О роли информационной среды в постдипломном образовании руководящих кадров | ||||
Представила: Нефедова Вера Ивановна (vnefedova@mail.ru), руководитель Центра диагностических и игформационных технологий ООИПКРО Аннотация Информационная среда, информационные технологии призваны стать эффективным средством обучения в системе постдипломного образования руководящих кадров. Учреждению в условиях модернизации школьного образования требуется не просто должность “директор школы” или “руководитель”, а сложная профессиональная деятельность. The role of informational surroundings in the Post—graduated education of leadership Nefedova Vera I. ([email protected]) Orenburg State Teachers' Refreshment Institute, Orenburg Abstract Informational surroundings, information technologies in the system of Post—graduated education of leading establishments. In the conditions of modernization of school education, the establishment requires not just a “headmaster” office or a “leader” office, but a complicated professional activity. Анализ состояния образования в целом позволяет строить планы перспективного развития российского образования, определить стратегическую сущность и тактическую значимость образовательной политики в каждом из регионов. К числу одной из глобальных проблем, требующих научного анализа и практических решений, следует отнести постдипломное образование руководителей образовательных учреждений в условиях модернизации школьного образования, то есть изменений, происшедших в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами. В условиях модернизации постдипломное образование призвано удовлетворить потребность школы, которая нуждается в руководящих кадрах, готовых профессионально организовать работу как с учащимися, так и со взрослыми: учителями, родителями, коллегами из других школ, методическими работниками, попечительскими советами, спонсорами, молодежными организациями, вышестоящим руководством, другими уровнями образования, в том числе и с ректоратом высших учебных заведений. Современная школа имеет высокую потребность в организации работы с людьми в их коллективах. Кроме осознания этой парадигмы, руководящий работник должен быть сам подготовлен к использованию на практике знаний и умений по организации работы педагогического коллектива в условиях модернизации школьного образования. Одним словом, школе в условиях модернизации требуется директор, обладающий искусством руководства взрослым коллективом, которое можно назвать андрагогической подготовкой. К этому искусству руководящие кадры могут прийти как самостоятельно (через самообразование, через многолетний опыт работы), так и в процессе обучения в различных постдипломных образовательных учреждениях (университет педагогического мастерства, институт повышения квалификации работников образования, институт усовершенствования учителей, институт образования взрослых, центр развития образования, факультет повышения квалификации и т.п.). Постдипломное образование ориентировано прежде всего на подготовку руководителя, не просто занимающего традиционную должность “директор школы” или “менеджер образования”, а являющегося компетентным профессионалом—управленцем, способным реализовать образовательные стратегии, заложенные в основу образовательной политики. Творческий коллектив под руководством С.Г.Вершловского предлагает для тех категорий взрослых, образовательный уровень которых и профессиональная подготовка достаточно высоки (например, исследуемые нами руководящие кадры образовательных учреждений), в качестве оценки их трудовой деятельности выбирать комплексный параметр, отражающий степень осмысления взрослым себя как специалиста – социально—профессиональная компетентность. Это, прежде всего, социально—психологическая характеристика личности, а не замер ее профессиональной квалификации и мастерства. Для руководящих работников с андрагогической подготовкой в постдипломном образовании важным критерием является готовность обучающегося к выполнению профессиональных и жизненных задач уровня сложности, определенного самим обучающимся, но достаточным для практической реализации теоретических предпосылок в условиях управления современной школой. Отметим, что одной из особенностей современной социально—образовательной ситуации является большая, чем когда бы то ни было ранее, самостоятельность образовательного учреждения. С одной стороны это активизирует творческие силы педагогического коллектива, содействует развитию инновационных процессов в образовательном учреждении. С другой стороны, процесс управления образовательным учреждением значительно усложнился и требует его качественного преобразования. Качественное преобразование процесса управления образовательным учреждением в свою очередь требует качественного роста профессиональных специалистов, осуществляющих этот процесс. Дело в том, что в условиях модернизации школьного образования необходим процесс управления, требующий не просто тщательного анализа запросов населения, но и “глубокого изучения внутренних ресурсов школы, способных обеспечить эффективность образовательного процесса” (Вершловский С.Г. “Социально—андрагогические проблемы управления современной школой”). В связи с этим повышается роль постдипломного образования для руководящих кадров. Руководитель учреждения в условиях модернизации школьного образования должен быть готов к проведению аналитических мероприятий высокого уровня и на основе квалифицированно сделанных выводов принимать профессиональные управленческие решения. Руководителю школы важно учитывать и согласовывать достаточно противоречивые интересы субъектов образовательного процесса: учителей, учащихся и их родителей. Для удовлетворения разнообразных запросов потребителей необходима достаточно совершенная образовательная система, располагающая широким спектром образовательных услуг. Современное образовательное учреждение любого типа в целях выживания решает широкий спектр задач, для реализации которых необходима эффективная система постдипломного образования руководящих кадров образовательных учреждений, основанная, прежде всего, на использовании информационных и компьютерных технологий, а также передовых (нетрадиционных) форм обучения. Руководитель современной школы должен обладать знаниями и умениями, отличными от традиционных форм управления. Руководитель образовательного учреждения в настоящее время в праве распоряжаться новейшими педагогическими и информационными технологиями, причем он должен ими владеть в совершенстве. У руководящего работника появляется совокупность устойчивых навыков эффективного использования достижений цивилизации, а именно воспитание мотивации и навыков применения информационных технологий. Потребность в знаниях о закономерностях документальных потоков в своей области деятельности и использование возможностей различных систем поиска информации, а также умение работать с различными источниками информации и владение основными способами переработки информации расценивается как качества взрослого человека, обладающего информационной культурой. Следует отметить, что немаловажным является вовлечение каждого директора школы в активный познавательный процесс, предусматривающий применение им на практике знаний теории управления, четкого осознания того, где, с какой целью и каким образом имеющиеся знания могут быть использованы в процессе управления учреждением. Для этого необходимо использовать возможность широкого общения с коллегами из других учреждений своего региона, регионов России и стран мира. Именно профессиональное общение может помочь руководителю построить реальную модель образования для своего образовательного учреждения. Систему средств общения с человеческими знаниями, выполняющую такие функции, как хранение, структурирование и представление важной для образовательного учреждения информации, а также передачу, переработку и обогащение информации, называют информационной средой (Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. “Информационная среда обучения”). Информационная среда способна вовлечь руководителей образовательных учреждений в непрерывный процесс познавательной деятельности, предусматривающий наряду с традиционными и дистанционные формы обучения, которые на наш взгляд, наиболее разумно использовать в непрерывном и самообразовательном процессах постдипломного образования руководящих работников любого ранга.
|
||||
|
||||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |