. пособ. М .:Новая школа ,1997.

34. Жигарев И. А. Рабочая тетрадь к  «Основам экологии ,9 кл.:Пособие для  уч-ся общеобраз. Учрежд.-М.;Просвещение ,1997

35.Сивоглазов В. И., ПлешаковА.А

Природа и человек :Введ. В естеств. Науки:Учеб. для 5 кл. Общеобраз. Учрежд. -М.:Просвещение ,1996.

36. Суравегина И.Т. ,Мамедов Н. М.

Экология : задания , тесты : рабочая  тетрадь . -М.:Школа -Пресс,1996.

37. Стадницкий Г.В. , Яковлева О.И.,Прохоров Б.В. Охрана  природы ( основы рационального природопользования ) : Учебное пособие  для профтех училищ . М.:Лесная промышленность ,1996.

38. Второв П. П. ,Дроздов Н.Н.Определитель птиц  фауны  СССР.Пособие для учителей .М.:Просвещение ,1980.

39. Зубаков В. А.Почему вымерли мамонты .Наука .Ленинградское  отделение, 1989.

40. Банников А. Г. Мир животных и его  охрана. М.: Педагогика ,1989.

41. Винокуров А. А. Редкие и исчезающие животные .Птицы .М.:Высшая школа ,1992.

 

 

 

Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования.

 

 

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА.

Методика преподавания биологии.

 

1.   Введение

            Учебная программа  адресована учителям биологии и включает в себя перечень тем и реферативное описание их по методике преподавания биологии в школе. Слушателям предоставляется возможность осмыслить собственный опыт и соотнести его с достижениями современной педагогической науки, конкретизировать и активизировать знания о формах методической работы.

            В содержательном отношении программа реализует следующие направления методической деятельности:

n    обновление методики преподавания биологии;

n    инновационные процессы в образовании;

n    внедрение развивающих моделей обучения, новых педагогических технологий;

n    диагностика уровня педагогического мастерства учителя и его потребностей.

 

2. Содержание программы

 

Тема 1. Современные тенденции в развитии биологического образования.

 

Концепция развития школьного биологического образования.

Нормативно-правовая база преподавания биологии.

Закон РФ «Об образовании».

 Базисный учебный план  средней общеобразовательной школы. Место биологии в Базисном учебном плане. Конвенция о защите прав ребенка.

Приказы и письма МОРФ о содержании базового компонента школьного биологического образования; об основных направлениях развития школьного биологического образования.  Техника безопасности .

Цели, задачи и содержание школьного биологического образования.

Сущность обновления и региональные особенности обновления.

Содержание и функции государственного общеобразовательного стандарта образовательной области «Биология».

 

Тема 2. Анализ программно-методического обеспечения по биологии.

 

Анализ авторских программ для основной и средней школы.

 Анализ школьных учебников по биологии.

 Аннотация современной методической литературы, используемой в преподавании школьного курса биологии.

Дидактический и раздаточный материалы, обеспечивающие преподавание биологии.

Анализ аудио-, кино-,видеопродукции, которую можно использовать в преподавании биологии.

 

Тема 3. Современные требования к качеству обучения учащихся в процессе преподавания биологии.

 

Современный качественный урок биологии. Критерии  анализа урока.

Система контроля и оценивания качества знаний по биологии в современной школе.

Формы диагностической работы с учащимися по биологии. Оценка качества теоретических знаний и уровня практических навыков учащихся по биологии.

Факторы, влияющие на уровень достижений учащихся. Параметры и критерии оценки теоретических знаний и практических навыков. Самоанализ результативности деятельности  учителя.

Тестирование как метод педагогической диагностики. Виды тестов. Принципы отбора содержания  и формы составления заданий при конструировании тестов по биологии.

Методика работы с опорными конспектами при проверке домашнего задания по биологии.

 

Тема 4.  Развитие познавательного интереса учащихся  по биологии и их творческих способностей.

 

Методические аспекты использования инновационных педагогических технологий в преподавании биологии. Соответствие организации образовательного процесса требованиям родителей учащихся.

Из опыта работы учителей биологии по использованию современных педагогических технологий в преподавании биологии.

 Моделирование форм и методов активного обучения учащихся.

 Кабинет биологии - важнейший элемент в системе развивающего обучения.

 

Тема 5.Профессиональная культура учителя биологии и влияние ее на эффективность учебно-воспитательного процесса.

 

Влияние уровня общей культуры учителя на управление качеством образования.

Умение педагога организовать учебный процесс в соответствии с требованиями валеологии.  Внеклассная работа по биологии.Организация работы на пришкольном участке.

 Научные общества учащихся. Кружки. Факультативы.

 Предметные недели - методика проведения.

 

3. Методические  рекомендации и пособия

Кроме лекций предполагается проведение семинарских занятий, на которых обсуждаются вопросы, представляющие наибольший практический и теоретический интерес для данного контингента слушателей.            Предусматривается самостоятельная подготовка слушателей, в том числе анализ их практической деятельности применительно к теме семинарского занятия. Используются активные формы обучения: деловые игры, видеотренинги и т.п.

 

 

Алгоритм проведения деловой игры

"Проблемы обновления содержания биологического образования".

 

В игре участвуют от 20 до 30 человек по 4-6 человек в каждой микрогруппе (МГ). Всего 5 групп.

1.Оранизационная часть (участники делятся на микрогруппы, рассаживаются за столами).

2. Вступление (микрогруппам выдаются задания на карточках, руководитель сообщает о целях, задачах и условиях игры).

3. Деловая игра:

  а) В каждой микрогруппе выделяется лидер, который отвечает на поставленный вопрос. Остальные участники МГ участвуют в обсуждении ответа и имеют право после ответа лидера на дополнения. Если ответ не полный, то к обсуждению привлекаются участники других МГ. За дополнения участники других МГ получают дополнительные баллы.

  б) Эксперт анализирует ответ и оценивает его по 5-бальной системе (в качестве эксперта выступает методист).

4.Подведение итогов:

  а) На доске составляется сводная таблица для внесения результатов.

  б) Методист подводит итоги и сообщает места, занятые МГ.

 

Содержание заданий.

Стол "А" (1): Предпосылки, вызвавшие необходимость разработки нового содержания биологического образования.

Стол "В" (2): В чём регламентирует деятельность школ базисный учебный план ?

Стол "С" (3): Учебный предмет "Биология" в базисном учебном плане.

Стол "D" (4): Нормы, устанавливаемые Государственным стандартом среднего биологического образования и средства их осуществления.

Стол "Е" (5): Структура биологического образования.

*Стол "F" (6): Новая система биологического образования.

 

 

 

Задания для проведения деловой игры

"Моделирование форм и методов активного обучения"

 

Стол 1. Требования к уроку-лекции. Моделирование урока-лекции.

 

Стол 2. Требования к уроку-семинару. Моделирование урока-семинара.

 

Стол 3. Требования к уроку - деловой игре. Моделирование урока - деловой игры.

 

Стол 4. Урок-зачёт. Моделирование урока-зачёта.

 

 

4. Контрольные задания

      Входная диагностика.

1. Какая проблема в преподавании биологии наиболее актуальна, по Вашему мнению, в настоящее время?

2. Какую литературу (научную, научно-популярную, методическую, педагогическую) Вы читали в этом учебном году? Напишите аннотации 2-3 книг.

3.   Проанализируйте одну из последних методических работ журнала "Биология в школе".

4.   Какие нестандартные уроки по биологии Вы проводили за последние 2 года? Опишите вкратце суть этих уроков.

5.   Каковы цели биологического образования?

6.   Что является принципиальным отличием нового содержания биологического образования?

7.   Какова структура школьного курса биологии?

 

     Выходная диагностика.

 

1 Каковы ведущие идеи курса биологии? На примере одной из них покажите, как происходит их отражение в структуре и содержании школьного курса биологии.

2 Охарактеризуйте роль школьного курса биологии в экологическом образовании учащихся.

3 Охарактеризуйте методы, формы и средства обучения, которые Вы используете для формирования у школьников экспериментально-наблюдательных навыков. Как Вы оцениваете уровень этих навыков у школьников основной и средней школы?

4. Укажите направления современных научных исследований, актуальные проблемы биологии, пути использования биологических достижений.

            Покажите в рамках одной из тем, как эти проблемы решаете на Ваших уроках.

5. Какие методы, приемы используете Вы в своей деятельности, чтобы показать становление биологии, ее трудный путь в поисках истины?

6. Проиллюстрируйте на примере одной из тем систему Вашей работы над формированием специальных понятий.

7. На основе диагностики составьте дифференцированную проверочную работу по контролю над усвоением изученной темы в пределах стандарта по биологии.

8.   Составьте несколько вариантов заданий нарастающей степени сложности по работе с дополнительной литературой по одной из выбранных Вами тем.

9.   Проанализируйте повышение интереса учащихся к изучению живой природы, биологии как школьному предмету. Если такое почти не происходит, то как Вы планируете изменить свою методическую систему развития интереса у учащихся в последующей практике преподавания.

 

Аттестационные задания для  учителей, аттестующихся на 2 категорию взяты из :

Л.С. Короткова  «Диагностика профессиональной деятельности учителя. Биология.» - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 1998. СПб: ОИВ РАО, 1996.

2.1 -задание 6. 2.3 -задание 1, 4, 5. 2.5- задание3. 2.6. -задание 1,2,4.

5. ЛИТЕРАТУРА.

 

1. Горохов В. А., Вишневская  С. С.  По национальным паркам мира : Кн. для  учащихся , - М.: Просвещение , 1993.

2. Никишов А. И., Теремов А. В. Дидактический материал  по зоологии .Пособие  для учителей  и учащихся по биологии .М.:РАУБ Цитадель, 1997.

3. Петросова Р. А.Пилипенко Н.Н., А. В. Теремов .Дидактический материал  по общей биологии ,- М.: РАУБ Цитадель, 1997.

4. Энциклопедический  словарь юного натуралиста  /Сост.В. К. Рахилин , А. Г. Рогожкин . - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Педагогика -Пресс, 1997.

5. Яковлев  В. А., Аверьянов  Л.Г. Ботаника для учителя .В 2 ч. _М.: Просвещение : Учеб. лит. , 1997.

6. Яковлев В. А. , Спирин Л. Ф. Активные формы и методы обучения : Внекл. работа по биологии в сел. школе, Книга для учителя :Из опыта работы .-М.:Просвещение,  1992.

7. Захаров В. Б. ,Мамонтов  С.Г, ,Сивоглазов  В. И. Биология : общие закономерности: Учебник для 10-11 кл.-М.:Школа-Пресс,1996.

8. Сухова Т. С.,Козлова Т.А,  Сивоглазов В. И. Рабочая тетрадь по общей биологии .-М.:Школа-Пресс,1996.

9. Сивоглазов В. И.,Сухова Т.С., Козлова Т. А. Биология : общие закономерности : Кн. для учителя, -М.:Школа -Пресс,1996.

10. Сухова  Т. С. Как повысить результаты в обучении:Учитель  биологии и природоведения / Художник В. Храмов - М.: АО Столетие ,1997.

11.Тестовый контроль  знаний уч-ся по биологии:Пособие для учителя /В. З.Резникова, А, М.Мягкова.М:Просвещение;  Учеб. лит., 1997.

12. Лернер Г, И. Общая биология.Поурочные тесты и задания 10-11 кл. /-М.:Аквариум , 1998.

13. Кузнецова В. И. Уроки  биологии: 6-7 кл.:Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.:Кн. для учителя . - 2-е изд.,перераб. - М.: Просвещение,1991.

14. Сахно А.В. Экологическое воспитание уч-ся : Учеб. метод. пособие , -М.: Высшая школа ,1988.

15. Савиных Н. П. Уроки факультативного курса « Экология экосистем. Методические рекомендации   для учителей естеств. цикла . - Киров:  Кировск. Область.  ИУУ, 1996.

16. Короткова  Л. С. Обучение общей биологии в вечерней  школе:  Просвещение, 1991.

17.  Жутова  Г. И. Часы занимательной  зоологии. Изд. 3-е  ,доп.- М.: Просвещение, 1987.

18. Герасимов  В. П.  Позвоночные животные , изучение их в школе . Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Пособие  для  учителя . - М.: 1987.

19. Верзилин Н. М.   ,  Корсуновская В. Л. Общая методика преподавания  биологии :  Учебник  для  студентов    пед. институтов  по биологии . --  М.: Просвещение,   1983.

20.  Блинников В.  И., Блинникова  Л.  Н. Биоэкологические  экскурсии в   природу.- Учебное пособие для учителей  биологии.  -

Рязань:  Горизонт,  1993.

21.  Богоявленская  А. Е.  Формы и  методы обучения биологии . Растения . Бактерии.  Грибы.  Лишайники. - М.:  Просвещение:  Учеб.  лит., 1996..      

22.   Богданова Т. И,  Общая биология  в  терминах и понятиях:  Справоч.  Пособие для   СПТУ. -  М.:  Высш . шк. ,1988. 

23. Биология в таблицах , схемах, рисунках.( изд. 2-е испр. и допол. ) Серия « Школа в клеточку » - М.: Лист , 1997.

24.Биология. Справочник школьника. М.: Филол. общ. «Слово «, 1996.

25. Биология в вопросах и ответах. М.: Мирос, 1995.

26. Аникеева Л. Д. Использование методической системы В.Ф. Шаталова  в преподавании биологии в 6-7 кл. М.: Малое предприятие « Новая школа , 1992.

27. Георгиевский А. Б. Дарвинизм: Учеб. пособие для  студентов  биол. и хим. спец. пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1974.

28. Демьянков Е. Н. Биология в вопросах и ответах:Кн. для   учителя .- М.: Просвещение: АО       

« Учеб. лит. «, 1996.

29. Анашкина Е. Н. 300 вопросов и ответов о птицах / Художники В. Х. Янаев, В.Н. Куров - Ярославль: « Академия развития «, «Академия К» , 1998.

30. Тесты . Биология. 11 кл. Варианты и ответы государственного тестирования. Пособие для подготовки к тестированию.-М.: Прометей ,1997.

31. Биология : 9 кл. Тесты для оценки учебных  достижений учащихся . -Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1997.

32. Тесты по биологии. Варианты и ответы централизованного тестирования 1996 года:  Пособие для подготовки к  тестированию.-М.: Центр тестирования выпускников общеобр. учрежд. Российской Федерации,1996

33. Красная книга Оренбургской  области.- Оренбург: Оренбургское книжное  издательство,  1998.

34. Программно-методические материалы: Биология. 6-11 кл. Сост. В.С. Кучменко.- М.; Дрофа, 1998.

35. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5-11 кл.- М.: Дрофа, 1999.

36.  Программно-методические материалы: Экология.5-11кл. Сост. В.Н.Кузнецов.- М.: Дрофа, 1998.

 

                                                                                           Зав.УМК биологии

                                                                                           Мишакова В.Н.

 

 

 


В содержание