Предпосылки антропоцентризма в современной культуре | |||||||
Представила: Мухамеджанова Н.М., к.культурологии, зав.кафедрой философии ООИПКРО Дата: 15.04.02 Одной из ведущих тенденций современного постмодернистской эпохи является антропологический бум, антропологический ренессанс (П.С. Гуревич), сущность которого состоит в требовании «человеческого измерения» ко всем экономическим, политическим и социальным новациям. Каковы причины этого явления? Как утверждают философы, причиной антропологического ренессанса является осознание глобального кризиса современной цивилизации, осознание опасностей, угрожающих самому биологическому выживанию человека. Проблема кризиса культуры - одна из ведущих в мировой философской и культурологической мысли, у истоков ее стояли Ж.-Ж. Руссо и Ницше, предупреждавшие о том, что европейская культура движется к неминуемой катастрофе. Впоследствии эту идею развивали О. Шпенглер и А. Тойнби, Х. Ортега-и-Гассет и НА. Бердяев, П.А. Сорокин и П. Тиллих. В современной философской и культурологической мысли нет ни одного значительного мыслителя, который в той или иной мере не касался бы этой проблемы. Несмотря на разность подходов к осознанию причин и проявлений глобального кризиса культуры, можно выделить то общее основание, которое определяет остроту и пафос различных культурологических и философских концепций. Таким общим основанием является мысль о том, что человек в своем развитии отклонился от цели, которая была возложена на него как на уникальный в природе, создающий себя и самоопределяющий вид , что вся его история была историей отклонения от этой высшей цели, превратившей уникальное в природе существо в «незавершенное животное» (Т. Роззак). Поэтому кризис культуры есть кризис современного человека вообще, способа его бытия и самореализации, форм жизнедеятельности, познания и сознания. А следовательно, любой аспект кризиса культуры можно рассматривать как проявление этого кризиса человека. Так экологические проблемы - не результат технических ошибок и просчетов, а следствие потребительского отношения человека к природе. О кризисе современного человека позволяют говорить и его духовно-психические черты: отказ от стремления к достижению личной духовной независимости, от самореализации, утрата индивидуальности, «манипулятивный интеллект» (Э. Фромм), служащий инструментом достижения сугубо практических целей, атрофия эмоциональной жизни, отказ от ответственности за индивидуальный выбор, бездуховность, опустошенность, прагматизм, индивидуализм, агрессивность и жестокость. Именно эти черты современного человека дают наиболее веские основания мыслителям назвать кризис культуры «антропологическим кризисом» (М. Мамардашвили), а современного человека «хорошо одетым и хорошо накормленным автоматом» (Э. Фромм). Печальную иллюстрацию к портрету современного человека дают западные исследователи Э Фромм. Э. Монтегю, Ф. Мэтсон, описывающие эксперимент американского психолога С. Милгрэма, проведенный в 60-е годы в Иельском университете и получивший широкую известность благодаря своим неожиданным результатам. В эксперименте участвовало 80 человек - представителей американского среднего класса разного возраста, профессий и социального происхождения: 40 - в качестве «учителей», столько же - в качестве «учеников» (эти участники, в отличие от первых, были посвящены в особенности эксперимента и просто играли роль «жертв»). «Учителя» и «ученики» помещались в разные комнаты; «учителям» давался приказ за каждый неправильный ответ выдавать обучаемому «порцию электрошока». Руководителями эксперимента были психологи, которые для участников являлись не просто авторитетом, но и представителями науки. А поскольку в современном индустриальном обществе наука ценится очень высоко, среднему американцу трудно представить, что от ученого может исходить безнравственный приказ. В известном смысле ученые для него также являются и представителями власти, которой он привык не только подчиняться, но и доверять. Поэтому результаты эксперимента необходимо рассматривать не столько как проявление жестокости и агрессивности его участников, сколько как показатель абсолютной покорности и рефлективного конформизма современного человека. Каковы же результаты данного исследования? 14 участников из 40 увеличивали напряжение до 300В, но отказались нажать роковую кнопку с отметкой «Опасно - сильный ток», другие 26 (65%) увеличивали напряжение до максимума, т.е. до отметки «XXX - смертельное напряжение». «Жертва» сначала кричала, плакала, потом замолкла, но так как «экспериментатор» отдавал признание продолжать эксперимент, «учитель» продолжал увеличивать напряжение. Потрясенные результатом эксперимента Э. Монтегю и Ф. Мэтсон приходят к печальному выводу: «Здесь обнаруживается нечто более опасное, способность человека отказаться от своей сущности, и вместе с тем неизбежность этого поступка в силу того, что он сливает свою уникальную сущность с институциональными структурами... и когда это слияние совершается, на смену автономному че6ловеку приходит новое существо, не сдерживаемое никакими ограничениями индивидуальной морали, добровольно подавившее в себе человеческое, помнящее только о санкциях власти» (6). Может возникнуть впечатление, что проблема кризиса человека - это только проблема Запада, но не России. Опровержением этого тезиса являются работы русских мыслителей: Бердяева, Ильина, Федотова, а также одна из последних книг отечественной философии, посвященная данной проблеме, - книга В.А. Кутырева «Разум против человека», изданная в 1999г. В.А. Кутырев пишет о том, что современный человек превращается в робота, а главный признак роботизма - жизнь без чувств, без самостоятельного отношения к миру, особенно критического. Происходит «иссыхание души, бесплодие тела и расцвет умственной деятельности» - возникает техногенный человек, компьютерный человек, мультипликационный человек». Человек, который не любит, не верит, не чувствует, а только знает, что есть любовь, вера, чувства. Он не переживает мир, а осознает его. А причина этого - гипертрофия интеллектуальной деятельности в ущерб жизни тела, жизни души. Человек становится частью технической реальности. Мир приобретает постчеловеческое измерение, а эпоха постмодернизма становится эпохой постчеловека. Сегодняшняя реальность - информационное общество, в котором Древо жизни засыхает под разросшимися ветвями Древа познания. В информационном обществе вещи превращаются в знаки, мысли - в информацию, человек - в робота. По мнению философа, эти процессы достигли своего критического предельного выражения на Западе. На Западе полное бездушие. В России, которая во всем пытается догнать Запад, уже больные души. Вместе с исчезновением человека исчезает и культура. Культура становится традицией, так как что-либо новое рождается сегодня только в сфере техники и технологии. Культура заменяется техтурой (5). Таким образом, культ разума, идущий из эпохи просвещения, культ науки и рационализма приводит к деградации человека - деградации нравственной, эмоциональной, физической и пр. Поэтому сегодня так актуальна антропологическая установка, которая рассматривает человека как целостное существо и ориентирует на уравновешенное развитие всех сфер становящегося человека: эмоциональной, нравственной, физической, ценностной, интеллектуальной. II. Говоря о социальных предпосылках антропологического ренессанса в современной культуре, необходимо отметить также, что поворот к проблеме человека в большой степени связан также с теми процессами, которые происходят в нашей стране, с задачами модернизации общества, которые невозможно решить без развития науки. Как подчеркивает М.В. Рац (8), методолог науки, сегодня в практической жизни появляются новые проблемы, задачи, и именно они стимулируют проводимые научные исследования. В современной науке принято различать:
В СССР доминировало техническое и естественнонаучное образование, в США - гуманитарное. Знания о деятельности в СССР были не востребованы и не могли развиваться. Такая ситуация приводила к тому, что новшеств, связанных с новыми материалами и механизмами, создавалось достаточно много. Но практически не было новшеств по созданию новых форм организации мышления и деятельности. Поэтому, когда то или иное материальное нововведение внедрялось в практику, оно сталкивалось с сопротивлением, возникал эффект «невосприимчивости к новшествам» хозяйственной системы, так как люди не были готовы к ним. Сегодня у нас нет проблем с материальными новшествами, но остаются проблемы с их внедрением. Поэтому приоритетным направлением научных исследований сегодня являются НИР 2 - знания о деятельности и мышлении, т.е. знания о человеке. III. Говоря о социальных предпосылках антропологического бума в современной культуре, необходимо отметить в качестве таковых и ситуацию в самом образовании. Общеизвестно, что система образования в мире и в России переживает кризис, который является частью общецивилизационного кризиса, проявлением общецивилизационной тенденции. Но в России кризис образования имеет и свою ярко выраженную специфику, связанную с кардинальными переменами в жизни всей страны. Философы (А.Ф. Зотов) трактуют данный кризис как телеологический кризис, т.е. кризис целей. В результате того, что общество теряет собственные идеалы и целевые ориентиры развития, в образовании возникает идейно-мировоззренческий и ценностный вакуум, определяющий неясность целевых ориентиров образования. Мы не знаем, как воспитывать, кого мы должны получить в результате образовательной деятельности, этим отчасти определяются и наши неудачи. Раньше такой идеал был - строитель коммунизма, и моральный кодекс строителя коммунизма определял конкретные цели воспитания. Сегодня такого идеала нет. Поэтому именно сегодня возникает настоятельная необходимость определения духовных оснований, целевых ориентиров современного образования, и таким основанием сегодня становится антропологическая установка, суть которой состоит в признании человека главной целью и ценностью любой деятельности. IV. Говоря о естественнонаучных предпосылках антропологической установки в современной культуре, необходимо остановиться прежде всего на последних достижениях в области естественных наук; может быть, не последних, но до сего времени замалчиваемых по разным идеологическим соображениям как антинаучные. Это идеи известного российского генетика В.П. Ефраимсона, автора книги «Генетика этики и эстетики». Основная мысль автора - многие нравственные качества человека генетически обусловлены, человечество прошло естественный отбор на наличие таких качеств, как альтруизм, самоотверженность, коллективизм. А следовательно, негативные качества человека - агрессивность, жестокость - не заложены в его природе, это нарушение нормы, патология, могущая иметь генетическую природу. Так, по мнению ученого, причинами асоциального поведения личности могут быть: 1) лишняя хромосома У (47/хуу); 2) лишняя хромосома Х (47/хху) - болезнь, которая называется синдромом Клайнфельтера; 3) отсутствие Х хромосомы у девушек (ХО); 4) криминогенными факторами является такие заболевания, как паранойя, олигофрения, психопатия. Синдром убийства королей и президентов в США вызван прежде всего этими причинами; 8 из 9 человек были параноиками; 5) гипогликемия - низкий уровень сахара в крови, как правило от недоедания, -приводит к проявлениям раздражительности, злости, которые легко переходят в устойчивое состояние и становятся причинами преступлений коллективного характера; 6) наследственные и ненаследственные поражения центральной нервной системы, опухоли, травмы, болезни мозга, которые ведут к синдрому дисконтроля, выключению сдерживающих центров; к преступности; 7) другие болезни, которые ведут к агрессивности, раздражительности, этической деградации. Таким образом, говорит В.П. Эфраимсон, среда является важным, но не единственным фактором развития личности, негативные качества личности могут иметь социальные, биологические, генетические причины. «В конечном итоге будут выживать те государства, в которых духовная культура соответствует требованиям эволюционного развития, а человек в наибольшей степени может стать всесторонне развитым существом», - к такому выводу приходит ученый (15). В книге «Предпосылки гениальности» В.П, Эфраимсон говорит о биологических предпосылках гениальности: 1) много гениальных людей среди подагриков: повышенное содержание мочевой кислоты приводит к активизации умственной деятельности (40% гениев - подагрики); 2) синдром Марфана, вызывающий повышенный выброс в кровь адреналина, который поддерживает высокий физический и психический тонус; 3) синдром Морриса и др. Конечно, огромную роль в появлении гениев играют социальные факторы: востребованность гения, социальный заказ на гениальную личность, стимулирующая среда, но, как считает ученый, «зарождение потенциального гения - прежде всего проблема биологическая, генетическая. Развитие гения - проблема биосоциальная. Реализация гения - проблема социобиологическая» (16). Поэтому, чтобы влиять на формирование тех или иных качеств человека, важно изучить человека во всех его проявлениях: биологических, генетических, социальных, чтобы максимально использовать то, что в нем заложено природой. Литература 1. Арсеньев А.С. Глобальный кризис и личность / размышления философа // Мир психологии и психология в мире. -М.: Междунар. пед. Акад., 1994, № 0. 2. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М.: Мысль, 1990. 3. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х тт.Т.1.- М.: Искусство, 1994. 4. Зиммель Г. Женская культура // Зиммель Г. Избранное. В 2-х тт. Т.2.- М.: Юрист, 1996. 5. Кутырев В.А.. Разум против человека (Философия выживания в эпоху постмодернизма.) - М: «ЧеРо», 1999. 6. Монтегю Э., Мэтсон Ф. Дегуманизация человека.// Современный человек: цели, ценности, идеалы. - М.: ИФАН, 1988.- вып.1. 7. Назаретян А. Технология и психология: к концепции эволюционных кризисов // Общественные науки и современность, 1993, №3. 8. Рац М.В.. К вопросу о фундаментальном и прикладном в науке и образовании. // Вопросы философии, 1996, №9. 9. Роззак Т. Незавершенное животное. Форпост эпохи Водолея и эволюция сознания.// Человек и общество: проблема человека на 18 Всемирном философ. конгрессе. - М.: РАН, вып.4, 1992. 10. Тойнби А. Постижение истории. - М.:Прогресс, 1996. 11. Франкл В. Человек в поисках смысла. -М.: Прогресс, 1990. 12. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Республика, 1993. 13. Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура. - М.: Юрист, 1995. 14. Шпенглер О. Закат Европы. - М.: Мысль, 1993. 15. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. - СПб: «Талисман», 1995. 16. Эфроимсон В.П. Предпосылки гениальности (биосоциальные факторы повышения умственной активности). // Человек, 1997, №2-6; 1997г. |
|||||||
|
|||||||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |