Авторы: Нефедова В.И. - зав.ЦДИТ ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учебная программа «Информационные технологии в управлении образованием» включает в себя перечень разделов и реферативное их описание, наименование видов занятий по каждой теме, время, отведенной на изучение тем. В конце программы представлен список литературы, а также других видов учебно-методических материалов и пособий. Программа предоставляет возможность слушателям курсов повышения квалификации осмыслить собственный опыт и соотнести его с достижениями современной педагогической науки и методики, конкретизировать и активизировать знания о содержании и формах методической работы, сделать анализ качества выполнения своих квалификационных работ. В содержательном отношении программа реализует следующие направления методической деятельности: - обновление содержания образования; - инновационные процессы в образовании, внедрение развивающих моделей обучения и воспитания, новых педагогических технологий; - диагностика уровня педагогического мастерства работника образования и его потребностей. Цель: Доказать повышение эффективности управления в современном образовательном учреждении при условии использования информационных технологий. Задачи: 1. Выделить проблемы информационного обеспечения управления, для решения которых целесообразно использовать информационные и коммуникационные технологии, ориентировать управленцев на эффективные пути их решения. 2. Определить современные подходы к изучению, обобщению и описанию педагогического опыта на основе информационных технологий. 3. Предоставить условия для практической работы в компьютерном классе с информационными массивами с использованием коммуникативных сетей. Информационное общество и роль образовательного процесса в нем. Информатизация и образование. Информационная культура руководителя образовательного учреждения. Формирование информационной культуры педагога. Информационная потребность педагогических работников. Информационная потребность работников управленческих структур. Информационные процессы: сбор, обработка, накопление, хранение, поиск и распространение информации. Информационные технологии в управлении образованием. Безбумажная информатика. Документированная информация. ТЕМА 2. Использование современных технических средств в управлении образовательным процессом. Современные средства связи в управленческих структурах. Копировально-множительная техника в образовательном учреждении. Персональный компьютер, требования к его характеристикам на современном этапе. Эксплуатация персонального компьютера в управленческой среде. ТЕМА 3. Организация работы класса учебно-вычислительной техники. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам. Нормативные ссылки. Требования к классам учебно-вычислительной техники и персональным компьютерам. Требования к помещениям для эксплуатации компьютерной техники. Требования к освещению помещений. Требования к оборудованию рабочих мест: для взрослых, для учащихся средних учебных заведений, для детей дошкольного возраста. Требования к организации труда и отдыха. Требования к организации медицинского обслуживания пользователей ПЭВМ. ТЕМА 4. Программное обеспечение компьютерной техники. Классификация программного обеспечения ПЭВМ. Программные средства для подготовки учебного процесса и анализа его результатов. Программы для автоматизированных систем управления различными образовательными учреждениями. Программные комплексы для проведения учебного процесса. Типология программных средств по методическому назначению программы (тренажеры, контролирующие программные средства, демонстрационные программные средства, информационно-моделирующие, игровые, обучающие). Компьютерные обучающие программы. Педагогические требования к программныс средствам. Соответствие программных средств тематике предмета, обоснование выбора учебного предмета для реализации с помощью перограммных средств. Технические требования к программным средствам (ориентация на серийные образцы классов учебно-вычислительной техники, надежность работы, защита от случацных нажатий клавиш, минимальное время реакции и пр.). Эргономические требования к программам (психологические, физиолого-гигиенические и сервисные). Эстетические требования к программным средствам. Практическая индивидуальная работа с программными средствами с целью экспертной оценки, включающей обоснование по качеству исполнения программных средств. ТЕМА 5. Педагогическая целесообразность использования возможностей компьютерных классов в ходе учебно-воспитательного процесса. Положительные и отрицательные моменты при использовании компьютерного класса в процессе образовательной деятельности. Роль и место учителя в современном образовательном учреждении. Организация учебного процесса. Примеры использования возможностей класса учебно-вычислительной техники в ходе образовательной деятельности. Примеры использования возможностей автоматизированного рабочего места администратора. ТЕМА 6. Современные подходы к обобщению педагогического опыта на основе использования информационных технологий. Понятие педагогического опыта. Дискуссионный характер подходов к пониманию сущности новаторского опыта. Проблема обобщения, описания и передачи педагогического опыта. Индивидуальный стиль педагогической деятельности. Модульная обработка материалов по описанию педагогического опыта. Использование информационных и компьютерных технологий для сбора, хранения, обработки и поиска информации о педагогическом опыте. Организация работы с банком педагогической информации. ТЕМА 7. Практическая работа на персональном компьютере. Аппаратное обеспечение IBM PC: обзор архитектуры ПК, системная шина, центральный процессор, математический сопроцессор, оперативная память, видеосистема, клавиатура, магнитные и другие виды носителей и накопителей, печатающие устройства, устройства ввода изображения, коммуникативное оборудование, особенности переносных компьютеров. Подготовка компьютера к работе. Хранение данных. Работа с текстовыми процессорами. Использование модемов. Основные сведения о параметрах работы модема. Передача данных. Работа с таблицами. Работа с информационно-поисковыми системами. Программа предусматривает такие формы работы, как самостоятельная деятельность слушателей курсов повышения квалификации, консультации, лекции, деловые игры, практические занятия. Информационное обеспечение слушателей курсов:
2. Создать текст в текстовом процессоре. Сохранить текст в памяти, продемонстрировать умение редактирования текста, работу с фрагментами текста, работу с несколькими текстами в разных окнах. 3. Продемонстрировать на созданном массиве возможности вычислительного процессора: построение таблицы, вывод на печать, создание диаграммы. 4. Дать классификацию компьютерных программ, используемых в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения. 5. Представить алгоритм предмашинной обработки педагогического опыта любого педагога на примере своего образовательного учреждения. 6. Какие виды самостоятельной информационной деятельности слушателей в Интернет могут быть организованы в рамках дистанционного обучения? 7. В чем, по Вашему мнению, заключается специфика обучения дистанционно на основе компьютерных телекоммуникаций? 8. В случае выбора формы повышения квалификации, какую бы Вы предпочли для себя лично? Для коллег из Вашего образовательного учреждения? 9. От каких факторов зависит успех внедрения телекоммуникаций в образовательном учреждении? 10. Как Вы думаете, будут ли Ваши коллеги использовать в работе возможность иметь доступ к различным информационным носителям? Что важно сделать, чтобы у Ваших коллег возросла потребность работы с материалами медиатеки? 11. Творческое задание: Представьте себе, что Вы являетесь учителем-куратором дистанционного курса. Что бы Вы хотели узнать о Ваших учащихся? Попробуйте составить анкету для учеников с вопросами, которые помогли бы Вам организовать успешное обучение? 12. Творческое задание: Представьте себе, что Вы – координатор телекоммуникационных проектов в своем образовательном учреждении. Результаты опроса членов коллектива плачевные – большая часть из них не желает работать по данному направлению. Каковы будут Ваши действия в данной ситуации? Что вы станете делать для привлечения педагогов к созданию телекоммуникационных проектов и работе с ними? 2. *Антропологический подход в образовании: методологические аспекты: Материалы региональной научной конференции. 28 мая 1998 г. - Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1998. - 88 с. 3. *Нефедова В.И. Информационная деятельность ООИУУ как фактор развития региональной образовательной среды. Научно-информационный бюллетень «Человек и образование». - Оренбург: Изд-во ОИУУ, 1998. 65-76 с. 4. Словарь терминов по информатике. - М.: Наука, 1971. 5. Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис. - Л.: Наука, 1989. 6. *Бланк Н.В., Нефедова В.И. Некоторые подходы к обработке результатов достижений учащихся. Достижения учащихся как результат образовательной деятельности: сборник статей. - Оренбург: изд-во ООИУУ. Ч.1, 1998. 89-95 с. 7. *Тимченко Л.А. Информационное общество: обзор философских концепций. Антропологические основания образования: Ученые записки ООИУУ. Т.3, - Оренбург: изд-во ОИУУ, 1998. - 77-80 с. 8. *Нефедова В.И. Информационная культура руководителя как потенциал развития образовательного учреждения. Антропологические основания образования: Ученые записки ООИУУ. Т.3, - Оренбург: изд-во ОИУУ, 1998. - 81-87 с. 9. *Зотова Н.К., Смирнова Н.К. К постановке проблемы антропологических оснований образования. Антропологические основания образования: Ученые записки ООИУУ. Т.3, - Оренбург: изд-во ОИУУ, 1998. - 3-15 с. 10. Ефимова О.В., Шафрин Ю.А. Практическое руководство по компьютерной технологии. Учебное издание. М.: ABF, 1997. - 432 с. 11. *Бабушкин М. И др.. WEB-сервер в действии. - СПб: Питер, 1997. - 272 с. 12. *Борланд Р. Эффективная работа с Word 7.0 для Windows 95/ Перев. С англ. - СПб: Питер, 1997. - 1104 с. 13. 13.Васильев Д.В. Делопроизводство на компьютере. -М.: «ПРИОР»,1996.-224 с. 14. 14.Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Соломатин Н.А., Акбердин Р.З и др. - М.:ИНФРА-М, 1997.-432 с. 15. 15.Экономическая информатика. Учебник для вузов. Под ред. Евдокимова В.В. – СПб.: Питер,1997.-592 с. 16. Словарь иностранных слов, М., 1988. 17. Соколов А.В. Информационный подход к документальной коммуникации: Учебное пособие / ЛГИК им. Крупской Н.К. – Л. 1989. – 88 с. 18. *Философский энциклопедический словарь, М., 1986. 19. Жуков Н.И. Информация. Философский анализ. – Минск: 1996. – 154 с. 20. Шерухин Д.Е. Пути повышения эффективности работы отдела информации НИИ. – Л., 1965. – 24 с. 21. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: ВЛАДОС, 1994.-336 с.: 58 ил. 22. Стенюков М.В. - Секретарское дело. - М.:»ПРИОР», 1996. - 192 с. 23. *Дориченко С.А., Ященко В.В. 25 этюдов о шифрах. (Печатается по тексту Дориченко С.А., Ященко В.В. Этюды о шрифтах. М., «ТЕИС», 1994).//Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». Информатика. 1997, № 2. 24. *Cербант А. Дума озаботилась будущим Интернет».// Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». Информатика. 1997, № 8. 25. *Герасименко В.А., Вус М.А. Информатика, информация, информационная грамота.//Информатика и вычислительная техника. 1996, №1-2. 26. *Латыпов Р. Интернет: к новому типу образования?//Высшее образование в России. 1997, №3. 27. *Информатика и образование: Научно-методический журнал.- 1995 -1998. - №1-6. 28. * Мультимедиа в образовании: Ежеквартальный журнал-каталог (приложение к журналу «Вестник образования»). – 1998. - №1. 29. Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под редакцией Е.С.Полат. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 192 с. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
назад
|