Из истории развития трудового и технологического образования и воспитания школьников Оренбургской области
Представил: Семенов Ю.А., зав. УМК технологии
Дата: 01.07.02

Одной из важнейших учебных дисциплин современной общеобразовательной школы является технология, определяемая как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Она включает в себя изучение методов и средств, прежде всего технических, преобразования и использования указанных видов ресурса. В школьном курсе "Технология" выполняет функции интеграции, синтеза научных знаний, полученных при освоении содержания математики, физики, химии, биологии и других базовых дисциплин и демонстрирует возможности их использования в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и других сферах деятельности человека. Среди последних особо важное значение имеет управленческая деятельность, суть которой заключается в оперировании информацией (информационным ресурсом), а эффективность ее определяется исключительно способностью управленца к принятию компетентных решений.

Главной целью "Технологии" является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Это возможно при условии формирования у них способности:
а) определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве;
б) находить, преобразовывать и использовать необходимую информацию;
в) выдвигать идеи решения конструкторских и технологических проблем и реализовать их;
г) осуществлять технологическую подготовку производства;
д) анализировать результаты деятельности на каждом из этапов и вносить необходимые и возможные коррективы в последующие этапы деятельности.

Достижение главной цели "Технологии" предполагается путем:
а) формирования у учащихся политехнических знаний и экологической культуры;
б) привития у них элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
в) ознакомления их с основами современного производства и сферы услуг:
г) развития самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи:
д) обеспечения учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самопоределения;
е) воспитания трудолюбия, предприимчивости, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и общения;
ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умениемм применять их при реализации собственной продукции и услуг;
з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентноспособности при реализации.

Легко заметить, что на "Технологию" возложены функции пропедевтического, вводного курса всей системы профессионального образования: и начального, и среднего, и высшего. Постановка столь масштабных задач перед данной учебной дисциплиной произошла не сразу.
Обсуждение вопроса о необходимости совмещения академического обучения с трудовым обучением и воспитанием велось издавна. Практическое внедрение трудовой подготовки учащихся в школах нашей страны было предпринято вскоре после революции. В процессе построения советской школы среди работников народного образования проходили оживленные дискуссии. Одна часть учителей и методистов считала, что для наилучшего обеспечения связи школы с жизнью трудовое обучение. Необходимо включить в учебный план как самостоятельный предмет. Другая часть возражала, считая, что обучить труду можно в процессе преподавания традиционных учебных предметов по основам наук. Эти точки зрения отбрасывались третьей группой учителей и методистов, отстаивавших мысль о том, что трудовое обучение должно занимать центральное место во всей школьной системе.
Последняя в 20-х годах оказалась на некоторое время преобладающей среди работников органов народного образования. В результате появилась комплексная, а несколько позже так называемая проектная система обучения, согласно которой элементы знаний по математике, биологии, физике и другим учебным предметам группировались вокруг трудовых заданий учащимся. Например, получив задание выкопать в саду яму, учащиеся должны были в связи с этим вычислить, сколько придется выбросить земли (математика), разметить контур ямы (черчение), познакомиться с характером грунта (география и т.д.). Основным при этом был производительный труд, который дополнялся собственно обучением.
Постановлениями ЦК ВКП(б). от 5 сентября 1931 г. "О начальной и средней школе" и от 25 августа 1932 г. "Об учебных планах и режиме в начальной и средней школе" было восстановлено предметное преподавание основ наук. Наряду с другими учебными предметами в учебный план входило трудовое обучение как отдельный предмет. Это открывало новые перспективы. Однако на первых порах не удалось обеспечить школы учителями труда, имеющими специальную подготовку, создать удовлетворительную материальную базу трудового обучения, обеспечить взаимосвязь между трудовым обучением и преподаванием основ наук. В 1937 г. трудовое обучение как самостоятельный учебный предмет в школе было ликвидировано и самым была установлена монополия. академического обучения
В последующие годы трудовое воспитание учащихся осуществлялось главным образом в процессе внеклассной, внешкольной и общественно полезной работы. Фактически трудовое обучение продолжалось в учебный период на приусадебных участках, а в каникулярное - на колхозных полях в сельской местности. Трудоустраивались и городские школьники, поскольку скудные заработки родителей не обеспечивали особого изобилия.
В послевоенные годы внимание общественности нашей страны вновь обращается к проблеме трудового обучение в средней школе. В 1952 г. 19 съезд КПСС указал на необходимость развития в школе политехнического образования и трудового воспитания учащихся. Если до этого школа была главным образом резервом высших учебных заведений, то теперь из года в год увеличивалось число ее выпускников и далеко не все из них могли поступить в вузы. Значительная часть окончивших школу должна была включиться непосредственно в работу в сфере материального производства.
В учебный план средней школы в 1954 г. было введено трудовое обучение как одно из средств всестороннего развития подрастающего поколения. Затем начали изучаться возможности соединения общего среднего образования в старших классах с профессиональной подготовкой. В 1958 г. был принят закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР". В этом законе говорилось о необходимости включения всех школьников в общественно полезный труд, о соединении обучения с производительным трудом, о связи школы с жизнью. В нем предусматривалось также соединение в старших классах средней школы общеобразовательной и профессиональной подготовки. Это, по сути, было вторым рождением (или третьим, зависимости от точки зрения) идеи трудового обучения. При этом конкурировали две идеи: 1) восстановление трудовой подготовки образца 1920-х годов и 2) переход к 11-летнему школьному образованию с трудовым воспитанием и профильным обучением, одним из идеологов которого был бывший директор Шарлыкской средней школы А.С .Голубничий. Предпочтение было отдано второму подходу. Во многих школах области начался интенсивный процесс специальной и профессиональной подготовки учащихся. В Шарлыкской средней школе, по словам А.С. Голубничего, готовили их по 5 профессиям (в понмании того времени).
Однако последнее оказалось возможным лишь там, где для этого имелись необходимые условия, прежде всего соответствующая материальная база и квалифицированные кадры. К сожалению, они имелись далеко не во всех школах. Поэтому в 1966 г. были внесены частичные изменения в статью 4 Закона о школе, оговорив, что учащиеся получают профессиональную подготовку лишь в тех школах, где для этого необходимые условия. Процесс сопровождался резкими колебаниями выделяемого на трудовое обучение учебного времени. Был период снижения его до 2-х часов в неделю. В начале 1960-ых годов наблюдался подъем до 12 часов в неделю. Затем последовало резкое падение. В настоящее время оно снова составляет 2 часа в неделю.
Есть серьезные основания предполагать, что резервы технологии далеко не исчерпаны. Со временем она может стать главным системообразующим для школьного образовательного процесса, который как никогда ранее нуждается в надежных ориентирах

Оренбургский ИПК РО

| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека |