к спецкурсу "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ"
Представила: Лаврухина Е.А., ст.препод.каф. философии
Дата: 06.05.96г.


I. Что такое культура?
Для того чтобы определить роль и место физической культуры в общей культуре, необходимо разобраться в современных представлениях о существовании и содержании понятия "культура".
Универсального определения культуры нет. Понятие "культура" изначально связано с "хорошим делом", не только с тем, что сделано, но и как, и зачем. А дело есть способ освоения мира. Культура - это своего рода призма, сквозь которую преломляется и высвечивается для нас все сущее. Сам человек также есть феномен культуры. Культура - это творческий принцип жизни личности и общества в целом; это не просто умение, доведенное до уровня искусства, но и нравственно санкционированная цель.
Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. Исходной формой и первоисточником развития культуры является человеческий труд, способы его осуществления и результаты.
Как не может быть культуры вне или до человека, так не может быть и человека вне или до культуры: культура - это существенное, родовое свойство человека. Культурными не рождаются а становятся. Каждый отдельный человек учится быть культурным.
Многие философы рассматривают культуру только как исключительно духовное творчество, через которое личность стремится к своему аутентичному (подлинному, действительному) состоянию одиночества, обособленности от общества и всего остального мира (Ясперс, Хайдеггер, Камю). Представители теории антропологизма в культуре (Кребер, Клакхон) рассматривают ее в качестве продукта наследственного развития духовных форм общения людей, биологического или психологического развития человека, т.е., по существу, с позиций субъективного идеализма.
Культура активно способствует многогранному, комплексному процессу, связанному с духовным, нравственным, физическим воспитанием, непрерывным образованием, интеллектуальным и эмоциональным совершенствованием личности.
Поэтому под культурой в широком смысле слова следует понимать всю совокупную деятельность человечества по созданию материальных и духовных ценностей и их использованию. В это понятие необходимым элементом входит и всестороннее развитие и воспитание человека и подготовка его к многообразной деятельности.
В чем же, хотя бы приблизительно, состоит существо современных философских размышлений о судьбе культуры? У нас нет возможности полностью отразить эту проблему, и потому ограничимся теми аспектами, которые позволят, во-первых, отчасти понять сущность и специфику культуры в ее соотношении с другими жизненными феноменами, а во-вторых, дадут возможность очертить контуры тех споров, которые ведутся сегодня о перспективах культурной эволюции человечества, ее направлении, издержках и перепутьях, о разбросе надежд и осуществлений. Таковыми будут мир ценностей, проблемы соотношения культуры с природой, с цивилизацией, с сознанием, проблема типологии культур и проблема массовой культуры.
Перед человеком - целый океан культурных ценностей, созданных всемирной историей, а также несметные ценности природы, которыми он постоянно пользуется и наслаждается в меру своей одаренности, образованности и воспитания.
Ц е н н о с т ь - это факт культуры, и она социальна по своей сути.
Проблема соотношения природного и культурного состоит в том, что между ними невозможно провести четкой границы; культура составляет существенное свойство человека, в человек включает в себя не только культурное, но и природное измерение. В человеке природное и культурное слиты в единое целое, и сложившиеся между ними отношения настолько сложны, что они до сих пор не могут считаться до конца осознанными.
Культура, человек и природа - это триада понятий не сходит со страниц философской литературы.

II. Что такое физическая культура? (культура тела)
Процесс развития культуры состоит в том, что человек одновременно и создает, творит культуру, опредмечивая в ней собственные сущностные силы, и формирует себя в качестве общественного существа, осваивая, распредмечивая предшествующую культуру. И свести весь этот процесс только к чисто "духовной" деятельности, игнорировать аспекты физической культуры, физического его развития и воспитания значит не только обеднить сам процесс, но и дать неверное толкование его сущности.
Следовательно, отделить в "чистом" виде духовную культуру от материальной, как отдельно существующую, зачастую бывает невозможно, поскольку никакая культура вне деятельности человеческого сознания существовать не может. Материальная культура есть опредмеченный результат духовной культуры, сутью которой является творчество. Однако и духовная культура не может существовать без материальной, поскольку последняя является основой для творчества.
Незавершенность полемики по проблеме структуры культуры отражается и на определении места физической культуры в рамках общей культуры. Одни относят ее к духовной культуре, другие - к материальной, третьи считают самостоятельным явлением, одно-порядковым с духовной и материальной культурой.
Однако под физической культурой порой понимают только отдельные ее составные части. Так, она рассматривается как "культура телодвижений, мимики, жестов", которая "развивает телесные силы, дисциплинирует естественные потребности упорядочивает влечения", выражает "нужды человеческого организма". М.С.Каган пишет, что она "включает в себя спорт и медицинскую практику (цель которой состоит не только в исправлении "брака" самой природы и травм, но и в усовершенствовании, в подлинном культивировании дарованных человеку природой анатомо-физических качеств".
Представляются неправомерными попытки отнести физическую культуру только к материальной или только к духовной культуре или вывести ее вообще за рамки культуры. Она не может быть отнесенной только к материальной культуре, так как отражение материального бытия общества и даже отдельного человека не является единственной или главной ее характеристикой как социального явления. Но по этой же причине она не может быть и частью духовной культуры, хотя в ее сфере и находит свое отражение общественное сознание.
Физическая культура - это особая и самостоятельная область культуры. Она возникла и развивалась одновременно с общей культурой человека. Исторический подход позволяет выявить генетические связи физической культуры в элемент системы "Культура", а в процессе исторического развития - и в самостоятельную систему с соответствующей ей атрибутикой. Древнейшим ее компонентом является физическое воспитание, которое возникло еще в первобытном обществе; позднее возникают спорт и физическая реакция.
Физическую культуру можно рассматривать как специфическую реакцию на потребности общества в двигательной деятельности и способ удовлетворения этих потребностей.
В личностном аспекте она представляет собой ту часть общей культуры человека, которая является внутренней мерой степени развития физических сил и двигательных навыков, а также уровня жизнедеятельности и жизнеспособности человека и состояния его здоровья. Она позволяет с помощью своих специфических средств и методов раскрывать потенциальные физические возможности человека.
Деятельность в области физической культуры имеет и материальные, и духовные формы выражения. Воздействуя на биологическую сферу человека комплексом средств и методов, физическая культура неизбежно оказывает влияние на интеллектуальную, эмоциональную, духовную сферы личности в силу единства и взаимной обусловленности функционирования материальных и духовных начал в человеке.
Таким образом, представляется правомерным рассматривать культуру как единство сторон материальной (техника, производственный опыт, материальные ценности), духовной (производство, распределение и потребление духовных ценностей в области науки, искусства, литературы, философии, просвещения и т.д.) и физической культуры (один из непременных и обязательных факторов формирования всесторонне и гармонически развитой личности; физическая и материально-волевая подготовка человека к разносторонней активной и социально полезной деятельности, раскрытие физических потенций и создание физического фонда деятельности).
Физическая культура - это особая и самостоятельная область культуры. Она возникла и развивалась одновременно с общей культурой человека. Для нормальной жизнедеятельности индивиду необходимы здоровье, физическая сила, выносливость, активная двигательная деятельность, развитие двигательных навыков и умений, физиологических и психологических функций организма.
В сфере физической культуры и ее средствами достаточно полно решаются основные эстетические задачи: умение понимать прекрасное в природе и обществе в материальном и духовном воплощении; желание создавать прекрасное; умение передавать его в условных формах. "Нельзя физическую культуру сводить только к оздоровительному ее влиянию, к укреплению организма - это было бы упрощением. Это значит, не видеть ее одухотворяющий роли как источника творческих сил бодрого, жизнерадостного ощущения".
Физическая культура представляет собой единство реальной (практической) и идеальной (психической) деятельности. В процессе этой деятельности человек вступает в связи и отношения с общественной и природной средой. Чем универсальнее будут его связи, тем более, всесторонне и гармонично будет развит человек, выше будет его культурный уровень, и наоборот, чем всесторонне развит человек, тем универсальнее будут его связи со средой.

III. Проблемы человеческого тела в философии.
Один древний мудрец сказал: для человека нет более интересного объекта, чем сам человек. Д.Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на земле, разумным центром вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться.
Философскую программу можно коротко, сжато повторить вслед за Сократом: "Познай самого себя", в этом корень и стержень всех других философских проблем.
История философии полна различных концепций сущности человека. В античной философской мысли он рассматривался преимущественно как часть космоса, как некий микрокосмос, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу - судьбе. В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны две ипостаси: дух и тело, качественно противоположные друг другу как возвышенное и неизменное. Поэтому Августин, например, представлял душу как независимую от тела и именно ее отожествлял с человеком, а Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, как существо промежуточное между животными и ангелами.
Философия нового времени, будучи по преимуществу идеалистической, видела в человеке (вслед за христианством) прежде всего его духовную сущность. Человек думает, радуется, страдает, любит и ненавидит, постоянно к чему-то стремится, достигает желаемого и, не удовлетворяясь им, устремляется к новым целям и идеалам.
Определяющим условием становления человека является т р у д, возникновение которого ознаменовало собой превращение животного предка в человека. В труде человек постоянно изменяет условия своего существования, преобразуя их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры, которая творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой.
В социальном отношении труд повлек за собой формирование новых, социальных качеств человека, как-то: язык, мышление, общение, убеждения, ценные ориентации, мировоззрение и др. В психологическом отношении он имел своим следствием преображение инстинктов в двух планах: в плане их подавления, торможения и в плане их преобразования в новое качественное состояние сугубо человеческой познавательной деятельности - интуиции.
З.Фрейд создал свою схему структуры психики (личности), разделив ее на три основных пласта. Самый нижний пласт и самый мощный, так называемое "Оно", находится за пределами сознания. Там хранятся прошлый опыт, различного рода биологические импульсивные влечения и страсти, неосознанные эмоции. На этом массивном фундаменте бессознательного воздвигается сравнительно небольшой этаж сознательного - того, с чем человек актуально имеет дело и чем постоянно оперирует. Это его "Я". И наконец, третий и последний этаж человеческого духа - "сверх - Я", нечто, находящееся над "Я", выработанное историей человечества и существующее в системе науки, морали, искусства, культуры.
Человек, по Фрейду, - существо, движимое относительно постоянным комплексом сексуальной энергии, "безумящим душу эросом", постоянно пронзающим человека своими стрелами. Либидо подвержено болезненным напряжениям и разрядкам. Динамический механизм, ведущий от напряжения к высвобождению, от страдания к удовольствию, Фрейд назвал принципом удовольствия.
Мы подходим к человеку с тремя разными измерениями его существования: биологическим, психическим и социальным. Биологическое выражается в физиологических, генетических явлениях, в также в нервно-мозговых, электрохимических и некоторых других процессах человеческого организма. Под психическим понимается внутренний духовный мир человека - его сознательные и бессознательные процессы, воля переживания, память, характер, темперамент и т.д.
Социальное и биологическое, существующие в нераздельном единстве в человеке, в абстракции фиксируют лишь крайние полюсы в многообразии человеческих свойств и действий. Биологическая судьба человечества при этом рисуется весьма многоцветно. Одни оптимистически считают, что существующая наследственная система человечества полноценно отражает итоги его развития как уникального биологического вида. Ее стабильность и совершенство столь велики, что практически она может служить неограниченно долго в пределах обозримого нами грядущего. Другие утверждают, что будто человек как биологический вид уже клонится к угасанию. А третьи полагают, что человек, будучи биологически молодым видом все еще несет в своей наследственности слишком много генов животных.
Человек - это действительно природное существо, но вместе с тем социально-природное.
Итак, человек представляет собой целостное единство биологического, психического и социального уровней, которые формируются из двух: природного и социального, наследственного и при жизни приобретенного. При этом человеческий индивид - это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени - человеческой личности.


ПРИВОДИМ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ ТРУДОВ ФИЛОСОФОВ РАЗНЫХ ЭПОХ О СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА

А Р И С Т О Т Е Л Ь
Что человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчелы и всякого рода стадные животные, ясно из следующего: природа, согласно нашему утверждению, ничего не делает напрасно; между тем один только человек из всех живых существ одарен речью. Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость и т.п.
Э Р А З М Р О Т Т Е Р Д А М С К И Й
...Человек - это некое странное животное, состоящее из двух или трех чрезвычайно разных частей: из души - как бы некоего божества и тела - вроде бессловесной скотины. В отношении тела мы настолько не превосходим животных другого рода, что по всем своим данным находимся гораздо ниже них. Что касается души. то мы настолько способны воспринять божественное, что сами могли бы пролететь мимо ангелов и соединиться с Богом. Если бы не было тебе дано тело, ты был бы божеством, если бы не был в тебя вложен ум, ты был бы скотом.
Т. Г О Б Б С
Природа человека есть сумма его природных способностей и сил, таких, как способность питаться, двигаться, размножаться, чувство, разум и т.д. Эти способности мы единодушно называем природными, и они содержатся в определении человека как одаренного разумом животного.
Б. С П И Н О З А
Итак, естественное право каждого человека определяется не здравым рассудком, но желанием и мощью.
Б. П А С К А Л Ь
Суть человеческого естества - в движении. Полный покой означает смерть...
Человек, несомненно, сотворен для того, чтобы думать: в этом и главное его достоинство, и главное дело жизни, а главный долг в том, чтобы думать пристойно. И начать ему следует с размышлений о себе самом, о своем создателе и о своем конце.
Величие человека - в его способности мыслить.
В О Л Ь Т Е Р
Я желал бы при исследовании человека поступать так же, как в своих астрономических изысканиях: мысль моя иногда выходит за пределы земного шара, с которого все движения небесных тел должны представляться неправильными и запутанными. После того как я понаблюдаю за движениями планет так, как если бы я находился на Солнце, я сравниваю кажущиеся движения, видимые мной с Земли, с истинными движениями, которые наблюдал бы, находясь на Солнце. Таким же точно образом я попытаюсь, исследуя человека, выйти прежде всего за пределы сферы человеческих интересов, отделаться от всех предрассудков воспитания, места рождения и особенно от предрассудков философа.
Г. В. Ф. Г Е Г Е Л Ь
Человек по своему непосредственному существованию есть сам по себе нечто природное, внешнее своему понятию; лишь через усовершенствование своего собственного тела и духа, главным же образом благодаря тому, что его самосознание постигает себя как свободное, он вступает во владение собою и становится собственностью себя самого и по отношению к другим.
И. В. Г Е Т Е
Лишь все человечество вместе является истинным человеком, и индивид может только тогда радоваться и наслаждаться, если он обладает мужеством чувствовать себя в этом целом.
Р. О У Э Н
В о п р о с. Что такое человек?
О т в е т. Организованное существо или животное, обладающее известными физическими, умственными и нравственными свойствами и способностями и обнаруживающее влечение к одним предметам и антипатию к другим.
В о п р о с. Чем отличается он от других животных или известных организованных существ?
О т в е т. Тем, что он одарен умственными и нравственными способностями, превосходящими способности всех остальных животных; благодаря этому он может подчинять их своей власти. Поэтому он является повелителем животных.
В о п р о с. Каким образом произошел человек?
О т в е т. Человек, равно как и все остальные организованные существа, обязан своим происхождением неизвестной ему силе.
В о п р о с. В чем состоит счастье человека?
О т в е т. В приятных ощущениях или в умеренном удовлетворении всех его естественных потребностей.
В о п р о с. В чем состоит несчастье человека?
О т в е т. В болезненных ощущениях или в том, что потребности, вытекающие из его физических, умственных или нравственных способностей, не удовлетворяются.

Вместе с основными задачами, решаемыми с целью оптимизировать индивидуальное физическое развитие, в физическом воспитании предусматриваются и определенные задачи по совершенствованию телосложения. Речь идет, разумеется, не об искусственном нивелировании индивидуальных особенностей телосложения по неким стандартным или модным канонам телесной красоты, а о содействии естественно-нормальному, неискаженному формированию телесных форм на базе всестороннего воспитания физических качеств и двигательных способностей человека. В действительно рациональной системе физического воспитания таким задачам не придается доминирующего значения (в отличии от культуристских течений, стремящихся к безмерному наращиванию мускулатуры ради демонстрации ложно понятой телесной мощи), но было бы неверным считать, что такого рода задачи вообще несущественны.
В наше время очень популярен, моден бодибилдинг или культуризм. Это большая, напряженная работа над своим телом, наращивание массы мышц. Самая знаменитая, очень красивая женщина-культуристка, шестикратная Кори Эверсон. Константин Пучков, чемпион мира и Европы по бодибилдингу, среди юниоров в Федерации НАББА.
Совершенные формы тела выражают в какой-то мере совершенство функций организма. Являясь одним из естественных выражений нормального физического развития человека, черты телесной красоты внешне свидетельствуют о его жизненных силах, а в связи с этим представляют и эстетическую ценность. Не случайно образы телесной красоты с давних времен вошли в эстетические представления человечества - еще в Древней Греции они получили свое воплощение в знаменитых произведениях искусства, до сих пор пленяющих наше воображение ("Гермес" Праксителя, "Апоксимен" Лисиппа, "Дискобол" Мирона, "Копьеметатель" Поликлета, "Кулачный боец" Аполлония и т.д.). Тем не менее стремление придать своему телу впечатляющие формы оправдано лишь постольку, поскольку это не становится самоцелью, а подчинено интересам всестороннего развития деятельностных сил, основных жизненно важных качеств и способностей. Принципиально такая позиция должна быть определяющей в постановке и реализации задач по совершенствованию телосложения, в частности по целесообразному регулированию объема мышц, веса тела и т.п. В определенных случаях эти задачи могут иметь и лечебно-профилактический, и лечебно корригирующий аспекты (исправление осанки, борьба с плоскостопием и т.д.)

IV. Проблема взаимодействия культур.
Физическая культура, спорт в каждой стране имеет свое направление. Существует 3 направления: западноевропейское, восточное и российское.
Коротко о каждом:
1. Западноевропейское направление - это стремление к эстетизации, это достижение победы, рекордов.(История Олимпийских игр)
Например, в спорте США достижение победы возведено в культ. Победа превалирует над всеми другими ценностями. Крылатым является выражение одного из наиболее популярных тренеров по американскому футболу 60-х гг. В.Ломбарди: "Победа - это не все, это - единственное!". Ему вторят другие тренеры: "Всякий раз, когда вы выигрываете, вы вновь рождаетесь; когда проигрываете - вы медленно умираете", "Никто ничему не научился проигрывая". Эту точку зрения в американском обществе разделяют все, начиная от школьника и кончая профессиональными спортсменами и политическими деятелями.
Духом соперничества проникнута вся жизнь американцев. "Мальчики и девочки в США начинают конкурировать в самых первых классах школы. Позже они соперничают в спорте, естественно, чтобы побеждать, ибо победа жизненно важна. В американском спортивном вероисповедании нет места для проигрыша. Поэтому неудивительно, что мы предвосхищаем победу в нашем спорте, планируем ее, работаем на нее, рассматриваем поражение как позор для нации", писал известный в США педагог и писатель Дж.Тунис.
2. Восточное направление - это внутреннее достижение (дыхательные упражнения, йоговской пранаямы, специальные статические позы системы хатка-йоги, восточная гимнастика единоборств и др.).
3. Российские традиции - это здоровый образ жизни, закаливание, сила.
Физкультура способствует формированию разносторонне развитой личности. Физкультура - это единственный учебный предмет, который формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, содействует воспитанию волевых и моральных качеств, укреплению здоровья, самосовершенствованию.

Оренбургский ИПК РО

| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека |