Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования
Дистанционный курс “Философия образования”
(инвариантная часть философского блока курсовой подготовки)
Настоящий курс предназначен для педагогов Северо-западной зоны Оренбургской области, повышающих квалификацию на базе филиала ООИПКРО в г.Бугуруслане.

Цель - углубленное изучение актуальных социально-философских проблем современного образования, приобретение навыков философской рефлексии образовательной деятельности в условиях переходного общества.

Категория слушателей - педагогические работники общеобразовательных школ, дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования и других типов образовательных учреждений.

Учебная программа дисциплины

Философия образования

1. Введение

Программа является составной частью (модулем) образовательной программы аттестационных курсов в системе повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.

Основной целью программы “Философия образования” является обеспечение философско-методологической подготовки учителей общеобразовательных школ для достижения ими уровня профессиональной компетентности, позволяющего:

- решать задачи по содержательно-технологическому реформированию общего образования;

- осуществлять системный подход в педагогической деятельности;

- обеспечивать достижения учащихся в соответствии с требованиями государственных стандартов общего образования, личностных потребностей и возможностей учащихся; а также социокультурных потребностей общества.

Для реализации целей программа предполагает решение следующих задач:

- показать место и раскрыть роль философского анализа проблем образования в теории образования;

- предоставить слушателям системное изложение материала по проблемам образования и философской антропологии на основе историко-философского, социокультурного и компаративистского подходов;

- раскрыть специфику образования как явления культуры и социального института в его исторической и социокультурной динамике;

- раскрыть сущность системного подхода к образовательной деятельности, показать роль и функции педагога в ней;

- показать сущность и значение философской культуры педагога как составной части его профессиональной подготовки и методологической основы практической деятельности;

- на основе диагностики и самодиагностики слушателей определить основные направления и задачи их самостоятельной работы по совершенствованию своей философской культуры как необходимого условия осознанного участия в реформировании российского и регионального образования.

2.

Тема 1. Предмет и задачи философии образования. Основные тенденции развития современного образования.

Входная диагностика. Наука ли философия? Различные точки зрения на предмет философии и ее место в культуре. Философия как рефлексия культуры, выраженная в теоретической форме. Отличие философии от других форм культуры: науки, искусства, религии. Полифункциональный характер философии. Прикладная значимость философского знания для педагога-предметника. Предмет и задачи философии образования. История становления философии образования за рубежом и в России. Специфика философского уровня осмысления проблем образования. Проблематика философии образования. Основные тенденции развития современного образования.

Тезисы лекций к курсу “Философия образования”

 

Тема 2. Философско-антропологические основания образовательного процесса.

Понятие философской антропологии. Основные вехи развития философской антропологии как теоретической и мировоззренческой основы теории образования. Причины антропологического ренессанса в современной культуре. Антропоцентризм и системоцентризм как две модели миропонимания в современной культуре. Сущность антропологического подхода к образовательной деятельности. Основные принципы антропологического подхода к образовательной деятельности. Понятие “антропологической экспертизы”. Реализация антропологического подхода в практике современной школы.

Тезисы лекций к курсу “Философия образования”

 

Тема 3. Образование как феномен культуры и социальный институт.

Сущность образования как явления культуры. Взаимосвязь динамики культуры и эволюции образовательной деятельности в трансляции, воспроизводстве и порождение элементов культуры. Понятие “социокультурный тип образования”. Основные характеристики социокультурного типа образования. Понятие “идеал образованности”. Историческая конкретность и изменчивость данного понятия. Понятия “парадигма”, “образовательная парадигма”. Сущность смены образовательной парадигмы в современную эпоху.

Тезисы лекций к курсу “Философия образования”

Тема 4. Динамика социокультурных типов европейского образования. Цели образования на современном этапе.

Динамика социокультурных типов европейского образования. Основные этапы эволюции образования как социокультурного явления: античный тип образования, схоластическое образование средневековья, становление и развитие классического образования в 18-19 в.в. Становление неклассической парадигмы образования во второй половине ХХ века. Цели образования на современном этапе. Основные характеристики современного идеала образованности. Понятие “жизнеспособная личность”. Философская культура педагога как составная часть его профессиональной компетентности. Основные параметры философской культуры педагога.

Тезисы лекций к курсу “Философия образования”


Словарь понятий


3. Методические особенности реализации программы.

Так как программа предполагает обновление знаний, полученных педагогами в вузе, осуществляемое в дистанционной форме, то методическая сторона реализации программы ориентирована на:

- использование входной и текущей диагностики в форме системы открытых вопросов, предполагающих обращение слушателей к осмыслению своего опыта. Это является не столько средством диагностики знаний и профессиональных установок слушателей, сколько методическим приемом “введения”, формирования у них установки на понимание прикладной значимости философского анализа образования для педагога-предметника;

- информационные формы работы со слушателями (тезисы лекций к курсу, информационные материалы по проблемам философии образования банка педагогической информации ЦДИТ), занимающие основную часть учебного времени;

- активные формы проведения занятий, в том числе групповые и индивидуальные консультации, конференция в дистанционной форме по проблемам использования информационных материалов в процессе повышения квалификации и аттестации педагогов и т.д..

Значительное место в реализации курса “Философия образования” занимает самостоятельная работа слушателей. Для ее методического обеспечения предполагаются вопросы для самостоятельной работы со списком литературы.

Программа курса предполагает проведение итоговой диагностики в форме теста по основным вопросам курса.

4. Контрольные вопросы

1. Что такое философия? Чем она отличается от науки?

2. Назовите основные тенденции развития современного образования.

3. Что такое философия образования?

4. Каковы основные задачи философии образования?

5. Раскройте значение понятия “философская антропология”.

6. Что означает антропологический подход к образовательной деятельности?

7. Чем обусловлен антропологический ренессанс в современной культуре?

8. Назовите основные принципы антропологического подхода. Раскройте смысл наиболее значимых из них.

9. Раскройте значение понятия “образование”.

10. Раскройте значение понятия “социокультурный тип образования”. Чем определяется социокультурный тип образования того или иного общества?

11. Раскройте понятие “идеал образованности”. Приведите примеры, раскрывающие связь идеала образованности с социальными потребностями.

12. Каковы, на ваш взгляд, основные черты современного идеала образованности?

13. Раскройте содержание понятия “образовательная парадигма”.

14. Как вы понимаете тезис о смене основной образовательной парадигмы в современную эпоху? Чем обусловлена эта смена?

15. Каковы особенности античного типа образования?

16. Каковы особенности схоластического типа образования?

17. Каковы цели, содержание и методы классического типа образования?

18. Каковы цели образования на современном этапе? Чем они определяются?

19. Назовите основные требования к философской культуре педагога. Поясните наиболее значимые из них.

20. Какова, на ваш взгляд, практическая значимость философского знания для педагога-практика?


Тест по содержанию курса

1. Предмет философии – это

А) окружающий мир,

Б) природа,

В) отношение человека к миру.

2. Определение философии как науки о наиболее общих закономерностях развития природы, общества и мышления характерно для

А) К.Маркса,

Б) Н,А,Бердяева,

В) Ф.Ницше.

3. Философию как искусство познания определял

А) К.Маркс,

Б) Н,А,Бердяев,

В) Ф.Ницше.

4. Рефлексией культуры, выраженной в теоретической форме, называют

А) философию,

Б) искусство,

В) науку.

5. Основная задача философии образования – это

А) разработка технологий образовательной деятельности,

Б) измерение результатов образовательной деятельности,

В) осмысление тенденций развития образования.

6. Какая из названных тенденций является нетипичной для современного образования

А) кризис классического типа образования,

Б) идейно-мировоззренческий и ценностный вакуум,

В) возврат к отечественным традициям в сфере образования.

7. Социокультурный тип образования – это

А) исторический тип образования,

Б) тип конкретного образовательного учреждения,

В) характеристика, отражающая направленность образовательного учреждения.

8. Современный идеал образованности – это

А) жизнеспособная личность,

Б) человек универсальный,

В) знающий профессионал.

9. Сциентистская модель образования сформировалась в эпоху

А) античности,

Б) Просвещения,

В) Средневековья.

10. Сциентистская модель образования ориентирована на

А) науку,

Б) искусство,

В) религию.

11. С позиций классического типа образования, качество образования – это

А) уровень усвоения знаний, умений и навыков,

Б) культура личности,

В) личностное развитие.

12. С позиций антропологического подхода, главная цель и ценность образовательной деятельности – это

А) общество,

Б) человек,

В) личность.

13. Утверждение “Смысл жизни человека – в служении обществу” характерно для

А) социоцентризма,

Б) теоцентризма,

В) антропоцентризма.

14. Утверждение “Человек – вот мера всех вещей” характерно для

А) социоцентризма,

Б) теоцентризма,

В) антропоцентризма.

15. Какой из принципов не характерен для антропологического подхода

А) принцип целостности,

Б) принцип свободы,

В) принцип детерминизма,

Г) принцип многообразия.

16. Понятие “парадигма” ввел в философию науки

А) Т.Кун,

Б) К.Маркс,

В) К.Поппер.

17. Главный признак информационного общества – это

А) компьютеризация,

Б) доступность информации для каждого члена общества,

В) роботизация и автоматизация всех сфер производства.

18. Схоластический тип образования был характерен для

А) античности,

Б) Средневековья,

В) Нового времени.

5. Литература.

I.

1. Гершунский Б.С. Философия образования. – М.: Флинта, 1999.

2. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Изд.корпорация “Логос”, 2000.

3. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. – М.: Урао, 1999.

4. Конев В.А. Культура и архитектура педагогического пространства.//Вопросы философии, 1996, № 10, с.46-57.

5. Кумбс Ф.Г. Кризис образования. - М., 1970.

6. Смирнова Н.В. Философия и образование: проблемы философской культуры педагога. - М., 1997.

7. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. - М., 1992.

8. Философия, культура и образование (материалы “круглого стола”) // Вопросы философии, 1999, №3, с.3-54.

9. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы (материалы “круглого стола”).- Вопросы философии, 1995, №11.

II.

1. Вялых В.А., Стрелец Ю.Ш. Антропологические исследования как фундамент смыслоориентированного образования. - Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1998.

2. Григорян В.Т. Философская антропология. - М., 1992.

3. Гуревич П.С. Философская антропология. Учебное пособие для вузов. - М., 1997.

4. Панарин А.С. Философия политики. - М.: Новая школа, 1996.

5. Проблема человека в западной философии.- М., 1988.

6. Рачков П.А. Человек в зеркале философии. // Вестник МГУ. Философия. 1998, №3.

III.

1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995.

2. Дюркгейм Э. Социология образования. – М.: ИНТОР, 1996.

3. Кун Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс, 1977.

4. Смирнова Н.В. Социокультурная динамика образовательного процесса. – Оренбург: Изд-во ОГУ, 2000.

5. Смирнова Н.В. Трансформация российской социальности: Образование для жизнеспособных поколений. – Оренбург: Изд-во ОГУ, 2000.

6. Смирнова Н.В. Образовательный процесс как форма воспроизводства социальности. – Оренбург: Изд-во ОГУ, 2000.

7. Смирнова Н.В. Философия и образование: проблемы философской культуры педагога. - М., 1997.

IV.

1. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. – М.: Урао, 1999.

2. Гершунский Б.С. Философия образования. – М.: Флинта, 1999.

3. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Изд.корпорация “Логос”, 2000.

4. Смирнова Н.В. Социокультурная динамика образовательного процесса. – Оренбург: Изд-во ОГУ, 2000.

5. Смирнова Н.В. Трансформация российской социальности: Образование для жизнеспособных поколений. – Оренбург: Изд-во ОГУ, 2000.

6. Смирнова Н.В. Образовательный процесс как форма воспроизводства социальности. – Оренбург: Изд-во ОГУ, 2000.

7. Смирнова Н.В. Философия и образование: проблемы философской культуры педагога. - М., 1997.

Оренбургский ИПК РО

| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека |