Реализация творчества учащихся младшего и среднего звена Из опыта работы Кузнецовой Алены Анатольевны, учителя информатики Северной основной школы |
|||||||
Автор: Кузнецова Алена Анатольевна, учитель информатики Северной основной школы Северного района Оренбургской области XXI век - век информатизации, широкого внедрения компьютеров. Современные дети живут в очень богатом информационном пространстве, поэтому очень важно, чтобы они могли грамотно в нём ориентироваться, выбирать нужную информацию. С развитием цифровых технологий и их внедрением в повседневную жизнь стал актуальным вопрос формирования информационной грамотности, эта идея также должна пронизывать содержание всех предметов. Появление Interneta и связанных с ним возможностей доступа к различным сайтам, на которых находится самая разнообразная информация обогатили мир ребёнка. Эта информация может быть очень нужной, интересной, развивающей, образовательной, но она может быть и вредной, жестокой, опасной для ребёнка, но тем не менее доступ к ней открыт. Мы должны дать в руки ребёнку некий инструментарий для разумного и грамотного использования новых для него возможностей, сформировать у него умение получать информацию и использовать её, воспитать культуру общения в компьютерных сетях. Быть информационно грамотным это не только уметь пользоваться компьютером в рамках предмета информатики, это ещё и умение анализировать и оценивать полученную информацию, используя различные схемы: компьютерный поиск ключевых слов в тексте; поиск информации на компакт-дисках; создание несложных информационных объектов; презентация продукта деятельности и т. д. Сегодня мы имеем широкий спектр самых разнообразных курсов информатики, охватывающих как все классы, начиная с первого, так и рассчитанные на отдельные группы учащихся. Особая роль курса информатики в младшем и среднем звене школы заключается прежде всего в том, что именно здесь происходит формирование не только учебной деятельности ребёнка, но и мыслительной сферы, определяющее его творческое развитие в дальнейшем. Дети учатся рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. На этом этапе происходит проявление и формирование творческих качеств личности. Информатика в начальной школе В начальной школе, как известно, происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащимися, которым так не хватает игровой практики. Поэтому применение игровых компьютерных технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельности и, таким образом обеспечить смену ведущей деятельности, сделав при этом обучение неформализованным и интересным. Сочетая работу с учебными тетрадями в курсе "Информатика в играх и задачах" и занятия на компьютерах, можно подключить некоторые программы "Роботландии", да и материалы "Азы информатики" дают хорошие теоретические основы. Учебная среда "ЛогоМиры" позволяет использовать в работе текстовые окна, кнопки, бегунки, графические возможности. "ЛогоМиры" вполне доступна даже первоклассникам. Конечно, от учителя требуется большой подготовки на первых порах, потому что придётся подготовить задания для каждого урока. Возможности анимации в данной среде позволяют ребятам проявлять творческие подходы к решению некоторых задач.
Интегрированный курс "Изобразительное искусство и информационные технологии" в дополнительном образовании учащихся Обучение использованию современных информационных компьютерных технологий целесообразно проводить именно в 5-9-ых классах. Это связано с тем, что содержание информатики в 10-11 классах, с одной стороны, более насыщено теоретическими положениями, является обобщающим для курса информатики средних классов, а с другой стороны, обучение информатике в 10-11 классах подразумевает достаточно уверенную работу с компьютером как средством обучения. Целью интегрированного курса "ИЗО и ИТ" в дополнительном образовании является формирование информационной активности детей в творческой, познавательной, художественной и исследовательской деятельности, формирование вкуса к художественной деятельности, визуальной грамотности, т.е. умения видеть и создавать красивое. Результатами занятий являются рисунки учащихся 5-9 классов . выполненных в графическом редакторе Paint и с помощью векторного редактора, встроенного в Microsoft Office.
Курс помогает развивать смекалку, скоростные качества визуального диалога с компьютером, дизайнерского вкуса, расширяет кругозор и даёт возможность реализовать творческие способности каждого ученика.
Реализация творчества учащихся среднего звена Именно с 5-го по 9-ый класс школьникам преподносятся основные сведения об окружающем мире, именно в это время у школьников идёт осознанное формирование мировоззрения, которое корректируется их личным школьным опытом. С целью обобщения приобретённых знаний полезно вести с учащимися индивидуальную и групповую работу, привлекать их к совместной деятельности, когда ученик или группа учащихся работают над одним проектом определённое время. Кроме того, что учащиеся используют знания, приобретённые на других уроках и информацию из дополнительной литературы, они получают возможность проявить свои творческие способности. Результатом такой работы является школьная электронная газета "Школяр"
и современная музыкальная коллекция, куда практически каждый ученик может привнести что-то своё под наблюдением редактора. В процессе подборки материала и оформления страниц и каталогов ребята полностью увлечены работой, темой проекта., возникает интерес и желание научиться делать лучше, профессиональнее. Востребованные результаты труда говорят о том, что этот труд не бесполезен. Предоставленная школьникам работа в сети Internet открывает для них много дополнительной информации. Задача учителя помочь выбрать материал наиболее ценный. Например группе ребят увлекающейся литературой можно предложить "порыться" в библиотечных каталогах. Тем более, что есть возможность не только посетить интересующий сайт, но и загрузить на ПК статьи, журналы, книги. За небольшое время в нашей электронной библиотеке накопились экземпляры классической, приключенческой, античной и современной литературы, юмористические рассказы и поэзия, и т.д. Поисковые системы позволяют найти издания по автору, названию, тексту. Ребята аккуратно "раскладывают" книги по папкам, организуют каталог по принципу гипертекста. Учитель-предметник и ИКТ С тех пор образование стало массовым процессом, начались поиски повышения эффективности контроля знаний обучаемых, что привело к возрастанию интереса к тестовому контролю знаний. Контроль такого вида обеспечивает хорошую обратную связь преподавателя с обучаемыми: тесты можно проводить так часто, как это необходимо преподавателю, каждый испытуемый проходит тест с той скоростью, с какой ему удобнее. В конце теста выставляется объективная оценка, не зависящая от настроения преподавателя, его отношения к конкретному учащемуся, впечатления от ответов на предыдущие вопросы. Тесты экономят время преподавателя, и это действительно так, если имеется в виду только проведение самого теста, особенно с использованием ЭВМ, когда оценка выставляется сразу же по окончании прохождения теста. Эти преимущества тестов приводят к их широкому использованию, но при этом нужно иметь в виду, что проведение тестов предполагает большую предварительную работу по подготовке и компоновке тестовых заданий. ИКТ позволяют создавать тесты в различных программах. Excel обладает мощными встроенными функциями с возможностью составлять свои собственные и комбинировать имеющиеся функции. Наиболее интересными функциями представляются логические, которые в сочетании с функциями обработки текста и арифметическими функциями позволяют создавать интересные тестовые программы по любому предмету (Приложение1) Возможности программы PowerPoint также предоставляют широкие возможности для создания тестов и дидактических материалов в помощь учителю (Приложение2) Эти тесты могут быть использованы совместно с преподавателями-предметниками, относительная простота составления позволяет привлекать к созданию таких тестов как учителей, так и учащихся. Предоставленное в недавнее время программное обеспечение для школ открывает для ученика широкие возможности изучения различных предметов. Задача учителя информатики и учителя-предметника научить пользоваться базой данных, помочь сформулировать возникающие проблемы, объяснить как находить нужную информацию. Апробированные бинарные уроки дают неплохие результаты, у учащихся появляется интерес к предметам, ранее их не интересующим.
Приведу пример конспекта такого урока по географии. Тема: Население Северной Америки. Страны северной и средней частей материка. Цель урока: Выяснить, каково происхождение народов Северной Америки, выявить основные черты природы, населения и хозяйственной деятельности Канады, проверить знания с помощью теста. Воспитывать ….. Оборудование: Компьютерный класс, CD-диск "География, 7 класс" политическая карта Северной Америки. 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания: · Фронтальный опрос; · Работа с тестом (CD); · Разминка по карте (работа с номенклатурой).
· Повторение плана характеристики страны; · Природные условия Канады; · Органический мир; · Государственный флаг; · Земледелие и скотоводство; · Полезные ископаемые; · Промышленность; · Население. 4.Практическое занятие (CD) 5. Итог урока. 6. Домашнее задание с.195-197.
Изменения школьной культуры, сопутствующие ускоренному развитию информационного общества, требуют более тесного сотрудничества между учителями, большей самостоятельности при принятии решений, увеличения цикла планирования (учебной программы, предметных программ, учебных циклов и проектов). Наряду с обычной учебной работой всё большее значение обретают методы интенсивного обучения, такие, как проектное и активное обучение. Меняется роль учителя –отныне он не монополист информации и единственный источник знаний и наставник, советчик и помощник учеников. |
|||||||
|
|||||||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |