Дайджест российской прессы ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ БИОЛОГИИ Материал к августовским конференциям |
|||
Представила: Воронина Ю.В., старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Андреева Н.Д., Малиновская Н.В. Профессиональная ориентация учащихся // Биология в школе. 2003. №1. С.37-43. Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное просвещение Часто не только старшеклассники, но и абитуриенты демонстрируют низкий уровень профессиональной мотивации, недостаточно осведомлены о психофизиологических особенностях своей будущей трудовой деятельности. Это приводит к ошибкам в выборе профессии, замедляется процесс профессиональной адаптации, появляется чувство неудовлетворенности собой. Поэтому одна из главных задач школьного образования — профессиональная ориентация учащихся - научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и осознанному выбору профессии, призванная учитывать как особенности каждой личности, так и социально-экономическую ситуацию на рынке труда. Цель профориентационной работы в школе — помочь конкретному ученику в выборе профессии в соответствии с его склонностями и способностями. Школьная биология обладает большими профориентационными возможностями. Изучением таких возможностей занимались известные ученые и методисты Н.М.Верзилин, И.Д.Зверев, М.И.Мельников, А.Н.Мягкова и многие другие. Они искали пути установления связи между обучением и трудом, биологической наукой и сельскохозяйственным производством - растениеводством и животноводством. Однако ориентации школьников на виды профессиональной деятельности, связанной с медициной, экологией, биологической кибернетикой, биофизикой и другими науками, не уделяется должного внимания. Это приводит к парадоксальной ситуации: в классах естественнонаучного, медицинского и экологического профилей профориентация учащихся не проводится вовсе или осуществляется эпизодически. Один из самых главных содержательных компонентов профориентационной работы — профессиональное просвещение. Оно подразумевает сообщение учащимся сведений о различных профессиях в области биологии, их отличительных особенностях, значении для общества, о потребностях в кадрах, условиях профессиональной деятельности, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях приобретения профессии. К данному направлению также относится работа по вооружению школьников элементарными профессиональными умениями и навыками. Профессиональное просвещение можно проводить с применением рассказа или беседы о профессиях, связанных с биологией; использованием практических работ, демонстрацией орудий, предметов труда и профессиональных операций. Выполнение школьниками творческих работ, затрагивающих прикладные аспекты биологических наук, способствует развитию интереса к биологии как области практической деятельности и влияет на процесс профессионального самоопределения. Важное значение имеют игровые методы — профориентационные ролевые игры и упражнения. Консультация о профессиях проводится, как правило, в форме индивидуальных или групповых бесед учителя с учащимися, экскурсий и т.п. Этому посвящаются внеклассные мероприятия. Они проводятся по следующему плану: 1. Вводная беседа, раскрывающая тесную связь между биологией и профессиональной деятельностью людей, а также важность знания и учета индивидуально-психологических и физиологических качеств личности при правильном выборе профессии. 2. Анкетирование, позволяющее определить область профессиональных интересов. 3. Тестирование, выявляющее профессиональную направленность личности. 4. Коллективная обработка данных. Такая работа позволяет учителям планомерно и органично связывать профессиональную пропаганду с содержанием учебного предмета. Гуз К. Новая образовательная модель “Логика природы” (“Довкилля”) в учебном плане украинских школ // Народное образование. 2002. №1. С.131-140. Ключевые слова: образовательная модель, интеграция, ядро естественнонаучного образования, “образ природы”. На Украине 10 лет назад создана, апробирована и стала востребованной образовательная модель “Логика природы” (украинское название — “Довкилля”). Руководитель разработки модели директор Научно-методического центра интеграции содержания образования Академии педагогических наук Украины, действительный член АПН Украины Вера Романовна Ильченко. Под ее руководством сотрудники центра разработали для практической реализации инновационной модели образования более 25 учебников и пособий для учителей и школьников. Особенность и принципиальная новизна модели в том, что с 1-го по 11-й класс все содержание знаний базируется на общих закономерностях природы, на целостном восприятии окружающего мира учащимися. Познание этих закономерностей и с их помощью объяснение окружающего мира и себя как неотъемлемой его частицы совпадает с базовыми потребностями каждого человека - с врожденным стремлением ребенка к исследованию своего жизненного мира и его практическому обживанию, к коммуникации с миром, к конструированию, созданию продукта деятельности как способа самореализации, самовыражения, а в конечном счете - способа жизни. Ибо жить иначе, как в труде, человеку не дано. И в этом смысле “Логика природы” - модель ярко выраженного природосообразного обучения и воспитания. Человек, живущий в гармонии с природой, с социальной средой, осознавший свое единство с жизненным пространством, не будет разрушать этот мир, не станет безнравственным человеком: его совесть - вот его главный императив. Министерство просвещения и науки Украины включило новую образовательную модель и ее базовый предмет “Довкилля” в типовой учебный план школы как новый учебный предмет III тысячелетия. Один из методологических аспектов этого предмета - освоение знаний в непосредственном общении с природой. Интеграция (от лат. integег — целый) — это объединение элементов знаний на основе общих закономерностей, свёртывание и уплотнение информации без механического её уменьшения и соединения. Учителя, методисты всё глубже начинают осознавать, что этот путь реально может привести школьников к новому качеству мышления, осмысления многочисленных фактов и явлений. А кроме того, освободит школьные курсы от многократного дублирования, а учеников от перегрузки. Сегодняшний школьник только по естественнонаучным предметам должен усвоить около: 10 тысяч различных понятий, терминов, законов;— “основных понятий”. Во-первых, осмыслить такое астрономическое число понятий, не связанных между собой в целостность, вряд ли возможно, а во-вторых — нужно ли это? Для жизни, для будущей успешной деятельности? Идея интеграции знаний и на этой основе целостного восприятия школьниками окружающего мира (природного, созданного человеком, социального) стала исходной, базовой при разработке новой образовательной модели “Логика природы”. Модель реализуется в 1-6 классах и базируется на законах возрастной психологии, на природосообразном развитии детей. С 7-го класса начинается глубокая интеграция предметов — физики, химии, биологии, физической географии. В этом возрасте на основе ядра знаний подростки создают, свой “образ природы”. Когда интеграция знаний осуществляется на основе общих закономерностей природы, школьные предметы объединяются совершенно естественным образом: частные законы и закономерности того или иного предмета обосновываются при помощи общих; законов и закономерностей. Из законов и закономерностей, которые изучаются в курсе многих предметов естественнонаучного цикла, образуется ядро знаний о природе, которое и составляет основу “образа природы”. К 11-му классу ядро естественнонаучных знаний — система общих и частных законов и закономерностей — включает около 50 основополагающих законов физики, химии, биологии, физической географии, астрономии. Ядро естественнонаучного образования включает объем информации, посильный для каждого школьника, а “образ природы” представляет собой продукт естественнонаучного образования. Князев А.А. Философские вопросы общей биологии. Спецкурс для старшеклассников. // Биология в школе. 2002. №2. С.40-42. Ключевые слова: спецкурс, углубленное изучение биологии, философские проблемы биологии. В современных условиях практически не подвергается сомнению идея о введении философских знаний в школьное образование. Союз философии и естествознания всегда был плодотворным, а философские вопросы естествознания вызывали и вызывают большой интерес и преподавателей, и школьников. Вот почему, по мнению автора, педагогически оправданно и целесообразно вводить специальный (факультативный) курс "Философские вопросы общей биологии" в классах с углубленным изучением биологии. В программе спецкурса раскрываются специфика биологической формы движения материи, философские проблемы происхождения и сущности жизни, взгляды на сознание, взаимосвязь диалектики и биологии, гносеологические вопросы биологии. Особое место занимают экологическая проблематика, подходы философии и биологии к происхождению человека и его биосоциальной сути. Цель спецкурса — помочь формированию у учащихся единой научной картины мира, преодолеть фрагментарность знаний, осуществить синтез философского и естественно-научного материала, навести прочные "мосты" между общим и конкретным знаниями о мире. Основные задачи предлагаемого спецкурса — углубить философскую подготовку школьников в определенном объеме, философски осмыслить достижения биологии как одной из ведущих наук в современном мире. Спецкурс "Философские проблемы общей биологии" автор предлагает изучать в XI классе. Он рассчитан на 70 учебных часов (возможен вариант: X, XI классы по 35 ч на учебный год). Названный курс опирается на программы курсов "Основы философских знаний" и общей биологии. В методических рекомендациях к изучению спецкурса указывается на широком осуществлении межпредметные связи, в частности с курсами химии, физики и других учебных дисциплин. В процессе проведения занятий необходимо всеми возможными методами и средствами обеспечить сочетание принципов научности и доступности. В ходе изучения спецкурса необходимо использовать различные формы учебной работы: уроки-лекции, семинарские занятия, теоретические конференции и другие формы. Особая роль должна отводиться самостоятельной работе учащихся, изучению ими рекомендованной и дополнительной литературы, подготовке докладов и сообщений по отдельным проблемам спецкурса и их обсуждению (тематика рефератов, докладов и сообщений может быть предложена учителем заранее, в начале учебного года, и составлена на основе предлагаемой программы). Очень важно проводить интегрированные уроки, исходя из проблематики спецкурса. Важно обеспечить дискуссионный характер проводимых занятий, не абсолютизировать какой-то один подход к изучению того или иного философского или биологического вопроса. Вместе с тем недопустимо бездумное отбрасывание всего ценного и положительного, что было накоплено философской и биологической мыслью до настоящего времени. Использовать каждое занятие для конкретного осуществления межпредметных связей, обеспечения прочного союза общего и конкретного знания, философии и биологии. Изучение специального курса "Философские вопросы общей биологии" будет способствовать формированию интеллектуальных потребностей учащихся, расширению знаний, воспитанию философской культуры будущих граждан. Он поможет расширить и углубить философские и биологические знания старшеклассников, увидеть и осмыслить единое в многообразном, уникальность и ценность жизни. Автор предлагает следующие темы: Введение (4ч). Место и роль биологии в системе научного знания. Биология И основные типы мировоззрения. Синтез философии и различных отраслей биологического знания. Тема 1. Структурные уровни живой природы, специфика биологических форм движения материи (8 ч). Тема 2. Философские вопросы происхождения жизни (8 ч). Тема 3. Проблема сознания в философии и биологии (10 ч). Тема 4. Законы диалектики и их действие на уровне "живой материи" (8 ч). Тема 5. Принципы, категории диалектики и биологии (10 ч). Тема 6. Гносеология и биология (8 ч). Тема 7. Философия и биологияо человеке (10 ч). Заключение (4 ч). Союз философии и естествознания - прошлое и настоящее. Роль биологии в формировании современной научной картины мира. Философия, биология и футурология. К данному спецкурсу предлагается список литературы. Куган Б. Профильное образование: региональный подход // Народное образование. 2002. №2. С.61-67. Ключевые слова: профильное образование, медицинские классы В Курганской области 7 лет назад были созданы профильные медицинские классы. Это стало началом апробации современного регионального профильного образования. Развитие профильного образования — веление времени. Содержание образования, особенно в старших классах, должно строиться на основе максимального удовлетворения индивидуальных запросов, интересов обучающихся. Школа должна помочь осознанному профессиональному выбору. Профильное образование мы рассматриваем как трудовую подготовку старшеклассников к жизни. Концепция профильного образования разрабатывалась у нас в области общественной организацией — центром “Гармония”, который много лет тесно сотрудничает с Главным управлением образования. Нам дорог развиваемый центром принцип открытости, принцип “не парниковой лаборатории”, а лаборатории на рабочем месте. Центру “Гармония” удалось выстроить систему многостороннего взаимодействия с государственными образовательными структурами и органами управления. Отношения партнёрства с общественностью позволяют делать школу открытой, преодолевать традиции предметоцентризма, ориентировать её на реализацию главной задачи — трудового воспитания и обучения, выбора жизненного пути, на котором наш выпускник проявил бы максимальную успешность. В 1994 году в 57-й курганской гимназии, работающей в устойчивой, традиционной предметной системе, была создана экспериментальная учебная группа десятиклассников, проявивших интерес к медицине. Группа формировалась на абсолютно добровольной основе. В первые годы никакого конкурса не было, отсеивались только самые неподготовленные. Педагоги придерживались такой позиции: если у школьника слабая база, но сформирована мотивация, то все проблемы решаемы и результата можно достичь. Практика показала, что это не совсем так. Чаще всего при слабой подготовке за 2 года вывести их на требуемый уровень не удаётся. Если, конечно, не сводить всё образование к подготовительным курсам по изучению 2-3 профильных предметов и не отказываться от полноценного цикла “Введение в специальность”. Преодоление этих трудностей возможно с переходом на профильное обучение с 8-го класса. Сейчас используются оба варианта. Каковы же особенности преподавания профильных предметов, над чем плодотворно трудились педагоги гимназии? Химия ориентирована на практические аспекты, на то, чтобы ученики могли применять те свойства веществ и законы, с которыми знакомятся. Максимум упражнений с анализом условий задач, своих действий, внимание на план (путь) решения, на выявление собственных ошибок. Важно было сформировать способы и приёмы химического мышления. На биологии значительное внимание уделяется обобщению знаний по морфологии и систематике растений с помощью обобщающих курсов ботаники, зоологии, анатомии и физиологии. А вот генетика и цитология изучаются практически на вузовском уровне. В целом биологические курсы связаны с расширением информации именно в медицинском аспекте, с выполнением заданий творческого характера. Учащиеся по своему усмотрению могли выбирать форму отчётности: сдавать зачёт по билетам, репродуктивно, пересказывая тот материал, который изучался на уроках и который они нашли в книгах, или же с помощью проблемных, довольно трудных задач. При изучении латинского языка выделено время для дополнительных уроков, на которых осваивались медицинские термины. На занятиях по культуре общения подробно выделялся раздел психологии общения, поскольку трудно представить деятельность врача вне общения с пациентами и их родственниками. Углубление знаний по профильным предметам, погружение в новое информационное поле стимулировали интерес к исследовательской работе. В аспекте экологического образования в гимназии преподается спецкурс “Медико-экологические проблемы Зауралья”, который предполагает не только изучение теории, но и самостоятельную практическую работу. Серьёзным испытанием является практика в лечебных учреждениях города. Будущие врачи знакомятся с медицинскими учреждениями, присутствуют на операциях и т.д. Именно внеурочная деятельность, введение в специальность помогают познакомиться с реальной жизнью медицинских работников. В процессе практики каждый школьник имеет возможность познать себя, свои возможности, ответить на главный вопрос: его ли это дело — медицина? Профориентационная работа, которую ведёт гимназия, служит самому главному — приобщению к делу, к труду. Всё, что происходит в жизни ребят, становится объектом их анализа. От констатации фактов, простого перечисления того, что было, они постепенно переходят к анализу и обобщению, пишут об этом сочинения, лучшие из них публикуются в журнале “Медицинский класс”, который выпускает центр “Гармония”. Журнал родился как трибуна учащихся и педагогов (он размещён в Интернете). Раскрытие творческого потенциала человека, возможностей успешно реализовать себя, как в школьной жизни, так и после её завершения — главный смысл медицинских классов. Медицинские классы станут предпосылкой жизненного успеха наших выпускников. За шесть выпусков медклассы закончили 149 человек и практически все они, за небольшим исключением, поступили в медицинские вузы — в Омскую, Уральскую, Тюменскую, Челябинскую, Оренбургскую медицинские академии. С этими вузами заключены договоры о выделении целевых мест для абитуриентов Курганской области. Сейчас областное управление образования ведёт активную работу по организации различных видов профильных классов: созданы 344 класса с углублённым изучением предметов, областные лицейские классы физико-математического, биолого-химического и гуманитарного профилей, межрайонные классы с сельскохозяйственным, педагогическим, военным профилями. Всё это выведет школу из узких знаниевых рамок на путь трудовой подготовки и подлинной профессиональной ориентации. Тюмасева З. Почему экологическое образование не выполняет свою основную функцию // Народное образование. 2003. №2. С.50-57. Ключевые слова: обновление образования, экологизация образования В данной статье рассматриваются проблемы обновления российского образования. Общее образование нуждается в комплексном и системном реформировании по целому ряду причин. Поэтому актуальным становится вопрос об изучении потенциала обновления образования, а также средств, механизмов и условий его реализации. Только экологизация образования, или, педагогическая экология, может и должна стать методологической основой устранения противоречий и радикального обновления образования. Многие новые идеи и понятия современного образования хорошо разработаны именно в экологии и имеют изначальную сугубо экологическую сущность. Современная модель образования и обеспечивающие её психология, педагогика, системология, экология и валеология позволяют разработать теорию и практику обновления “всего образования”, нацеленного на эффективное формирование ответственных, рациональных взаимоотношений подрастающего человека и окружающей среды. И конечно, экология (а в большей степени — экология человека) призвана сыграть определяющую роль, вызвав к жизни такие понятия, как экологическая педагогика, экологическая психология, а вслед за этим и педагогическая валеология. Мировое сообщество признает особую роль и приоритетность экологического образования, предписывая ему функцию обновления “всего образования” в XXI веке. Природа экологического образования представляет собой дидактическую проекцию соответствующей предметной научной области на сферу образования. Экология как полидисциплинарная область знаний и экологическое образование как полипредметная образовательная область индуцируют у разных людей рассеянные представления о предметах и методах экологии и экологического образования. Многообразие этих ошибок, обрекает современное экологическое образование и на неуспех, и на непризнание. Экология, согласно определению, которое дал в 1866 году её основатель Э. Геккель, — это наука о взаимоотношениях живого организма (групп организмов) и окружающей среды. Это определение вызывает вопрос, выходящий за границы самой экологии как науки: кто, что и как формирует взаимоотношения организма и окружающей среды? Если в качестве организма рассматривается человек, то его взаимоотношения с окружающей средой не только природные, но и социальные явления. Среди последних самую важную роль играет образование, которое ориентируется прежде всего на воспитание ответственных рациональных взаимоотношений человека и окружающей среды. Целенаправленное формирование рациональных взаимоотношений человека и окружающей среды и есть одна из важнейших задач общего образования вообще и экологического образования — в особенности. Именно поэтому экологическое образование призвано обрести функцию радикального обновления общего образования. Экологическое образование не только не сводится “к традиционным образовательным областям и существующим учебным предметам”, но в принципе не может быть ни образовательной областью, ни учебным предметом — даже в том случае, если они будут пониматься не в традиционном, а в некотором новационном смысле. Чтобы убедиться в этом, достаточно дидактически правильно спроецировать экологию как научное естественно-гуманитарное знание на образование в целом. Специфика дидактической проекции экологии на сферу образования проявляется в том, что возникающее в результате её экологическое образование нацелено не столько на формирование соответствующих знаний, сколько на воспитание комплексных личностных качеств, выходящих за границы возможностей отдельных учебных курсов и образовательных областей. Именно недооценка или даже непонимание этой специфики экологического образования как специального вида образования и есть основная причина затянувшегося кризиса, в котором находится и экологическое образование, и образование в целом. |
|||
|
|||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |