МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ 
 НАУЧНО – ТЕХНИЧЕСКИХ ЧТЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  УЧРЕЖДЕНИЯХ 
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Представил: Арсланов Ф.Г., ст. препод. каф. ТиМПО
Дата: 18.03.03

Научно-технические чтения в системе начального профессионального образования представляют собой периодически проводимые мероприятия с участием большого количества   профессионально-педагогических работников.  

Научно-технические чтения  способствуют развитию творческой инициативы, повышению педагогического и профессионального мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения, принимавших участие в них, способствуют привлечению преподавателей и мастеров к решению актуальных вопросов обучения и воспитания, помогают актуализации имеющихся у педагогов профессиональных знаний и умений, приобретению ими новых знаний и умений для решения творческих задач, накоплению теоретических и практических знаний, совершенствованию имеющегося опыта.

Задачами научно-технических чтений являются:

n    выявление и обобщение передового педагогического опыта профессионально-педагогических  и руководящих работников начального профессионального образования, содействие его распространению и внедрению в практику;

n    содействие научно-методическому совершенствованию профессионального мастерства руководящих работников, преподавателей, мастеров производственного обучения;.

n    развитие творческой инициативы и научных интересов руководящих работников, преподавателей  и мастеров производственного обучения;

n    привлечение  профессионально-педагогических работников к научно-технической разработке актуальных проблем профессиональной школы, к участию в проведении педагогических экспериментов.

 

Приоритетными направлениями научно-технических чтений являются:

1. Демократизация и гуманизация учебно-воспитательного процесса  в образовательных учреждениях начального профессионального образования.

2. Комплексное  учебно-методическое обеспечение предметов и профессий.

3. Совершенствование учебно-воспитательного процесса.

4. Личностно-ориентированное обучение.

В настоящее время научно-технические чтения в системе начального профессионального образования проводятся параллельно с областными конкурсами профессионального мастерства  учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования и мастеров производственного обучения,  при непосредственном участии сотрудников института повышения квалификации работников образования.

Всю работу по подготовке и проведению научно-технических чтений осуществляют профессиональные лицеи и училища, на базе которых проводятся конкурсы.

Для участия на научно-технических чтениях  педагог должен представить выполненную им  письменную работу.

В ходе выполнения работы происходит развитие способности педагога к самоанализу и анализу деятельности своих коллег, к адекватной самооценке, осознанию своего стиля деятельности и уровня профессионального мастерства, определению достоинств и недостатков в своей работе и в работе коллег, универсализация и стандартизация решений имеющихся в арсенале педагога.

Работы, предъявленные на научно-технические чтения,  должны содержать элементы педагогической  и профессиональной новизны,  передовой педагогический опыт и т.д.  Работы должны выполняться преподавателями и мастерами производственного обучения, опыт работы которых получил общественное признание среди коллег.

Тема работы выбирается педагогом, с учетом интереса  его к проблеме,  на основании имеющегося педагогического опыта, но  должна быть актуальной.

Для будущих участников научно-технических чтений,  работающих над темой,  в учебных заведениях должны проводиться квалифицированные консультации.

Предъявляемая  работа должна содержать:

1.Вводную часть.

2.Постановку   и обоснование проблемы.

3.Анализ применяемых приемов и их влияние на повышение качества обучения и воспитания учащихся.

4.Изложение материала, подтверждающего эффективность применяемых приемов (результаты эксперимента,  контрольные работы учащихся и т.д.).

5.Научно-обоснованные выводы  и рекомендации по внедрению опыта.

6.     Литературные источники.

Представленную работу  при необходимости нужно пополнить иллюстративным материалом, изготовленными учебно-наглядными пособиями, оригинальными дидактическими материалами, различными альбомами, образцами работ учащихся и  др.

При выполнении работы целесообразно придерживаться следующего порядка:

Первый этап - постановка вопроса исследования. Сюда входят выбор темы, уточнение вопроса исследования, изучение литературы (включая историко-педагогические исследования и критический анализ современных публикаций), предварительные систематические наблюдения, беседы с преподавателями и мастерами производственного обучения, учащимися, родителями и др. Этот этап завершается постановкой гипотезы для опытной проверки.

Второй этап- сбор данных опыта: выбор баз, отбор объектов, выбор времени исследования, разработка схемы анкет, инструментария; проведение пробного исследования и начала его содержательной части.

Третий этап - обработка собранных материалов , количественный и качественный анализ статистическая обработка данных, обобщение, выводы.

Четвертый этап - литературное оформление и перенос материала на бумажный  носитель  с соблюдением государственных стандартов.

Для изучения существующего опыта и создания новых  педагогических технологий  необходимо знать  их  отличительных  черт, признаков, критерий.

Наиболее важные критерии:

1. Новизна в деятельности педагога: от внесения новых положений в науку до эффективного применения уже известных положений  и рационализации отдельных сторон педагогического труда.

2. Высокая результативность и эффективность работы. Передовой опыт должен давать высокое качество знаний, существенные улучшения в воспитании, обеспечивать общее, специальное и социальное развитие учащихся.

3. Соответствие деятельности педагога современным достижениям педагогической,  психологической наук  и методики преподавания.

4. Стабильность результатов - достижение и сохранение положительных результатов в течении достаточно  длительного времени.

5. Возможность творческого использования опыта другими педагогами.

6.   Оптимальность опыта, т.е. достижение  высоких результатов при экономной затрате  средств, времени, сил педагога и учащихся, а также возможность использования предложенного опыта без ущерба при решении других воспитательных и образовательных задач.

7.   Обеспечение социальной активности и профессиональной мобильности учащихся.

8.   Сохранение личностно-ориентированной направленности в обучении.

Работа должна быть написана четким, разборчивым почерком, чернилами или пастой синего, фиолетового или черного цвета. Разрешается выполнение работы на пишущей машинке или на компьютере. Сокращения слов не допускаются.

Заголовки должны выполняться чертежным шрифтом буквами высотой не менее 5 мм. Все представленные рисунки и  таблицы должны быть пронумерованы и  должны иметь название. Выше таблицы, с правой стороны, пишется слово «Таблица» и ставится порядковый номер ее без номерного знака. Название таблицы пишется выше таблицы. Под рисунком пишется сокращенное слово  «Рис», ставится номер рисунка и пишется название рисунка.

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются цели и основные идеи.

Основная часть работы содержит описание проблемы и пути ее решения. Большое внимание уделяется на связь теории с практикой. Особо важное  значение имеет обоснование своей точки зрения при решении поставленной проблемы.

При пользовании цитатами и  ссылками нужно указать номер литературы из приведенного списка и номер страницы. Цитаты заключаются в кавычки, а номер литературы и страницы в квадратные скобки.

Главы и рассматриваемые вопросы должны иметь логическую связь и последовательность в изложении.

В заключительной части работы подводятся итоги и делаются выводы по решенной проблеме. Необходимо добиться того, чтобы в работе были ответы на все поставленные вопросы и решены все затронутые проблемы.  

Работа выполняется на одной стороне листа белой бумаги формата А4 размерами 297 х 210 мм. Каждая страница должна иметь рамку установленную ГОСТом с полями: с левой стороны 20 мм, по остальным сторонам по 5 мм. Рамка вычерчивается или простым мягким карандашом или черной пастой.

Титульный лист является лицом выполненной работы. На титульном листе  в верхней части  указываются  министерство образования и наименование учебного заведения,  где выполнена работа, в средней части - тема работы ( высота букв 10 мм),  фамилия и инициалы автора, в нижней части - наименование населенного пункта, где находится учебное заведение, год выполнения работы.

После титульного листа располагается лист, в верхней части которого  пишется слово «Содержание», ниже - названия глав с указанием номеров страниц.

Заголовки глав (разделов) пишутся отдельной строкой прописными буквами чернилами или пастой того же цвета, что и текст. Заголовки глав пишутся только на верхней части листа. В конце заголовков точка не ставится.

На последнем листе работы приводится список литературы, которой пользовался автор при выполнении работы. При составлении списка в начале пишется фамилия автора, его инициалы, точное название книги, город, где выпущена книга, название издательства, год выпуска и количество страниц.

К докладам, направленным на научно-технические чтения, прилагаются материалы, раскрывающие опыт работы  автора, дающие возможность наилучшим образом организовать внедрение этого опыта и другие материалы используемые в практике работы автора.

До представления в научно-технические чтения выполненные  работы должны рассматриваться на заседании методической комиссии учебных заведений, по месту работы педагога. Каждая рассмотренная работа должна иметь рецензию  методиста и рекомендацию директора для  предъявления выполненной работы  на научно-технические чтения.

Задача рецензента состоит в том, чтобы в деловой критике недостатков правильно расценивать ценное, новое  и содействовать их развитию.

Рецензия должна содержать:

1. Вводную часть, где указывается фамилия, имя, отчество автора, должность, ученая степень (звание), место работы, тема, объем  работы,  литературные источники,  иллюстрированный материал  и приложения.

2. Основную часть, где указывается анализ работы в целом, с выделением сильных и слабых сторон, с оценкой общей идейной направленности, теоретического уровня, актуальности поставленных проблем, раскрытием особенностей авторского подхода и способов решения выдвинутых вопросов.

В основной части также должно быть указано: соответствует ли и в какой мере название работы  его содержанию; насколько удачна структура  работы, его разделы, главы; в какой мере автор сумел проанализировать свой опыт, обобщить его, сделать соответствующие педагогические выводы, подкрепленные материалами; насколько обстоятельны доказательства, приводимые автором; описывает ли автор в своей работе затруднения, с которыми он встретился в процессе применения тех или иных методических приемов (средств, способов) для усовершенствования учебно-воспитательного процесса; показывает ли автор  пути преодоления встретившихся ему в работе препятствий.

Особенно важно отметить то новое, оригинальное, ценное для организации профессионального образования, что дает работа автора, насколько и как он продвигает вперед педагогическую науку в обучении и воспитании учащихся, в каком соотношении находится материал работы с имеющейся педагогической и методической литературой по этим вопросам, с опытом работы передовых профессионально-педагогических работников.

3. Заключения, где дается оценка работе, указывается, что она дает нового, ценного, как выполнена работа, каково ее оформление, наличие недостатков, ошибок и пути устранения их.

Рецензент должен проверить подлинность цитат, приводимых в работе, ссылки на литературные источники.

Срок рецензирования не должен превышать двух недель.

Повторное рецензирование работы после ее доработки производится тем же рецензентом, который давал первую рецензию.

Для  рассмотрения работ представленных на научно-технические чтения создается  специальное  жюри, в состав которого входят представители профессиональных лицеев и училищ, областного управления  начального профессионального образования и института повышения квалификации.

В своей работе жюри руководствуется следующими критериями:

1. Правильность оформления выполненной работы.

2. Актуальность разрабатываемой темы.

3. Степень раскрытия темы.

4. Результативность деятельности автора и наличие у него осознанных критериев оценки этих результатов.

5.   Умение видеть собственные достижения и профессионально грамотно объяснять пути их достижения.

6.   Умение видеть в своей  деятельности и намечать пути их устранения. Осознание своего индивидуального стиля.

7.   Уровень теоретических знаний и умений в области базовой науки и методики преподавания предмета, готовность и способность соотнести с ними свою практику, совершенствовать на их основе практическую работу.

8.   Высокий уровень включенности в инновационные решения и их обоснованность, а также  владение методами педагогического исследования.

9.   Умение профессионально грамотно анализировать свой опыт и опыт своих коллег.

10.  Включенность в другие области духовной культуры как показатель богатства личности педагога.

Сданная в жюри работа проходит экспертизу членами жюри и рецензирование. Все замечания немедленно сообщаются автору.

Защита работы проходит при присутствии членов жюри и всех участников научно-технических чтений у классной доски. Разрешается пользоваться  дополнительными чертежами  и плакатами. Участник  научно-технических чтений должен  заранее готовить свое выступление.

В начале выступления указывается  тема работы, кратко и четко обозначается проблема, ее особенности и значение в современный период, раскрывается основное содержание работы, пути решения  поставленной проблемы, делаются выводы и предложения.

После выступления и ответов на вопросы членов жюри и присутствующих секретарь жюри зачитывает рецензии  и результаты экспертизы.

Оценка работы производится на заседании жюри, на основе рецензии и выступления автора.

Все оценки,  выставленные жюри, фиксируются в приложениях 1 и 2.

Итоги научно-технических чтений рассматриваются на заседании оргкомитета или коллегии областного управления начального профессионального образования, где принимается решения о поощрении авторов лучших  работ, педагогических коллективов училищ, учебно-методического кабинета, принимавших наиболее активное участие в подготовке и проведении научно-технических чтений, пропаганде и внедрении у учебно-воспитательный процесс передового педагогического опыта.

По этому  вопросу издается приказ начальника областного управления начального профессионального образования.

Оргкомитет отбирает лучшие работы из числа представленных участниками научно-технических чтений , организует их оформление , при необходимости доработку и готовит к представлению в ИРПО.

Оргкомитет составляет и отправляет в  областное управление начального профессионального образования информацию по итогам научно-технических чтений по следующим вопросам:

-         по каким проблемам проводились научно-технические чтения;

-         количество  и наименование докладов;

-         состав докладчиков (категории инженерно-педагогических работников, заслуженных преподавателей и мастеров производственного обучения);

-         число участников научно-технических чтений;

-         рекомендации по внедрению предложенного участниками передового опыта, предложения участников по улучшению подготовки и проведения очередных научно-технических чтений;

-         актуальные проблемы профессиональной педагогики, психологии требующие обсуждения на очередных научно-технических чтениях;

-         перечень экспонатов  представленных участниками научно-технических чтениях и их краткое описание.

 

Научно-технические чтения  - это пропаганда и распространение передового педагогического опыта. Эффективность внедрения передового опыта обусловливается его актуальностью, социальной значимостью, содержанием.  Непременным условием эффективности внедряемого новшество является теоретическое осмысление содержания профессионально-педагогическими работниками и разработка организационно-технических мер  и действий для изучения передового опыта и его внедрения. Поэтому тематику и проблемы рассмотренные на научно-технических чтениях  следует распространять среди профессионально-педагогических работников и помочь им в использовании этих материалов.

В    работе по изучению, распространению и внедрению передового опыта  активную роль должна  играть методическая служба образовательного учреждения. Методической службе следует устанавливать постоянный контроль и  оказывать постоянную конкретную помощь педагогическим коллективам, преподавателям и мастерам производственного обучения по подготовке к участию в научно-технических чтениях  и внедрению передового педагогического опыта.

Участие в научно-технических чтениях  побуждает педагогических работников интерес к поиску новых методов работы, к анализу собственного опыта и отношения к работе и поэтому  к проведению научно-технических чтений необходимо уделить большое внимание.

Приложение 1. 

СТРУКТУРА
анализа, рецензирования и оценки доклада
( реферата, сообщения)

____________________________________________________________________

                             (наименование доклада, реферата, сообщения)


____________________________________________________________________

                       (фамилия, имя, отчество автора)

 

№ п/п

     Наименование критериев

 Оценка

     1

Целостность работы и глубина раскрытия темы

 

     2

Актуальность и профессиональная направленность работы

 

     3

Анализ, обзор представленной проблемы

 

     4

Совершенствование производственного обучения и профессионального творчества в образовательном процессе

 

     5

Методические и практические нароботки по представленной теме. Представление примеров и передового опыта.

 

     6

Индивидуальный подход и самостоятельность автора в раскрытии темы. Личный опыт.

 

     7

Содержание и качественный уровень иллюстративного материала ( таблицы, чертежи, рисунки, фото)

 

    8

Результаты практического применения и внедрения опыта, эффективность, отдача.

 

    9

Уровень и грамотность оформления работы. Аккуратность исполнения работы.

 

   10

Наличие рецензии

 

   11

Наличие  плана

 

   12

Наличие списка литературы

 

  

Общее количество баллов

 

                                                                                                                                                                                                                                                                         

Приложение 2

Р Е Ц Е Н З И Я
областных научно-технических чтений на
представленную работу, доклад, реферат

Место и дата проведения--------------------------------------------------------------------

Состав экспертной комиссии----------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Тема работы:----------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Фамилия, имя, отчество автора и сведения об авторе-------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Рецензия на работу --------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Члены экспертной комиссии: ----------------------------------------------------------------

                                                                                         (подписи)

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаревский В.Б.  Формирование у преподавателей профессионально-технических училищ творческого отношения к изучению педагогической науки и применение ее в учебно- воспитательном  процессе. Методические рекомендации. -М.: Высшая школа, 1986.

2. Загвязинский В.И. Организация, изучение и распространение передового педагогического опыта. -Тюмень, 1986.

3. Олейник В.В., Уварова Н.М.    Организация  работы  среднего  профетехучилища  по  внедрению достижений  педагогической  науки  и  передового  производственного  опыта.  - М .:  Высшая школа, 1989.

4.     Скаткин М.Н. Изучение  и  обобщение  педагогического  опыта.  В кн.   Общие основы педагогики. -М.: 1986

5.     Валеев Г.Х. Объект, предмет и тема научного исследования. / /Педагогика №2, 2002.

6.     Справочник мастера производственного обучения / Ю.А.Якуба, А.В.Елистратов, О.Ю.Куракса, С.В.Куракса; Под ред.Ю.А.Якубы. _М.: Издательский центр «Академия», 1999.

7.     Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.

8.     Государственные образовательные стандарты начального профессионального образования. Официальное издание. В 5 т. –М.: ИРПО. 2001.

9.     Энциклопедия профессионального образования. В 3 т. / Под ред. С.Я.Батышева –М.: АПО. 1999.

10.   Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов.: Большая Российская энциклопедия. 1993. 

11. Вараксина Л.Н. Подготовка и проведение педагогических чтений в профессионально-технических училищах (методические рекомендации). – М.: Изд-во ВНМЦ, 1989.

12.Вараксина Л. Н., Михайлова З.Е. Организация изучения, обобщения и внедрения передового опыта в учебно-воспитательный процесс. –М., 1985.

Оренбургский ИПК РО

| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека |