.
Представила: Мухамеджанова Н.М.
Дата: 28.05.02
Цель - обеспечение условий для формирования и диагностики философско-методологической подготовки педагогов в соответствии с требованиями первого направления аттестации.
Категория слушателей - педагогические работники общеобразовательных школ, дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования и других типов образовательных учреждений.
Срок обучения - согласно нормативным документам - Плана работы Оренбургского областного института повышения квалификации работников образования на 1999-2000 уч.год.
Форма обучения - с отрывом от работы
Режим занятий - 6 часов в день
№ п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Всего час
|
в том числе
|
Форма контроля
|
|
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
|
|
Лекции
|
выездн., стажировки, деловые игры и др
|
практич., семинар. занятия, консульт
|
|
1.
|
Проблемы образования в зарубежной и отечественной философской антропологии.
|
2
|
2
|
|
|
|
2.
|
Образование как феномен культуры и социальный институт.
|
2
|
2
|
|
|
|
3.
|
Групповые консультации
|
4
|
|
|
4
|
|
|
Итого
|
8
|
4
|
|
4
|
экспертиза аттестац. материалов
|
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
"Философия образования"
1.ВВЕДЕНИЕ
Программа является составной частью (модулем) образовательной программы аттестационных курсов на высшую и 1 категории в системе повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.
Основной целью программы "Философия образования" является обеспечение философско-методологической подготовки учителей общеобразовательных школ для достижения ими уровня профессиональной компетентности, позволяющего:
решать задачи по содержательно-технологическому реформированию общего образования;
осуществлять системный подход в педагогической деятельности;
обеспечивать достижения учащихся в соответствии с требованиями государственных стандартов общего образования, личностных потребностей и возможностей учащихся; а также социокультурных потребностей общества.
Для реализации целей программа предполагает решение следующих задач:
показать место и раскрыть роль философского анализа проблем образования в теории образования;
предоставить слушателям системное изложение материала по проблемам образования и философской антропологии на основе историко-философского, социокультурного и компаративного подходов;
раскрыть специфику образования как явления культуры и социального института в его исторической и социокультурной динамике;
на основе диагностики и самодиагностики слушателей определить основные направления и задачи их самостоятельной работы по совершенствованию своей профессиональной культуры как необходимого условия сознательного участия в реформировании российского и регионального образования.
II. Тема 1. Проблемы образования в зарубежной и отечественной философской антропологии
Предмет философии образования. История становления философии образования за рубежом и в России. Специфика философского уровня осмысления проблем образования. Место и роль философии образования как прикладной сферы философского знания в теории образования (эдьюкологии). Характер соотнесения и разделения предметов исследования в философии культуры, философии науки, философской антропологии, философии истории и философии образования. Философский анализ образования как явления культуры и социального института в их социокультурной динамике как задача философии образования. Роль Организации Объединенных наций в решении этих проблем на международном уровне. Общее и особенное в генезисе и развитии философии образования Европы и Северной Америке и России. Отличие философского дискурса в проблемы образования от их анализа в педагогике, психологии, социологии, культурологии и др. науках. Проблематика философии образования. Специфика корпуса проблем в западной и отечественной философиях образования. Значение философского уровня рассмотрения проблем образования для теоретической подготовки педагогов и работников управления. Прикладные аспекты философии образования. Взаимосвязь между философией образования и практикой образования. Значение философского анализа проблем образования для становления теории и оптимизации практики реформирования образования в России.
Основные вехи развития философской антропологии как теоретической и мировоззренческой основы теории образования. Наиболее значимые для истории человеческой мысли философско-антропологические учения, школы и течения на Западе и в России. Учения софистов о человеке, антропология Сократа, антропология И. Канта, Л. Фейербаха, З. Фрейда, М. Шелера, Э. Кассирера. Проблема "выпадения" человека из звеньев природы у Ф. Ницше. Немецкая философская антропология ХХ века: М. Шелер, Х. Плеснер, А. Гелен, М. Бубер. Проблемы философской антропологии в экзистенциальной философии. Идея диалогичности культуры и человека как основа нового видения образовательного процесса.
Отличительные черты русской философской антропологии : антропологический социоцентризм ( Н.Г. Чернышевский, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский). Антропологический подход в рамках религиозно- мистической традиции русской философии: В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Л.П. Карсавин, Н.А. Бердяев и др. Специфика постановки и решения образования в русской философской мысли: Н.И. Кареев, С.Л. Франк, В.В. Розанов, П.С. Юшкевич. Преломление философско-антропологических идей в концепции образования Ушинского. Развитие учения о человеке и личности в советский период. Становление идей о биопсихосоциальной сущности человека, их значение для теории образования. Понятие "человек" и "личность". Отечественные концепции человека второй половины ХХ века. Философское понимание природы, генезиса, эволюции человека как метатеоретический уровень в теории образования.
ТЕМА 2. Образование как феномен культуры и социальный институт.
Знаково-символическая деятельность в образовании как основа культурного наследования и способ вхождения индивида в культуру. Основные черты образования как явления культуры. Взаимосвязь динамики культуры и эволюции образовательной деятельности в трансляции, воспроизводстве и порождение элементов культуры. Понятия тип культуры, социокультурный тип образования, " базовые ценности культуры", "цели и ценности образования", "историко-культурный и социокультурный идеалы образованности", "социокультурная значимость (эффективность) образования", "качество образования".
Структура образования как социального института. Динамика социально обусловленных структур образования. Понятия "управленческая инфраструктура образования", "социальная сущность образования как подсистемы социума", "тип социального взаимодействия в образовании". Соотношение культурных и социальных аспектов образования. Эволюция образования и социальная эволюция: опосредованность, взаимодействие, относительная самостоятельность образовательных социальных институтов. Характер взаимосвязей этнических и национальных структур в образовании как социальном институте. Проблемы реформирования образования как социальной системы.
Понятия "социокультурная динамика", "социокультурная ситуация", "социокультурный контекст образования". Понятия "парадигма в образовании", "образовательная модель". Основные этапы эволюции образования как социокультурного явления: античный тип образования, схоластическое образование средневековья, становление и развитие классического образования в 18-19 в.в. Движение "Новая школа" в Европе 20-30 г.г. и отечественная педология как попытки обрести новые ориентиры в образовании.
Становление неклассической парадигмы образования во второй половине ХХ века. Ее воплощение в разных образовательных моделях. Проблемы образовательных технологий как выход на проблему системности в образовательной деятельности.
Групповые консультации (4 часа)
III. Методические особенности реализации программы.
Основными формами реализации программы являются информационные лекции (в 1 сессии), групповые, индивидуальные консультации и экспертиза аттестационных материалов слушателей курсов (во 2 сессии). Так как программа предполагает обновление знаний, полученных педагогами в вузе, прирост нового для них знания, анализ и интерпретацию собственной практической деятельности и выход на определенный уровень понимания проблем образования, то методическая сторона реализации программы ориентирована на использование входной диагностики в форме системы открытых вопросов, предполагающих обращение слушателей к осмыслению своего опыта. Это является не столько средством диагностики знаний и профессиональных установок слушателей, сколько методическим приемом "введения", формирования у них установки на понимание прикладной значимости философского анализа образования для педагога-предметника. Кроме того, значительное место в реализации курса "Философия образования"занимает самостоятельная работа слушателей. Для ее методического обеспечения слушателям предлагаются вопросы для самостоятельной работы со списком литературы. Эта часть методического обеспечения учитывает интересы учителя-предметника и представляет собой философские проблемы преподаваемого учителем предмета.
Учебные пособия
Введение в философию. Учебное пособие для вузов / Под ред. И.Т. Фролова.- М.: Высшая школа, 1989.
Губман Б.Л. Западная философия культуры ХХ века. Учебное пособие для вузов.- Тверь: Изд-во ЛЕАН, 1997.
Гуревич П.С. Философская антропология. Учебное пособие для вузов .- М.: Изд-во "Вестник", 1997.
Введение в философию. Уч-к для вузов / Под ред. И.Т. Фролова.- М.: Высшая школа, 1989.
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв.ред. П.В. Алексеев.- М.: Школа-Пресс, 1995.
Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов вузов. В 2-х ч. - М.: АО "Аспект Пресс", 1994.
Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. Пособие для преподавателей. - М.: Интерпракс, 1994.
Радугин А.А. Философия. Курс лекций. - М.: Центр, 1996.
Рождественский Ю.В. Введение в культурологию. - М.: ЧеРо, 1996.
Смирнова Н.В. Философия и образование: Проблемы философской культуры педагога. Книга для учителя. - М.: Социум, 1997.
Справочная литература
1. Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. - СПб., 1995.
Современная западная философия. Словарь. - М.: Политиздат, 1991.
Современный философский словарь / Под пед. В.Е. Кемерова.- М.: Одиссей, 1996.
4. Человек и общество. (Культурология). Словарь-справочник. - Ростов-на- Дону: Изд-во "Феникс", 1996.
Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА - М , 1997.
Информационное обеспечение программы.
Для информационного обеспечения программы "Философия образования" предлагается информация на магнитных носителях:
Образовательная программа "Философия образования", заложенная в информационный банк кафедры философии ООИПКРО.
Вопросы и литература для самостоятельной работы слушателей по подготовке к зачетному коллоквиуму (учителя математики, физики, географии, биологии, химии, информатики) в банке данных кафедры философии ООИПКРО.
Видеолекция (6 часов) по теме "Проблемы человека и образования в философской антропологии" в видеотеке ООИПКРО. Спецкурс разработан и прочитан к. филос.н., доцентом Писарчиком Л.Ю., к. филос. н., доцентом Смирновой Н.В.
IV. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Что изучает философия образования? Каково ее значение для практической деятельности педагога?
Каковы основные этапы и особенности становления философии образования за рубежом и в России?
Дайте характеристику проблематики философии образования.
Каково значение философского анализа проблем образования для реформирования системы образования в России, регионе, в образовательном учреждении?
Назовите основные черты и функции образования как явления культуры.
Охарактеризуйте образование как социальный институт. Раскройте его влияние на систему социальных отношений и воспроизводство культуры в обществе.
Что собой представляет проблема доступности образования в обществе? Каковы пути ее решения в условиях реформирующейся России?
Раскройте сущность понятий "социокультурный тип образования", "образовательная парадигма", "образовательная модель".
Охарактеризуйте цивилизационные и культурные изменения в обществе конца 20 века. Какие изменения в образовании обусловил процесс становления информационной цивилизации?
Как изменялись цели и ценности образования в их исторической динамике?
Как процесс реформирования образовательных систем второй половины 20 века связан со сменой социокультурных типов образования?
Что означает выражение "социокультурный контекст образования"? Как необходимо учитывать социокультурный контекст образования при конструировании образовательной модели школы (дошкольного образовательного учреждения, учреждения дополнительного образования)?
В чем заключается изменение функций педагога в современных условиях? Какие требования предъявляет к профессиональной подготовке его роль посредника между учеником и культурой?
Как происходит становление неклассической парадигмы образования во второй половине 20 века?
Каковы факторы, обусловливающие динамику образования в 20 веке?
В чем состоит новое видение функций образования в обществе конца 20 века? Дайте характеристику подходу к образованию как к самостоятельной ценности.
Каковы причины центрации проблем образования вокруг проблемы человека?
Каково содержание и роль понятий "человек" и "личность" в теории образования? Охарактеризуйте сущность антропологического подхода в образовании.
Каким образом осуществляется учет биопсихосоциальной сущности человека в современных моделях образования?
Охарактеризуйте образовательные модели, основанные на антропологическом подходе к образовательной деятельности?
Почему образование в экономически развитых странах рассматривают как важнейший фактор жизнеспособности человека и общества?
Чем обусловлено утверждение идеи непрерывного образования в экономически развитых странах? Что означает непрерывное образование применительно к работникам образования?
В чем выражается взаимообусловленность процессов адаптации и развития личности в современном обществе (на примере социализации учащихся Оренбургской области)?
Дайте характеристику учебно-личностных достижений учащихся как результата образовательной деятельности.
Охарактеризуйте нормативно-правовую и учебно-методическую базу, обеспечивающие достижения учащихся в соответствии с государственными образовательными стандартами и образовательными потребностями общества.
Раскройте смысл понятия "качество образования". Назовите основные пути обеспечения качества образования на уровне образовательного учреждения.
Охарактеризуйте основные требования к качеству современного образования.
V. ЛИТЕРАТУРА.
I.
Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социологии науки и техники. - М., 1986.
Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование // Вопросы философии, 1990, № 1.
Бердяев Н.В. Философия свободы (смысл творчества). - М., 1989.
Библер В.С. Диалог культур и школа ХХ1 века // Школа диалога культур. (Идеи. Опыт. Проблемы). - Кемерово, 1993.
Гадамер Г. - Актуальность прекрасного.- М., 1991.
Лотман Ю.М. Культура и взрыв.- М.: Гнозис, 1992.
Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история.- М.: Язык русской культуры, 1996.
Мамардашвили М.К. Мысль под запретом // Вопросы философии, 1992, № 4.
Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988.
Полани А. Личностное знание.- М., 1985.
Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1982.
Розанов В.В. Сумерки просвещения (Сост. В.Н. Щербаков.- М.: Педагогика, 1990.
Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. С англ. И нем. - М.: Прогресс, 1990.
Хайдеггер М. Что значит мыслить? // Разговоры на проселочной дороге. - М., 1991.
Шелер М. Формы знания и образование // Человек , 1992, № 4-5.
II.
Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: Владос, 1994.
Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии, 1989, № 3.
Берулава А.Г. Тест естественнонаучного мышления. - М., 1992.
Брунер Дж. Процесс обучения. Пер. С англ. - М.: Изд-во Академиии пед. н. РСФСР, 1962.
Вертгеймер М. Продуктивное мышление. - М., 1987.
Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб.: ОМ, 1994.
Григорян Б.Г. Человек , его положение и призвание в современном мире.- М,: Мысль, 1986.
Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее (Кризис образования в России на пороге ХХ1 века. - Челябинск, 1993.
Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. - М.: Интерпракс 1994.
Джуринский А.Н. Зарубежная школа : история и современность: Учеб. Пособие / Рос. Открытый университет. - М., 1992.
Ивин А.А. Основания логики оценок. - М., 1970.
Каган М.С. Философия культуры .- СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1996.
Каспржак А.Г., Левит М.Б. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен.- М.: МИРОС, 1994.
Куликов В.Б. Педагогическая антропология: Истоки. Направления. Проблемы.- Свердловск : Изд-во Уральск. Ун-та, 1988.
Колесников Л.Ф.,.Турченко В.Н. Борисова Л.Г. Эффективность образования. - М.: Педагогика , 1994.
Кузнецова Т.Ф. Философия и проблемы образования. - М., 1990.
Кусжанова А.Ж. К теории образования : философские и социологические проблемы. - Оренбург : Изд-во ОГПИ, 1993.
Клинберг Л. Проблемы теории обучения // Пер. С нем. - М.: Педагогика, 1984.
Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивание / Вопросы философии , 1994, № 2.
Кумбс Ф.Г. Кризис образования: Системный анализ.- М., 1970.
Келасьев В.Н. Интегративная концепция человека. - СПб: Изд-во СПб ун-та, 1992.
Клементьев Е.Д. Социально- философские аспекты образования // Вопросы философии, 1984, № 1.
Кибернетика живого: человек в разных аспектах. - М., 1989.
Концепция человека в современной западной философии.- М., 1988.
Калувэ Л. де, Маркс Э., Петри М. Развитие школы: модели и изменения / Пер. С англ. - Калуга, 1994.
Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М.: Высшая школа, 1991.
Моисеев Н.Н. Восхождение к разуму: Лекции по универсальному эволюционизму и его приложением. - М.: Изд-во АТ, 1993.
Межуев В.М. Культура и история. - М., 1977.
Миронов В.Б. Век образования. - М.: Педагогика, 1990.
Михайлов Ф.Т. Философские традиции и исторические практики // Философские исследования, 1993, № 2.
Мошер Р., Кенни Р., Гаррод Э. Воспитание гражданина: демократические школы/ Пер. С англ. - М.: Народное образование, 1996. -
Нечаев В.Я. Социология образования. - М.: Изд-во МГУ, 1992.
Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. - М.: Прометей, 1989.
Нанивская В.Т. Анатомия репрессивного сознания (как создавалась отечественная школа) Вопросы философии, 1990, №5.
Налимов В.В. В поисках иных смыслов. - М.: Прогресс, 1993.
Образование в конце ХХ века ( материалы круглого стола) Вопросы философии, 1992. № 9.
Образовании в современном мире: состояние и тенденции развития. - М., 1986.
Образовательная программа школы (методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений). Вып.1. - М., 1995.
Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры, плодотворные идеи. - М.: Педагогика, 1989.
Петров М.К. Человек и культура в научно-технической революции // Вопросы философии, 1990, № 5.
Петрова Е.Н. Экология индивидуальности: философско-социологический аспект.- Екатеринбург: Изд-во Уральск. Ун-та, 1992.
Розин В. Обучение, образование, культура // Вестник высшей школы, 1987, № 2.
Розин В. Философия образования: Предмет, концепция, направленность изучения // alma mater , 1991, № 1.
Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования.- М., 1992.
Савицкая Э. Закономерности формирования "модели культурного человека" // Вопросы
философии, 1990, № 5.
Саймон Б. Общество и образование: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1989.
Социально-философские проблемы образования. - М.: Наука, 1992.
Судаков В.Н. Мифология воспитания: Очерки теории развития и воспитания личности. - Свердловск: Изд-во Уральск. ун-та, 1991.
Судьбы образования в России. Сборник статей. - М.: Педагогика, 1996.
Теория и практика воспитательных систем / Ред. Л.И. Новикова и др.- М.: РАО, 1996.
Фейнберг Е.Л. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке. - М.: Наука, 1992.
Шварцман К.А., Коновалова Л.В., Крутова О.В. Воспитание: новые подходы к вечной теме (Философия и этика воспитания). - М.: Луч, 1993.
Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. - М.: Изд-во "Эксперимент", 1993.
III.
Гуманитаризация образования как фактор развития региональной социообразовательной среды: Материалы Всероссийской конференции, 7-8 апреля 1997 г. - Оренбург : Изд-во ООИУУ, 1997.
Изменение целей современного образования. Материал в помощь работникам образования. - Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1996.
Образование как фактор развития личности: Сборник статей.- Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1997.
Основы гуманитаризации образования: Ученые записки ОИУУ. Т. 2 .- Оренбург; Изд-во ООИУУ, 1997.
Девятова С.В., Купцов В.И. Развитие естествознания в контексте мировой истории.- Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1997.
Российский менталитет в системе российского образования. В 3-х ч. - Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1996.
Ученые записки ООИУУ. Т.1. - Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1995.
IV.
Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. - М.: Урао, 1999.
Гершунский Б.С. Философия образования. - М.: Флинта, 1999.
Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. - М.: Изд.корпорация "Логос", 2000.
Рындак В.Г. Методологические основы образования. Уч.пособие. - Оренбург: Изд.центр ОГАУ, 2000.
Смирнова Н.В. Социокультурная динамика образовательного процесса. - Оренбург: Изд-во ОГУ, 2000.
Смирнова Н.В. Трансформация российской социальности: Образование для жизнеспособных поколений. - Оренбург: Изд-во ОГУ, 2000.
Смирнова Н.В. Образовательный процесс как форма воспроизводства социальности. - Оренбург: Изд-во ОГУ, 2000.
|