Информатизация регионального образования как средство обеспечения социально-профессиональной мобильности личности | |||||||||
Составитель: Нефедова В.И., руководитель Центра диагностических и информационных технологий Оренбургского областного ИПКРО Дата: 13.12.02 Материалы для Ученого совета Оренбургского областного ИПКРО (ноябрь, 2001 год)
Что такое социальная мобильность? С одной стороны, это «смена позиций, обусловленных внешними обстоятельствами» (отсутствие рабочих мест в регионе, низкий уровень заработной платы, бытовая неустроенность и т.д.) и социальная мобильность в этом случае продиктована необходимостью адаптации к реальным жизненным ситуациям. С другой стороны, социальная мобильность понимается как внутреннее самосовершенствование личности, основанное на стабильных ценностях и потребности в саморазвитии личности. Внутренняя потребность личности требует твердой познавательной основы: грамотность, образованность, профессиональная компетентность. Социальная мобильность личности – симптом ее внутренней свободы и раскрепощенности. Образование является неотъемлемой предпосылкой социальной мобильности, а компетентность – частный случай образования. [1]
Учитывая, что взрослый человек является как объектом, так и субъектом постдипломного образования, используем понятие «социальная мобильность». Понятие «социальная мобильность» пришло в научный обиход вместе с развитием социологии. Не редко это понятие ассоциируют с понятием «компетентность», пришедшим в систему образования взрослых из области «оценочной» деятельности. Компетентность показывает систему повышения квалификации работника образования и если «компетентность» всегда мысленно сопровождается позитивным отношением, то «социальная мобильность» или «социально-профессиональная мобильность» вызывает настороженность. Социально-мобильный субъект труден в общении, «он нередко спорит не только с начальством, но и с режимом. Он прирожденный маргинал» [2] . Именно в этой роли мы, сотрудники ООИПКРО и выступаем в настоящее время, вступив в век информации и технологий, координируя региональные проблемы в рамках модернизации школьного образования. Согласно американскому футурологу О.Тоффлеру, человечество находится сейчас на «третьей волне» – фазе информационно-технологического общества, - когда основным его ресурсом являются уже не капитал, а информация и технология. Возможно, на следующей фазе основным ресурсом станет творчество. Однако если обратиться к ситуации в нашей стране, многое еще препятствует интенсивному включению в фазу информационно-технологического общества» («Как я понимаю философию», М.Мамардашвили). Наш институт и Центр диагностических и информационных технологий в частности, не первый год занимается реализацией обозначенной задачи: ; разрабатывает концептуальные и технологические подходы к созданию единого информационного образовательного пространства в регионе; ; формирует информационную культуру работников образовательных учреждений; ; предлагает подходы по эффективному использованию информационных технологий в образовательной деятельности. Обозначенные проблемы требуют от нас и от наших коллег из образовательных учреждений региона благоприятных условий творческой направленности деятельности социально-профессиональных личностей. Самым оптимальным средством является, пожалуй, единое информационное и образовательное пространство региона, которое формируется в рамках информатизации регионального образования. Информатизация регионального образования является не только необходимым условием успешного развития системы образования, но и важным фактором достижения ее главных целей – повышения уровня образованности и воспитанности людей, формирования у них нового научного мировоззрения, которое должно соответствовать условиям и проблемам развития общества в двадцать первом веке. Системы и средства информатизации могут существенно повысить качество образования в современной школе и его доступность для значительной группы учащихся и педагогов региональных образовательных учреждений. В последнее время средства информатизации все чаще рассматриваются не только как высокоэффективный педагогический инструмент, но и как средство оперативного доступа педагогов и учащихся школ к научной, справочной, энциклопедической и учебно-методической информации. При этом должна быть решена проблема содержания образования на современном этапе, соотношения традиционных составляющих учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений учащегося, учителя и образовательной среды. Следует отметить, что несмотря на то, что последние годы в России, а также и в нашем регионе достаточно активно обсуждается проблема использования компьютерных и информационных технологий в учебно-воспитательном процессе, до сих пор для большей части учителей и учащихся компьютер не является общедоступным средством обучения. Исключением являются элитные школы больших городов и отдельные экспериментальные площадки или опорные школы в городах и селах страны. Например, в Оренбургской области можно отметить ряд образовательных учреждений, в которых компьютерный класс является достаточно востребованным для использования в учебно-воспитательном процессе учителями, учениками и административными работниками: Александровская средняя школа Александровского района, Черноотрожская средняя школа и средняя школа №2 в Саракташском районе, Светлинская средняя школа в Сакмарском районе, лицей №1, гимназии №1, №2, №3 в городе Оренбурге, Дедуровская средняя школа в Оренбургском районе и др.. Однако, рассматривая регион в целом, картина достаточно негативная. Школа в настоящее время не готова принять компьютерный класс как современное учебное средство, позволяющее быть мобильным как организаторам образовательного процесса, так и обучающимся. К сожалению, это именно так, несмотря на то, что техническое оснащение школ вполне достаточное для использования информационных технологий и ресурсов Интернета в образовательном процессе. Под руководством главного управления образованием школы Оренбуржья с 1999 года оснащаются современными компьютерными классами, которые активно входят в жизнь учащихся и педагогических коллективов. Сегодня более пятидесяти опорных школ нашего региона оснащены современными компьютерными классами с выходом в Интернет. Во всех сельских школах в рамках Федеральной программы «Компьютеризация сельской школы» установлены хотя бы по одному современному компьютеру. В ближайшее время в регионе будет решена проблема выхода во всемирную Сеть не только опорных школ, но и расположенных в глубинке сельских школ. Сегодня не может решить обозначенную нами проблему об использовании компьютерного класса как современного учебного средства и система постдипломного образования, которая особое внимание уделяет подготовке кадрового потенциала для образовательных учреждений различных уровней и типов по проблемам использования информационных технологий в профессиональной деятельности. Заметим, что подготовка кадров к реализации данной проблемы должна быть систематической, предусматривающей практическую направленность приобретаемых во время обучения знаний. Работники образовательных учреждений нашего региона должны воспринимать компьютер как необходимый инструмент, а не искусственную среду периодического использования. Как известно из практики, компьютерные классы в школах используются в качестве современного технического средства обучения, в мониторинговых исследованиях качества образования с использованием методик и технологий централизованных процедур тестирования в дистанционных формах, в качестве поисковой среды необходимой и актуальной педагогической информации, в качестве инструмента для организации электронного делопроизводства в управленческой деятельности. Школьные учителя информатики соревнуются друг с другом в формировании банков компьютерных учебных программ и библиотечных ресурсов на различных носителях информации. В последнее время стало модным готовить информацию о себе и представлять в Интернете. В работу включаются и учителя и школьники и управленцы. Это типично не только для школ Оренбургской области, современные российские и зарубежные школы еще не один год будут работать в таком режиме. Чтобы изменить данную ситуацию и эффективно использовать возможности современного компьютерного класса как средство обеспечения социально-профессиональной мобильности необходимо некоторое время. Каждое образовательное учреждение и каждый его работник должны иметь представление о современных информационных технологиях и иметь индивидуальную потребность в использовании их возможностей в повседневной жизнедеятельности. Для того, чтобы компьютерные и информационные технологии являлись в полной мере современными учебными средствами, требуется изменение мировоззренческих позиций не только педагогов и директоров школ, но и учащихся, а также их родителей. Позитивным примером в реализации этого перспективного направления деятельности является работа педагогических коллективов опорных школ Оренбургской области по включению всего педагогического коллектива и управленческого аппарата в непрерывный образовательный процесс по решению проблем информатизации образовательного учреждения. Сегодня под руководством главного управления образованием и научно-методическим обеспечением Оренбургского областного ИПКРО в регионе работают в единой концептуальной парадигме с учетом проблем модернизации школьного образования около 50 опорных школ, из которых для сельских учителей – более 40 опорных школ. Эти школы являются пунктами информационного доступа единой региональной образовательной среды. На их базе перед началом учебного года завершился первый этап очно-заочных курсов для 950 руководящих работников сельских школ, вовлекающий их в мир компьютерных и информационных технологий. Для многих школьников и работников образовательных учреждений компьютер становится естественным средством познания окружающего мира, таким же, как печатная продукция для предыдущих поколений. Складывается впечатление, что больше и проблем-то нет в образовании… Однако впереди – самое сложное. Дело в том, что, используя возможности современных информационных и коммуникационных средств, учитель должен уметь построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы у его учеников возникла потребность в использовании компьютерной базы в самообразовательной деятельности, используя информационные массивы на домашнем компьютере в дополнение к работе с традиционными источниками информации. Только такой подход к организации образовательного процесса должен быть, если целью является информационное обеспечение социально-профессиональной личности. Кроме того, в ближайшие годы вполне распространенным взаимодействием учителя и учащихся будет общение через коммуникационную сеть. Но для того, чтобы ученик или учитель могли получить полноценное образование при использовании дистанционных форм обучения, они должны быть готовыми заниматься самообразованием. Самообразование - это сложный вид деятельности, который предполагает и освоение информационных ресурсов в том числе. Информация и информационные процессы, протекающие в системах различной природы, являются новыми составляющими мировоззрения современного школьника, изучить которые возможно при условии использования всех доступных инструментов и в первую очередь основных школьных дисциплин (информатика, математика, физика, химия, история, география и пр.). В последнее время педагогическим сообществом на российском и региональном уровнях активно обсуждается проблема перехода на 12-летнее школьное образование. Самым важным и основополагающим принципом обновления содержания школьного образования является принцип «личностной ориентации» [3] , который предполагает постепенный переход на экстернатную систему получения образования. Причем, обязательным условием является развитие творческих способностей обучающихся, учет их интересов и склонностей, а также выстраивание индивидуальных образовательных траекторий по дифференцированным ориентациям. Современное школьное и постдипломное образование ждет от организаторов образовательного процесса реализации принципа «личностной ориентации», столь необходимой и желанной для заказчиков образовательных услуг – учащихся и их родителей, педагогов и директоров школ. В условиях глобализации общественных проблем, ведущих к формированию современного информационного общества, возникают новые виды человеческой деятельности, которые «ставят людей перед необходимостью мобильно реагировать на происходящие изменения, чаще всего в ситуации неопределенности и риска. В то же время и сам человек постепенно все больше осознает свою самоценность и уникальность, свою роль в трансформации общества и его конструировании» [4] . Образ современного человека ассоциируется с образом человека, способного «выстраивать свою жизнедеятельность» [5] . Современный человек должен обладать внутренней гибкостью, иметь разнообразные интересы, понимать «ценности самосовершенствования» [6] . Именно этими качествами должен быть наделен работник современной школы. Помогать ему в этом призваны в первую очередь андрагоги в постдипломных образовательных учреждениях. Для решения выделенных нами проблем были проведены социологические исследования, результатами которых располагают Администрация Оренбургской области, Главное управление образованием и Оренбургский областной ИПКРО, территориальные отделы образования, являющиеся главными стратегами региональной образовательной политики. В перспективном развитии региональной образовательной среды учтен социальный заказ, выявленный в результате социологических исследований: “Профессионально-личностная готовность педагогических и руководящих кадров области к обеспечению учебно-личностных достижений учащихся”, в котором участвовало более 380 работников образования; “Социологический профиль уровня обеспечения учебно-личностных достижений учащихся”, в ходе которого было опрошено около 1800 выпускников школ городов и сел. Заметим, что по данным социологических исследований потребность в повседневном использовании информационных массивов глобальной сети для самообразования у работников образования крайне низкая из-за отсутствия навыков работы с базами данных и постоянного доступа к этим массивам. В настоящее время картина несколько иная: более 50 опорных школ региона, Центр диагностических и информационных технологий ООИПКРО, Оренбургский государственный университет, Оренбургский государственный педагогический университет готовы предоставить доступ к региональным и глобальным информационным массивам, а также и оказать консультационную услугу для пользователей Интернет. Степень освоения умений и навыков ориентации в информационном пространстве у выпускников 2000 года школ Оренбургской области показывает, что различия в зависимости от статуса места проживания наблюдаются только в данных, касающихся умения пользоваться Интернетом. С удалением от областного центра показатель умения пользоваться Интернетом еще более понижается:
Выявлено, что на селе значительно выше показатель использования в качестве источников информации газет и журналов, а также телевидения: ; газеты и журналы - 0,86 балла (для сравнения: Оренбург - 0,78, Орск - 0,78, малые города - 0,79 балла), ; телевидение - 0,82 балла (для сравнения: Оренбург - 0,78, Орск - 0,75, малые города - 0,78 балла). По итогам социологического исследования сделаны выводы о том, что “роль школы, как субъекта образовательного и развивающего процесса, имеющего предполагаемое высокое значение в передаче и развитии богатства культуры и языка, на практике не осуществляет в полном объеме эту важную функцию” [7] . Как мы видим, выделенный нами круг проблем современной молодежи Оренбургского региона, выявленный в ходе социологического исследования, подтверждает своевременность и безотлагательность модернизации школьного образования. Диагностические и прогнозируемые материалы ученых говорят о том, что “…переживаемая нами эпоха – это эпоха посттоталитарного развития, когда все социальные и общественные институты, человеческое сообщество в целом и каждый человек в отдельности переживают известную раздвоенность: прежний порядок идеализируется, новый вызывает отторжение и страх”. Сегодня педагогическое сообщество с раздражением и негодованием отвергает то, что им предлагается в условиях модернизации школьного образования: уступить место лидера ученику, признать право ученика на самообразование (значит, на возражение, непослушание), согласиться с тем, что для учителя или директора приоритетно будущее ученика, а не самого учителя или директора школы. Мы говорим об изменении функции социально-образовательных институтов в связи с развитием “полифункциональной модели образования”, результатом которых является внутреннее изменение общества, вышедшего из “тоталитаризма”, но не имеющих еще демократических традиций [8] . Предлагаем посмотреть на современного работника образовательного учреждения (учителя, директора или его заместителя) с учетом андрагогической составляющей, которая, на наш взгляд, является приоритетной в период модернизации школьного образования. Каждый из перечисленных работников должен уметь адекватно оценивать свои успехи и определять задачи для успешной профессиональной самореализации (самоидентификации). Он должен уметь выделять свои сильные профессиональные, методические и личностные стороны, принимать к сведению позитивные стороны общения с коллегами, а также отслеживать и фиксировать все проблемы, которые возникали в общении с учениками, родителями, коллегами, администрацией на разных ступенях. Каждый член коллектива современной школы должен иметь программу образовательной деятельности, предусматривающую концептуальные подходы к его профессиональному и личностному росту и детализированный план на ближайший год. [9] Это важно. Причем, это особенно важно для молодого специалиста, для которого более чем для профессионала со стажем работы требуется дополнительное и эффективное средство обеспечения социально-профессиональной мобильности личности – информатизация. В условиях глобализации общественных проблем, ведущих к формированию современного информационного общества, возникают новые виды человеческой деятельности, которые “ставят людей перед необходимостью мобильно реагировать на происходящие изменения, чаще всего в ситуации неопределенности и риска. В то же время и сам человек постепенно все больше осознает свою самоценность и уникальность, свою роль в трансформации общества и его конструировании” [10] . Образ современного человека ассоциируется с образом человека, способного “выстраивать свою жизнедеятельность”. Современный человек должен обладать внутренней гибкостью, иметь разнообразные интересы, понимать “ценности самосовершенствования” [11] . Именно этими качествами должен быть наделен работник современной школы в условиях модернизации образования. Помогать ему в этом призваны в первую очередь андрагоги в постдипломных образовательных учреждениях. В настоящее время в системе постдипломного образования одним из слабых и несовершенных мест является возможность получения образования теми, кто нуждается в нестандартных условиях обучения. Более других нуждаются в нестандартных условиях обучения руководящие работники – категория людей, сверх занятая на производстве, которая требует нетрадиционных форм образования (дистанционные, экстернаты и пр.). Например, как самостоятельное образовательное учреждение «экстернат – это мобильное учебное заведение с гибкой организационной структурой, перестраивающее свою деятельность в связи с изменением социальных потребностей региона и образовательных потребностей населения, ориентирующееся в работе на принцип опережающего воздействия (не только спрос определяет предложение образовательных услуг, но и предложение стимулирует развитие потребностей)» [12] . С учетом требований новых форм автономного обучения в практику образования взрослых вошли такие альтернативные формы по отношению к традиционной системе академического образования, как дистанционное обучение (образование) и «открытое» образование. «Открытое образование – это современная система академического образования взрослых, которая является продолжением так называемого независимого образования, независимого от университетской системы» [13] . Заметим, что традиционная система образования отводит академическим преподавателям более высокое положение по отношению к обучаемому, чем система открытого образования, в которой учитель играет роль советчика и организатора самостоятельной активности обучающихся. Постдипломное образование вполне может использовать такую форму образования, как «Неделя образования взрослых в России», имеющая апробацию на базе Международного передвижного Института под общим руководством РОО «Дом Европы» в Санкт-Петербурге и научно-методическим руководством Института образования взрослых РАО [14] : 1. Было получено представление о реализации форм образования взрослых: от традиционных «круглых столов», лекций, практикумов до активно осваиваемых андрагогами тренингов, «мозговых атак», творческих мастерских, деловых игр, мастер-классов и т.д.. 2. Выявлен наиболее эффективный механизм активизации образовательной работы в регионе – формирование социального партнерства в области образования взрослых. 3. Показана эффективность объединения интеллектуальных сил региона, высказано предположение, что «будущее образования взрослых в России, безусловно связано с диверсификацией функций университетов, превращением их в образовательно-культурные центры регионов, активно содействующие созданию на своих территориях обучающего сообщества». 4. Выявлены богатые возможности музеев для обучения взрослых: выступления, выставки, лекции, экскурсии. При этом взрослый имеет возможность получить индивидуальное и неофициальное обучение. 5. Активно включаются в число субъектов образовательной деятельности библиотеки.
Ведущие ученые России отмечают результаты социально-психологических исследований, которые показывают, что “любой работник хочет чувствовать себя сначала личностью, индивидуальностью и только потом работником. Предоставление ему такой возможности обеспечивает успех в управлении” [15] . Современная школа станет престижной в условиях развития и совершенствования мастерства учителя, имеющего стимул к профессиональной самореализации. Это создается только в благоприятных условиях труда, что подтверждает утверждение: “Из всех показателей оценки школы главным следует признать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому” [16] . В этом и состоит андрагогическая составляющая современного образования в условиях информатизации региона. Именно к этому и стремится социально-профессиональная личность любого из образовательных учреждений нашего региона, используя предоставляемые современностью эффективные средства информационных технологий.
[1] Лесохина Л.Н. К обществу образованных людей… / Теория и практика образования взрослых. – СПб.: ИОВ РАО, «Тускарора», 1998. –с.266. [2] Лесохина Л.Н. К обществу образованных людей… / Теория и практика образования взрослых. – СПб.: ИОВ РАО, «Тускарора», 1998. –с.264. [3] Салахов В.М. Переход на 12-летнее образование - это реальность. // Информатика и образование. - 2000. - № 2. - с.11. [4] Шадрина Т.В. Андрагог как аниматор и организатор образования взрослых. // Андрагог в открытом обществе (Материалы российско-польского семинара) / Под ред. Е.А.Соколовской, Т.В.Шадриной. – С-Пб. – Иркутск – Plock – 2000. –с.100. [5] Шадрина Т.В. Андрагог как аниматор и организатор образования взрослых. // Андрагог в открытом обществе (Материалы российско-польского семинара) / Под ред. Е.А.Соколовской, Т.В.Шадриной. – С-Пб. – Иркутск – Plock – 2000. –с.100. [6] Шадрина Т.В. Андрагог как аниматор и организатор образования взрослых. // Андрагог в открытом обществе (Материалы российско-польского семинара) / Под ред. Е.А.Соколовской, Т.В.Шадриной. – С-Пб. – Иркутск – Plock – 2000. –с.101.
[7] Социологический профиль уровня обеспечения учебно-личностных достижений учащихся // Справка об итогах социологического исследования. Зотова Н.К., Садчикова О.К., Тимченко Л.А. , Нефедова В.И. и др. - 2001. [8] Лесохина Л.Н. К обществу образованных людей… / Теория и практика образования взрослых. – СПб.: ИОВ РАО, “Тускарора”, 1998. –с.152. [9] Методы и методики социально-педагогического исследования / Под ред. С.Г.Вершловского. – СПб.: ИОВ РАО, “Тускарора”, 1999. – с.94-96. [10] Шадрина Т.В. Андрагог как аниматор и организатор образования взрослых. // Андрагог в открытом обществе (Материалы российско-польского семинара) / Под ред. Е.А.Соколовской, Т.В.Шадриной. – С-Пб. – Иркутск – Plock – 2000. – с.100. [11] Шадрина Т.В. Андрагог как аниматор и организатор образования взрослых. // Андрагог в открытом обществе (Материалы российско-польского семинара) / Под ред. Е.А.Соколовской, Т.В.Шадриной. – С-Пб. – Иркутск – Plock – 2000. – с.101.
[12] Владимирская О.Д. Экстернат в России: этапы становления // Андрагог в открытом обществе (Материалы российско-польского семинара) / Под ред. Е.А.Соколовской, Т.В.Шадриной. – С-Пб. – Иркутск – Plock – 2000. – с.39-43. [13] Пултуржицкий Ю. Новые процессы в развитии образования взрослых // Андрагог в открытом обществе (Материалы российско-польского семинара) / Под ред. Е.А.Соколовской, Т.В.Шадриной. – С-Пб. – Иркутск – Plock – 2000. –с.58-63. [14] Литвинова Н.П. Международный проект «Неделя образования взрослых в России» // Андрагог в открытом обществе (Материалы российско-польского семинара) / Под ред. Е.А.Соколовской, Т.В.Шадриной. – С-Пб. – Иркутск – Plock – 2000. – с.45-48. [15] Вершловский С.Г. Социально-андрагогические проблемы управления современной школой. // Андрагог в открытом обществе (Материалы российско-польского семинара) / Под ред. Е.А.Соколовской, Т.В.Шадриной. – С-Пб. – Иркутск – Plock – 2000. – с.117. [16] Караковский В.А. Моделирование воспитательной системы “школы общечеловеческих ценностей” // Моделирование воспитательных систем. – М., 1995. – с.79. |
|||||||||
|
|||||||||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |