О социокультурных основаниях перехода на 12-летнее образование
Представила: Мухамеджанова Н.М., зав.кафедрой философии ООИПКРО, кандидат культурологии, доцент
Дата: 15.04.02

Проблема перехода средней школы на 12-летнее образование является сегодня предметом активного обсуждения всей российской общественности: ученых, работников органов управления образованием, педагогов-практиков, родителей и даже самих учащихся. Хотя уже опубликован проект Концепции структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе, споры о проблемах и перспективах данного, весьма важного шага в реформировании российского образования, вызывают самые крайние, противоречивые оценки и суждения.

Противниками данной меры в качестве основных аргументов называются, как правило, все те проблемы, которыми чреват переход средней школы на 12-летнее образование, а именно: необходимость значительных денежных затрат в условиях экономической и финансовой нестабильности современного российского общества; нехватка зданий для обучения увеличившегося количества школьников, а следовательно, обучение во вторую смену, что, конечно же, негативно скажется на здоровье учащихся; неготовность педагогического сообщества к решению данной проблемы; необходимость перестройки всей системы повышения квалификации работников образования, создания нормативно-правового и программно-методического обеспечения перехода на 12-летнее образование и многие другие.

Сторонниками данной меры называются, прежде всего, такие позитивные последствия перехода на 12-летнее образование, как уменьшение нагрузки на учащихся за счет увеличения продолжительности обучения, возможность дать выпускникам средней школы более качественное образование, улучшение криминогенной обстановки в стране, возможность осуществления более активной и целенаправленной профессиональной ориентации вступающих во взрослую жизнь выпускников школы, а следовательно, и решение проблемы их будущего трудоустройства. Наконец, переход на 12-летнее среднее образование рассматривают как один из путей решения проблемы занятости кадров многочисленного педагогического корпуса в условиях катастрофического падения рождаемости в стране.

Необходимо сказать, что далеко не все из названных аргументов способны выдержать сколь-нибудь серьезную критику. Например, вполне очевидно, что переход на 12-летнее образование вовсе не означает автоматического снижения нагрузки на учащихся и тем более повышения качества образования при сохранении всех прочих черт, характеризующих современную систему образования: преобладание репродуктивных методов обучения, ориентация на трансляцию готового знания, насыщенность содержания образования избыточными научными сведениями, не используемыми в дальнейшем выпускниками учебных заведений, игнорирование воспитательных целей в современном образовании и пр. Кроме того, в условиях, когда декларируется принцип гуманизации образования, ориентации на потребности и интересы отдельного ученика, вряд ли гуманистическим может быть назван подход, когда социальные проблемы занятости населения страны хотят решить за счет увеличения продолжительности “сидения” за школьной партой уже взрослого человека, ведь в данном случае ученик становится опять же средством решения неких надличностных (а именно социальных) проблем.

Как известно, увеличение продолжительности обучения в средней школе является общецивилизационной тенденцией развития образования в мире. Сегодня в большинстве стран Европы, а также в некоторых странах СНГ срок обучения в средней школе равен 12-13 годам и, более того, обнаруживает тенденцию к увеличению. Так, в предвыборной программе Б.Клинтона, баллотирующегося на пост президента США, один из пунктов гласил о необходимости довести обязательное образование американцев до 14 лет: 12 лет средняя школа и 2 года обучения в колледже.

Известно, что тенденции развития современного образования определяются, прежде всего, потребностями развития общества. Какие же потребности общества делают оправданным увеличение продолжительности образования в средней школе?

В числе наиболее значимых причин увеличения продолжительности общего среднего образования во всем мире необходимо назвать, прежде всего, то, что современное общество переживает переходный период, связанный с формированием основ информационной цивилизации. И эта стремительно складывающаяся на наших глазах современная социокультурная ситуация предъявляет совершенно новые требования к качеству подготовки выпускников средней школы. Если главным ресурсом развития страны в стадии аграрной цивилизации была земля, в индустриальной – капитал, то главным ресурсом страны в стадии информационной цивилизации становится информация. Сегодня вряд ли кто осмелится спорить с утверждением: “Кто владеет информацией, тот владеет миром”. Именно информация: фундаментальная, научная, прикладная, технологическая - обеспечивает успех развития той или иной страны.

Данная особенность информационной цивилизации определяет и все другие ее черты, в частности характер труда членов данного общества. Если в аграрной цивилизации преобладал индивидуальный ручной труд (конкретный сапожник исполнял заказ конкретного заказчика), в индустриальной цивилизации преобладает стандартная машинная деятельность, деятельность у станка, в информационной цивилизации в условиях роботизации и автоматизации всех сфер производства на долю человека выпадает та часть труда, которая не может быть выполнена машиной, то есть творческий труд. А следовательно, с особой остротой встает вопрос о развитии творческих способностей личности, ее способностей к выполнению нестандартных действий, к принятию нестандартных решений в различных жизненных ситуациях.

Соответственно меняется и государственная политика в области образования. Если в аграрной цивилизации она направлена на ликвидацию безграмотности, в индустриальной – на подготовку специалиста, в информационной цивилизации главной задачей в области образовательной политики становится создание системы непрерывного образования. В условиях стремительно растущего потока информации, усложнения труда и развития всех сфер деятельности, стремительно убыстряется процесс отставания знаний специалистов от уровня развития науки и техники. В современной западной науке появился даже термин, заимствованный из ядерной физики, для обозначения единицы измерения устаревания знаний специалистов – период полураспада компетенции, который означает продолжительность времени после окончания высшего учебного заведения, когда в результате устаревания полученных знаний по мере появления новой информации компетентность специалиста снижается на 50 %. На рубеже 50-60 годов этот период, как утверждает Б.Л.Вульфсон, составлял 5-6 лет для инженеров предприятий с передовой технологией, а для медиков и биологов – всего 3-4 года. Сегодня этот срок, конечно же, значительно уменьшился. Следовательно, возникает необходимость постоянного повышения квалификации специалистов, продолжения последипломного образования в самых разнообразных видах и формах. Таким образом, образование становится основным фактором конкурентоспособности и отдельной личности, и всего общества, становится фактором экономической эффективности. А следовательно, образование не ограничивается только школьными годами или годами, проведенными в стенах вуза, оно становится неотъемлемой частью образа жизни члена информационного общества, становится самой жизнью человека.

Другой, не менее значимой тенденцией развития современного образования в мире является повышение требований к общекультурной подготовке человека. Одной из причин данной тенденции стал глобальный кризис цивилизации, обострение экологических, социальных, политических и прочих проблем. Как подчеркивают многие философы, в частности А.Назаретян (см. 3), дисбаланс между технологической мощью человека и его нравственной зрелостью подвел человечество к опасной черте, за которой оно либо погибнет, либо создаст новые культурные средства самосохранения. Представители гуманистической психологии и педагогики утверждают, что современное, крайне рационализированное образование обедняет личность, так как развивает интеллект, но не развивает эмоциональную сферу, которая делает ребенка счастливее и помогает принять правильное решение в сложной жизненной ситуации. Современная модель образования ориентирована, прежде всего, на обучение, а не на воспитание, следовательно, она не формирует ценностного мышления, а только мышление сциентистское, не формирует сознание ответственное, а только сознание функционера.

Если на первом этапе научно-технической революции основное внимание уделялось естественнонаучному образованию, преодолению разрыва между уровнем науки и содержанием школьных дисциплин, то в дальнейшем разочарование мирового сообщества в результатах научно-технической революции, дисгармоничное развитие человека приводит к пересмотру доли естественнонаучного и гуманитарного образования во всех странах мира. Гуманитаризация образования рассматривается как условие самосохранения всего человечества, становится общецивилизационной тенденцией. Мысль об особой значимости гуманитарного образования в современном мире прекрасно выражена в словах французского мыслителя Ломартина: “Если бы мы оказались внезапно лишены всех естественнонаучных знаний, материальный мир сохранился бы, хотя, безусловно, понес бы огромный ущерб. Но если человек утратит хотя бы одну из моральных истин, хранителем которых является гуманитарное образование, погибнет человек и все человечество” (цит.по 1, с.160-161). В условиях обострения глобального кризиса цивилизации особое значение приобретает задача нравственного воспитания личности и, прежде всего, формирование ответственности личности за последствия своей деятельности. Об этом же пишет профессор Гарвардского университета Б.Ф. Скиннер в книге “По ту сторону свободы и достоинства”: “Наша цивилизация нуждается в науке и технологии, и она создает их, чтобы спасти себя. Она богата и деятельна. И в значительной мере проявляет заботу о своем будущем. Но если она и далее будет считать своей высшей ценностью свободу и достоинство, а не собственное выживание, то очень может быть, что будущее будет принадлежать какой-то другой цивилизации. В своей книге я хочу показать, как плохо идут дела, когда свободу и достоинство личности превращают в фетиш” (цит. по 2, с. 207).

Кроме того, как подчеркивает Б.Л.Вульфсон, исследующий стратегию развития образования в западных странах, анализ современного рынка труда на Западе обнаружил парадоксальную ситуацию: предельно низкий удельный вес инженеров и техников, насыщенность рынка труда специалистами с широкой общекультурной, социально-гуманитарной и естественнонаучной подготовкой. Особенно высок удельный вес специалистов данного профиля в административном аппарате, торговых и финансовых учреждениях, в сфере услуг. Как свидетельствуют исследования рынка труда, их массовый приток повышает культуру труда, общую культуру, качество воспитания и общения. Таким образом, эффективность деятельности организации оказывается напрямую связанной с уровнем общекультурной подготовки специалистов. Именно поэтому по количеству часов гуманитарные предметы занимают сегодня доминирующее положение в западных школах, а в большинстве западных университетов даже естественнонаучные факультеты отводят гуманитарной подготовке специалистов до 25 % учебного времени: вводятся философия, социология, история, политология, социальная экология, междисциплинарные курсы: “Этика техники”, “Бизнес в художественной литературе”, “Проблемы ядерного века”, “Личность и общество”, “Основы воспитания”, “Воспитание в духе мира” и т.д. В 11-12 классах французской средней школы на гуманитарные предметы отводится 23 часа из 27, в западногерманских гимназиях – до 60 % учебного времени, в средних школах Италии – до 50 %. Молодежь с широкой общекультурной подготовкой охотнее, чем узкопрофессиональных специалистов, берут на работу.

Образование в мире сегодня рассматривается не только как фактор экономической эффективности общества, но и как фактор его стабильности. Ведь, как известно, именно маргиналы, люди некультурные, не получившие в свое время необходимого образования являются в любом обществе источником нестабильности, поскольку лишены возможности добиваться своих целей законными методами, в честной конкурентной борьбе. Проблема эта становится все более актуальной для западного общества в условиях неуклонного роста детской и юношеской преступности, которая на Западе выросла за последние 5 лет на 12-15 %. Еще более актуальна данная проблема для России, где число молодых людей 14-17 лет, совершивших различные преступления, с 90 по 94 годы увеличилось с 153 до 200 тысяч. Увеличение продолжительности среднего образования в данном случае становится способом удержать молодежь как можно дольше в организованных формах деятельности, защитить от вредного влияния улицы, уменьшить вероятность попадания социально и психически незрелого подростка в криминогенную среду при отсутствии возможностей поступить учиться или на работу.

Безусловно, одной из значимых причин увеличения продолжительности общего среднего образования в нашей стране является и значительно возросшая нагрузка на учащихся, сказывающаяся самым негативным образом на их здоровье, но практически не компенсирующаяся сколь-нибудь существенными изменениями в качестве подготовки. Известно, что в период с 1968 по 1993 год учебная нагрузка школьников увеличилась с 294 до 348 часов при одновременном снижении показателей, характеризующих уровень физического развития и здоровья учащихся. Цифры эти еще тревожнее в гимназиях, лицеях, школах с углубленным изучением отдельных предметов. Однако усложнение деятельности человека, возрастание психических, эмоциональных, физических нагрузок на человека, обострение экологических проблем делает чрезвычайно актуальной в современных условиях задачу сохранения и укрепления физического, психического и духовного здоровья человека. Именно поэтому чрезвычайно актуальным для образования в современной ситуации становится антропологический подход – мировоззренческая установка, рассматривающая человека в единстве всех его проявлений (биологических, физических, социальных, культурных) как главную цель и ценность образовательной деятельности и утверждающая необходимость целостного, уравновешенного развития всех сфер становящегося человека.

Таким образом, увеличение продолжительности общего среднего образования продиктовано, на наш взгляд, стремлением разрешить те противоречия, которые характеризуют на современном этапе развитие общества вообще и систему образования в частности. Это противоречия в формировании и жизнедеятельности человека:

- быстрые изменения условий жизни и труда, нарастание стрессовых ситуаций, с одной стороны, и недостаточная способность человека к адекватной адаптации – с другой;

- крайняя актуальность задачи нравственного возвышения индивида, с одной стороны, и учащающиеся симптомы снижения этической планки в сознании и поведении людей – с другой;

- объективная потребность в повышении общекультурного уровня широких народных масс, с одной стороны, и развитие псевдокультурных и даже антикультурных тенденций среди миллионов людей – с другой.

В сфере образования это противоречия, которые характеризуют, прежде всего, содержание общего образования:

- между стандартизированным обучением всех учащихся и их индивидуальными потребностями и способностями;

- между логикой науки, ее постоянным усложнением и реальными познавательными возможностями школьников;

- между тенденциями к специализации обучения и задачей разностороннего развития личности;

- между господствующей в школьном обучении репродуктивной деятельностью и потребностью общества в людях с развитыми творческими способностями.

Эти противоречия носят глобальный характер, и в разных странах ведется интенсивный поиск путей их разрешения. Стремлением решить данные противоречия обусловлен, на наш взгляд, и переход общего среднего образования в России на 12-летний срок. Однако, затраты и усилия, которые сулит переход школы на 12- летнее образование, окажутся экономически и социально рентабельными лишь в том случае, если он создаст условия для реализации современной школой целей творческого развития личности, ее нравственного воспитания и общекультурной подготовки. А следовательно, важнейшим условием успешности перехода отечественной системы образования к 12-летней средней школе является подготовка всего педагогического корпуса к решению новых образовательных задач.

Литература.

1. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. – М.: Изд-во УРАО, 1999.

2. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. - Оренбург: Печатный дом “ДИМУР”, 1999.

3. Назаретян А. Технология и психология: к концепции эволюционных кризисов // Общественные науки и современность, 1993, №3.

4. Философия и методология науки. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /под ред. В.И.Купцова. – М.: Аспект-пресс, 1996.

Оренбургский ИПК РО

| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека |