УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН дисциплины Философия образования

Представила: Мухамеджанова Н.М.
Дата: 28.05.02

Цель: обеспечение философско-методологической подготовки руководителей образования в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности "Менеджер в социальной сфере" (квалификация "менеджер образования")

Категория слушателей: руководители образовательных учреждений

Срок обучения: 24 часа (из них - 12 аудиторных, 12 - на самостоятельную работу)

Форма обучения: очно-заочная
Режим занятий : 6 часов в день

Наименование

Всего

в том числе

Форма контроля

п/п

тем

час.

Лекции

практические, лабораторные семинарские занятия

 

1

Образование как феномен культуры и социальный институт.

2

2

 

Входная диагностика (тест)

2

Социокультурная динамика мирового и российского образования.

2

2

   

3

Образовательная деятельность  как система.

2

 

2

 

4

Управление качеством  образования на уровне образовательного учреждения.

4

2

2

 

5

Проблемы философии образования в практической деятельности руководителя образовательного учреждения

2

2

   
 

Итоговый контроль

     

       Зачет

 

Итого

12

8

4

 

 

Учебная программа дисциплины
"Философия образования"

1.Введение.

Программа является составной частью (модулем) образовательной программы переподготовки руководителей образовательных учреждений по специальности "Менеджер в социальной сфере" (специальность "менеджер образования").
Основная цель дисциплины "Философия образования"
- обеспечение философско-методологической подготовки руководителей образования для достижения ими уровня профессиональной компетентности, позволяющего:
соотносить тенденции в динамике мирового, российского и регионального образования с проблемами развития конкретного образовательного учреждения;
решать задачи по управленческому обеспечению реформирования регионального образования
на управленческом уровне обеспечивать достижения учащихся в соответствии с требованиями государственных стандартов общего образования, личностных потребностей и возможностей учащихся; а также с учетом социокультурных потребностей общества.
Для реализации целей программа предполагает решение следующих задач:
показать место и роль философского анализа проблем образования в теории образования;
предоставить слушателям системное изложение материала по проблемам образования и философской антропологии на основе историко-философского, социокультурного и компаративного подходов;
раскрыть специфику образования как явления культуры и социального института в его исторической и социокультурной динамике;
раскрыть сущность системного подхода к образовательной деятельности, показать роль и функции в ней педагога и руководителя образовательного учреждения;
показать сущность и значение философской культуры руководителя образовательного учреждения как составной части его профессиональной подготовки и методологической основы практической деятельности;
на основе диагностики и самодиагностики слушателей определить основные направления и задачи их самостоятельной работы по совершенствованию своей философской культуры как необходимого условия осознанного участия в реформировании российского и регионального образования.

2. Тема 1. Образование как феномен культуры и социальный институт.
Предмет философии образования. История становления философии образования за рубежом и в России. Специфика философского уровня осмысления проблем образования. Место и роль философии образования как прикладной сферы философского знания в теории образования (эдьюкологии). Взаимосвязь между философией образования и практикой образования. Значение философского анализа проблем образования для становления теории и оптимизации практики реформирования образования в России.
Основные черты и сущность образования как явления культуры. Взаимосвязь динамики культуры и эволюции образовательной деятельности в трансляции, воспроизводстве и порождение элементов культуры.
Понятия тип культуры, социокультурный тип образования, " базовые ценности культуры", "цели и ценности образования", "историко-культурный и социокультурный идеалы образованности", "социокультурная значимость (эффективность) образования", "качество образования".
Структура образования как социального института. Динамика социально обусловленных структур образования. Понятия "управленческая инфраструктура образования", "социальная сущность образования как подсистемы социума", "тип социального взаимодействия в образовании". Соотношение культурных и социальных аспектов образования. Эволюция образования и социальная эволюция: опосредованность, взаимодействие, относительная самостоятельность образовательных социальных институтов. Характер взаимосвязей этнических и национальных структур в образовании как социальном институте. Проблемы реформирования образования как социальной системы.

Тема 2. Социокультурная динамика мирового и российского образования.

Понятия "социокультурная динамика", "социокультурная ситуация", "социокультурный контекст образования". Понятия "парадигма в образовании", "образовательная модель". Основные этапы эволюции образования как социокультурного явления: античный тип образования, схоластическое образование средневековья, становление и развитие классического образования в 18-19 в.в. Движение "Новая школа" в Европе 20-30 г.г. и отечественная педология как попытки обрести новые ориентиры в образовании.
Становление неклассической парадигмы образования во второй половине ХХ века. Ее воплощение в разных образовательных моделях. Система целей современного образования. Проектирование и обеспечение достижений учащихся как путь реализации образовательных целей.


Тема 3. Образовательная деятельность как система.

Понятие системности в применении к образовательной деятельности. Система "цель - содержание - технология - результат" в образовании. Их воплощение на социальном и индивидуальном (педагога и учащегося) уровне. Взаимосвязь целей образовательной деятельности с ценностями и идеалами образованности культур. Обусловленность содержания образования динамикой науки, художественно-образных и др. вненаучных форм знания. Функции педагога в их историко-культурном изменении. Цивилизационные и культурные изменения в обществе конца ХХ века. Становления информационной (постиндустриальной) цивилизации. Ситуация постмодерна в культуре. Новое видение взаимодействий в системе "общество - природа - человек". Причины центрации проблем культуры и образования вокруг проблемы человека.
Понятия "человек" и "личность" в теории образования. Становление идей о биопсихосоциальной сущности человека, их значение для практики образования. Отечественные концепции человека второй половины ХХ века. Философское понимание природы, генезиса, эволюции человека как метатеоретический уровень в теории образования. Антропологический подход как основа образовательной деятельности: сущность, прикладные аспекты, образовательные модели, основанные на антропологическом подходе к организации учебно-воспитательного процесса.
Новое видение функций образования в обществе: образование как самодостаточная ценность в отличие от "образования для..." Утверждение идеи непрерывности образования в экономически развитых странах. Новый характер соотношения процессов социокультурной адаптации и развития личности как человека в его социально значимых проявлениях. Проблема качества и эффективности образования как проблема учебно-личностных достижений учащегося. Культуроориентированность современных моделей образования. Система целей образования, ориентированного на культуру. Ее нормативно-правовое обеспечение в ходе реформирования образования в России и на региональном уровне. Проблема социального маркетинга в образовательном пространстве России и региона.


Тема 4. Управление качеством образования на уровне образовательного учреждения.
Понятие "качество образования" в социокультурном контексте реформирующейся России. Задача формирования нового качества образования как условие жизнеспособности личности и общества на стадии становления информационной цивилизации. Новое качество российского и регионального образования - условие успешности становления рыночных отношений в России.
Основные требования к качеству современного образования в соотнесении со структурой учебно-личностных достижений учащихся. Система критериев качественного образования на уровне региона, территории и образовательного учреждения. Условия обеспечения качества образования в учреждениях дошкольного, общего и дополнительного образования.
Приоритеты в системе функций руководителя образовательного учреждения. Функция менеджера образования по управлению качеством образовательного процесса.
Образовательная программа школы (дошкольного образовательного учреждения, учреждения дополнительного образования) как механизм управления качеством образования. Структура и содержание образовательной программы, пути ее формирования и управленческие возможности ее использования. Мониторинг качества образовательной деятельности и механизмы его формирования на уровне образовательного учреждения.


Тема 5. Проблемы философии образования в практической деятельности руководителя образовательного учреждения.
Понятие "философская культура", его применение к деятельности педагога и руководителя образования. Связь философской подготовки с профессиональной компетентностью и социально-профессиональной мобильностью работников образования. Структура философской культуры педагога и менеджера образования. Место философской культуры в структуре профессиональной компетентности работника образования. Пути и условия становления философской культуры педагога и менеджера образования.
Механизмы реализации прикладных аспектов философии образования в практической деятельности педагога и руководителя образовательного учреждения. Функции руководителя образовательного учреждения по обеспечению профессиональной подготовки работников. Антропологическая экспертиза образовательного процесса в школе: сущность, структура, особенности функционирования, международный и региональный опыт использования.

3. Методические особенности реализации программы.

Так как программа предполагает обновление знаний, полученных педагогами в вузе, прирост нового для них знания, анализ и интерпретацию собственной практической деятельности и выход на определенный уровень понимания проблем философии образования, то методическая сторона реализации программы ориентирована на:
использование входной диагностики в форме системы открытых вопросов, предполагающих обращение слушателей к осмыслению опыта практической работы образовательного учреждения. Это является не столько средством диагностики знаний и профессиональных установок слушателей, сколько методическим приемом введения слушателей в проблематику рассматриваемых проблем, формирования у них установки на понимание прикладной значимости философского анализа образования для работника образования.
информационные формы работы со слушателями (лекции, просмотр видеоматериалов), занимающие до 50% учебного времени;
активные формы учебной деятельности слушателей, в том числе семинарские занятия, коллоквиумы, круглые столы, лекции-практикумы и т.д.
Значительное место в реализации курса "Философия образования"занимает самостоятельная работа слушателей. Для ее методического обеспечения слушателям предлагаются вопросы для самостоятельной работы, а также списки учебной, справочной и дополнительной литературы .
Итоговая диагностика проводится в форме зачетного собеседования или зачетного коллоквиума после освоения слушателями всего содержания программы спецкурса. Итоговая диагностика носит закрепляющий характер, ее цель - подведение итогов работы слушателя на аудиторных занятиях и в самостоятельной форме, а также постановка индивидуально-личностных задач для следующего этапа непрерывного образования.

Учебные пособия
1.
1.Введение в философию. Учебное пособие для вузов /Под ред. И.Т.Фролова. - М.: Высшая школа, 1989.
2.Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века . - М., 1998.
3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. П.В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1995.
4. Гуревич П.С. Философская антропология. Учебное пособие для вузов. - М.: Изд-во "Вестник", 1997.
Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов вузов. В 2-х ч. - М.: АО "Аспект Пресс", 1994.

Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. Пособие для преподавателей. - М.: Интерпракс, 1994.
Смирнова Н.В. Философия и образование: Проблемы философской культуры педагога. Книга для учителя. - М.: Социум, 1997.
Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники: Учеб.пособие. - М.:Контакт-Альфа, 1995.
Управление школой: теоретические основы и методы. Учебное пособие / Под ред.В.С.Лазарева. - М.:Центр социальных и экономических исследований, 1997.

Справочная литература

1. Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. - СПб., 1995.
Современная западная философия. Словарь. - М.: Политиздат, 1991.
Современный философский словарь /Под ред. В.Е.Кемерова. - М.: Одиссей, 1996.
4. Человек и общество. (Культурология). Словарь-справочник. - Ростов-на- Дону: Изд-во "Феникс", 1996.
Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА - М, 1997.

Информационное обеспечение программы.

Для информационного обеспечения программы "Философия образования" предлагается информация на магнитных носителях:
Образовательная программа "Философия образования". Информационный банк кафедры философии ООИУУ.
Вопросы и литература для самостоятельной работы слушателей по подготовке к зачету. Информационный банк кафедры философии ООИУУ.
Видеолекция (6 часов) по теме "Проблемы человека и образования взападной и отечественной философской антропологии". Спецкурс разработан и прочитан к.филос.н., доцентом Писарчиком Л.Ю., к.филос.н., доцентом Смирновой Н.В. Видеотека ООИУУ.


4. Контрольные вопросы.


Что изучает философия образования? Каково ее значение для практической деятельности педагога и менеджера в образовании?
Дайте характеристику проблематики и прикладных проблем философии образования.
Назовите основные черты и функции образования как явления культуры.
Охарактеризуйте образование как социальный институт. Раскройте его влияние на систему социальных отношений и воспроизводство культуры в обществе.
Что собой представляет проблема доступности образования в обществе? Каковы пути ее решения в условиях реформирующейся России?
Раскройте смысл понятия "управленческая инфраструктура образования" и охарактеризуйте основные функции менеджера по управлению образовательной системой.
Перечислите основные, исторически сложившиеся типы управления образовательными системами. Какой тип управления в большей мере обеспечивает позитивную динамику образовательных систем?
Раскройте сущность понятий "социокультурный тип образования", "образовательная парадигма", "образовательная модель".
Охарактеризуйте цивилизационные и культурные изменения в обществе конца 20 века. Какие изменения в образовании обусловил процесс становления информационной цивилизации?
Как изменялись цели и ценности образования в их исторической динамике?
Что означает выражение "социокультурный контекст образования"? Как необходимо учитывать социокультурный контекст образования при конструировании образовательной модели школы (дошкольного образовательного учреждения, учреждения дополнительного образования)?
Как происходит становление неклассической парадигмы образования во второй половине 20 века?
Каковы факторы, обусловливающие динамику образования в 20 веке?
В чем состоит новое видение функций образования в обществе конца 20 века? Дайте характеристику подходу к образованию как к самостоятельной ценности.
Каковы причины центрации проблем образования вокруг проблемы человека? Охарактеризуйте сущность антропологического подхода в образовании.
Каким образом осуществляется учет биопсихосоциальной сущности человека в современных моделях образования?
Почему образование в экономически развитых странах рассматривают как важнейший фактор жизнеспособности человека и общества?
Охарактеризуйте проблему функциональной грамотности применительно к деятельности Вашего образовательного учреждения.
Чем обусловлено утверждение идеи непрерывного образования в экономически развитых странах? Что означает непрерывное образование применительно к работникам образования?
Дайте характеристику учебно-личностных достижений учащихся как результата образовательной деятельности.
В чем состоят функции руководителя образовательного учреждения по созданию условий, обеспечивающих учебно-личностные достижения учащихся?
Охарактеризуйте нормативно-правовую и учебно-методическую базу, обеспечивающие достижения учащихся в соответствии с государственными образовательными стандартами и образовательными потребностями общества.
Раскройте смысл понятия "качество образования". Назовите основные пути обеспечения качества образования на уровне образовательного учреждения.
Охарактеризуйте основные требования к качеству современного образования.
Дайте характеристику понятия "педагогическое сообщество". В чем состоит роль педагогического коллектива, учащихся, их родителей по обеспечению качества образования?
В чем состоят функции менеджера образования по обеспечению качества образования на уровне школы (дошкольного образовательного учреждения, учреждения дополнительного образования)?
Назовите основные звенья алгоритма управления качеством образовательного процесса на уровне образовательного учреждения.
Дайте характеристику образовательной программы как механизма управления качеством образования в школе (дошкольного образовательного учреждения, учреждения дополнительного образования).
Что такое философская культура работника образования? Каково ее место в структуре профессиональной компетентности учителя и руководителя образования?
Охарактеризуйте функции менеджера образования по обеспечению профессиональной компетентности педагогических кадров образовательного учреждения.

5. Литература

I.

Бахтин М.М. К философии поступка //Философия и социологии науки и техники. - М., 1986.
Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование //Вопросы философии, 1990, № 1.
Бердяев Н.В. Философия свободы (смысл творчества). - М., 1989.
Библер В.С. Диалог культур и школа ХХI века //Школа диалога культур. (Идеи. Опыт. Проблемы). - Кемерово, 1993.
Гадамер Г. - Актуальность прекрасного. - М., 1991.
Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М.: Гнозис, 1992.
Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. - М.: Язык русской культуры, 1996.
Мамардашвили М.К. Мысль под запретом // Вопросы философии, 1992, № 4.
Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988.
Полани А. Личностное знание. - М., 1985.
Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1982.
Розанов В.В. Сумерки просвещения (Сост. В.Н. Щербаков. - М.: Педагогика, 1990.
Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. С англ. И нем. - М.: Прогресс, 1990.
Хайдеггер М. Что значит мыслить? //Разговоры на проселочной дороге. - М., 1991.
Шелер М. Формы знания и образование //Человек , 1992, № 4-5.

II.

Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: Владос, 1994.
Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма //Вопросы философии, 1989, № 3.
Брунер Дж. Процесс обучения. Пер. С англ. - М.: Изд-во Академиии пед. н. РСФСР, 1962.
Вертгеймер М. Продуктивное мышление. - М., 1987.
Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб.: ОМ, 1994.
Григорян Б.Г. Человек , его положение и призвание в современном мире. - М.: Мысль, 1986.
Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее (Кризис образования в России на пороге ХХ1 века). - Челябинск, 1993.
Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. - М.: Интерпракс 1994.
Джуринский А.Н. Зарубежная школа : история и современность: Учеб. Пособие / Рос. Открытый университет. - М., 1992.
Ивин А.А. Основания логики оценок. - М., 1970.
Каган М.С. Философия культуры .- СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1996.
Каспржак А.Г., Левит М.Б. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. - М.: МИРОС, 1994.
Куликов В.Б. Педагогическая антропология: Истоки. Направления. Проблемы. - Свердловск : Изд-во Уральск. Ун-та, 1988.
Колесников Л.Ф., Турченко В.Н., Борисова Л.Г. Эффективность образова-ния. - М.: Педагогика , 1994.
Кузнецова Т.Ф. Философия и проблемы образования. - М., 1990.
Кусжанова А.Ж. К теории образования : философские и социологические проблемы. - Оренбург : Изд-во ОГПИ, 1993.
Клинберг Л. Проблемы теории обучения //Пер. С нем. - М.: Педагогика, 1984.
Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивания /Вопросы философии , 1994, № 2.
Кумбс Ф.Г. Кризис образования: Системный анализ. - М., 1970.
Келасьев В.Н. Интегративная концепция человека. - СПб: Изд-во СПб ун-та, 1992.
Клементьев Е.Д. Социально- философские аспекты образования //Вопросы философии, 1984, № 1.
Концепция человека в современной западной философии. - М., 1988.
Калувэ Л. де, Маркс Э., Петри М. Развитие школы: модели и изменения / Пер. С англ. - Калуга, 1994.
Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М.: Высшая школа, 1991.
Моисеев Н.Н. Восхождение к разуму: Лекции по универсальному эволюционизму и его приложением. - М.: Изд-во АТ, 1993.
Межуев В.М. Культура и история. - М., 1977.
Миронов В.Б. Век образования. - М.: Педагогика, 1990.
Михайлов Ф.Т. Философские традиции и исторические практики // Философские исследования, 1993, № 2.
Мошер Р., Кенни Р., Гаррод Э. Воспитание гражданина: демократические школы /Пер. С англ. - М.: Народное образование, 1996. -
Нечаев В.Я. Социология образования. - М.: Изд-во МГУ, 1992.
Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. - М.: Прометей, 1989.
Нанивская В.Т. Анатомия репрессивного сознания (как создавалась отечественная школа)// Вопросы философии, 1990, №5.
Налимов В.В. В поисках иных смыслов. - М.: Прогресс, 1993.
Образование в конце ХХ века (материалы круглого стола)// Вопросы философии, 1992. № 9.
Образовании в современном мире: состояние и тенденции развития. - М., 1986.
Образовательная программа школы (методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений). Вып.1. - М., 1995.
Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры, плодотворные идеи. - М.: Педагогика, 1989.
Петров М.К. Человек и культура в научно-технической революции // Вопросы философии, 1990, № 5.
Петрова Е.Н. Экология индивидуальности: философско-социологический аспект. - Екатеринбург: Изд-во Уральск. Ун-та, 1992.
Розин В. Обучение, образование, культура //Вестник высшей школы, 1987, № 2.
Розин В. Философия образования: Предмет, концепция, направленность изучения // Alma mater , 1991, № 1.
Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования. - М., 1992.
Савицкая Э. Закономерности формирования "модели культурного человека" // Вопросы
философии, 1990, № 5.
Саймон Б. Общество и образование: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1989.
Социально-философские проблемы образования. - М.: Наука, 1992.
Судаков В.Н. Мифология воспитания: Очерки теории развития и воспитания личности. - Свердловск: Изд-во Уральск. ун-та, 1991.
Судьбы образования в России. Сборник статей. - М.: Педагогика, 1996.
Теория и практика воспитательных систем / Ред. Л.И. Новикова и др. - М.: РАО, 1996.
Фейнберг Е.Л. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке. - М.: Наука, 1992.
Шварцман К.А., Коновалова Л.В., Крутова О.В. Воспитание: новые подходы к вечной теме (Философия и этика воспитания). - М.: Луч, 1993.
Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. - М.: Изд-во "Эксперимент", 1993.

III.

Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. - М.: Урао, 1999.
Гершунский Б.С. Философия образования. - М.: Флинта, 1999.
Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. - М.: Изд.корпорация "Логос", 2000.
Рындак В.Г. Методологические основы образования. Уч.пособие. - Оренбург: Изд.центр ОГАУ, 2000.
Смирнова Н.В. Социокультурная динамика образовательного процесса. - Оренбург: Изд-во ОГУ, 2000.
Смирнова Н.В. Трансформация российской социальности: Образование для жизнеспособных поколений. - Оренбург: Изд-во ОГУ, 2000.
Смирнова Н.В. Образовательный процесс как форма воспроизводства социальности. - Оренбург: Изд-во ОГУ, 2000.


Литература, вышедшая в издательстве ООИПКРО.

Антропологические основания образования: Ученые записки ООИУУ. Т.3. - Оренбург:Изд-во ООИУУ, 1998.
Антропологические подход в образовании: методологические аспекты. Материалы межвузовской научной конференции. 28 мая 1998 г. - Оренбург:Изд-во ООИУУ, 1998.
Гуманитаризация образования как фактор развития региональной социообразовательной среды: Материалы Всероссийской конференции, 7-8 апреля 1997 г. - Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1997.
Изменение целей современного образования. Материал в помощь работникам образования. - Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1996.
Образование как фактор развития личности: Сборник статей. - Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1997.
Основы гуманитаризации образования: Ученые записки ОИУУ. Т.2. - Оренбург; Изд-во ООИУУ, 1997.
Девятова С.В., Купцов В.И. Развитие естествознания в контексте мировой истории. - Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1997.
Российский менталитет в системе российского образования. В 3-х ч. - Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1996.
Ученые записки ООИУУ. Т.1. - Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1995.
Человек и образование. Научно-информационный бюллетень. 1998, №1.

 

Оренбургский ИПК РО

| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека |