О тенденциях повышения квалификации педагогическими и руководящими работниками региона за период с 1997 по 2002 год |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Представила: Тырсина Е.Н., зав.УМК социолого-диагностической службы 1.1. Повышение квалификации работников образования по различным типам курсовой подготовки Всего за пять лет в полном объеме часов прошли курсовую подготовку 34111 работников образовательных учреждений Оренбургской области, что составляет 80% от общего числа работников регионального образования:
Анализ статистических отчетов по итогам повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений показывает, что на курсах повышения квалификации к аттестации на первую, вторую и высшую квалификационные категории за последние пять учебных лет выполнили полный объем часов и получили сертификаты 12070 человек (35% от общего числа обученных на курсах), из них: · на 1 квалификационную категорию (А1) – 7107 человек (59% от общего числа педагогов, претендующих на квалификационные категории), · на 2 квалификационную категорию (А2) – 3883 человека (32% от общего числа педагогов, претендующих на квалификационные категории), · на высшую квалификационную категорию (АВ) – 1080 человек (9% от общего числа педагогов, претендующих на квалификационные категории) (Таблица 2):
На курсах базового повышения квалификации (БП), проблемных курсах (ПР, МО, ПС, КЭ, СК, ТП), стажировках (СТ) за последние пять учебных лет выполнили полный объем часов и получили сертификаты 17354 человека (51% от общего числа обученных на курсах), в том числе: · на курсах базового повышения квалификации (БП) – 2644 человека (8% от общего числа обученных на курсах), · на проблемных курсах (ПР – по актуальным проблемам, МО – для руководителей методических объединений, ПС – проблемные курсы-стажировки, КЭ – курсы экспертов, СК - спецкурсы, ТП – курсы для конкурсантов и авторские курсы) – 13633 человека (40% от общего числа обученных на курсах), · на стажировках (СТ) – 1080 человек (3% от общего числа обученных на курсах), (Таблица 3).
В последние четыре года в регионе активизирована организация повышения квалификации для руководящих работников образовательных учреждений. Отметим количество руководящих работников, которые работали на курсах повышения квалификации, программа которых предназначена специально для руководящих работников образовательных учреждений: 1. На курсах профессиональной переподготовки руководителей на соответствие занимаемой должности:1 уровень (Р1) за пять учебных лет выполнили полный объем часов и получили сертификаты 1734 человека:
5. На стажировках и на курсах повышения квалификации по различным проблемам за пять учебных лет руководящие работники образовательных учреждений прошли обучение в количестве 1624 человек по следующим видам курсовой подготовки: ; курсы по проблемам управления современным образовательным учреждением в условиях реформирования и модернизации школьного образования – 582 человека; ; стажировки на базе опорных образовательных учреждений – 77 человек; ; конкурс «Лидер образования» - 18 человек ; курсы профессиональной переподготовки для заведующих РМК/ГМК – 40 человек, для заведующих (начальников) ОО (УО) и управлений – 41 человек. ; курсы по применению средств компьютерных и информационных технологий в профессиональной деятельности для руководящих кадров и резерва в руководящие кадры – 956 человек.
В рейтинговом ряду можно выделить четыре группы территорий: 1 группа – самые представительные по количеству слушателей курсов два больших города – Оренбург (7533 человек) и Орск (3329 человек), что составляет 32% от общего количества слушателей курсов по всей области за пять лет (таблица 8):
Заметим, что в больших городах региона в 2001/2002 учебном году прошли повышение квалификации всего 24%, что по сравнению с прошлым годом – на 8% меньше. 2 группа включает в себя 15 территорий, которые за пять учебных лет обеспечили повышение квалификации работникам образовательных учреждений в ООИПКРО в количестве от 600 до 1134 человек (Таблица 9):
Заметим некоторые тенденции в количественных показателях анализируемых территорий по сравнению с прошлым учебным годом. Например, тенденции к увеличению количественных показателей в процессе повышения квалификации зафиксированы в шести территориях:
Тенденции к спаду количественных показателей в процессе повышения квалификации зафиксированы в девяти территориях:
3 группа включает в себя 15 территорий, которые за пять учебных лет обеспечили повышение квалификации работникам образовательных учреждений в ООИПКРО в количестве от 400 до 600 человек (Таблица 10):
4 группа включает в себя 13 территорий, которые за пять учебных лет обеспечили повышение квалификации работникам образовательных учреждений в ООИПКРО в количестве менее 400 человек (Таблица 11):
Отметим, что восемь территорий активизировали повышение квалификации своих работников образовательной системы (Бузулукский район организовал обучение учителей начальных классов по проблеме «Содержание и методика работы по УМК "Гармония"»; Пономаревский район, г. Медногорск организовали на договорной основе повышение квалификации для руководящих кадров и учителей образовательных учреждений; Светлинский район организовал пропедевтический курс для учителей начальной школы; г. Сорочинск организовал на договорной основе повышение квалификации работников образования на первую квалификационную категорию; Кваркенский район организовал обучение руководящих кадров и претендентов на первую квалификационную категорию:
Заметно снижен количественный состав работников образования на курсах повышения квалификации в трех территориях: Домбровский – на 16 чел., всего за 5 лет повысили квалификацию в ООИПКРО 63%; Гайский – на 26 чел, всего за 5 лет повысили квалификацию в ООИПКРО 65%; Ташлинский – на 49 чел, всего за 5 лет повысили квалификацию в ООИПКРО 46%.
1.3. Представительство слушателей курсовой подготовки по категориям работников образования
Подводя итоги по представительству категорий работников образовательных учреждений различных типов, обратим внимание на рейтинговый ряд по категориям работников (Таблица 12):
Рейтинговый ряд позволяет выделить следующие четыре группы: Первая группа включает в себя пять категорий работников образования, представительство которых самое многочисленное (от 2048 до 5139 человек). Категория руководящих работников вышла на первое место в рейтинговом ряду, так как в начале учебного года были организованы очно-заочные курсы по использованию компьютерных и информационных технологий в профессиональной деятельности для 956 руководящих кадров и резерва в руководящие кадры (Таблица 13):
Вторая группа состоит из шести категорий работников образовательных учреждений. Все эти категории работников также достаточно массовые. Их численность от 1051 до 1756 человек (таблица 14):
Третья группа в рейтинговом ряду состоит из 7 категорий работников (таблица 15), численность которых на курсах повышения квалификации от 617 человек до 949 человек.
Четвертая группа в рейтинговом ряду состоит из 6 категорий работников (таблица 16), численность которых на курсах повышения квалификации менее 500 человек.
В 2001/2002 учебном году для работников образовательных учреждений области были организованы ряд курсов, в рамках которых одновременно работали различные категории работников образовательных учреждений. 1. Например, состоялись курсы по проблеме «Обновление структуры и содержания образования (эксперимент)» для экспериментальных школ по переходу на 12-летнее образование. На курсах работало 58 человек, из них: · Руководители образовательных учреждений и их заместители – 13 человек; · Учителя биологии – 3 человека; · Учителя географии – 3 человека; · Учителя истории- 3 человека · Учителя иностранного языка – 5 человек; · Учителя информатики – 3 человека; · Учителя математики – 8 человек; · Учителя русского языка – 8 человек; · Учителя физики – 3 человека; · Учителя химии – 2 человека; · Учителя начальных классов – 3 человека; · Учителя физической культуры и ОБЖ – 4 человека.
В рамках эксперимента работают следующие образовательные учреждения области: · Дедуровская средняя школа Оренбургского района; · Пригородная средняя школа № 2 Оренбургского района; · Ибрагимовская средняя школа Кувандыкского района; · Шарлыкская средняя школа № 2; · Лицей № 2 г.Оренбурга; · Гимназия № 4 г.Оренбурга; · Средняя школа № 5 г.Оренбурга; · Средняя школа № 30 г.Оренбурга; · Средняя школа № 4 г.Орска; · Средняя школа № 52 г.Орска.
2. В работе курсов по проблеме «Олимпиадные задачи как средство развития личности ученика и учителя» для педагогических работников приняло участие 57 человек, из них: · Учителя биологии – 3 человека; · Учителя географии – 2 человека; · Учителя истории- 4 человека · Учителя иностранного языка – 9 человек; · Учителя информатики – 1 человек; · Учителя математики – 19 человек; · Учителя русского языка – 7 человек; · Учителя физики – 3 человека; · Учителя химии – 9 человек.
Отметим, что в 2001/2002 учебном году не были организованы курсы специально для таких категорий работников образовательных учреждений, как работники коррекционных учреждений (по причине отсутствия зав. УМК); работники вечерних школ, работники педагогических колледжей, преподаватели валеологии (по причине привлечения их в общие группы педагогических работников), бухгалтеры и технические работники образовательных учреждений (по причине отсутствия социального заказа на эти категории работников). Общие тенденции по повышению квалификации педагогических работников как будто не вызывают особых тревог. Однако, если мы обратим внимание на такие предметные области, как история, химия, технология, ОБЖ и музыка, то можем отметить следующие проблемы: История За пять лет – 1302 человека. Лидируют города Оренбург (202) и Орск (107). В Александровском районе повысили квалификацию 79 человек, в Шарлыкском – 68 человек, в Грачевском – 55 человек. В остальных – менее 40 учителей истории. Самые незначительные группы – Асекевский (10 чел), Ташлинский (15 чел)., г.Медногорск (9 чел.) Химия Всего за пять лет – 858 чел. Самые массовые группы из Оренбурга (158), Орска(32), Шарлыкского района (45), Оренбургского района (39) . В остальных – менее 30 чел. Самые незначительные группы обучающихся за три последние года – Ташлинский (2), Гайский (6); Асекеевский , Кваркенский (5), Медногорск, Новосергиевский (7). Технология За три года – 1051 человек. Лидируют города Оренбург (122), Орск (92), Адамовский (52). Все другие территории – менее 30 человек. Самые малые группы – Гайский, Ташлинский (2), Грачевский (3), Домбаровский (4). ОБЖ За последние 2 года – 174 чел. Самая большая группа – из Оренбурга (19 чел.). Вообще не повышали квалификацию учителя ОБЖ из г. Гая. Музыка За пять лет повысили квалификацию 388 чел. Лидирует г. Оренбург (154). Не обучали за три года ни одного учителя музыки из таких районов, как Асекевский, Бузулукский, Грачевский, Матвеевский, Северный, Ташлинский.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |