О тенденциях повышения квалификации педагогическими и руководящими работниками региона
за период с 1997 по 2002 год

Представила: Тырсина Е.Н., зав.УМК социолого-диагностической службы
Дата: 10.10.02

1.1. Повышение квалификации работников образования по различным типам курсовой подготовки

 Всего за пять лет в полном объеме часов прошли курсовую подготовку 34111 работников образовательных учреждений Оренбургской области, что составляет 80% от общего числа работников регионального образования:

Таблица 1

Учебный год

Количество человек

1997-1998

4053

1998-1999

5768

1999-2000

7499

2000-2001

8872

2001-2002

7919

Итого:

34111

 

Анализ статистических отчетов по итогам повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений показывает, что на курсах повышения квалификации к аттестации на первую, вторую и высшую  квалификационные категории за последние пять учебных лет выполнили полный объем часов и получили сертификаты 12070 человек (35% от общего числа обученных на курсах), из них:

·                 на 1 квалификационную  категорию  (А1) – 7107 человек (59% от общего числа педагогов, претендующих на квалификационные категории),

·                 на 2 квалификационную категорию (А2) – 3883 человека (32% от общего числа педагогов, претендующих на квалификационные категории),

·                 на высшую квалификационную категорию (АВ) – 1080 человек (9% от общего числа педагогов, претендующих на квалификационные категории) (Таблица 2):

Таблица 2

 

Учебный год

 

Всего:

Первая категория

(А1)

Вторая категория

(А2)

Высшая категория

(АВ)

1997-1998

1775

1011

705

59

1998-1999

1724

825

732

167

1999-2000

2519

1358

955

206

2000-2001

3049

1762

1003

284

2001-2002

3003

2151

488

364

Итого:

12070

7107

3883

1080

На курсах базового повышения квалификации (БП), проблемных курсах (ПР, МО, ПС, КЭ, СК, ТП), стажировках (СТ) за последние пять учебных лет выполнили полный объем часов и получили сертификаты 17354 человека (51% от общего числа обученных на курсах), в том числе:

·                     на курсах базового повышения квалификации (БП) – 2644 человека (8% от общего числа обученных на курсах),

·                     на проблемных курсах (ПР – по актуальным проблемам, МО – для руководителей методических объединений, ПС – проблемные курсы-стажировки, КЭ – курсы экспертов, СК - спецкурсы, ТП – курсы для конкурсантов и авторские курсы) – 13633 человека (40% от общего числа обученных на курсах),

·                     на стажировках (СТ) – 1080 человек (3% от общего числа обученных на курсах), (Таблица 3).

Таблица 3

Учебный год

Всего

Курсы базового повышения

(БП)

Курсы по проблемам (ПР, МО, ПС, КЭ, СК, ТП)

Стажировка

(СТ)

1997-1998

2020

208

1578

237

1998-1999

2311

406

1822

83

1999-2000

4016

593

3155

268

2000-2001

4646

808

3494

344

2001-2002

4361

629

3584

148

Итого:

17354

2644

13633

1080

В последние четыре года в регионе активизирована организация повышения квалификации для руководящих работников образовательных учреждений. Отметим количество руководящих работников, которые работали на курсах повышения квалификации, программа которых предназначена специально для руководящих работников образовательных учреждений:

1. На курсах профессиональной переподготовки руководителей  на соответствие занимаемой должности:1 уровень (Р1) за пять учебных лет выполнили полный объем часов и получили сертификаты 1734 человека:

Таблица 4

Учебный год

Количество человек

1997-1998

84

1998-1999

534

1999-2000

476

2000-2001

336

2001-2002

304

Итого:

1734


2. На курсах профессиональной переподготовки руководителей на соответствие занимаемой должности: 2 уровень “Менеджмент в образовании” (Р2) за четыре учебных года прошли защиту 145 человек:

 

Таблица 5

Учебный год

Количество человек

1998-1999

55

1999-2000

31

2000-2001

29

2001-2002

30

Итого:

145


3. На курсах повышения квалификации к аттестации на первую квалификационную категорию (Ф1) с 1998 года прошли курсы в полном объеме часов  977 руководящих работников:

Таблица 6

Учебный год

Количество человек

1998-1999

127

1999-2000

349

2000-2001

413

2001-2002

88

Итого:

977


4. На курсах повышения квалификации к аттестации на высшую категорию (ФВ) за три учебных года прошли защиту первого теоретического направления аттестации 255 руководящих работников:

Таблица 7

Учебный год

Количество человек

1998-1999

18

1999-2000

108

2000-2001

77

2001-2002

52

Итого:

255

 

5. На стажировках и на курсах повышения квалификации по различным проблемам за пять учебных лет руководящие работники образовательных учреждений прошли обучение в количестве 1624 человек по следующим видам курсовой подготовки:

;      курсы по проблемам управления современным образовательным учреждением в условиях реформирования и модернизации школьного образования – 582 человека;

;      стажировки  на базе опорных образовательных учреждений – 77 человек;

;      конкурс «Лидер образования» - 18 человек

;      курсы профессиональной переподготовки для заведующих РМК/ГМК – 40 человек, для заведующих (начальников) ОО (УО) и управлений – 41 человек.

;      курсы по применению средств компьютерных и информационных технологий в профессиональной деятельности для руководящих кадров и резерва в руководящие кадры – 956 человек.


1.2. Представительство работников образовательных учреждений на курсах повышения квалификации от территориальных отделов образования.

Анализ статистических отчетов по итогам курсовой подготовки за период с 1997/1998 по 2001/2002 учебные годы позволяет построить рейтинговый ряд территорий по представительству педагогических и руководящих работников на курсах повышения квалификации.

В рейтинговом ряду можно выделить четыре группы территорий:

1 группа самые представительные по количеству слушателей курсов два больших города – Оренбург (7533 человек) и Орск (3329 человек), что составляет 32% от общего количества слушателей курсов по всей области за пять лет  (таблица 8):

Таблица  8

Количество человек, прошедших курсы повышения квалификации в полном объеме часов на базе ООИПКРО

Название территории

1997/1998

уч.г.

1998/1999

уч.г.

1999/2000

уч.г

2000/2001

уч.г

2001/2002 уч.г

Всего

1. г.ОРЕНБУРГ

1415

1394

1552

2007

1165

7533

2. г. ОРСК

392

887

764

792

494

3329

Всего в данной группе:

1807

2281

2316

2799

1660

10862

Всего по региону:

4053

5768

7499

8872

7919

34111

Процент от общего числа по региону (%)

45

40

31

32

24

32

Заметим, что в больших городах региона в 2001/2002 учебном году прошли повышение квалификации всего 24%, что по сравнению с прошлым годом – на 8% меньше.

2 группа включает в себя 15 территорий, которые за пять учебных лет обеспечили повышение квалификации работникам образовательных учреждений в ООИПКРО в количестве от 600 до 1134 человек (Таблица 9):

Таблица 9

Количество человек, прошедших курсы повышения квалификации в полном объеме часов на базе ООИПКРО

Название территории

1997/1998 уч.г.

1998/1999 уч.г.

1999/2000 уч.г

2000/2001 уч.г

2001/2002 уч.год

ИТОГО

1. ОРЕНБУРГСКИЙ

230

146

162

352

244

1134

2. г.НОВОТРОИЦК

144

154

257

220

354

1129

3. АЛЕКСАНДРОВСКИЙ

117

196

222

263

205

1003

4. г.БУГУРУСЛАН            

26

201

217

290

258

992

5. САРАКТАШСКИЙ

160

113

172

235

259

939

6. КУВАНДЫКСКИЙ

87

156

226

235

205

909

7. НОВООРСКИЙ              

39

93

159

249

245

785

8. СОЛЬ-ИЛЕЦКИЙ

83

142

178

192

173

768

9. АКБУЛАКСКИЙ             

34

126

105

293

183

741

10. БУГУРУСЛАНСКИЙ

14

155

133

165

213

680

11. г.БУЗУЛУК               

120

114

127

85

218

664

12. КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ

120

34

261

95

127

637

13. ПЕРВОМАЙСКИЙ

77

107

106

178

154

622

14. АБДУЛИНСКИЙ

51

100

64

217

179

611

15. КУРМАНАЕВСКИЙ

24

77

232

94

179

606

Всего в данной группе:

1326

1914

2621

3163

3196

12220

Всего по региону:

4053

5768

7499

8872

7919

34111

Процент от общего числа по региону (%)

32

33

34

35

40

36

Заметим некоторые тенденции в количественных показателях анализируемых территорий по сравнению с прошлым учебным годом. Например, тенденции к увеличению количественных показателей в процессе повышения квалификации зафиксированы в шести территориях:

1. НОВОТРОИЦК

134

2.     БУЗУЛУК               

133

3.     КУРМАНАЕВСКИЙ           

85

4.     БУГУРУСЛАНСКИЙ

48

5.     КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ 

32

6.     САРАКТАШСКИЙ

24

Тенденции к спаду количественных показателей в процессе повышения квалификации зафиксированы в девяти территориях:

1.     НОВООРСКИЙ

-4

2.     СОЛЬ-ИЛЕЦКИЙ

-19

3.     ПЕРВОМАЙСКИЙ

-24

4.     КУВАНДЫКСКИЙ

-30

5.     БУГУРУСЛАН

-32

6.     АБДУЛИНСКИЙ 

-38

7.     АЛЕКСАНДРОВСКИЙ

-58

8.     ОРЕНБУРГСКИЙ

-108

9.     АКБУЛАКСКИЙ 

-110

3 группа включает в себя 15 территорий, которые за пять учебных лет обеспечили повышение квалификации работникам образовательных учреждений в ООИПКРО в количестве от 400 до 600 человек (Таблица 10):

Таблица 10

Количество человек, прошедших курсы повышения квалификации в полном объеме часов на базе ООИПКРО

Название территории

1997/1998 уч.г.

1998/1999 уч.г.

1999/2000 уч.г

2000/2001 уч.г

2001/2002 уч.год

ИТОГО

1.АДАМОВСКИЙ              

45

84

96

146

213

584

2. ТЮЛЬГАНСКИЙ

40

48

109

239

147

583

3. г.ГАЙ                   

108

171

119

140

39

577

4. БЕЛЯЕВСКИЙ              

69

66

100

171

140

546

5. СЕВЕРНЫЙ                

23

72

115

176

160

546

6. СОРОЧИНСКИЙ

34

54

223

131

103

545

7. НОВОСЕРГИЕВСКИЙ

55

155

76

93

156

535

8. ЯСНЕНСКИЙ               

56

110

125

119

102

512

9. САКМАРСКИЙ              

65

47

132

131

129

504

10. ПЕРЕВОЛОЦКИЙ

51

67

189

122

68

497

11. ТОЦКИЙ                  

14

27

229

92

130

492

12. ИЛЕКСКИЙ                

25

48

120

176

110

479

13. АСЕКЕЕВСКИЙ

22

86

152

97

83

440

14. ОКТЯБРЬСКИЙ

54

45

82

98

158

437

15. ШАРЛЫКСКИЙ

10

51

72

133

138

404

Всего в данной группе:

671

1131

1939

2064

1876

7681

Всего по региону:

4053

5768

7499

8872

7919

34111

Процент от общего числа по региону (%)

17

20

26

23

24

23

4 группа включает в себя 13 территорий, которые за пять учебных лет обеспечили повышение квалификации работникам образовательных учреждений в ООИПКРО в количестве менее 400 человек (Таблица 11):

Таблица 11

Количество человек, прошедших курсы повышения квалификации в полном объеме часов на базе ООИПКРО

Название территории

1997/1998 уч.г.

1998/1999 уч.г.

1999/2000 уч.г

2000/2001 уч.г

2001/2002 уч.год

ИТОГО

1. МАТВЕЕВСКИЙ             

29

71

97

95

103

395

2. КВАРКЕНСКИЙ             

26

33

75

100

132

366

3. ДОМБАРОВСКИЙ            

29

42

69

108

92

340

4. ПОНОМАРЕВСКИЙ            

16

52

56

76

134

334

5. БУЗУЛУКСКИЙ             

25

16

27

32

222

322

7. ТАШЛИНСКИЙ              

32

31

49

123

74

309

8. г.МЕДНОГОРСК            

20

18

60

81

120

299

9. г.СОРОЧИНСК             

16

35

70

65

101

287

10. ГАЙСКИЙ                  

29

48

42

84

58

261

11. СВЕТЛИНСКИЙ             

15

33

50

49

93

240

12. ГРАЧЕВСКИЙ              

12

63

28

33

47

183

13. ЗАТО п.Комаровский

       

12

12

Всего в данной группе:

249

442

623

846

1188

3348

Всего по региону:

4053

5768

7499

8872

7919

34111

Процент от общего числа по региону (%)

6

8

8

10

15

10

Отметим, что восемь территорий активизировали повышение квалификации своих работников образовательной системы (Бузулукский район организовал обучение учителей начальных классов по проблеме «Содержание и методика работы по УМК "Гармония"»; Пономаревский район, г. Медногорск организовали на договорной основе повышение квалификации для руководящих кадров и учителей образовательных учреждений; Светлинский район организовал пропедевтический курс для учителей начальной школы; г. Сорочинск организовал на договорной основе повышение квалификации работников образования на первую квалификационную категорию; Кваркенский район организовал обучение руководящих кадров и претендентов на первую квалификационную категорию:

1.     БУЗУЛУКСКИЙ             

190

2.     ПОНОМАРЕВСКИЙ           

58

3.     СВЕТЛИНСКИЙ             

44

4.     МЕДНОГОРСК            

39

5.     СОРОЧИНСК             

36

6.     КВАРКЕНСКИЙ             

32

7.     ГРАЧЕВСКИЙ              

14

8.     МАТВЕЕВСКИЙ             

8

Заметно снижен количественный состав работников образования на курсах повышения квалификации в трех территориях:

Домбровский – на 16 чел., всего за 5 лет повысили квалификацию в ООИПКРО 63%;

Гайский – на 26 чел, всего за 5 лет повысили квалификацию в ООИПКРО 65%;

Ташлинский – на 49 чел, всего за 5 лет повысили квалификацию в ООИПКРО 46%.

1.3. Представительство слушателей курсовой подготовки по категориям работников образования

Подводя итоги по представительству категорий работников образовательных учреждений различных типов, обратим внимание на рейтинговый ряд по категориям работников (Таблица 12):

Таблица 12

Категория работников образовательных учреждений

Учебные годы

Итого

97/98

98/99

99/2000

2000/2001

2001/2002

1.

Руководящие кадры

418

817

1158

1184

1562

5139

2.

Работники дошкольного образования

718

916

926

1063

887

4510

3.

Учителя начальных классов

326

370

895

1287

1267

4145

4.

Учителя русского языка

286

310

485

653

561

2295

5.

Работники дополнительного образования

358

522

563

390

215

2048

6.

Работники начального проф.образования

249

347

376

321

463

1756

7.

Учителя математики

144

201

320

539

444

1648

8.

Учителя физической культуры и ОБЖ

151

203

277

364

329

1324

9.

Учителя общественных наук

73

270

343

328

288

1302

10.

Учителя иностранных языков

140

205

307

313

294

1259

11.

Учителя технологии

204

207

118

253

269

1051

12.

Учителя биологии

41

169

273

285

181

949

13.

Работники коррекционных учреждений

267

257

224

168

916

14.

Учителя химии

105

152

240

198

163

858

15.

Учителя географии

73

178

173

193

179

796

16.

Учителя и руководители - эксперты

125

115

134

208

100

682

17.

Работники библиотечного дела

34

139

137

194

131

635

18.

Учителя информатики

46

107

101

212

151

617

19.

Учителя физики

57

83

51

169

111

471

20.

Учителя ИЗО, черчения, МХК

85

35

145

81

63

409

21.

Учителя музыки

58

56

82

103

89

388

22.

Социальные педагоги и работники воспитат. систем

     

161

120

281

23.

Работники педколледжа

57

70

30

25

182

24.

Работники национальных школ

15

26

70

29

39

179

25.

Педагоги-психологи

     

92

13

105

26.

Работники вечерних школ

23

13

26

   

62

27.

Бухгалтеры, технические работники

 

 

 

59

 

59

28.

Преподаватели валеологии

 

 

45

 

 

45

Всего:

4053

5768

7499

8872

7919

34111

Рейтинговый ряд позволяет выделить следующие четыре группы:

Первая группа  включает в себя пять категорий работников образования, представительство которых самое многочисленное (от 2048 до 5139 человек). Категория руководящих работников вышла на первое место в рейтинговом ряду, так как в начале учебного года были организованы очно-заочные курсы по использованию компьютерных и информационных технологий в профессиональной деятельности для 956 руководящих кадров и резерва в руководящие кадры (Таблица 13):

Таблица 13

Категория работников образовательных учреждений

Учебные годы

Итого

97/98

98/99

99/2000

2000/2001

2001/2002

1.

Руководящие кадры

418

817

1158

1184

1562

5139

2.

Работники дошкольного образования

718

916

926

1063

887

4510

3.

Учителя начальных классов

326

370

895

1287

1267

4145

4.

Учителя русского языка

286

310

485

653

561

2295

5.

Работники дополнительного образования

358

522

563

390

215

2048

Всего:

2106

2935

4027

4577

4493

18137

 

Вторая группа состоит из шести категорий работников образовательных учреждений. Все эти категории работников также достаточно массовые. Их численность от 1051 до 1756 человек (таблица 14):

Таблица 14

Категория работников образовательных учреждений

Учебные годы

Итого

97/98

98/99

99/2000

2000/2001

2001/2002

1.

Работники начального проф.образования

249

347

376

321

463

1756

2.

Учителя математики

144

201

320

539

444

1648

3.

Учителя физической культуры и ОБЖ

151

203

277

364

329

1324

4.

Учителя общественных наук

73

270

343

328

288

1302

5.

Учителя иностранных языков

140

205

307

313

294

1259

6.

Учителя технологии

204

207

118

253

269

1051

Всего:

961

1433

1741

2118

2087

8340

Третья группа в рейтинговом ряду состоит из 7 категорий работников (таблица 15), численность которых на курсах повышения квалификации от 617 человек до 949 человек.

Таблица 15

Категория работников образовательных учреждений

Учебные годы

Итого

97/98

98/99

99/2000

2000/2001

2001/2002

1.

Учителя биологии

41

169

273

285

181

949

2.

Работники коррекционных учреждений

267

257

224

168

916

3.

Учителя химии

105

152

240

198

163

858

4.

Учителя географии

73

178

173

193

179

796

5.

Учителя и руководители - эксперты

125

115

134

208

100

682

6.

Работники библиотек образовательных учреждений

34

139

137

194

131

635

7.

Учителя информатики

46

107

101

212

151

617

Всего:

691

1117

1282

1458

905

5453

Четвертая группа  в рейтинговом ряду состоит из 6 категорий работников (таблица 16), численность которых на курсах повышения квалификации менее 500 человек.

Таблица 16

Категория работников образовательных учреждений

Учебные годы

Итого

 

97/98

98/99

99/2000

2000/2001

2001/2002

1.

Учителя физики

57

83

51

169

111

471

2.

Учителя ИЗО, черчения, МХК

85

35

145

81

63

409

3.

Учителя музыки

58

56

82

103

89

388

4.

Социальные педагоги и работники воспитательных систем

0

0

0

161

120

281

5.

Работники национальных школ

15

26

70

29

39

179

6.

Педагоги-психологи

0

0

0

92

13

105

Всего:

215

200

348

635

435

1833

В 2001/2002 учебном году для работников образовательных учреждений области были организованы ряд курсов, в рамках которых одновременно  работали различные категории работников образовательных учреждений.

1. Например, состоялись курсы по проблеме «Обновление структуры и содержания образования (эксперимент)» для экспериментальных школ  по переходу на 12-летнее образование. На курсах работало 58 человек, из них:

·    Руководители образовательных учреждений и их заместители – 13 человек;

·   Учителя биологии – 3 человека;

· Учителя географии – 3 человека;

·  Учителя истории- 3 человека

·    Учителя иностранного языка – 5 человек;

·    Учителя информатики – 3 человека;

·    Учителя математики – 8 человек;

·    Учителя русского языка – 8 человек;

·     Учителя физики – 3 человека;

·     Учителя химии – 2 человека;

·     Учителя начальных классов – 3 человека;

·      Учителя физической культуры и ОБЖ – 4 человека.

В рамках эксперимента работают следующие образовательные учреждения области:

·   Дедуровская средняя школа Оренбургского района;

·   Пригородная средняя школа № 2 Оренбургского района;

·   Ибрагимовская средняя школа Кувандыкского района;

·   Шарлыкская средняя школа № 2;

·   Лицей № 2 г.Оренбурга;

·   Гимназия № 4 г.Оренбурга;

·   Средняя школа № 5 г.Оренбурга;

·  Средняя школа № 30 г.Оренбурга;

·   Средняя школа № 4 г.Орска;

·    Средняя школа № 52 г.Орска.

2. В работе курсов по проблеме «Олимпиадные задачи как средство развития личности ученика и учителя» для педагогических работников приняло участие 57 человек, из них:

·    Учителя биологии – 3 человека;

·    Учителя географии – 2 человека;

·    Учителя истории- 4 человека

·    Учителя иностранного языка – 9 человек;

·    Учителя информатики – 1 человек;

·    Учителя математики – 19 человек;

·   Учителя русского языка – 7 человек;

·   Учителя физики – 3 человека;

·   Учителя химии – 9 человек.

Отметим, что в 2001/2002 учебном году не были организованы курсы специально для таких категорий работников образовательных учреждений, как работники коррекционных учреждений (по причине отсутствия зав. УМК); работники вечерних школ, работники педагогических колледжей, преподаватели валеологии (по причине привлечения их в общие группы педагогических работников), бухгалтеры и технические работники образовательных учреждений (по причине отсутствия социального заказа на эти категории работников).

Общие тенденции по повышению квалификации педагогических работников как будто не вызывают особых тревог.

Однако, если мы обратим внимание на такие предметные области, как история, химия, технология, ОБЖ и музыка, то можем отметить следующие проблемы:

История

За пять лет – 1302 человека. Лидируют города Оренбург (202) и Орск (107). В Александровском районе повысили квалификацию 79 человек, в Шарлыкском – 68 человек, в Грачевском – 55 человек. В остальных – менее 40 учителей истории.

Самые незначительные группы – Асекевский (10 чел), Ташлинский (15 чел)., г.Медногорск (9 чел.)

Химия

Всего за  пять лет – 858 чел. Самые массовые группы из Оренбурга (158),  Орска(32), Шарлыкского района (45), Оренбургского района (39) . В остальных – менее 30 чел.

Самые незначительные группы обучающихся за три последние года – Ташлинский (2), Гайский (6); Асекеевский , Кваркенский (5), Медногорск, Новосергиевский (7).

Технология

За три года – 1051 человек. Лидируют города Оренбург (122), Орск (92), Адамовский (52). Все другие территории – менее 30 человек. Самые малые группы – Гайский, Ташлинский (2), Грачевский (3), Домбаровский (4).

ОБЖ

За последние 2 года – 174 чел. Самая большая группа – из Оренбурга (19 чел.).

Вообще не повышали квалификацию учителя ОБЖ из г. Гая.

 Музыка

За пять лет повысили квалификацию 388 чел. Лидирует г. Оренбург (154).

Не обучали за три года ни одного учителя музыки из таких районов, как Асекевский, Бузулукский, Грачевский, Матвеевский, Северный, Ташлинский.

 

Оренбургский ИПК РО

| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека |