УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Представила: Мухамеджанова Н.М.
Дата: 28.05.02

Цель - формирование теоретико-культурологической базы мировосприятия и методологической культуры руководителя образовательного учреждения.
Категория слушателей - руководители общеобразовательных школ, дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования и других типов образовательных учреждений, работники органов управления образованием.
Срок обучения - согласно нормативным документам - плана работы Оренбургского областного института повышения квалификации работников образования на 2001-2002 уч.год.
Форма обучения - с отрывом от работы
Режим занятий - 6 часов в день

п/п

Наименование разделов и тем

Всего час

в том числе

Форма контроля

     

Лекции

выездн., стажир-ки, деловые игры и др.

практич.занятия, консульт.

 

1

2

3

4

5

6

7

1.

Понятие о культуре. Культурология как научная  дисциплина.

4

4

     

2.

Культура и цивилизация. Основные подходы к осмыслению истории культуры.

2

2

     

3.

Восток и Запад в диалоге культур.

2

2

     

4.

Россия как тип цивилизации.

2

2

     

5.

Современная российская социокультурная ситуация и задачи образования.

2

   

2

 

6.

Проблема субъекта культуры и ее социальная дифференциация. Массовая и элитарная культура.

2

   

2

 

7.

Экранная культура. Субкультура. Контркультура.

2

2

     

8.

Кризис культуры. Экологический кризис как проявление кризиса культуры.

2

2

     
 

Итого:

18

14

 

4

Экзамен

 

Программа дисциплины
Культурология


I. Введение
Цель: формирование теоретико-культурологической базы мировосприятия и методологической культуры руководителя образовательного учреждения.
Задачи:
дать представление о культуре, ее структуре и основных функциях, раскрыть содержание ведущих культурологических концепций; дать представление о человеке как субъекте культуры,
раскрыть соотношение понятий "культура" и "цивилизация", проанализировать основные подходы к осмыслению истории культуры;
показать отличие западной и восточной цивилизаций; раскрыть специфику российской цивилизации как особогo типа цивилизационных систем;
дать представление о специфике субъектов культуры и ее социальной дифференциации через анализ массовой и элитарной культуры, субкультуры и контркультуры, экранной культуры;
раскрыть внутреннюю противоречивость развития культуры, показать истоки, проявления глобального кризиса культуры и возможные пути его преодоления.


Ожидаемый результат
В ходе обучения по теме спецкурса педагоги должны:
- получить представление о многообразии и самоценности различных культур;
- уметь ориентироваться в культурной среде современного общества;
- быть способными участвовать в продуктивном диалоге с представителями различных культур.

II. Тема 1. Понятие о культуре. Культурология как научная дисциплина.
Происхождение и развитие представлений о культуре от античности до Нового времени. Смысл определения культуры как "второй природы". Различные определения понятия "культуры" в современной философской и культурологической мысли, их многообразие и неоднозначность. Морфология культуры. Материальная и духовная культура. Условность данного деления. Функции культуры. Основные культурологические концепции: аксиологическая, деятельностная, натуралистическая, этическая, символическая, теологическая, игровая, диалогическая.
Культурология как наука. Различные точки зрения на данную проблему. Предмет культурологии и ее проблематика. Структура и состав современного культурологического знания. Науки о культуре. Специфика культурологического подхода к изучению исторических фактов. Основные понятия культурологии. Законы развития культуры. Методы культурологических исследований. Принципы изучения культуры.


Тема 2. Культура и цивилизация. Основные подходы к осмыслению истории культуры.
Соотношение понятий "культура" и " цивилизация". Линейные и нелинейные концепции осмысления истории культуры. Формационный и цивилизационный подходы в философии истории: основные принципы, достоинства и недостатки. Сущность европоцентризма и критика его в современных культурологических концепциях. Концепции развития культуры НЯ. Данилевского, О. Шпенглера, А.Дж. Тойнби, Л.Н Гумилева и др. Проблема совмещения двух подходов к осмыслению истории культуры в современной философской мысли. Понятие "менталитета культуры". Факторы, его определяющие.


Тема 3. Восток и Запад в диалоге культур.
Типология культур. Компаративистская парадигма исследования: Запад - Восток - Россия. Античный полис и христианская традиция как основные истоки западной цивилизации. Основные характеристики европейской цивилизации: антропоцентризм и индивидуализм, динамический, инновационный характер, рациональность общественного сознания. Высокий нравственный престиж труда и его результатов. Политический плюрализм. Идеал правового государства. Полицентризм власти. Рынок как способ функционирования экономики и ее регулятор. Развитые формы классовой организации. Европоцентризм. Современное состояние западной цивилизации.
Восточные цивилизации: индо-буддистская, китайско-конфуцианская, арабо-исламская. Специфика восточных цивилизаций: гармония человека и природы, статичность общества, роль традиций, коллективизм общественного сознания, устойчивость общинных структур и государственная собственность, доминирующая роль религии, взаимоотношения человека и общества.


Тема 4. Россия как тип цивилизации.
Проблема цивилизационнной принадлежности России. Россия как особый тип цивилизационных систем. "Пограничный, стыковый" характер российской цивилизации. Особенности менталитета российской культуры. Природные предпосылки российской ментальности. Бинарное строение российской культуры. Взаимодействие западных и восточных цивилизационных факторов в менталитете российской культуры, его влияние на социодинамику культуры. Антиномичность российской культуры. Инверсия как механизм социокультурного развития России. Дискретность, прерывистость исторического развития российской культуры. Постоянное стремление к модернизации по западному образцу. Русские философы об уникальности российской цивилизации.
Проблема культурно-исторического выбора России. Западнические и славянофильские концепции развития российской культуры. Евразийство как идейное движение начала ХХ века. Теория модернизации: культурологический аспект. Роль культурного фундамента в процессах модернизации общества.


Тема 5. Современная российская социокультурная ситуация и задачи образования.
Ценностно-смысловое единство различных этапов российской истории. Посттоталитарный период как логическая закономерная фаза российской истории. Кризис современной российской культуры: причины и проявления. А.Тойнби о причинах надломов и кризисов цивилизаций. Ситуация неэквивалентного культурного обмена. "Революция притязаний" в современном российском обществе и ее воздействие на духовно-нравственное состояние личности. Р. Мертон о причинах асоциального поведения и духовных кризисах личности. Кризис ценностей в современной российской культуре. Проблемы будущего пути России: различные точки зрения. Современное евразийство: за и против. Кризис образования как проявление кризиса российской культуры. Задачи образования в условиях кризиса российской культуры.

Тема 6. Субъект культуры и ее социальная дифференциация. Массовая и элитарная культура
Проблема субъекта культуры, ее решение в современной культурологической мысли. Массы - массовое сознание - человек массы. Западные концепции "массы". Типичные черты человека массы. Причины его появления. Понятие "массовой культуры". Ее основные черты. Отношение к массовой культуре в современной культурологической мысли. Соотношение понятий "массовая культура" - "народная культура" - "элитарная культура". Образование как феномен массовой культуры (А.Я.Флиер). Задачи образования на современном этапе развития культуры.
Теории элит. Элитарная культура, ее основные признаки и особенности. Направления элитарной культуры. Соотношение понятий "элитарная культура" - "классическая культура". Диалектика массовой и элитарной культуры. Проблема критериев высокой культуры.


Тема 7. Экранная культура. Субкультура. Контркультура.
Типология культуры по способу трансляции культурных ценностей. Устная - письменная (книжная) - экранная культура. Экранная культура как логическое звено в эволюции культуры. Определение экранной культуры. Особенности экранной культуры. Влияние экранной культуры на психосферу современного человечества. Д.С.Лихачев об "экологии культуры".
Понятие "субкультуры". Социальные функции субкультур. Типология субкультур. Основные черты субкультуры. Молодежные субкультуры. Диалектика общечеловеческого и классового в культуре.
Понятие "контркультуры". Ее основные черты. Соотношение понятий "субкультура" и "контркультура". Теоретическое обоснование контркультуры в работах Ф. Ницше.
Понятие "карнавальной культуры". Соотношение понятий "карнавальная культура" - "контркультура" - "народная культура". Основные черты карнавальной культуры (М.М. Бахтин).

Тема 8. Кризис культуры. Экологический кризис как проявление кризиса культуры.
Осмысление проблемы кризиса культуры в западной и отечественной философской мысли. Причины кризиса культуры и его проявления. Антропологический кризис современности. Кризис образования и кризис искусства как проявления глобального кризиса культуры. Амбивалентный характер кризиса культуры. Возможные пути преодоления кризиса культуры. Прогрессивные тенденции развития современной цивилизации как потенциальные пути преодоления кризиса культуры. К. Ясперс и Т. Роззак о культуре будущего.
Связь между культурой и природой. Ее исторически изменчивый характер. Влияние природной среды на развитие материальной и духовной культуры общества. Понятие "месторазвитие культуры" (П.Н.Милюков, евразийство). Влияние общества, культуры на природную среду. Концепция В.И. Вернадского о ноосфере и ее культурно-исторический смысл. Противоречия между культурой и природой. Экологический кризис современности как кризис антропоцентрического сознания. Роль образования в преодолении экологического кризиса.

III. Методические рекомендации к реализации спецкурса.
Основой преподавания спецкурса являются лекционные занятия. При реализации его программы используются также активные формы обучения, в частности семинарские занятия, по темам, имеющим прямой выход на актуальные проблемы развития педагогической теории и практики и способствующих осмыслению современных тенденций развития отечественной системы образования.
При реализации программы может быть использована итоговая диагностика, предполагающая осмысление слушателями проблем, рассматриваемых в ходе изучения спецкурса. Итоговая диагностика включает не только измерение уровня усвоения педагогами теоретического материала, но и выявление их установок, принципов личностной ориентации в современном мире, готовности участвовать в продуктивном диалоге с представителями различных культур. Итоговая диагностика проводится в форме экзамена, подготовительным этапом которого является консультация по основным проблемам теории культуры.
Спецкурс предполагает большую самостоятельную работу слушателей по философской и культурологической литературе и контрольным вопросам, предлагаемым к каждой теме.

Учебные пособия и справочная литература
Гуревич П.С. Культурология. Уч. пособие. - М., 1996.
Введение в культурологию. Уч. пособие для вузов (отв. ред. Е.В. Попов). - М., 1996.
Ерасов Б.С. Социальная культурология. Пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 1994.
Культурология. Теория и история культуры. Уч. пособие ( под ред. В.И. Добрыниной). - М., 1996.
Культурология. Уч. пособие для студентов высших учебных заведений (под ред. Г.В. Драча) - Ростов - на - Дону, 1995.
Мамонтов С.П. Основы культурологии. - М., 1994.

Мухамеджанова Н.М. Актуальные проблемы развития культуры в контексте
обновления содержания образования: Учебно-методическое пособие. -
Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000.

Человек и общество (Культурология). Словарь - справочник. - Ростов - на - Дону, 1996.
Энциклопедический словарь по культурологии. - М., 1997.


IV. Контрольные задания

Вопросы к экзамену по курсу "Культурология"
1. Определения культуры.
2. Субкультуры Средневековья.
3. Функции культуры.
4. Модернизация как культурный процесс.
5. Структура культуры.
6. Биологическая концепция элит.
7. Культурология как наука.
8. В.М.Межуев об этапах развития культуры.
9. Деятельностная концепция культуры
10. Европоцентризм как мировоззренческая установка.
11. Аксиологическая концепция культуры.
12. Материальная культура.
13. Натуралистическая концепция культуры.
14. Духовная культура.
15. Этическая концепция культуры.
16. Инверсия как механизм социокультурного развития.
17. Культура и цивилизация.
18. Н.А.Бердяев о противоречиях русской культуры.
19. Менталитет культуры.
20. Социализация как культурный процесс.
21. Специфика западной цивилизации.
22. Линейный подход к осмыслению истории культуры.
23. Специфика восточной цивилизации.
24. Концепция "Массы как манипулируемое общество".
25. Россия как тип цивилизации.
26. Типы культуры по средствам трансляции.
27. Современная российская социокультурная ситуация и задачи образования.
28. Типологии субкультур.
29. Основные концепции "массы".
30. Бинарность как черта российской цивилизации.
31. Человек массы: основные черты и причины появления.
32. Цивилизация как этап развития человечества.
33. Массовая культура: за и против.
34. Экстравертная и интровертная культуры.
35. Основные концепции элит.
36. Особенности "пограничных культур" (С.Семенов).
37. Элитарная культура.
38. Истоки западноевропейской культуры.
39. Субкультура.
40. Цивилизационный подход к истории культуры.
41. Молодежные субкультуры.
42. Формационный подход к истории культуры.
43. Контркультура.
44. Концепция культуры О.Шпенглера.
45. Экранная культура.
46. Концепция культуры Н.Я.. Данилевского.
47. Сущность массовой культуры.
48. Экологическое сознание Запада и Востока.
49. Кризис российской культуры.
50. Понятие "ценность".

Вопросы и задания к семинарским занятиям
К теме 5. Современная российская социокультурная ситуация и задачи образования.
· Чем определяются ценностно-смысловое единство различных этапов истории российской культуры?
· Каково содержание понятия "менталитет культуры"?
· Какие факторы определяют менталитет культуры?
· Каковы особенности менталитета российской культуры?
· В чем вы видите проявления антиномичности российской культуры?
· Каков механизм социокультурного развития российской культуры?
· Какие черты развития российской культуры он определяет?
· Назовите культурно-исторические достоинства и недостатки глубинного свойства российской культуры - бинарности.
· Какое место в менталитете российской культуры занимают западный и восточный цивилизационные факторы?
· Как их взаимодействие влияет на социодинамику российской культуры?
· Какие особенности развития российской культуры проявились на сегодняшнем этапе ее развития? Каковы их проявления в современной российской социокультурной ситуации?
· Почему посттоталитарный период ее развития назван логической закономерной фазой российской истории?
· Чем, на ваш взгляд, вызван кризис российской культуры в современных условиях?
· Каким образом данные процессы отражаются на духовном состоянии личности?
· Каким образом система образования может участвовать в решении этих проблем?
· Как решается проблема будущего пути России в современной философской и культурологической мысли?
· Какова Ваша точка зрения на эту проблему?

К теме 6. Массовая и элитарная культура.
· Когда и в связи с какими культурно-историческими процессами возникло понятие "массовая культура"?
· Назовите философов, внесших наибольший вклад в осмысление феномена массовой культуры.
· Назовите основные концепции теории масс.
· Каковы основные черты массовой культуры? Человека массы?
· Назовите основные позиции в культурологической мысли по отношению к массовой культуре. С какой из них вы бы согласились?
· Каковы достоинства и недостатки массовой культуры?
· Каково соотношение понятий "массовая культура", "народная культура"?
· Можно ли согласиться с утверждением о том, что массовая культура - это фольклор индустриальной эпохи? Обоснуйте свою точку зрения.
· Почему философы (А.Я..Флиер) называют школу феноменом массовой культуры?
· Назовите основные концепции теории элит. Каков смысл наиболее значимых из них?
· Дайте определение элитарной культуре. Каковы ее основные черты?
· Какова диалектика массовой и элитарной культуры?

V. Литература
1. Ахиезер А.С. От прошлого к будущему. - М., 1994.
2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1990.
3. Бахтин М.М. Человек в мире слова. - М., 1995.
4. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма \\ Бердяев Н.А. Сочинения. - М., 1994.
5. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыт по психологии войны и национальности. - М., 1990.
6. Бердяев Н.А. Философия неравенства. - М., 1990.
7. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. - М., 1994
8. Библер В.С. Культура. Диалог культур. (Опыт определения) // Вопросы философии, 1989, № 6.
9. Вебер М. Избранное. Образ общества. - М., 1994.
10. Волков Г.Н Три лика культуры. - М., 1986.
11. Вундт В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа. - М., 1998.
12. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. - М., 1998.
13. Гессе Г. Игра в бисер. // Гессе Г. Собрание сочинений. В 4-х т. Т.4.- СПб., 1994.
14. Громова И.Б. Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опыта. // Социс, 1991, № 10.
15. Гумилев Л.Н Этносфера: История людей и история природы. - М., 1993.
16. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Культурология. ХХ век. Антология. - М., 1995.
17. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - СПб, 1995.
18. Делокаров К. Мировоззренческие основания современной цивилизации и ее глобальный кризис // Общественные науки и совр-ть,1994, № 2.
19. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. - М., 1994.
20. Зиммель Г. Женская культура // Зиммель Г. Избранное. В 2-х т. М., 1996.
21. Зиммель Г. Кризис культуры // Зиммель Г. Избранное. В 2-х т. М., 1996.
22. Зиновьев А.А. Запад. - М., 1999.
23. Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность. - М., 1994.
24. Зиновьев АА. Посткоммунистическая Россия. - М., 1996.
25. Золотухина - Аболина Е.В. Постмодернизм: распад сознания // Общественные науки и современность, 1997, №4.
26. Ивин А.А. Введение в философию истории: Учебное пособие. - М., 1997.
27. Ильин И.А. Путь к очевидности. - М., 1993.
28. Ионов И.Н Теория цивилизаций и эволюция научного познания // Общественные науки и современность, 1997, №6.
29. Капустин Б.Г. Россия и Запад: пути к миру миров // Цивилизации и культуры. Вып.1.- М., 1994.
30. Кара-Мурза А.А., Панарин А.С., Пантин И.К. Духовный кризис в Росси: есть ли выход? // Октябрь, 1996, №5
31. Кассирер Э. Философия символических форм. // Культурология. ХХ век: Антология. - М., 1995.
32. Касьянова К.. О русском национальном характере. - М., 1994.
33. Ковалев А. Еще раз о формационном и цивилизационном подходах // Общественные науки и современность, 1996, №1.
34. Кондаков В.И. Введение в теорию русской культуры/ теоретический очерк. - М.,1994.
35. Конев В.А. Культура и архитектура педагогического пространства // Вопросы философии, 1996, №10.
36. Косенко И. Ставка на зомби, или способы ликвидации "неперспективной" России // Молодая гвардия, 1996, №8.
37. Красильщиков В.А. Модернизация в России на пороге XXI века // Вопросы философии, 1993, №7.
38. Крылов А. Человек или компьютер: война на уничтожение // Труд, 1999, №50, 20 марта.
39. Культура, наука, образование /материалы "круглого стола" // Вопросы философии, 1997, №2.
40. Культура, человек и картина мира. - М., 1987..
41. Кутырев В.А. Культура в объятиях культурологии // Человек, 1998, №5.
42. Кутырев В.А. Разум против человека (Философия выживания в эпоху постмодернизма). - М., 1999.
43. Лапин НИ. Кризис отчужденного бытия и проблема социокультурной реформации России // Вопросы философии, 1992, №12.
44. Лебон Г. Психология толп // Психология толп. - М., 1998.
45. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра; Основы этики; Характер русского народа. - М., 1991.
46. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
47. Малькова Т.П., Фролова М.А. Масса. Элита. Лидер. - М., 1992.
48. Мальцева НЛ. Человек и человечество: на пути к устойчивому развитию. Монография. - Волгоград, 1996.
49. Мангейм К. Диагноз нашего времени // М., 1994.
50. Маркузе Г. Одномерный человек. - М., 1994.
51. Масковичи С. Век толп. - М.,1996.
52. Масковичи С. Машина, творящая богов. - М., 1998.
53. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социология
преступности. - М., 1966.
54. Модернизация в России и конфликт ценностей. - М., 1994.
55. Моисеев НН. Быть или не быть ... человечеству? - М., 1999.
56. Моисеев Н.Н. Палитра цивилизаций: разнообразие и единство // Человек, 1992, № 3.
57. Монтегю Э., Мэтсон Ф. Дегуманизация человека // Современный человек: цели, ценности, идеалы. - М., 1988.
58. Мухамеджанова Н.М. Духовный кризис личности как отражение кризиса культуры. - Оренбург, 2001.
59. Назаретян А. Технология и психология: к концепции эволюционных кризисов // Общественные науки и современность. 1993, № 3.
60. Наранхо К. Агония патриархата и надежда на триединое общество. - Воронеж, 1995.
61. Оболонский А.В. Драма российской политической истории: система против личности. - М., 1994.
62. Орлова И.Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и перспектива. - М., 1998.
63. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Вопросы философии, 1989, №№ 3, 4.
64. Панарин А.С. Философия политики. Учебное пособие для политологических факультетов и гуманитарных вузов. - М., 1996.
65. Пастухов В.Б. Посткоммунизм как логическая фаза развития евразийской цивилизации // Полис, 1992, №№5,6.
66. Померанц Г. Выход из транса. - М., 1995.
67. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы (этнопсихологические этюды). - М., 1996.
68. Прохоров А.В., Разлогов К.Э., Рузин В.Д. Культура грядущего тысячелетия// Вопросы философии, 1987, № 6.
69. Психология толп. - М., 1998.
70. Райх В. Психология масс и фашизм. - СПб, 1997.
71. Ракитов А.И. Будущее России: социально-технологическая модель // Общественные науки и современность, 1996, №2.
72. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М., 1991.
73. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. // Культурология. ХХ век: Антология - М., 1995.
74. Роззак Т. Незавершенное животное. Форпост эпохи Водолея и эволюция сознания // Человек и общество: проблема человека на 18 Всемирном фил. конгрессе. - М., 1992.
75. Розин В.М. К вопросу о культурологии. // Социально-политический журнал, СПб., 1993, №№ 4, 7.
76. Российская модернизация: проблемы и перспективы /материалы "круглого стола" // Вопросы философии, 1993, №7.
77. Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн. Антология. - М., 1993.
78. Сигеле С. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии // Преступная толпа. - М., 1998.
79. Соколов В.М. Нравственные коллизии современного российского общества: социологический анализ // Социс, 1993, №9.
80. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.
81. Тард Г. Мнение и толпа // Психология толп. - М., 1998.
82. Телеэкран - опиум для дам // Человек, 1996, №6.
83. Тиллих П. Избранное: Теология культуры. - М., 1995.
84. Тиллих П. Что помогает ослабить чувство тревоги в нашей культуре? // Общественные науки и совр-ть,1992, № 6.
85. Тойнби А.Дж. Постижение истории. - М.. 1996.
86. Федотов Г.П. Судьба и грехи России /избранные статьи по философии русской истории и культуры. - СПб., 1991.
87. Флиер А.Я. Культура как фактор национальной безопасности // Общественные науки и современность, 1998, №3.
88. Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции // Общественные науки и современность, 1998, №6.
89. Флиер А.Е. Об исторической типологии российской цивилизации //Цивилизации и культуры. Вып. 1. - М., 1994.
90. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Фрейд З. Психоаналитические этюды. - Минск, 1997.
91. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого "Я" // Преступная толпа. - М., 1998.
92. Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура. - М.. 1995.
93. Фромм Э. Иметь или быть. - М., 1990.
94. Хангтингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис, 1994., № 1.
95. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. - М., 1992.
96. Холмогорова А.Б., Гаранян НГ. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии, 1999, №2.
97. Хорни К. Наши внутренние конфликты. // Психоанализ и культура - М., 1995.
98. Хорни К. Невротическая личность нашего времени // Хорни К. Собрание сочинений. В 3-х т. Т.1. - М., 1997.
99. Хорни К. Психология женщины. // Хорни К. Собрание сочинений. В 3-х т. Т.1. - М., 1997.
100. Швейцер А. Избранное. - М., 1993. // Швейцер А. Культура и этика. - М.,1994.
101. Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993.
102. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.

 

Оренбургский ИПК РО

| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека |